Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Анализ сказки по Проппу

Эссе Купить готовую Узнать стоимостьмоей работы

Пособничество антагонисту (g1) — Режь рябую корову! Подвох (г1) — Режь, да и только! Наточил ножик… Вредительство (A14) — Коровушка-матушка! Тебя хотят резать. Рудимент сообщения беды (В4) — А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою их поливай. Испытание-просьба (Д3)Хаврошечка всё сделала… Читать ещё >

Анализ сказки по Проппу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Встреча антагонистаДочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Доглядись, кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает? Выведывание антагонистом (в1) Всё, что видела, Триглазка матери рассказала; старуха обрадовалась. Выдача сведений (w1)Мать посылает троих дочерей на разведку.

ТроичностьДва глаза заснули, а Третий глядит и всё видит.

Подвох (г1) …красная девица в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.

Нарушение запрета (b1)а об третьем забыла.

Пособничество антагонисту (g1) — Режь рябую корову! Подвох (г1) — Режь, да и только! Наточил ножик… Вредительство (A14) — Коровушка-матушка! Тебя хотят резать. Рудимент сообщения беды (В4) — А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою их поливай. Испытание-просьба (Д3)Хаврошечка всё сделала.

Ликвидация беды (Л10)…голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки каждый день в саду поливала… Выполнение испытания (Г1)…и выросла из них яблонька, да какая — боже мой! Яблочки на ней висят наливные, листвицы шумят золотые, веточки гнутся серебряные; кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — тот заглядывается. Появление волшебного предмета (Z6)…на ту пору ехал по полю барин — богатый, кудреватый, молоденький. Увидел яблочки, затрогал девушек:

Девицы-красавицы! — говорит он. — Которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.Задача.

Случилось раз — девушки гуляли по саду.

УтроениеПодошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились.

Победа (П5) и решение задачи Барин на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знавать. Счастливый конец.

Выписавфункции, получаем следующую схему: i В2 б1 а6 е3 в1 w1г1 b1 g1 г1 A14 В4 Д3 Л10Г1Z6П5 C*.Итогом кропотливого изучения ста волшебных сказок из сборника Афанасьева стало составление общей структурной модели, включающей ограниченный перечень функций, сменяющих друг друга в определенной последовательности, по которой разворачивается повествование любой волшебной сказки (хотя в некоторых случаях возможны отклонения от модели, связанные с пропуском одних функций, что наблюдается во всех сказках, и повторением других функций, а также их порядковой перестановкой). Это позволило Проппу в наиболее общей и в то же время строго научной форме дать определение жанра волшебной сказки для общей — оставленной самим Проппом как открытая возможность — классификации сказок. После того, как работы Проппа стали известны на Западе, многих ученых заинтересовала такая возможность. В частности, Р. Барт предложил расширить предметное поле, к которому приложим пропповский анализ по функциям, с исключительно только сказочного материала до всех возможных, а не сказочных только, повествований, и тем самым ввести пропповский метод изучения повествовательных текстов в более широкое литературоведческое русло. Для этого Барт существенно трансформирует и расширяет понятийную базу анализа повествования по функциям. Согласно Барту, в повествовательных текстах выделяются функции и индексы: из функций складывается история (абстрактная сторона развития событий), а из индексов — ее аранжировка (характер персонажа, мотивы, детализация действий, орудия).

Внутри функций по Р. Барту выделяется два подразряда: ядерные функции и катализные, которые служат для ядерных функций прокладочным материалом. Однако впоследствии Барт отказывается от попыток создать общую структурную модель для всех уже существующих и только еще возможных повествовательных текстов, предпочтя такой возможности практику «воссоздания текста … но не в его индивидуальности, а в его игровом движении, … включить его в безбрежную парадигму несхожестей"v.Персонажи в анализе В. Я. Проппа делятся на антагонистов, помощников, дарителей и т. д., но при этом речь идет только об одном фольклорном жанре. А. Греймас (Гримас) в работе «Структурная семантика"vi отчасти соединил схему Проппа со схемой построения высказывания Р. О. Якобсона.

Он предложил разделить повествование на актантные и актерские позиции. Актер — это конкретное лицо, которое выполняет в повествовании структурную роль, а сама эта роль является актантом. Позиции актантов повествования заполняются конкретным материалом действующих лиц. В повествовании Греймас выделяет шесть актантов, которые распределяются по трем смысловым осям: 1) ось коммуникации, на которой располагаются два актанта: адресат и адресант; 2) ось поиска, стремления, на которой располагаются актанты: субъект и объект; 3) ось борьбы, на которой располагаются актанты: помощник и противник. По этим актантам раскладывается любая сюжетная роль повествования.

Таким образом, актантная структура сюжетов является удобным аналитическим средством: она говорит об идеологии произведения, о ситуации его героя и т. д.На примере сказки о Крошечке-Хаврошечке мы видим, что она является самой простой, а сюжетная линия строится на основе противопоставления моральных качеств главной героини всем остальным.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой
Купить готовую работу

ИЛИ