Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности ценностно-смыслового восприятия исторического события-символа представителями разных этнокультур

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучая современное состояние нашего социума, многие авторы говорят о кризисе его ценностей, о том, что они противоречат друг другу в посткоммунистической России. Нужен тип культуры, направленный на формирование гуманного общества, новое образование, сохраняющее все лучшее из накопленных веками традиций народов нашей страны и создающее принципы вхождения молодого поколения в новую эпоху, что… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЙ СИМВОЛА И СИМВОЛИЗАЦИИ В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЛИЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
    • 1. 1. Значение и роль символа в культуре и исторической памяти народов
      • 1. 1. 1. Значение символа в культуре
      • 1. 1. 2. Роль символа в исторической памяти народов
    • 1. 2. Обзор научных исследований, посвященных изучению явления Холокоста
    • 1. 3. Проблема становления национального самосознания
  • Выводы к главе 1
  • ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ЭТАПОВ И МЕТОДИК ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Влияние этнокультурного фактора на формирование ценностных ориентаций
    • 2. 2. Особенности ценностных ориентаций поколений конца XX -начала XXI вв
    • 2. 3. Этапы и процедуры исследования, выбор участников исследования
  • Выводы к главе II
  • ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ЯВЛЕНИЯ ХОЛОКОСТА ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РАЗНЫХ ЭТНОКУЛЬТУР
    • 3. 1. Результаты анкетирования и диагностики
    • 3. 2. Анализ различий особенностей толерантной установки в группах
    • 3. 3. Корреляционный анализ показателей этнической идентичности и уровня толерантности у респондентов

    3.4. Психологически-обоснованные рекомендации для психологов, педагогов и специалистов, работающих с молодежью в общеобразовательных учреждениях, государственных структурах и общественных организациях, по преодолению формирования негативного отношения к другим народам и культурам.

    Выводы к главе III.

Особенности ценностно-смыслового восприятия исторического события-символа представителями разных этнокультур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Человеческое общество — это сложная, многогранная система связей отдельных его членов, отстаивающих свои экономические, этнические, сословные, семейные и многие другие интересы. Одним из наиболее важных изменений в нашей стране явились перемены в мировоззрении и ценностных ориентациях населения, подвергшихся существенным метаморфозам в результате нового политического и государственного устройства России. Очевидно, что любые изменения в жизни общества необратимы лишь тогда, когда они восприняты и закреплены в новой системе ценностей, на которые ориентируется большинство членов этого общества. Поэтому перемены в мировоззрении граждан могут служить одним из основных индикаторов эффективности общественной трансформации в целом.

Изучая современное состояние нашего социума, многие авторы говорят о кризисе его ценностей, о том, что они противоречат друг другу в посткоммунистической России. Нужен тип культуры, направленный на формирование гуманного общества, новое образование, сохраняющее все лучшее из накопленных веками традиций народов нашей страны и создающее принципы вхождения молодого поколения в новую эпоху, что в свою очередь невозможно без создания правильных ценностных ориентаций, определяющих поступки людей, и ориентирующих их на необходимую деятельность. В связи с этим все чаще говорят о формировании толерантного общества, однако каковы должны оыть индикаторы толерантных взаимоотношений в этом обществе никем не определено. Особенно актуально это для многонационального государства: могут ли люди, непохожие на нас, принадлежащие к другим этносам быть признаны «равными нам», и не свидетельствует ли снисходительность (уважение) к другим об отсутствии собственных ценностных ориентаций. Будет ли данное «толерантное» общество тем идеалом, который обеспечит социальную устойчивость и гражданскую идентичность россиян, неизвестно.

Перемены, происходящие в России, направлены на уменьшение регламентации действий граждан на увеличение их свобод в выборе целей и средств их достижения, что в свою очередь сопровождается критическим осмыслением старых, присущих обществу социалистического типа ценностей. Определение собственных ценностных ориентаций (индикаторов), отношения к своим традициям и культуре, прошлому и будущему, превращается не только в насущную потребность сегодняшнего дня, но и в основной фактор, определяющий выживание общества в целом.

По нашему мнению, такими индикаторами могут являться крупные исторические события, ставшие символами той или иной эпохи в истории государства, да и человечества в целом. Историческое событие-символ — это универсальное понятие, содержащее в себе такие черты как масштабность, глубина, отличающееся особой значимостью для того или иного народа, повлекшее за собой изменения в судьбах грядущих поколений и трансформацию мировоззрения цивилизованного мира. Факт, который со временем приобретает статус символа в истории человечества. Именно поэтому нами был выбран Холокост в качестве такого символа, поскольку это не только уничтожение людей по этническому признаку, но и попытка создания человеконенавистнической теории расового превосходства и построения национал-социалистического общества сверхчеловека (расы господ) в фашисткой Германии. Особый интерес вызывает реакция граждан России, страны победившей фашизм в ВОВ, спустя почти 70 лет после этой победы, т. е. восприятие внуками победителей данной трагедии.

В зарубежной психологической литературе представлены исследования, касающиеся проблемы Холокоста [Арад И., Баэр П., 1990; Визель Эл., 1960, 2005; Гильберт М., 1985; Иехиль Л., Полякова Л., 1990; Рейтлингера Дж., 1953], отношения к нему [Анчела И., Дорона Д., Офер Д., 1990], взаимоотношений между разными этносами во время Холокоста [Бар-Он Д., 1992; Гуши Д., 1994; Купер Л., 2000; Рингельблюм Э., Хилберг Р., 1960], вопросы толерантности [Бейль П., Кант И., 1788- Локк Д., 1691- Монтень М., 1572- Уолцер М., 2000;

Уейн К., 1997]. В российской научной литературе представлено достаточно много работ по данной теме [Альтшуллер М., 1984; Безыменский JI.A., 1998; Винокурова Ф. А., 2000; Гроссман В., 1945; Круглов А. И., 2000; Левитас Ф., 1997; Новик П., 1999; Отерштейн Т. М., 1993; Полян П. М., 1958; Романовский Д., 2000; Смиловицкий Л., 1993; Стеклов М. Е., 2003; Соколов Б. В., 2010; Френкель A.C., 2000; Шарлот В. В., 1979; Шульмейстер Ю., 1997; Эренбург И, 1948] и вопросам, касающихся толерантного общества [Байбародова Л.В., 2002; Газ-ман О., 1997; Дробижева Л. М., 1989; Иванов И., Леонтьев Д. А., 2009; Матвеев В., Петрова Г. И., Соловейчик С., 2001; Хомяков М. Б., 2009; Чубенко Д. С., 2005; Шестопал Е., 2001]. Несмотря на такое количество уважаемых авторов, посвятивших свои работы изучению данных вопросов, на наш взгляд, существует реальный дефицит работ по выявлению индикаторов социальной устойчивости общества к другим культурам.

Цель диссертационной работы: изучить особенности ценностно-смыслового восприятия исторического события-символа представителями разных этнокультур.

Объект исследования — представители разных этнокультур (русские, народы Северного Кавказа и евреи).

Предмет исследования — ценностно-смысловая сфера представителей разных этнокультур, проживающих на территории РФ.

Гипотезы исследования:

1. Различные исторические события в определенных культурных контекстах могут приобретать атрибуты символизации и становиться историческими событиями-символами.

2. В качестве исторического события-символа может выступать трагедия XX в. — Холокост.

3. Ценностно-смысловое отношение к Холокосту различно у представителей разных культурно-этнических образований.

4. Существует взаимозависимость между толерантностью и этнической идентичностью, которая может определять специфику отношения к определенным историческим событиям.

Цель и гипотезы исследования определили постановку следующих задач:

1. Провести теоретический анализ работ, посвященных такому явлению как Холокост.

2. Описание особенностей молодежи в возрасте от 18 до 26 лет.

3. Сформировать методический инструментарий для изучения особенностей ценностно-смыслового восприятия явления Холокоста представителями разных этнокультур.

4. Исследовать уровень этнической идентичности, толерантные установки и уровень толерантности у респондентов.

5. Выявить значимые различия толерантных установок между представителями разных этнокультур.

6. Выявить наличие взаимосвязи между толерантностью и этнической идентичностью.

7. Обобщить результаты эмпирического исследования, направленного на изучение ценностно-смыслового восприятия явления Холокоста представителями разных этнокультур, в целях формирования рекомендаций для социальных и государственных институтов, занимающихся воспитанием и обучением молодежи.

Методологическими и теоретическими предпосылками исследования являются: концепция роли символа в исторической памяти народов (К. Браун, Эл. Визель, С. Визенталь, Дж. Коул, В. А. Тишков, 3. Фрейд, М. Ферро, В.А. Шнирельман) — теория поколений, особенности и ценностно-мотивационная сфера поколения «Y» (С.С. Аверинцев, Е. И. Исаев, А. Рон, В. А. Синенко, В. И. Слободчиков, Н. Соколова) — подходы к изучению национального самосознания (В.Г. Бабаков, П. Л. Белков, Ю. В. Бромлей, A.A. Зубов, В. М. Семенов, Э. Сара-куев, В. П. Тор укало).

Методы исследования: теоретический анализ литературы, сравнение, методы психодиагностики и статистической обработки результатов.

В работе были использованы следующие методики: методика Дж. Фин-ни, измеряющая выраженность этнической идентичностиэкспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, O.A. Кравцова, O.E. Хухлаев, JI.A. Шайгерова) — «Измерение толерантных установок в сфере межнациональных отношений» (B.C. Собкин, Д.В. Адамчук), ориентированная на изучение межнациональной толерантноститест культурно-ценностных ориентаций (Дж. Таусенд, вариант Л.Г. Почебут) — анкеты-опросники, посвященные изучению явления Холокоста (авторский вариант).

Достоверность полученных результатов исследования гарантирована: общей логикой построения исследования и целостным подходом к решению проблемы, методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования, подбором комплекса диагностических методик, использованием проверенных стандартизированных методик и корректной организацией опытно-исследовательской работы, практическим подтверждением основных положений исследования, использованием в исследовании контент-анализа и методов математической статистики: ранговая корреляция по Спирмену, U-критерий Манна-Уитни. Для компьютерной обработки эмпирически полученных данных использовались стандартные статистические методы и программы «Microsoft Excel 7.0» и «STATISTIKA Stat Soft 6.0».

Научная новизна работы.

Впервые используется такое понятие, как «историческое событие-символ», беря за основу явление Холокоста.

Сквозь призму Холокоста изучается толерантное самосознание молодежи.

Отношение современного молодого человека к трагическим событиям является показателем его отношения к той или иной нации в целом.

Установлено, что народы, пережившие трагические события и катастрофы относятся с сочувствием и пониманием к подобным событиям у других народов.

Наличие национальных символов и традиций в истории своего народа указывают на высокие показатели этнической идентичности.

Установлена взаимосвязь между этнической идентичностью и толерантными установками личности.

Показатели этнической идентичности намного выше у представителей малых народов, чем у крупных государствообразующих народов, а соответственно и толерантное отношение к другим народам.

Впервые в исследовании сравниваются три совершенно разных народа: еврейский народ, переживший одну из самых масштабных трагедий XX века, кавказские народы, находящиеся в состоянии постоянной войны и русский народ, являющийся государствообразующим народом, превышающий по своей численности остальные группы на территории России, а значит, что ему не присуще чувство самосохранения в той мере, как другим малым народам.

Теоретическая значимость работы.

Впервые был взят исторический символ Холокост в качестве индикатора толерантного самосознания у представителей разных этнокультур.

Установлено, что в истории каждого народа существует свой национальный символ, который играет огромное значение для определенной нации.

Доказано, что народ, переживший определенные трагические события, относится с сочувствием к подобным событиям, происходившим у других народов.

Установлены высокие показатели толерантности у еврейского и кавказских народов, также высокий показатель интолерантности у представителей русского народа.

Впервые у представителей русской культуры получена обратная высокая значимая корреляционная связь между уровнями этнической идентичности и этнической толерантности, обратная значимая корреляция обнаружена между уровнями этнической идентичности и социальной толерантности, между уровнями этнической идентичности и толерантности как черты личности обнаружена также обратная высокая значимая корреляция.

У представителей кавказских народов обнаружена прямая слабая корреляционная связь между уровнями этнической идентичности и толерантности как черты личности.

Впервые установлено, что у представителей еврейского народа отсутствует корреляционная связь между этнической идентичностью и уровнем толерантности.

В результате настоящей диссертационной работы удалось проанализировать особенности ценностно-смыслового восприятия Холокоста представителями разных этнокультур, уровень этнической толерантности представителей этих этнокультур и недостаточность информированности респондентов в ключевых моментах истории XX века.

Практическая значимость исследования заключается в создании основ для организации эффективной психологической работы с молодежью в школах, высших учебных заведениях. Полученные результаты могут быть использованы для построения тренингов толерантности, при разработке методических пособий для работы и воспитания современной молодежи. В этом контексте результаты исследования могут быть полезны широкому кругу специалистов: психологам, работающим с молодежью, школьным психологам, воспитателям, педагогам и всей общественности, заинтересованной в здоровом и адекватном развитии нашего общества.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2 лет и состояло из трех этапов.

На первом этапе (2010;2011 гг.) — научно-теоретическом и организационном — были сформулированы основные методологические положения, на которых строилось наше эмпирическое изучение проблемы.

Второй этап (2011;2012 гг.) — психодиагностический — предполагал психологическое изучение трёх групп (представители трех этнокультур: русской, народов Северного Кавказа и еврейской) по выделенным нами параметрам.

Третий этап (2012 г.) — констатирующий — предполагал обобщение полученных результатов, выявление особенностей ценностно-смыслового восприятия явления Холокоста представителями разных этнокультур. На этом этапе работы были сделаны выводы, сформулированы положения, выносимые на защиту.

Экспериментальная база исследования: НО БФ Семейный центр «Ац-маут» (г. Ростова-на-Дону), Американский еврейский объединённый распределительный комитет Джоинт (г. Ростова-на-Дону), Южный федеральный университет (г. Ростова-на-Дону), Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова (г. Нальчик), Ростовский международный институт экономики и управления.

Апробация работы. Материалы диссертационной работы представлялись на заседаниях кафедры общей психологии и психологии развития факультета психологии Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 20 112 012) — на Международном научном молодежном форуме «Ломоносов — 2011» (Москва, 2011) — на конференции в рамках «Недели науки» факультета психологии Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 2011) — на Международном научном молодежном форуме «Ломоносов-2012» (Москва, 2012) — на III Международной научно-практической конференции «Кавказ — наш общий дом» (Ростов-на-Дону, 2011) — на II Ростовском молодежном научно-практическом форуме «Молодежная инициатива-2011» (Ростов-на-Дону, 2011) — на конференции в рамках «Недели науки» факультета психологии Южного федерального университета (Ростов-на-Дону, 2012) — на Антитеррористическом фестивале студенческой, научной и творческой молодежи «Мир Кавказу» (Ростов-на-Дону, 2012).

Волонтерская работа и запись интервью в рамках проекта «Память будущих поколений» НОО Фонд содействия гуманитарным инициативам, Форум молодежи Северного Кавказа «За Мир и Дружбу» в г. Владикавказе, обучающие семинары-тренинги по отстаиванию прав людей с ограниченными возможностями, Межрегиональная Программа Развития Молодежного Лидерства «Мецуда-Россия» — 2010 в г. КазаньМежрегиональная Программа Развития Молодежного Лидерства «Мецуда-Россия» — 2011 в г. КазаньМежрегиональная Программа Развития Молодежного Лидерства «Мецуда-Россия» — 2012 в г. КазаньСеминар директоров Воскресных школ при поддержке ЕАР Сохнут в г. Риге в 2011 г.- Семинар директоров Воскресных школ при поддержке ЕАР Сохнут в г. Санкт-Петербурге в 2011 г.- Семинар директоров молодежных клубов на базе Американского еврейского объединённого распределительного комитета в г. Москве в 2012 г.- Семинар директоров молодежных клубов на базе Американского еврейского объединённого распределительного комитета в г. Одесса в 2012 г.

Данные, полученные в исследовании, успешно используются в учебном процессе факультета психологии Южного федерального университета и факультета экономики и управления Ростовского международного института экономики и управления.

Положения, выносимые на защиту:

1. История каждого народа состоит из тех или иных значимых событий, которые со временем приобретают статус символа и оказывают влияние на жизнь последующих поколений.

2. Холокост является символом уничтожения миллионов людей по национальному, расовому и религиозному признаку в XX в., повлиявшим на ход мировой истории.

3. Восприятие одних и тех же событий и символов у разных народов могут отличаться. Соответственно отношение к такому событию как Холокост у представителей разных культурно-этнических образований отличается, так как данная трагедия коснулась далеко не всех.

4. Между этнической идентичностью и уровнем толерантного самосознания существует взаимосвязь. Чем выше уровень этнической идентичности, тем выше уровень толерантного самосознания. Люди с высокой идентичностью относятся с пониманием к тем или иным событиям, происходящим в истории других народов, особенно если это трагедии с негативными последствиями.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 8 работ общим авторским объемом 2,3 усл.п.л., из них 3 работы — в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введениятрех главзаключения, включающего выводы, практические рекомендации, перспективы дальнейшего исследования проблемысписка литературы из 140 источников, в том числе 15 — на иностранных языках и 4 Приложений. Диссертационная работа иллюстрирована 10 Рисунками и 4 Таблицами. Основной объем диссертации составляет 135 страниц.

ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ III.

Для исследования особенностей ценностно-смыслового восприятия явления Холокоста представителями разных этнокультур были разработаны две анкеты открытого типа, направленные на выявление понимания трагических событий в истории народа, уровня знаний данной темы и отношение к такому явлению как Холокост. Анализ полученных данных производился методом содержательного контент-анализа. Результаты анкетирования позволили сделать следующие выводы:

1. Высокие показатели по этнической идентичности в группах евреев и кавказцев указывают на наличие национальной символики, в отличие от группы русской молодежи с низким уровнем национальной самоидентификацией.

2. Высокий уровень понимания терминов проблематики геноцидов у представителей еврейской этнокультуры, на наш взгляд, отражает исторический процесс жизни данного народа, его религии и непростые взаимоотношения с религиями других народов. Небольшой разброс показателей по уровням понимания данных терминов у кавказцев говорит о важности данной тематики для них, наличии непростой исторической памяти данных народов, связанной с множественными войнами, происходившими на Кавказе на протяжении многих столетий. Относительно индифферентное отношение к данной теме в группе русской молодежи связано с тем, что во многом занижена самоидентификация, так как априори все происходящее в жизни страны воспринимается ими как естественные достижения их народа.

3. Самый высокий показатель уровня общей осведомленности о Холоко-сте у представителей еврейского народа, что вполне логично и является доказательством ценности для них истории своего народа. Самый высокий процент людей, не знающих о Холокосте, относится к этнической группе, идентифицирующей себя как русский народ, несмотря на то, что респонденты являются жителями Ростове-на-Дону, где находится самое большое в России захоронение и мемориал жертв Холокоста, что говорит об отсутствии интереса не только к общечеловеческим трагедиям, но и истории своего родного города.

4. В группе евреев 100% показатель по такому параметру как «сочувствие» в отношении трагедии Холокоста, так как данная трагедия коснулась всего народа в целом. На втором месте по показателям находится группа кавказцев, представителям данных народов характерно сочувствие трагедии Холокоста, так как за всю историю своего существования им приходилось неоднократно переживать гонения и уничтожение большого количества представителей своего народа. Самые низкие показатели по 2 параметрам и даже наличие отрицания у группы представителей русского народа. По нашему мнению, это связано с тем, что после распада СССР в современной России в силу отсутствия идеологического воспитания, пропаганды памяти о Великой Отечественной Войне, связанной с огромными потерями всех народов страны, и в первую очередьрусского народа, об общей Великой Победе над фашизмом и нацизмом, получили развитие течения ревизионизма, а также идеологии с националистической и экстремистской направленностью, привлекающие молодежь своими идеями «сверхчеловека» и «борьбы за чистоту нации».

Также были подсчитаны наиболее характерные значения уровней толерантной установки в межнациональных взаимоотношениях: для группы русских респондентов = 0,884 (высокий показатель интолерантности) — для кавказцев = -1,091 (показатель толерантности) — для евреев = -1,6472 (показатель толерантности).

При нахождении корреляционной связи между параметрами этнической идентичности и выборками определения этнической толерантности, социальной толерантности и «толерантности как черты личности» исследуемых групп были получены следующие данные:

1. В исследуемой группе русских получена обратная высокая значимая корреляционная связь (-0,53, при уровне статистической значимости р=0,01) между уровнями этнической идентичности и этнической толерантности, обратная значимая корреляция (-0,34, при р=0,05) обнаружена между уровнями этнической идентичности и социальной толерантности, между уровнями этнической идентичности и толерантности как черты личности обнаружена также обратная высокая значимая корреляция (-0,44 при р=0,01).

2. Для кавказцев обнаружена прямая слабая корреляционная связь между уровнями этнической идентичности и толерантности как черты личности (0,25 при р=0,1).

3. В выборке евреев, корреляционная связь между исследуемыми параметрами обнаружена очень слабая, при величине коэффициента корреляции, не достигающем уровня статистической значимости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современное российское общество представляет собой довольно сложную этническую систему, включающую в себя несколько тысяч этнических общностей и групп (наций, народностей, племен и т. п.), различающихся численностью, уровнем культурного развития, способами хозяйственной деятельности, типом социально-политических отношений и т. д. Неоднородность этнической структуры, неравномерность этнических и демографических процессов закономерно порождают различного рода проблемы, противоречия, напряженность, конфликты. Тема толерантности особенно актуальна в современной России, так как в наше время существуют не только межнациональные конфликты, но и с каждым днем все сильнее и активнее растут радикально-экстремистские настроения в обществе. Сегодня как никогда необходима работа с национальными общинами, проведение семинаров и тренингов толерантности и профилактика экстремизма, особенно среди молодежи, так как в стране, победившей нацизм, как это не парадоксально, становятся популярными идеи национализма и нетерпимости к представителям других этнокультур. Именно от нас зависит дальнейшее развитие нашего общества, и возможность остановить современную молодежь от соблазнительной идеи «сверхчеловека». Воспитать граждан нашей страны, готовых жить в мире, дружбе и взаимопонимании со всем нашим многонациональным обществом.

Полученные в ходе эмпирического исследования результаты позволили нам сделать следующие выводы, подтверждающие ранее выдвинутые гипотезы:

1. Теоретически проанализированы и выделены особенности восприятия исторических событий представителями разных этнокультур, которые приобретают атрибуты символизации и становятся историческими событиями — символами в истории каждого народа.

2. У каждого народа есть свои символы, связанные с жизненно важными событиями в истории данного народа, которым придается большое значение, в то время как для других народов данный символ менее значим или незначим вообще.

3. Народ, переживший те или иные трагические события, относится с большим пониманием и эмпатией к подобным событиям в истории других народов.

4. Высокие показатели по этнической идентичности у представителей еврейского и кавказских народов свидетельствуют о наличии национальной символики.

5. Представители еврейского народа относятся к Холокосту с болью и большим сочувствием, так как данная трагедия коснулась всего народа. Среди представителей кавказских народов большая часть испытывает чувство эмпа-тии, так как данным народам неоднократно приходилось переживать гонения, а часть индифферентна. Среди представителей русского народа есть те, кто относится с сочувствием, есть индифферентныетакже присутствуют и те, кто отрицает данную трагедию.

6. В исследуемой группе русских обратная высокая корреляция между уровнем толерантности и-этнической идентичности говорит о том, что при увеличении уровня этнической идентичности, уровень этнической толерантности закономерно уменьшается.

7. У кавказцев прямая слабая корреляционная связь, т. е. при увеличении уровня этнической идентичности, увеличивается уровень толерантности.

8. В выборке евреев корреляционная связь между исследуемыми параметрами отсутствует, что связано с историей развития и жизненным укладом данного народа.

Практические рекомендации могут быть адресованы специалистам, работающим с молодежью в государственных структурах и общественных организацияхпрактикующим психологам и социальным педагогамспециалистам, работающим в области СМИстудентам, ориентированным на получение практического опыта в рамках профессиональной подготовки. Приведенные данные могут использоваться для разработки тренингов толерантности.

При дальнейшем исследовании проблемы представляется перспективным изучение вопросов, связанных с особенностями восприятия образов в материалах СМИ различными возрастными и этническими группами, а также изучение влияния медиа-образов на развитие взаимной толерантности представителей разных этнокультур, проживающих на территории РФ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Г. Комплекс методик на определение учебного профиля школьника Текст. / С. Г. Абрамова. М.: Изд-во «Педагогика — Пресс», 1993. 85 с.
  2. С.С. Православная традиция как культурно-историческая традиция и как Церковное Предание. Текст. / С. С. Аверинцев. М.: Изд-во «Этич.мысль», 2000. С. 426−444.
  3. М.М. Отрицание Холокоста: история и современные тенденции Текст. / М. М. Альтман. М.: Изд-во «Москва», 2006. 88 с.
  4. И.А., Прокудин Д. В. Мы не можем молчать: Школьники и студенты о Холокосте Текст. / И. А. Альтман, Д. В. Прокудин. Выпуск 7, М.: Центр и Фонд «Холокост»: МИК, 2010. 176 с.
  5. .Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. СПб.: Изд-во «Питер», 2002. 288 с.
  6. Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 1996. 364 с.
  7. О.Н. Мотивация и перспективное целеполагание в мыслительной деятельности Текст. / О. Н. Арестова // Вестник МГУ. 1999. № 3. Сер. 14. Психология. С. 16−25.
  8. Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание Текст. / Ю. В. Арутюнян. М.: Изд-во «СоцИс», 1990. № 7. С. 42−49.
  9. Ю.В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология Текст.: учебное пособие для вузов / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. М.: Изд-во «АСПЕКТ ПРЕСС», 1999. 271 с.
  10. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во «Смысл», 2001. 412 с.
  11. В.Г., Семенов В. М. Национальное сознание и национальная культура Текст. / В. Г. Бабаков, В. М. Семенов. М.: Изд-во «Москва», 1996. 71 с.
  12. A.M. Карачаево-балкарскому народу 2000 лет Текст. /
  13. A.M. Байрамкулов. Ч.: Изд-во «Черкесск», 1996. 383 с.
  14. В.А. Идея системности в психологии: пути развития Текст. / В. А. Барабанщиков // Психологический журнал. 2008. Т. 29. № 1. С. 513.
  15. О., Национальный вопрос и социал-демократия Текст. / О. Бауэр. СПб: Изд-во «С-Петербург», 1909. С. 130.
  16. П.Л. О методе построения теории этноса Текст. / П.Л. Белков/ Этносы и этнические процессы. М.: Изд-во «Москва», 1993. С. 48−61.
  17. В.А. Психология профессиональной пригодности Текст. /
  18. B. А. Бодров. М.: Изд-во «ОЕР СЭ», 2001. 511 с.
  19. Ю.В. Этнос и этнография Текст. / Ю. В. Бромлей.: Изд-во «Москва», 1973. 284 с.
  20. Ю.В. Современные проблемы этнографии Текст. / Ю. В. Бромлей. М.: Изд-во «Москва», 1981. 390 с.
  21. Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность Текст. / Ю. В. Бромлей. М.: Изд-во «Москва», 1987. 333 с.
  22. С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система Текст. / С. С. Бубнова // Психологический журнал. 1999. № 5.1. C. 39−48.
  23. В.А. Ценности и оценка Текст. / В. А. Василенко. К.: Изд-во «Киев», 1964.
  24. Л.С. Психология искусства Текст. / Л. С. Выготский. М.: Изд-во «Москва», 1999. 573 с.
  25. И.С. Национальное самосознание: проблемы определения и анализа Текст. / И. С. Вырост // Филос. и соц. Мысль 1989. № 7. С. 22.
  26. Э. Нации и национализм Текст. / Э. Геллнер. М.: Изд-во «Москва», 1991. 322 с.
  27. Э. Условия свободы Текст. / Э. Геллнер. М.: Изд-во «Москва», 1995. 240 с.
  28. И. Г. Идеи к философии истории Текст. / И. Г. Гердер, С. 297.
  29. Э. Социология Текст. / Э. Гидденс. М.: Изд-во «УРСС», 2005. 632 с.
  30. Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности Текст. / Психология личности в трудах отечественных психологов / Е. И. Головаха. Спб.: Изд-во «СПб», 2002. С. 258−259.
  31. П. И., Кострюкова JI. О. Национальная психология: анализ проблем и противоречий Текст. / П. И. Гнатенко, Л. О. Кострюкова. К.: Изд-во «Киев», 1990. 267 с.
  32. А.И. Системно-психологическая концепция психической работоспособности Текст.: Монография / А. И. Грабовский. М.: Изд-во «Пограничная академия ФСБ России», 2008. 27 с.
  33. И.А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная социология Текст. / И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич, В. А. Семенов. Спб.: Изд-во «СПб», 1997. 286 с.
  34. Ю. Великая ложь XX века Текст. / Ю. Граф. М.: Изд-во «Москва», 2000. 350 с.
  35. JT.H. Этногенез и биосфера Земли Текст. / Л. Н. Гумилев. Л.: Изд-во «Л», 1989. 640 с.
  36. K.M. Психологическая диагностика Текст.: учебное пособие / K.M. Гуревич. М.: Изд-во «Москва», 1997. 304 с.
  37. Г. С., Радовель М. Р. Этносоциология Текст.: учебное пособие для студентов ун-тов и пед. вузов / Г. С. Денисова, М. Р. Радовель. Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000. 398 с.
  38. Г. В. Пролегомены к теории этноса Текст. / Африка: общества, культуры, языки / Г. В. Дзибель. М.: Изд-во «М», 1996. С. 13−22.
  39. Г. Г. Социально-политическая психология Текст. / Г. Г. Дилигенский. М.: Изд-во «Москва», 2000. 304 с.
  40. А. И. Группа: психология и этимология Текст. / А. И. Донцов / Вопросы психологии. 1983. № 4. С. 132−134.
  41. А.И., Стефаненко Т. Г., Уталиева Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности Текст. / А. И. Донцов, Т. Г. Стефаненко, Ж. Т. Уталиева / Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 75−86.
  42. М. Наши дети уже будут жить при антисемитизме Текст. / М. Дорфман. М.: Изд-во «Самиздат», 2005.
  43. JI. М., Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития Текст. / JI.M. Дробижева. М.: Изд-во «Сов. Этнография», 1989. № 5. С. 3−16.
  44. . Вверх по лестнице, не ведущей никуда: Жизненные ориентиры современной российской молодежи Текст. / Б. Дубин. / Социально-гуманитарные знания. 2003. № 1. С. 13−35.
  45. И.М. Введение Текст. / И. М. Дьяконов / Мифологии Древнего мира. М.: Изд-во «Москва», 1977. 240 с.
  46. Дюк Д. Еврейский вопрос глазами американца. Моё исследование Текст. / Д. Дюк. М.: Изд-во «Москва», 2001. 67 с.
  47. Т.И. Социальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция Текст. / Т. И. Заславская. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во «Дело», 2003. 568 с.
  48. A.A. Проблема термина «раса» и расовых классификаций в современной физической антропологии Текст. / A.A. Зубов / Этнографическое обозрение. 1996. № 1. С. 15−24.
  49. С. Мы не можем молчать о Холокосте Текст. / Толерантность в современном мире / С. Иванова. Вып. 7. М.: Центр и Фонд «Холокост»: Изд-во «МИК», 2010. С. 37−53.
  50. Игумен Евмений. Духовность как ответственность // Свет Православия. Христианский собеседник Текст. / Издание Макариев-Решемской Обители / Евмений Игумен, 2000. С. 1−7.
  51. И. Обойдемся ли без общей истории? Текст. / И. Измайлов. М.: Изд-во «Родина», 1998, N 4. 77 с.
  52. В. И. Государство и стратификация советского и постсоветского обществ 1917—1996 гг.. Текст. / В. И. Ильин.: Изд-во «Сыктывкар», 1996.
  53. О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения Текст. / О. И. Карпухин.: Изд-во «СОЦИС», 2000. № 3. С. 124−128.
  54. Ю.Л., Шматко H.A. Проблема реальности в социологии: как возможна социальная группа? Текст. / Социологические исследования / Ю. Л. Качанов, H.A. Шматко. 1996. № 12. С. 90−105.
  55. О.В. Ценностные ориентации в подростковых группах Текст. / О. В. Кожинова. Москва: Изд-во «МГПУ». 2010, С. 173−175.
  56. В.И. Национализм и этнический нигилизм Текст. / Свободная мысль / В. И. Козлов. 1996. № 6. 304 с.
  57. Г. И. Введение в конфликтологию Текст. / Г. И. Козырев. М.: Изд-во «Владос», 2001. 154 с.
  58. Е.М. Этнос и этничность Текст. / Е. М. Колпаков / Этнографическое обозрение. 1995. № 5. С. 14−23.
  59. Кон И. С. Социология молодёжи. Текст. / И. Кон / В кн.: Краткий словарь по социологии.: Изд-во «М», 1988.
  60. М.Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика Текст. / М. И. Кондратьев. М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2007. 464 с.
  61. Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических республик Текст.: Изд-во «М», 1990.
  62. С.И. Вопросы этнопсихологии в трудах зарубежных авторов Текст. / С. И. Королев. М.: Изд-во «М», 1990. С. 33−38.
  63. .Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода Текст. / Б. Б. Косов / Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 58−68.
  64. , В. В. Социологический анализ межкультурных различий Текст.: Дис. док-ра соц. наук: Спец. 22.00.06 Социология духовной жизни / Науч. рук. В.Н. Ярская- СГТУ. Саратов, 2000. 245 с.
  65. М.В. Главной задачей остается проникновение в существо этнических связей Текст. / М. В. Крюков / Советская этнография. 1986. № 5. С. 71−87.
  66. М.В. Еще раз об исторических типах этнических общностей Текст. / М. В. Крюков / Советская этнография. 1986. № 3. С. 75−83.
  67. Ю. А. Индикаторы парадигмы культуры в общественном мнении Текст. / Ю. А. Левада / Мониторинг общественного мнения. 1998. № 3. С. 11−12.
  68. .Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений Текст. / Б. Ф. Ломов / Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М.: Изд-во «Москва», 1989. 217 с.
  69. C.B. Историческая этнология: Учебн. пособие для вузов Текст. / C.B. Лурье. М.: Изд-во «М», 1997. 624 с.
  70. С. Общество и теория в социальной психологии. Пер. с фр. // Современная зарубежная социальная психология Текст. / С. Московичей / Тексты. М.: Изд-во «Москва», 1994. 255 с.
  71. Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период Текст. / Л. И. Науменко / Этническая психология и общество. М.: Изд-во «Старый сад», 1997. С.76−88.
  72. Д. Взгляд на всемирную историю Текст. / Д. Неру. М.: Изд-во «Москва», 1981. Т1.
  73. Д. Социология молодежи Текст. / Д. Никольский. Ростов-на-Дону.: Изд-во «Феникс», 2002. 734 с.
  74. Д.В. Основы политической психологии Текст. / Д. В. Ольшанский. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 2001. 496 с.
  75. Т. Заключение Текст. / Т. Парсонс / Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М.: Изд-во «М», 1972. 368 с.
  76. В.В. Удмурты. Опыт компонентного анализа этноса Текст. / В. В. Пименов.: Изд-во «Л», 1977. 262 с.
  77. В.В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат Текст. / В. В. Пименов / Этнология. М.: Изд-во «Наука», 1994. С. 5−14.
  78. С.А. История и историки в межэтнических конфликтах в конце XX века Текст. / С. А. Романенко. М.: Изд-во «М», 1997. 175 с.
  79. .Н. Системная психология (методология и методы психологического исследования) Текст. / Б. Н. Рыжов. М.: Изд-во «МГПУ», 1999. 315 с.
  80. В. 1995. Древние символы Саха (Якутии) Текст. / В. Сап-рыков. Спб.: Изд-во «Наука и жизнь», N 6. С.29−32.
  81. Э., Крысько В. Введение в этнопсихологию Текст. / Э. Са-ракуев, В. Крысько. М.: Изд-во «Москва», 1996. 344 с.
  82. Ю.И. Социально-исторические организмы, этносы, нации Текст. / Ю. И. Семенов / Этнографическое обозрение. 1996. № 3. С. 3−13.
  83. П. В., Теория отражения и психофизиология эмоций Текст. / П. В. Симонов. М.: Изд-во «Москва», 1979. С. 97.
  84. В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии Текст. / В. И. Слободчиков. М.: Изд-во «Канон», 1996. 384 с.
  85. Н., Поколение Игрек Текст. / Н. Соколова / Журнал «Профиль» № 34(685) от 20.09.2010
  86. Г. У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания Текст. / Г. У. Солдатова / Познание и общение: Изд-во «М», 1988. С. 111−125.
  87. П. Человек. Цивилизация. Общество Текст. / П. Сорокин.: Изд-во «М», 1992. 543 с.
  88. Т. Этнопсихология Текст. / Т. Стефаненко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. 368 с.
  89. Т.Г. Социальные стереотипы и межэтнические отношения Текст. / Т. Г. Стефаненко / Общение и оптимизация совместной деятельности.: Изд-во «М», 1997. 328 с.
  90. Н. Интерактивное обучение: новые подходы Текст. / Н. Суворова / Учитель. 2001. № 5. С. 64−68.
  91. A.A. Структурные факторы самоорганизации этноса Текст. / A.A. Сусоколов / Расы и народы. Вып. 20. М.: Изд-во «Наука», 1990. С.5−39.
  92. Е.Ф. Языковое сознание: методологические и теоретические аспекты Текст. / Е. Ф. Тарасов / Этническое и языковое самосознание. М.: Изд-во «М», 1995. С. 146.
  93. В.А. Этнонационализм и новая Россия Текст. / В. А. Тишков.: Изд-во «Свободная мысль», 1992, N 4. С. 35−60.
  94. С.А., Мелетинский Е. М. Мифология Текст. / С. А. Токарев, Е. М. Мелетинский / Мифы народов мира. М: Изд-во «Москва», 1980. Т. 1. 405 с.
  95. В.П. Нация и национальные отношения: истоки, теория, современность Текст. / В. П. Торукало. М.: Изд-во «М», 1997. 40 с.
  96. М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира Текст. / М. Ферро. М.: Изд-во «Москва», 1992. 351 с.
  97. В.Р. Этнополитические парадоксы и кризис российского федерализма Текст. / В. Р. Филиппов / Дневник АШПИ. 2005. № 21. Июль.
  98. Н. Индустрия Холокоста Текст. / Н. Финкельштейн / Русский Вестник. М.: Изд-во «Москва», 2003. 150 с.
  99. В. Психотерапия на практике Текст. / В. Франкл / Пер. с нем. СПб.: Изд-во «Речь», 2001. 256 с.
  100. В. Сказать жизни «Да»: психолог в концлагере Текст. / В. Франкл / Пер. с нем. М.: Изд-во «Смысл», 2004. 176 с.
  101. С.С. Социология Текст.: учебник / С. С. Фролов. Для высших учебных заведений. М.: Изд-во «Наука», 1994. 256 с.
  102. Э. Психоанализ и этика. Человек для самого себя Текст. / Э. Фромм / Пер. с англ. М., 2003. 350 с.
  103. Е.Ф. Этнографические и этнические группы: проблемы их идентификации и методов исследования Текст. / Е. Ф. Фурсова / Материалы IV научной конференции «Рябининские чтения- 2003») // Сборник научных докладов. Петрозаводк, 2003. С. 13−17.
  104. Р. Шесть миллионов потеряны и найдены Текст. / Р. Хар-вуд: Изд-во «АААРГХ», 2005. 75 с.
  105. В. Этническое самосознание Текст. / В. Хотинец. Спб.: Изд-во «СПб», 2000. 247 с.
  106. Дж. Отрицание Холокоста Текст. / Дж. Циммерман / University Press of America, 2005. 318 c.
  107. Ю.А. Проблема ценностных ориентаций, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника Текст. / Ю. А. Шерковин / Российский журнал социальной работы, 1997. № 1. С. 15−30.
  108. Е.И., Данзаева Э. У. Зависимость актуального этнопсихологического статуса личности от ее характерологических черт Текст. / Е. И. Шлягина, Э. У. Данзаева / Этническая психология и общество. М.: Изд-во «Старый сад», 1997. С. 347−355.
  109. В.А. Надо ли ставить телегу впереди лошади? Текст. / В. А. Шнирельман / Отчизна (Владикавказ), 1998. N 7 (ноябрь-декабрь). С. 3−11.
  110. В.А. Постмодернизм и исторические мифы Текст. / В. А. Шнирельман.: Изд-во «Москва», 2000. С. 66−71.
  111. В.А. Евразийцы и евреи Текст. / В. А. Шнирельман / Итоги, 1998, N 9 (94). С. 17−37.
  112. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности Текст. / В. А. Ядов. М.: Изд-во «Добросвет», 2003. 7-е изд-е. 596 с.
  113. Журнал Лехаим Текст.: Август 2011 AB 5771 8(232).
  114. А. Мотивы людей, оказывающий помощь евреям во время Холокоста Электронный ресурс. / http://www-r.openu.ac.il/kurs/skorb-poznanuya/ moti vi. html
  115. База данных ФОМ. Межнациональные конфликты в России Электронный ресурс. / http://bd.fom.ru/report/cat/internatro/d072725
  116. В. Поколение Y: наглые или выжидающие? / Академия новостей Электронный ресурс. / http://academ.info/news/14 136
  117. Н. Поколение Y. Палка о двух концах Электронный ресурс. / http://www.proza.ru/2009/04/01/540
  118. О.Ю., Прудник A.B. Генезис слова «Холокост» Электронный ресурс. / http://www.idmedina.rU/books/materials/rmforum/4/holocost.htm
  119. Л. Поколение Y: какое оно? / Молодая гвардия Электронный ресурс. /http://www.molgvardia.ru/nextday/2010/05/24/17 073
  120. О. Национальные символы, этноисторические мифы и этно-политика Электронный ресурс. / http://www.bubakiri.narod.ru/history/natsionalniesimvoli
  121. Этническое самосознание / Социология по новому Электронный ресурс. / http://socioline.ru/seminar/exams/ethno/07.php
  122. М.Я. Истоки и причины существования экстремизма как негативного социального явления Электронный ресурс. / http://www.ekstremizm.ru/biblioteka/item/187-istoki-i-prichiny-ekstremizma
  123. Alsop Ron (2008−10−21). «The Trophy Kids Go to Work» Текст. / Ron Alsop / The Wall Street Journal. Retrieved 2008−10−24.
  124. Apalategui J. Social psychology of nationalist movements in Southern Europe Electronic resource. /http://www.ucm.es/info/Psyap/23ICAP/abstract/politica2.html
  125. Bar-On D., Chaitin J. Parenthood and the Holocaust Electronic resource. / http://wwwl .yadvashem.org/odotpdf/Microsoft%20Word%20-%204 961 .pdf
  126. Basabe N., Pacz D., Asun D. Psychological factors of political participation Electronic resource. /http://www.ucm.es/info/Psyap/23ICAP/abstract/politica2.htmI
  127. Boenke K., Classen G., Merkens H. Xenophobia and neonazi attitudes among East and West Berlin youth: an explanatory approach Electronic resource. / http://www.ucm.es/info/Psyap/23ICAP/abstract/politica2.html
  128. Brown K.C. Seeing stars: character and identity in the landscape of modern Macedonia Текст. / K.C. Brown / Antiquity, 1994, vol.68, N 261. P.784−796.
  129. Elster J. Belief, bias and ideology Текст. / J. Belief Elster / Rationality and relativism. Oxford, 1982.
  130. Fridte W. Social constructions about xenophobia and right-wing extremism in Germany Electronic resource. / http://www.ucm.es/info/Psyap/23ICAP/abstract/politica2.html
  131. Gellately R, Kiernan B. The Specter of Genocide Electronic resource. / http://catdir.loc.gov/catdir/samples/cam033/2 002 031 553.pdf
  132. Generation Y Turning Away From Religion Текст.: The Age (Fairfax Media): pp. 1. 2006−08−06. Retrieved 2010−09−26. «48 per cent of Generation Y believe in a god».
  133. Hannam C.L. Prejudice and the teaching of history Текст. / C.L. Hannam / New movements in the study and teaching of history. London, 1970- Kennedy P.M. The decline of nationalistic history in the West // Historians in politics. London, 1974.
  134. Holdsworth C. Student Volunteers. A national profile Electronic resource. http://www.ivr.org.uk/evidence-bank/evidence pages/Student+Volunteers.+A+National+Pro file
  135. Holocaust Electronic resource. / http://www.ushmm.org/wlc/ru/article.php?ModuleId=l 5 175
  136. Hutin M. Young people help out Electronic resource. / http://www.ivr.org.uk/evidence-bank/evidence-pages/Young+people+help+out
  137. Iwanicki J. The Importance of the Humanities for Social Practice Текст. / J. Iwanicki.
  138. Iwanicki / The Humanities Today and the Idea of Interdisciplinary Studies Текст. / J. Iwanicki. Warszawa: «Matrix», 2011. P. 281−287.
Заполнить форму текущей работой