Лирическая поэзия.
Античная литература
В VII—VI вв. до н.э. в Греции творили около десятка блистательных поэтов. Первым в этом списке должен быть назван Архилох. Наиболее интересно Архилох работал как мастер ямба. Римский поэт Гораций называет Тиртея наряду с Гомером поэтом, воспитавшим в согражданах мужество. «Хрестоматийной» для поколения эллином стала крылатая строка Тиртея: Элегии Феогнида были любимы и современниками… Читать ещё >
Лирическая поэзия. Античная литература (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Слово «лирика» в античности означало поэзию, назначавшуюся для пения, в сопровождении музыкального инструмента лиры или кифары.
Важнейшими лирическими жанрами были элегия и ямб, оба они восходили к фольклорному песенному творчеству. Элегии исполнялись на пирах, народных сходках, иногда содержали призыв.
Ямб восходил к песням, исполняемым на земледельческих празднествах, для которых был характерен разгул, стихия брани и злословия.
К лирической поэзии относится и эпиграмма (от греч. надпись) законченное короткое стихотворение, посвященное какому-либо лицу или событию. Кроме того, бытовала эпитафия, надпись на надгробном памятнике.
В VII—VI вв. до н.э. в Греции творили около десятка блистательных поэтов. Первым в этом списке должен быть назван Архилох. Наиболее интересно Архилох работал как мастер ямба.
Архилох первый греческий поэт, в творчестве которого тема любви звучит горестно, даже трагически, поэт первым выразил противоречивую природу неразделенной страсти, когда от «любви до ненависти рукой подать». Пройдут годы, и прославленный римский лирик Катулл выскажет сходные чувства в знаменитой поэтической формуле «и ненавижу и люблю». Архилох подкупает искренностью и безоглядной откровенностью, на которую способна крупная личность и большой талант.
Значение поэта для поэзии эллинов — трудно переоценить. Архилоха считают вершиной эллинской лирики, подобно тому, как Гомера вершиной эллинского эпоса.
Мастером элегии по праву считался Тиртей. Это один из немногих известных нам поэтов спартанцев, постоянно взывавший к отваге и стойкости, явился создателем маршевых песен, т.н. эмбатерий. Исполняя их спартанцы рвались в бой. Боевые песни Тиртея были исключительно популярны в Спарте. Устраивались даже состязания на их наиболее удачное исполнение.
Римский поэт Гораций называет Тиртея наряду с Гомером поэтом, воспитавшим в согражданах мужество. «Хрестоматийной» для поколения эллином стала крылатая строка Тиртея:
Сладко и почетно умереть за родину.
Видным поэтом-лириком был Фиогнид, живший в городе Мегара. Принадлежавший к аристократам в его стихах звучала открытая неприязнь к «черни», «подлому люду», так он называл простой народ:
Крепкой пятой придави эту чернь неразумную насмерть Бей ее острым бодцом, шею пригни под ярмо В элегиях Феогнида решительно отразились важные стороны современной ему общественно-политической жизни. Он осуждал жажду иных своих сограждан любым, даже противозаконным способом достичь желанного богатства. С горечью наблюдает он как прорвавшиеся к власти «народные вожди» демонстрируют свое скудоумие, некомпетентность.
Элегии Феогнида были любимы и современниками, и потомками. В одной из них Феогнид высказал мысль о том, что поэт бессмертен, если остается живим в памяти поколений.
Первая поэтесса античного мира — это Сапфо. Всеохватывающая тема ее поэзии — любовь, о которой она высказывалась с такой пронзительной откровенностью, как никто до нее. До Сапфо никто не показывал «изнутри» состояние влюбленного. Для нее любовь нередко — чувство мучительное. Оно — сродни болезни, тяжелому нездоровью. Сапфо не избегает «физиологических» подробностей, так до нее никто не писал! Ей кажется что она умирает от любви.
Ныне почием с тобой и взаимной любви насладимся.
Пламя такое в груди у меня никогда не горело Образ поэтессы обрел почти мифологические масштабы. Он вдохновлял многих поэтов, художников, музыкантов. Ей подражали Катулл и Гораций. Так называемой сапфической строфой пользовались многие русские поэты, среди них были Блок, Брюсов, ее прославляли Анна Ахматова и Марина Цветаева.