Заключение.
Словообразовательные модели, по которым от существительных могут образовываться наречия
При этом оказалось, что все модели, кроме последней, объединяет общая логика сращения и застывания некоторой синтаксической группы, содержащей в себе существительное в косвенном падеже (или прямом, если в этом же ключе рассматривать отадъективные адвербы нао), с сохранением падежных окончаний в составе основы производного наречия. Таким способом образована значительная часть современных наречий… Читать ещё >
Заключение. Словообразовательные модели, по которым от существительных могут образовываться наречия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основной задачей этого исследования было выявление словообразовательных моделей, по которым от существительных могут образовываться наречия. Таких моделей было выявлено пять:
- 1) из существительного с определением (сегодня);
- 2) из тавтологического сочетания (день-деньской);
- 3) из существительного в косвенном падеже с предлогом (книзу);
- 4) из существительного в косвенном (или именительном) падеже без предлога (дома);
- 5) из основы существительного с предлогом и суффиксомь (опять).
При этом оказалось, что все модели, кроме последней, объединяет общая логика сращения и застывания некоторой синтаксической группы, содержащей в себе существительное в косвенном падеже (или прямом, если в этом же ключе рассматривать отадъективные адвербы нао), с сохранением падежных окончаний в составе основы производного наречия. Таким способом образована значительная часть современных наречий. Выяснилось, что схожая логика используется в образовании некоторых наречий от прилагательных. Причем, что важно, для такого образования часто используются именно краткие прилагательные, которые имеют флексии, присущие существительным. Получается, что наречия от некоторых прилагательных и от существительных образуются по идентичным моделям.
Обнаруженная модель образования наречий от основ существительных при помощи предлога и суффиксаь, является единственной приставочно-суффиксальной моделью в классификации, однако, следует заметить, что суффиксь в этой модели аналогического происхождения (из именной флексии им. п. ед.ч. -*i). По логике этой модели наречия могут образовываться также от основ прилагательных (вкось) и, редко, глаголов (вплавь).
Распространенность моделей 3 (вверху, внизу) и 4 (бегом, мигом) приводит к тому, что появляются схожие по форме наречия, образованные от глагольных или наречных основ. Поскольку глаголы и наречия не обладают категорией падежа и падежными окончаниями, схожую форму они приобретают по аналогии словообразовательного ряда. Флексии в таких случаях синхронно интерпретируются как суффиксы. Суффиксы подобных наречий отличаются от обычных суффиксов своей аналогической природой и восхождением к существующим или уже несуществующим именным формантам — падежным флексиям. Образование этих наречий — это аналогический процесс, который имеет грамматическую, то есть морфосинтаксическую, а не словообразовательную, природу.
Русская адвербиализация — это чрезвычайно сложный процесс, в котором даже схожие по форме слова могли быть образованы совершенно различными способами, и для многих наречий можно предложить несколько альтернативных вариантов их образования с исторической точки зрения. Серьезную роль в процессе адвербиализации также играют аналогические образования и переразложения.
Этот аспект русского словообразования несомненно требует дальнейшего изучения как с исторической, так и с синхронной точки зрения. При этом необходимо, чтобы исторический и синхронный анализ не противоречили, а дополняли друг друга.