Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Стиль учебной деятельности студентов и его развитие: На материале исслед. 
учеб. деятельности студентов-филологов и математиков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическое значение. Исследование создает предпосылки для индивидуализации процесса обучения, для более полной реализации возможностей студентов, развития их недостаточно выраженных качеств, преодоления негативных проявлений в деятельности, а также сознательного управления своими индивидуальными особенностями и целенаправленного формирования стиля учебной деятельности, особенно у студентов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблем стиля деятельности
    • 1. 1. Деятельность человека
    • 1. 2. Проблемы стиля в зарубежной психологии
    • 1. 3. Проблемы стиля в отечественной психологии
    • 1. 4. Проблемы стиля учебной деятельности студентов
    • 1. 5. Постановка проблемы и задачи исследования
  • ГЛАВА 2. Организация и методики исследования
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методики изучения системы внутренних условий
    • 2. 3. Методики изучения процессуальной стороны стиля учебной деятельности студентов
  • ГЛАВА 3. Результаты исследования сравнительной характеристики стиля учебной деятельности студентов-филологов и математиков и их обсуждение
    • 3. 1. Результаты исследования стиля учебной деятельности студентов-филологов
      • 3. 1. 1. Результаты исследования стиля учебной деятельности студентов-филологов 1-го курса
      • 3. 1. 2. Результаты исследования стиля учебной деятельности студентов-филологов 3-го курса
      • 3. 1. 3. Результаты исследования стиля учебной деятельности студентов-филологов 5-го курса
    • 3. 2. Результаты исследования стиля учебной деятельности студентов-математиков
      • 3. 2. 1. Результаты исследования стиля учебной деятельности студентов-математиков 1-го курса
      • 3. 2. 2. Результаты исследования стиля учебной деятельности студентов-математиков 3-го курса
      • 3. 2. 3. Результаты исследования стиля учебной деятельности студентов-математиков 5-го курса
    • 3. 3. Общее обсуждение результатов исследования
  • ВЫВОДЫ

Стиль учебной деятельности студентов и его развитие: На материале исслед. учеб. деятельности студентов-филологов и математиков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблемы стиля деятельности имеют непосредственное отношение к целому ряду фундаментальных проблем психологии. Это проблемы способностей, наиболее полной реализации возможностей человека, его творческого потенциала. Данные проблемы выступают в качестве важнейшего психологического обоснования становления и совершенствования профессиональной деятельности, а также имеют важное практическое значение, поскольку создают научные предпосылки для формирования рациональных приемов деятельности с учетом, с одной стороны, индивидуальных качеств, а с другой, системы условий и требований деятельности.

Актуальность исследования. В настоящее время, с достаточной отчетливостью обозначилась проблема развития стиля. Несмотря на значимость, данная проблема разработана явно недостаточно, поэтому исследования в этой сфере следует считать приоритетными. Имеющиеся в литературе данные по рассматриваемой проблеме, в основном касаются выделения разных уровней развития стиля с ориентацией на эффективность деятельности (позитивный и негативный, рациональный и нерациональный стиль). Однако проблема развития стиля многогранна и в ней можно выделить различные аспекты, которые нуждаются в дальнейшей разработке. Один из них связан с проблемой становления и совершенствования стиля. Данная проблема является особенно важной для учебной деятельности студентов, поскольку процесс адаптации первокурсников можно рассматривать через призму развития стиля и объяснить переключением со стиля, соответствующего школьному этапу обучения, на стиль характерный для вузовского этапа обучения.

Развитие стиля учебной деятельности студентов (СУДС), таким образом, может быть рассмотрено как в плане выделения в нем изменений, которые происходят во время обучения в вузе при переходе от курса к курсу, так и в плане выделения разных уровней развития стиля, рассматриваемых в пределах одного курса имеются в виду разные уровни развития по степени совершенства, а также разные варианты в пределах одного уровня успешности).

Другой важной проблемой индивидуального стиля учебной деятельности, требующей дальнейшей разработки, является проблема внутренних условий стиля. В связи с проблемой развития стиля учебной деятельности студентов, достаточно остро встает вопрос о необходимости выхода за пределы тех индивидуальных особенностей, которые представлены в концепции интегральной индивидуальности (ИИ) и рассматриваются нами в качестве системы внутренних условий стиля. Актуальной становится необходимость выделения более широкого круга внутренних условий и изучение механизмов их взаимодействия. Данное положение касается прежде всего изучения роли интеллектуального фактора, а также компонентов опыта в развитии стиля учебной деятельности студентов.

Изучение данных компонентов, с одной стороны, имеет самостоятельную теоретическую ценность, а с другой стороны, служит обоснованием для развития стиля учебной деятельности студентов через активизацию саморегуляции обучающихся.

Дальнейшего изучения требует проблема зависимости стиля от условий и требований деятельности. В связи с этим представляет определенный интерес изучение стиля с учетом специфических особенностей учебной деятельности студентов-филологов и математиков.

Научная новизна исследования. В работе впервые выявлены общие и специфические особенности в стилях учебной деятельности студентов-филологов и математиков, которые рассматриваются в пределах одного курса, в плане развития СУДС от курса к курсу, а также с учетом специфики факультета. Впервые представлена целостная характеристика СУДС как динамичного образования, включающего в себя анализ системы внутренних условий, процессуальной и результативной сторон учебной деятельности, а также его зависимости от внешних условий и требований деятельности. Впервые дан разноаспектный анализ развития стиля: показаны изменения в характере связей между его компонентами, происходящие по мере накопления опыта вузовской работы, изменения в плане развития интеллектуальных и личностных качеств, а также изменения удельного веса разноуровневых свойств И И. Впервые рассмотрены индивидуальные различия в результатах учебной деятельности в пределах успешного ее выполнения .

Методологической и теоретической основой исследования явились основные методологические принципы отечественной психологии: принцип единства сознания и деятельности, единства биологического и социального в поведении человека, принцип детерминизма, развития, системного подхода к изучению целостной личности и индивидуальности.

Теоретической основой работы явились основные положения теории интегральной индивидуальности (В.С.Мерлин, 1986) и индивидуального стиля деятельности, общения и активности (Б.А.Вяткин 1992, Е. А. Климов 1969, М. Р. Щукин, 1995).

Теоретическое значение работы связано с уточнением и дополнением ряда ранее сформулированных положений, касающихся различных аспектов проблемы развития стиля.

В работе подтверждена правомерность включения в систему внутренних условий СУДС наряду с традиционно выделяемыми разноуровневыми свойствами ИИ других групп условий: интеллектуального фактора и опыта вузовской работы, что позволяет представить проблемы стиля в более содержательном плане в связи с проблемами интегральной индивидуальности и создает основу для более расширенного представления о ее структуре.

Полученный материал позволяет дать психологическую характеристику совместного проявления и взаимодействия внутренних условий стиля учебной деятельности, обеспечивающего саморегуляцию деятельности и различия в ее процессуальной и результативной сторонах. Включение в его характеристику индивидуальных особенностей в результативной стороне деятельности уточняет и дополняет представление о разных уровнях развития стиля.

Практическое значение. Исследование создает предпосылки для индивидуализации процесса обучения, для более полной реализации возможностей студентов, развития их недостаточно выраженных качеств, преодоления негативных проявлений в деятельности, а также сознательного управления своими индивидуальными особенностями и целенаправленного формирования стиля учебной деятельности, особенно у студентов младших курсов. Полученный в ходе исследования материал, может оказать существенную помощь преподавателям в использовании индивидуальных особенностей студентов в обучении, в выборе форм и методов его организации.

По результатам исследования были сделаны рекомендации, направленные в адрес студентов и преподавателей. Основные теоретические положения и эмпирические данные были включены в спецкурс «Индивидуальные особенности студентов в обучении». ,.

Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались на кафедре^ теоретической и прикладной психологии Пермского государственного педагогического университета, на заседаниях кафедры общей психологии Пермского государственного университетана конференции молодых ученых ПГУ (Пермь, 1993) — I на научной конференции ПГТУ «Современное общество: вопросы теории методологии, методы социальных исследований» (Пермь, 1994) — на Всероссийской научной конференции «Природа психического» в ПГУ (Пермь, 1994) — на Всероссийской научно-методической конференции «Новые технологии обучения при многоуровневом университетском образовании» (Пермь, 1994) — на конференции практических психологов ПГПУ (Пермь, 1994) — на расширенных научных конференциях кафедры психологии ПГПУ — «Мерлинские чтения» (Пермь, 1995,1996) — на конференции молодых ученых «Актуальные проблемы гуманизации образования на со^ временном этапе» (Пермь, 1995) — на Всероссийской научно-практической конференции «Гуманизация образования — императив XXI века» (Пермь, 1997) — на международной научной конференции «Гуманитарное знание на пороге 21 века’ХИжевск. 1997), на научно-практической конференции «Практическая психоло гия-97» (Пермь,!997).Всего по теме исследования опубликовано 6 работ.

Объект исследования — учебная деятельность студентов 1-го, 3-го 5-го курса механико-математического и филологического факультетов Пермскогс государственного университета. (Всего 180 человек).

Предмет исследования — стиль учебной деятельности студентов 1-го, 3-го и 5-го курса механико-математического и филологического факультетов, особенности его структуры и развития.

Цели исследования.

1. Изучить общие особенности в структуре и развитии СУДС филологов и математиков 1 -го, 3-го и 5-го курса.

2. Изучить особенности в структуре и развитии СУДС в зависимости от курсг обучения и специфики факультета.

Гипотезы исследования.

1. Существуют общие и специфические особенности структуры и развития СУДС филологического и механико-математического факультета.

2. По мере перехода студентов на последующие этапы обучения стиль их учебно? деятельности становится более структурированным и приобретает дифферен цированный характер, обусловленный спецификой факультета.

3. Динамика СУДС по мере перехода на последующие ступени обучения характе ризуется изменениями в характере связей между процессуальной стороной дея тельности и ее результатами, с одной стороны, и системой внутренних услови? с другой, а также изменениями связей в пределах внутренних условий и ег (процессуальной стороны.

4. Система внутренних условий СУДС определяется наряду с традиционно выде ляемыми уровнями ИИ интеллектуальным фактором и компонентами опыта.

5. Разные уровни развития СУДС имеют место не только на разных этапах обуче ния, но и в пределах одной и той же ступени обучения.

Задачи исследования.

1. Изучить структуры СУДС 1 -го, 3-го и 5-го курса филологического факультета, сравнить их и выявить динамику.

2. Изучить структуры СУДС 1-го, 3-го и 5-го курса механико-математического факультета, сравнить их и выявить динамику.

3. Сравнить и выявить общие и специфические особенности СУДС филологов и математиков.

4. Выявить уровни развития СУДС в связи с разными этапами обучения и в пределах одного и того же этапа обучения.

Основные положения вносимые на защиту:

1. Структура и развитие СУДС филологов и математиков имеют общие и специфические особенности.

2. На начальном этапе обучения СУДС структурно недостаточно оформлен, по мере перехода на последующие этапы обучения он приобретает характеристики оформившегося стиля и носит дифференцированный характер, обусловленный спецификой факультета.

3. Развитие стиля сопровождается изменениями в характере связей между особенностями деятельности и ее результатами, с одной стороны, системой внутренних условий с другой, а также в пределах внутренних условий стиля и его процессуальной стороны.

4. Система внутренних условий СУДС, включающая в себя традиционно выделяемые разноуровневые свойства ИИ, а также интеллектуальные особенности и компоненты опыта, характеризуется определенными изменениями, в частности, уменьшением роли нейродинамического уровня ИИ, увеличением роли интеллектуального фактора и свойств личностного уровня.

5. Разные уровни развития СУДС характерны для разных этапов обучения, вместе с тем они имеют место в пределах одного и того же уровня на фоне достаточно высокой успеваемости.

выводы.

1. Структура и развитие СУДС филологов и математиков характеризуются общими особенностями, которые заключаются в наличии связей между процессуальной стороной деятельности и системой внутренних условий, в пределах процессуальной стороны стиля и в пределах его внутренних условий, а также между процессуальной и результативной сторонами стиля. Общие особенности заключаются также в однонаправленном изменении характера этих связей, в изменении роли отдельных свойств ИИ и ее уровней в целом, происходящих по мере развития СУДС, и в наличии разных уровней развития стиля на разных этапах обучения.

2. Структура и развитие СУДС филологов и математиков характеризуются специфическими особенностями, которые заключаются в различиях в процессуальной стороне, характере связей между процессуальной стороной, системой внутренних условий, результатами деятельности, а также в развитии и роли определенных свойств в стиле. В целом, СУДС математиков характеризуется более сложной системой связей между различными компонентами стиля.

3. На начальном этапе обучения СУДС является недостаточно сформированным. По мере перехода на последующие этапы обучения, он становится более структурированным и отработанным.

4. Изменения в системе внутренних условий СУДС связаны с уменьшением роли нейродинамических особенностей, как свойств нижележащего уровня ИИ, и увеличением роли свойств вышележащих уровней ИИ: личности и особенностей интеллекта. Изменения в свойствах личностного уровня ИИ связаны с развитием мотивационного фактора и ряда свойств личности.

5. В качестве важнейшего внутреннего условия стиля выступает интеллектуальный фактор, выполняющий на разных этапах обучения различную роль. В целом выявлено возрастание значения интеллекта в учебной деятельности студентов старших курсов, однако ряд особенностей имеет более выраженный характер на ранних этапах обучения. Отчетливые различия в интеллектуальном факторе обнаружены в зависимости от специфики факультета и особенностей его развития.

6. Изменения, происходящие в развитии стиля от курса к курсу свидетельствуют о существенной роли в этом процессе компонентов опыта. Причем проявление данного фактора выступает неоднозначно. Наряду с появлением позитивных моментов имеет место проявление и некоторых негативных особенностей.

7. Развитие процессуальной стороны стиля в общем плане проявляется в обогащении ее новыми приемами учебной деятельности и увеличении количества взаимосвязей между ними. При этом наряду с изменениями в традиционно выделяемых ориентировочном и исполнительном компонентах деятельности, выявлены изменения в ряде других сторон деятельности как в плане более общей характеристики деятельности (систематичность, создание удобных условий для работы и т. д.), так и в плане выделения приемов интеллектуальной обработки материала (реализация установки на понимание и запоминание материала, использование приема схватывания в общем плане и т. д.).

8. В особенностях деятельности, характеризующих активность субъекта, направленную на выбор и создание удобных приемов и способов учебной деятельности, ситуаций и заданий, выявлены разные варианты ее проявления. В одних случаях данная активность имеет позитивный характер, а в других отчетливо проявляются негативные особенности.

9. Показатели результативной стороны стиля связаны с системой внутренних условий и процессуальной его стороной, что свидетельствует о необходимости включения особенностей в этой стороне деятельности в характеристику стиля.

10. Различия в СУДС в зависимости от специфики факультета на начальном этапе имеют менее выраженный характер и становятся все более отчетливыми по мере перехода студентов от курса к курсу, что характеризует сторону стиля, отражающую его зависимость от условий и требований деятельности.

11. Разные уровни развития стиля выявлены не только в плане его совершенствования при переходе от младших курсов к старшим, но и в пределах одних и тех же курсов. т.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова — Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 335 с.
  2. Абульханова Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. //Психология формирования и развития личности. М., 1981 С. 19−44.
  3. В.Н. Стиль действования: импульсивность управляемость.// Вопросы Психологии. 1982 N3 С. 121−126.
  4. В.Н. Структура импульсивного и рефлекторно волевого стилей действования.// Вопросы Психологии. N3 1988 С. 132 137.
  5. Г. И. Субъектное обучение в высшей школе : новый подход.// Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. Тезисы докладов научной конференции Инст. Психол. РАН М. 1997 С. 87.
  6. Актуальные проблемы повышения эффективности учебно воспитательного процесса в вышей школе: Межв. сб. науч. тр. /ЛТИ им. Ленсовета Л. 1987 С. 151.
  7. О.Ф. Индивидуально-психологический фактор адаптации субъекта учебной деятельности (в контексте гуманизации образования). Дис. на соиск. уч. степ, канд.психол. наук М.1995, 139с.
  8. .Г. Избранные психологические труды: В 2 т., МЛ980, Т.1, 232 с.
  9. .Г. К психофизиологии студенческого возраста. // Современные психолого педагогические проблемы высшей школы. Л. ЛГУ 1974 Вып. 2 С. 3−15.
  10. .Г. О проблемах современного человекознания.М.1977, 380 с.
  11. .Г. Проблемы комплексного изучения развития интеллекта и личности.// В кн. Человек и общество. Вып. 13 Л. 1973. С.3−7.
  12. А. Психологическое тестирование. М. 1982. 318с.
  13. Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе //Человек и общество. Вып. 13 Л. 1973, С. 62 -69.
  14. Андрос О Я. Самостоятельный выбор стиля как фактор развития интегральной индивидуальности (на материале лонгитюдного исследования студентов). Автореф. дисс. канд. психол. наук Пермь. 1994. 26с.
  15. А. Г.Основные принципы психологической теории деятельности.//А.Н. Леонтьев и современная психология./ Под ред. А. В. Запорожца и др. М. МГУ 1983, С. 119−131.
  16. А.Г. Деятельность и установка. М. МГУ. 1979. 150 с.
  17. А.К. Некоторые обусловленные силой возбуждения факторы индивидуального стиля в учебной деятельности старшеклассников. //Типологические исследования по психологии личности и психологии труда. / Отв. ред. B.C. Мерлин. Пермь 1967. С.104−135.
  18. А.К. Некоторые типологически обусловленные особенности индивидуального стиля учебной деятельности у старшеклассников.// Вопросы психологии, 1966, N6 С. 129 140.
  19. Л.А., Борисова Л. И. Сравнительная характеристика индивидуальных особенностей студентов различных специальностей. // Современные психолого педагогические проблемы высшей школы. Вып 2 Л. 1974 С. 58−62.
  20. Л.А., Дворяшина М. Д. О социализации интеллекта взрослого человека. // В кн. Человек и общество. Вып. IX Л. 1971, С. 161−170 .
  21. И.Ш. Исследование акцентуации характера студентов педагогического вуза.// Психологическая наука, традиции, современное состояние и перспективы. Тезисы докладов научной конференции Института психологии РАН М.1997, С. 90.
  22. А.Ф., Лапкин М. М., Яковлева Н. В. Дифференциально-психологические аспекты успеваемости обучения студентов медицинского вуза.//Психологический журнал 1994, N 1, С.81−86.
  23. А 23. Бибрих P.P. Мотивационные аспекты адаптации студентов к учебномупроцессу в вузе.// Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев 1990, С. 17−25.
  24. В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев 1978, 142с.
  25. В.В. К вопросу о психологическом описании индивидуального стиля деятельности.// Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека. Пермь. 1982.
  26. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. // Серия: Знание-М., 1991, N 11,80 с.
  27. Т.Н. исследование когнитивных стилей учащихся в автоматизированной системе обучения .// Вопросы психологии. 1984, N 4 С.70−76.
  28. А.В. Мышление как процесс и проблема деятельности.// Вопросы психологии. N 2 1982, С.28−40.
  29. В. Н. Краткий отборочный тест.// Психодиагностическая серия.1. Вып. 4 М. 1992, 10 с.
  30. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психологической диагностике. Киев 1989,199 с.
  31. Л.М. Психические процессы. Т. 2 Мышление и интеллект. ЛГУ 1976, 342 с.
  32. А.А. Активность личности в обучении. // В кн: Активное обучение в высшей школе М. 1991, 204с.
  33. А.А. Активность субъекта и порождение информации.//Новые исследования в психологии. N 2 1976, С. 7 16. А
  34. В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации. // А. Н. Леонтьев и современная психология ./ под ред. А. В. Запорожца и др., М. 1983 С. 191 -200.
  35. Вовчик Блактина М. В. Некоторые индивидуально — психологические особенности хорошо успевающих студентов. // Сов. Педагогика. N 2, 1972, С. 85 -94.
  36. A.M., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность, структура и регуляция. МГУ 1987, С. 108 138.
  37. Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе. / Под ред. Н. Н. Обозова Л. ЛГУ 1984, 152с.
  38. С.И. Особенности понимания личности студента преподавателями вуза./ Дис. на соиск. уч. степ. канд.психол. наук М.1986, 219 с.
  39. .А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности. // Психологический журнал 1993 Т. 14 N 2 С. 73 83.
  40. .А. Стиль активности как предмет интегрального исследования индивидуальности // Системное исследование индивидуальности./ Под ред. Б. А. Вяткина. Пермь 1991, С.7−8.
  41. .А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности. // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. /Отв. ред. Б. А. Вяткин. Пермь, 1992, С. 36 55.
  42. .А., Щукин М. Р. Актуальные проблемы развития учения о интегральной индивидуальности человека. // Ежегодник, т. 1 Вып.2,. М. 1995, С. 117−120.
  43. .А., Щукин М. Р. Основные итоги и перспективы развития учения B.C. Мерлина об интегральной индивидуальности человека. // Вестник ПГПУ. Серия 1: психология. 1995, N 1 С. З -16.
  44. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. МГУ. 1988, 284с.
  45. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. // Психологическая наука в СССР т. 1, М.1959. С.441−469.
  46. Г. Г. Работа с книгой: рациональные приемы. Минск. 1989, 175с.
  47. Г. Г. Рациональные приемы работы с книгой М. 1975, 109с.
  48. Голубева. Дифференциальный подход к способностям и склонностям. // Психологический журнал. 1989, Т10, N 4, С. 75 86.
  49. Л. К., Цуркан В. Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов.// Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев 1990, С. 5−17.
  50. Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.1970, 272 с.
  51. Ю.Г., Кошелева С. В. Психологические особенности учебной деятельности. Иркутск 1988, 72 с.
  52. В.В. Категория деятельности и психического отражения в теории А.Н. Леонтьева. // Вестник МГУ сер. псих. N 4 1979, С. 25−41.
  53. В.В. Состояние и проблемы исследований учебной деятельности.// Деятельностный подход в психологии, проблемы и перспективы. М. 1990. С.35−47.
  54. В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования.// Вопросы психологии. N 6 1991, С. 5−14.
  55. М.Д. О соотношении успеваемости и динамики интеллектуального развития студентов в процессе их обучения в Вузе. // Современные психолого педагогические проблемы высшей школы. Вып. 2. Л. 1974, С. 49 — 58.
  56. М.Д. Особенности интеллектуального развития студентов в процессе обучения. // В кн. Человек и общество. Вып. 13, Л. 1973, С. 97 -105.L
  57. М.Д., Владимирова Н. М. Интеллектуальное развитие и успешность обучения. // В кн. Комплексное исследование проблем обучения и коммунистического воспитания специалистов с высшим образованием. Л. 1980, С. 112−133.
  58. М.В. Некоторые особенности проявления личностных свойств студентов первокурсников в условиях адаптации к вузу.// Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. Кишинев 1990, С.29−40.
  59. М.В. Природа деятельности. МГУ 1984, 168 с.
  60. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. / Отв. ред. И. В. Дубровина М. 1987, 178с.
  61. Л.П. Психологические основы работы над книгой. М. 1970, 72с.
  62. Л.Я. Эмоциональный стиль. // Вопросы Психологии. 1989, N 5 С. 88−95.
  63. Г. А. О взаимоотношении лекционной и самостоятельной работы.// В сб. Проблемы высшего педагогического образования. Л. 1971. С.78−81.
  64. Евтеева Г. А.К вопросу об организации исследований социальной активности студентов. // В сб. Студент и вузовский коллектив. Каунас 1973. С.47−49.
  65. Евтеева Г. А.К вопросу об отношении студентов к лекции. // Учебно -воспитательная работа со студентами первых курсов. Рига. 1970. С. 5057.
  66. Егорова Т А. Психологические основы формирования организованности студентов (будущих учителей)./ Дисс. на соис. учен. степ, кандид. пси-хол. наук. М.1994, 153 с. f*
  67. Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера педагога. / Дисс. на соиск уч. степ, доктора психологических наук. Свердловск., 1988, 344 с.
  68. Э.Ф. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности. // Ежегодник. Т.1 Вып.2 Материалы учредительного съезда Российского психологического общества. М.1995, С. 183 -186.
  69. Т.А., Левин, А .Я. Мотивация учебной деятельности студентов.// Психологические механизмы регуляции поведения и оптимизация трудовой и учебной деятельности./ Межв. сб. науч. тр., Горький 1987. С.77−83.
  70. B.C. Психологическое изучение школьников. Владимир 1990, 110 с.
  71. Е. П. Нейродинамические особенности личности и эффективность деятельности.// Экспериментальная и прикладная психология. Л. 1982. Вып. И, С.74−84.
  72. Е. П. Обеспечение надежности деятельности в связи с учетом типологических свойств нервной системы.// Проблемы инженерной психологии. Ярославль, 1975, С.113−121.
  73. Е.П. Связь волевых качеств с индивидуальным стилем деятельности. // Экспериментальные исследования волевой активности. Рязань1986, С. 39 -43.
  74. Е.П. Стиль деятельности: Новые подходы и аспекты.// Вопросы Психологии. 1988, N 6 С. 85 93.
  75. И.И. Структура процесса учения. МГУ 1986, 198 с.
  76. А.Г. Индивидуальный стиль педагогического общения воспитателя детского сада. / Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1989, 21с.
  77. А.Г. Характеристика индивидуальных стилей общения воспитателей детских садов. // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. / Пермь 1992 г. С. 68 78.
  78. М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. М. 1974, 328с.
  79. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань. 1969, 278 с.
  80. Е.А. Психология профессионала. Избр. психол. труды. М. Воронеж, 1996, 400с.
  81. Когнитивные стили: Тезисы научно практического семинара. Таллин 1986,250 с.
  82. A.M. Опыт сравнительного анализа учебной успешности студентов на I II курсах высшей школы (на материале ЛГУ). // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 2 Л. 1974, С. 162- 167.
  83. A.M. Проверочно оценочная экзаменационная сессия в восприятии студентов. // Проблемы обучения и воспитания студентов в вузе. Л. 1976, С.42−50.
  84. В.П. Некоторые психологические показатели адаптациистудентов первокурсников к условиям обучения в Вузе. // Вопросы вузовской педагогики, психологии, дидактики. Воронеж. 1972. С.67−70.
  85. О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно функциональный аспект). // Вопросы психологии. 1995, N 1 С. 158- 162.
  86. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М. 1980, 256с.
  87. О.А., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляциидеятельности. // Вопросы психологии. 1989, N 5, С. 18 -26.
  88. О.А., Прыгин П. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально типологическими особенностями их саморегуляции. // Вопросы психологии. 1984, N 3 С. 42 — 52.
  89. Н. С. Самоорганизация в становлении индивидуальности.// Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты. 1988, с. 50−59.
  90. Н.С. Некоторые нейродинамические особенности студентов иучебная успешность. // Психологическое обеспечение учебно воспитательного процесса в Вузе. ЛГУ 1985, С. 57−66.
  91. Н.С. Стиль учебной деятельности как средство обеспечения учебной успешности студентов. // В кн. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов. Л. 1983. С.96−105.
  92. Н.С. Стиль учебной деятельности. // Вопросы практической психодиагностики и психологического консультирования в вузе. / Под ред. проф. Обозова Н. Н. ЛГУ 1984, С. П8−127.
  93. Корнилова Т В. Григоренко Е. Л. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов. // Вопросы психологии, N 5, 1995 С. 108−115.
  94. .Б. Типологические особенности стиля деятельности руководителей разной эффективности.// Вопросы психологии. 1983, N 5, С. 126 -130.
  95. С.В. Контроль знаний студентов как фактор совершенствования структуры их учебной деятельности. // Актуальные проблемы повышения эффективности учебно воспитательного процесса в высшей школе: Межв. сб. науч. тр. Л. 1987, С. 74 — 77.
  96. А.И. Психологическая структура действий человека. М.1990, 56 с.
  97. А.И. Психологические проблемы исследования активности человека. // Вопросы психологии. N 3 1984, С. 25−32.
  98. В.Д., Неволин И. Ф., Бушуев B.C. Организация умственного труда: курс лекций М. 1976. 356с.
  99. .В. Основы профессиональной психодиагностики. Л. 1984, 215с.
  100. М.М., Яковлева Н. В. Мотивация учебной деятельности и успешность обучения студентов Вузов.// Психологический журнал, т. 17, N4, 1996, С. 134−140.
  101. В.Б. Эффективность умственной деятельности и индивидуальные психофизиологические функции студентов. // Гигиена и Санитария. 1979, с. 36−39.
  102. Ф. Рациональное чтение : более быстрое и основательное. М. 1980, 155с.
  103. Н.С. Об умственной одаренности. Психологические характеристики некоторых типов школьников. / Отв. ред. Б. М. Теплов. М. 1960,2! 5с.
  104. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.1977, 304 с.
  105. ПО. Лисовский В. Т. Советское студенчество. Социологические очерки. М. 1990,302 с.
  106. В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. ЛГУ 1974, 184с.
  107. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М&bdquo- 1984, 444с.
  108. .Ф. О системном подходе к психологии. // Вопросы психологии. 1975 г. N2 С. 3! -45.
  109. Д., Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод. М., 1967, 144с.
  110. В.Я. К проблеме формирования учебной деятельности студентов. // Психолого-педагогические проблемы учебной деятельности в высшей школе на современном этапе. М. 1980, С. 18−31.
  111. С.Н. О необходимости психологической корректировки личности студента. // Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе. ЛГУ 1985. С.119−122.
  112. Э.С., Мордкович В. Г. Активность как философская категория. // Материалы межв. научной конференции по проблеме возрастания активности общественного сознания. Курск 1968.
  113. А.К. Психологическая концепция учебной деятельности // Психология учебной деятельности студента при овладении иностранным языком в языковом вузе. М. 1980, С. 3 7.
  114. А.К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя. // Вопросы психологии. 1987, N 5 С. 40−47.
  115. A.M. Психологическая структура динамики и развития познавательной активности. // Вопросы психологии. N 4. 1982, С.5−17.
  116. B.C. Деятельность как опосредующее звено в связи разноуровневых свойств индивидуальности. // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Отв. ред. B.C. Мерлин, 1978. Вып. 2 С. 15−40.
  117. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М. Педагогика 1986, 256с.
  118. Г. М. О некоторых психологических факторах учебной успешности студентов института физической культуры.// Психолого-педагогические аспекты учебной и спортивной деятельности. Сбор, науч. тр. Сыск 1990, С. 40−45.
  119. Методики психодиагностики в спорте. / Марищук В. Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова Л. К. М. 1990, 256с.
  120. Н. И. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете. / Дис. на соиск. уч. степ, доктора психолог, наук. С-Пб. 1993, 383 с.
  121. Н.И. Влияние конструктивно гностических умений на эффективность учебной деятельности студентов. // Психологические вопросы формирования профессионального мышления. Саранск 1984.С.62−71.
  122. Н.И. Влияние мотивов на успеваемость студентов. // Развитие познавательной активности и самостоятельности студентов младших курсов. Саратов. 1985.С.29−31.
  123. Н.И. Психолого-педагогические факторы академической успеваемости. Изд. Мордовского университета 1991.84с.
  124. JI.B. Динамика структур интегральной индивидуальности студентов в зависимости от специфики учебной деятельности. Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. псих, наук. Ростов- на- Дону. 1993, 19 с.
  125. В.Г., Соколова И. Ю. Зависимость профессионального предпочтения студентов технического вуза от их индивидуально типологических особенностей. // Психологический журнал. 1995. Т 16. N2, С. 114 -119.
  126. В.И. Стилевые особенности саморегуляции личности. // Вопросы психологии. 1991, N 1 С. 121 127.
  127. В.М., Сагиев P.P. Диагностика индивидуально стилевых особенностей саморегуляции в учебной деятельности студентов. // Вопросы психологии. N 5, 1994, С. 134−140.
  128. В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальный стиль эмоционального реагирования. // Вопросы психологии. 1988, N 6 С. 116 119.
  129. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М. 1976, 335с.
  130. В. Д. Современное состояние факториального анализа.// Вопросы психологии. 1960. N 4, С.45−60.
  131. В.Д. Избранные психологические труды. М. Педагогика, 1990,404с
  132. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань 1975. 302 с.
  133. А.Л. Деятельность, поведение, творчество. // Деятельность: теории, методология, проблемы. М. 1990, С.52−69.
  134. Н.Н., Анисимова О. М., Трапезникова Т. М. Социально-психологические характеристики личности студента.// Комплексное исследование проблем обучения и коммунистического воспитания специалистов с высшим образованием./ЛГУ 1980, С. 157−172.
  135. Общая психодиагностика. / Под. ред. Бодалева А. А., Столица В. В. М. !987, 304 с.
  136. Очерк теории темперамента./ Под. ред. Мерлина B.C. Пермь 1973, 290 с.
  137. А.И. Модальная структура эмоциональности и когнитивный стиль. // Вопросы психологии. 1982, N 1 С. 118 -126.
  138. И.М. К дифференциально-психологическому исследованию студентов в связи с задачами изучения потенциалов развития взрослого человека.// Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 2 Л. 1974, С.133−143.
  139. К.К. О системе психологии. М. 1972, 216 с.
  140. К.К. Проблема способностей. М. 1972, 312 с.
  141. А.А. О категории деятельности в психологии и философии. // Психологические механизмы регуляции поведения и оптимизация трудовой и учебной деятельности. Горький 1985, С. 65.
  142. Пособие по применению личностного опросника Р. Кэттелла. Ярославль. 1992, 45с.
  143. Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции. М. МГУ. 1990, 160 с.
  144. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов. // Человек и общество. Вып. 20 / Под ред. Лисовского В. Т., Сухина В. А. ЛГУ 1983. 184 с.
  145. А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. Казань 1991. 165с.
  146. Психодиагностические методы в комплексном лонгиподном исследовании студентов./ Под ред. Бодалева А. А., Дворяшиной М. Д., Палей И. М. Л. 1976, 246 с.
  147. Психологические и психофизиологические особенности студентов. Казань. 1977.296 с.
  148. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в Вузе. Сборник статей. Кишинев. 1990 г. 113 с.
  149. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. М. 1996, 397с
  150. С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М. 1989 г. Т. 1. 488с., 1989 г. Т. 2. 328с.
  151. С.Л. Проблемы общей психологии. М. 1973. 423 с.
  152. Рухиева Халида А. Психологические особенности самоуправления учебной деятельностью студентов./ Авт. дис. на соиск. уч. степ, кандид. психол. наук. Ташкент 1993, 20 с.
  153. P.P. Индивидуально стилевые особенности саморегуляции в учебной деятельности студентов./ Дис. на соис. уч. степ. канд. псих, наук. М. 1993, 176 с.
  154. Ю.А. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников. М. 1962, 504 с.
  155. Самоорганизация студентов первого курса. / Отв. ред. П.Е. Рыжен-ков, Новосибирский университет. 1990, 120 с.
  156. А.И. Исследование настойчивости студентов в процессе выполнения учебных заданий по иностранному языку. // Вопросы психологии воли и формирования волевых качеств учащихся. М. 1965, с. 79- 100.
  157. Селиванов, Гаврилина. Взаимосвязь воли и самоконтроля в учебной деятельности студентов.//Психологический журнал. 1991. Т. 12. N5 С. 44−50.
  158. Е.И. Индивидуальный стиль усвоения математических знаний. / Авт. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. Пермь, 1996, 25 с.
  159. Л.Г. Взаимосвязь интеллектуального и эмоционального фактора в онтогенезе индивидуального стиля./ Автор.дис. на соис. уч. степ, кандид. психол. наук. Пермь 1993, 12 с.
  160. В.К. Зависимость индивидуального стиля учебной деятельности от особенностей мотивации учащихся. // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 1988, С. 156−160.
  161. К.В. Индивидуальный стиль и проблема личностного подхода к способностям // Вопросы психологии. 1988, N 2 С. 160 166.
  162. Е.А. Индивидуальный стиль учебной деятельности старшеклассников в зависимости от разноуровневых свойств интегральной индивидуальности.// Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь 1992, С.55−61.
  163. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М. 1995. 271 с.
  164. Н.Н. Проявление личностных характеристик экстраверсии-интроверсии и экстернальности-интернальности в учебной деятельности студентов.// Психология студента как субъекта учебной деятельности. Сб. науч. тр., Вып. 327, М. 1989, С. 48−60.
  165. Д.В. Исследование индивидуального стиля познавательной деятельности студентов. / Дисс. на соиск. уч. ст. канд. псих, наук JI. 1984, 173с.
  166. Л. А. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции и успешность спортивной деятельности (на примере спортивной стрельбы). Автореф. дисс. канд. психол. наукМ. 1990, 19с.
  167. М.М. Мотивация студентов к учебе в зависимости от установки на будущую профессиональную деятельность.// Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы. Тезисы докладов науч. конф. Института Психологии РАН, 1997, С. 40.
  168. М.М. Социально-психологическое исследование мотивов учебной и коммерческой деятельности студентов технических вузов. / Автор, дис. на соиск. учен.степ. канд. психол. наук. Казань 1996, 17 с.
  169. Социально-психологические особенности студенческого возраста. Сборник статей. Пятигорск. 1979.46 с.
  170. B.C., Майофис Л. Я., Печенюк Н. Г., Ольховская Н. Н. Самостоятельная работа в вузе. // Бюджет времени и планирование самостоятельной работы студентов. Саратов. 1982, С. 128−130.
  171. Л.П. Активность как мера деятельности личности. // Вестник МГУ, сер. философия N 6, 1970, С.25−32.
  172. Л.П., Маркарян Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры Ереван 1973.
  173. Я. Роль темперамента в психическом развитии. М. 1982, 230 с.
  174. Студент и его деятельность./Под ред. Г. П. Давидюка. Минск. 1978. 159 с.
  175. А.И. Об использовании индивидуальных особенностей в процессе формирования индивидуального стиля работы учащихся токарей. // Типологические особенности ВНД человека М. 1967. Т V С. 197 213.
  176. Суходольский Основы психологической теории деятельности. Л. ЛГУ, 1988, 186с.
  177. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М. 1975, 344с.
  178. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М. 1975, 344с.
  179. .М. Проблемы индивидуальных различий. М. 1961,535с.
  180. А.Н., Уфимцев Н. В. Статистическая обработка результатов эксперимента. М. МГУ, 1988, 173с.
  181. В.А. Индивидуальный стиль деятельности устойчивость и изменчивость.// Вопросы психологии. N 4 1987, С. 100 — 108.
  182. В.А. Стили деятельности. Модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. М. 1992. 77 с.
  183. В.А. Структура и форма индивидуального стиля деятельности в спорте. // Вопросы психологии. 1984, N5, С. 145- 149.
  184. М.К., Сиомичев А. В., Соловьева Е. А. Психологические факторы учебной деятельности студентов в техническом вузе. // Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в Вузе. ЛГУ 1985 С.66−80.
  185. Усман Сума Подходы к учебной мотивации в советской и зарубежной теориях учения. / Авт. дис. на соис.уч. степ, канд психол.наук. М 1993, 19 с.
  186. .Э. Сотрудничество преподавателя и студентов как фактор повышения эффективности учения. / Авт. на соис. уч. степ. канд. наук. Ташкент 1993, 16с.
  187. Формирование учебной деятельности студентов. / Под ред. Ляудис В. Л. МГУ 1989,239 с.
  188. X. Мотивация и деятельность. В 2 -х т. М. 1986 г. Т.1 408с, Т.2, 392с.
  189. Т.М. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителя./ Автор, дисс. канд. психол.наук. Пермь. 1993,24с.
  190. В.Д. Деятельность и способности. М. 1994, 320с.
  191. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М. 1992, 184 с.
  192. B.C. Проблемы разработки понятия деятельности как философской категории. // Деятельность: теории, методология, проблемы. М. 5990, С.9−20.
  193. Т.Д., Курочкина О. В. Субъективное переживание студентами конфликтов в учебной деятельности.// Психология студента как субъекта учебной деятельности. Сбор. науч. труд. Вып. 327, М.1989, С. 65.
  194. Л.Ф. психофизиологические и психологические аспекты адаптации студентов. // Актуальные проблемы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в вышей школе. Л. 1987, С. 134 -139.
  195. М.Р. Структура индивидуального стиля деятельности и условия его формирования. Автор, дисс. докт. психол. наук. Новосибирск, 1994, 40 с.
  196. М.Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность: проблемы и подходы // Псих, журнал, т.16 1995, N 2 С.103 113.
  197. М.Р. О проблеме развития индивидуального стиля деятельности. //Ежегодник, том 1. Вып. 2. М. 1995, С.158- 160.
  198. М.Р. О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности. // Вопросы психологии. 1984, N 6 С. 26 32.
  199. М.Р. Преодоление негативных проявлений свойств нервной системы при формировании индивидуального стиля деятельности. // Теоретические основы, прикладное применение и методики дифференциальной психофизиологии. Пермь. 1977, С. 19 36.
  200. М.Р. Проблемы индивидуального стиля в современной психологии. // Интегральное исследование индивидуальности: Стиль деятельности и общения. /' Отв. ред. Б. А. Вяткин. Пермь. 1992, С. 3 17.
  201. М.Р. Роль интеллектуального фактора в индивидуальном стиле трудовой деятельности и его формировании. // Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты. Пермь. 1988, С. 11 -22.
  202. М.Р. Саморегуляция в формировании и структуре индивидуального стиля трудовой деятельности. // Проблемы интегрального исследования индивидуальности и ее педагогические аспекты. Пермь. 1985, С. 3−14.
  203. Д.Б., Давыдов В. В. Некоторые психологические проблемы учебных программ.//7езисы докладов на 2 съезде общества психологов М. 1963.Вып. 5. С.90−96.
  204. В.А., Мешков Н. И. Психолого-педагогические факторы учебной успешности.//Вестник ЛГУ. 1980, Вып.2. N11, С. 55−59.
  205. Adler A. Studie uber Minderwer tigteit von organen. Munchen 1927.
  206. Allport G.W. Personality Apsuchological Interpretation. N.y. 1937. 588p.
  207. Davis A.J. Cognitiv Style: Methodological and developmental considerations.// Child devel. 1971. V 42, N 5, p. 1447−1459.
  208. Entwistle N. The style of learning a teaching. N.Y. 1981.
  209. Gardner R.W., Jackson D.N., Messick S.J. Personality organization in cognitive controls and intellectual abilities.// Psychol. Iss. N.Y. 1960 V 2, Von 8, 148 p.
  210. Gniech, Gisla et al. Was die wissenschaft fur Wissen schaft: Drei sichtweisen-zur Methodologie uein Monolog uber Jernformen. Bremen: Univ. 1985 268p.
  211. Learning and teaching on a scientific basis: Methological a epistemologica! aspects of the activity theory of learning a teaching.// Ed: Mariane Hedegaard et a! Aarhus: Aarhus univ. 1984, 120 p.
  212. Psychology of learning and behavion. // Barry Schwartz, New York, London, Norton Cop 1989,189 p.
  213. StadnerR. Individual stule. N.Y.I962.
  214. Stanes D., Gordon A. Relationships between Gonceptual Style. Test and children^ embedded figures test. // Y. Of Persl973. V 41 N 2 p 185−191.
  215. Witkin H.A. Goodenough D.R. Cognitive styles: Essence and origins fild dependence and fild in dependence/ Psychol. Iss 1982. Mon. 5, 141 p.
  216. Witkin H.A. Psychological pifferentiation. N.Y. 1974. 350 p.
Заполнить форму текущей работой