Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Онлайн-медиа: понятие, отличительные характеристики, место в современной медиасистеме

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако с течением времени, когда изменения уже получили развитие и определенную категоризацию, применение термина «новые» представляется некорректным в силу своей относительности. Все новое по прошествии времени устаревает и становится привычным. Как, например, стационарные компьютеры и видеоплееры, в начале 2000;х считавшиеся новыми медиа, сегодня настолько интегрированы в повседневную жизнь… Читать ещё >

Онлайн-медиа: понятие, отличительные характеристики, место в современной медиасистеме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие «онлайн-медиа» появилось вследствие становления интернета в качестве новой коммуникационной среды XXI века. Как и большинство других интернет-терминов «онлайн-медиа» не имеют перевода с языка оригинала (online media — англ.) и точного определения, а скорее характеризуются через свойства интернет-среды, в которой они функционируют. Поэтому начнем анализ данного концепта с краткого обзора развития интернета, а затем дополним его теоретическим осмыслением интернет-коммуникации как преобладающего способа передачи информации в современном обществе.

Интернет в сегодняшнем состоянии представляет собой глобальное объединение компьютерных сетей, образующих виртуальное пространство хранения, передачи и взаимодействия с информацией. Однако в конце 1960;х гг. — именно этим периодом датируется его возникновение — он существовал лишь в форме попытки объединить несколько компьютеров в сеть для осуществления совместной удаленной работы на военных базах США. В его 40-летней истории можно выделить ряд ключевых событий, позволивших когда-то секретной военной разработке за столь короткий промежуток времени превратиться во всеобщее коммуникационное пространство. В качестве примечания хочется отметить, что в сравнении с другими медиа скорость распространения и освоения интернета действительно поражает: если господство печатных медиа продолжалось около четырех столетий, господство вещательных медиа во главе с телевидением — около одного столетия, то интернет, не просуществовав и полвека, уже занял главенствующую позицию в медиасистеме общества.

Итак, разделим все факторы развития интернета как пространства коммуникации на 3 группы: 1) достижения web-технологий и программирования, которые «наполнили» интернет изнутри, преобразовав его в единую, удобную для пользователя систему различных форм коммуникаций; 2) развитие ИКТ и системы доставки сигнала, послуживших физической основой распространения интернет-пространства; 3) достижения индустрии техники и электроники, обернувшиеся созданием различных пользовательских устройств для выхода в интернет, тем самым интегрировав его в повседневную жизнь человека и «оформив» интернет-пространство снаружи.

Прежде всего, посмотрим на развитие интернета с точки зрения достижений web-технологий и программирования. Тогда можно выделить следующие значимые события:

  • · Создание системы электронной почты (1971) как практической предпосылки распространения интернета из военной среды в гражданскую;
  • · Внедрение доменной структуры организации информационного массива (www), системы адресации URL и гипертекста (1991) в качестве основополагающих технологических принципов функционирования интернета; в результате тогда же появился первый сайт;
  • · Создание общедоступного браузера (1993), открывшего массовой аудитории доступ во Всемирную Сеть;
  • · Появление поисковых систем и порталов (1993;1994), технологически организовавших систему поиска информации в современном интернете.
  • · Появление социальных сетей (2004), ознаменовавших собой начало эры «социального» интернета как глобально организованной системы виртуального общения реальных людей; с этого момента у массовой аудитории появилась возможность не только потреблять, но и создавать контент и делать его доступным для других;
  • · Появление видеохостингов и сервисов просмотра онлайн-видео (2005) как толчок к распространению практики нелинейного просмотра и превращение зрителя-потребителя в зрителя-создателя видеоконтента;
  • · Появление мобильного web’а и мобильных приложений (2007) как начало эры мобильного интернета, основы для работы «подключаемых» устройств и оформления онлайн-пространства.

Совершенствование ИКТ и системы доставки интернет-сигнала является не менее важным фактором развития, потому что:

  • · Распространение широкополосного доступа в Сеть (2000;е гг.), существенно увеличило скорость интернет-соединения и возможности по передаче больших массивов данных, в соответствии с чем резко возросла практика нетекстовой онлайн-коммуникации (видео, аудио), а интернет превратился в интегрированную систему различных способов коммуникации;
  • · Изобретение технологии беспроводного доступа к интернету Wi-Fi (1999; высокоскоростные стандарты сертифицированы в 2007;2009 гг.) освободило пользователя от привязанности к стационарному устройству входа и заложило технологическую основу функционирования интернета как онлайн-пространства;
  • · Использование мобильной связи для передачи интернет-сигнала (2007) имело аналогичные предыдущему пункту последствия.

И, наконец, распространению и освоению интернета способствовало появление новых технических устройств, обеспеченных функцией подключения к Сети и преимущественно портативных в использовании. В итоге происходит переход от принципа фиксированного доступа в интернет к принципу «интернет всегда под рукой». Кроме того, новые устройства существенно разнообразили практики человека, изменив образцы его медиаповедения, поэтому нельзя не сказать об их влиянии на современную трансформацию медиапотребления. Основополагающим оказалось появление следующих устройств:

  • · персональный компьютер (конец 1970;х гг. Здесь и далее примерные даты выхода устройств на массовый рынок.) как первое устройство для индивидуального пользования интернетом;
  • · ноутбук (1990;е гг.) как первое переносное компьютерное устройство, обладающее плоским экраном и возможностью подключения к беспроводным сетям Wi-Fi;
  • · смартфон (2007), воплотивший в себе функции мобильного телефона и компьютера;
  • · планшет (2010), представляющий собой практически полноценный компьютер в форме плоской сенсорной панели и ориентированный на потребление различного мультимедийного контента.

Технический прогресс также позволил оснастить возможностью выхода в Сеть другие медийные устройства — телевизор (Smart-TV), игровую приставку, MP3-плеер, электронный ридер, а так же обычный мобильный телефон (не превращая его при этом в смартфон). В итоге устройства с функцией выхода в интернет объединили под названием «подключаемые» устройства См. Приложение 4. Экспертное интервью с Беляевым А. А., к которым в трактовке медиа как устройства вполне применим термин онлайн-медиа. Но так как понятие медиа подразумевает не только носитель или устройство передачи информации, но и различные формы доставки содержательного контента до аудитории ВартановаЕ.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М, 2003. С. 26., под «онлайн-медиа» также понимаются все формы доставки контента в онлайн-пространстве — интернет-сайты и электронные версии СМИ, сервисы просмотра онлайн-видео, порталы и социальные сети и пр.

Теперь обратимся к теории и посмотрим, как наука анализирует становление онлайн-медиа в качестве основных средств коммуникации современного общества. В данном случае следует упомянуть теорию новых медиа, которая под одноименным термином обозначила все новые в противопоставлении к традиционным способы создания, передачи и потребления контента, возникшие в связи с распространением компьютерных и интернет-технологий. Среди ее представителей — Л. Манович, Р. Абдеев, Г. Бакулев. Зародившись во второй половине XX века, она сумела констатировать факт изменений и выделить их принципиальные характеристики, как-то:

  • · принцип цифрового кодирования информации, ознаменовавший приход эры цифровой обработки и передачи информации на смену аналоговому вещанию;
  • · сетевой принцип формирования медийного пространства, то есть возможность медиа образовывать с другими локальную сеть с целью совместного использования информации и ресурсов;
  • · интерактивность — возможность получателя информации не просто пассивно потреблять ее, но активно участвовать в ее создании и видоизменении; интерактивность также увеличивает взаимный контроль адресата и адресанта над процессом коммуникации;
  • · мультимедийность, то есть интеграция нескольких информационных типов сообщений: аудио, видео, фото и текста, — в одном;
  • · конвергентность, означающая функциональную интеграцию различных способов коммуникации в одном устройстве: совмещение выхода в интернет, осуществления телефонного звонка, съемки видео и т. п.

Интересно, что исследователи по-разному расставляют приоритеты в данных характеристиках. Лев Манович, известный своим трудом «Язык новых медиа» Manovich L. The Language of New Media. URL: http://manovich.net/LNM/Manovich.pdf. (дата обращения 03.03.2013)., выводит их специфику исходя из принципа цифрового кодирования информации. Цифровое кодирование позволяет математически описать объект новых медиа, а следовательно, спрограммировать его, изменять до бесчисленного количества версий и автоматизировать многие операции взаимодействия с ним. Акцент на интерактивность делает медиатеоретик Вин Кросби Crosbie V. What Is New Media? URL: http://www.sociology.org.uk/as4mm3a.pdf. (дата обращения 02.03. 2013)., утверждая, что благодаря своим интерактивным свойствам новые медиа ознаменуют переход от типа коммуникации «один-многим», свойственного масс-медиа, к типу «многие-многим». Наконец, американский исследователь Рассел НьюманNeuman R. The Future of Mass Audience. URL: http://books.google.ru/books?id=bEmHsdJaZg8C&printsec=frontcover&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false. (дата обращения 02.03. 2013). добавляет к вышеперечисленным признакам увеличение скорости осуществления коммуникации и уменьшение значения географических расстояний посредством использования новых медиа.

Однако с течением времени, когда изменения уже получили развитие и определенную категоризацию, применение термина «новые» представляется некорректным в силу своей относительности. Все новое по прошествии времени устаревает и становится привычным. Как, например, стационарные компьютеры и видеоплееры, в начале 2000;х считавшиеся новыми медиа, сегодня настолько интегрированы в повседневную жизнь человека и уже имеют на своей истории несколько ступеней развития, что определение «новые» вряд ли подходит им по контексту. В связи с этим, на наш взгляд, связано распространение термина «онлайн-медиа» как отражения следующей ступени развития медиа в условиях интернет-коммуникации. «Онлайн» в переводе с английского — «быть в Сети». «Быть в Сети» есть нечто большее, чем просто потреблять информацию, в ней хранящуюся. Соответственно, интернет стал чем-то большим, чем неограниченным хранилищем цифровой информации, а онлайн-медиа — чем посредник в ее передаче. Подразумевая под сетью пространственную структуру взаимосвязанных элементов, подключение к сети означает возможность участия в ней на равных, то есть построения полноценной коммуникации с другими элементами. Поэтому «онлайн-медиа» как «медиа, которые позволяют всегда быть в Сети» можно образно представить в виде портала для включения индивида в виртуальное пространство сетевой интернет-коммуникации. Это, на наш взгляд, является одним из основополагающих отличий онлайн-медиа от традиционных, которые не погружали человека в какое-либо другое пространство всеобщей равноправной коммуникации.

В связи с этим попробуем обозначить сущностные характеристики онлайн-медиа, обусловленные преобразованием интернета из глобального хранилища цифровой информации во всеобщее пространство взаимодействия с ней. Следует отметить, что нижеследующие характеристики ни в коем случае не отрицают упомянутых выше свойств интернет-коммуникации, выделенных в свое время теорией новых медиа. Они скорее конкретизируют ее, касаясь проблемы на более частном уровне и описывая то, что уже успело произойти с интернетом с начала его распространения в обществе до сегодняшнего дня.

Во-первых, онлайн-медиа обеспечивают не дискретную, как было в условиях традиционных медиа, а постоянную коммуникацию. С развитием мобильных устройств выхода в интернет человек стал практически всегда в Сети, происходит интеграция виртуального пространства в повседневную реальность, и все сложнее становится провести демаркационную линию. Во-вторых, пространство интернета экранно-опосредованно, то есть присутствует в реальной жизни в виде электронных экранов онлайн-устройств и предполагает преимущественно экранные формы коммуникации. Смартфоны и планшеты как экраны даже не требуют наличия физической клавиатуры и позволяют управлять ими через прикосновения (touch-screen). В-третьих, онлайн-медиа предполагают наличие у пользователя технических компетенций по взаимодействию с ними. Каким бы удобством и разнообразием функций интернет не привлекал, для осуществления интернет-коммуникации пользователь должен знать, как обращаться с «подключаемым» устройством и что делать внутри самой Сети. В-четвертых, онлайн-медиа обладают широким набором социальных функций, так как само интернет-пространство крайне социально в силу распространения социальных сетей, мгновенной возможности делиться контентом по Сети, а также интерактивного характера интернет-коммуникации. В-пятых, онлайн-медиа объединяют в одном пространстве несколько типов коммуникаций — межличностную («один-одному»), вещательную («один-многим»), межгрупповую («многие-многим»).

Оценивая место онлайн-медиа в современной медиасистеме общества, следует сказать, что сегодня интернетом пользуется более трети населения Земли, хотя на отдельных рынках его проникновение существенно выше — в США интернет-аудитория составляет 78% населения, в Европе — 63%, причем в странах Евросоюза показатель поднимается до 73%, в Японии — 80%, в России — 44%По данным Internet World Stats на 30 июня 2012 года. URL: http://www.internetworldstats.com/list2.htm (дата обращения 15.04.2013). Проникновение смартфонов по развитым рыкам оценивается в 36%, планшетов — на уровне 5%, но опять-таки в отдельных странах показатели достигают 20−25% (США, Австралия, Франция). Коммуникационная группа ZenithOptimedia выделила в своем исследовании проникновения новых медиа 19 развитых digital-рынков, включая Россию. URL: http://www.zenithoptimedia.com/zenith/zenithoptimedia-publishes-new-media-forecasts/ (дата обращения 15.04.2013). Имея широкие возможности доступа, пользователи активно включили интернет и онлайн-устройства в своей ежедневный «медиарацион». Например, по данным американской компании InMobi за февраль 2012 года, средний пользователь в мире тратит на медиа более 7 часов, из них 114 минут идет на компьютер, 117 минут — на мобильный телефон, 98 минут — на телевизор. Материалы исследования американской рекламной компании InMobi «5 Ways Mobile Devices Have Changed The Way People Consume Media». URL: http://www.optimediaintelligence.es/noticias_archivos/523_20 120 327 114 724.pdf (дата обращения 18.04.2013). Temkin Group в своем недавнем исследовании показала, что средний американец тратит на интернет около 3.8 часов в день (не для рабочих целей), что вполне сравнимо с 3.9 часами, что он тратит на просмотр телевидения. Около 2 часов он тратит на радио и около часа — на печатную прессу. Daily Media Usage: Mobile Internet Consumption Increases Y-O-Y; TV Stable // Marketingcharts.com. URL:

http://www.marketingcharts.com/wp/television/daily-media-usage-mobile-internet-consumption-grows-y-o-y-tv-stable-28 342/ (дата обращения 18.04.2013). За последние десять лет в интернете образовалась полноценная инфраструктура электронных СМИ: телеканалы обзавелись сайтами с возможностью просмотра прямого эфира и отдельных передач в записи, радиостанции запустили интернет-вещание, газеты и журналы выпускают электронные версии. Появились различные сервисы онлайн-просмотра. Любой из этих видов контента доступен как в десктоп-интернете, так и на мольных устройствах. Кроме того, в интернет направляют деньги не только СМИ, но и рекламодатели, что доказывает становление онлайн-медиа как эффективного средства коммуникации, обладающего массовым охватом аудитории. По данным Zenithoptimedia, интернет уже обогнал наружную рекламу, радио и журналы, практически сравнялся с газетами и уступает только телевидению по размеру привлекаемых рекламных бюджетов в мире. В 2012 году на онлайн-рекламу приходился практически каждый пятый рекламный доллар Прогноз развития мирового рекламного рынка 2012;2015гг. от ZenithOptimedia. URL: http://www.marketingcharts.com/wp/television/traditional-media-share-of-global-ad-spend-expected-to-gradually-decline-29 068/ (дата обращения 18.04.2013).

Таким образом, онлайн-медиа подразумевают под собой все технические устройства выхода в интернет и осуществления коммуникации в Сети, а так же формы доставки онлайн-контента до аудитории. Долгое время доминирующим средством выхода во Всемирную Сеть был персональный компьютер, но технический прогресс и развитие систем связи расширили спектр онлайн-медиа до целого ряда наименований, включая смартфоны, планшеты, «подключаемые» телевизоры и т. д. Все они отвечают специфичным признакам интернет-коммуникации: цифровой формат, возможность формировать сетевое пространство, интерактивность, мультимедийность, конвергентность. Возможность формировать сетевое пространство является основополагающей для онлайн-медиа, так как обуславливает становление интернета как всеобщего виртуального пространства коммуникации, а онлайн-медиа — как «порталов» для входа в него. Онлайн-медиа так же характеризуются постоянством (а не дискретностью) осуществляемой коммуникации, экранной опосредованностью, предельной социальностью, комплексностью возможных типов коммуникаций, наличием у пользователя технических средств и компетенций для осуществления взаимодействия. Обеспечивая индивида мгновенным доступом в интернет как во всеобщее пространство коммуникации и потребления онлайн-контента, они занимают одно из главных мест в современной медиасистеме, обогнав большинство традиционных медиа по охвату аудитории и времени потребления и составляя существенную конкуренцию телевидению.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой