Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические факторы возникновения карьерного кризиса на начальном этапе профессионального самоопределения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К ним относятся: особенности влияния ближнего окружения на процесс осуществления профессионального самоопределения, а именно, фактор «авторитет друзей в противовес авторитету отца в ситуации профессионального самоопределения» и фактор «влияния супруга на профессиональное самоопределение» — особенности комплекса индивидных характеристик личности и условий развития субъекта деятельности, в том… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Проблема профессионального самоопределения в психологии
    • 1. 1. Проблема профессионального самоопределения в психологии
      • 1. 1. 1. Сравнительный анализ подходов к понятию профессионального самоопределения
      • 1. 1. 2. Этапы профессионального самоопределения
    • 1. 2. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера
      • 1. 2. 1. Психология карьеры в современной науке о труде
      • 1. 2. 2. Профессиональное самоопределение как элемент и фактор развития профессиональной карьеры
    • 1. 3. Психологические факторы кризиса профессиональной карьеры
      • 1. 3. 1. Понятие кризиса в современной психологической науке
      • 1. 3. 2. Психологические особенности кризиса профессиональной карьеры
      • 1. 3. 3. Особенности кризиса карьеры начального этапа профессионального самоопределения
      • 1. 3. 4. Психологические факторы кризиса профессиональной карьеры
  • 2. Программа, организация и методы исследования
    • 2. 1. Цель, задачи, предмет, объект, этапы исследования
    • 2. 2. Обоснование и описание методов исследования
    • 2. 3. Характеристика выборки
  • 3. Результаты эмпирического исследования
    • 3. 1. Особенности карьерного кризиса на различных стадиях начального этапа профессионального самоопределения
    • 3. 1. Л.Особенности кризиса карьеры начального этапа профессионального самоопределения
      • 3. 1. 2. Особенности кризиса карьеры на различных стадиях начального этапа профессионального самоопределения
    • 3. 2. Особенности личности оптантов, связанные с возникновением стартового кризиса профессиональной карьеры

    3.2.1.Особенности психологических свойств личности оптантов на различных стадиях начального этапа профессионального самоопределения. 98 3.2.2.0собенности профессионального самоопределения на различных стадиях начального этапа профессионального самоопределения

    3.2.3.0собенности взаимосвязей психологических свойств личности с кризисом карьеры на начальном этапе профессионального самоопределения.

    3.3. Объективные обстоятельства выбора профессии, связанные со стартовым кризисом профессиональной карьеры.

    3.3.1. Особенности влияния ближнего окружения на процесс профессионального самоопределения.

    3.3.2. Характер взаимосвязей объективных обстоятельств выбора профессии со стартовым кризисом карьеры.

    3.4. Характер группирования респондентов, переживающих кризис карьеры начального этапа профессионального самоопределения.

    Выводы.

Психологические факторы возникновения карьерного кризиса на начальном этапе профессионального самоопределения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется современными объективными требованиями, предъявляемыми к молодежи. Активность, самостоятельность, инициативность, мобильность в поисках работы, конкурентоспособность, а также адаптивность к нововведениям и высокая стрессоустойчивость — вот те качества, которыми должен обладать современный молодой человек на рынке труда.

При этом переход к новым социально-экономическим условиям в нашей стране привел к изменению традиционных форм профессиональной самореализации, ранее основанных на достаточно жесткой предопределенности жизненного пути. Негарантированный характер занятости, наличие динамичности и неопределенности структурной занятости, расширение пространства и многогранность свободного профессионального выбора, наличие социального неравенства, касающегося планов различных категорий молодежи в выборе профессии и профессионального образования — все это еще более усложняет процесс профессионального самоопределения молодежи. Вследствие этого многие молодые люди делают стихийный, часто неадекватный выбор профессии, приводящий в ряде случаев к кризисным явлениям, связанным с развитием их профессиональной карьеры, и зачастую оказывающий негативное влияние на всю дальнейшую жизнь.

Такое положение дел, в свою очередь, наносит немалый экономический урон и государству, которое затрачивает огромные средства на обучение специалистов, впоследствии не работающих по избранной профессии.

Поэтому проблемы профессионального самоопределения молодежи в новых культурно-исторических и социально-экономических условиях, отличающихся постоянным ускорением научно-технического прогресса и спецификой рыночных отношений, стимулируют поиски новых адекватных нынешней ситуации подходов и программ по руководству, оказанию помощи и поддержки, обеспечивающих успешную ориентацию молодежи в мире современных профессий, создающих благоприятные условия для реализации задач и конструктивному преодолению трудностей, связанных с ее профессиональным самоопределением.

Для организации такой психологической поддержки требуется знание факторов, сопутствующих выбору профессии и связанных с увеличением вероятности возникновения карьерного кризиса. Вместе с тем, ощущается дефицит работ, как в отечественной, так и в зарубежной психологии, изучающих психологические факторы, обстоятельства, сопутствующие выбору профессии, связанные с возникновением кризиса профессиональной карьеры на начальном этапе профессионального самоопределения. Решению этой проблемы и посвящена настоящая работа.

Цель исследования: изучить психологические факторы, связанные с возникновением стартового профессионального кризиса карьеры.

Объект исследования: молодые люди (оптанты), находящиеся в процессе профессионального самоопределения (школьники, студенты, молодые специалисты), в количестве 338 человек.

Предмет исследования: психологические факторы, сопутствующие выбору профессии и связанные с возникновением кризиса на начальном этапе профессионального самоопределения.

Задачи исследования:

1.Изучить психологические свойства личности, связанные с наличием кризиса карьеры на начальном этапе профессионального самоопределения;

2. Изучить взаимосвязь между объективными обстоятельствами выбора профессии и возникновением кризиса на начальном этапе профессионального самоопределения;

3. Изучить особенности взаимосвязей индивидуально-психологических свойств личности и объективных обстоятельств выбора профессии с кризисом карьеры на различных стадиях начального этапа профессионального самоопределения;

4. Выявить особенности переживания карьерного кризиса на различных стадиях начального этапа профессионального самоопределения;

5. Осуществить группирование оптантов, переживающих кризис карьеры уже на начальном этапе профессионального самоопределения.

Гипотезы исследования:

1. Предполагается наличие комплекса психологических особенностей личности, таких как: особенности адаптационного потенциала, особенности эмоциональной сферы, особенности системы отношений, системы ценностей и карьерных ориентаций, связанных с возникновением карьерного кризиса уже на начальном этапе профессионального самоопределения.

2. Предполагается наличие комплекса объективных обстоятельств выбора профессии, таких как: ближнее окружение в ситуации профессионального самоопределения и условия развития субъекта деятельности, связанных с возникновением карьерного кризиса уже на начальном этапе профессионального самоопределения.

3. Переживание стартового кризиса карьеры зависит от стадии начального этапа профессионального самоопределения.

Теоретико-методологической основой работы послуэюили: Основные положения концепций развития (С. Л. Рубинштейна, Л. В. ВыготскогоБ. Г. Ананьева, Э. Эриксона и др.) — идеи динамического подхода к изучению личности (К. А. Абульханова-СлавскаяЛ. И. Анцыферова и др.) — целостно-системный подход (Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова, Л. И. Анцыферовой, и др.) — исследования в области психологии профессиональной деятельности (Г. С. Никифоров, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Д. Сьюпер, Дж. Голланд и др.).

Достоверность полученных данных обеспечивалась исходными теоретико-методологическими позициямивеличиной и репрезентативностью выборкиадекватным использованием, надежностью и валидностью примененных в исследовании методикстатистической обработкой данных.

Методы исследования: в работе использовались как теоретические методы: анализ, сопоставление и обобщение исследований, имеющихся в специальной литературе, так и методы эмпирического исследования: метод поперечных срезов, методы анкетирования, биографический метод.

Научная новизна и теоретическая значимость:

В процессе исследования были впервые получены эмпирические данные о наличии и проявлении стартового кризиса карьеры и установлены психологические факторы, сопутствующие выбору профессии и связанные с возникновением кризиса уже на начальном этапе профессионального самоопределения.

Впервые изучены особенности существования и проявления кризиса карьеры на различных стадиях начального этапа профессионального самоопределения в новых социально-экономических условиях России.

Даны определения понятиям: профессиональное самоопределение, профессиональная карьера, кризис профессиональной карьеры.

Предложена типология оптантов, переживающих стартовый кризис карьеры уже на начальном этапе профессионального самоопределения.

Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы при разработке психологических мер и рекомендаций, направленных на управление профессиональным самоопределением и развитием школьников, студентов и молодых специалистов. Результаты работы могут быть применены в профессиональном консультировании.

Материалы диссертации применяются при подготовке лекций и практических занятий по курсам: «Психология профессионального самоопределения" — «Психология карьеры», «Психология труда», «Психология менеджмента" — «Психологическое консультирование», «Психология личности».

Апробация исследования: основные положения и выводы диссертационной работы докладывались и обсуждались на заседании кафедры: «Психологического обеспечения профессиональной деятельности» СПбГУна научных конференциях «Ананьевские чтения» 2004, 2005 годов. Материалы исследования отражены в четырех опубликованных работах.

Положения, выносимые на защиту:

1.Противоречия, связанные с психологическими факторами, обстоятельствами выбора профессии, проявляющиеся в форме кризиса, наличествуют на всех трех стадиях начального этапа профессионального самоопределения.

2. Существуют особенности осознания оптантами проблем, обусловленных стартовым карьерным кризисом, на различных стадиях начального этапа профессионального самоопределения.

3. Существует комплекс психологических особенностей личности, связанных со стартовым кризисом профессиональной карьеры.

Структура и объем диссертации

: диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, рекомендаций, списка литературы и приложения. Основной материал диссертации изложен на 182 страницах. Материалы представлены в 57 таблицах, в 36 рисунках, в 20 приложениях. Библиография включает 171 источник, из них 30 на иностранном языке.

180 ВЫВОДЫ.

1. В процессе проведенного исследования выделены психологические факторы, сопутствующие выбору профессии и связанные с возникновением кризиса карьеры уже на начальном этапе профессионального самоопределения.

К ним относятся: особенности адаптационного потенциала, а именно, низкий уровень поведенческой регуляции и нервно-психической устойчивости, низкий уровень коммуникативного потенциала, низкий уровень личностного адаптационного потенциалаособенности эмоциональной сферы, а именно, наличие высокого уровня интенсивности экзистенциальных переживаний, переживаний своей неполноценности и переживаний проблем, связанных с работой, отраженных на личных отношенияхособенности системы ценностей, в том числе, фактор «стремление к внешней гармонии в ущерб внутренней гармонии" — особенности системы отношений, а именно, факторы негативного «отношения к отцу, обусловливающего отношение к себе и профессиональному будущему», негативного «отношения к матери и семье», негативного «отношения к друзьям и будущему», а также наличие негативного отношения к выбранной профессии, обнаруживающегося в суждении: «выбранная профессия не подходит" — особенности карьерных ориентаций, а именно, наличие карьерной ориентации — стабильность места работы.

2. В ходе исследования выделены объективные обстоятельства, сопутствующие выбору профессии и тесно связанные с возникновением кризиса карьеры уже на начальном этапе профессионального самоопределения.

К ним относятся: особенности влияния ближнего окружения на процесс осуществления профессионального самоопределения, а именно, фактор «авторитет друзей в противовес авторитету отца в ситуации профессионального самоопределения» и фактор «влияния супруга на профессиональное самоопределение" — особенности комплекса индивидных характеристик личности и условий развития субъекта деятельности, в том числе: принадлежность к женскому полу, посещение дошкольных учреждений ясли/сад, наличие постоянной критики и придирчивости со стороны родителей в детстве, наличие брака, влияние на оптанта политических изменений.

3. В ходе исследования обнаружена специфика взаимосвязей индивидуально-психологических характеристик личности и объективных обстоятельств выбора профессии с кризисом карьеры на различных стадиях начального этапа профессионального самоопределения.

Так, степень значимости уровня адаптационного потенциала в возникновении кризиса карьеры выше на более ранних стадиях начального этапа профессионального самоопределениястепень значимости фактора «отражение проблем, связанных с работой на личных отношениях» -существеннее на более поздних стадиях профессионального самоопределенияналичие мнения оптанта о том, что «выбранная профессия не подходит» -значимо на более поздних стадиях начального этапа профессионального самоопределениястепень значимости фактора «влияние супруга на профессиональное самоопределение» — существеннее на более поздних стадиях профессионального самоопределения.

4. В ходе рассмотрения полученных результатов на предмет выявления особенностей существования и проявления карьерного кризиса на различных стадиях профессионального самоопределения выяснено, что проблемы и противоречия, связанные с осуществлением выбора профессии, проявляющиеся в форме карьерного кризиса, наличествуют на всех трех стадиях начального этапа профессионального самоопределения: стадии предварительных намерений выбора профессии, стадии первичной коррекции профессиональных ожиданий, стадии вторичной коррекции представлений о желаемой и подходящей сфере деятельности.

Это, в свою очередь, позволяет сделать вывод о том, что все исследуемые респонденты находятся на одном этапе профессионального самоопределения, основной задачей которого является выбор профессии.

Одновременно с этим, установлены различия между исследуемыми группами школьников, студентов и молодых специалистов в степени осознания проблем, связанных с переживанием карьерного кризиса. Так уровень представленности осознанной формы переживания кризиса карьеры выше на более поздних стадиях начального этапа профессионального самоопределения, а представленность неосознаваемой формы кризиса карьеры выше на более ранних стадиях начального этапа профессионального самоопределения. 5. В ходе осуществления группирования оптантов, переживающих кризис карьеры уже на начальном этапе профессионального самоопределения, выделено пять групп. Полученные группы оптантов имеют комплекс отличительных признаков, обнаруживающих у респондентов каждого из пяти полученных кластеров наличие специфических для каждой группы внутриличностных противоречий, вместе с тем объединяет всех оптантов, переживающих стартовый кризис карьеры, наличие у них нечувствительности к вышеупомянутым противоречиям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование психологической обусловленности проблем, связанных с профессиональным самоопределением и развитием профессиональной карьеры молодежи является актуальной современной психологической проблемой.

Настоящее исследование было посвящено изучению психологических факторов, значимо связанных с возникновением кризиса карьеры уже на начальном этапе профессионального самоопределения.

В работе выявлены психологические факторы, сопутствующие выбору профессии и связанные с возникновением стартового кризиса профессиональной карьеры, установлена значимость влияния этих факторов на вероятность возникновения кризиса карьеры на различных стадиях начального этапа профессионального самоопределения.

Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют говорить о том, что проблемы и противоречия, связанные с осуществлением выбора профессии, проявляющиеся в форме карьерного кризиса, имеют достаточно высокий уровень представленности в группе исследуемых молодых людей и наличествуют на всех трех стадиях начального этапа профессионального самоопределения.

В соответствии с этим, установлено, что респонденты групп школьников старших классов, студентов и молодых специалистов находятся на одном этапе профессионального самоопределения, основной задачей которого является выбор профессии.

Кроме того, наше исследование позволило выявить наличие специфики существования и проявления карьерного кризиса в зависимости от стадии начального этапа профессионального самоопределения.

Проведенное исследование позволило подтвердить актуальность изучения поставленной проблемы, сформулировать выводы и дать рекомендации.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Необходимо создавать в рамках школьного, вузовского обучения и послевузовского организационного развития целостные комплексные лонгитюдные программы профессионального сопровождения человека на протяжении всей его жизни, в том числе, программы психологического сопровождения оптантов, отвечающие специфическим особенностям и задачам начального этапа профессионального самоопределения.

2. Программы психологического сопровождения оптантов должны иметь модификации, связанные с психологическими особенностями личности и ее ближнего окружения, в соответствии с уровнем и глубиной проблем, обусловливаемых трудностями профессионального самоопределения.

Согласно этому начальный этап профессиональной консультации всегда должен сопровождаться мероприятиями, позволяющими определять степень интенсивности переживаний, инициируемых проблемами в сфере профессионального самоопределения. В том числе, с целью обнаружения кризиса карьеры.

В целях выявления карьерного кризиса необходимо разрабатывать и использовать комплексы разнообразных психологических методов, позволяющие диагностировать как осознанную, так и неосознанную фазы развития данного состояния.

3. При решении психологических проблем профконсультанты должны учитывать психологические факторы, обстоятельства, профессионального самоопределения оптанта.

Важно учитывать социально-профессиональную личную позицию оптанта, главными составляющими которой являются ценностные и карьерные ориентации, смысловые установки, уровень притязаний и т. д., в целях обнаружения внутриличностных противоречий в данной сфере личности.

Немаловажно учитывать уровень адаптационного потенциала и особенности эмоциональной сферы личности оптанта.

Необходимо также учитывать жизненные обстоятельства, сопровождающие выбор профессионального пути и профессиональной самореализации, а также вероятность деструктивного влияния ближнего окружения оптанта на процесс профессионального самоопределения.

4. В программы психологического сопровождения оптантов должны быть включены все новейшие развивающие психотехнологии, отвечающие требованиям современных социально-экономических и культурно-исторических условий, в том числе индивидуальные и групповые методы психологического консультирования.

В целях профилактики и для конструктивного преодоления уже имеющихся трудностей, связанных с профессиональным самоопределением и развитием профессиональной карьеры, необходимо разрабатывать семинары, тренинги профессионального самоопределения и развития профессиональной карьеры, как наиболее эффективные способы психологической поддержки молодежи.

Психотренинги должны не только способствовать формированию готовности к обоснованным профессиональным выборам, но и быть обращены к личностным механизмам и направлены, в первую очередь, на регуляцию активности субъекта, на повышение уровня его адаптивности, на формирование позитивного самоотношения, уверенности в себе. В рамках этих тренингов необходимо осуществлять также обучение навыкам конкурентоспособного поведения, формирование готовности к изменениям, развитие умений принимать решения и нести ответственность за свой выбор, формирование способности видеть альтернативы собственного профессионального развития и Т. д.

Кроме того, в программах психологического сопровождения оптантов и их родителей должны использоваться разнообразные информационные средства и ресурсы с целью повышения уровня осведомленности о мире современных профессий и возможностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. -М., 1982. С. 137−145.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991.-299 с.
  4. А. Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. 1985. — № 6. — С. 107−115.
  5. . Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.-232 с.
  6. . Г. Комплексное изучение человека в психологическом исследовании // Вопросы психологии. 1968. — № 5. — С. 4546.
  7. . Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -380 с.
  8. . Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. — 336 с.
  9. Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии//Вопросы психологии. 1996. -№ 1. — С. 131−143.
  10. Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности/Под. ред. Л. И. Анцыферовой. -М.: Наука, 1981. С. 3−19.
  11. Л. И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. 1981. — № 2. — С. 8−18.
  12. Л. И. Психология повседневности, жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993. — № 2. — С. 3−17.
  13. Р. А. Биографические кризисы личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук.: 19. 00. 01./ Институт психологии Российской Академии Наук. -М., 1994.-24 с.
  14. В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала/Под. ред. В. А. Бодрова. М., 1991. -С. 3−26.
  15. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.-464 с.
  16. Е. М. Из опыта работы психологической консультации по вопросам профориентации учащихся // Вопросы психологии. 1985. — № 5. — С. 87−89.
  17. Л. Ф., Коржова Е. 10. Психология жизненных ситуаций: Уч. Пособие. -М.:Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.
  18. Брюдаль Лисбет Ф. Психические кризисы в новой перспективе. СПб.: Европейский дом, 1998 — 164 с.
  19. Ф. Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. — № 4. — С. 90−115.
  20. Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200с.
  21. Д. Б. Кризисные явления на разных этапах карьеры государственных служащих: Автореф. дис.. канд. психол. наук.: 19. 00. 13. / Российская академия государственной службы при Президенте РФ. М., 2001. -23 с.
  22. Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С. 114- 123.
  23. Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. / Под. ред. Д. Б. Эльконина. -М.: Педагогика, 1984. Т. 4. — 432 с.
  24. М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 43−52.
  25. С. Психологическое консультирование. СПб.: Питер, 2002. — 736 с.
  26. Н. С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации: Дис.. д-ра психол. наук: 19. 00. 03. Екатеринбург, 2001.-544 с.
  27. Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. — 144 с.
  28. Л. А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости: Дис.. д-ра психол. наук: 19. 00. 01./СП6ГУ. СПб., 1996.-526 с.
  29. А. Е. Выбор профессии и формирование личности школьника. -М&bdquo- 1979.-160 с.
  30. А. Е. Карты интересов // Профориентационная работа в школе. -Калуга, 1968.-С. 64−70.
  31. А. Е. О воспитательном подходе в профориентации // Вопросы теории и практики профориентации. М., 1972. — С. 41−46.
  32. А. Е., Кондратьева Л. Л. О профессиональных намерениях учащихся выпускных классов // Профориентационная работа в школе. Калуга, 1968.-С. 10−14.
  33. Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987. — 286 с.
  34. С., Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М.: Трансперсональный институт, 1996. — 244 с.
  35. М. Я. Взаимосвязь жизненного и профессионального самоопределения // Интегративный подход в психологии: Сб. научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — С. 116−124.
  36. А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма.-М. 1993.
  37. М. А., Суходольский Г. В. Методы описания, анализа и оценки деятельности // методология исследований по инженерной психологии и психологии труда. Ч. 1. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. — С. 12−118.
  38. Е. А., Титаренко Т. М. Личность: конфликтность и гармония. -Киев: Политиздат Украины, 1987. 158 с.
  39. О. Н. Исмагилова Ф. С. Акмеология: управление карьерой. -Екатеринбург: ИПК УГТУ, 2001. 116 с.
  40. Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. — № 6. — С. 35−44.
  41. Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Урал. гос. проф.-пед. Ун-т. Екатеринбург, 1998. — 126 с. 42.. Зеер Э. Ф. Психология профессий: Уч. пособие. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2003. — 336 с.
  42. Т. и др. Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под. Ред. А. А. Бадулина и др. М., 1997. — 298 с.
  43. Н. Е. Психологические факторы профессионального самоопределения: Дис,. канд. психол. наук: 19. 00. 07. /Псковский государственный педагогический институт, им. С. М. Кирова. СПб., 2000. -166 с.
  44. Е. А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 200 с.
  45. Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.-509 с.
  46. Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: ACADEMIA, 2004. — 303 с.
  47. Е. А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. -М.: Знамя, 1986.-80 с.
  48. Е. А. Школа . а дальше?-Л., 1971. 132 с.
  49. В. В. работа с кризисной личностью. Методическое пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 302 с.
  50. И. М. Сухарев А. В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С. 158−164.
  51. Л. А. Психология самореализации личностиббрачно-семейные отношения. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. — 292 с.
  52. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. — 987 с.
  53. Н. И. Профессиональная ориентация учащейся молодежи // Вопросы психологии. 1973. -№ 1. — С. 69−75.
  54. Н. И. К вопросу о мотивации профессиональных намерений учащейся молодежи // Мотивация личности. М., 1982. — С. 44−45.
  55. Т. В., Сухарев А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения//Вопросы психологии. 1985.-№ 1,-С. 86−93.
  56. Т. В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности, Т. В. Кудрявцев, В. 10. Щегурова // Вопросы психологии. 1983. — № 2. — С. 52−59.
  57. Т. В., Фарапонова Э. А. Психологические основы подготовки учащихся к труду и выбору профессии // Школа и труд. М., 1987. — С. 140— 165.
  58. Т. В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. 1981. -№ 2. -С.20−30.
  59. Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения, М.: Высшая школа, 1990. — 190 с.
  60. Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Уч. пособие. СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
  61. Л. В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. СПб., 2003. — 80 с.
  62. А. И., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск, 1976. — 118 с.
  63. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. -304 с.
  64. А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / Под. ред.
  65. B. В. Давыдова и др., Т 2. -М.: Педагогика, 1983. 318 с.
  66. Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999. — 486 с.
  67. . Кризисы жизни шансы жизни. — Калуга: Духовное познание, 1994.-224 с.
  68. . В. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.
  69. . В. Системный подход и проблема детерминизма в психологии // Психологический журнал. 1989.-№ 3. — С. 19−33.
  70. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 896 с.
  71. С. А. Критические жизненные события и профессиональное выгорание // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5 / Под. ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. СПб: Изд-во СПбгу, 2001.1. C. 192−202.
  72. В. Р. Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода: Дис. канд. психол. наук: 19. 00. 13./ СПбГУ. СПб., 2003. — 217 с.
  73. А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. — 308 с.
  74. А. Самоактуализация.//Психология личности. Тексты. / Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырева. М., 1982. — С. 108−117.
  75. В. Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. СПб.: Речь, 2005. — 304 с.
  76. В. С. Приспособление личности к труду в массовых профессиях // Вопросы теории и практики профориентации. М., 1972. — С. 56−62.
  77. Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 28−38.
  78. Е. А. Личностные факторы профессиональной карьеры государственных служащих: Автореф. дис.. канд. психол. наук: 19. 00. П./ Академия госслужбы при Президенте РФ. М., 1998. — 24 с.
  79. Молл. Г. Психология управленческой карьеры: Дис.. д-ра психол. Наук: 19. 00. 03- 19. 00. 05. / СПбГУ. СПб, 1994. — 486 с.
  80. П. Деятельностные, познавательные и эмоциональные изменения в переломный момент жизни//Психология личности и образ жизни / Под. ред. Е. В. Шороховой. -М., 1987.-С. 121−125.
  81. Г. П., Сафин В. Ф. Психологический аспект самоопределения личности/ЯТсихологический журнал. 1984. — № 4. — С. 65−74.
  82. Г. С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991. — 152 с.
  83. Г. С. Надежность профессиональной деятельности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996.-176 с.
  84. С. И. Словарь русского языка. М., 1986. — С. 231.
  85. А. К. Психология самостоятельности: Методы и диагностика. -М.: Эльфа, 1996.- 124 с.
  86. Г. Как справиться с кризисом. М.: Педагогика-Пресс, 1995. — 352 с.
  87. В. А. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  88. К. К. Структура и развитие личности. М.: АН СССР, 1986. — 254 с.
  89. К. К. Профессиология и профессиография в профессиональной ориентации // Профессиональная ориентация молодежи. М., 1978. — С. 130 152.
  90. К. К. Профессиональное призвание // Профессиональная ориентация молодежи. М., 1978. — С. 92−130.
  91. К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 34−44.
  92. Попова 3. Н., Федотова Н. Н. Адаптационный аспект профориентации. -Саратов: Поволжский межрегиональный уч. центр, 1997. 55 с.
  93. Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология. -СПб.: Речь, 2000.-298 с.
  94. Ю. П. Основы психологической концепции профессионализации // Ежегодник Рос. Психол. о-ва. М., 1995. — Вып. 2. — С. 152−153.
  95. Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002. — 159 с.
  96. Практикум по возрастной психологии: / Под. ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001. — 688 с.
  97. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии:/Под. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2000. — 559 с.
  98. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: / Под. ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001.-448 с.
  99. Проблемы профессиональной социализации личности. / Под. ред. Митиной Л. М. Кемерово: Кемеровский обл. ИУУ, 1996. — 159 с.
  100. Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. — 256 с.
  101. Н. С., Пряжникова Е. 10. Психология труда. -М., 2001.
  102. Психология среднего возраста, старения, смерти. / Под. ред. А. А. Реана. -СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 384 с.
  103. А. А. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессии // Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С. 83−88.
  104. О. Н. Внешняя и внутренняя оценка успешности профессиональной деятельности // Ежегодник Рос. Психол. О-ва. М., 1995. -Вып. 2.-С. 168−170.
  105. С. JI. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. — 327 с.
  106. С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  107. С. Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959.-354 с.
  108. С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -416с.
  109. С. Л. Человек и мир. В кн.: Рубинштейн С. JI. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973. — С. 255−385.
  110. М. В. Социально-психологические особенности женщин, успешных в карьере: Дис.. канд. психол. Наук: 19. 00. 05./ СПбГУ. -СПб., 1999.-233 с.
  111. В. И., Г. А. Цукерман Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1998. — № 3. — С. 43−51.
  112. Служебная карьера / Гусева А. С., Иглин В. А., Лытов Б. В. И др.: Под общей ред. Е. В. Охотского. М.: Эконика, 1998. — 302 с.
  113. В. М. Психология человековедения. СПб.: Возвращение, 2005. -64 с.
  114. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под. ред. В. А. Лабунской. М., 2000. — 397 с.
  115. Н. Б. Психология спортивной карьеры: Уч. Пособие. СПб.: Изд-во: «Центр карьеры», 1999. — 368 с.
  116. Г. В. Формы и методы кризисной психотерапии: Методические рекомендации. М., 1987. — 20 с.
  117. В. И. Психологические факторы выбора профессии. Теория. Эксперимент. М.: Изд-во: Московского психолого-социального института, 2006.- 112 с.
  118. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1986.- 165 с.
  119. Г. В О требованиях к психологическому изучению деятельности // Личность и деятельность. Л., 1988. — 221 с.
  120. Э. Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. -М.: Изд-во: Московского психолого-социального института, 2004. 320 с.
  121. А. Н. Управление карьерой в организациях // Психология управления: Уч. Пособие/Под. ред. А. В. Федотова. Л.: ЛГТУ, 1991. — С.49−62.
  122. Управление персоналом организации: Уч-к / Под. ред. А. Я. Кибанова. -М.: ИНФРА-М, 1997.-511 с.
  123. А. Р. Формы становления личности в процессе профессионализации // Вопросы психологии. 1997. — № 2. — С. 88−93.
  124. В. В. Классификация профессий и профориентация // Вопросы психологии. 1971.-№ 4.- С. 143−147.
  125. В. В. Психологические проблемы выбора профессии молодежью // Профессиональная ориентация и консультация молодежи. Киев, 1966.-С. 9−11.
  126. В. В. Психологическое самоопределение молодежи // Психология трудового обучения. -М.: Высшая школа, 1982. С. 202−232.
  127. С. Н. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика.- 1993. № 5. — С. 33−37.
  128. П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.-М.: Педагогика, 1981.-96 с.
  129. В. Д. Психологический анализ деятельности как системы // Психологический журнал. 1980. -№ 3. — С. 33−46.
  130. В. Д. Психология деятельности и способности человека: Уч. Пособие. М: Логос, 1996. — 320 с.
  131. В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М.: Наука, 1982.- 185 с.
  132. В. К. Профессионализм и карьера. Ставрополь, 1999. — 147 с.
  133. В. И. Психологические особенности самоопределения на этапе перехода от детства к взрослости: Автореф. дис.. канд. психол. наук: 19. 00. 01./МГУ.-М., 1989.-24 с.
  134. А. И. Психологические основы формирования личности советского учителя. М.: Просвещение, 1967. — 226 с.
  135. А. И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя // Психология труда и личность учителя. Л.: Изд-во ЛГПИ им. Герцена, 1976. — Вып. 1. — С. 3- 29.
  136. Д. Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова. М.: Педагогика, 1970. — 156 с.
  137. Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С. 39−51.
  138. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. — 344 с.
  139. В. В. К вопросу о динамике профессиональной мотивации учащихся // Вопросы теории и практики профессиональной ориентации. М, 1972.-С. 120−134.
  140. В. В. Школа и профессиональное самоопределение учащихся. -Киев, 1983.- 112 с.
  141. Beale А. V. Facilitating the learning of career development theories // Career Development Quarterly. 1996, 46. — P. 294−303.
  142. Bordin E. S. Psychodynamic model of career choice and satisfactions. In D. Brown L. Brooks & Associates // Career choice and development: Appling contemporary theories to practice. San Francisco: Jossey-Bass, 1991. — P. 102−144.
  143. Borgen W. F. People caught in changing career opportunities: A counseling perspective//Journal of Employment Counseling. 1997, 34.-P. 133−143.
  144. Buhler C. Maturation and motivation // Personality. 1951. — № 1 (2). — P. 184 211.
  145. Caplan G. Emotional crisis // The encyclopedia of mental health. New York, 1963.-V. 2.-P. 521−532.
  146. Ginzberg E. Toward a theory of occupational choice: F restatement // Vocational Guidance Quarterly. 1972, 20. — P. 169−176.
  147. Hall D. T. Career development in organization. San Francisco: Jossey-Bass, London, 1986.- 366 p.
  148. Helbing I. S. The self in career development. Theory, measurement and counseling. Amsterdam: Geboren Teassen, 1987. — 199 p.
  149. Hobbs M Crisis intervention in theory and practice: A selective review // British Journal of Medical Psychology. 1984. -№.57. — P. 23−34.
  150. J. L. & Gottfredson G. D. Using a typology of persons and environments to explain careers: Some extensions and clarifications // Counseling Psychologist. 1976. — № 6. — P. 20−29.
  151. M. & Lindeman M. Spontaneous Explanations for Work Events Among Individuals in an Occupational Crisis // Journal of Adult Development. 2004. -V.l 1, № 4. — P. 273−280.
  152. Hutri, M. The role of work-related causal attributions in occupational crisis // The Journal of Psychology. 1995 — V. 129. — P. 167−180.
  153. Hutri M. When careers reach a dead end: Identification of occupational crisis states // The Journal of Psychology. 1996. — V. 130. — P. 383−399.
  154. Jacobson G. F. Programs and Techniques of crisis intervention // American handbook of psychiatry / Ed. By S. Arieti. New York, 1974. — P. 810−825.
  155. L. L. & Slepitza R. A cognitive developmental model of development: An adaptation of Perry’s scheme. // Counseling Psychologist. 1976, 6.-P. 53−58.
  156. Krumboltz J. D. Integrating career and personal counseling // Career Development Quarterly. 1994, 42. — P. 143−148.
  157. Levinson D. A conception of adult development // American psychologist. -1986. -№ 41. -P. 3−13.
  158. Lindemann E. Symptomatology and management of acute grief // American Journal of psychologist. 1944. — P. 141−148.
  159. Marcia J. Development and validation of ego-identity status // Journal of personality and social psychology. 1966. -№ 3. — P. 551−558.
  160. Miller M. J. The role of happenstance in career choice. // Vocational Guidance Quarterly. 1983, 32. — P. 16−20.
  161. Roe A. & Lunneborg R. W. Personality development and choice. In D. Brown L. Brooks & Associates // Career choice and development: Appling contemporary theories to practice. San Francisco: Jossey-Bass, 1991.-P. 68−101.
  162. Roe A. The psychology of occupations. New-York, 1956. — 340 p.
  163. Schein E. H. Career Anchors. San Diego, 1990. — 67 p.
  164. Super D. E. A life-span, life-space approach to career development. In D. Brown L. Brooks & Associates // Career choice and development: Appling contemporary theories to practice. San Francisco: Jossey-Bass, 1990. — P. 197−261.
  165. Super D. E. Career patterns as a basis for vocational counseling // Journal of Counseling Psychology. 1954.-№ 1.-P. 12−19.
  166. Super D. E. The psychology of career. New York, 1957. — 362 p.
  167. Super D. E., Martin S., Bohn Jr. Occupational psychology. London, 1971. -340 p.
  168. D. E., Osborne L., Walsh D., Brown S. & Miles S. Development career assessment counseling: The C-DAC model // Journal of Counseling and Development. 1992, 71. — P. 74−80.
  169. Tiedeman D. V. Decision and vocational development: A paradigm and its implications // Personnel and Guidance Journal. 1961, 40. — P. 15−20.
  170. Бланк методики незаконченных предложений1. Инструкция:
  171. Мы хотели бы проверить, в какой мере Вы владеете способностью быстро формулировать мысли.
  172. На бланке приводятся незаконченные предложения. Прочитайте и закончите их, вписывая первую же пришедшую Вам в голову мысль. Старайтесь работать быстро.
  173. Думаю, что мой отец редко.2. Если все против меня.5. Будущее кажется мне.
  174. Выбирая профессию, я думал.
  175. Думаю, что настоящий друг.
  176. По сравнению с большинством других семей моя семья.14. Моя мать и я.
  177. Если бы мой отец только захотел.
  178. Думаю, что я достаточно способен, чтобы.
  179. Большинство людей выбирают свою профессию.20. Надеюсь на.23. Не люблю людей, которые.
  180. Неопределенность, связанная с профессиональным будущим меня.
  181. Моя семья обращается со мной как с. 29. Моя мать.
  182. Думая о своем профессиональном будущем, я испытываю.
  183. Я хотел бы, чтобы мой отец.
  184. Моя наибольшая слабость заключается в том.35. Наступит день, когда.
  185. Мое профессиональное будущее и чувство опасности.
  186. Больше всего люблю тех людей, которые.
  187. Большинство известных мне семей.
  188. Считаю, что большинство матерей.
  189. Скорей всего выбранная профессия.46. Думаю, что мой отец.
  190. Когда мне начинает не везти, я.50. Когда буду старым.
  191. Смысл жизни и выбранная профессия.
  192. Когда меня нет, мои друзья.
  193. Когда я был ребенком, моя семья.59. Я люблю свою мать, но.
  194. Я думаю, что мое профессиональное будущее.
  195. Значимые лица Жизненные ситуации
  196. Заполните внимательно анкету.1. Дата рождения:2. Место рождения:3. Пол:4. Родители:1. Отец год рождения: образование: Мать год рождения: образование:
  197. Определите степень своей религиозности (нужное подчеркнуть):1. Я, не верующий человек-
  198. Я, сочувствующий (соблюдаю в основном только церковныепраздники) —
  199. Я глубоко верующий человек.
  200. Посещали ли Вы до школы ясли/детский сад? да, нет (нужное подчеркнуть) —
  201. Как Вы считаете, в детстве, со стороны родителей, Вы испытывали (чувствовали): всепрощающую любовь и принятие Вас таким, какой есть? -да, нет (нужное подчеркнуть) —
  202. Как Вы считаете, в детстве, со стороны родителей, Вы испытываличувствовали): придирчивость, постоянную критику в Ваш адрес, малое количество похвал? да, нет (нужное подчеркнуть) —
  203. Как Вы считаете, в детстве, со стороны родителей, Вы испытывали (чувствовали): давление, жесткость по отношению к Вам? да, нет (нужное подчеркнуть) —
  204. Как Вы считаете, в детстве, со стороны родителей, Вы испытывали (чувствовали): равнодушие, холодность? да, нет (нужное подчеркнуть).
  205. Участвовали Вы в конкурсах, в спортивных соревнованиях, выставках, олимпиадах?
  206. Назовите Ваши любимые школьные предметы. (Если их несколько, перечислите в порядке привлекательности):
  207. Выберите ответ наиболее соответствующий Вам и отметьте нужное:
  208. В школе у меня были в основном тройки-
  209. В школе у меня были в основном четверки и несколько троек-
  210. В школе я учился на четвертки-4. В школе я был отличником.
  211. Посещали ли Вы какой-либо кружок, секцию, клуб (Если да, то какой):
  212. Когда впервые Вы стали задумываться о том какую профессию Вам выбрать? Укажите возраст:
  213. Назовите профессии, которые Вам советовали (советуют) выбрать Ваши близкие (нужное подчеркнуть):1. интересную-2. модную-3. любую высокооплачиваемую.
  214. Когда, в каком возрасте, Вы определились с выбором профессии?:
  215. Вопросы № 19, № 20 и № 21 составлены отдельно для групп школьников, студентов и молодых специалистов.1. Для школьников:
  216. Являетесь ли Вы членом, какой либо общественной организации, партии, группировки?-
  217. Работаете ли Вы в данный период времени? (да, нет) —
  218. По окончанию одиннадцатого класса Вы планируете (нужное подчеркнуть):7. работать2. продолжить обучение в техникуме (колледже)-3. продолжить обучение в вузе. Для студентов:
  219. Являетесь ли Вы членом какой либо общественной организации, партии, группировки?-
  220. Ваше семейное положение (нужное подчеркнуть):1. разведен (а)-2. холост (а)-3. состою в браке без регистрации-4. состою в браке с регистрацией.
  221. Работаете ли Вы в данный период времени? (нужное подчеркнуть):7. работаю по профессии-2. работаю не по профессии-3. не работаю.
  222. Хотели бы Вы в будущем (нужное подчеркнуть):1. получить второе высшее образование и новую профессию-2. работать не по профессии-3. продолжать работать по полученной профессии.
  223. Как Вы считаете, какие события в нашей стране в большей степени оказали влияние на вашу жизнь (перечислите главные из них):
  224. Как Вы считаете, какие личные события повлияли в большей степени на Вашу жизнь (перечислите главные из них):
  225. Как Вам кажется, нынешний жизненный период для Вас (нужное отметить):
  226. Период стабильности, успеха, уверенности в себе, радости, насыщенности жизни и т. д.-
  227. Период неопределенности, опасности, отсутствия представлений о дальнейшей жизненной перспективе, отсутствия контроля над ситуацией, разрушения обычного уклада жизни и т. д.
  228. Если Вы выбрали вариант № 2, ответе на вопрос:
  229. Как Вы думаете, какими причинами это вызвано (нужное подчеркнуть или добавить):1. неудачи в личной жизни-2. болезни-3. трагические события-4. трудности, связанные с профессиональным выбором или недовольство своим профессиональным выбором.
  230. Результаты первичных статистик и дисперсионного анализа по показателям кризиса карьеры (п = 293)
  231. Мол. спец. 0,99 921 0,97 257 0,999 918 0,998 372
Заполнить форму текущей работой