Дальнейшая демократизация = демоэкстремизм
Как мне представляется, Россия уже пережила период подражательной демократии и сейчас могла бы пойти не по пути фетишизации этой идеи или поиска «истинной демократии», а по пути переосмысления самой идеи демократии как уже мало адекватной современной картине мира. И эта идея способна не только привлечь, но и предельно активизировать самые высокие интеллектуальные ресурсы. Что-то изменилось… Читать ещё >
Дальнейшая демократизация = демоэкстремизм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Когда смотришь на наше внутреннее законотворчество, невольно возникает вопрос, а не решили ли мы, потерпев неудачу с коммунистическими подходами к созданию «человека будущего», попробовать решить ту же проблему демократическими методами? Можно даже не упоминать о международном терроризме, но тому криминальному террору, которому подвергается российское общество, может быть противопоставлен только столь же жесткий и последовательный государственный антитеррор и, может быть, даже осознанное самоограничение прав и свобод граждан, а уж никак не «дальнейшая демократизация».
Если западная демократия создавалась столетиями на основе последовательного принятия гражданами и государством взаимных обязанностей и обязательств и исходила преимущественно из потребностей экономически свободного и ответственного гражданина, то российская демократия (в полном смысле этого слова) «свалилась нам на голову» в одночасье, а затем «укоренялась» по модели не «свободного и ответственного гражданина» (его просто не было), а по модели правозащитников — в некотором роде — «демо-экстремистов». Как тут не вспомнить уже полувековой давности изречение русского философа Ивана Ильина, что после свержения коммунистического режима России, скорее всего, будет предложена вся и всяческая демократия, и его сакраментальное резюме к этому прогнозу: «У меня есть только один вопрос: кто потом за это все ответит?».
Адекватна ли демократия современности?
Что-то изменилось в мире, и это что-то еще не осмыслено. Позволяет ли старый либерально-демократический дискурс сформировать у населения хоть какие-то представления о векторе движения общества, нравственных идеалах и смыслах бытия, не говоря уже о гуманитарно-правовой стратегии государственной политики? Думаю, что нет.
У меня имеется еще одно маленькое подозрение, что столь длительное существование идеи западной демократии в ее «первозданном» виде не в последнюю очередь обусловливалось наличием «alter ego» в форме коммунистического режима, и с распадом последнего многие «маски» западной демократии будут сброшены.
Как мне представляется, Россия уже пережила период подражательной демократии и сейчас могла бы пойти не по пути фетишизации этой идеи или поиска «истинной демократии», а по пути переосмысления самой идеи демократии как уже мало адекватной современной картине мира. И эта идея способна не только привлечь, но и предельно активизировать самые высокие интеллектуальные ресурсы.