Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реформирование структуры российских монополий

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С другой стороны, многие рыночные структуры остаются, крайне несовершенными и неэффективными, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Сохраняется весьма заметно доля государства как в национальном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит… Читать ещё >

Реформирование структуры российских монополий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • Введение
  • Глава 1. Понятие и формы несовершенной конкуренции
  • 1.1 Олигополия
  • 1.2 Монополия
  • 1.3 Монополистическая конкуренция
  • Глава 2. Стратегия фирмы в условиях несовершенной конкуренции в российской экономике
  • 2.1 Стратегия фирмы в российской экономике
  • 2.2 Монополии в России на примере ОАО «Газпрома», РАО «ЕЭС России», ОАО «Российские железные дороги»
  • Глава 3. Реформирование структуры российских монополий
  • 3.1 Реформирования электроэнергетики
  • 3.2 Реформирование ОАО «РЖД»
  • 3.3 Будущее монополий
  • Заключение
  • Список литературы

В своей работе я хочу рассмотреть несовершенную конкуренцию и три ее формы: олигополию, монополию и совершенную конкуренцию.

Олигополия — это форма несовершенного рынка, на котором существует несколько производителей, которые контролируют значительную часть этого рынка.

Монополия — форма рынка, на котором присутствует один производитель или объединение производителей, которые контролируют рынок полностью.

Монополистическая конкуренция — рынок, на котором присутствует много производителей, но их продукция дифференцирована. Эта форма наиболее близка к совершенной конкуренции.

Олигополия и монополистическая конкуренция являются более распространенными на практике, чем совершенная конкуренция и монополия.

Существует несколько точек зрения относительно эффективности монополий, о которых тоже будет сказано в работе. В данной работе на примере ОАО «Газпром» РАО " ЕЭС России" , ОАО «Российские железные дороги», будут рассмотрены пути развития монополий. Эти монополии в современных рыночных условиях и условиях пристального внимания государства идут по пути реформирования, с целью превращения части отрасли в конкурентную.

Структура данной курсовой работы выглядит следующим образом. Первый раздел отражает теоретические основы и особенности несовершенной конкуренции, в котором функционируют «Газпром», РАО " ЕЭС России" , ОАО «Российские железные дороги», а также их особенности формирования, проблемы и задачи регулирования их деятельности. Кроме того в работе изучены теоретические аспекты функционирования монополии как одного из типов рыночной структуры. Далее будут рассмотрены теоретические и практические аспекты современного состояния монополий в России. Проведен сравнительный анализ антимонопольного законодательства России и зарубежных стран, а также анализ деятельности государственного регулирования естественных монополий и их вклад в развитие экономики России.

В третьем разделе будут рассмотрены реформирование структуры российских монополий, стратегия и прогноз развития в сфере монополий до 2020 года.

Цель работы: раскрыть сущность несовершенной конкуренции, показать особенности функционирования рынка несовершенной конкуренции и отношения между участниками этого рынка.

российская монополия несовершенная конкуренция

Глава 1. Понятие и формы несовершенной конкуренции

1.1 Олигополия

Несовершенная конкуренция — это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной. Рынки, на которых продавцы способны воздействовать на рыночную цену, называются несовершенно конкурентными. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Рассмотрим каждую форму поподробнее.

Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, где существует несколько фирм, отдельные их которых контролируют значительную долю рынка.

Олигополия — это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями.

Ее характерные черты:

Немногочисленность. Когда относительно малое число фирм господствует на рынках товаров или услуг — эта отрасль называется олигополистической.

Производство стандартизированных или дифференцированных товаров. Такие продукты, как сталь, медь, алюминий, цемент, технический спирт и т. д., являются стандартизированными продуктами. Другие продукты, как автомобили, бытовые приборы, компьютеры, сигареты и т. д., являются дифференцированными. На основе такого разделения различают два типа олигополии: стандартизированную и дифференцированную.

Существуют барьеры для вступления в отрасль. Барьеры входа удерживают потенциальных конкурентов от проникновения в отрасли, в которых продавцы, занимающие прочное положение, получают сверхприбыли. Такими барьерами являются эффекты масштаба и низких издержек.

Эффект масштаба означает, что только крупные фирмы могут выжить. Для того чтобы быть в состоянии предлагать свою продукцию по рыночной цене, фирма, входящая на олигополистический рынок, должна иметь возможность организовать крупномасштабное производство. Чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, любые вновь вступающие фирмы должны быть крупными производителями. Для фирмы, которая только начинает дело, эффекты масштаба и издержек могут быть трудно преодолимыми барьерами для вступления в отрасль. Даже если ей это удастся, то вход на рынок новой фирмы, имеющей крупномасштабное производство, путем огромного увеличения предложения может опустить цены до уровня даже меньшего, чем уровень долгосрочных средних издержек эффективной фирмы. Таким образом, даже если олигополисты, утвердившиеся на рынке, и получают сверхприбыли, аутсайдера может и не привлекать возможность входа на этот рынок.

Существуют и другие барьеры для вступления в отрасль. Например, таким барьером является необходимость больших вложений на рекламу.

Эффект слияния. Поводом для слияния могут послужить разные причины: объединение двух и более фирм дает возможность новой фирме добиться большего эффекта масштаба и более низких издержек производства.

Важной чертой олигополии, отличающей её от других видов несовершенной конкуренции, является взаимозависимость фирм в отрасли. Олигополисты не только конкуренты, но и одновременно негласные партнеры. При небольшом количестве производителей в отрасли фирме-олигополисту необходимо планировать свою стратегию с учетом поведения остальных участников рынка. Ведь размер ее прибыли зависит от объемов выпуска и цен, установленных другими олигополистами. Например, если фирма-олигополист произведет слишком мало продукции, то цена на нее будет выше, чем у других участников олигополистического рынка. Если, наоборот, фирма увеличит выпуск настолько, что ее цены будут ниже уровня цен в отрасли, то это может вызвать агрессивную реакцию других олигополистов. В обоих случаях фирма сталкивается с угрозой. Таким образом, ценовое поведение олигополистов сковано взаимозависимостью.

Олигополисты как бы находятся в «одной лодке», они слишком крупны и несогласованные телодвижения опасны. Однако у них нет возможности договориться между собой, так как воспрещается антимонопольным законодательством. Вступление же в тайное соглашение рискованно, поскольку нет уверенности в прочности союза с конкурентом. Поэтому для олигополиста очень важно уметь предвидеть, или предугадывать, поведение своих конкурентов.

Поведение участников команды, которые должны принять наилучшее для них решение, но не имеют возможности договориться, называется некооперативным.

Поведение олигополии всегда определяется двумя силами, действующими в противоположных направлениях. Первая сила — это простая заинтересованность фирм в максимизации совокупной прибыли отрасли посредством сговора и совместных действий фирм, как если бы они были единственным максимизирующими прибыль монополистом.

Сговор — это явное или тайное соглашение между фирмами в отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов выпуска или же в целях ограничения каким-то иным способом соперничества между ними.

Явный сговор подразумевает фактическое соглашение между фирмами в отрасли, тогда как молчаливый сговор основывается на взаимопонимании без слов. Олигополисты вовлекаются в соперничество, когда они предпринимают попытки отнять дело друг у друга. Сговором не исчерпываются все формы соперничества. Например, участвующие в сговоре фирмы могут прийти к соглашению о цене, которую все они назначат, но не ограничивать расходы на рекламу или представление новых изделий.

Вторая сила, влияющая на поведение олигополиста, — это эгоистическая заинтересованность каждого продавца в максимизации своих собственных прибылей, даже если в результате этого уменьшается общая величина прибыли отрасли. Большой кусок от маленького пирога, возможно, лучше, чем маленький кусок от большого пирога.

Сговаривающиеся олигополисты будут вести себя подобно монополисту и, следовательно, устанавливают монопольную цену, превышающую величину предельных издержек. Но в этом случае каждая отдельная фирма имела бы возможность значительно увеличить свои прибыли, если бы она могла нарушить соглашение при помощи обмана, немного снижая свою цену и отбирая тем самым существенную часть бизнеса у своих соперников. Однако если все фирмы, соперничая друг с другом, будут снижать цены, то рыночная цена упадет и всем продавцам будет хуже, чем было при сговоре.

Таким образом, возможность совместных действий в целях максимизации общей величины прибыли в отрасли приводит олигополистов к попытке сговора. Если им это удается, то отрасль будет напоминать монополию. Однако возможность для каждого продавца увеличить свою долю в отраслевой прибыли с помощью не основанного на сговоре, но предполагающего соперничество поведения может привести некоторые фирмы к отказу от сговора или вынудить их разорвать договорные соглашения. Если все фирмы ведут себя независимо, т. е. не сговариваются друг с другом, то все они будут получать более низкие прибыли, а рыночная цена упадет до конкурентного уровня.

Центральная проблема анализа олигополий состоит в предсказании того, в каком случае будет иметь место сговор. Это требует прогноза ситуаций, в условиях которых фирмы будут в состоянии как договориться об ограничении соперничества, так и предотвратить нарушения данного соглашения. Экономисты еще не решили эту проблему полностью, но они выявили целый ряд факторов, делающих сговор более или менее вероятным.

1. Вероятность сговора тем выше, чем в большой степени правовая система благоприятствует явным соглашениям с целью повышения цены и ограничения объема производства. Одна, редко встречающаяся в жизни, крайность состоит в том, что сговор легко достижим в том случае, если контракты между соперничающими сторонами, которые определяют цену и объемы выпуска, будут осуществляться в принудительном порядке через суды. В этом случае угроза судебного разбирательства может удерживать соперников от обмана. Если не существует правовых препятствий для соглашений по ценам и объемам выпуска, но суды не будут осуществлять поддержку исполнения договорных соглашений по ценам и объемам выпуска, то стремящиеся к сговору фирмы должны искать какие-то меры защиты от обмана.

2. Вероятность сговора тем выше, чем меньшее число фирм должно быть к нему причастно. Когда в некое дело вовлечено множество лиц, договориться труднее, и труднее выявить нарушения в рамках договорного соглашения, когда в нем участвует много продавцов.

3. Вероятность сговора выше в том случае, когда фирмам легко договориться о наилучших совместных действиях и когда соглашение такого рода должно достигаться лишь время от времени. Например, различия в издержках затрудняют соглашения по наиболее выгодной цене, так как фирмы с высокими издержками хотят установления более высоких рыночных цен, чем фирмы с низкими издержками. При различиях в продукции могут потребоваться соглашения по целому ряду цен. Быстрые изменения в издержках или объемах спроса требуют частых пересмотров договорных соглашений.

4. Вероятность продления договорных соглашений тем выше, чем легче выявляются нарушения в рамках соглашения. Выявление подобных нарушений является трудным делом, если фирмы не могут отслеживать назначаемые их соперниками цены или продаваемые ими количества продукции. Фирмам редко удается договориться не конкурировать друг с другом путем объединения расходов на рекламу или на исследования по большей части потому, что такого рода расходы трудно отследить. С другой стороны, если к фирмам могут быть приписаны постоянные покупатели, возможно, посредством предоставления каждой фирме монопольного положения в некотором географическом регионе, то обман легко выявляется.

5. Сговор обусловливает повышение цен и прибылей и тем самым привлекает новые фирмы. Чтобы сговор был прибыльным в долгосрочной перспективе, необходимо предотвратить проникновение новых продавцов на рынок. В одних случаях имеют место барьеры входа; в других — продавцы — участники сговора могут предпринимать действия по оттеснению или устранению новичков. Но время от времени приток новых фирм все же происходит и двигает цены в сторону конкурентного уровня, ограничивая власть участвующих в сговоре фирм.

Даже если сговор является эффективным в течении некоторого времени, он часто расстраивается, как только одна или более фирм почувствуют, что они больше выигрывают, нарушая правила, нежели следуя им. Когда фирмы не могут сговориться, наиболее существенной проблемой олигополии становится вопрос выбора стратегии. Каждая фирма прогнозирует спрос, с которым она может столкнуться, и возможную реакцию соперников на свои собственные действия. Затем каждая фирма, основываясь на этом прогнозе реакции своих соперников, действует максимизируя собственные прибыли. Точно таким же образом она решает, как ей реагировать на действия своих соперников. Не существует определенных общих прогнозов относительно исходов таких взаимодействий между разъединенными олигополистами. Цена может принимать практически любое значение в промежутке между ее конкурентным и монопольным уровнями, и она может сильно варьировать во времени. То, что будет происходить на самом деле, решающим образом зависит от тех допущений, которые каждый олигополист делает относительно реакции других на свои действия. Например, если каждый полагает, что соперники не будут реагировать на его снижение цены, и все фирмы ориентируются на низкие цены, то цены могут падать до конкурентного уровня. Однако если начинается такая война цен, то, вероятно, все фирмы изменят свои мнения относительно поведения своих конкурентов. Тогда цена может расти, и даже настолько резко, что подтолкнет фирмы к новому витку снижения цен.

1.2 Монополия

Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.

В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара по данной цене.

Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке. «Рыночная власть» означает способность продавца (покупателя) влиять на цену товара.

Характерные черты монополии:

единственный продавец (монополист);

реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену (или отказаться от покупки данного товара);

полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж;

для потенциальных конкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры.

Особое место занимает феномен «естественной монополии». К естественным монополиям относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (например, электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи и транспортные фирмы). Как правило, подобные «естественные монополии» находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства, — эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Известно, что крупное производство имеет преимущество перед мелким при сравнении величин издержек при однородном производстве. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. Поэтому естественные монополии становятся желаемым явлением для общества, хотя монополистическая природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.

Мы еще вернемся к рассмотрению естественных монополий.

Захватить рынок и стать на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок в своих руках еще сложнее. Поэтому издавна монополисты научились возводить барьеры на входе в контролируемые ими рынки. Именно эти барьеры мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей.

Итак, естественная монополия — отрасль, в которой производство товара или оказание услуг сосредоточивается в одной фирме в силу объективных (природных или технических) причин, и это выгодно обществу.

Бывают такие монополии двух видов:

1. природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и фирма купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом.

2. технико-экономические монополии. Так условно можно назвать монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры.

Экономические барьеры. Такие барьеры возводятся самими фирмами-монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране.

К таким барьерам относятся:

1. Высокий уровень налогов, подрывающий интерес к любой коммерческой деятельности вообще;

2. дороговизна нового оборудования, приводящая к росту суммы стартового капитала, без которого предприятия просто не создать;

3. дефицит качественного сырья, материалов и комплектующих, возникший из-за спада производства в большинстве отраслей;

4. отсутствие у населения собственных накоплений в размерах, достаточных для начала коммерческой деятельности.

К такого рода объективным экономическим барьерам добавлялись барьеры уже искусственные, которые возводились самими нынешними монополистами.

Это, прежде всего, различного рода ассоциации, концерны, холдинги, финансово-промышленные группы, т. е. объединения, позволяющие монополистам успешно решать задачи:

контроля за ценами на своих рынках;

раздела рынков;

организации сбыта;

выторговывания у поставщиков более выгодных условий приобретения сырья, материалов и комплектующих.

Надо сказать, что в этой области российские монополисты не изобрели ничего нового — они лишь воспользовались огромным арсеналом явных и тайных методов, с помощью которых монополисты издавна защищают себя от появления конкурентов и увеличивают размеры получаемой прибыли. Наиболее распространенные из них это:

1. корнер — способ, смысл которого заключается в следующем: производители заключают тайное соглашение о скупке или временном изъятии с рынка какого-то товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать рост цен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники сговора получают повышенный доход;

2. поглощение — метод, состоящий в скупке конкурирующих фирм и включении их в состав фирмы, стремящейся стать монополистом;

3. картель — метод, при котором заключается соглашение между изготовителями однородного товара о разделе рынка между ними и согласовании объемов продаж каждым из членов картеля;

4. отраслевые холдинги — метод, заключающийся в скупке контрольных пакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому экономического контроля над ними с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен;

5. тресты — метод, предполагающий объединение различными предприятиями своей деятельности по закупке сырья, получению финансовых ресурсов и сбыту товаров.

Характер борьбы внутри монополий определяется формой монополии, будь это картель, синдикат, трест или концерн. Внутри картелей конкурентная борьба сводится к следующим моментам. Так как в картель могут входить предприятия с различным техническим развитием, то среди них происходит борьба за применение тех или иных технических усовершенствований. Когда лидеры объединения получают львиную долю всех прибылей, они до известной степени утрачивают побудительные мотивы к техническому прогрессу. Они стараются не допускать технических нововведений на предприятиях участников данного картеля. Слабые участники этого союза не хотят удовлетворяться меньшей прибылью. Они сговариваются и, вопреки давлению воротил монополии, добиваются на своих предприятиях повышения производительности труда за счет внедрения новых технологических процессов, изобретений и усовершенствований. Борьба за установление цен на продаваемые участниками картеля товары ведется систематически. Часто более сильные участники картеля в погоне за повышением прибыли идут на снижение цен путем увеличения количества продаваемых товаров. Менее мощные участники, у которых издержки производства выше, добиваются повышения устанавливаемых картельным соглашением цен.

Объектом острой борьбы внутри картелей являются квоты. Квота — это доля участника картеля в общем производстве и сбыте данного объединения. По сути дела квота представляет собой долю в прибылях, получаемых картелем. Каждое предприятие получает квоту соразмерно с его производственной мощью и соответственно долю в прибылях. Чем выше квота, тем выше доля в прибылях. Борьба за квоту ведется все время, начиная с организации картеля. Участники картеля требуют пересмотра квот, так как соотношение сил участников картеля меняется. Одни ослабевают, другие, наоборот, усиливаются, но все хотят иметь крупную квоту. Усиливающиеся участники требуют пересмотра квот в свою пользу, ослабевшие — сохранения прежнего порядка. Борьба идет и за установление периода действия соглашения о квотах, величину штрафа, увеличение квоты и т. д. Ведется борьба и за рынок. Каждый из них хочет получить наиболее выгодный.

В синдикатах тоже идет борьба за техническое совершенство, за квоту. Синдикат не уничтожает самостоятельности объединенных предприятий в области производства, но, в отличие от картеля, обеспечивает концентрацию сбыта продукции и закупки сырья для участников соглашения. Лишая участников права непосредственно вести борьбу на рынке, синдикат вызывает тем большее напряжение их усилий к тому, чтобы превзойти друг друга в области производства. А это в конечном счете приводит к тому, что по истечении известного периода времени квоты участников синдиката приходят в противоречие с новым соотношением сил, что приводит к обострению борьбы и может взорвать синдикат.

Синдикат может ограничивать количество продаваемых товаров для того, чтобы держать рынок в состоянии товарного голода и вздувать цены.

Внутри трестов борьба несколько отличается. Трест — это такая форма монополий, при которой все объединяющиеся фирмы теряют свою коммерческую и производственную самостоятельность и подчиняются единому управлению. Так как участники объединения превращаются в акционеров треста, то они имеют возможность продать свои акции. И в тресте зачастую идет борьба за овладение контрольным пакетом акций, т. е. за «контроль» над трестом. В трестах ведется борьба за наиболее влиятельные посты в правлениях, за распределение прибылей. Так что проводимые иногда в трестах «реорганизации» означают не что иное как захват господствующего положения в тресте новой группы крупнейших акционеров и вытеснение ранее главенствовавшей группы.

Концерн — это форма монополистических объединений, характеризующаяся единством собственности фирм различных производств и контроля за их деятельностью. В концернах главной формой борьбы являются схватки за овладение контрольными пакетами акций и за контроль над наиболее выгодными предприятиями, за сферы влияния в тех или иных отраслях. Так что конкурентная борьба в трестах и концернах довольна сходна.

Итак, методы и средства ведения конкурентной борьбы монополий следующие:

лишение сырья, материалов — один из важнейших приемов для принуждения к вступлению в картель;

лишение рабочих рук посредством «альянсов», т. е. договоров предпринимателей с рабочими союзами;

лишения подвоза;

лишение сбыта;

договор с покупателями о ведении торговыз сношений исключительно с картелями;

планомерное сбивание цен (для разорения «посторонних», т. е. предприятий, не подчиняющихся монополистам; расходуются миллионы на то, чтобы определенное время продавать ниже себестоимости);

лишение кредита, объявление бойкота. Сюда же следует отнести скупку земельных участков, на которых стоят предприятия конкурентов, скупку акций, патентов, подкуп нужных лиц, давление на конкурентов через государственные органы и т. д.

Современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность, по крайней мере по трем основным причинам. Во-первых объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена — выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки, соответствующей минимальным средним издержкам, вследствие чего производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается.

В-вторых, являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новейших достижений НТП.

В-третьих, барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.

Также есть другая точка зрения на проблемы монополии и эффективности, представленная позицией Дж. Гелбрейта и Й. Шумпетера. Не отрицая негативные стороны монополии, они выделяют и ее преимущества с точки зрения научно-технического прогресса. Эти преимущества, по их мнению, состоят в следующем:

1. Совершенная конкуренция требует от каждого производителя использовать наиболее эффективную технику и технологию из уже существующих. Однако разработка новых прогрессивных технических решений не под силу отдельной конкурентной фирме. Необходимы значительные средства для финансирования НИОКР, которых не может быть у мелкой фирмы, не получающей стабильную экономическую прибыль. В то же время монополии или олигополии, имеющие высокую экономическую прибыль, располагают достаточными финансовыми ресурсами для инвестиций в научно-технический прогресс.

2. Высокие барьеры, которые существуют для входа новых фирм в отрасль, дают олигополиям и монополиям уверенность в том, что экономическая прибыль, которая является результатом использования в производстве научно-технических достижений, сохранится долгое время и инвестиции в НИОКР дадут долговременную отдачу

3. Получение монопольной прибыли за счет более высоких цен является стимулом инновационной деятельности. Если бы вслед за каждым нововведением, снижающим издержки, следовало понижение цен, то причин для развития инновационных процессов не существовало бы.

4. Монополия стимулирует конкуренцию, так как монопольно высокие прибыли являются крайне привлекательными для других фирм и поддерживают стремление последних войти в отрасль.

5. В отдельных случаях монополия способствует снижению издержек и реализации эффекта масштаба (естественная монополия). Конкуренция в таких отраслях привела бы к росту средних затрат и снижению эффективности.

1.3 Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция — распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену здесь незначительна.

Монополистическая конкуренция — это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.

В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения» .

На рынке монополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного пользования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы. Таким образом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции.

Повсеместное соревнование фирм в условиях дифференциации товара не устраняет монополистической власти фирмы над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать (или понижать) цену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль.

Относительно неограниченное проникновение новых фирм на рынок является важной характеристикой монополистической конкуренции. Производители, работающие на таком рынке, не являются крупными предприятиями, поэтому сравнительно невелик и требующийся им начальный капитал. Это подстегивает их к вступлению в отрасль и конкуренции с марками производимого здесь товара.

Модель рынка монополистической конкуренции описывает множество реально существующих рынков. Его характеристики достаточно точно соответствуют большинству отраслей сферы обслуживания.

Глава 2. Стратегия фирмы в условиях несовершенной конкуренции в российской экономике

2.1 Стратегия фирмы в российской экономике

Характерные черты российской экономики

С одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествовавших десятилетий воспринимались в стране исключительно негативно. За 90-е гг. в России образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников.

С другой стороны, многие рыночные структуры остаются, крайне несовершенными и неэффективными, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Сохраняется весьма заметно доля государства как в национальном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий. Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной и характерных черт экономики России является тесно переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства. Одновременно с этим продолжает оставаться сильная зависимость частных предпринимателей (как сохранивших свои позиции прежних директоров приватизированных государственных предприятий, так и новых менеджеров, возглавивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля за деятельность частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небескорыстно.

Все еще слабое развитие получили малые предприятия, являющиеся главным двигателем предпринимательства во всем мире. В России насчитывается лишь 840 тыс. таких предприятий с числом занятых на них 6,3 млн. человек (9,5% от общего числа занятых), что несопоставимо со среднемировым уровнем (40 — 50% занятых). При этом малые предприятия крайне неравномерно распространены по территории страны. Нельзя не отметить специфику состава формирующегося российского предпринимательского класса. Согласно проведенным исследованиям, около 60% российской бизнес-элиты являются выходами из прежней советской номенклатуры (партийной, комсомольской, хозяйственной) со всеми присущими ей традициями клановой закрытости, специфической моралью и привычкой функционировать в контролируемой государством высокомонополированной экономике. Одна часть этих кадров сумела приспособиться к требованиям рынка, успешно осваивает новые знания и стиль поведения, другая — продолжает руководить предприятиями и фирмами во многом по старинке, полагаясь главным образом на личные связи и покровительства государственных чиновников. Довольно пестрым является и «не номенклатурный» сегмент российского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе (в основном в розничной и «челночной» торговле, не требующей значительного первоначального капитала, в посреднических услугах), и высококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы, например, в области управления, подготовки кадров, программного обеспечения. Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства и технического обслуживания. Значительных масштабов достиг в России туристический бизнес, ставший весьма привлекательным для предпринимательского капитала.

В то же время положение российского предпринимательства, особенно малого и среднего, чрезвычайно нестабильно.

К сожалению, отличительной чертой современного российского предпринимательства является его криминализация. Немалая часть (трудно определить какая) нового предпринимательства вышла из прежнего «теневого» бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур. Эти структуры втягивают в свою орбиту и вполне «чистый» бизнес, облагая его всевозможными поборами. Массовым стало уклонение предпринимателей от налогов, расцвет теневой экономики, прямые хищения бюджетных средств государства и средств населения. По различным оценкам, масштабы теневой экономики достигают 25 — 40% ВВП страны. Особенно болезненным явлением, подрывающим основы цивилизованного предпринимательства, стала коррупция, криминальное сращивание бизнесменов и государственного аппарата.

Таким образом, исходные рубежи для формирования российского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для «выращивания» не только умелых и опытных, но и «цивилизованных» предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, наряду с продолжением либеральных экономических реформ, является система образования, способная не только дать нынешним и будущим российским предпринимателям современные управленческие знания, но и привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику, широко распространившуюся в развитых странах. Учитывая весьма высокий образовательный и квалификационный уровень российских трудовых ресурсов, развитую систему образования, возможности для этого имеются.

Другой ключевой фактор — осознание предпринимателями своей социальной ответственности. В такой стране, как Россия, где чувство социальной справедливости обострено, а от руководителя ожидают решения социальных проблем его подчиненных, предприниматели могут стать потенциально более важным элементом общественно — политической жизни, чем в некоторых странах с развитой рыночной экономикой.

Еще одна важная задача — перевести большинство российских старых предприятий (фирм) на рельсы рыночной экономики за счет учета воздействия рынка не только на его внешние условия хозяйствования, но и на внутренние, т. е. перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему управления, расширить экономическую демократию.

Чрезвычайно важной представляется также задача формирования на приватизированных и акционированных предприятиях новой культуры отношений между работниками, многие из которых стали одновременно и собственниками, и управляющими, осознания акционерами своих прав и обязанностей.

В этой связи чрезвычайно важны роль и усилия государства, а также других общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.), направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законодательное и организационное обеспечение этого процесса.

В частности, одна из ключевых задач государства — оказание финансово-кредитной поддержки предпринимательству, особенно малому и среднему, принятие стабильного законодательства, в том числе налогового, способствующего развитию бизнеса. Важным фактором становления отечественного предпринимательства должно стать создание соответствующей институциональной структуры — развитие бизнес-инкубаторов информационно-консультативное обслуживание предприятий, в числе подключение их к системе Интернет, более активная деятельность фондов и других организационных структур поддержки предпринимательства.

2.2 Монополии в России на примере ОАО «Газпрома», РАО «ЕЭС России», ОАО «Российские железные дороги»

ОАО «Газпром» — глобальная энергетическая компания

Путем преобразования Государственного газового концерна в феврале 1993 г. создано РАО «Газпром», в 1999 г. оно преобразовано в ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах.

Открытое акционерное общество «Газпром» является самой крупной газодобывающей компанией в мире. На ее долю приходится около 20% мировой добычи газа. «Газпром» контролирует почти 60% российских запасов газа и обеспечивает около 90% его добычи в России. Общий объем производства компании составляет 8% ВВП России. «Газпром» обеспечивает около 20% поступлений в федеральный бюджет, поставляет газ для выработки около 50% электроэнергии России. Основные направления деятельности — геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов. Государство является собственником контрольного пакета акций Газпрома — 50,002%.

Газпром располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 17%, в российских — 60%. Запасы газа Газпрома оцениваются в 29,85 трлн. куб. м, а их текущая стоимость — в 182,5 млрд. долларов. В 2006 году прирост объема разведанных запасов газа существенно превысил объем его добычи и составил 590,9 млрд. куб. м. В 2007 году по предварительным данным прирост запасов природного газа составил более 585 млрд. куб. м, что также превышает объем его добычи. На Газпром приходится около 20% мировой и около 85% российской добычи газа. В 2006 году предприятия Группы Газпром добыли 556 млрд. куб. м, что на 1 млрд. куб. м выше уровня добычи в 2005 году. Добыча природного газа в 2007 году, по оперативной информации, составила 548,5 млрд. куб. м., при этом снижение уровня добычи по сравнению с 2006 годом вызвано уменьшением объема потребления газа европейскими потребителями из-за теплых погодных условий зимы 2006;2007 гг.

Газпрому принадлежит крупнейшая в мире система транспортировки газа — Единая система газоснабжения России. Ее протяженность составляет 156,9 тыс. км. Предприятия Группы Газпром обслуживают также 514,2 тыс. км (80%) распределительных газопроводов страны и обеспечили в 2006 году поставку 316,3 млрд. куб. м газа в 79 750 населенных пунктов России. Газпром экспортирует газ в 32 страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках. В 2006 году объем продаж газа в европейские страны составил 161,5 млрд. куб. м, в страны СНГ и Балтии — 101 млрд. куб. м.

В 2005 году Газпромом выведен на проектную мощность газопровод «Голубой поток» из России в Турцию. В этом же году начато строительство газопровода «Северный поток», который позволит значительно повысить надежность и гибкость осуществления поставок газа на европейский рынок. В 2006 году Газпром и итальянская компания ENI подписали Меморандум о взаимопонимании по реализации проекта «Южный поток», который также направлен на укрепление энергетической безопасности Европы. Морской участок «Южного потока» пройдет по дну Черного моря от российского берега до болгарского. Ведется подготовка к реализации проекта освоения Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря, которое станет ресурсной базой для экспорта российского газа в Европу через «Северный поток». В июле 2007 года Газпром выбрал французскую компанию Total партнером для реализации первой фазы освоения Штокмановского месторождения. В октябре 2007 года еще одним партнером Газпрома при реализации этого проекта стала норвежская компания StatoilHydro.

Газпром реализует поэтапную стратегию наращивания своего присутствия на рынке сжиженного природного газа (СПГ). Это позволяет расширять географию деятельности компании. В 2005 году Газпром осуществил первые поставки СПГ в США, в 2006 году — в Великобританию, Японию и Южную Корею. Вхождение Газпрома в проект «Сахалин-2» дает мощный импульс для завершения масштабного проекта в области поставок энергоносителей в страны АТР и Северной Америки.

Приоритетным направлением деятельности Газпрома является освоение газовых ресурсов полуострова Ямал, Арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока. По поручению Правительства РФ Газпром является координатором деятельности по реализации программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР (Восточная программа). На востоке России будет создана газоперерабатывающая и газохимическая промышленность, развитие которой позволит рационально использовать значительные запасы гелия и других ценных компонентов, содержащихся в восточносибирском газе.

Развитие нефтяного бизнеса и конкурентное присутствие в секторе электроэнергетики — стратегические задачи Газпрома на пути становления глобальной энергетической компании. Приобретение позволило компании стать одним из наиболее влиятельных игроков на нефтяном рынке России.

Профильное направление деятельности для Газпрома и электроэнергетика, соединение которой с газовым бизнесом является общемировой тенденцией и позволяет обеспечить значительный синергетический эффект. В феврале 2007 года Газпром и «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) подписали Протокол о намерениях, в соответствии с которым намерены создать совместную компанию на основе имеющихся у них электроэнергетических и угольных активов. Новая компания должна стать одним из лидеров российской электроэнергетики и занять ведущие позиции в мировой энергетической и угледобывающей отрасли.

Сохранение природной среды и обеспечение экологической безопасности в районах производственной деятельности, снижение выбросов загрязняющих веществ, промышленная и экологическая безопасность при строительстве новых объектов — приоритеты Газпрома в области охраны окружающей среды. Затраты Газпрома на охрану окружающей среды выросли в 2006 году на 30,6%, составив 12,7 млрд руб.

Газпром с уверенностью смотрит в будущее. В 2007 году капитализация ОАО «Газпром» выросла на 21,18% и составила на конец года 329,563 млрд. долларов США. По уровню рыночной капитализации Газпром вошел в тройку крупнейших энергетических компаний мира, уступая только китайской PetroChina и американской ExxonMobil. Это значительный шаг к укреплению ведущих позиций Газпрома на глобальном энергетическом рынке, росту авторитета и влияния компании в мировом сообществе, обеспечению долгосрочного роста ее стоимости. Газпром видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, поэтому крупнейшим социально ориентированным проектом Газпрома являлась «Программа газификации регионов РФ на 2005;2007 гг. «, приоритетом которой было газификация сельской местности. В строительство объектов газификации в этот период было инвестировано 43 млрд руб. В результате реализации программы природным газом стали пользоваться еще более 13 млн. граждан страны, но стратегической целью является становление ОАО «Газпром» как лидера среди глобальных энергетических компаний, посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.

РАО " ЕЭС России"

В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам.

РАО «ЕЭС России» учреждено в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 15 августа 1992 года № 923 и от 5 ноября 1992 года № 1334, направленными на обеспечение управляемости Единой энергетической системы и сохранение электроэнергетики в виде единого комплекса при акционировании предприятий и организаций, выходивших из ведомственной подчиненности. Компания обеспечивает надежное функционирование и развитие Единой энергетической системы России, контролирует использование свыше 70% электрической мощности и выработку более 70% электроэнергии страны, организует работу по надежному энергоснабжению населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и других потребителей.

Акционерный капитал ОАО РАО «ЕЭС России» по состоянию на 31 декабря 2007 года составил 21 558 451 684 руб. и разделен на 43 116 903 368 акций номиналом 50 копеек, включая 41 041 753 984 обыкновенные и 2 075 149 384 привилегированные акции. В ходе первой эмиссии в 1993 году было выпущено 139 989 946 акций, в ходе второй эмиссии в 1995 году — 42 976 913 422 акции.

В соответствии с Постановлением ФКЦБ России от 01.04.2003 г. № 03−16/пс «О порядке присвоения государственных регистрационных номеров выпускам ценных бумаг» 17 июня 2003 года Распоряжением ФКЦБ России № 03−1131/р осуществлено объединение дополнительных выпусков эмиссионных бумаг РАО «ЕЭС России» :

выпускам именных обыкновенных акций присвоен новый государственный регистрационный номер 1−01−34-А. Государственные регистрационные номера № 73−1П-1553 от 18.08.1993 г. и № МФ 73−1-901 от 16.10.1995 г. аннулированы.

выпускам именных привилегированных акций присвоен новый государственный регистрационный номер 2−01−34-А. Государственные регистрационные номера № 73−1П-1553 от 18.08.1993 г. и № МФ 73−1-901 от 16.10.1995 г. аннулированы.

Государству принадлежит 22 715 371 537 акций, или 52,68% всех выпущенных акций.

Потребление электрической энергии в 2011 году по ЕЭС России составило 985,6 млрд. кВтч, что выше факта 2010 года на 22,0 млрд. кВтч или на 2,3%. В 2007 году объем производства электроэнергии по Холдингу ОАО РАО «ЕЭС России» составил 706,0 млрд. кВтч, что выше на 1,6% производства электроэнергии в 2006 году. Рост производства электроэнергии тепловыми электростанциями составил 1,5%. Производство гидравлическими электростанциями выше уровня соответствующего периода прошлого года на 1,8% за счет повышенной выработки ГЭС в 1 квартале 2011 года, что объясняется высокими среднесуточными температурами наружного воздуха в 1 квартале 2007 г. в Европейской части страны и, как следствие, таянием снежного покрова, что привело к повышению водности рек Волжско-Камского каскада ГЭС. При этом в 2 — 4 кварталах 2011 г. крайнее маловодье на реке Енисее привело к снижению годовой выработки электроэнергии Саяно-Шушенской ГЭС 20 764,5 млн. кВтч (-22,6% по сравнению с 2010 годом). Отпуск тепловой энергии электростанциями и котельными Холдинга в 2007 году составил 459,1 млн. Гкал, что ниже факта 2011 года на 3,9%.

Установленная мощность электростанций холдинга РАО «ЕЭС России» на конец 2011 года составила 161,5 тыс. МВт, что на 1,9 тыс. МВт больше, чем в 2006 году. Введены были мощности на Бурейской ГЭС — 335 МВт, Ивановских ПГУ — 325 МВт. Белгородской ТЭЦ — 66 МВт, на ТЭЦ-27 ОАО «Мосэнерго» — 450 МВт.

В 4 квартале 2011 года потребление электрической энергии по ЕЭС России составило 275,7 млрд. кВтч, что выше 4 квартала 2010 года на 10,3 млрд. кВтч или на 3,9%, объем производства электроэнергии по Холдингу ОАО РАО «ЕЭС России» составил 200,3 млрд. кВтч, что выше на 4,4% производства электроэнергии в 4 квартале 2006 года. Увеличение производства электроэнергии тепловыми электростанциями составило 8,8%. Производство электроэнергии гидравлическими электростанциями ниже уровня соответствующего периода прошлого года на 17,2%. Отпуск тепловой энергии электростанциями и котельными Холдинга в 4 квартале 2007 года составил 156,5 млн. Гкал, что выше факта соответствующего периода 2006 года на 3,4%. Кроме того в 4 квартале 2011 года, были введены в эксплуатацию 135 МВт энергетических мощностей на электростанциях ОАО «Мобильные газотурбинные электростанции» .

ОАО " Российские железные дороги"

Основные направления коммерческой деятельности компании — грузовые и пассажирские перевозки. ОАО «РЖД» владеет 99% железнодорожных магистралей в России общей протяженностью 85 500 км (исключение составляют ряд железных дорог, управляемых частными компаниями, например, Норильская железная дорога и др.), станциями и вокзалами, депо и диспетчерскими системами. По состоянию на конец 2007 года РЖД присутствует в 79 субъектах России и планирует экспансию ещё в пять.

Компании принадлежит около 20 тысяч локомотивов (около 90% всего локомотивного парка), более чем 600 тысяч грузовых и пассажирских вагонов. Пассажирские локомотивы составляют около 12%. Часть пассажирских перевозок по сети ОАО «РЖД», в частности, по направлению Москва Санкт-Петербург, выполняется частными поездами.

Расценки на грузовые перевозки устанавливаются тарифным руководством («прейскурант 10−01») на уровне или выше их себестоимости, в то время как тарифы на пассажирские перевозки (за исключением перевозок в купейных и спальных вагонах) утверждаются государством в лице Федеральной службы по тарифам с учётом социальной направленности этих перевозок ниже их себестоимости. Вследствие этого пассажирские перевозки в рамках ОАО «РЖД» (за исключением отдельных высокодоходных направлений) являются убыточными; данные убытки покрываются частично за счёт компенсаций из бюджета, а по большей части — с помощью перекрёстного субсидирования за счёт доходов от грузовых перевозок.

В 2005 году тарифы компенсировали менее 75% расходов на перевозку пассажиров в дальнем следовании. Электрички приносят РЖД еще больше убытков. В пригородном сообщении тарифы покрывают расходы на 46,7 процента. Пассажирский тариф условно разделен на две составляющие: «билет» (включающий расходы на транспортную инфраструктуру и локомотивную тягу) и «плацкарту» (услуги транспортной компании — владельца вагона).

Что же касается показателей деятельности, то ежегодно ОАО «РЖД» перевозит свыше 1,3 млрд пассажиров и 1,3 млрд тонн грузов. В 2005 пассажирооборот вырос на 3,8% до 118,9 млрд пасс. /км, грузооборот вырос на 3,1% до 1,85 трлн т/км. В 2006 по российским железным дорогам было перевезено 1352,8 млн пассажиров, что на 33,9 млн человек или 2,5% больше, чем в 2005. В том числе перевезено:

в поездах дальнего следования 135,3 млн человек;

в электропоездах пригородного сообщения 1217,5 млн человек.

Общая численность персонала ОАО «РЖД» — 1300 тыс. человек.

Выручка от основной деятельности за 2011 по РСБУ составила 748 млрд руб. (рост на 13,5% по сравнению с 2010), чистая прибыль — 9,7 млрд руб. (рост на 11,4%). По МСФО выручка компании в 2011 составила 749 млрд руб. (в том числе 584,7 млрд руб. — от грузовых перевозок), чистая прибыль — 114 млрд руб.

По итогам 2011 года прибыль компании составила 59,2 млрд руб., а чистая прибыль — 26,4 млрд руб. Прибыль от грузовых перевозок достигла 105,3 млрд руб., а убыток от пассажирских — 43,2 млрд руб.

Коэффициент износа зданий и сооружений на железной дороге в 2011 году составлял 70%, пассажирских вагонов — 65,5%. В 2012;2013 годах должно быть списано по сроку службы 10% вагонного парка, средний возраст вагонов превысил 18 лет; 70% парка не оборудовано системами кондиционирования воздуха. Объем закупаемых вагонов снизился с 1615 единиц в 1992 году до 183 в 1998. В 2012 планируется закупить 731 вагон, однако этого явно недостаточно. Дефицит инвестиционных ресурсов в пассажирском комплексе, по оценкам РЖД, составляет не менее 60 млрд рублей в год.

По итогам 2011 года чистая прибыль по МФСО составила 139,8 млрд рублей. Консолидированные доходы холдинга — 877,9 млрд рублей. Операционные расходы — 684,7 млрд рублей, операционная прибыль — 194,7 млрд рублей. OIBDA — 257,5 млрд рублей, EBITDA — 273 млрд рублей, EBIT — 210,2 млрд рублей.

Инвестиционная программа.

В 2007 году отмечается 170-летие железных дорог России. Инвестиционная программа РЖД на 2007;2009 запланирована в объёме 694 млрд руб., из них 82% инвестиций пойдут на обновление инфраструктуры, 16% - на обновление подвижного состава. В 2007 инвестпрограмма запланирована в объеме 210 млрд руб., в 2008;231 млрд руб., в 2009;252 млрд руб. См. таблицу № 5.

По состоянию на III квартал 2011 года износ основных фондов РЖД составляет 58%, а по грузовым вагонам — около 80%. При условии отказа от продления ресурса подвижного состава, ежегодно на списание необходимо отправлять не менее 15 тыс. грузовых вагонов, и при таких условиях к 2010 году будет списано до 220 тыс. вагонов из 588 тыс.; исходя из этого, ежегодная потребность в грузовых вагонах составляет не менее 30 тыс.

19 сентября 2007 года «Российскими железными дорогами» был подписан трёхлетний контракт с ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» «стоимостью 68 млрд руб на поставку до 2010 года 40 тыс. грузовых вагонов. Стоимость вагонов будет зафиксирована на все три года, что позволит на 70−80% закрыть потребности РЖД в приобретении полувагонов. Потребность РЖД в грузовых вагонах на 2007;2009 годы составляет 56,2 тыс. вагонов, и контракт с Уралвагонзаводом покрывает более 70% потребностей компани.

В этот же день был подписан контракт стоимостью 13 млрд руб с ЗАО «Трансмашхолдинг» на производство и поставку в 2011;2012 годах 212 новых магистральных электровозов:

109 грузовых электровозов переменного тока Э5К производства Новочеркасского электровозостроительного завода

103 пассажирских электровоза постоянного тока ЭП2К производства Коломенского завода.

Потребность РЖД в тяговом подвижном составе составляет порядка 1500 единиц, и контракт с Трансмашхолдингом покрывает примерно 14% от потребностей компании.

Одним из приоритетных направлений в деятельности компании является развитие инфраструктуры в Южном федеральном округе. На эти цели до 2030 года планируется направить 585 млрд руб. По словам Президента ОАО РЖД Владимира Якунина, субъекты России возьмут на себя только 7% финансирования программы, оставляя большую часть расходов федеральному бюджету.

В начале 2012 года ОАО «РЖД» выиграло тендер на крупный контракт за рубежом строительство участка железной дороги Север — Юг в Саудовской Аравии. Протяжённость участка — 520 км, стоимость контракта — $ 800 млн.

Глава 3. Реформирование структуры российских монополий

3.1 Реформирования электроэнергетики

Предпосылки.

Еще в 1980;х годах в электроэнергетике страны стали проявляться признаки стагнации: производственные мощности обновлялись заметно медленнее, чем росло потребление электроэнергии. В 1990;е годы, в период общеэкономического кризиса в России, объем потребления электроэнергии существенно уменьшился, в то же время процесс обновления мощностей практически остановился.

Общая ситуация в отрасли характеризовалась следующими показателями:

По технологическим показателям (удельный расход топлива, средний коэффициент полезного действия оборудования, рабочая мощность станций и др.) российские энергокомпании отставали от своих аналогов в развитых странах.

Отсутствовали стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережению.

В отдельных регионах происходили перебои энергоснабжения, наблюдался энергетический кризис, Существовала высокая вероятность крупных аварий.

Отсутствовала платежная дисциплина, были распространены неплатежи.

Предприятия отрасли были информационно и финансово «не прозрачными» .

Доступ на рынок был закрыт для новых, независимых игроков.

Все это вызвало необходимость преобразований в электроэнергетике, которые создали бы стимулы для повышения эффективности энергокомпаний и позволили существенно увеличить объем инвестиций в отрасли. В противном случае, при дальнейшем расширении внешнеэкономического сотрудничества, российские предприятия проиграли бы экономическое соревнование не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем рынке страны.

Цели и задачи реформы

Основная цель реформирования электроэнергетики России — повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей. В связи с этим в электроэнергетике России происходят радикальные изменения: меняется система государственного регулирования отрасли, формируется конкурентный рынок электроэнергии, создаются новые компании.

В ходе реформы меняется структура отрасли: осуществляется разделение естественномонопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций, и вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, создаются структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.

Генерирующие, ремонтные компании и компании осуществляющие деятельность по сбыту в перспективе станут преимущественно частными и будут конкурировать друг с другом. В естественномонопольных сферах, напротив, происходит усиление государственного контроля.

Таким образом, создаются условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.

Цели и задачи реформы определены постановлением Правительства от 11 июля 2001 г. № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации». С учетом последующих изменений в нормативно-правовой базе цели и задачи реформирования были конкретизированы в «Концепции Стратегии ОАО РАО «ЕЭС России» на 2005;2008 гг. «5+5». См. рис. № 3.

Формируемые в ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов, либо являются общероссийскими.

Так, магистральные сети переходят под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети предполагается интегрировать в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений передаются общероссийскому Системному оператору.

Активы генерации также объединяются в межрегиональные компании, причем двух видов: генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании — ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединяют электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК входят главным образом теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК формируются на базе тепловых электростанций, а одна («ГидроОГК») — на основе гидрогенерирующих активов. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу, в то время как ТГК объединяют станции соседних регионов.

Процесс реформирования АО-энерго начался в 2003 году с реализации нескольких пилотных проектов: реформирования ОАО «Калугаэнерго», ОАО «Орелэнерго», ОАО «Брянскэнерго», ОАО «Тулэнерго». Наиболее активно структурные преобразования начали осуществляться в 2004 году. Процесс реформирования затронул более 30 компаний. К апрелю 2004 года была завершена процедура реорганизации первой региональной энергокомпании — ОАО «Калугаэнерго», а к концу года разделены по видам деятельности 5 АО-энерго.

В том же 2004 году началось создание новых межрегиональных компаний. В последние месяцы 2004 года созданы (прошли государственную регистрацию) первые три ОГК и две ТГК. В тот же период (в октябре 2004 года) Совет директоров ОАО РАО «ЕЭС России» принял решение об учреждении четырех МРСК. В 2004 году также была практически сформирована новая вертикаль оперативно-диспетчерского управления: функции региональных диспетчерских управлений были переданы (за некоторым исключением) от АО-энерго Системному оператору.

В 2005 году процесс реформирования охватил большинство АО-энерго, причем значительная их часть к концу года была разделена. В этом же году учреждено большинство оставшихся межрегиональных компаний: к марту зарегистрирована последняя из семи ОГК, к августу — тринадцать из четырнадцати ТГК, созданы четыре МРСК.

В декабре 2007 — январе 2008 года закончено формирование целевой структуры всех тепловых ОГК и ТГК, завершен первый этап консолидации ОАО «ГидроОГК» .

Закончен процесс выделения сетевых компаний. На базе реорганизованных АО-энерго созданы все 56 магистральных сетевых компаний. В 2007 году, в соответствии с решением совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» о переконфигурации МРСК от 27 апреля 2007 года и распоряжением Правительства России № 1857-р от 27 декабря 2007 года, число МРСК увеличено до 11 (без учёта МРСК Дальнего Востока).

С 1 сентября 2006 года вступили в силу новые правила работы оптового и розничных рынков электроэнергии. На оптовом рынке электроэнергии (мощности) в результате введения с 1 сентября новых правил работы осуществлен переход к регулируемым договорам между покупателями и генерирующими компаниями, ликвидирован сектор свободной торговли (ССТ), запущен спотовый рынок — «рынок на сутки вперед» (РСВ). К 2011 году, в соответствии с Постановлением Правительства России от 7 апреля 2007 года, предусматривается постепенная замена регулируемых договоров на свободные (нерегулируемые) договоры. Правила функционирования розничных рынков предполагают постепенную либерализацию розничных рынков электроэнергии параллельно с либерализацией оптового рынка, при сохранении обеспечения населения электроэнергией по регулируемым тарифам.

Таким образом, в ходе реформы исчезает прежняя, монопольная структура электроэнергетики: большинство вертикально-интегрированных компаний сходят со сцены, на смену им появляются новые компании целевой структуры отрасли.

3.2 Реформирование ОАО «РЖД»

Первый этап реформы: 2001;2002 гг.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

создание эффективного механизма государственного регулирования, стимулирующего развитие конкуренции в области грузовых и пассажирских перевозок и в неосновных видах деятельности;

разделение функций государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью на федеральном железнодорожном транспорте;

подготовка к формированию на базе отдельных видов хозяйственной деятельности самостоятельных структурных образований;

управленческое и финансовое структурирование хозяйственной деятельности по видам деятельности;

организационное отделение некоторых предприятий неосновных видов деятельности, имеющих сформировавшийся рыночный потенциал.

В ТЕЧЕНИЕ 1-го ЭТАПА РЕФОРМИРОВАНИЯ БЫЛИ РЕШЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

проведена реструктуризация кредиторской задолженности предприятий и организаций железнодорожного транспорта;

проведена инвентаризация земли и имущества предприятий железнодорожного транспорта;

приведены в соответствие с основными принципами гражданского законодательства Российской Федерации документы, регламентирующие деятельность железнодорожного транспорта;

приняты Федеральные законы «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О естественных монополиях», «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и другие нормативные акты Правительства Российской Федерации вытекающих из федеральных законов и обеспечивающих дальнейшую реализацию Программы структурной реформы;

разработаны «Правила недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования», «Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» ;

введен в действие новый Прейскурант № 10−01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» ;

внедрена новая технология управления инвестиционной политикой ОАО «РЖД» .

ИТОГИ ПЕРВОГО ЭТАПА:

Основным итогом первого этапа структурной реформы железнодорожного транспорта стало создание открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), которое было учреждено постановлением Правительства Российской Федерации. В результате чего функции хозяйственного управления на железнодорожном транспорте полностью перешли к единому хозяйствующему субъекту — открытому акционерному обществу «Российские железные дороги». Функции государственного регулирования железнодорожного транспорта осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

Уставный капитал ОАО «Российские железные дороги» составил 1 трлн.535 млрд.700 млн. рублей, или более 60 млрд. долларов. Своим имуществом в него вошло 987 предприятий.

Доля принадлежащих Российской Федерации акций в общем количестве акций ОАО «РЖД» составляет 100 процентов. От имени Российской Федерации полномочия акционера осуществляются Правительством Российской Федерации. Федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» установлен запрет на продажу и иные способы отчуждения акций ОАО «РЖД», а также ограничение хозяйственного оборота имущества инфраструктуры железнодорожного транспорта. Все права и обязанности (в отношении их кредиторов и должников) организаций и предприятий, имущество которых было внесено в уставный капитал ОАО «РЖД», были переданы компании как единому хозяйствующему субъекту на основе сводного передаточного акта. В составе общества образованы 17 территориальных филиалов — железных дорог, функциональные филиалы (заводы, проектно-конструкторские, строительные подразделения и т. д.) и представительства общества за рубежом: всего 166 обособленных структурных подразделений.

Второй этап реформы: 2003;2005 гг.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

создание акционерных обществ на базе имущества, которым в установленном порядке наделены самостоятельные структурные подразделения ОАО «РЖД» осуществляющие те или иные виды деятельности, которые могут осуществляться другими хозяйственными обществами или открыты для конкуренции (ремонт основных средств, подвижного состава, путевой техники, строительство, проектно-изыскательские работы, торговля, снабжение, общественное питание и специализированные грузовые, а также пассажирские перевозки);

рост конкуренции в грузовых перевозках;

завершение оптимизации структуры управления открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (в том числе усиление роли организации управления по видам деятельности);

эффективное функционирование систем учета, сформированных на первом (подготовительном) этапе реформирования;

сокращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок с помощью созданного на первом (подготовительном) этапе реформирования механизма поддержки пассажирских перевозок;

упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование в области транспорта.

ИТОГИ ВТОРОГО ЭТАПА:

В течение 2004;2005 года советом директоров ОАО «РЖД» приняты решения о создании 27 дочерних обществ ОАО «РЖД», в том числе по сферам деятельности: производства и капитального ремонта путевой техники; производства средств железнодорожной автоматики и телемеханики; капитального строительства и проектно-изыскательских работ; ремонта грузовых вагонов; научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ; контейнерных грузовых перевозок; перевозок грузов изотермическим подвижным составом; пригородных пассажирских перевозок.

Одной из задач второго этапа проведения реформы является создание условий для повышения уровня конкуренции в сфере грузовых и пассажирских перевозок. Постановления Правительства Российской Федерации, обеспечивающие недискриминационный доступ к инфраструктуре железнодорожного транспорта и введенный в действие универсальный Прейскурант 10−01 способствовали развитию конкуренции на рынке грузовых перевозок.

Наиболее привлекательные с точки зрения тарифов грузы переходят в конкурентный сектор, и их доставка осуществляется независимыми от ОАО «РЖД» компаниями-операторами подвижного состава. Из года в год число таких компаний, равно как и количество вагонов и локомотивов, которые находятся в собственности операторов-частников, увеличивается. К концу второго этапа эти компании владеют примерно 1/3 всего вагонного парка страны, ими уже перевозится порядка ¼ всех грузов, а в секторе перевозок нефти (одном из наиболее доходных видов деятельности) соответствующий показатель уже превысил 50%.

В целях обеспечения финансовой прозрачности всех видов хозяйственной деятельности отрасли и завершения разделения бухгалтерского учета по видам деятельности в декабре 2004 года принято соответствующее постановление Правительства Российской Федерации. Начиная с годовой отчетности за 2004 год ОАО «РЖД» предоставляет информацию о доходах, расходах и результатах финансово-хозяйственной деятельности по отдельным видам деятельности.

Своевременность, полнота и правильность выполнения мероприятий реформирования обеспечивается системой государственного регулирования на железнодорожном транспорте.

Функции государственного регулирования железнодорожного транспорта закреплены за Министерством транспорта Российской Федерации, которое, как федеральный орган исполнительной власти, представляет в Правительстве Российской Федерации железнодорожный транспорт в целом. Кроме этого, для всестороннего обсуждения вопросов реформирования, для принятия взвешенных и согласованных решений по реализации мероприятий структурной реформы в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации создана Межведомственная комиссия по вопросам структурной реформы.

Итоги второго этапа структурной реформы железнодорожного транспорта одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 10 ноября 2005 года по вопросу «О ходе реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте» .

Третий этап реформы: 2006;2010 гг.

В соответствии с Программой структурной реформы основная задача третьего этапа — создание развитого конкурентного рынка в области железнодорожных перевозок.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

проведение оценки целесообразности полного организационного отделения инфраструктуры от перевозочной деятельности (если условия, при которых возможно такое отделение, достигнуты на этом этапе);

переход большей части (60 процентов и более) парка грузовых вагонов в частную собственность (предполагается, что на данном этапе реформирования большая часть вагонного парка будет находиться в частной собственности);

развитие частной собственности на магистральные локомотивы (предполагается, что на данном этапе реформирования часть локомотивного парка будет находиться в частной собственности);

развитие конкуренции в сфере грузовых перевозок;

продажа акций акционерных обществ, осуществляющих ремонт и техническое обслуживание в сфере железнодорожного транспорта, частным собственникам;

развитие конкуренции в неосновных видах деятельности, не связанных с перевозками, направленное на повышение эффективности деятельности и качества услуг, и полное их открытие для доступа частного капитала.

Новая экономическая логика развития макроэкономической ситуации в стране диктуют необходимость внесения уточнений в цели третьего этапа реформы, обозначив их как переход к инвестиционной фазе развития, привлечение крупных инвестиций в Компанию и железнодорожную отрасль в целом. Учитывая указанные факторы, были сформулированы дополнительные задачи для ОАО «РЖД» на 2006;2010 годы:

1. Привлечение инвестиций, повышение капитализации холдинга, в том числе за счет эффективного вывода акций дочерних компаний на фондовый рынок и формирования на этой основе дополнительных источников инвестиций для развития федеральной железнодорожной инфраструктуры.

2. Повышение глобальной конкурентоспособности ОАО «РЖД» для укрепления позиций на российском и международном транспортных рынках.

3. Улучшение качества транспортного обслуживания и повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности ОАО «РЖД» (повышение рентабельности капитала, увеличение прибыли на основе эффективного управления затратами и снижения себестоимости, повышение доходов за счет увеличения доли высокорентабельных сегментов грузовых перевозок и др.).

Для решения указанных задач будет продолжена реализация мероприятий Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, обеспечивающих разделение естественно-монопольных и конкурентных секторов рынка. Для развития конкуренции на рынке железнодорожных перевозок продолжится создание операторских компаний в сфере грузовых перевозок. Предполагается осуществить полное организационно-правовое обособление пассажирских перевозок в дальнем следовании путем создания Федеральной пассажирской компании. В рамках реформирования пассажирского комплекса продолжается создание совместно с субъектами Российской Федерации пригородных пассажирских компаний и их вывод на безубыточную деятельность. Кроме этого продолжается работа по оценке целесообразности и возможности полного организационного отделения грузовых перевозок от деятельности по оказанию услуг инфраструктуры. В рамках этой работы будет проработан вопрос развития дочерней компании ОАО «РЖД» — перевозчика грузов на железнодорожном транспорте на базе создаваемой грузовой компании.

К концу третьего этапа ОАО «РЖД» будет представлять собой эффективный холдинг, конкурентоспособность которого будет расти на основе привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов. Деятельность холдинга будет обеспечиваться на основе финансовой прозрачности, разделения учета по обособленным видам деятельности и отлаженных корпоративных процедур управления. На этой основе будут сформированы дополнительные источники инвестиций для развития федеральной железнодорожной инфраструктуры. При этом на всех этапах преобразований будет в полной мере обеспечена социальная защищенность работников железнодорожного транспорта.

3.3 Будущее монополий

Правительство готово увеличить предельный уровень роста тарифов естественных монополий на 2008 год: цены на газ могут вырасти на 15%, на электроэнергию — на 10%. Судя по всему, монополистам удалось убедить правительство, что рост цен на их продукцию не повлияет на планы снизить инфляцию к 2009 году до 4−5%. Во всяком случае, эксперты уверены, что даже повысив прогноз по росту тарифов монополий и позволив им скорректировать инвестиционные программы, МЭРТ не согласится пересматривать целевые показатели инфляции.

Естественные монополии близки к тому, чтобы одержать победу в весеннем противостоянии с правительством. Напомним, мартовское заседание правительства, посвященное мерам по ограничению роста их тарифов, завершилось скандалом. Анатолий Чубайс разгромил подготовленный Германом Грефом сценарий социально-экономического развития до 2009 года, который предусматривал повышение тарифов на следующий год для энергетиков на 6,5%, для газовой отрасли — на 8%, для железнодорожных перевозок — на 7,5%. И предложил утвердить почти вдвое большие темпы роста тарифов на электроэнергию: в 2008 году — 8−10%, в 2009;м — 7,5−9% («Газпром» и вовсе затребовал повысить тарифы в будущем году на 22%). Греф возразил: повышение тарифов на электроэнергию до уровня, требуемого РАО, приведет к росту инфляции на 0,4−0,5% - в 2008;м и почти на 0,4% - в 2009 году. Чубайс в ответ сравнил расчеты МЭРТ, основанные на утверждении, что требуемое монополистами повышение тарифов поставит крест на планах правительства снизить к 2009 году инфляцию до 4−5%, со «средневековой хиромантией». Закончилась дискуссия обещанием Грефа номинировать Чубайса на Нобелевскую премию, если тот обоснует свою точку зрения экономически.

Логика МЭРТ проста: тарифы естественных монополий не должны превышать запланированный на год целевой ориентир по инфляции. Однако аппетиты монополистов, утверждающих о невозможности реализовывать инвестпрограммы и проводить модернизацию мощностей, традиционно превышают запланированные годовые прогнозы правительства по росту потребительских цен.

Исудя по всему, им удается отстоять свою точку зрения: как заявил глава Минэкономразвития Герман Греф, на совещании у вице-премьера Александра Жукова было принято решение повысить прогноз роста тарифов на газ с 8% до 15%, а на электроэнергию — с 6,5% до 10% (тарифы для РЖД оставлены на прежнем уровне 7,5%). Это неминуемо повлечет за собой пересмотр сценариев социально-экономического развития, что косвенно подтвердил уже и самГерман Греф, заявивший, что «коррекция коснется некоторых макроэкономических показателей на текущий год» .

Заключение

В своей работе я рассмотрел несовершенную конкуренцию и три ее вида. Несовершенная конкуренция — это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной, т. е. участники рынка обладают рыночной властью. Рынки, на которых продавцы способны воздействовать на рыночную цену, называются несовершенно конкурентными.

Несовершенная конкуренция делится на монополию, олигополию и монополистическую конкуренцию.

Монополия — это рынок, на котором имеется один продавец, полностью контролирующий ситуацию на рынке. Новые фирмы, желающие проникнуть на монопольный рынок, сталкиваются с барьерами. Эти барьеры бывают экономические, юридические и естественные. Монополия снижает эффективность экономики.

Олигополия — это отрасль, в которой большая часть продаж совершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями. Отдельные фирмы-олигополисты могут вступать в сговор с целью получения больших прибылей.

Монополистическая конкуренция — это относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.

В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются «неценовые предпочтения» .

Также в своей работе я рассказал о монополиях на примере ОАО " Газпрома" , РАО " ЕЭС России" , ОАО «Российские железные дороги» .

Реформирование предполагало выделение естественно монопольной (транспортировка и распределение газа) и потенциально конкурентной (газодобыча и газоснабжение) сфер с их последующим организационным обособлением.

Таким образом, монополии появляются в сферах и отраслях где конкуренция невозможна, поэтому для защиты интересов потребителей государство осуществляет антимонопольную политику, целью которой является пресечение всяких антимонопольных злоупотреблений.

Российские монополии имеют большое значение для национальной экономики, которая без таких предприятий обречена на пассивную роль в общемировых экономических отношениях. В настоящее время неоспоримом весом на европейском континенте обладает ОАО «Газпром», но и другие российские естественные монополии находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям и превосходят их.

Эти хозяйственные структуры при разумном к ним отношении могут не только вытянуть нашу экономику из сегодняшнего прорыва, но и позволить ей занять в XXI в. одно из ведущих мест в мире. Естественные монополии следует рассматривать как наше национальное достояние, во многом не имеющее аналогов в мире. Реформы естественных монополий не должны сводиться к примитивному их дроблению, а по сути — к разрушению и деградации. Ведь благодаря функционированию естественных монополий российская экономика пока держится «на плаву». Функционирование естественных монополий должно стать приоритетным направлением координирующей промышленной политики Министерства экономики РФ, которую надо строить на основе перспективных прогнозных оценок потребностей в услугах и продукции естественных монополий на отечественном и мировом рынках.

1. Борисова, Н. Ю. Несовершенная конкуренция как условие существования страхового рынка/ Н. Ю. Борисова — Финансовый бизнес. — 2008. — № 3−4

2. Булавский, В. В. Структура спрса и равновесие в модели олигополии/ В. В. Булавский — Экономика и математические методы. — 2007 г.

3. Дерябина, М. Реформирование естественных монополий/ М. Дерябина — Экономистъ. — 2010. — № 4

4. Долгова, И. В. Монополии и конкуренция/Долгова И.В., Швейко Н. В — Финансы и кредит. — 2010. — № 3

5. Журавлева, Г. П. Экономика/ Г. П. Журавлева — Учебник. — М.: Юристъ, 2010.

6. Козырев, В. М. Основы современной экономики/ В. М. Козырев — учебник — Изд.3-е, перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2010.

7. Корнейчук, Б.В. Экономика/ Б. В. Корнейчук — Учебник — М.: Экономистъ, 2009.

8. Липсиц, И.В. Экономика/ И. В. Липсиц — учебник для вузов — М.: Омега-Л, 2006.

9. Многообразие видов конкуренции. // Эко. — 2011 № 11

10. Обзор экономики России. Основные тенденции развития. вып.2: пер. с англ. — М.: (б. и.) 2010

11. Соколов, Б.И., Экономика / Б. И. Соколова, С. В. Соколова — Учебник для гуманитариев. — СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2009. — 480с

12. Трофимова, Г. К. Краткий курс экономической теории/ Г. К. Трофимова — учеб. пособие / Трофимова, Галина Константиновна. — М.: Фаир-Пресс, 2009 г.

13. Челенков, А. П. Анализ конкурентоспособности на взаимосвязанных рынках/Челенков А.П., Коляда В. В. // Маркетинг. — 2009. — № 5

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой