Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика оценки конкурентоспособности сложной технической продукции: На примере авиационной техники

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Восстановить полный технологический цикл авиастроительного производства, что будет являться важнейшим преимуществом с точки зрения геополитической конкурентоспособности в России и СНГ. Необходимо развивать концентрацию наукоемких производств с высокой добавленной стоимостью в российской промышленности, а также усилить вертикальную интеграцию собственности, промышленного капитала и труда… Читать ещё >

Содержание

  • В в е д е н и е
  • 1. Особенности конкурентоспособности сложной технической продукции
    • 1. 1. Конкуренция и конкурентоспособность в экономике: система оценок
    • 1. 2. Способы оценки конкурентоспособности сложной технической продукции и методология исследования
  • 2. Авиационная промышленность, ее состояние и конкурентоспособность в современных условиях развития
    • 2. 1. Состояние авиационной отрасли как результат изменения условий конкуренции
    • 2. 2. Основные факторы и элементы конкурентоспособности авиационной промышленности и авиационной техники
    • 2. 3. Алгоритм оценки конкурентоспособности сложной технической продукции и технология исследования конкурентоспособности боевой авиационной техники
  • 3. Конкурентоспособность и перспективы развития гражданских воздушных судов
    • 3. 1. Позиционирование гражданских воздушных судов и развитие авиационных перевозок
    • 3. 2. Особенности анализа и оценки конкурентоспособности гражданских воздушных судов
    • 3. 3. Развитие гражданского авиастроения России и учет факторов конкурентоспособности в оценке перспектив воздушных судов
  • Заключени е

Методика оценки конкурентоспособности сложной технической продукции: На примере авиационной техники (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена современными условиями экономического развития, связанными с его рыночным становлением, что наиболее остро подчеркивает проблематику конкурентоспособности российской авиационной техники в тесной взаимосвязи с состоянием авиационной отрасли в целом.

Эффективное функционирование экономики в современных условиях возможно только за счет общей стабилизации траектории устойчивого развития научно-промышленного потенциала государства. Бурное развитие сырьевых отраслей, ставших в настоящее время ведущими в российской экономике, не способно кардинально и надолго решить задачу экономического подъема. Достаточным условием стабильного роста экономики является развитие сложной наукоемкой технической продукции и информационных технологий. Анализ современного развития мировой экономики показывает, что сложилась устойчивая тенденция опережающего роста обрабатывающих отраслей, производящих наукоемкую продукцию. Авиастроение относится к отраслям с высокой долей добавленной стоимости, где широко используются достижения научно-технического прогресса, это один из эффективных рычагов воздействия на развитие национальной экономики. Авиационная промышленность влияет на общую экономическую стабильность государства и на ее национальную безопасность.

Изучение зарубежного опыта и теорий конкуренции и конкурентоспособности пока еще не позволяет адекватно отразить процессы их взаимодействия и взаимосвязи в переходный период к рыночным отношениям в российских условиях. Всвязи с чем возникает потребность в расширении и углублении методологической базы исследований данных процессов. Поскольку процесс взаимодействия между конкурентами выражается в форме конкурентной борьбы, то необходим адекватный для определения степени зрелости рыночных отношений конкурентный механизм, который обеспечивал бы успех в ходе данной борьбы. Этим механизмом является конкурентоспособность производимой отраслью продукции, в частностиавиационной техники, которая имеет определенный уровень успеха или неудач на рынках ее сбыта в конкретных экономических условиях. Изменения, произошедшие в последнее десятилетие, требуют новых подходов к формированию конкурентоспособной продукции.

Показатель уровня конкурентоспособности продукции позволяет предприятиям отрасли реально оценивать свои позиции в конкурентной борьбе на рынках ее реализации, а систематическая объективная оценка возможностей и сопоставление их с удовлетворением растущих потребностей заказчиков и потребителей способствует эффективной сбытовой политике и повышению деловой репутации предприятий.

В современных условиях большое внимание уделяется вопросам конкурентоспособности продукции, что является обязательным и важным условием заключения сделок при ее реализации, тем более, что реализация продукции и изделий такой наукоемкой отрасли экономики, как авиационная, имеет свои специфические особенности при исследовании техники гражданского или военного назначения.

Целью исследования является разработка методики оценки конкурентоспособности российской авиационной техники.

В соответствии с поставленной целью, в ходе диссертационного исследования были поставлены и решены следующие задачи: исследование понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» применительно к особенностям современного рынка авиационной техники;

— разработка алгоритма исследования конкурентоспособности сложной технической продукции;

— анализ существующих способов оценки конкурентоспособности сложной технической продукцииадаптация метода цепочки накопления стоимости к оценке конкурентоспособности авиационной промышленности;

— сравнение и позиционирование образцов российской авиационной техники и зарубежных аналогов.

Объектом исследования в данной работе является сложная техническая продукция, выпускаемая российской авиационной промышленностью в современных условиях экономического развития.

Предметом исследования являются методы оценки конкурентоспособности авиационной техники на рынке высокотехнологичной продукции.

Методы исследования. Конкурентоспособность авиационной техники оценивается сравнением комплекса экономических, технических и эксплуатационных параметров самолетов-аналогов. Исследования носят количественно-качественный и комплексный характер, основаны на использовании метода цепочки накопления стоимости, многоугольника конкурентоспособности и пространственного позиционирования.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются труды зарубежных ученых по конкуренции, менеджменту, маркетингу: М. Альберт, П. Друкер, Ф. Котлер, Ж. Ж. Ламбен, М. Мескон, М. Портер, Ф. Хедоури, Э.Чемберлин.

Организационно-экономические аспекты формирования и обеспечения конкурентоспособности предприятий и продукции в современных условиях России нашли свое отражение в работах: Г. Азоева, П. Завьялова, Г. Клейнера, А. Селезнева, Р. Фатхутдинова и других отечественных ученых.

Экономика авиационной промышленности и отраслей производства сложной наукоемкой технической продукции представлена в работах: А. Бакланова, С. Бодрунова, А. Варшавского, П. Нечаева, И. Самойлова, И. Фролова и других авторов.

Информационная база исследования основывается на официальных, статистических, научно-технических источниках: федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002;2010 годы и на период до 2015 года», национальный доклад РСПП «Политика повышения конкурентоспособности экономики России», материалы ИКАО («Прогноз развития воздушного транспорта до 2015 года», «Мир гражданской авиации 2003;2006гг.», «Годовой доклад Совета ИКАО» и др.), данные авиастроительных и авиатранспортных компаний.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке методики оценки конкурентоспособности, учитывающей особенности авиационной техники военного и гражданского назначения, на основе единого алгоритма работы. Проведена адаптация метода цепочки накопления стоимости применительно к особенностям авиационной промышленности в системе оценки конкурентоспособности.

Наиболее существенные научные результаты. Раскрыты особенности оценки конкурентоспособности военных и гражданских воздушных судов по их функциональному предназначению. Проведена апробация методики на конкретных типах самолетов военного и гражданского назначения и получены сравнительные оценки конкурентоспособности отечественной авиационной техники.

Практическая значимость результатов заключена в предложенной методике оценки конкурентоспособности авиационной техники, которая может использоваться органами государственной власти, специалистами авиастроительных компаний при разработке и производстве авиационной техники, а также экономистами и маркетологами авиатранспортных компаний при принятии управленческих решений на приобретение и эксплуатацию воздушных судов.

Апробация результатов исследования нашла отражение в публикациях и выступлениях на научно-практических конференциях, в методических совещаниях на предприятиях и в организациях. Практические расчеты, приведенные в работе, по исследованию конкурентоспособности воздушных судов гражданского и военного назначения использовались в ходе подготовки справочного материала к договорной работе в Научно-техническом комитете ВВС.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 11 работ общим объемом 3,6 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Общий объем диссертационного исследования составляет 153 страницы, содержит 14 таблиц и 24 рисунка. Библиографический список состоит из 121 наименования.

Выводы.

Воздушные суда гражданского назначения являются традиционными изделиями авиационной промышленности, которые выпускаются серийно и широко используются в транспортной системе государства. Транспортные авиационные компании являются основными потребителями продукции, выпускаемой авиационной промышленностью, они используют воздушные суда как средства производства для предоставления транспортных услуг на рынке авиационных работ и авиаперевозок.

Гражданские воздушные суда подразделяются на определенные классы по их пассажировместимости (грузоподъемности), по дальности полета, по компоновке пассажирских салонов, по функциональным признакам. Анализ позиционирования показал, что практически в каждом классе воздушных судов есть самолеты с близкими функциональными возможностями, каждый класс представлен несколькими моделями-аналогами.

Количество новых предложений в классе возрастает с уменьшением дальности их полета и пассажировместимости, это объясняется увеличением количества производителей авиационной техники, способных разрабатывать более легкие самолеты вследствие меньшей капиталоемкости их производства.

Авиационная промышленность западных стран сегодня фактически работает в условиях дуополии, когда рынок производителей поделен между двумя доминирующими корпорациями «Airbus» и «Boeing» по производству магистральных воздушных судов.

Особенность оценки конкурентоспособности гражданских воздушных судов заключается в определении их функционального предназначения в конкретных условиях эксплуатации. Конкурентоспособность может оцениваться с позиций производителя, компании-эксплуатанта и пассажира.

Особое внимание при анализе гражданских воздушных судов обращается на параметры комфортности для пассажиров, удобства их обслуживания в полете со стороны членов экипажа, есть отличия в обеспечении безопасности полетов, предъявляются повышенные требования к экономичности, техническому обслуживанию, экологичности и интенсивности их эксплуатации.

На прогноз развития объема воздушных перевозок влияет: состояние мировой экономики, интенсивность торгового обмена, цены на авиационное топливо, общие цены на приобретение авиатехники и стоимость ее эксплуатации. По прогнозу до 2015 года объем мировых регулярных пассажирских перевозок будет возрастать в среднем ежегодно на 4,4% (на международных авиалиниях на 5%, на внутренних.

3% ежегодно). Объем грузовых перевозок будет возрастать в среднем на 5,5% в год [110].

Тенденция потребности в авиационных перевозках будущего будет сохраняться. Прогноз развития авиационного транспорта в современных условиях подтверждает необходимость дальнейшего развития авиационной промышленности. Однако с целью повышения экономичного функционирования авиационные компании-перевозчики стали внимательнее относиться к выбору воздушных судов, предлагаемых авиационной промышленностью эксплуатантам.

Номенклатура предложений воздушных судов позволяет авиакомпаниям осуществлять их выбор, делая акцент на конкурентоспособные воздушные суда.

Учитывая потенциальные возможности российской авиационной промышленности, необходимо отметить, что участие государства в поддержке этой отрасли является необходимым условием ее дальнейшего развития.

Плановая программная поддержка авиационной промышленности государством — принципиальная позиция по укреплению ее конкурентоспособности. Органы государственного управления должны гарантировать риски разделенного партнерства по всему спектру развития российской авиационной промышленности.

Заключение

.

Развитие экономики в современных условиях переходного периода возможно в условиях общей стабилизации траектории развития научно-промышленного потенциала государства. Стабильность обеспечивается развитием сложной наукоемкой высокотехнологической продукцией и информационными технологиями. Страна, обладающая таким потенциалом вправе рассчитывать на экономический успех, так как может обеспечить себе устойчивый рост экономики, с учетом конкурентоспособности выпускаемой отечественной продукции, что обусловлено рыночным хозяйствованием. Особенность конкурентоспособности наукоемкой технически сложной продукции заключается в том, что создаются те или иные преимущества для субъектов экономического соревнования, которые позволяют развивать всю экономику.

Формирование конкурентной борьбы исторически связано еще с началом докапиталистической формации и имеет определенные методологические корни своего развития. Современная теория конкуренции базируется на теоретических источниках, которые интегрировано входят в определенную научную систему взглядов, формируя современные понятия конкурентных отношений, что подтверждает актуальность проводимых исследований. Активная адаптация теории к современным условиям переходного периода является необходимым фактом. Механизм конкуренции должен быть объектом изучения, так как в конкуренции усматривается главная сущностная черта рыночного производства и рыночных отношений, повышая эффективность хозяйственной деятельности.

В настоящее время еще нельзя однозначно говорить о сформировавшейся теории конкуренции в российских условиях переходного периода, однако многие ее аспекты уже имеют вполне законченный вид и помогают правильно оценивать экономическую обстановку, ориентировать исследователя на определенные дальнейшие шаги и позволяют, обобщая фактический материал, делать некоторые выводы. Многие крупные компании стремятся обезопасить свой бизнес от давления конкурентов за счет его монополизации. В связи с чем, крупные предприятия активно предпринимают действия по укреплению своего положения на рынке, реализуя конкурентные преимущества производства и сети комплексного технического обслуживания. Стремление выжить в сложных условиях ведет к желанию большинства найти свой путь и методы сохранения своей «ниши» для производимой продукции.

Роль государства в регулировании конкуренции имеет особую значимость, осуществляя национальную промышленную политику, в рамках которой определяются методы и формы влияния на деловую активность отрасли и предприятий с целью повышения их конкурентоспособности. Государственная поддержка авиационной отрасли экономики России окажет благоприятное воздействие на становление авиастроения, на выпуск новых образцов конкурентоспособной техники. Протестированная авиационная техника российского производства в свете ее конкурентоспособности дает определенный результат, подтверждающий факт возможности дальнейшего развития отрасли и создания современных образцов авиационной техники военного и гражданского назначения. Общая методика оценки конкурентоспособности, дополненная собственными разработками и предложениями, еще раз подчеркивает правильность подходов к исследованию данной проблемы в переходный период развития российской экономики.

Конкурентоспособность в общем виде — это обладание свойствами, создающими преимущества для субъектов экономического соревнования, которые относятся к различным по природе объектам — видам продукции, изделиям, предприятиям и организациям, выступающим в качестве субъектов конкурентной борьбы. Конкурентоспособность технически сложной продукции имеет значительный по времени и сложности технологии жизненный цикл от стадии замысла, формирования идеи, через проектирование, моделирование и изготовление опытного образца до стадии его реализации (продвижения) на рынке непосредственно силами производителя. Затем наступает период тесного взаимодействия производителя и эксплуатанта, на стадии использования изделия по его целевому назначению.

Конкурентоспособность и конкуренция — взаимосвязанные понятия которые проявляются через наличие соперников, действующих в аналогичных условиях одного и того же рынка с целью продвижения каждым своего изделия на максимально выгодных условиях. Конкуренция базируется на двух основных принципах: соперничество и удовлетворение потребностей, а конкурентоспособность определяется через процесс сравнения товара, изделий по идентичным или близким показателям. Исследование конкурентоспособности авиационной техники — как сложной наукоемкой технической продукции, есть сложный процесс, который требует высокого уровня подготовки специалистов, выработке у них профессиональных способностей по изучению исследуемых технически сложных функциональных систем.

Для оценки конкурентоспособности авиационной техники целесообразно комплексно использовать имеющиеся методы исследования в зависимости от целей, задач, оперативности получения данных, чтобы повысить степень ее достоверности и конкретизации, для данных условий экономического развития.

Исторически авиационная промышленность России опирается на собственную развитую ресурсную, промышленно-производственную и фундаментальную базу научно-исследовательских центров, ОКБ самолетои вертолетостроения, а также двигателестроения, приборостроения и иных авиационных систем. Существует сбалансированная система авиаремонтных предприятий и формируется сервисная техническая база обслуживания. Территориально российская авиационная промышленность представлена во всех промышленно развитых федеральных округах.

При исследовании состояния развития российской авиационной промышленности следует отметить, что в 1980 производство было способно выпускать 1460 воздушных судов в год, в том числе 770 самолетов и 690 вертолетов. Сегодня потенциал авиационной промышленности еще сохраняется хотя требует структурной реорганизации, с целью укрепления ее эффективности и работоспособности. Рассматривать становление авиационной промышленности, как отрасли, имеющей общеэкономическое и социальное значение в развитии государства. Принцип политики повышения конкурентоспособности должен концентрировать ресурсы бизнеса и государства для закрепления своих позиций на рынках, повышая геоэкономическую устойчивость страны. Реализация мер промышленной политике способствует развитию конкуренции в экономике, снижая предпринимательские, инвестиционные риски, за счет корректировки налогообложения, снижения НДС и административных барьеров.

С развитием науки совершенствуются методы и подходы по изучению экономических процессов. Одним из них является комплексное изучение во взаимосвязи, что характерно для цепочки накопления стоимости. Экономическое исследование жизненного цикла авиационной техники, адаптивно проводимое цепочкой накопления стоимости, имеет место при анализе конкурентоспособности того или иного изделия. Поэтапное исследование позволяет концентрировать внимание на небольших положительных и отрицательных изменениях, что сказывается в дальнейшем на общем результате. Динамика изменений в цепочке накопления стоимости является перспективным шагом в исследованиях, позволяющих получать реальную картину развития современных отраслей развития экономики.

Создавая авиационную технику, необходимо решать вопросы комплексного ее использования в общей транспортной системе государства, предусматривая централизацию перевозок на авиалиниях малой, средней и большой протяженности, формируя воздушные перевозки в стране через несколько крупных операторов-авиакомпаний и аэроузлов с соблюдением государственных интересов.

Оценка конкурентоспособности продукции авиационной отрасли осуществляется по техническим и экономическим показателям через сравнение абсолютных и относительных величин, а по ценовой привлекательностирассматривая структуру цен базового и конкурирующего изделия, при этом ценовая привлекательность уточняется через показатель качества и структуру полных затрат. Проведение исследования предполагает определенную последовательность действий, связанных по смыслу логической цепочкой, для соблюдения методической последовательности — алгоритмом действий.

Исследование конкурентоспособности военных авиационных комплексов следует осуществлять через сравнительный анализ отдельных показателей, тактико-технических характеристик и в динамике их изменений при боевом функционировании, проводя моделирование и расчеты, отслеживая взаимосвязанные параметры. Сравнение и сопоставление отдельных тактико-технических и функционально-технологических характеристик — это по сути, сравнение качества этих изделий, а вот сравнение изделий в динамике функционирования с учетом реальных условий работы и цены изделия — это и есть оценка конкурентоспособности авиационной продукции.

Используя предложенный алгоритм работы исследования при оценки конкурентоспособности конкретного боевого самолета, он способен подтвердить преимущества одного над другим, поэтапно и в целом, давая реальную оценку объекту исследования. Выполненный в ходе работы анализ может показать потенциальному партнеру по переговорам конкурентоспособность многоцелевого легкого истребителя российского производства, сделать вывод, влияющий на принятие положительного решения в ходе переговоров по реализации продукции.

Воздушные суда гражданского назначения являются традиционными изделиями авиационной промышленности, которые выпускаются серийно и используются в транспортной системе государства. Транспортные авиационные компании — основные потребители продукции, выпускаемой авиационной промышленностью, они используют воздушные суда как средства произдодства для предоставления транспортных услуг на рынке авиационных работ и авиаперевозок.

Особенность оценки конкурентоспособности гражданских воздушных судов заключается в определении их функционального предназначения в конкретных условиях эксплуатации с учетом классификации (в основном) по пассажировместимости и дальности полета. Конкурентоспособность их оценивается с позиций производителя, компанииэксплуатанта и пассажира.

По прогнозу до 2015 года объем мировых регулярных пассажирских перевозок будет возрастать в среднем ежегодно на 4,4% (на международных авиалиниях на 5%, на внутренних — 3% ежегодно). Объем грузовых перевозок будет возрастать в среднем на 5,5% в год. Прогноз развития авиационного транспорта в современных условиях подтверждает необходимость дальнейшего развития авиационной промышленности, тенденция потребности в авиационных перевозках будущего будет сохраняться.

С целью повышения экономического функционирования авиационные компании-перевозчики стали внимательнее относиться к выбору воздушных судов, предлагаемых авиационной промышленностью эксплуатантам. Номенклатура предложений воздушных судов позволяет авиакомпаниям осуществлять их выбор, делая акцент на конкурентоспособные воздушные суда. Оценка конкурентоспособности гражданских воздушных судов может осуществляться несколькими способами, которые вписываются в предлагаемый общий алгоритм исследований.

Определяя конкурентоспособность воздушного судна — подтверждается факт конкурентоспособности производителя данной техники. Учитывая потенциальные возможности российской авиационной промышленности, необходимо отметить, что участие государства в поддержке этой отрасли является необходимым условием ее дальнейшего развития. Плановая программная поддержка промышленности государства — принципиальная позиция по укреплению ее конкурентоспособности. Органы государственного управления должны гарантировать риски разделенного партнерства по всему спектру развития российской авиационной промышленности, что будет способствовать развитию отрасли.

В современных условиях исследования вообще носят комплексный характер и тем самым способствуют расширению возможностей научного и практического значения. Особенно это характерно для изучения сложной наукоемкой технической продукции, где исследования базируются на грани технических и экономических знаний с определенной направленностью в экономическом развитии по идентификации рыночных проблем и возможностей переходного периода и связанных с этим конкурентоспособности авиационной техники российского производства в частности. Каждому типу хозяйственных единиц присущи свои особенности: у ведущих монополий — это сила, у мелких фирм — гибкость, у специализированных компаний (производство) — приспособленность к особым сегментам рынка, у фирм новаторов — это преимущество первооткрывателей, а для авиационной промышленности надо «применять» все сразу, потому что в процессе создания авиационной техники задействованы максимум возможного. Понимание сложности процессов — порождает особенности оценки конкурентоспособности авиационной техники во взаимосвязи с авиационной промышленностью. Сложность данного исследования состояла в том, что направлена была на сочетание оценки экономических подходов через технические обоснования данной проблемы, чтобы получить практические результаты и добиться более уверенной степени достоверности конкурентоспособности российской авиационной техники.

Необходимо осуществлять маркетинговый подход к созданию и производству авиационной техники в отечественной промышленности с учетом интересов компаний-эксплуатантов и потребителей на основе всесторонних исследований потребностей рынка в интересах конкурентоспособности продукции.

Развивать сервисное техническое обслуживание российской авиационной техники по регионам и зарубежным странам с целью продвижения продукции на внутреннем и внешнем рынках, сохраняя тем самым экономическое влияние на партнеров по авиационному бизнесу.

Осуществить практическое внедрение лизинга отечественной авиационной техники по всем направлениям деятельности с проработкой законодательной базы, ответственности за разделенные экономические риски и технологию его проведения.

На первом этапе по стабилизации авиационной отрасли необходимо производить отечественные современные уже разработанные модели воздушных судов с целью поддержания функционирования производственных мощностей промышленности, и с целью уменьшения затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в современных условиях.

На втором этапе — использовать научно-исследовательский потенциал для разработки перспективных моделей будущего за счет аккумулирования сил и средств на консолидированных авиастроительных производствах и в компаниях.

Поддерживать и развивать лицензионное и совместное производство образцов российской авиационной техники в странах СНГ, Азии и Латинской Америки на основе кооперации производственных и научно-исследовательских потенциальных мощностей в соответствии с мировыми тенденциями.

Восстановить полный технологический цикл авиастроительного производства, что будет являться важнейшим преимуществом с точки зрения геополитической конкурентоспособности в России и СНГ. Необходимо развивать концентрацию наукоемких производств с высокой добавленной стоимостью в российской промышленности, а также усилить вертикальную интеграцию собственности, промышленного капитала и труда. Необходима концентрация инвестиционных, научно-технических, инновационных, технологических и квалифицированных трудовых ресурсов в авиастроительной отрасли экономики России с целью обеспечения ее конкурентоспособности по выпуску и продвижению на рынках эффективной отечественной авиационной техники. Для обеспечения конкурентоспособности авиационной техники ориентиром должна являться минимизация не цены воздушного судна, а полной стоимости его производства и эксплуатации в течение жизненного цикла.

Целесообразно восстановить систему организации авиаперевозок, которая была сильна централизацией воздушного транспорта и единым промышленным авиакомплексом.

При грамотной промышленной политике Россия в интеграции с другими странами СНГ будет способна восстановить позиции на мировом рынке авиационной техники, а также отстаивать национальные интересы в мировой экономике. Наличие развитой авиационной промышленности в России дает основания в обеспечении государственной безопасности и обороноспособности страны в мировом сообществе, стимулируя экономическое развитие смежных, сопутствующих, обеспечивающих отраслей народного хозяйства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ГЛ., Михайлова Е. А. Маркетинговые исследования. М., ЗАО «Финстатинформ»., 1999- 120с.
  2. Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. М., ОАО «Типография „Новости“, 2000 256с.
  3. О. Ту-204 расширяет географию//Аэрокосмический курьер, № 6 (30) ноябрь-декабрь 2003. -с.84−85.
  4. О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. М.: ИНФРА М- НОРМА, 1997 г.-224с.
  5. В.Д. Россия в мировой экономике. М., ГИЦ „Владос“ 1999 г., 246с.
  6. Антология экономической классики, М., „ЭКОНОВ“, „КЛЮЧ“. 1993 -475с.
  7. Г. В битве гигантов побеждают европейцы//Авиаглобус, № 6 (74), июнь 2005 г.-с.9.
  8. Г. Российская авиация жила, живет и будет жить!//Авиаглобус, № 6 (74), июнь 2005 г.-с.2−3.
  9. Аэрокосмическое приборостроение России. Серия 1. Экономика авиаприборостроения. Выпуск 6./ Сб. под общ. Научной редакцией Бодрунова С. Д., СПб., Национальная ассоциация авиаприборостроителей (НААП), 2005, 215с.
  10. Аэрокосмическое приборостроение России. Серия 1. Экономика авиаприборостроения. Выпуск 7./ Сб. под общ. Научной редакцией Бодрунова С. Д., СПб., Национальная ассоциация авиаприборостроителей (НААП), 2005, 146с.
  11. Аэрокосмическое приборостроение России. Серия 2. Авионика. Выпуск 4./ Сб. под общ. Научной редакцией Бодрунова С. Д., СПб., Национальная ассоциация авиаприборостроителей (НААП), 2005, 200с.
  12. А. Лоббируя западных производителей//Военно-промышленный курьер, № 37 (104), 5−11 октября 2005 г.
  13. З.Бакланов А. Г. (под редакцией Абрамова Ю.А.) Маркетинг ракетно-космической продукции. Учебное пособие по курсу „Маркетинг и качество ракетно-космической техники“. М., Изд. МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1999−35с.
  14. Н.Бакланов А. Г. Маркетинг авиакосмической техники и высоких технологий, Аналитический обзор М., 1998 г., 80с.
  15. В., Синельников А. Развитие организации в конкурентной среде. // Менеджмент в России и за рубежом. № 6, 2000 г.
  16. В. На ринг вызываются „Боинг“ и „Эрбас“. //Авиарынок деловой авиакосмический журнал март 1998, с. 33−36.
  17. В. Что будет с гражданской авиацией России? // Авиарынок- деловой авиакосмический журнал. Март 1998, с. 44−45.
  18. М.А., Фролов Н. Э. Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития/ТМаркетинг в России и за рубежом, № 2, 2001 г.
  19. О.Т. Глобализация характерная черта нынешнего века. Цикл публичных лекций „Академики РАН- студентам ГУУ“, ГУУ, М., 2004 -31с.
  20. В. Наша продукция это эффективность, экономичность, надежность.//Аэрокосмический курьер, № 1 (31) январь-февраль 2004. -с.44−45.
  21. С.Д., Ковальков Ю. А. Экономика и организация авиастроения в России, СПб., 2001- 288с.
  22. С. Д., Крюков С. П. Корпоративный менеджмент постиндустриального общества, СПб., Корпорация „Аэрокосмическое оборудование“, 2005 612с.
  23. А. Стратегия маркетинга: 10 шагов к успеху- Стратегия менеджмента: 5 факторов успеха (Практикум делового человека) М., АО „Интерэксперт“, Экономика, 1995 — 35с.
  24. А.Е. Наукоемкие отрасли и высокие технологии: определение, показатели, техническая политика, удельный вес в структуре экономики России//Экономическая наука современной России, № 2,2000 г., с.61−83.
  25. Г. Современные подходы к решению проблем военной стандартизации. // Военный парад, март-апрель 1998 г.
  26. В.Н., Игнатов С. Н., Моргунов В. Н. Микроэкономика, С-Петербург, 1998−384с.
  27. А. Авиапромышленность России: 10 лет без поддержки государства. //Аэрокосмический курьер, № 2 (26) март-апрель 2003. -с.8−10.
  28. С.Ю. Экономика России: сегодня, завтра. Цикл публичных лекций „Академики РАН студентам ГУУ“, ГУУ, М., 2004−77с.
  29. И.С. Конструкция и проектирование летательных аппаратов, М., „Машиностроение“, 1995−448с.
  30. С. (перевод) Практика AIRBUS: полезные уроки//Экономист, № 1, 2005 г. с. 20−35.
  31. П. Задачи менеджмента в XXI веке. М., СПб., К. Изд дом „Вильяме“, 2002 -272с.
  32. В.П. Политика повышения конкурентоспособности экономики России. Национальный доклад, М., РСПП, 2004−144с.
  33. П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. М., Инфра-М. 2000 -496с.
  34. В.В. Прогнозы экономического роста в России. Цикл публичных лекций „Академики РАН- студентам ГУУ“, ГУУ, М., 2004 -28с.
  35. В. Всех не удасться спасти//Военно-промышленный курьер, № 41 (108), 2−8 ноября 2005 г.
  36. В., Колготина Е. Производство наукоемкой научно-технической продукции на конкурсной основе в современных экономических условиях. // Научно-технический журнал. Авиакосмическая техника и технология № 1., 1999 г.
  37. В.И., Грошев В. Н. Теория боевой эффективности исследование операции. Учебник-2 часть, М., Изд. ВВА им. Гагарина, 1969 276с.
  38. Г. Б. Институциональная структура предприятия и стратегическое планирование на микроуровне. Цикл публичных лекций „Академики РАН -студентам ГУУ“, ГУУ, М., 2004−50с.
  39. В. Кому он нужен этот „внутренний“ рынок?//Авиаглобус, № 6 (74), июнь 2005 г, с.4−5.
  40. Ф., Армстронг Г., Дж.Сандерс, В.Вонг. Основы маркетинга М., СПб., К. Изд дом „Вильяме“, 2000 -944с. ил.
  41. . JI. Павлов С. Н., Галетова H.JI. Перекалина Н. С. Основы статистического анализа рыночных процессов и его применение в маркетинге и менеджменте. М., Изд. МАТИ-РГТУ „Латмэс“.
  42. Ламбен Жан-Жак Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. Пер с фр. СПб., Наука, 1996 -428с.
  43. Л. Перспективы семейства самолетов Ту-204/214//Аэрокосмический курьер, № 5 (29) сентябрь-октябрь 2003. -с.68−71.
  44. А. Пути восстановления отечественной авиационной промышленности//Общество и экономика, № 1, 2004-С.49−66.
  45. В.В. Консолидация сил и средств гарантия положительных результатов//Аэрокосмический курьер, № 5 (29) сентябрь-октябрь 2003. -с. 1214.
  46. Н.М. Практическая аэродинамика маневренных самолетов, М., Воениздат, 1977−439с.
  47. Д.С. Миссия России. Цикл публичных лекций „Академики -студенчеству“, ГУУ, М., 2006−77с.
  48. Д.С. Экономический механизм развития России. Цикл публичных лекций „Академики РАН студентам ГУУ“, ГУУ, М., 2004−64с.
  49. В.П. Торговля оружием: мировая конъюнктура и конъюнктурный анализ. М., Изд. дом „Новый век“, Институт микроэкономики, 2001 168с.
  50. А. Принципы политической экономики. T. l, М., Мысль, 1983−367с.
  51. Материалы маркетинговых исследований. ОАО Туполев, 2001.
  52. Материалы сайта „Военно-промышленный курьер“ :http://www.vpk-news.ru.
  53. Материалы сайта „НИИ экономики авиационной промышленности“: http://www.avia.ru.
  54. В.Н. Динамика полета и пилотирование самолетов, Монино, Изд. ВВА им. Гагарина, 1976 547с.
  55. Л. Россия и Украина уверены в экспортном потенциале самолета Ан-70. // Рынки вооружений № 7−8,т.1, 2001, с.37−40.
  56. В. Как принимать решения. СПб., „Химера“, 1999−200с.
  57. В. Российский авиапром: перспективы развития//Аэрокосмический курьер, № 3 (27) май-июнь 2003. -с. 10−11.
  58. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обоснование. М., Внешторгиздат, 1993 -том 1−221с., том2−303с.
  59. А. Воздушный транспорт России на подъеме//Аэрокосмический курьер, № 6 (30) ноябрь декабрь 2003. -с.79−80.
  60. А. Гражданская авиация России на пути к возрождению//Аэрокосмический курьер, № 1 (25) январь-февраль 2003. -с.58−59.
  61. П.А. (сборник статей) Современные проблемы инновационного менеджмента. М., Изд. Звездопад, 2001 238с.
  62. П.А., Лазников Н. М. Экономические проблемы теории и практики развития авиации (Сборник докладов на Научных Чтениях по авиации, посвященных памяти И. Е. Жуковского, 14−16 марта 2000 г.) М., Изд. Звездопад, 2000 —164с.
  63. П.А., Самойлов И. А., Самойлов В. И. Конкурентоспособность гражданских самолетов. Интегральная оценка. Учебное пособие, М., Изд-во МАИ, 2004−220с.
  64. В. МиГ-29 СМТ новая модификация истребителя.//Военный парад. Октябрь 1998 г.
  65. А. Жизненно важная проблема предприятий оборонного комплекса России. // Военный парад, октябрь 1998 г.
  66. Н.С. Качество в системе маркетинга. М., „Система“, 1992−154с.
  67. Н.С., Архипкин И. М. и др. Управление качеством в объединении, М., „Экономика“, 1974 62с.
  68. Н.И., Спиридонов И. А., Барсукова С. В. Международный маркетинг. Учебное пособие, М., Высшая школа, 2001 239с.
  69. Е.П. Маркетинговый анализ фирмы. М.,"Ось-89», 1997 80с.
  70. Е.В. Авиационная промышленность и ее конкурентоспособность в современных условиях экономического развития России//Сборник научных статей «Экономика. Управление. Культура» Выпуск двенадцатый, Москва 2005 г, с. 77−79.
  71. Е.В. Авиационно-космическая промышленность России- одно из приоритетных направлений развития экономики на рубеже веков// Труды Вольного Экономического общества России, том 23, 2000, с.79−85.
  72. Е.В. Авиационно-промышленный потенциал России и особенности рынка авиационной техники//Тезисы докладов международной молодежной научной конференции «28-е Гагаринские чтения», Москва 2002 г.
  73. Е.В. Маркетинг в конверсии: проблемы и перспективы (на примере авиационно-космической отрасли экономики)// Труды Вольного Экономического общества России, том 31, 2001, с.252−265.
  74. Е.В. Маркетинговые структуры в современной авиационно-космической отрасли экономики России// Материалы 18 Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления-2003», Москва 2003 г., с.214−216.
  75. Е.В. МиГ-29 на мировом рынке военно-экономического сотрудничества// Научные труды международного Союза Экономистов и Вольного Экономического общества России, том 7, 2000, с.273−275.
  76. Е.В. Общие понятия и необходимость оценки конкурентоспособности в экономике//Материалы 19-й Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления-2004», Москва 2004 г., с. 240−242.
  77. Попова Е. В. Особенности экономического развития современной России и состояние ее авиационной отрасли/Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления-2004», Москва 2004 г., с.227−231.
  78. М. Конкуренция. Учебное пособие, М., Издательский дом Вильяме, 2001−495с.
  79. М. Международная конкуренция: конкурентное преимущество стран, М., Международные отношения, 1998−896с.
  80. Прогнозирование и планирование экономики. Учебное пособие/ под общ. ред. В. И. Борисевича, Г. А. Канауровой, Мн., ИП «Экоперспектива», 2000 432с.
  81. М., Синицин А. Лукавые цифры.// Авиатранспортное обозрение, № 61 июль/август 2005 г. с.50−51.
  82. Рейтинги российских АК по объему пассажирских и грузовых перевозок на BBJI и MBJI за 2001. // Авиационный рынок: информация, новости, комментарии. Сентябрь 2001, с. 10−14.
  83. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции, М., Прогресс, 1986−312с.
  84. Н.Г., Савруков В. Н., Саврукова Е. Н. Основы маркетинга: Альбом схем, СПб., Политехника, 1999 206с.
  85. Р.В. Безопасность полетов. М., Транспорт, 1989−239с.
  86. И.А., Бородин М. А. Методика оценки конкурентоспособности гражданских самолетов//Сборник научных трудов, Москва 2003, с.60−75.
  87. А. Конкурентные позиции и инфраструктура рынка России, М., Юрист, 1999−384с.
  88. А. Военно-техническое сотрудничество: баланс интересов // Военный парад январь-февраль 1999 г.
  89. А. Оценка ситуации на рынке военной авиационной техники. // Рынок вооружений. № 7−8 т1., 2001, с.20−23.
  90. Н.Е. Методы анализа рынка Учебное пособие, М., Экспертное бюро, 2000 128с.
  91. А., Товстык Р. Приказано выжить. // Армейский сборник, № 10, 2001, с.41−44.
  92. А. Бес господдержки.// Авиатранспортное обозрение, № 61 июль/август 2005 г. с.52−54.
  93. Ф.И. Динамика полета и управляемость тяжелых реактивных самолетов, М., «Машиностроение», 1976 208с.
  94. И. А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России. Уч. Пособие, М., ИНФРА-М, 1997 -170 с.
  95. П. Законы получения доходов в условиях конкуренции, М., Экономист, 1980−168с.
  96. О., Самойлов И.Авиационная промышленность. Оценивая будущее.//Авиатранспортное обозрение, № 61 июль/август 2005 г. с.21−27.
  97. А. Промышленный маркетинг.// Риск Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. № 2−3, 1999, с.30−33.
  98. В. Проблемы обновления парка гражданской авиации России//Аэрокосмический курьер, № 4(28) июль-август 2003. -с.62−64.
  99. Р.А. Конкурентоспособность: Россия и мир, М., Экономика, 2005−606с.
  100. Р.А. Стратегический маркетинг, Учебник, М., ЗАО Бизнес школа «Интел-Синтез», 2000 640с.
  101. А. Тяга на перспективу.// Авиатранспортное обозрение, № 61 июль/август 2005 г. с.36−41.
  102. И.Э. Наукоемкий сектор промышленности РФ: экономико-технологический механизм ускоренного развития, М., МАКС Пресс, 2004−320с.
  103. Н. Ту-214 самолет настоящего и будущего. //Аэрокосмический курьер, № 1 (25) январь-февраль 2003. -с.74−76.
  104. Циркуляр 281-АТ/116 Мир гражданской авиации 1999−2002г.г. Монреаль, ИКАО, 1999- 134с.
  105. Циркуляр 281-АТ/116 Прогноз развития воздушного транспорта до 2010 года, Монреаль, ИКАО, 2001 48с.
  106. Циркуляр 303-AN/176 Эксплуатационные возможности сведения к минимуму потребления топлива и уменьшения эмиссии, Монреаль, ИКАО, 2004−120с.
  107. Циркуляр ЗОЗ-АТ/127 Прогноз развития воздушного транспорта до 2015 года, Монреаль, ИКАО, 2004−55с.
  108. Циркуляр 307-ФТ/129 Мир гражданской авиации 2003−2006гг. Монреаль, ИКАО, 2004−100с.
  109. Э. Теория монополистической конкуренции (Реориентация теории стоимости), М., Экономика, 1996 -276с.
  110. Шаккум M. JL Экономика России: от кризиса к стабилизации и устойчивому росту. Монография, М., Глобус, 1999 216с.
  111. И. «Туполев» полет в будущее.//Аэрокосмический курьер, № 6 (30) ноябрь-декабрь 2003. -с.82−83.
  112. И. Теория экономического развития, М., Прогресс, 1982−216с.
  113. P.M. Статистические методы обработки результатов наблюдений. Министерство обороны СССР, 1984−563с.
  114. Я.С. История экономических учений. Учебник для вузов, М., ИНФРА-М, 1997−288с.
  115. DOC 9851 Годовой доклад Совета ИКАО, 2004, Монреаль, ИКАО, 2005−158с.
  116. DOC 9180/24 Статистика гражданской авиации мира 1998−1999, Монреаль, ИКАО, 2001−125с.
  117. DOC 9770. Годовой доклад Совета ИКАО. 2000, Монреаль, ИКАО, 2001−1 Юс.
  118. R. материал сайта http://www.old.chirkunov.ru/ prom/material/Kaplinsky
Заполнить форму текущей работой