Урок музыки в 3 классе
Нововведением в программе для 3 класса можно считать большое количество упражнений, направленных на формирование у ребят умения петь на два голоса и совершенствования у них гармонического слуха. К подобным упражнениям относятся двухголосные распевания и песни-каноны. Переход к двухголосным распеваниям осуществляется постепенно. Сначала всем классом учащиеся разучивают каждый голос отдельно, затем… Читать ещё >
Урок музыки в 3 классе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «СыктГУ»)
Кафедра ПМНО Контрольная работа по теории и методике музыкального воспитания Тема: Урок музыки в 3 классе Ф.И.О. студента:
Мальчик Ирина Васильевна Преподаватель:
Оникул Любовь Николаевна
Урок музыки — основная форма музыкального обучения и воспитания школьников. Урок музыки в школе — это завершенный в смысловом, временномм и организационном отношении определенный этап работы по музыкальному воспитанию и обучению школьников в целостном учебном процессе.
Общая цель уроков музыки в общеобразовательной школе — воспитание музыкальной культуры учащихся. Подразумевается, что данная цель может быть достигнута в ходе решения следующих воспитательных задач:
· формирования у детей специальных знаний, умений и навыков на уроках музыки (слушание, пение, разбор музыкальных произведений, выполнение действий метроритмике, обогащение музыкального словаря, умение пользоваться терминологией и т. д.) ;
· формирования желания активно заниматься музыкальными видами деятельности в ходе урока;
· развития у детей музыкальных способностей;
· поощрения творческих музыкальных проявлений;
· развития интереса к классической музыке;
· содействие желанию самостоятельно заниматься музыке.
Привычной остается структура большинства уроков. Это разделы по слушанию музыке, разучиванию и исполнению новых песен и попевок, метроритмические движения, сочинение вокальных импровизаций, игра на шумовых инструментах. Школьники учатся размышлять о музыке, делать анализ средств музыкальной выразительности, представленных в том или ином сочинении. Кроме того, на уроках музыки в 3 классе предусматривается ряд нововведений.
воспитание музыкальный хоровой вокальный
1. Вокально - хоровая работа
В исполнительный репертуар учащихся 3 класса включены произведения разных жанров: распевание на разную технику и продолжительность дыхания, народные и авторские песни, романсы, отрывки из опер. Песенно-исполнительская подборка многообразна по своему эмоциональному составу: шуточные и игровые сочинения, песни патриотического и лирического характера, пейзажные зарисовки. Состав репертуара позволяет варьировать форму исполнения разучиваемых произведений: всем классом, по группам, с солистами-запевалами.
Нововведением в программе для 3 класса можно считать большое количество упражнений, направленных на формирование у ребят умения петь на два голоса и совершенствования у них гармонического слуха. К подобным упражнениям относятся двухголосные распевания и песни-каноны. Переход к двухголосным распеваниям осуществляется постепенно. Сначала всем классом учащиеся разучивают каждый голос отдельно, затем исполняют распевания по подгруппам приемом «перекличка», и только потом проводится соединение двух голосов.
Сложнее становятся тексты, предназначенные для сочинения вокальной импровизации. Если в предыдущих классов в качестве задания использовались народные потешки, фольклорные тексты, стихи детских авторов, то теперь для вокальных сочинений можно предлагать тексты песен и романсов. Это также продиктовано усложнением музыкального репертуара. Тексты многих романсов созданы поэтами XIX в. и содержат выражения, которые трудно запоминаются и сложны для понимания учащимися начальной школы. Поэтому целесообразно перед прослушиванием романса дать первое четверостишие из него для создания вокальной импровизации. Малоизвестные песни, предложенные для изучения, представлены в пособии нотными вкладками.
2. Слушание музыки
У школьников 3 класса активно развивается память, поэтому им можно предлагать более длинные музыкальные произведения для прослушивания. Однако это требует специальных установок, чтобы внимание учащихся не ослабевало в течение всего слушания. В роли таких установок могут выступать задания на концентрацию внимания. Например, ребята должны услышать повторение уже прозвучавшей мелодии и отметить её видоизменение, определить местонахождение кульминации и рассказать, чем она была выделена и т. д. Подобные задания учат лучше ориентироваться в средствах музыкальной выразительности и приемах развития музыки, а также формируют навык терпеливого выслушивания в нужное произведение на всем протяжении его звучания.
Важным приемом развития музыкального восприятия является разбор нотной записи произведения, которое прослушивается школьниками. Рассматривая и обсуждая авторский нотный текст, школьники приобретают способность анализировать методику лейтмотивов, их звуковысотное построение, находить разницу в их характерах и звуковедении.
3. Метроритмика и игровые моменты
Несмотря на что в 3 классе сокращается количество игровых моментов на уроке музыки, следует максимально использовать имеющийся репертуар для того, чтобы реализовать у школьников приобретенные метроритмические навыки. Для инсценировки хорошо подходят народные песни. Сюжетный элемент фольклора дает возможность исполнения песни с ее одновременным танцевальным иллюстрированием.
Неизменным остается постоянное обращение к приемам дирижирования разученной песни. Исходя из характера песни, школьники определяют нужный дирижерский прием и воспроизводят его. В ходе разучивания песни происходит освоение приема, а во время обработки художественного исполнения почти каждый из школьников получает возможность выступить в роли руководителя классного хора.
Игровые приемы применяются при разучивании скороговорок, проведении ритмического диктанта. В ходе анализа средств музыкальной выразительности используется прием «Я утверждаю что…». Элементы игры, шутки есть также в ряде репертуарных произведений («Птичий рынок» Г. И. Гладкова, «Шутка» И. С. Баха, «Пляска скоморохов» Н.А. Римского-Корсакова и др.) В творческих заданиях встречаются певческие диалоги, предусматривающие музыкальную театрализацию.
4. Межпредметные связи
В ходе уроков музыки педагог нередко апеллирует к знаниям, которые учащиеся приобретают при изучении литературы, истории и других школьников дисциплин. Поэтому для лучшего усвоения музыкальных произведений требуются наглядные материалы: произведения изобразительного искусства, репродукции и фотографии с изображением пейзажей и архитектурных построек. Помимо этого, в качестве дополнительного наглядного материала потребуются портреты композиторов, нотные записи, плакаты с текстами песен и пословицами о музыке.
5. Формы контроля
Важной формой контроля знаний является проверка, проводимая в формате «вопрос-ответ». Подобный интерактивный прием можно использовать как на отдельных этапах урока («знакомство с новым произведением», «слушание музыки»), так и в конце занятия, чтобы проверить усвоение материала.
Новым видом контроля для учащихся 3 класса может стать письменный блицопрос, проводимый в конце урока или после изучения конкретной темы. Школьники выполняют эту работу в тетрадях. Вопросы для блицопроса следует тщательно выверять, чтобы ученики не тратили много времени на поиск ответа и могли записать его коротко.
6. Организационные моменты уроков
Неизменными остаются организационные моменты занятия вход в кабинет и выход из него под звучание музыки, хоровые ответы, самоконтроль учащихся за правильностью певческой посадки, элементы психологической настройки на результативность занятия и т. д.
Каждый урок учебного года имеет свою главную тему. Каждая четверть заканчивается обобщающим занятием, на котором подводятся итоги всей четверти. Во время обобщающего урока школьники слушают и исполняют наиболее полюбившиеся им музыкальные сочинения.
7. «Трудовые песни». Фрагмент урока 3 класс.
Ход урока У: Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с видами русских народных песен.
У: Для того чтобы понять о каких песнях сегодня пойдет речь, посмотрите на экран и прочтите несколько пословиц:
Без труд - не вытащишь и рыбку из пруда.
Терпенье и труд все перетрут.
Труд кормит, а лень портит.
У: Ребята, как вы, думаете, о чем говориться в этих пословицах?
(Д: о труде.)
У: Правильно, о труде.
У: Как вы уже наверно догадались тема сегодняшнего урока: «Трудовые песни».
У: Подумайте, какие песни называют «трудовыми»?
У: Кто сможет ответить на этот вопрос? (Д: песни о труде, о том как люди трудятся).
У: Песни, непосредственно связанные с трудом людей, исполнялись во время трудовой деятельности
II. Основная часть.
У: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран вашему вниманию представлена картина Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге».
Рассказ учителя о бурлаках.
У: Однажды на берегах Невы молодой художник Илья Репин увидел измученных людей, тянувших против течения баржу. Тяжелая доля бурлаков потрясла его. Он решил написать о них картину. Художник сам вышел из народа и хорошо знал, что такое труд и нищета.
Репин едет на Волгу, снова и снова смотрит, как бурлаки тянут бечеву, сидит с ними у костра. Десятки рисунков делает он с натуры, стараясь схватить каждую характерную черточку этих людей. Потом появилась знаменитая, поразившая зрителей картина «Бурлаки на Волге». Нужно было иметь много мужества, чтобы в дореволюционной России правдиво и достоверно изображать жизнь угнетенных и несправедливо обиженных.
У: Внимательно рассмотрите репродукцию. Впереди — коренастый бурлацкий вожак в паре с широкоплечим богатырем в лохмотьях, обросшим, нечесаным. С тупым безразличием тянет лямку старик. Он нанялся на эту каторжную работу, чтобы не умереть с голоду. Бурлак с трубкой расчетливо бережет силы. Мальчик, особенно полюбившийся художнику, с тоской оглядывается по сторонам — вырваться бы из лямки на волю.
Когда бурлаки на веревках тащили против течения нагруженное судно, они пели песню «Эй, ухнем». Это бурлацкая трудовая песня, изображающая тяжелый изнуряющий шаг бурлаков.
У: А теперь давайте прослушаем песню.
У: Садимся как слушатели
1. Прослушивание песни «Эй, ухнем». (проигрывается песня)
2. Обсуждение услышанной песни.
У: Как вы думаете, каков характер песни? (Д: маршевый, песня протяжная…)
У: Какая интонация повторяется? (Д: песня протяжная, повторяется припев).
У: Почему? (Д: бурлакам тяжело тащить баржу, поэтому песня поется протяжно, медленный темп).
У: Эта песня объединяла усилия людей, помогала им, подчиняя их движения единому ритму. Песня выражает могучую силу духа, силу воли русского народа.
По трудовым песням можно судить о тяжести крестьянского труда. Однако в этих песнях нет жалобы людей на тяжесть, нет и намека на презрение к труду. Труд, по народным понятиям, каким бы тяжелым он ни был, был важнейшим условием жизни. Больше всего трудовых песен создавалось на Волге, Каме, Дону. В этих песнях слышится вековой стон русского народа У: Посмотрите, пожалуйста, на экран, внимательно изучите картину…
У: Кто изображен на картине? (Д: мужчины и женщины) У: Что они делают? (Д: собирают урожай) У: Правильно. Молодцы.
У: Давайте прослушаем еще одну русскую народную песню, которая называется «урожайная».
У: Садимся как слушатели.
У: Слушаем внимательно, чтобы мы смогли потом сравнить две эти песни.
4. Прослушивание трудовой песни «Урожайная».
У: Каков характер песни? (бодрая, радостная, чувствуются счастливый труд людей) У: Давайте, откроем тетрадки и начертим таблицу, в которой мы дадим сравнение 2 двух песен, которые мы с вами прослушали.
У: И вы мне в этом поможете. Я буду вызывать к доске по одному человеку, а вы будете вписывать нужные слова в столбики.
У: Первый столбик я уже заполнила, осталось остальные два.
У: Может быть есть желающие выйти к доске?
5. Сравнение 2-х трудовых песен («Эй, ухнем», «Урожайная»), их сравнение.
Сравнение | «Эй, ухнем» | «Урожайная» | |
темп | медленный | быстрый | |
лад | минорный | мажорный | |
тембр, исполнитель | низкий мужской голос — бас | смешанный хор | |
характер | маршевый | танцевальный | |
настроение | грустное | бодрое, радостное | |
У: — Спасибо, садись на место…
Цели:1. Ознакомление с трудовыми песнями русского народа;
2. Развитие умения определять характер песни, обосновывать свой ответ; умение сравнивать песни;
3. Воспитание чувства сострадания русскому народу дореволюционной России.
Задачи:
1.формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
2.художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к труду людей;
3.воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, освоение музыкальных произведений;
4. развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных
5.вызвать у учащихся интерес к трудовым песням
Наглядный материал: иллюстрации картин по данной теме, музыкальный материал к беседе о трудовых песнях, портрет И. Е. Репина.
Методы: словесный, наглядно-слуховой, анализа и сравнения, эмоциональное воздействие.
Список использованной литературы
1. Абдулин Э. Б. Методика музыкального образования.М., 2004.
2. Давыдова М. А. Поурочные разработки по музыке (3 класс).М., 2013.