Введение.
Функциональные стили речи
В этой главе приводятся цифровые данные по структуре доходов и расходов бюджета. В содержание учебника включены и графики, и таблицы с цифрами. газетный речь толкование стереотипность В тексте встречаются многозначные слова, которые здесь имеют строго одно значение, например «финансовые операции» (Мы знаем, что это слово многозначно, т.к. это и «военная операция» и «хирургическая операция… Читать ещё >
Введение. Функциональные стили речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Речь имеет коммуникативную природу и тем самым обращена к кому-либо. В зависимости от формы обмена информацией речь делится на устную.
В зависимости от количества участников общения — на монолог и диалог. В основе и письменной и устной видов речи лежит литературный язык. Необходимо отметить, что для каждой ситуации общения в той или иной социальной сфере деятельности существуют правила речевого поведения, речевые нормы, выделяются функциональные стили речи, для каждого из которых характерен свой подбор языковых средств. Наиболее устоявшаяся включает в себя пять функциональных стилей:
- 1. Научный стиль
- 2. Газетнопублицистический стиль
- 3. Официальноделовой стиль
- 4. Разговорно-обиходный стиль
- 5. Художественный
Каждый из стилей отдает предпочтение устной или письменной форме, диалогической или монологической речи.
Научный стиль речи
Основными чертами научного стиля и в письменной и в устной форме являются:
- · Точность
- · Абстрактность
- · Логичность
- · Объективность изложения
Для научного стиля характерно использование специальной научной и терминологической лексики, в т. ч. и международной.
Особенность лексики состоит в том, что многозначные слова употребляются не во всех значениях, а только в одном. Это сближает ее с лексикой официально-делового стиля. Объем текста в научном стиле увеличивается за счет многократного повторения одних и тех же слов. Отсутствует разговорная лексика. Оценки присутствуют, имеют рациональный, а не эмоциональный характер. Также используются в синтаксисе сложные союзные предложения, осложненные простые предложения. Тексты содержат различные формулы, таблицы и графики.
Сферой общественной деятельности в которой функционирует научный стиль является наука.
Итак, разберем этот стиль на примере. Анализирует глава из учебника «Экономика без тайн» И. Липсиц. В этой главе, озаглавленной «Это сладкое слово — бюджет», в продолжении темы учебника об основах рыночной экономики автор раскрывает содержание некоторых понятий современной экономической теории.
Он раскрывает причинно-следственные связи между явлениями, выявляет закономерности.
Текст главы объективно изложен и отличается логической последовательностью. Начинается с объяснения того, что является основой «государственного бюджета», как проходит его исполнение, кто занимается этим («финансисты»), как они разрешают ситуации в случае превышения «расходов» над «доходами» — «дефицит бюджета».
Автор последовательно раскрывает способы решения проблем «дефицита бюджета» — это и «сокращение бюджетных расходов» путем, например:
- · «урезания социальных программ»
- · «выпуска необеспеченных денег»
и т.п.
В тексте приводятся определения рассматриваемых понятий. Они подчеркнуты с двух сторон и выделены темным шрифтом, например: «Дефицит государственного бюджета — финансовая ситуация, возникающая в случае, когда».
Специальные научные термины, упомянутые выше и поставленные сною в кавычки, тоже в тексте выделяются шрифтом.
В этой главе приводятся цифровые данные по структуре доходов и расходов бюджета. В содержание учебника включены и графики, и таблицы с цифрами. газетный речь толкование стереотипность В тексте встречаются многозначные слова, которые здесь имеют строго одно значение, например «финансовые операции» (Мы знаем, что это слово многозначно, т.к. это и «военная операция» и «хирургическая операция»).
В тексте можно встретить абстрактные понятия, например, «авторитет государственных ценных бумаг».
Многие слова, научные термины, повторяются многократно, увеличивая тем самым объем текста, например: «государство», «ценные бумаги», «доходность», «долг», «деньги», «займы», «кредиты» и т. п.
Здесь также активно используются простые предложения, осложненные:
- · вводными словами: «по сути дела», «действительно», «конечно», «как правило»
- · словосочетаниями: «абсолютные суммы», «мировой опыт»
- · причастными и деепричастными оборотами: «познакомившись с перечнем статей государственных расходов»…
Все это помогает понять подлинную сущность явлений, выявить научные закономерности. Научные тексты требуют неоднократного прочтения.
Это учебное пособие рассчитано на учащихся 9−11 классов, училищ и техникумов, поэтому автор максимально доходчиво попытался объяснить суть сложных экономических законов. Это ему удалось.