Принципы психодиагностики.
Принципы психодиагностики
Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т. е. вытекали из результатов тестирования, сделанного при помощи валидных и надежных методик, а не зависели никак от субъективных установок тех кто проводит тестирование или использует его результаты. При подборе методик в программу обследования психолог не руководствуется субъективными… Читать ещё >
Принципы психодиагностики. Принципы психодиагностики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Основные принципы психодиагностики
Практическая психодиагностика — это довольно таки очень сложная и ответственная область в профессиональной деятельности психолога. Она требует соответствующего образования, опыта работы, ведь она может затрагивать судьбы людей (когда ставят диагноз). В этой связи к психодиагностике и психодиагностам предъявляется ряд профессиональных требований.
Профессионально — этические нормы — это требования, предъявляемое к уровню профессиональной квалификации психодиагноста, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми.
Данные требования представлены в ряде принципов, к которым относятся следующие данные:
- 1. Принцип соблюдения тайны (конфиденциальность). Этот принцип основан на неразглашении результатов без личного согласия на это того лица по отношению к которому проводилась психодиагностика. Исключением является лишь те случаи когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но даже и в этом случаи при публикации результатов нельзя указывать точные данные испытуемого, то есть его фамилию и имя. Профессиональная тайна — это информация, которая должна быть известна только очень узкому кругу специалистов. Соблюдение этого принципа связано с существованием так называемого явления контаминациии критерия. Контаминация критерия — комплекс явлений, связанных с влиянием информации о результатах обследования испытуемого на субъективное отношение к нему со стороны других лиц. Влияние контаминации критерия будет тем более выраженным, чем больший авторитет имеет данная методика среди пользователей результатами обследования, чем большей очевидной валидностью она обладает.
- 2. Принцип научной обоснованности психодиагностической методики нужна для того что бы она, как минимум, была валидной и надежной, т. е. давала такие результаты которым можно было бы верить и доверять.
- 3. Принцип нанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики нельзя ни в каком либо ином случае использовать во вред тому человеку, который был обследован. Так же психодиагностика используется в целя конкурсного отбора или при приеме человека на работу, то данный принцип может применяться вместе с принципом открытости результатов для обследуемого, который требует информации о том, что, и как у него будет тестироваться, каковы его результаты, а также о том, кем, когда и каким образом они будут использованы для решения его судьбы.
- 4. Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т. е. вытекали из результатов тестирования, сделанного при помощи валидных и надежных методик, а не зависели никак от субъективных установок тех кто проводит тестирование или использует его результаты. При подборе методик в программу обследования психолог не руководствуется субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а делает выводы из требований максимальной эффективности диагностики — максимум надежности при минимуме затрат.
- 5. Принцип эффективности предполагаемых рекомендаций подразумевает под собой, что некоторые рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому они даются. Сообщение результатов диагностики должны осуществляться, учитывая некоторые факторы: результаты диагностики должны интерпретировать подготовленные люди; главную роль играет индивидуальный подход при интерпретации результатов; важно не дать в ходе интепретации результатов нежелательных установок, которые могли бы не качественно повлиять на человека.
- 6. Принцип комплексной диагностики — принцип сочетания разных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетание методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения валидности результатов диагностики. Психолог обеспечивает нужный уровень надежности диагноза, применяя стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых оценок.
- 7. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики. Для применения методики допускаются лица, имеющие специальное образование, подготовку и опыт их использования, знающие пред данного предмета и умеющими общаться с некоторой категорией лиц.
- 8. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик. Профессиональные психодиагностические методики могут использоваться только среди аттестованных специалистов. Это говорят о неразглашении содержания методик и предупреждение неправильного использования. Профессиональные методики не должны распространяться в открытую продажу и печататься в открытых изданиях.
Приложения
а. |
|