Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблема гуманизма в современной советской литературе (по произведениям Ч. Айтматова «Буранный полустанок», Ю. Бондарева «Выбор», Н. Думбадзе «Закон вечности»)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

А. М. Горький. Собр.соч. в 30-ти т., т. 27, с. 450.2. См.: А.Афанасьев. Рыцарь без доспехов. Литературная газе та, 1984, 25 апреля, А^ 17, с. 3. самыми сложными проблемами бытия в высоком сглысле этого сло ва, над вечными вопросами смысла жизни и ответственности че ловека за все происходящее в мире, борющийся за все живое чи прекрасное на земле./ Именно такими героями являются Бачана Рамишвили… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ 3−17 I
  • ГЛАВА. Теоретические аспекты проблемы гуманизма
    • I. У истоков гуманизма советской литературы горьковские традиции гуманизма)
    • 2. Проблема гуманизма в современном литературоведении и критике. 42−63 П
  • ГЛАВА. Художественное воплощение гуманизма в произведениях современной советской литературы
    • I. Гуманистический смысл нравственных исканий

Проблема гуманизма в современной советской литературе (по произведениям Ч. Айтматова «Буранный полустанок», Ю. Бондарева «Выбор», Н. Думбадзе «Закон вечности») (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Совершенствование развитого социализма органически связано с формированием нового человека, который является не только важнейшей целью коммунистического строительства, но и непременным его условием.* В этой партийной оценке места и роли человека раскрывается глубокая гуманистическая природа социалистического общества. Познать и прославить ее художественными средствами и тем самым способствовать коммунистическому воспитанию советских людей — непреходящая задача нашей литературы.

Каким образом советская литература решает эту задачу? Какие проблемы сегодня выходят на первый план, что волнует ее прежде всего?

Г. М.Марков в докладе на УП съезде писателей СССР, раскрывая задачи, поставленные партией перед работниками литературы и искусства, выделил следующее положение из Отчетного доклада ЦК КПСС ХХУ1 съезду: «Жить интересами народа, делить с ним радость и горе, утверждать правду жизни, наши гуманистические идеалы, быть активным участником коммунистического строительства — это и есть подлинная народность, подлинная партийность о искусства». Утверждение гуманистических идеалов ставится партией в один ряд с такими важнейшими чертами советского искусства и литературы, как народность и партийность.

Чем полнее развитой социализм проявляет свою гуманистическую сущность, тем ярче она высвечивается в современной.

1. См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г., М.: Политиздат, 1983, с. 27- 0 реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сб. документов и материалов. М.: Политиздат, 1984, с. 37.

2. Г. М. Марков. Советская литература в борьбе за коммунизм и ее задачи в свете решений ХХУ1 съезда КПСС. УП съезд писателей. Стенографический отчет. М.: Советский писатель, 1983, с. 8. советской литературе, философско-гуманистический пафос которойсегодня не может отрицать никто. Увидеть и раскрыть человеческое в человеке, показать процесс борьбы и победу над злом, противопоставить идеалы мира философии войны, — эти вечные вопросы являются сутью творчества целой плеяды ведущих советских писателей. Писатели продолжают гуманистические традиции А. М. Горького, который говорил: «Человек есть вселенная, и да здравствует вовеки он, чносящий в себе весь мир» .* Гуманизм социалистической действителвьности это не абстрактное человеколюбие: он всегда предполагает конкретно-историческую личность во всем богатстве ее жизненных проявлений и стремлений. «Человек — это мир ч е л ор века, государство, общество» , — писал К.Маркс. Именно такого человека пытается увидеть и понять современная литература как художественное отражение и освоение социалистической действительности. Проблема взаимоотношения личности, общества, природы, выражая сложные и противоречивые вопросы становления человека, его нравственные искания и философское постижение смысла жизни, с наибольшей полнотой постигается сегодня советской литературой. Все это показывает, насколько актуальны вопросы осмысления проблемы гуманизма в советской лите-ратуре и критике. Актуальность этой проблемы связана также с обострившейся идеаологической борьбой в современном мире. Наши.

1. А. М. Горький. Рождение человека. М.: Современник, 1982, с. I.

2. К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т.1, с. 414. идеологические противники пытаются представить литературу социалистического реализма как некую схему, лишенную подлинно гуманистического содержания, как иллюстрацию «казарменного» коммунизма, где человек выступает послушным «винтиком» безликой государственной машины или прямолинейным парадным героем, лишенным противоречий и являющимся оракулом ходульных истин и лозунгов.* Полным опровержением этого является не только реальная жизнь в условиях социалистического общества со своими конфликтами и противоречиями, но и литература, отражающая жизнь этого общества, создавшая только за последние десятилетия целую галерею героев — носителей высоких гражданских качеств, непримиримых к недостаткам, думающих о судьбах мира, неповторимых в своей творческой индивидуальности. Как подчеркивалось на ХХУ1 съезде партии, «различны герои таких произведений — бригадир строителей и председатель колхоза, железнодорожный рабочий и офицер, летчик и крупный ученый. Но в каждом из них читатели, зрители находят созвучие собственным мыслям и переживаниям, видят воплощение лучших черт советеко-&bdquoр го характера». Проблема гуманизма в литературе в последнее время вызывает к себе пристальный интерес со стороны эстетиков, литературоведов, критиков, самих писателей. В этом интересе видно стремление разобраться в тех новых чертах, которые рождает жизнь реального социализма и познает современная советская литература. Наиболее крупными исследователями проблемы гуманизма в литературе являются М. Храпченко, Б. Сучков, Д. Марков, В.Дмит.

1. См.: А.Беляев. Идеологическая борьба и литература. М.: Советский писатель,.

2. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, с. 62. риев, Ф. Кузнецов, А. Метченко, Г. Ломидзе, А. Дементьев, Л. Ершов и др. Эти авторы рассматривают проблему гуманизма в различных аспектах, наиболее типичными среди которых являются идейно-теоретический и историко-литературный. Часть авторов рассматривает проблему социалистического гуманизма в соотношении с гуманизмом несоциалистической литературы, вступает в спор с буржуазными теоретиками проблем гуманизма.* Другие пытаются раскрыть проблему гуманизма через соотношение ее с методом социалистического реализма, видя в гуманизме обогащение теории литературы, рассматривая гуманизм как принцип и категорию метода.^ Некоторые исследователи рассматривают проблему гуманизма с точки зрения процесса становления советской литературы в различные периоды ее развития и проводят исследования гуманизЯ ма отдельных писателей.

1. Н.Шамота. О гуманизме, о свободе. Проблемы литературы социалистического реализма. М.: Художественная литература, 1978.

В.Д.Днепров.

Литература

и нравственный опыт человека. М.: Советский писатель. 1970.

З.С.Кедрина. Главное — человек. Некоторые черты современного реализма. М.: Советский писатель. 1972.

И.Голик. Гуманизм — реальный, действенный. В кн.: Актуальные проблемы теории литератры и искусства. М.: Мысль, 1972.

Е.Книпович. В защиту жинни. М.: Советский писатель, 1958.

2. Б.Сучков. Действенность искусства. Литературно-критические статьи. М.: Советский писатель. 1978.

Д.Марков. Проблемы теории социалистического реализма. М.: Художественная литература, 1978.

В.Дмитриев. Гуманизм советской литературы. Современные искания. М.: Мысль, 1980.

3. А.Дементьев. Статьи о советской литературе. М.: Художественная литература. 1983.

В.Петелин. Гуманизм Шолохова. М.: Советский писатель, 1965.

Интерес в плане исследования гуманизма представляют коллективные монографии.* Подробнее остановимся на двух: «Дорор гой правды, дорогой гуманизма» и «Гуманистический пафос о советской литературы». В этих работах рассматриваются проблемы художественной литературы развитого социализма. В монографии «Дорогой правды, дорогой гуманизма» прослеживается развитие концепции человека, личности в литературе (прозе, поэзии, драматургии). Авторы статей отмечают гуманистическую суть искусства, связывают ее с интернационализмом и патриотизмом литературы (Л.Якименко, Г. Ломидзе). В других статьях отмечается стремление современной литературы к «философскому, мировоззренческому освоению действительности» ,^ причем, как центральную, например, Ф. Кузнецов вьщеляет проблему духовных и нравственных ценностей, духовного бытия человека и общества" ^.

Ф.Кузнецов призывает литераторов утверждать «гуманистическую .и 6 правду века» .

1. В связи с этим см. работы: Гуманизм и современная литература. М.: АН СССР, 1963; Социалистический реализм и художественное развитие человечества. М.: Наука, 1966; Новый человек — новый гуманизм. М.: Мысль, 1969; Актуальные проблемы теории литературы и искусства. М.: Мысль, 1972; Проблемы нравственного воспитания личности в современной советской литературе. М.: Мысль, 1979.

2. Дорогой правды, дорогой гуманизма.(Проблемы художественной литературы развитого социализма). М.:Худож.

литература

1978.

3. Гуманистический пафос советской литератры. М.: Наука, 1982.

4. Ф.Кузнецов. Гуманистическая правда века. В кн.: Дорогой правды, дорогой гуманизма, с. 50.

5. Там же, с. 51.

6. Там же, с. 90.

В связи с упоминанием статьи Ф. Кузнецова в книге «Дорогой правды, дорогой гуманизма» необходимо сказать, что многие работы этого автора посвящены гуманистическому аспекту нравственных исканий современной советской литературы. См. Ф.Кузнецов. Живой источник.М.Московский рабочий, 1977; За все в ответе.М.:Сов.писатель, 1978; Размышления о нравтвенности. М.*, 1979; Задача нравственного воспитания. В кн.:Проблемы нравственного воспитания личности в современной советской литературеС веком наравне. М.:Моск.раб., 1981; Главный вопрос современности. «Литературное обозрение» ,.1984,№ I и др. Наиболее глубоко и разносторонне проблема гуманизма во многих аспектах (теоретическом, историческом, художественно-эстетическом) раскрывается в монографии «Гуманистический пафос советской литературы». Здесь представлено философское обоснование гуманизма в советской эстетике, воплощение его в художественном опыте литературы. Проблема гуманизма проходит через все статьи сборника независимо от того, что является объектом исследования: литературный процесс вообще или гумашзм отдельных писателей, таких как Горький, Шолохов в контексте современной советской и мировой литературы.

Поскольку проблема гуманизма в современном литературоведении исследуется нами в I главе диссертации, остановимся только на наиболее значительных работах последних лет. К таким исследованиям относится книга Б. Сучкова «Действенность искусства!1 в которой автор, разделяя идею Б. Ргорикова «Ь необходимости создания целостной философии социалистической культуры, поставив в центр вопрос о гуманизме» ,* говорит, что «высшей формой гуманизма является социалистический гуманизм, опирающийся на идеи коммунизма, ведущий действенную борьбу за переустройство общер ства, за благо трудящихся масс» .

Интересны высказывания Б. Сучкова о гуманизме в творчестве А. М. Горького, о понимании писателем революционного характера гуманизма: «Проблема гуманизма была главной в творчестве основоположника социалистического реализма, — пишет Б. Сучков, -ибо Горький, предощущая возникновение новых общественных отно.

1. В.Новиков. Смелый поиск. Вопросы литературы, 1982, № 10, с. 220.

2. Б^С^чков.Действенность искусства. М.: Советский писатель, шений, понимал, что новая социальная система, которая сменит умирающую, старую, приведет к коренному изменению характера взаимоотношений между людьми.

Горький осознавал, что новый, социалистический гуманизм должен быть воинствующим, революционным гуманизмом. Горький презирал, и вполне заслуженно, тот гуманизм жалости, который характерен для современной мелкобуржуазной литературы Запада?* Проблемы социалистического гуманизма в послевоенной прозе о войне рассматривает в своей книге «Человек и война» А.Бочаров. В этой работе он дает определение социалистического гуманизма — «целостного марксистско-ленинского учения о человеке как высшей ценности в мире, о его месте, роли и назначении в жизни, о социальных условиях гармонического развития каждой р уличност^всех членов общества». Гуманистическая проблематика, по мнению А. Бочарова, неотрывно взаимосвязанная «с категориями народности, партийности, художественной правды, позволяет видеть и специфику и общезначимость идейно-художественных принципов советской литературы, их место в современной Идеологу гической борьбе и духовных поисках человечества» .

В других работах А. Бочарова, исследующих концепцию личности в современной советской литературе, автор рассматривает проблему гуманизма применительно к конкретным произведениям современных советских писателей.

Нельзя не сказать и о работах таких видных советских исследователей проблемы гуманизма, как М. Храпченко и Д. Марков, .

1. БХ^чков. Действенность искусства. М.: Советский писатель,.

2. А.Бочаров. Человек и война. М.: Советский писатель, 1978, с. 27.

3. Там же, с. 14. рассматривающих эту проблему под углом зрения развития и совершенствования метода социалистического реализма,* соотношения общих мировоззренческих идей писателя и художественного творчества, новых черт социалистической действительности, фиксируемых советской литературой. «.Советская литература, как подлинно зрелая литература, — пишет М. Б. Храпченко, — не только исследует действительность, открываяв ней ранее неизвестное, но неизменно утверждает новые начала жизни, новые отношения между людьми». Одним из таких начал нашей жизни и является гуманизм, нашедший свое плодотворное выражение в литературе.

Много внимания изучению гуманизма в советской многонациональной литературе уделяет Г. Ломидзе, который считает, что изучение «проблемы гуманизма, человечности, доброты следует иссле.

2 3 довать исторически конкретно", а также Ч.Гусейнов.

Представляют интерес статьи А. Дементьева, посвященные Горькому и теме «Революция и гуманизм» .^ Здесь же нужно отметить работы А. Овчаренко, связанные с изучением творчества Горького. В его работах на конкретно-историческом материале показывается значение горьковских традиций гуманизма для советской литературы. Интересны исследования А. Овчаренко в изучении проб.

1. М.Храпченко. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Художественная литература, 1977.

Марков. Системное единство социалистического реализма, опросы литературы, 1983, № I.

2. Г. Ломидзе. Чувство великой общности. М.: Советский писатель, 1978.

3. Ч.Гусейнов. Нравственные конфликты в современной советской литературе. (Сб. Методологические проблемы современной литературной критики. М.:Мысль, 1976;) Формы общности советской многонациональной литературы. М.: Мысль, 1978.

4. А.Дементьев. Статьи о советской литературе. М.: Художественная литература, 1983.

5. А.Овчаренко. Публицистика Горького. М.:Советский писатель, 1965; А. М. Горький и литературные искания XX столетия. М., 1982. лемы человека и ее художественного решения на конкретных произведениях современной советской литературы.*.

Фундаментальным исследованием общечеловеческого в литературе является работа Г. И. Куницына. В книге, не лишенной спорных моментов, комплексно рассматриваются философско-эстетичес-кие и литературоведческие вопросы, непосредственно связанные с цроблемой гуманизма. Общечеловеческое, по мнению автора, выражает в классовом обществе социально-эстетический и художественный прогресс в развитии того или иного класса и личности, движение общества к свободе во всех ее гуманистических проявленияхобщечеловеческое — «это истина, добро, красота в их социально-конкретном выражении» .

Наиболее значительной работой, посвященной гуманизму советской литературы, является исследование В. Дмитриева,^ который как бы подводит определенные итоги в изучении проблемы гуманизма в нашем литературоведении и критике в последние десятилетия. В полемической форме Дмитриев раскрывает принципиальное значение социалистического гуманизма как особенности «реализма нашей литературы». В. Дмитриев пытается показать соотношение общечеловеческого и классового, пролетарского в искусстве. Автор считает, что в отличие от идейной стороны в изучении гуманизма остается мало исследованным художественное своеобразие гуманизма советской литературы, поэтому он говорит,.

1. А.Овчаренко. Публицистика Горького. М.: Советский писатель, 1965; Новые герои — новые пути. М.: Современник, 1977.

2. Г. И. Куницын. Общечеловеческое в литературе. М.: Советский писатель, 1980.

3. Там же, с. 7.

4. В.Дмитриев. Гуманизм советской литературы. М.: Мысль, 1980.

5. Там же, с. 6. что «необходимо проникновение в стихию гуманизма в его эстетическом, образном воплощении» .* «Исчерпало себя, — пишет В. Дмитриев, — лобовое, механическое и потому неизбежно поверхностное приблизительное проецирование, точнее сказать, перенесение общих характеристик, верных самих по себе представлений и понятий о гуманизме на неповторимую область художественных явлений, р остающихся в итоге нераскрытыми. В. Дмитриев считает, что изучение проблемы гуманизма в литературоведении находится «на периферии», «мало научных работ специально посвящено этой теме, 3 систематические исследования не налажены». Это отставание в теории литературы, по мнению автора, не может быть исчерпано исследованием художественной концепции человека в литературе. Он предлагает исследователям показать активную роль самой литературы социалистического реализма в выработке гуманистических идей.

В.Дмитриев ввделяет три направления в изучении гуманизма советской литературы. Первое направление связано с сопоставлением гуманизма социалистической литературы с гуманизмом литературы дооктябрьского периода и современной несоциалистической литературывторое — рассмотрение гуманизма литературы социалистического реализма в его эволюции, историческом развитиитретье — рассмотрение общих черт гуманизма в прогрессивном мировои искусстве. «Между названными направлениями, — пишет В. Дмитриев, — нет непроходимой границы. В самое последнее время обнаружилась тенденция к более тесному их сближению: порой в рамках одной работы переплетаются два, а.

1. В.Дмитриев. Гуманизм советской литературы. М.:Мысль, 1980, с. 41.

2. Там же, с. 41.

3. Там же, с. 45. то и сразу три подхода. Но до желаемого органичного слияния еще весьма далеко" .* В рамках этой тенденции сближения, которую мы оцениваем положительно, в диссертации делается попытка совместить исследование теоретических проблем гуманизма, его истоков в советской литературе (горьковские традиции) с художественным воплощением гуманизма в современной литературе на примере творчества таких выдающихся советских писателей, как Ч. Айтматов, Ю. Бондарев, Н. Думбадзе, взяв за основу их последние произведения, получившие большое общественное признание. При этом мы исходили из того, что аспект художественного воплощения гуманизма в литературе вообще является мало исследованным в нашем литературоведении. На это указывает и В. Дмитриев: «Что касается., изучения гуманизма советской литературы по преимуществу в ее границах, то есть в его внутреннем развитии, обновлении, обогащении, в соотнесенности и взаимосвязях с изменяющейся социалистической действительностью, то „территория“ эта представляет собой в некор тором роде еще плохо обработанное поле» .

Выбранный нами объект исследования предполагает решение следующих задач:

— выяснение взглядов классиков марксизма-ленинизма, ведущих эстетиков и литературоведов на эту проблему и уточнение понятия гуманизм в его историческом развитии;

— рассмотрение проблемы гуманизма в публицистике родоначальника советской литературы А. М. Горького;

— изучение гуманизма как важнейшей категории советской литературы в советском литературоведении и критике;

1. В.Дмитриев. Гуманизм советской литературы, с. 37.

2. Там же, с. 42.

— художественное воплощение проблемы гуманизма в произведениях советских писателей — романах Ч. Айтматова «Буранный полустанок», Ю. Бондарева «Выбор» и Н. Думбадзе «Закон вечности» .

Научная новизна.

Решение задач, поставленных в исследовании, дало возможность автору показать непреходящее теоретическое значение публицистических произведений А. М. Горького в развитии проблемы гуманизма, что ранее в литературоведении специально не рассматривалось, а если эта проблема и затрагивалась, то, как правило, частично и в связи с решением других исследовательских задач.

В диссертации впервые делается попытка соединить исследование горьковских традиций гуманизма и современных теоретических разработок этой проблемы с художественным воплощением гуманизма в конкретных произведениях ведущих советских писателей Ч. Айтматова («Буранный полустанок»), Ю. Бондарева («Выбор»), Н. Думбадзе («Закон вечности»).

Автор, применив исторический подход к анализу проблемы гуманизма, дает классификацию различных его видов (демократический, буржуазный, абстрактный, реальный, революционный и т. д.), что противостоит формальному определению различных сторон гуманизма.

Поскольку объект исследования по мере проникновения вглубь расширялся, то при анализе текстов художественных произведений внимание было сосредоточено, прежде всего, на таких важных и малоисследованных вопросах, как нравственные искания положительного героя, проблема войны и мира, наиболее полно проявляющих гуманизм советской литературы.

Анализируя конкретные характеры героев произведений «Бу.

I? ранный полустанок, «Выбор», «Закон вечности», автор вводит в научный оборот такое понятие современной советской литературы и литературоведения, как коллективный положительный герой Сна примере романа «Буранный полустанок»), выявляет и подчеркивает социальную обусловленность поступков и нравственных исканий положительных героев, раскрывает гуманистический аспект проблемы войны и мира в художественном понимании и воплощении его Айтматовым, Бондаревым, Думбадзе.

Принципы и методы исследования.

Важнейшим методологическим ориентиром для нас явились труды классиков марксизма-ленинизма, программные документы КПСС. Большую пользу автору принесли общетеоретические работы виднейших советских исследователей (эстетиков и литературоведов), связанные с проблемой гуманизма и с творчеством анализируемых в диссертации произведений советской литературы.

В основу исследования положен проблемный подход, осуществлен сравнительный анализ характеров героев в различных жизненных ситуациях, проявляющих гуманизм советского человека и тем самым создающих предпосылки для постижения и раскрытия такого содержательного понятия, как гуманизм советской литературы.

Структура работы.

Тема и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав и заключения. Каждая глава, в свою очередь, состоит из двух параграфов. Во введении раскрывается актуальность работы, анализируется научная литература по теме диссертации.

/" Проблема гуманизма в советской литературе настолько ши рока, что автор в своем диссертационном исследовании не мог, естественно, с достаточной полнотой осветить все ее стороны. Это под силу целому коллективу ученых. Свою задачу диссер тант видел в рассмотрении художественного воплощения гума низма в литературе на примере лучших произведений наиболее ' крупных современных советских писателей.'^ В процессе работы возникла необходимость теоретически осг. шслить гуманизм как эстетическую категорию. Это нельзя было сделать с достаточной полнотой, не обратившись к эсте тическому наследию классиков марксизма-ленинизма, виднейших марксистских эстетиков и современных литературоведов. Диссертант считал необходимым специально остановиться на исследовании традиций гуманизма в творчестве родоначаль ника советской литературы А. М. Горького, которые наиболее концентрированно, на наш взгляд, выражены в его публицис тике. Решая эти задачи, диссертант пришел к следующим выводам: Гуманизм как эстетическое понятие может быть научно объяснен только на основе историко-материалистического под хода. Будучи учением о человеке как высшей ценности окружа ющего нас мира, гуманизм зарождается в условиях становления капитализма и проходит конкретные этапы своего исторического развития, связанные с местом и ролью в обществе определенных ч^социальных групп и классов. В этой связи целесообразно различать гуманизм буржуазный, демократический, пролетарский и социалистический. С марксистской точки зрения, комглунисти ческое общество есть подлинное воплощение реального гума низма. Это понимание позволило Марксу поставить знак равен ства между реальным гуманизмом и коммунизмом. Определения гуманизма, такие как реальный, революцион ный, действенный, активный и т. п., могут относиться к любо щ из высшеназванных видов гуманизма, если гуманизм харак теризует деятельность класса в восходящей революционной ;

стадии его развития. Созерцательный, утопический, абстрактный гуманизм, напротив, характеризует отношение к человеку со стороны класса, либо исчерпавшего свои исторические задачи и возможности, либо еще не доросшего до выполнения этих ис торических задач. Гуманизм литературы есть художественное познание гу- - манизма реальной жизни, пропущенной через глировоззрение и художественное восприятие писателя. Такой подход к изучению проблемы наполняет конкрет но-историческим содержанием различные дефиниции гуманизма, дает дифференцированный подход к качественному определению его сущности.А. М. Горький стоял у истоков разработки понятия гуманизм в советском литературоведении. Он дал резкую критику «абст рактного», по его выражению, мещанского гуманизма и его отражению в художественной литературе, противопоставив ему.

гуманизм пролетариата, «который ставит перед собой великую цель: изменение всех основ социально-экономического бытия мира нашего» .Считая социалистический гуманизм одним из важнейших принципов социалистического реализма, mi связываем это со следующими двумя обстоятельствами:

все возрастающей гуманизацией социалистического обще ства по мере продвижения к комглунизму, обострением глобаль ных общечеловеческих проблем в современной жизни- • отражением этих проблем в советской и мировой литера туре.^ Если первое обстоятельство выявляет значение гуманизма как философско-эстетической категории, то второе обусловли вает гуманизм как категорию литературоведения. Короче го воря, гуманизм социалистической действительности, опосредо ванный художественным произведением, становится принципом советской литературы и следовательно категорией литературо ведения. Гуманизм советской литературы наиболее полно проявля ется в нравственных исканиях современного положительного героя. Вопреки мнению некоторых исследователей, что «совре менный герой литературы большей частью моделируется, а не укадывается», положительный герой нашей литературы, на наш взгляд, не схема, а живой человек, задумывающийся над.

1. А. М. Горький. Собр.соч. в 30-ти т., т. 27, с. 450.2. См.: А.Афанасьев. Рыцарь без доспехов. Литературная газе та, 1984, 25 апреля, А^ 17, с. 3. самыми сложными проблемами бытия в высоком сглысле этого сло ва, над вечными вопросами смысла жизни и ответственности че ловека за все происходящее в мире, борющийся за все живое чи прекрасное на земле./ Именно такими героями являются Бачана Рамишвили («Закон вечности»), Владимир Васильев («Выбор») и Едигей Жангельдин («Буранный полустанок»). В диссертации исследуется художест венное своеобразие гуманизма в произведениях современных со ветских писателей через конкретных героев (представителей разных социальных групп и классов) — носителей гуманистиче ских идеалов. Диссертант стремился не иллюстрировать социалистический гуманизм образами литературы, а напротив — выводить его из самой ткани произведения, из поступков героев. Это позволи ло, как нам кажется, более глубоко раскрыть действенный ре волюционный характер социалистического гуманизма через стол кновение главных героев с их антиподами, притом это столкно вение происходит не только в словесных дискуссиях (Бачана ;

отец Иорам, Васильев — Рамзин, Еднгей — Сабитжан), но и че рез конкретные поступки, действия героев, проявляющиеся в идейной принципиальности, коммунистическом отношении к труду, в активной помощи людям и в борьбе с носителями зла, безнрав '^ ственности, бездуховности. Исследование художественного воплощения гуманизма в ро мане Ч. Айтматова «Буранный полустанок» приводит автора рабо ты к выводу о таком новом явлении нашей советской литературы, как коллективный положительный герой, своеобразный Человеке- 157 ;

Народ, отличительной чертой которого является не исключитель ность характера положительного героя, а повторяемость его черт в рядом живущих людях, преемственность их в человечес ких поколениях (Казангап — Едигей — Коспан — Эрлепес — Эдиль бай). Это новое явление советской литературы отражает, на наш взгляд, общую закономерность возрастания роли личности и масс в созидании нового общества. В своем исследовании диссертант пытался не уходить от спорных вопросов, связанных с трактовкой определенных героев произведений, их отдельных сюжетных линий. Эта позиция про явилась в выступлении против недооценки некоторых художест венных образов (Едигей — «Буранный полустанок», Васильев ;

" Выбор") как положительных героев, против внесоциальной ин терпретации образа Едигея, с недооценкой, а порой и непони манием кос№ 1ческой линии в сюжете романа «Буранный полустанок» Наше исследование показало, что наиболее полно пробле ма гуманизма советской литературы проявляется через художе ственное осмысление темы войны и мира. Обращаются ли писатели к событиям Великой Отечествен ной войны (будь то фронт или тыл) или к современности с ее сложныгли противоречиями глобального масштаба, их объединя ет одно — забота о человеке, его будущем, связанным с сохра нением мира на земле. По мере совершенствования развитого социалистического общества, разрешения слолшейших глобальньк вопросов совре менности гуманизм советской литературы будет возрастать. Это создает широкое поле для будущих литературоведских ис следований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ч.Айтматов. В соавторстве с землею и водою, с. 47.
  2. Б.Сучков. Действенность искусства, с. 86.
  3. А.М.Горький. Собр.соч. в 30-ти т., т. 27, с. 330.
  4. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. З, с. 3.
  5. К.У.Черненко. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма. Речь на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР. 25 сентября 1984 г., М.:Политиздат, 1984, с. 9.
  6. А.М.Горький. Собр.соч. в 30-ти т., т.27, с. 320.
  7. Н.Думбадзе. Закон вечности, с. 45.2. Там же, с. 74.
  8. Г. Ломидзе. В поисках истины и человечности^ с. 22.
  9. Н.Думбадзе. Закон вечности, с. 155.
  10. Г. Ломидзе. В поисках истины и человечности. «Собеседник», вып. 3, М., 1982, с. 21.
  11. И.Герасимов. Радости земные. «Знамя», 1984, № 5, с. 29.
  12. Ю.Бондарев. Выбор, с. 202.
  13. Ю.Бондарев. Вы бор, с. 48.
  14. Ю.Бондарев. Выбор, с. 258.
  15. Ю.Бондарев. Выбор, с. 242.2. Там же.
  16. С.Абрамов. Нет чужой боли. Роман-газета, 1981,№ 8, с. 126.
  17. Инна Ростовцева. Познание героя. Цит. по книге «Собеседник», вып.4, М.: Современник, 1983, с. 251.
  18. Г. Ломидзе. В поисках истины и человечности, с. 13.
  19. Ч.Айтматов. Буранный полустанок, с. 196.
  20. Ч.Айтматов. Буранный полустанок, с. 274.2. Там же, с. 430.
  21. Ч.Айтматов. Буранный полустанок, с. 290.
  22. Ю.Бондарев. Мгновения. М.: Молодая гвардия,. 1977, с. 331.
  23. А.Овчаренко. Большой мир писателя. Роман-газета, 1982, № 3, с. иг-2. Там же, с. III.
  24. Ч.Айтматов. Буранный полустанок, с. 416.
  25. Ю.Бондарев. Выбор, с. 148.
  26. А.М.Горький. Собр.соч. в 30-ти т., т. 27, с. 450.
  27. К. и Энгельс Ф. К критике гегелевской философии права. Соч. 2-е изд., т. I, с. 414−429.
  28. К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 3−230.
  29. К., Энгельс Ф. Тезисы о Фейербахе. Соч. 2-е изд., т. З, с. 1−4.
  30. К., Энгельс Ф. Экономическо-философские рукописи. -Соч. 2-е изд., т.42, с. 41−174.
  31. К., Энгельс Ф. Капитал. Соч. 2-е изд., т.25, ч.П. -548 с.
  32. К., Энгельс Ф. об искусстве. М.: Искусство, 1983, т. I. — 605 с.
  33. В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41, с. 298−318.
  34. В.И. и Горький A.M. Письма. Воспоминания. Документы. -М.: Наука, 1969, 476 с.
  35. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва, 7 окт. 1977, М.: Политиздат, 1977, — 62 с.
  36. Материалы ХШ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. — 223 с.
  37. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  38. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. -112 с.
  39. К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма: Речь на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР 25 сент. 1984 г. М.: Политиздат, 1984. — 15 с.
  40. У1 съезд писателей СССР. Стенографический отчет. М.: Советский писатель, 1978. — 696 с.
  41. УП съезд писателей СССР. Стенографический отчет. М.: Советский писатель, 1983. — 607 с.
  42. Н. Оружие гуманизма. Критико-публицистические очерки- М.: Советский писатель, 1970. 321 с.
  43. А. Национальное и интернациональное в творчестве Ч.Айтматова. Автореф. канд.филол.наук. М., 1973. — 23с.
  44. С. Нет чужой боли. Роман-газета, 1981, № 8, с. 125−128.
  45. Ф. Дом. М.: Советский писатель, 1980. — 342 с.
  46. Ч. И дольше века длится день (Буранный полустанок).- Собр.соч. в 3-х т. М.: Молодая гвардия, 1983.
  47. Ч. В соавторстве с землею и водою. Очерки. Беседы. Интервью. Ф.: Кыргызстан, 1978. — 406 с.
  48. Ч. Во имя грядущего. Юный художник, 1981, № II.
  49. Ч. Мир прежде всего. — Правда, 1982, 16 октября.
  50. Ч. Память. Юность, 1983, № 3, с. 73−74.
  51. Ч. (статьи и рецензии о его творчестве). Сост. К.Абдылдабеков. Ф.: Кыргызстан, 1975. — 321 с.
  52. Актуальные проблемы социалистического реализма. Сборник статей. М.: Советский писатель, 1969, — 550 с.
  53. Л.О. Социалистический гуманизм и искусство. -М.: Знание, 1965. 80 с.
  54. Ш. С. Мастерство Ч.Айтматова. Автореф. канд.филол. наук. Махачкала, 1974. — 24 с.
  55. К. Дела земные. Советская Киргизия, 1931, 8 января.
  56. Г. Прикосновение к личности. Ф: Кыргызстан, 1983. 96 с.
  57. Г. А. Художественный мир современной прозы. М.: Наука, 1983. 191 с.
  58. А. Крушение гуманизма.-Собр.соч. в 8-ми т., т.6, с. 93−115.
  59. Ю.В. Выбор. М.: Молодая гвардия, 1981, — 319 с.
  60. Ю. Стиль и слово. М.: Советская Россия, 1965,-59с,
  61. Ю. Взгляд в биографию. М.: Советская Россия, 1971. — 206 с.
  62. Ю. Поиск истины. М.: Современник, 1976. — 304 с.
  63. Бондарев 10. В. Мгновения. М.: Молодая гвардия, 1977. 352с.
  64. Ю.В. Человек несет в себе мир. М.: Молодая гвардия, 1980, 256 с.
  65. А. Человек и война. Идеи социалистического гуманизма в послевоенной прозе о войне. M. V Советский писатель, 1978. — 478 с.
  66. А. Бесконечность поиска. Художественные поиски современной советской прозы. М.: Советский писатель, 1982. — 423 с.
  67. А. Экзаменует жизнь. Новый мир, 1982, № 8, с. 226−245.
  68. В. Современное и вечное. Очерки, статьи, заметки. Ф.: Кыргызстан, 1978. — 142 с.
  69. В. Изобразительное искусство и проблемы эстетики. -Л.: Художник РСФСР, 1975. 227 с.
  70. А. Художественный мир Горького.-М.: Современник, 1978, 366 с.
  71. И.Ф. Развитие теории социалистического реализма. -М.: Знание, 1982.
  72. Газизова А, Нравственно-философские искания современной прозы. Автореф. канд.филол.наук. М., 1980. — 23 с.
  73. И. Радости земные. Знамя, 1984, № 5, с. 7-II4.
  74. П.Е. Чингиз Айтматов. Л.: Просвещение, 1968, -111с.
  75. ГорбуноваЕ. Юрий Бондарев. Очерк творчества. М.: Советский писатель, 1981. — 352 с.
  76. A.M. Собр.соч. в 30-ти томах. М., 1950.
  77. A.M. Рождение человека. Рассказы. М.: Современник, 1982. — 80 с.
  78. Горький и современность. Ст. М.: Наука, 1970. — 462 с.
  79. В. Реализм и художественная условность. М.: Советский писатель, 1974. — 279.с.
  80. В.Д. Идеи, страсти, поступки. Из художественного опыта Достоевского. Л.: Советский писатель, 1978. -383 с.
  81. В.Д. Идеи времени и формы времени. Л.: Советский писатель, 1980. — 598 с.
  82. М. На дальнем разъезде. Открытое письмо Чингизу Айтматову. Советская культура, 1981, 9 января.
  83. Н. Избранное. М.: Молодая гвардия, 1981.
  84. А. На огненной’черте. Москва, 1974, № 3.
  85. Ершов Леонид. Память и время. М.: Современник, 1984.-287с.
  86. С.И. Идейно-нравственные проблемы и художественное своеобразие советской прозы о Великой Отечественной войне. -М., МОПИ, 1977. Автореф.. канд.филол.наук. с. 22.
  87. Э. Гуманизм и наука. В кн.: Наука и нравственность.- М.: Политиздат, 197I.
  88. М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства.- Л.: Искусство, 1972. 440 с.
  89. В. 0 пользе и вреде арифметики. Вопросы литераторы, 1983, I? 10. — с. 46−86.
  90. А. Сотворение мифа. Звезда, 1981, 1? 5. -с214−217.
  91. З.С. Главное человек. Некоторые черты современного реализма. — М.: Советский писатель, 1972. — 406 с. с портретами.
  92. И. Ответственность.-Дружба народов, 1981, № 6.- с. 246−252.
  93. Концепция человека в эстетике социалистического реализма.- М.: Мысль, 1977. 261 с.
  94. В.И. Юрий Бондарев: страницы жизни, страницы творчества. М.: Современник, 1984. — 368 с.
  95. В. Сверяя координаты пути. Коммунист, 1982, № 10, — с. 48−58.
  96. В.К. Концепция цельной личности в раннем творчестве М.Горького. Автореф.. канд.филол.наук. Горький, 1984. 23 с.
  97. Ф. Перекличка эпох. М.: Современник, 1976. -414 с.
  98. Ф. Живой источник. М.: Московский рабочий, 1977.- 336 с.
  99. Ф. За все в ответе. Нравственные искания в современной прозе. М.: Советский писатель, 1978. — 616 с.
  100. Ф. Размышления о нравственности. М.: Советская Россия, 1979. — 411 с.
  101. Ф. С веком-наравне. М.: Московский рабочий, 1981. — 383 с.
  102. Латынина.А. Цепь человеческой памяти. Октябрь, 1981,№ 5. — с. 203−208.
  103. В. Чингиз Айтматов. Проблемы поэтики, жанра, стиля. М.: Советский писатель, 1983. — 231 с.
  104. Г. И. Гуманизм и интернациональное единство. М.: ИМЛИ, 1962. — 26 с.
  105. Г. В поисках истины и человечности. Собеседник: Лит.-критич.ежегодник. Вып. 3. М.: Современник, 1982, -с. 5−24.
  106. . Ленин и художественная критика. М.: Современник, 1982. — 222 с.
  107. Матевосян Гранд. Найти национальный ритм. Собеседник: Лит.-критич.ежегодник. Вып.З. — Современник, 1982. -с.31−60
  108. А. Вблизи и вдали от войны. В кн.: Ю.Бондарев.Тишина. Выбор. М.: Известия, 1983. — с. 714−731.
  109. В. Художественная правда и диалектика творчества.- М.: Советский писатель, 1974. 520 с.
  110. В. Художественный поиск. Заметки о прозе Ч.Айтматова. Новый мир, 1978, № 12. — с. 254−263.
  111. В. Духовная зрелость героя. Знамя, 1981, JT° 6. -с.213−227.
  112. В. Действенность художественных открытий. Новый мир, 1984, }> 2. — с. 202−212.
  113. Новый человек новый гуманизм. Сборник статей. — М.: Мысль 1969, — 303 с.
  114. Р.В. Проблема «человек и война» в творчестве Ю.Бондарева. М., 1980. Автореф. канд.филолог.наук.
  115. А. Публицистика Горького. М.: Советский писатель, 1965. — 625 с.
  116. А. Новые герои новые пути. — М.: Современник, 1977. — 479 с.
  117. А. Большой мир писателя.-Роман-газета, 1982, № 3, с. II0-II3.
  118. А. Ленинская теория отражения и искусство социалистического реализма. Коммунист, 1984, № 12. — с. 56−66.
  119. Н. Как закалялась сталь. М.: Молодая гвардия, 1976. — 368. с.
  120. .Д. Рубежи и книги. Очерки. М.: Советская Россия, 1981. — 96 с.
  121. А. Вечное и злободневное. М.: Советский писатель, 1981. — 368 с.
  122. В. Гуманизм Шолохова. М.: Советский писатель, 1965. — 496 с.
  123. В. Корни. Огонек, 1981, № 12. — с. 18−19.
  124. Н. Мир человека и человек в мире. Правда, 1981, 16 февраля.
  125. Г. П. Научно-техническаяреволюция и гуманизм.Шовое в жизни, науке, технике). М.: Знание, 1980, — G4 с.
  126. И. Познание героя. Собеседник: Лит-критич.ежегодник. Вып.4. -М.: Современник, 1933. с. 250−258.
  127. . Реальный гуманизм. Статьи. М.: Советский писатель, 1972. — 719 с.
  128. Социалистический реализм и худо? кественное развитие человечества. Сборник статей. М.: Наука, 1966. — 563 с.- т
  129. Ю. Слово о друге. Москва, 1974, № 3.
  130. И.Ф. Сущность человека и гуманизм искусства.- Л.: Художник СССР, 1983.
  131. Современные проблемы социалистического реализма. Эстетическая сущность метода. Сборник статей. М.: Мысль, 1976.- 320 с.
  132. Суровцев 10. Многозвучный роман-контрапункт. Дружба народов, 1981, № 5.
  133. . Исторические судьбы реализма. Размышления о творческом методе. М.: Советский писатель, 1977. — 526 с.
  134. С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1984. — 360с.
  135. К. Писатель. Искусство. Время. М.: Советский писатель, 1973. -671 с.
  136. А. Мера гуманизма и народности (шолоховские традиции). Звезда, 1974, № 3.
  137. А. Пути народности и реализма. Л.: Советский писатель, 1980. — 352 с.
  138. И. Живая сила ленинских идей. М.: Советский писатель, 1983. — 248 с.
  139. К. Из воспоминаний. М.: Советский писатель, 1959. — 464 с.
  140. А. Измерение человечности. Нравственный выбор героев современной прозы. М.: Современник, 1983. — 352 с.
  141. В. Гамлет. М.: Молодая гвардия, 1980.
  142. С.И. Неистовые ревнители. М.: Московский рабочий, 1970. — 352 с.
  143. С. У истоков. К 50-летию первого съезда писателей СССР. Наш современник, 1984, № 8.-е. 153−159.
  144. Шолохов Михаил. Живая сила реализма. М.: Советская Россия, 1983. — 144 с.
Заполнить форму текущей работой