Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Цикл К. Ф. Рылеева «Князю Е. П. Оболенскому»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В цикле отчетливо обозначается автобиографический подтекст: верный своим убеждениям, поэт тревожится за силу духа своих соратников. Неслучайно второе стихотворение цикла обращено к говарищу-единомышленнику и выдержано в духе послания. В нем — та же убежденность в правоте отстаиваемых представлений, но усиливаются мотив изначальной обреченности и мысль о необходимости жертвы. По сути, речь идет… Читать ещё >

Цикл К. Ф. Рылеева «Князю Е. П. Оболенскому» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В контексте сказанного выше интересен цикл Рылеева «Князю Е. П. Оболенскому» (1826), который создавался в Алексеевском равелине.

Данный цикл состоит из трех стихотворений; его герой — пророк-праведник, осужденный на смерть и ожидающий ее. Смерть для пророка — избавление от земных пут, ведь тюрьмой, могилой оказывается мир, в котором новая истина не воспринята, а потому исторгается. Герой обречен, но он и сам стремится в иной мир, ведь там осуществится встреча с творцом, поэтому праведник не испытывает смятения, страха смерти. В этом и состоит его нравственная сила.

В первом стихотворении звучат молитвенные начала, но это молитва не о себе, а о своих товарищах, в ней — просьба не о физическом спасении, а о спасении души. Пророк знает, что судьба провозвестников нового изначально трагична, а потому Бог выбирает для выполнения миссии особых, сильных духом людей. Смерть пророка и есть утверждение новой веры, а потому в душе героя ожидание смерти рождает неожиданное — светлое внутренне чувство.

В цикле отчетливо обозначается автобиографический подтекст: верный своим убеждениям, поэт тревожится за силу духа своих соратников. Неслучайно второе стихотворение цикла обращено к говарищу-единомышленнику и выдержано в духе послания. В нем — та же убежденность в правоте отстаиваемых представлений, но усиливаются мотив изначальной обреченности и мысль о необходимости жертвы. По сути, речь идет о высшей оправданности смерти. Этот же мотив звучит и в последнем стихотворении цикла, где окончательно утверждается приоритет духа над плотью. Однако Рылеев показывает, что и пророку не чуждо сомнение. Эта мысль вводится через две евангельские ассоциации. Одна из них связана с судьбой Христа, который, прозрев свою скорую гибель, на миг смутился духом, другая — с образом Петра («Я, как Петра, ведет его Христос // По треволнению мирскому»). Как известно, Петр, один из апостолов Христа, постоянно говорил учителю о своей любви и преданности, но трижды отрекся от него в роковую ночь, а затем, пройдя через раскаяние и прощение, понес в мир слово учителя, за что и принял мученическую смерть.

К. Ф. Рылеев начинает стихотворение с диалогически ориентированной фразы («Ты прав: Христос спаситель нам один…»), которая звучит как продолжение разговора с тем, кто не знал сомнения и помог преодолеть его герою.

Этот исповедальный цикл показывает, как Рылеев внутренне проживал последние месяцы своей жизни. В небольшой статье «О промысле» поэт писал: «…приняв за основную истину, что человек, в частности, свободен, а человечество нет, можно и должно будет поставить нравственным законом для наших деяний: поступай так, чтобы твои поступки нс противоречили воле промысла. Но спросят: каким образом распознать волю сию? Воля промысла изъявляется в духе времени». А дух времени возможно почувствовать только через связь с Богом.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой