Лекция 4. Методическая типология упражнений в обучении иностранным языкам
К сожалению эта проблема еще не получила должного решения в современной методической литературе. Среди методистов нет единства в понимании главной проблемы — исходной основы типологии упражнений. Одни авторы в качестве такой модели берут дихотомию «язык-речь» (И.В. Рахманов), другие — психологические характеристики навыков и умений (И.Д.Салистра), третьи — активизацию языкового материала… Читать ещё >
Лекция 4. Методическая типология упражнений в обучении иностранным языкам (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Классификации упражнений в современной методике
Методисты с полным правом относят проблему упражнений к числу наиболее важных вопросов современной методики обучения иноязычной речевой деятельности. В практике обучения используется огромное количество самых разнообразных упражнений, чтобы овладеть этим разнообразием упражнений, необходимо знать их научную типологию. Речь идет об определении видов и типов упражнений и их системе.
К сожалению эта проблема еще не получила должного решения в современной методической литературе. Среди методистов нет единства в понимании главной проблемы — исходной основы типологии упражнений. Одни авторы в качестве такой модели берут дихотомию «язык-речь» (И.В. Рахманов), другие — психологические характеристики навыков и умений (И.Д.Салистра), третьи — активизацию языкового материала (Б.А.Лапидус) и т. д. Некоторые методисты различают только типы упражнений (Р.Ладо), другие — типы, виды и подвиды (С.Ф.Шатилов), третьи — типы, роды и виды (И.В. Рахманов).
Принципиально важными из всего существующего многообразия подходов являются три:
- — первый, субъективный подход — определяет типы упражнений на основе процесса усвоения учащимися учебного материала. Его основоположником является И. А. Грузинская, которая в своих работах выделила и описала три типа упражнений:
- 1. Опознавательные.
- 2. Полурепродуктивные.
- 3. На самостоятельное воспроизведение.
Все эти типы упражнений, по ее мнению, должны использоваться как при изучении языкового материала (формирование языковых навыков), так и при формировании активных (речевых) навыков.
— второй подход к типологии упражнений — объективный — представляется более перспективным. Он учитывает функциональные компоненты самого иностранного языка. Наибольшее распространение у сторонников этого подхода (Аракин В.Д., Рахманов И. В., Цетлин В.С.) получила классификация упражнений на языковые и речевые .Ценность этой типологии в том, что она позволила разработать дифференцированные способы обучения языковым знаниям, языковым навыкам и речевым умениям.
Психологическую основу данной типологии составляют три этапа процесса усвоения: осмысление, запоминание и употребление. При этом языковые упражнения соотносятся с первыми двумя этапами, а речевые — с третьим. Языковые упражнения нацелены на овладение навыками пользования отдельными, вычлененными из акта речи языковыми единицами. Речевые упражнения — это те, в которых все накопленные знания, навыки и умения используются в иноязычной речевой деятельности. Следовательно, языковые упражнения должны предшествовать речевым, при их выполнении внимание обращается на языковую форму, а при выполнении речевых — на содержание высказывания. Языковые упражнения называются также подготовительными, т. е. готовящими к речи, тренировочными. Основными видами тренировочных упражнений являются дифференцировочные (ДФ), имитационные (ИМ), подстановочные (СБ) и трансформационные (ТР).
- — сторонники третьего подхода, строят типологию упражнений на основе произвольного сочетания субъективных и объективных критериев. Интерес в этом отношении представляют работы американского методиста Роберта Ладо. По его мнению, наиболее эффективными являются следующие упражнения:
- 1. Упражнения на восприятие на слух.
- 2. Устное повторение.
- 3. Устная подстановка.
- 4. Простая подстановка.
- 5. Простая подстановка в меняющейся позиции.
- 6. Подстановка, порождающая изменения в исходном предложении.
- 7. Подстановка, связанная с изменениями в подставляемом элементе.
- 8. Многосторонняя подстановка.
- 9. Трансформация.
- 10. Разговорная практика.
- 11. Вопросно-ответные упражнения.
- 12. Упражнения на заполнение пропусков.
- 13. Упражнения на расширение предложений.
- 14. Упражнения на объединение.
- 15. Сочинение.
Видно, что в данном подходе произвольно объединены разные по характеру и назначению упражнения. Автор не различает типы и виды упражнений, точнее подменяет типы упражнений произвольным подбором различных видов упражнений.