Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Преодоление неравномерности территориального развития экономики депрессивного региона на основе целевых программ: На примере Республики Дагестан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целевая региональная программа есть специально разработанный для решения доказано-приоритетной региональной проблемы комплекс мер политического, нормативно-правового, финансового, экономического, социального, экологического, производственного, исследовательского, информационного и иного характера, выстроенных в определенной последовательности и согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ НЕРАВНОМЕРНОСТИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА
    • 1. 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ДЕПРЕССИВНОСТИ
    • 1. 2. ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ВЫРАВНИВАНИЯ
    • 1. 3. ФАКТОРЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ УСПЕШНОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ НЕРАВНОМЕРНОСТИ В ДЕПРЕССИВНЫХ РЕГИОНАХ НА ОСНОВЕ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
  • ГЛАВА II. АНАЛИЗ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕПРЕССИВНОГО СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
    • 2. 1. ОБЩАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
    • 2. 2. АНАЛИЗ ДЕПРЕССИВНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН: РАЙОННЫЙ РАЗРЕЗ
    • 2. 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
  • ГЛАВА I. I1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРЕОДОЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ НЕРАВНОМЕРНОСТИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА
    • 3. 1. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ВЫРАВНИВАНИЯ
    • 3. 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УСПЕШНОГО ПРЕОДОЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ НЕРАВНОМЕРНОСТИ НА ОСНОВЕ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
    • 3. 3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВЗГЛЯДЫ И ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ДЕПРЕССИВНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Преодоление неравномерности территориального развития экономики депрессивного региона на основе целевых программ: На примере Республики Дагестан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время серьезной проблемой для страны в целом, и для многих регионов стала территориальная неравномерность экономического развития, и, как следствие, наблюдается значительная региональная дифференциация (поляризация) важнейших экономических показателей. При всем разнообразии природных и иных характеристик любого региона, его реальная целостность, стабильное развитие в социальном и экономическом значении определяются уровнем регионального единства стандарта комплекса необходимых социальных благ и того, насколько способен каждый регион (хозяйство) его обеспечить своим гражданам (работникам). Характер экономического развития в значительной мере определяет процесс дифференциации различных экономических показателей внутри самих регионов. Экономическое же развитие целого региона, в свою очередь, обуславливается характером территориального расслоения. В основе разработки общей концепции оздоровления региональной экономики лежит необходимость учета специфических особенностей развития субрегиональных (муниципальных) экономических систем, а в основе стабилизации данных экономических систем лежит разработка и реализация эффективных целевых программ.

Ликвидация отставания и депрессивности развития отдельных территорий депрессивных регионов возможна, прежде всего, на основе реализации эффективных целевых программ в данном регионе. На протяжении всех десяти лет реформ ликвидация неравномерности развития территорий остается одной из «болевых точек» региональной экономики. Наиболее отчетливо отмеченные деформации в развитии экономики проявляются в депрессивных регионах. В республике Дагестан, помимо того, что она в целом является депрессивным регионом, наблюдается десятикратное отставание (от общерегионального уровня) экономического развития отдельных ее территориальных образований. В этой связи необходима существенная корректировка государственной региональной политики на всех уровнях, выработка эффективных региональных программ, направленных на преодоление территориальной несбалансированности в развитии экономики депрессивного региона, уточнение критериев отнесения территорий к зонам благоприятного или неблагоприятного развития. Чтобы обеспечить рациональное, экономически обоснованное и оправданное применение централизованных ресурсов в депрессивных регионах, необходимо переориентировать государственную региональную политику на создание предпосылок формирования благоприятного климата в масштабе как самого региона в целом, так и отдельных его территорий. Существует настоятельная необходимость сформировать объективное представление о ходе дел в каждом административно-территориальном субъекте региона, из которого следует исходить при составлении и реализации целевых программ развития депрессивного региона, направленных на преодоление неравномерности в уровнях развития территориальных единиц. Актуальная значимость проблем исследования региональных условий преодоления территориальных диспропорций в экономическом развитии депрессивных регионов России объясняет выбор темы диссертационной работы, ее цель и задачи.

Степень изученности проблемы. Концептуальные основы внутритерриториального регионального развития исследованы в работах таких известных ученых как академик Б. Штульберг, JI. Смирнягин, Г. Былов, В. Лексин, А. Швецов, Р. Шнипер, Р. Авербух и др.

Аспекты преодоления территориальных диспропорций программно-целевым способом рассмотрены в работах С. Суспицына, Т. Швайсфурта, В. Любовного, О. Богачевой, Б. Зайделя, М. Шротена, В. Клисторина, Т. Новиковой, А. Лухталы, В. Малова, В. Селиверстова, А. Игудина, И. Подпориной, М. Бандмана, С. Гузнер, К. Гусевой и др.

Концепция стабилизации экономики Республики Дагестан на основе целевых программ базируется на научных трудах В. Алиева, А. Ахмедуева, М. Багомедова, В. Петросянца, Ю. Сагидова, А. Казанбиевой и др.

Вместе с тем необходимо отметить, что проблемы внутритерриториальной региональной депрессивности и программно-целевой аспект ее преодоления еще не достаточно изучены, что влияет на процесс устранения региональных диспропорций.

Цели и задачи исследования. Главная цель данной работы — разработка теоретических положений и методических рекомендаций по преодолению отставания в социально-экономическом развитии отдельных территорий депрессивных регионов, обоснование мер по повышению эффективности механизма реализации целевых инвестиционных программ применительно к специфическим условиям Республики Дагестан. Для этой цели автор поставил перед собой следующие задачи: -уточнить сущность понятий «депрессивный регион» и «территориальная неравномерность в депрессивном регионе» ;

— определить значение целевых региональных программ развития для преодоления депрессивности отдельных территорий;

— провести систематизацию и соизмерение различных составляющих региональных целевых программ развития;

— дать характеристику социально-экономического положения Республики Дагестан с выявлением наиболее депрессивных ее территориальных образований;

— определить этапы и основные направления повышения эффективности реализации целевых программ, направленных на преодоление депрессивности отдельных территорий в Республике Дагестан;

— обосновать организационно-экономический механизм успешней реализации целевых программ, направленных на преодоление территориальной неравномерности в депрессивных регионах России в общем, и в Республике Дагестан в частности.

Объект исследования данной работы — экономика Республики Дагестан.

Предмет исследования — организационно-экономический механизм преодоления территориальной неравномерности в развитии экономики депрессивного региона.

Методологическая и теоретическая основа диссертационной работы. В исследовании применялись методы системного анализа, экономико-математическое моделирование, метод экспертных оценок, анализ и синтез, статистические методы исследования. Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, законодательные и нормативные документы государственных органов управления экономикой, а также материалы научных конференций.

В качестве информационной базы исследования были использованы данные Министерства экономики Республики Дагестан, Управления Федерального Казначейства по Республике Дагестан, Министерства финансов Республики Дагестан, Госкомстата Республики Дагестан, научная и периодическая литература.

Научная новизна выполненного исследования заключается в разработке теоретических положений и методических рекомендаций по преодолению неравномерности развития экономики депрессивного региона на основе повышения эффективности целевых программ.

В процессе проведения исследования были получены следующие новые научные результаты, выносимые на защиту:

— определены специфические факторы и условия формирования территориальной неравномерности в развитии экономики депрессивного региона России;

— обоснованы принципы составления и реализации целевых программ, направленных на преодоление территориальной неравномерности в развитии экономики депрессивного региона с учетом особенностей экономического развития страны, региона и местных территориальных образований;

— определена результативность реализации целевых программ в преодолении территориальной неравномерности развития экономики депрессивного региона;

— предложена методика распределения трансфертов из вышестоящих бюджетов, направленная на снижение дифференциации в уровнях развития территориальных образований депрессивного региона и проведены расчеты территориальных бюджетно-инвестиционных квот в Республике Дагестан;

— систематизированы факторы и предпосылки успешной реализации целевых программ по устранению территориальных диспропорций в экономическом развитии депрессивного региона;

— обоснованы основные направления реализации политики преодоления территориальной неравномерности в дальнейшем развитии экономики Республики Дагестан на основе целевых программ;

Практическая значимость данной работы определяется тем, что научно-практические выводы, полученные в ходе исследования, предназначены для использования при разработке региональных целевых инвестиционных программ развития и для придания антикризисным мерам большей эффективности в отдельных депрессивных территориях Республики Дагестан.

Апробация работы. Основные положения работы нашли отражение в 5 статьях, опубликованных в различных сборниках, докладывались на научных конференциях, проведенных Министерством экономики Республики Дагестан при участии ИСЭИ ДНЦ РАН.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Какие выводы можно сделать из всего вышесказанного? Рассмотренные аспекты формирования депрессивности в Республике Дагестан свидетельствуют о широте и глубине проблемы преодоления неравномерности социально-экономического развития территорий региона. Решение подобных проблем, дальнейшее углубление процесса рыночных преобразований в депрессивных регионах в значительной степени зависит от эффективности региональной социально-экономической политики Российской Федерации. Поддержка Федерального Центра не должна сводиться лишь к финансовой помощи, хотя она и является одним из главных ее элементов. Стратегия политики центра должна исходить из необходимости обеспечения депрессивным регионам условий, способствующих повышению их самостоятельности в оздоровлении экономики, возрождению и наращиванию производственного потенциала и решению социальных проблем.

2.2.АНАЛИЗ ДЕПРЕССИВНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН: РАЙОННЫЙ РАЗРЕЗ.

По административно-территориальному признаку Республика Дагестан делится на 41 район, один административный участок и 10 городов. В региональной политике Республики Дагестан ключевым моментом является выравнивание уровней развития ее территориальных образований.

Для оценки локальной депрессивности необходимо применить методику (она изложена в первой главе), определяющую степень развития по следующим направлениям: а) степень развитости социальной инфраструктуры территорий (города, района) — б) собственный доходно-налоговый (финансовый) потенциал территорийв) уровень занятости или безработицы среди жителей территории.

В нижеуказанной таблице приведены данные, на основании которых можно вычислить вышеперечисленные показатели.

Применяя вышеприведенную методику и используя данные таблицы 2.1. определяем все три показателя по каждому району или городу. Они приведены в таблице 2.2.

В заключение работы сделаем следующие выводы:

В настоящее время необходимым условием стабилизации экономики депрессивного региона является активная политика в области выравнивания социально-экономических показателей развития его территориальных образований. Данная внутритерриториальная неравномерность в экономическом развитии субъектов Российской Федерации выступает сдерживающим фактором экономического оживления на уровне всей страны.

Депрессивными в современных российских условиях являются те территориально-административные образования, которым в результате структурного кризиса присущи устойчивый спад производства и реальных доходов населения, растущая безработица, и где в силу различных (экономических, политических, социальных и др.) причин стимулы саморазвития перестают функционировать. Поэтому кардинальные задачи социально-экономического развития этих административных территорий регионов сводятся в основном к антидепрессивным мерам со стороны федерального и регионального центров.

В современных условиях, на фоне увеличения территориальных различий в РФ, заметно возрастает роль региональных целевых программ и проектов как формы организации развития регионов и как инструмента регулирования территориального развития. Их принято подразделять на федеральные, региональные и муниципальные, в зависимости от того, на каком уровне они применяются.

Целевая региональная программа есть специально разработанный для решения доказано-приоритетной региональной проблемы комплекс мер политического, нормативно-правового, финансового, экономического, социального, экологического, производственного, исследовательского, информационного и иного характера, выстроенных в определенной последовательности и согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения. Подготовка программы, реализация и контроль за ее выполнением требуют специально организованного управления и координации с возложением соответствующих функций на какой-либо орган.

При составлении и реализации целевых программ выравнивания внутритерриториального экономического развития регионов необходимо определить основные показатели развития каждого территориального образования региона. Инвестиционные трансферты выступают как ключевой инструмент преодоления территориальных и отраслевых диспропорций в рамках региона.

Инвестиционная поддержка нуждающихся территорий внутри региона должна проводиться на базе учета специфики развития каждого конкретного территориального образования региона.

Анализ социально-экономической ситуации в Республике Дагестан показал, что экономика республики пока еще находится в кризисном положении. По уровню развития Республика Дагестан оказалась на одном из последних мест среди субъектов РФ. Бюджет республики является высокодотационным. Наблюдается резкая территориальная дифференциация внутри республики. Ход реализации различных инвестиционных программ в Республике Дагестан сдерживается наличием многих негативных факторов, как объективных, так и субъективных.

Как показала практика, единственно возможный путь выхода экономики из затяжного кризиса — активизация инвестиционной деятельности, которая является главным рычагом модернизации производства, снижения его издержек, достижения экономического подъема. В этой связи имеются возможности региональных и муниципальных органов власти по улучшению ситуации с капиталовложениями, хотя и в ограниченном масштабе. Основной вывод, который необходимо сделать при оказании помощи депрессивным территориям в масштабах и страны в целом, и регионов — это то, что политика поддержки должна заключаться в оказании содействия депрессивным территориям при одновременном опоре на относительно сильные территориальные образования, т. е. стабильно развивающиеся территории не должны «обираться» в пользу слабых.

Применительно к условиям Республики Дагестан, инвестиционная поддержка экономики предполагает обязательный учет специфики нашей республики. Она должна проводиться в комплексе с другими антикризисными мероприятиями общеэкономического значения (общее оздоровление экономической ситуации, создание устойчивых предпосылок для эффективного функционирования рыночного механизма, обеспечение условий для формирования прогрессивных территориально-отраслевых пропорций). Немаловажное значение имеет учет и такого фактора, как общая целесообразность дальнейшей инвестиционной поддержки социально-экономического развития республики в рамках сложившейся регионально-отраслевой специализации. Это требует анализа социальной, политической, экологической и демографической ситуации. Что касается федеральных ресурсов, их следует направлять преимущественно в развитие конкретных и строго ограниченных по количеству приоритетных социально-экономических объектов, а также появляющихся в республике достаточно устойчивых источников роста. Следует поощрять частное предпринимательство в Республике Дагестан путем предоставления ему различных льгот. Но, необходимо отметить, что все эти меры не дадут нужного эффекта, пока не будут преодолены негативные факторы субъективного характера — коррумпированность в высших эшелонах власти, массовый уровень хищений и присвоения выделенных для оказания помощи нашей республике средств и других деструктивных моментов в экономической жизни Республики Дагестан.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л. В тисках кризиса. М., 1994.
  2. Л. Перспективы Экономики России на исходе XX века. // Экономист.-1996.-№ 12.
  3. Р. Мировой опыт макроэкономического регулирования и его использование центральноазиатскими странами СНГ в условиях перехода к рынку.-СПб., 1994.
  4. А. Реформирование экономики и взаимодействие центра и регионов РФ.—Вопросы экономики, 1996, № 6.
  5. В.Г. Ориентиры рынка: выбор пути // Дагестанская правда. -1994. — 19 июль.
  6. В.Г. Программа реформ: Идеология и практика. // Дагестанская правда.- 1993.- 23 ноябрь.
  7. В.Г. Реформа и политика. // Дагестанская правда. — 1995.-16 март.
  8. В.Г. Дагестан на рубеже веков: концепция рыночных реформ. -//Аргументы и факты. 1997.- № 9.
  9. В.Г. Дагестанская модель экономики: взгляд в будущее. -//Аргументы и факты. 1998.- № 11−12.
  10. Ю.Алиев В. Г. Концепция рыночных реформ в республике Дагестан. // Дагестанская правда. — 1994.- 2 апр.
  11. П.Алиев В. Г. Концепция социально-экономического развития Республики Дагестан: доклад на научно-практической конференции «Дагестан на рубеже веков: приоритеты устойчивого и безопасного развития» //Дагестанская правда. — 1997, — 30 янв.
  12. В.Г. Региональные проблемы переходной экономики. //Новая парадигма общественного развития. Москва: Экономика, 2002, с.6−31.
  13. З.Алиев В. Г., Казанбиева А. X. Региональные проблемы переходной экономики. //Пути преодоления региональной депрессии. — Москва: Экономика, 2002, с502−503.
  14. Н.Алиев В. Г. Кадиева Н. Г. Региональные проблемы переходной экономики. //Стабилизация экономики региона. — Москва: Экономика, 2002, с.404−407.
  15. В. Г., Чернышов М. М. Региональные проблемы переходной экономики.- //Региональные факторы экономического роста. Москва: Экономика, 2002, с.31−140.
  16. А. Трудный год реформ // Дагестанская правда. — 24 февр. -с. 1−2.
  17. A.M. Социально-экономическое развитие региона: программно-целевой подход. Махачкала, 1998.
  18. А.Ш. Экономическая безопасность республики Дагестан. -Махачкала, 1998.
  19. С.А., Мхиторян B.C. Прикладная статистика и основы эконометрики М.: Юнити, 1998.
  20. В.И. Комплексный региональный экономический анализ. -Томск: Изд-во Томского университета, 1988.
  21. Э.Б., Стиглнц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. М.: Аспект Пресс, 1995.
  22. Анализ состояния экономического и социального развития ДАССР. Отдел экономического анализа, совершенствования планирования и хозяйственного механизма Госплана ДАССР: Материалы Министерства экономики Республики Дагестан. Махачкала, 1988.
  23. Анализ тенденций развития регионов России в 1992—1995 годах // Вопросы экономики. — 1996. — № 6. — с. 42−78.
  24. Анализ и прогнозирование экономики региона. Отв. ред. Чичканов В. П., Минакир П. А. М.: Наука, 1984.
  25. А.Ш. Проблемы обеспечения экономической безопасности РД Вестник ДНЦ РАН, вып.2, 1998, с. 131−134.
  26. М. Экономический подъем возможен при благоприятном инвестиционном климате // Дагестанская правда. — 1998. — 7 апр. — с. 2.
  27. Н.С. Приоритеты в освоении минерально-сырьевых ресурсов региона в условиях рынка // Региональный рынок: проблемы и решения. -Махачкала: ИСЭИ ДНЦ РАН, 1993. с. 164−172.
  28. А.Б. Горная зона: резервы эффективности сельскохозяйственного производства. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1990.
  29. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Лтд, 1992.
  30. О. Бюджетные механизмы в мировой практике развития депрессивных и отсталых регионов // Вопросы экономики. — 1996. -№ 6. -с. 100−112.
  31. Г. В., Смирнягин Л. В. Программа помощи депрессивным районам (Проект концепции): Материалы к парламентским слушаниям «О депрессивных территориях в РФ: пути выхода из кризиса». М., 1997.- 15 апр.
  32. О. Бюджетные механизмы в мировой практике развития депрессивных и отсталых регионов. // Вопросы экономики .- 1996.-№ 6.-С. 113−118.
  33. А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Кн. 1.-М.: Экономика, 1989.
  34. Т.Ю., Тапилина B.C., Ростовцев П. С. Роль мобильности по доходам в изменении неравенства в распределении доходов. -Новосибирск: Изд-во Новосибирск, гос. ун-та, 2001.
  35. Е.Р. Стратегия привлечения инвестиций в экономику региона.-СПб., 1997.
  36. Е.М. Инвестиционная политика в регионе. М., 1994.
  37. Дж., Таллок Г. Расчет согласия: Логические основания конституционной демократии // Бьюкенен Дж. М. Сочинения: Пер. с англ. — М.: Тау-рус Альфа, 1997. (Сер. «Нобелевские лауреаты по экономике». — Т. 1).
  38. Л.Б., Самбурова Е. Н. Региональные процессы в переходной экономике России и Китая // Проблемы прогнозирования. — 1995. — выпуск 2. — с. 67−75.
  39. Введение в теорию порядковых статистик. М.: Статистика, 1970. -Гл.5.
  40. Введение в теорию порядковых статистик. М.: Статистика, 1970. -Гл.2.
  41. С.А. Проблемы развития и размещения производительных сил Северного Кавказа. М.: Мысль, 1975.
  42. И.Г., Венецкая В. И. Основные математико-статистические формулы в экономическом анализе. М, 1979, с. 349.
  43. Виленский.П.Л, Лифшиц В. П., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: теория и практика. М.: Дело, 2001.
  44. А. Особенности государственного регулирования рыночной экономики. // Проблемы теории и практики управления, 1996.- № 3.- С.20−24.
  45. Е.Т. Аномалии экономического роста.// Вопросы экономики. -1996.-№ 13.-С.11−12.
  46. М. М. Политика и методология государственного регулирования инновационных процессов в Республике Дагестан. -Махачкала: ДНЦ РАН, 2001.
  47. М.Г., Квинт В. Л., Юзбеков З. К. Научно-техническое развитие экономики Дагестана. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1988.
  48. А.Г. Региональная политика в программах экономических реформ. // Федерализм и региональная политика: проблемы России и зарубежный опыт. Новосибирск: ИЭиООП СО РАН, 1995 = Вып.1, С. 37.
  49. К. Регулирование инвестиционной деятельности в депрессивных регионах // Экономист. — 1997. № 5. — с. 38−44.
  50. Дагестан за 50 лет: Статистический сборник. Махачкала: Статистика, 1967.
  51. Г. Д. Развитие экономики и культуры Дагестана (1945−1965гг.).-М.: Наука, 1966.
  52. М. Дагестан на распутье: я предлагаю путь. // Новое дело. — 1994.-Июль (№ 30).-с.2.
  53. Ю.Д. Территориальный аспект экономики развивающихся стран. Ленинград: Наука, 1983.
  54. НЛ., Конторович А. Э., Коржубаев А. Г. и др. Научные основы стратегии социально-экономического развития Сибири // Регион: экономика и социология. — 2001. — № 4.
  55. Л. Организация управления финансовыми ресурсами в регионе. // Финансы, 1999, № 8, с.9−13.
  56. Л.Игонина. Новые тенденции в финансировании инвестиционной деятельности. //Финансы, 2001, № 9, с.64−66.
  57. Какую Россию мы строим: Выступление В. В. Путина при представлении ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 8 июля 2000 года // Российская газета. 2000. — 11 июля.
  58. В.Караваев. Региональная инвестиционная политика: российские проблемы и международный опыт. // Вопросы экономики, 1995, № 3, с.135−144.
  59. В.И., Новикова Т. С., Суспицын С. А. Совершенствование межбюджетных отношений в регионе. Новосибирск: Изд-во ИЭиОПП СО РАН, 2000.
  60. JI.P. Эффективный экономический рост в 2001—2010 гг.. возможности и ограничения. // Проблемы прогнозирования. — 2001. -№ 1.-С. 27−45.
  61. Котляр 3. Инвестиционная привлекательность регионов в России. -Деловой мир, 1993, 15 сентябрь- Акимов М. Дорогая моя Русь.— Профиль, 1997, № 32.
  62. . Измерение региональной асимметрии на примере России. // Вопросы экономики, 1999, № 3, с. 42−53.
  63. В.Н., Швецов А. Н. Региональная политика РФ: концепция, проблемы, решения. // РЭЖ, 1995, № 3, с. 69.
  64. В.Н., Швецов А. Н. Программные методы регулирования территориального развития —// РЭЖ, 1996, № 2, с.62−69.
  65. В.Н., Швецов А. Н. Общероссийские реформы и территориальное развитие: депрессивные регионы. // РЭЖ, 2001, № 9, с.35−64.
  66. В.Н., Швецов А. Н. Общероссийские реформы и территориальное развитие: региональные программы в новейшей реформационной ситуации. //РЭЖ, 2000, № 8, с.23−36.
  67. В. Я. Целевые программы развития регионов: рекомендации по совершенствованию разработки, финансирования и реализации. — М.: Московский общественный научный фонд, 2000, с.17−19.
  68. А., Бастанжисва С. А. Проект Тасис: «Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии: основные цели и задачи» // Регион: экономика и социология. -1999. — Спец, вып. — С. 5−15.
  69. Н.И. Смена парадигмы региональной политики // Регион: экономика и социология. 2000. — № 4. — С. 3−22.
  70. В.Ю. Проблемные регионы как форма территориальной организации производительных сил //Анализ и моделирование экономических процессов переходного периода в России. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1997 -Выи 2 -С 33−51.
  71. Материалы второй международной конференции по федерализму (Москва, 16−17 декабря 1997 г.). М., 1997.
  72. Недра в Москву переносит Дмитрий Козак // Ведомости. — 2002. — 25 апр.76.0сновы теории и практики федерализма. Лейвен (Бельгия): Ин-т европейск. политики Католического университета, 1999.
  73. А., Лавровский Б. Политика регионального выравнивания в России. // Вопросы экономики, 2000, № 10, с.74−92.
  74. И., Гришина И., Шахназазаров А. Типология инвестиционного климата регионов на новом этапе развития российской экономики. -//Инвестиции в России, 2003, № 3, с. 3−15.
  75. Ю.Н. и др. Продолжение экономических реформ в Дагестане. Концепция экономических реформ в Дагестане. Концепция. // Дагестанская правда.- 1994. -1 июль.
  76. Ю.Н. Научный доклад «Инвестиционное обеспечение развития экономики Дагестана» Махачкала, 2001.
  77. Ю. Н. «Общероссийская экономическая ситуация и основные условия подъема экономики Дагестана» Вестник ДНЦ РАН, вып.2,1998, с.123−128.
  78. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. — 4-е изд., перераб. И доп. Минск: ООО «Новое знание», 1999.
  79. М.С., Косолапов М. С., Козырева П. М. Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения // Мир России1999. -№ 3.-С. 153−172.
  80. П. Экономикс.- М.: Прогресс, 1964.
  81. В.Е., Бандман М.К.- Гузнер С.С. Методологические основы разработки федеральной помощи депрессивным и отсталым регионам. // Регион.-1996.-N1.-C.44.
  82. А. Государственное управление при формировании рыночных отношений // Экономист. 1994. — № 9. — с.36−37.
  83. JI. В., Былов Г. В. О программе помощи депрессивным регионам —//Регионология, 1995, № 3, с.ЗЗ.
  84. Социально-экономические индикаторы развития (аналитический сборник зарубежных исследований).- М.: ВПИИСИ, 1980.
  85. Структура экономики России. / Отв. ред. В. И. Маевский. М., 1993.
  86. С. А. Моделирование и анализ межуровневых отношений в Российской Федерации. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1999.
  87. С. А., Чертов Н. А. Укрепление взаимодействия регионального и местного управления (на примере межбюджетных отношений). //Регион, 1999, № 3, с.38−65.
  88. С. А. Подход к комплексной оценке влияния государственной политики на региональное развитие. // Регион, 2000, № 3, с.42−61.
  89. С. А. Подходы к оценке приоритетов региональной инвестиционной политики. // Регион, 2002, № 2, с.25−36.
  90. С. А. Пространственная результативность государственного регулирования. -// Регион, 2003, № 2, с.3−18.
  91. В.И. Региональное развитие в переходной экономике. Вл., 1997.-С.27.
  92. Теория организации./Под ред. Алиева В.Г.- М.: «Луч», 1999.
  93. Теория статистики: Учебник / Под. Ред. Проф. Р, А, Шмойловой. — 3-е изд. Перераб. — М.: Финансы и статистика, 1999.
  94. Технический прогресс и структурные сдвиги в экономике. Сб. научных статей. Новосибирск: ИЭИОПП, 1987.
  95. ЮО.Тихомирова И. В. Инвестиционный климат в России: региональные риски.- М., 1997.
  96. В.Г. Социально- экономическое развитие региона в условиях становления рыночных отношений. СПб., 1995.
  97. Г. А., Евсеенко А. В., Зверев В. С. Системная оценка интегрального риска взаимодействия экономических субъектов в регионе // Регион: экономика и социология. — 1997. — № 3.
  98. ЮЗ.Управление инвестициями. Т. 1. М.: Высшая школа, 1998, с.66−67.
  99. Управление экономикой переходного периода. Под ред. Макарова В. В,-М, 1997.
  100. Управление экономикой переходного периода. М.: Наука, 1997.
  101. Юб.Уринсон Я. О мерах по оживлению инвестиционного процесса в
  102. России. // РЭЖ. — 1997. — № 1: — с. 69−76.
  103. Р.А. Разработка управленческого решения. М: Бизнес-школа, 1998.
  104. Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа финансовых потоков. -М.: Моск. центр Ин-та «Восток-Запад», 1999.
  105. Финансовые и институциональное проблемы российского малого предпринимательства (региональные аспекты). М.: Информарт, 1996.
  106. ПО.Фоломьев А., Ревазов В. Инвестиционный климат регионов России и пути его улучшения. // Вопросы экономики. — 1999. — № 9. — с.57−68.
  107. Ш. Френкель А. А. Экономика России в 92−97 гг.: тенденции, анализ, прогноз. -М., 1997.
  108. Ю. А., Блам Ю, Ш., Речко Г. Н., Прокудина JI. JI. К соизмерению отдельных составляющих регионального инвестиционного риска // Регион: экономика и социология. — 1999. -№ 4, с.32−37.
  109. ПЗ.Хайрулов Д-С. Государственное регулирование процессов социально-экономической трансформации и развития Республики Татарстан. -Казань: ФЭН, 1997.
  110. Н., Пикок Дж. Справочник по статистическим распределениям. М: Статистика, 1980.-С. 75−78.
  111. А. Инвестиционная политика в регионе. // Экономист, 1998, № 1, с.43−4711 б. Христенко В. Б. Развитие бюджетного, федерализма в России: от разделения денег к разделению полномочий // Российская газета. -2001. —17 февр.
  112. В. Реформа межбюджетных отношений: новые задачи // Вопросы экономики. — 2000. — № 8. — С.4−14.
  113. С. Инвестиции в России: ожидание оттепели. Рынок ценных бумаг, 1998, № 6, с. 105.
  114. В. Рыночные системы и варианты структурной перестройки в промышленности. // РЭЖ. — 1992. -№ 3. -с.97−103.
  115. М.Ю., Ростовцев П. С. Методический подход к ранжировке региональных объектов по степени напряженности на рынке труда // Регион: экономика и социология. — 1998. -№ 1. — С. 103−119.
  116. Д.Г. Налоги в рыночной экономике. М.: Финансы, 1997.
  117. А.Ю., Кируга А. Я. Измерения экономического неравенства и бедности (теория индексов). М.: Межведомств, центр соц -жоп измерений РАН и Госкомитета РФ по статистике, 1999.
  118. О.Ю. Анализ структуры инфляции издержек в российской экономике. // Экономика и математические методы. — 1995. — № 2. -с.53−66.
  119. Г. Г. Приоритеты развития экономики Дагестана. -Махачкала, 1996.
  120. Экономические обзоры ОЭСР: Российская Федерация. 1996−1997 гг. / Центр по сотрудничеству со странами с переходной экономикой. -ОЭСР, 1998.127.Эксперт. 1999. — № 39.128.Эксперт. 2000. -№ 41.
  121. Л.И. Экономика общественного сектора: основы теории государственных финансов. — М.: Аспект Пресс, 1996.
  122. Правительственные документы.
  123. Данные Министерства экономики РД за 1999−2002 гг.
  124. Закон РД «О гарантиях иностранным инвесторам"132.3акон РД «О порядке льготного налогообложения в РД» от 30.05.96 г.
  125. Закон РД «О предоставлении налоговых льгот на 1997 г. по платежам в РБ отдельным категориям налогоплательщиков» от 26.06.97 г. 134.3акон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» (1.03 98 г.).
  126. Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 19 972 000гг.
  127. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. -2002. 19 апр.
  128. Постановление Правительства № 638 «О порядке разработки и реализации федеральных целевых программ развития», 1995 г.
  129. Постановление Правительства РФ от 27.08.92 № 637 «О социально-экономическом развитии горных районов РД в 1992—1995».
  130. Постановление Правительства РФ от 15.07.93 г. № 681 «О дополнительных мерах по социально-экономическому развитию РД».
  131. Постановления Правительства РФ от 29.06.95 г. № 623 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности».
  132. Постановление Правительства РФ от 12.10.95 г. № 1000.
  133. Постановление Правительства РФ от 2.11.95 г. № 1062 «О мерах по выполнению постановлений Правительства РФ о государственной поддержке социально-экономического развития РД, в том числе ее горных районов, в 1996 -200Q годах».
  134. Постановление Правительства РД от 3.11.95 г. № 231 «О ходе реализации в РД инвестиционных программ».145 .Постановление Правительства РД «О концепции и программе развития ВЭДРД за 1993−1995 гг.».
  135. Постановление Правительства РФ от 1.05.96 г. «О дополнительном стимулировании частных инвестиций в РФ».
  136. Постановление Правительства РД № от .04.97 г. «О положении РД и основных направлениях политического, экономического и социального развития в 1997 г.»
  137. Постановление Правительства РД № 71 от 7.05.97 г.
  138. Постановление Правительства РФ от 10.09.97 г. № 115.1 «О неотложных мерах по стабилизации и развитию экономики РД».
  139. Постановление Правительства РФ от 1.10.98 г «Об основных направлениях развития национальной системы страхования в РФ в 1998—2000 годах».
  140. Программа развития бюджетного федерализма Российской Федерации на период до 2005 года // Российская газета. — 2001. — 23 авг.
  141. Программа Правительства РФ «Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 гг.»
  142. Программа деятельности правительства РД (с ноября 1997 г. по июль 1998 г.).
  143. Социально-экономическое положение РД за 1996 г. ГК РД по статистике.
  144. Социально-экономическое положение РД за 1997 г. ГК РД по статистике.
  145. Социально-экономическое положение РД за 1998 г, ГК РД по статистике.
  146. Социально-экономическое положение РД за 1999 г. ГК РД по статистике.
  147. Социально-экономическое положение РД за 2000 г. ГК РД по статистике.
  148. Социально-экономическое положение РД за 2001 г. ГК РД по статистике.
  149. Указ Президента РФ от 17.09.94 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности».
  150. Указ Президента РФ № 2096 «О ФПГ и порядке их создания».
  151. Указ Президента РФ № 443 «О мерах по стимулированию создания и деятельности ФПГ «.
  152. Указ Госсовета РД от 11.12.96 г. № 373.1 бб. Федеральная целевая программа стабилизации социальноэкономического развития РД на период до 2001 г.
  153. Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации» (2002−2010 годы и до 2015 года, законодательство Российской Федерации, 2000, № 33, ст.3414).
  154. Regional Development in Britain Chishester, 1980.
  155. Watts R.L. Comparing federal systems. Montreal & Kingston: London: Ithaca: Queen’s University and the McGJU-Queen's University Press, 1999.
  156. Elazar U.J. Exploring federalism. Tuscaloosa (Alabama) & London. The University of Alabama Press, 1991.
Заполнить форму текущей работой