Процесс и причины перехода лексики в пассивный запас
Основной причиной того, что с течением времени в языке появились историзмы, стало изменение привычной жизни предков, обычаев, развитие науки и культуры. Так, например, исчезнувшие виды одежды — армяк, кафтан, камзол — перестали использовать, и это привело к исчезновению их названий из языка. Сейчас подобные понятия могут встречаться разве что в исторических описаниях. Существует множество слов… Читать ещё >
Процесс и причины перехода лексики в пассивный запас (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
По мнению исследователей, процесс архаизации части словаря того или иного языка, как правило, проходит постепенно, поэтому среди устаревших слов есть такие, которые имеют весьма значительный «стаж» (например, чадо, ворог, рече, червленый, посему, сей); другие же выделены из состава лексики современного русского языка, так как принадлежат древнерусскому периоду его развития. Иные слова устаревают за самый незначительный срок, возникнув в языке и исчезнув уже в новейший период. Для сравнения: Шкраб — в 20-е гг. заменило слово учитель, рабкрин — рабоче-крестьянская инспекция; энкаведист — работник НКВД. Такие номинации не всегда имеют соответствующие пометы в толковых словарях, поскольку процесс архаизации того или иного слова может осознаваться как ещё не завершенный. 10;c.88].
Причины архаизации лексики различны: они могут носить внеязыковой (экстралингвистический) характер, если отказ от употребления слова связан с социальными преобразованиями в жизни общества, но могут быть обусловлены и лингвистическими законами. Например, наречия ощую, одесную (слева, справа) исчезли из активного словаря, потому что архаизовались производящие существительные шуйца — «левая рука» и десница — «правая рука». В подобных случаях решающую роль сыграли системные отношения лексических единиц. Так, вышло из употребления слова шуйца, распалась и смысловая связь слов, объединенных этим историческим корнем (например, слово Шульга не удержалось в языке в значении «левша» и осталось лишь как фамилия, восходящая к прозвищу). Разрушились антомические пары (шуйца — десница, ошуюю — одесную), синонимические связи (ошую, слева). [9;c.51].
По своему происхождению устаревшая лексика неоднородна: в ее составе немало исконно русских слов (льзя, дабы, оный, семо), старославянизмов (глад, лобзать, чресла), заимствований из других языков (абшид — «отставка», вояж — «путешествие», политес — «вежливость»). 17;c.38].
Известны случаи возрождения устаревших слов, возвращения их в активный лексический запас. Так, в современном русском языке активно используются такие существительные, как солдат, офицер, прапорщик, министр и ряд других, которые после Октября архаизовались, уступив место новым: красноармеец, начдив, нарком и т. д. В 20-е гг. из состава пассивной лексики было извлечено слово вождь, которое ещё в пушкинскую эпоху воспринималось как устаревшее и приводилось в словарях того времени с соответствующей стилистической пометой. Теперь оно вновь архаизуется. 4;c.71].
Основной причиной того, что с течением времени в языке появились историзмы, стало изменение привычной жизни предков, обычаев, развитие науки и культуры. Так, например, исчезнувшие виды одежды — армяк, кафтан, камзол — перестали использовать, и это привело к исчезновению их названий из языка. Сейчас подобные понятия могут встречаться разве что в исторических описаниях. Существует множество слов, которые перестали использоваться, и сейчас их относят к категории «историзмы». Пример тому — понятия, которые так или иначе касались крепостного права в России. Среди них — оброк, барщина, подать.
Архаизмы появились вследствие того, что со временем любая лексика претерпевает изменения, эволюционирует и ассимилируется с другими языками. Таким образом, одни слова заменяются другими, но с тем же значением. Это та часть лексики, которая отжила свое, однако не исчезает полностью из языка. Эти слова сохраняются в литературе, документах и так далее.
Для создания исторических романов устаревшие слова и вовсе необходимы, чтобы можно было воссоздать колорит описываемой эпохи. [8;c.53].