Формы и функции публицистичности в поздней прозе В.П. Астафьева
Поздняя проза В. П. Астафьева представляет собой одно из самых значительных явлений в русской литературе XX века по широте и подлинности изображения военной и послевоенной жизни народа. Адекватная оценка этого художественного феномена основывается на рассмотрении всех произведений писателя 1980;1990;х годов в их целостности и внутренних связях, подчеркиваемых самим писателем. Роман «Прокляты… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ И ЛИРИКО-ФИЛОСОФСКАЯ ДОМИНАНТА В ПРОЗЕ В.П. АСТАФЬЕВА 1980-х годов
- 1. 1. Автобиографическое начало в «повести в рассказах»
- Последний поклон" и публицистике В. Астафьева
- 1. 2. Эсхатологические мотивы в рассказах и очерках
- В.П. Астафьева 1980−1990-х гг
- 1. 3. «Печальный детектив» (1986) и «Людочка» (1989) как сплав публицистики и беллетристики: диалог автора-повествователя с читателем
- Глава 2. ОБЩЕНАРОДНОЕ И ПРОПОВЕДНИЧЕСКОЕ В ПОЭТИКЕ РОМАНА «ПРОКЛЯТЫ И УБИТЫ» (1992−1994)
- 2. 1. Философия войны и новая роль автора-повествователя, виды авторских «вхождений» в повествование
- 2. 2. Структура повествования и художественного пространства в романе «Прокляты и убиты»
- 2. 3. Система образов и композиция романа «Прокляты и убиты»
- 2. 4. Жанровое своеобразие романа «Прокляты и убиты»
- Глава 3. ДИНАМИКА РОМАННОГО И ОЧЕРКОВОГО В ПОВЕСТЯХ В.П. АСТАФЬЕВА 1990-х — 2001-го годов
- 3. 1. Типические обстоятельства и автопрототипические герои в повестях «Так хочется жить», «Обертон», «Веселый солдат»
- 3. 2. Женские образы в поздней прозе В. П. Астафьева: «страстотерпицы» и песнопевицы «
Формы и функции публицистичности в поздней прозе В.П. Астафьева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Виктор Петрович Астафьев — писатель, занимающий одно из ведущих мест в развитии русской литературы второй половины XX века, признанный мастер русской прозы, ее классик. Творчество В. П. Астафьева изучено глубоко и многосторонне, с самых его первых шагов в литературе в конце 1950;х годов. Это работы разных лет — А. Макарова, А. Ланщикова, Н. Яновского, В. Курбатова, В. Чалмаева, И. Дедкова, Н. Лейдермана, В. Агеносова, Ю. Ростовцева, П. Басинского, П. Гончарова, И. Золотусского,.
A. Немзера, Т. Вахитовой, М. Павловца, Г. Нефагиной, М. Дунаева, И. Есаулова, Е. Колобова, дискуссия в журнале «Вопросы литературы» в 1986 году (Е.Старикова, В. Соколов, А. Кучерский). Следует подчеркнуть значение для изучения творчества писателя двух изданий: вышедшего в Красноярске в 1998 году пятнадцатитомного собрания сочинений, составленного и откомментированного самим В. Астафьевым, а также однотомника, включающего всю переписку писателя, собранную иркутским издателем Г. Сапроновым, — в 2009 году.
В литературоведении выделены главные проблемы, смысловые центры и особенности прозы писателя — единство автобиографического и общенародного, бесстрашная правдивость и искренность в воссоздании русского национального характера, открытое выражение авторской позиции в повествовании. Определен литературный контекст творчества Астафьевахудожественно-публицистическая ветвь русского реализма XX века, вершины которой — творчество А. Солженицина, В. Распутина и самого.
B. Астафьева.
Актуальность данной работы обусловлена следующими факторами. До сих пор ощутима существенная диспропорция в исследовании творчества писателя: его поздняя проза изучена значительно в меньшей степени, чем ранние произведения и зрелые шедевры. Не получили достаточно полной литературоведческой интерпретации повести и рассказы конца 1990;х и.
2000;х годов: «Так хочется жить», «Веселый солдат», «Обертон», «Трофейная пушка», «Жестокие романсы», «Пролетный гусь». «Роман „Прокляты и убиты“ продолжает оставаться загадочной вещью», — отмечает в 2009 году П. Басинский1.
Остро актуальным остается вопрос об оценке этих произведений В. П. Астафьева как в критике, так и непосредственно читателями. В середине 1990;х годов имели место упреки в очернительстве, фактической и психологической недостоверности в изображении писателем Великой Отечественной войны. Участники войн, ветераны в большинстве болезненно восприняли роман «Прокляты и убиты» как вызов и оскорбление, словно Астафьев что-то самое значительное и опорное отнял, выдернул ось, на которой стояла их жизнь.
Астафьев, сам прошедший войну, раненый, контуженный, почти 40 лет ждал, чтобы в свои 70 лет сказать эту неподъемную правду о войне, и его книга «выступила столь невозможной к привычному понятию, что общественности оставалось лучше. не слишком заметить ее — либо неубедительно громить как клевету"2, — так А. И. Солженицын охарактеризовал ситуацию вокруг романа.
Актуальность изучения поздней прозы Астафьева обусловлена еще и обстоятельствами текущего литературного процесса: художественный опыт писателя явственно отражается в повестях и романах военной темы современных «тридцатилетних» — Захара Прилепина, Германа Садулаева, Максима Амелина, Дениса Гуцко, Сергея Шаргунова. «Сегодня, когда я читаю наших молодых «афганских» и «чеченских» прозаиков, я испытываю.
Басинский П. Контуженная муза. О Викторе AcTa (|)beBe//http://www.rp-net.ru/book/premia/2009/basinskiy.phr).
2 Солженицын А. И. Виктор Астафьев. Из «Литературной коллекции», 2005. Впервые текст был прочитан Н. Д. Солженицыной на церемонии вручения литературной премии Александра Солженицына В. П. Астафьеву (посмертно) 24 апреля 2009 года в Доме русского зарубежья в Москве. Опубликовано: «Российская газета» — центральный выпуск № 4897 от 27 апреля 2009 г. В. П. Астафьеву присуждены также следующие премии:
1994 — Российская независимая премия «Триумф»,.
1995 — Государственная премия России за роман «Прокляты и убиты»,.
1997 — Международная пушкинская премия,.
1998 — Премия «За честь и достоинство таланта» Международного Литфонда,.
1998 — Премия им. Аполлона Григорьева АРСС (Академия русской современной словесности). абсолютное «дежавю», потому что я уже читал «Прокляты и убиты», — пишет П. Басинский1.
Событием, высветившим современное звучание произведений Астафьева, было присуждение ему премии Александра Солженицына (посмертно) в 2009 году, в 85-ую годовщину со дня рождения. В ее формулировке сказано: премия: «солдату литературы», и в прочитанном на церемонии посвященного Астафьеву эссе из «Литературной коллекции» Солженицына говорится о романе «Прокляты и убиты»: «эта книга — во всяком случае в русской литературе — уникальный случай, когда война описывается не офицером, не политруком, не прикомандированным писателем, — а простым пехотинцем, «черным работником войны», который воюя, и не думал, что писателем станет. Через сколько миллионов убитых надо было выжить этому солдату, чтобы вот такое написать нам спустя полвека! и это течет у Астафьева не как литературная претензия, но как изболелая память о натуральной жизни"2.
Материалом исследования являются произведения В. П. Астафьева 1 1980;1990;х годов, рассмотренные в их целостности как новый для творчества писателя этап.
Объект изучения — особенности поэтики поздней прозы В. П. Астафьева, эволюция от лирико-философской доминанты в авторской позиции к открытому — яркому и яростному публицистическому пафосу в двух главных для писателя темах этого периода — солдат на войне и его, как говорил Астафьев, «сразу-послевоенные мытарства».
Целью данной работы является анализ взаимодействия публицистического и художественного начал в прозе В. П. Астафьева 19 801 990;х годов, рассмотрение новых форм и функций авторского присутствия в произведениях этого периода.
Задачи исследования:
Басинский П. Контуженная муза. О Викторе Астафьеве/Zh ttp.VAvww. rp-net.ru/book/premia/2009/hasinskiv.php.
2 Солженицын А. И. Виктор Астафьев. Из «Литературной коллекции», 2005.
1. Сопоставление различных критических и литературоведческих интерпретаций поздней прозы писателя.
2. Определение типа художественной целостности и способов ее достижения в произведениях писателя.
3. Характеристика новой для творчества В. П. Астафьева роли автора в повести «Печальный детектив», рассказе «Людочка» и романе «Прокляты и убиты»: публицистические монологи, гневные инвективы, «учительная» эстетика, «профетическая» проповедь, уникальный комментарий к роману.
4. Анализ жанрового своеобразия романа «Прокляты и убиты».
5. Раскрытие системы образов-символов как философско-метафизического плана изображения действительности: символ сточной канавы, танцплощадки-загона для стада, чертовой ямы, — и символы «сердечного высветления» — хлебное поле, образы песни, россыпь стихотворных строк, амбивалентный образ «веселого солдата», символ креста.
6. Исследование художественной системы В. П. Астафьева как комплекса элементов разных поэтик: поэтики натурализма, включения в текст «неприличного», «на самом краю дозволенного» («жестокий реализм» -Г.Нефагина), поэтики сентиментализма («слезный дар», «натуралистический сентиментализм» — Н. Липовецкий), поэтики и стилистики публицистических жанров и приемов постмодернизма.
Основой для хронологии творчества В. П. Астафьева послужили работы П.А. Гончарова1, выделяющего «уральский», «вологодский» и «сибирский» периоды на основе событий биографии писателя и его этапных произведений.
Первый период (1951;1969) Гончаров характеризует как период становления жанрово-стилевой системы и кристаллизации проблематики В. П. Астафьева. Он связан с жизнью писателя в городах Чусовой и Пермь, а.
1 Гончаров П. А. Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы 1950;1990;х годов: Монография. -М.: Высшая школа, 2003. С. 10. потому условно может быть назван пермским, или уральским. Этот период завершается созданием значимых оригинальных произведений писателя («Перевал», «Стародуб», «Звездопад», «Кража», первая книга «Последнего поклона», первые редакции «Пастуха и пастушки»), проявлением тематических пристрастий (автобиографическая тема, темы природы и войны). В это время Астафьев ощущает свою духовную близость с другими писателями и литературными течениями (К.Симонов, Ю. Нагибин, Е. Носов- «лирическая», «деревенская», «военная» проза, «тихая лирика»). Происходит осознанное отталкивание писателя от «лекал соцреализма» (В.Астафьев). Все характерные для писателя жанровые формы (рассказ, роман, повесть), все темы и мотивы его творчества (природы, искусства, поисков веры, войны, деревни, власти, злодейства, сиротства) были намечены Астафьевым уже в этот период. Рубежным между первым и вторым периодами творчества В. Астафьева стало издание повести «Последний поклон» (1968).
Второй этап (1969;1980) творчества В. Астафьева, по версии Гончарова, относится к вологодскому периоду жизни. Это время жанрово-стилевых открытий писателя. Он создает оригинальные, универсальные по жанру и стилю «современную пастораль» «Пастух и пастушка», «Оду русскому огороду» и «повествование в рассказах» «Царь-рыба», синтезирующие миф с жанром рассказа и повести, с традициями лирики. Философской основой мировидения писателя наряду с пантеистическими представлениями всё более оказываются христианские мотивы греха, жертвы, искупления, воскресения. Для этого периода характерно как самоотождествление В. Астафьева с «деревенской прозой», так и реализовавшееся стремление вычленить в ее рамках или вне их свой «голос» (внимание к семье и роду в «деревенских» главах «Последнего поклона» и «Царь-рыбы», лиризованный сказ как форма организация текста, усиление функции символических образов за счет ассоциирования их с мифологией, фольклором, христианской культурой). Для стилевой манеры В. Астафьева этого периода характерно повышение роли автора, автобиографического героя. Писатель приобретает значительную известность (особенно после публикации «Последнего поклона», работ А. Н. Макарова об Астафьеве).
С переездом В. П. Астафьева на родину начинается третий (красноярский, или сибирский) период его творчества (1980 — 2001), который, как полагает П. А. Гончаров, оказался для писателя самым длительным и продуктивным по числу созданных произведений. Для Астафьева наиболее значимым представляется в этом периоде завершение эволюции от пантеизма к христианскому мировосприятию, обогащение поэтики и стиля за счет синтеза трагического и комического в образности произведений. В рамках этого двадцатилетия возможно членение на два временных отрезка.
Литература
1980;1988 годов разрабатывает темы кризиса нравственности, тональность её приобретает мрачные тона (Ч.Айтматов, В. Крупин, В. Распутин, А. Рыбаков и другие). В. Астафьев находит в себе силы и возможности для критики социальных и политических устоев, для национальной самокритики, выразившейся в усилении тенденции отрицания, сатирической образности в произведениях той поры.
1989;2001;й годы характеризуются ослаблением идеологического давления государства на литературу в целом. «Деревенская проза» в это время продолжает существовать, но уже не продуцирует новых идей. Больший вес и влияние в литературном процессе приобретает «возвращенная» литература (А.Солженицын, В. Максимов, Г. Владимов, В. Аксенов и другие). В этих условиях, придерживаясь традиционалистских взглядов в оценке фактов и явлений русской истории, Астафьев воспринимает происходящее как события, позволяющие вернуть русской жизни се христианские нравственные основы. В области поэтики и стилистики В. Астафьев эволюционирует к апокалиптической образности, к проповедническим интонациям, к беспристрастному анализу новых жизненных явлений и новых модификаций «русского характера».
Осуществленное при жизни В. Астафьева издание пятнадцатитомного собрания его сочинений (Красноярск, 1997;1998), безусловно, помогает представить в целостности и эволюции все его творчество. Но и в связи с этим появляются новые проблемы для изучения хронологии и периодизации его произведений. Так, писатель включил в собрание оба варианта «Стародуба» (Тт.2, 13), оба варианта рассказа «Ловля пескарей в Грузии» (Тт. 9, 13), но лишь одну редакцию (1989 года) повести «Пастух и пастушка» (Т.З), тяготеющую по стилистике к прозе 1990;х годов. Перед исследователями творчества Астафьева теперь неизбежно возникает вопрос, как воспринимать первую и последующие редакции повести, насколько правомерно относить это произведение к «пермскому», «вологодскому» или «сибирскому» периодам.
Цикл лирико-философских миниатюр «Затеей» (Мысли ко времени) начинается с 1960;х годов и продолжается до конца творческого пути писателя.
Научная новизна представленной работы состоит в. попытке конкретно-текстуального анализа прозы В. П. Астафьева с точки зрения соотношения художественного и публицистического начал. Прослеживается эволюция и многообразие форм и функций прямых авторских «вхождений» в произведение: от эмоциональных отступлений до высокого пророческого красноречия, от патетических обращений к героям и к русским людям до «ругательной» риторики с лихими «заворотами». Напряжение и мощь авторской индивидуальности рассматриваются как композиционный фактор, образующий художественную цельность произведения, связь публицистического и художественного в творчестве В. П. Астафьева глубоко органична: это сама природа его таланта.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования является целостно-системный подход к изучению литературных произведений. Поэтому в работе используется совокупность исследовательских методов структурно-семиотического анализа, элементы имманентного и интертекстуального анализа, мотивный анализ. Используются работы по теоретической поэтике, особенно по теории авторской позиции в произведении и по эволюции эстетических категорий в современном искусстве: Ю. Лотмана, Ю. Манна, В. Хализева, В. Н. Топорова, А. Ф. Лосева, М. Гаспарова, С. Бочарова.
Апробация. Основные положения диссертации и отдельные проблемы исследования обсуждались на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы Российского университета дружбы народов, были изложены в докладах на научных межвузовских конференциях в РУДЫ «Личность в межкультурном пространстве» (2005;2009 г. г). По теме диссертации имеется четыре публикации, две из них в издании, рекомендованном ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук.
Структура работы: исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Содержит основные выводы, обобщающие проведенный в диссертации анализ.
1. Поздняя проза В. П. Астафьева представляет собой одно из самых значительных явлений в русской литературе XX века по широте и подлинности изображения военной и послевоенной жизни народа. Адекватная оценка этого художественного феномена основывается на рассмотрении всех произведений писателя 1980;1990;х годов в их целостности и внутренних связях, подчеркиваемых самим писателем. Роман «Прокляты и убиты» 1992;1994, повести «Так хочется жить» 1995, «Обертон» 1996, «Веселый солдат» 1998, рассказы 1999;2001 годов «Трофейная пушка», «Жестокие романсы», «Пролетный гусь» имеют героев, переходящих из произведения в произведение, главная тема которыхсолдат на войне и после войны. Писатель настаивает на единстве этих произведений и в финале повести «Обертон» объясняет кажущиеся отклонения музыкальным термином: «обертон — ряд дополнительных тонов, возникающих при звучании основного тона и придающих звуку особый оттенок или тембр».
2. В поздней прозе В. П. Астафьева с особенной силой выразились характерные всему его творчеству черты: органическое слияние лично-автобиографического с общенародным, лирико-философского с публицистическим. При этом максимально усилился публицистический накал авторских отступлений, резкость характеристик отдельных персонажей и ситуаций, — Астафьев пишет о войне и послевоенной жизни с бесстрашной откровенностью, яростно и ярко. Именно этими словами он озаглавил свою статью, защищая повесть Константина Воробьева «Убиты под Москвой», которая была подвергнута жестокому критическому разносу в начале 1960;х.
1 Астафьев В. П. Обертон // Новый мир. — ! 996. — № 8. http.7/magazines.russ.ru/novyi mi/1996/8/astaf.html. годов и которую Астафьев воспринимал как начало плодотворной традиции в изображении войны1.
3. В поздней прозе В. П. Астафьева центральное место занимает роман «Прокляты и убиты». Астафьев отвергает эпико-позитивистское изображение войны, даёт онтологическую картину войны как некоего иномирия и надругательства над основами бытия, как экзистенциальный тупик. В романе «его война», его личный опыт, горечь ненависть, любовь и сострадание. Никаких абстракций и умозрительных обобщений — множество конкретных эпизодов — и боевых, и политически напряженных столкновений с политруками, и житейских, бытовых. Не «образ народа на войне», а множество персонажей с их жизненными историями. Астафьеву ценен точный факт и конкретный человек. Оценку романа писатель в комментариях предоставляет также очень конкретно — прежде всего бойцу-побратиму: «Итак, слово истинным окопникам-солдатам."2.
4. «Прокляты и убиты» — самый сложный роман писателя, его поэтика достаточно трудна для теоретико-литературного осмысления. Астафьев создает принципиально новую повествовательную структуру, частично намеченную в «Печально детективе». Её можно определить как особую форму романа с мощно выраженным публицистическим началом. Феномен художественности возникает на пересечении романных и публицистических жанров, — в соответствии с выбранными писателем организующими центрами. В жанровой динамике романа «Прокляты и убиты» таких центров несколько. Это военно-документальная хроника: вторая книга романа выстроена по событиям каждого из десяти дней форсирования реки. После глав «Накануне переправы» и «Переправа» следуют главы: «День первый», «День второй», «День третий», — четвертый, пятый, шестой, седьмой и последняя глава — «Все остальные дни». Астафьев В. П. Яростно и ярко!// Литературная Россия, 1965, 5 февраля. К. Воробьев — лауреат премии Александра Солженицына 2001 года. Повесть К. Воробьева написана в 1946, опубликована в 1963.
2 Астафьев В. П. Собр. соч. В. 15 т. — Красноярск, 1997;1998. T.10. С. 748.
В рамках романной поэтики воссозданы биографии, героев — детство, семейные коллизии и отношения с государством. Философская линия романа связана с твердо установленным как основа и опора жизни религиозным миропониманием, что отражено в поэтике заглавия и эпиграфов.
Все эти линии и центры охвачены и объединены эмоциональным пафосом авторского участия в повествовании. Главная функция автора — сказать правду о войне, об истории, о государстве и народе, автор выступает как страстный глашатай правды. Этическая сила этой позиции подкрепляется обращением к глубинным традициям русского национального красноречения — религиозным и древле-отеческим.
5. Произведения В. П. Астафьева, опубликованные на протяжении 1995;2001 годов — «Так хочется жить», «Обертон», «Веселый солдат», «Жестокие романсы», «Пролетный гусь» — воспроизводят обстоятельства жизни солдата после войны: дорога с фронта, поезд, госпиталь, военкомат, семейные и трудовые мытарства. В этом смысле совокупность этих произведений можно было бы рассматривать как третью книгу романа «Прокляты и убиты». А. Немзер высказывал эту мысль в рецензии на повесть «Так хочется жить», отмечая тематические, идеолого-публицистические, стилевые схождения повести и романа1. Сам В. Астафьев в своих интервью неоднократно говорил о работе именно над третьей книгой. Но вместо третьей книги создан цикл самостоятельных произведений, художественная новизна которых по сравнению с романом «Прокляты и убиты» определяется их особой дневниковой природой. Главный герой всех повестейавтопрототипический образ, варьируемый из произведения в произведение: Коляша, Николай Иванович Хахалин, Сергей Иннокентьевич Слюсарев-Слесарев и в «Веселом солдате» — герой, прямо названный Виктор Петрович Астафьев. Повествование строится как воспоминание о «далекой и дальней дороге» и в двух последних повестях ведется от «я» героя. Герои.
1 Немзер Л. Томительная ночи повесть. В.Астафьев. Так хочется жить// Литературное сегодня. О русской прозе 90-е. М.: НЛО, 1998. С. 43. воспринимаются как своего рода виртуальные двойники автора — то, что в литературоведении обозначается термином протагонист. В. Курбатов справедливо называет эти произведения «последним по времени великим дневником в русской литературе, аккумулирующим время и человека"1. «Дневниковость», «исповедальность» этих повестей связана с темой творчества и таланта, осознанием одаренности и мечтой солдата о «филфаке» — филологическом факультете. Писатель раскрывает трудности и муки литературной работы — главное содержание своей собственной жизни.
Поздняя проза В. П. Астафьева — глубоко содержательное и художественно значимое явление. Писатель выразил одну из ведущих тенденций развития русской прозы конца XX века — поиски новых форм открытого авторского участия в произведении, новых форм и функций публицистики как способа прямой оценки самых сложных сторон народной жизни.
1 Курбатов В. Я. Нечаянный портрет. Время в зеркале одного дневника. — Иркутск: Издатель Сапронов, 2009. С. 8.
Список литературы
- Астафьев В.П. Последний поклон: В 2-х т. М.: Молодая гвардия, 1989. Т.т. 1−2.
- Астафьев В.П. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Молодая гвардия, 1981. Т.т. 1−4.
- Астафьев В.П. Собрание сочинений: В 15 т. Красноярск: Офсет, 1997. Т.т. 1−15.
- Астафьев В.П. Людочка // Ерофеев В. В. Русские цветы зла: Антология / Сост. и авторская концепция В. В. Ерофеева. М.: Подкова, 1997. С. 64 116.
- Астафьев В.П. Мальчик в белой рубахе. Повести. М.: Молодая гвардия, 1997. — 592с.
- Астафьев В.П. Жестокие романсы: Рассказы. М.: Эксмо, 2002. — 864с.
- Астафьев В. Прокляты и убиты: Роман. М.: Эксмо, 2006. — 800с.
- Астафьев В.П. Прокляты и убиты // Новый мир. 1992. — №№ 10−12.
- Астафьев В.П. Прокляты и убиты // Новый мир. 1994. — №№ 10−12.
- Астафьев В.П. Улыбка волчицы: Повесть, роман, рассказы. М.: Кн. Палата, 1990.-381с.
- Астафьев В.П. Царь-рыба // Наш современник. 1976. — № 4−6.
- Астафьев В.П. Нет мне ответа. Эпистолярный дневник. 1952−2001/ Сост., предисл. Г. Сапронова. 2-е изд., доп. — Иркутск: Издатель Сапронов, 2009. — 752с.
- Астафьев В. Белая радуга // Енисей. 1991. — № 3. — С.8.
- Астафьев В. Вечно живи, речка Виви!// Наш современник. 1989. — № 5. — С.4.
- Астафьев В. Думы о лесе// Звезда (Пермь). 1957. — 27 января. — С.2.
- Астафьев В. Народ у нас какой-то не французистый. Беседа с писателем. Записали В. Нелюбин, Д. Шеваров // Комсомольская правда. 1993. — 8 мая.
- Астафьев В. Осенью на вырубке // Астафьев В. П. Посох памяти. М.: Современник, 1980. — С.346- 351.
- Астафьев В.П. Падение листа: Роман, очерки, рассказы. М.: Советский писатель, 1988.-С.401.
- Астафьев В. Подводя итоги: монолог автора // Астафьев В. Проза войны. Иркутск, 1993. Т.2. — С.457- 524.
- Астафьев В.: «Понимать, беречь природу». Беседа с писателем. Записал В. Круковский // Социалистическая индустрия. 1979. — 21 июля.
- Астафьев В. Разговор со старым ружьём: Воспоминания старого лесного бродяги //Студенческий меридиан. 1997. — № 3. — С. 19−27.
- Астафьев В. С карабином против прогресса // Сибирские огни. 1991. -№ 10. — С.3−21.
- Астафьев В.П. Сначала снаряды, потом люди // Родина. -1991. № 6−7. -С. 52−57.
- Астафьев В. Сначала снаряды, потом люди.: (Беседа с писателем) // Томский вестник. 1992. — 9 мая. — С.4.
- Астафьев В.П. Стержневой корень // Слово. -1991.-№ 11.- С. 65.
- Астафьев В.П., Курбатов В. Я. Крест бесконечный: Письма из глубины России. Иркутск: Издатель Сапронов, 2002. — 512с.
- Астафьев В. Прощальный гудок // Неизвестная Сибирь. 2009. — № 2.
- Астафьев В. Сюжеты и судьбы: монолог о времени и о себе // Всему свой час. М., 1985.
- Астафьев В.П. Час России: Беседу вела В. Каширская // Лит. Учеба. -1990. Кн.2. — С.3−11.
- Астафьев В. Чувство звука и слова // Астафьев В. П. Посох памяти. М.: Современник, 1980. -С.120
- Аксенов В.П. Новый сладостный стиль. М.: Эксмо-Пресс, 2000. — С. 560с.
- Афанасьев А.Н. Русские заветные сказки. М., 1991. — С. 20. (№ 9).
- Владимов Г. Н. Генерал и его армия: Роман. М.: Книжная палата, 1997.- 448с.
- Воробьев К. Переписка с В.П. Астафьевым // Воробьев К. Собр.соч. в 3-х т., М., 1993. Т.З.
- Достоевский Ф.М. Собр. соч.: В 15 т. Л.: Наука, 1991. Т.т. 1−15.
- Кондратьев В.Л. Сашка: Повести. Воронеж: Центрально-Черноземное кн. изд-во, 1990. — 335с.
- Максимов В. Собр. соч.: В 8 т. М.: Терра, 1991- 1993. Т.4.
- Пелевин В. Жизнь насекомых. М.: Вагриус, 1999. — 351с.
- Петрушевская Л.С. Собр. соч.: В 5 т. Харьков: Фолио. М.: ТКО ACT, 1996.
- Распутин В.Г. Собр. соч.: В 3 т. М.: Мол. гвардия, 1994.
- Розанов В.В. Сочинения. М.: Сов. Россия, 1990. — 592с.
- Солженицын А.И. Август четырнадцатого // Роман-газета. 1991.-№№ 23−24. — С.96.
- Солженицын А.И. Август четырнадцатого // Роман-газета. 1992. № 3. — С.54.
- Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1988−1990. Т.1.
- Сорокин В.Г. Лед: Роман. М.: Ad Marginem, 2002. — 318с.
- Толстой J1.H. Собр. соч.: В 12 т. М.: Правда, 1987.
- Шаламов В.Т. Левый берег: Рассказы. М.: Современник, 1989. — 559с.
- Шукшин В.М. Собр. соч.: В 3 т. М.: Молодая гвардия, 1985.1.
- Авчинникова Н. Проза Виктора Астафьева // Новое в школьных программах. Современная русская проза / Сост. С. Ф. Дмитренко. М.: изд. МГУ, 1999.-С.23.
- Агеносов В.В. В.П. Астафьев // Русская проза конца XX в.: уч. пособие для высших учебных заведений. / Под ред. Т. М. Колядич. М.: Академия, 2005. — 424с.
- Адамович Алесь. Vixi. (прожито лат.) Законченные главы незавершенной книги // Дружба народов, 1993. — № 10.
- Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. М.: Индрик, 1994. Т.1.
- Басинский П. Два бойца. Наталья Солженицына представила Р.Г. неизвестный текст Александра Солженицына о Викторе Астафьеве // Российская газета. 2009. — 27 апреля.
- Беляков С. Три портрета на фоне войны // Новый мир. 2008. — № 9.
- Большакова А. Ю. Русская деревенская проза XX века: Код прочтения. -Шумен.: Аксиос, 2002. 160с.
- Болыпев А.О. «Российская жалость» (по страницам В. Астафьева) // Север. 1987. -№ 7. — С.100- 105.
- Борисова Н.В. М.Пришвин. За волшебным колобком. (Структура образа автора) // Русский язык в школе. 1998. — № 1. — С. 65.
- Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989. -406 с.
- Вахитова Т.М. Народ на войне (Взгляд В. Астафьева из середины 90-х. Роман «Прокляты и убиты») // Русская лит. 1995. — № 3. — С.115.
- Вахитова Т.М. Повествование в рассказах В. Астафьева «Царь- рыба». -М.: Высшая школа, 1988. 71с.
- Вахитова Т. М. Астафьев В.П. // Русские писатели XX века. Биобиблиографический словарь: В 2-х частях. Часть 1. / Под ред. Н. Н. Скатова. М.: Просвещение, 1998. — С.102.
- Глобачев М. Дар, расцветший на холоде// Новое время, 2001. № 49 -С.40.
- Голубков М.М. Русский национальный характер в эпосе Александра Солженицына // Отечественная история. 2002. — № 1. С. 136−145.
- Гончаров П. А. Творчество В.П. Астафьева в контексте русской прозы 1950−1990-х годов: Монография. М.: Высшая школа, 2003. — 386с.
- Гончаров П.А. В.Шукшин и традиции русской классики // Проблемы современной филологии: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 1. Мичуринск, 2000.-С. 21−26.
- Гурлёнова JI. В. Чувство природы в русской прозе 1920−1930-х годов. -Сыктывкар: Сыктывкар, гос. ун-т, 1988. С. 51.
- Давыденко Т. Ярошевская В. Последний поклон Виктору Астафьеву. Прощание / Сост.: Давыденко Т. Ярошевская В. — Красноярск: Ситалл, 2002. 174с.
- Дедков И. Объявление вины и назначение казни // Дружба народов. -1993. -№ 10. -С. 185−202.
- Ерофеев В.В. В лабиринте проклятых вопросов: Эссе. М.: Союз фотохудожников России, 1996. — 624 с.
- Ерофеев В.В. Русские цветы зла: Антология / Сост. и авторская концепция В. В. Ерофеева. М.: Подкова, 1997. Вступ.статья. С. 7−30.
- Ершов Л.Ф. Три портрета: Очерки творчества В. Астафьева, Ю. Бондарева, В.Белова. М.: Правда, 1985. — 48 с.
- Есаулов И. Сатанинские звезды и священная война // Новый мир. 1994. — № 4. — С.224−239.
- Звягина М. Авторские жанровые формы в русской прозе XX века. -Астрахань, 2001. 230с.
- Золотусский И. Убиты и воскрешены // Золотусский И. П. Нигилисты второй свежести. Раздумья на исходе эпохи. — Иркутск: Издатель Сапронов, 2008. 400с.
- Золотусский И. Нигилисты второй свежести. Раздумья на исходе эпохи. Иркутск: Издатель Сапронов, 2008. — 400с.
- Кавин Н. Беседа с В. Астафьевым. К 85-летию со дня рождения В. П. Астафьева // Звезда. 2009. — № 5. — С.93−136.
- Камянов В. Остановиться, оглянуться . // Новый мир. 1994. — № 6.
- Ким М. Н. Жанры современной журналистики. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. — С. 198.
- Козлова С.М. Региональная концепция национального возрождения в прозе В.М.Шукшина // Творчество В. М. Шукшина: Поэтика. Стиль. — Барнаул, 1994.-С. 4−9.
- Колобов Е.В. Встать рано, помолиться и работать //Астафьев В.П., Колобов Е. В. Созвучие / вст. ст. B.C. Непомнящего. Москва- Иркутск: Издатель Сапронов, 2004. — 304с.
- Курбатов В.Я. Миг и вечность: Размышления о творчестве В. Астафьева. Красноярск: Красноярское кн. изд-во, 1983. — 182 с.
- Курбатов В.Я. Виктор Астафьев. Новосибирск: Западно-Сибирское кн. изд-во, 1977. — 71с.
- Курбатов В.Я. Виктор Петрович. Долгий разговор // Курбатов В. Я. Нечаянный портрет. Время в зеркале одного дневника. Иркутск: Издатель Сапронов, 2009. — 432 с.
- Курбатов В.Я. Послесловие // В. П. Астафьев. Пролетный гусь. -Иркутск, 2002. С. 26.
- Курбатов В. Чувство первосотворения // Север. 1976. -№ 12.
- Курицын В. Группа продленного дня" // Пелевин В. Жизнь насекомых. -М.: Вагриус, 1999. С. 20.
- Кром М. Сколько лет патриотизму? // Родина. 1994. — № 2. — С. 18.
- Ланщиков А.П. Виктор Астафьев. М.: Просвещение, 1992. — 160 с.
- Лейдерман Н. Парадоксы коммунального сознания // Урал. 1994. -№№ 2,3. — С. 279−280.
- Липовецкий М. Растратные технологии, или метаморфозы чернухи // Новый мир. 1999. — № 11.
- Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. Спб.: Искусство, 2002. — 768с.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. — С.208−209.
- Макаров А.Н. Во глубине России: Критико- библиографический очерк Виктор Астафьев. М.: Современник, 1973. -462с.
- Макаров А.Н. Идущим вослед. М.: Сов. писатель, 1969. — 928с.
- Мартынов А.И. Археология. М.: Высшая школа, 2000. — 439 с.
- Мережковская А. Художественная парадигма переходной культурной эпохи: Русская проза 1980−1990-х годов XX века. Киев, 2001.
- Немировский А.И., Ильинская Л.С, Уколова В. И. История Древнего Мира: Греция и Рим: В 2 т. М.: Дрофа, 1996.
- Нефагина Г. Л. Русская проза второй половины 80-х начала 90-х годов XX века. — Минск, 1998. — 454 с.
- Николина Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы. М.: Флинта- Наука, 2002. — 424 с.
- Нуйкин А. Новое богоискательство и старые догмы // Новый мир. -1987. № 4. — С.255.
- Павловец М.Г. Военная проза второй половины 1980—1990-х годов// Русская проза конца XX века: учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. Т. М. Колядич. М.: Академия, 2005. — 424 с.
- Перевалова С.В. «Особая география памяти» (Образ автора в русской прозе 1970 1980-х годов. — В. П. Астафьев, В. Г. Распутин, B.C. Маканин) / С. В. Перевалова. — Волгоград: Перемена, 1997. — 240с.
- Перевалова С.В. Творчество В.П.Астафьева: Проблематика. Жанр. Стиль. Учебное пособие по спецкурсу / С. В. Перевалова. Волгоград: Перемена, 1997. — 86 с.
- Пустовая Валерия. Человек с ружьем, смертник, бунтарь, писатель. О молодой «военной» прозе // Новый мир. 2005. — № 5.
- Ремизова Мария. Война внутри и снаружи // Октябрь. 2002. — № 7.
- Розанов В. В. Опавшие листья. Лирико-философские записки. М.: Современник, 1992. — С. 533.
- Ростовцев Ю.А. Виктор Астафьев. М.: Молодая Гвардия, серия ЖЗЛ, 2009.-391с.
- Ростовцев Ю.А. Страницы из жизни Виктора Астафьева. М.: Энциклопедия сел и деревень, 2007. — 480 е.: с ил. — (семейный архив)
- Сапронов Г. К. Вечно наш // Астафьев В. П. Нет мне ответа .- Иркутск: Издатель Сапронов, 2009. 752 с.
- Славин JI.M. «Здесь был город Ольвия». Киев: Наукова думка, 1967. -80 с.
- Смирнова JI.A. Постижение духовной природы человека. В. Белов,
- Фокин П. ".И с отвращением читая жизнь мою." // Знамя. 1998. -№ 10.-С. 217.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. — 456 с.
- Фрейд 3. Толкование сновидений. -М.: Эксмо-Пресс- Харьков: Фолио, 2001.-624 с.
- Ходанен Л.А. Мотивы и образы «сна» в поэзии русского романтизма //Русская словесность. 1997. — № № 1,2.
- Чалмаев В.А. На войне остаться человеком. Фронтовые страницы русской прозы 60−90-х годов. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. 2-е изд. М.: изд. МГУ, 2000. -С.112.
- Шепппинг Д. Мифы славянского язычества. М.: Терра, 1997. — 240 с.
- Шленская Галина. Два варианта первоначальной концовки рассказа В. П. Астафьева «Пролетный гусь». — Новосибирск: Сибирские огни. — 2009.-№ 5.
- Штокман И. Черное зеркало // Москва. 1993. — № 4. -С.220.
- Яновский Н.Н. Виктор Астафьев: Очерк творчества. М.: Советский писатель, 1982. — 272 с.
- Яновский Н.Н. Писатели Сибири: Избранные статьи-М.: Современник, 1988.-494 с.
- Авчинникова Н.Н. Проза Виктора Астафьева: (Проблемы творческой индивидуальности писателя): Дис.. канд. филол. наук. М., 1996. -192 с.
- Бедрикова M. JI, Особенности психологизма русской прозы второй половины 1980-х годов: (Творчество В. Астафьева и В. Распутина): Дис. канд. филол. наук. М., 1995. — 203 с.
- Букаты Е.М. Поэтика художественного пространства в прозе В. П. Астафьева: («Последний поклон», «Царь-рыба», «Прокляты и убиты»): Дис. .канд. филол. наук. Томск, 2002. — 197 с.
- Гончаров П. А. Творчество В. П. Астафьева в контексте русской прозы второй половины XX века: Автореф. дис.. д-ра филол. наук. Тамбов, 2004. — 50 с.
- Гончаров П.П. «Царь-рыба» В.П. Астафьева: жанровая и композиционная функция образа Сибири: Автореф. дис.. канд. филол. наук. Тамбов, 2007. — 24с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 1989−1991.
- Мифы народов мира: В 2 т. /Гл. ред. С. А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1980.
- Словарь русского языка. В 4 т. / Гл. ред. А. П. Евгеньева. М.: Русский язык, 1988.
- Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1993. -740 с.
- Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. проф. Д. Ушакова. -М.: ТЕРРА, 1996.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М.: Прогресс, 1986−1987.1.
- Басинский П. Контуженная муза. О Викторе Астафьеве // http://www.rp-net.ru/book/premi a/2009/basinskiy.php
- Кураев Михаил. Испытание правдой// http://magazines.mss.rU/voplit/1996/l/XX vekl .html