Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Молодежная аудитория печати: чтение в условиях развития Интернета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В российском обществе к 1980 гг. наиболее популярным информационным ресурсом стало телевидение, а сегодня аудитория (в особенности — молодежная) все чаще обращает внимание на компьютерные технологии, игнорируя традиционные СМИ (и в некоторых случаях даже телевидение). На наш взгляд, появление Интернета обострило необходимость эмпирического изучения чтения периодики. Есть основания опасаться, что… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические и методологические основы изучения молодежной аудитории печатных СМИ
    • 1. Чтение как социальный и психологический феномен
    • 2. Чтение и Интернет в процессе социализации
    • 3. Молодежь как социальная группа
    • 4. Молодежная аудитория СМИ: понятия, показатели, структура
  • Глава II. Эмпирическое исследование молодежной аудитории
    • 1. Методика исследований
    • 2. Место печатных СМИ и Интернета в круге источников информации
    • 3. Отношение молодежи к современным СМИ
    • 4. Структура и содержание сегмента молодежных СМИ: соответствие запросам целевой аудитории

Молодежная аудитория печати: чтение в условиях развития Интернета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

I. Общая характеристика работы.

Актуальность исследования. В последнее время российские исследователи часто говорят о катастрофическом снижении интереса людей к чтению. Речь идет не о судьбе книг (ситуация с книжным чтением постепенно улучшается), а о чтении газет и журналов, о потере навыка чтения, особенно — регулярного.

Наибольшее беспокойство практиков и теоретиков вызывает молодежь. Представители данной социальной группы — будущее общества. Поэтому специалисты обеспокоены последствиями трансформации механизмов передачи социального опыта, утратой некоторых из них и в этом ряду — навыка чтения печатных текстов в молодежной среде.

Становление общества нового типа, постепенный переход к информационному обществу меняют поведение человека, структуру его свободного времени. Изменяются приоритеты, появляются новые формы организации и проведения досуга, прежние и привычные (в том числе чтение) утрачивают свои лидирующие позиции. В результате происходящих трансформаций изменяется иерархия социальных и индивидуальных ценностей, появляется несколько иной по сравнению с прежним тип личности. Есть основания полагать, что в определенной.

1. степени распространению новых идей, норм и представлений (особенно среди молодежи) служат СМИ. Нас это особо интересует в связи с выбранной темой работы.

В сегменте молодежной прессы постоянно идет внутреннее движение. По сравнению с периодом середины 1990 гг. рост числа молодежных газет и журналов немного замедлился, хотя в целом этот сегмент медиасистемы довольно обширен. Однако интерес к периодике у молодежи, как и в целом у аудитории, падает. Затруднительное положение печатных СМИ в России и мире заставляет искать новые стратегии деятельности и обращать особое внимание на молодежную аудиторию как на будущих потребителей продукции масс-медиа. При этом нужно подчеркнуть, что, судя по небольшому количеству исследований молодежной аудитории СМИ, в нашей стране четкое понимание важности изучения этой социальной группы как аудитории масс-медиа пока не сложилось.

В российском обществе к 1980 гг. наиболее популярным информационным ресурсом стало телевидение, а сегодня аудитория (в особенности — молодежная) все чаще обращает внимание на компьютерные технологии, игнорируя традиционные СМИ (и в некоторых случаях даже телевидение). На наш взгляд, появление Интернета обострило необходимость эмпирического изучения чтения периодики. Есть основания опасаться, что эта информационная технология с ее возможностями быстрого обновления содержания, участия аудитории в формировании контента, активной коммуникации и др. угрожает традиционным видам медиаактивности — чтению, телесмотрению и радиослушанию. Развитие технологических новшеств заставляет ученых размышлять также и о проблеме обращения к мультимедийным текстам, которые определенным образом нарушают привычные механизмы восприятия. В этих условиях особенно важно изучить проблему утраты навыка чтения традиционных печатных СМИ и поведения молодежной аудитории по отношению к различным источникам информации. Таким образом, проблемой исследования является снижение интереса молодежной аудитории к чтению газет и журналов, обусловленное рядом социальных и индивидуальных факторов, а также — в значительной степени — распространением новых информационных ресурсов.

Степень разработанности проблемы. В отечественном обществоведении велико число работ, посвященных молодежи как части общества. Во многих из них представлено современное видение положения этой социальной группы. Активно ведущиеся в отечественном научном сообществе дискуссии о природе информационных интернет-ресурсов, о том, является ли Интернет как таковой средством массовой информации, получают отражение в публикациях и выступлениях исследователей и практиков.

Однако степень изученности проблемы информационного поведения аудитории СМИ в условиях распространения Интернета явно неудовлетворительна. Подавляющее число работ выполнено применительно к чтению книг, а не печатной периодики. Комплексных исследований по данной тематике не проводится. Существует дефицит некоммерческих социологических данных, причем это касается не только сферы молодежных СМИ, но и области масс-медиа в целом. Как отмечают эксперты, подобных исследований сегодня почти нет, потому что социологические центры не в состоянии их самостоятельно профинансироватьотдельным заказчикам это тоже не по карману. Результаты коммерческих исследований по понятным причинам закрыты, поскольку они составляют собственность заказчика, а в доступных обычно отсутствуют данные о молодежных группах. Обзорных работ за последние десятилетия по журналистике для молодежи нами не выявлено. Учитывая сказанное, более или менее целостную картину приходится составлять, используя разные данные и источники.

В последнее время практически отсутствуют специальные проекты, посвященные молодежи именно как аудитории СМИ, характеру ее потребления массовой информации, ее предпочтениям, — с одной стороны, и содержанию молодежных изданий — с другой. Социологические центры (КОМКОН, TNS Gallup Media и др.) регулярно измеряют те или иные характеристики читателей, слушателей, зрителей и среди них — молодежи. Но доля сведений о представителях младших возрастных групп, которые можно получить из общих опросов аудитории средств массовой коммуникации, крайне мала, а возрастные рамки групп слишком широки (от 18 до 35 лет). Специальные же работы носят фрагментарный и описательный характер и посвящены, как правило, отдельным каналам и программам, а не выявлению общих тенденций и объяснению закономерностей поведения аудитории. В связи с распространением новых информационных технологий ряд ученых обращается к анализу их использования. Однако эти исследования чаще касаются ситуации в отдельных российских регионах, выполняются по различным методикам, а следовательно, не позволяют делать обобщений относительно информационного поведения людей в целом по стране. Западная же практика и темпы распространения инноваций несколько опережают российские реалии, и результаты исследований, проводимых иностранными специалистами, нужно принимать в расчет с определенными оговорками.

Объектом исследования на теоретическом уровне является молодежь как социальная группа, а на эмпирическом — ее информационное поведение и отношение к СМИ. В качестве эмпирического объекта выступают также московские молодежные издания, составляющие особый сегмент системы СМИ.

Предмет исследования — особенности информационного поведения молодежи, прежде всего — чтения газетной и журнальной периодики в связи с распространением Интернета.

Основная цель диссертации — исследование чтения молодежью традиционных печатных СМИ в условиях распространения новых информационно-коммуникационных технологий, в данном случаеИнтернета, и изучение особенностей информационного поведения изучаемой группы аудитории. Она предполагает решение ряда задач:

• исследование специфики молодежи как части общества и как аудитории СМИ;

• определение места использования каналов СМИ в структуре досуга молодежных групп;

• выявление особенностей информационного поведения молодежи, связанных с появлением и распространением компьютерных технологий и Интернета;

• выявление информационных предпочтений аудитории в прессе и интернет-пользовании;

• установление специфики потребления информации, различий во вкусах и пристрастиях возрастных и тендерных молодежных групп, групп людей, занимающихся различными видами деятельности (учащихся, студентов, работающей молодежи);

• анализ молодежного сегмента системы СМИ в свете запросов молодежной аудитории.

Методология и методы исследования. Задачи работы предполагают использование комплекса методов исследования. Проведены как теоретический анализ работ по молодежной проблематике и по массовым коммуникациям, так и эмпирические измерения — опрос (анкетирование) аудитории, анализ состава сегмента печатной периодики, контент-анализ СМИ для молодежи, вторичный анализ данных социологических центров, экспертный опрос. Источниками информации в данной работе являются работы ученых и исследователей, занимающихся изучением аналогичных проблемданные, полученные социологическими центрами и службами (TNS.

Gallup Media, ROMIR Monitoring, КОМКОН, ВЦИОМ, Левада-Центр и др.) и опубликованные в специализированных изданиях.

Гипотезы, которые автор проверяет в ходе эмпирического исследования:

• Количество времени, которое молодежная аудитория затрачивает на интернет-пользование, неуклонно возрастает. Этот факт дает нам основания говорить о росте конкуренции между потреблением традиционных СМИ (в том числе чтением газет и журналов) и использованием интернет-ресурсов.

• У печатных СМИ есть свои преимущества в сравнении с интернет-ресурсами. Даже при активном использовании сети традиционная печать остается в круге потребляемых каналов массовой информации. Однако современной молодежной периодике не хватает ряда особенностей, чтобы удержать внимание молодежи и укрепить свои позиции.

Научная достоверность диссертации обеспечивается применением научной методики и методологии, достаточно обширным эмпирическим материалом, а также использованием различных источников теоретической и эмпирической информации.

Теоретической базой исследования стали труды отечественных ученых, занимающихся исследованиями в области общей социологии (Л.Я. Аверьянова, Г. С. Батыгина, Ю. А. Левады, В.А. Ядова), социологии и психологии молодежи (Ю.Г. Волкова, Ю. А. Зубок, И. М. Ильинского,.

A.И. Ковалевой, В. А. Лукова, И. С. Кона, В. Т. Лисовского, Б. А. Ручкина,.

B.C. Собкина, В.И. Чупрова), педагогики (Б.Т. Лихачева, В.А. Сухомлинского), в сфере изучения масс-медиа (Л.М. Земляновой, Е. П. Прохорова, И. Д. Фомичевой, Л. Л. Реснянской, М.М. Лукиной) иотдельно — социологии массовых коммуникаций (М.А. Василика, Ю. В. Вооглайда, B.C. Коробейникова, Г. С. Мельник, М. М. Назарова, И. Д. Фомичевой, Л.Н. Федотовой) и Интернета (И.И. Засурского, Л.Л. Делицына), а также в области маркетинга (А.Г. Костерина,.

Е.В. Попова) — работы российских библиотековедов (Г.А. Ивановой, И. А. Бутенко, В.Д. Стельмах) и исследователей социологии культуры и чтения (П.Б. Бирюкова, C. JL Вальдгарда, Б. В. Дубина, Н. А. Зоркой, В.П. Чудиновой).

В свете выбранной темы полезными оказались исследования западных ученых, посвященные масс-медиа и развитию информационно-коммуникационных технологий и новых форм коммуникации, активное распространение которых в молодежной среде очевидно, — Ж. Бодрийяра, П. Бурдье, Ш. Гоуайзера, М. Кастельса, Н. Лумана, М. Маклюэна, Д. МакКуэйла, Э. Тоффлера, Ш. Текл, Г. Рейнгольда и др.

Филологический характер диссертации базируется на анализе информационных процессов, рассмотрении взаимодействия читателей и текстов СМИ, а также различных информационных источников. В работе рассматриваются такие характеристики молодежных СМИ, как тематика и формы подачи информации.

Проведенное исследование носит комплексный характер. Его научная новизна заключается в попытке получить эмпирические данные об информационном поведении молодежи и совместить изучение проблем молодежи как части общества и части аудитории СМИ с изучением состояния сегмента молодежной прессы, ее контента — с анализом феномена чтения и влияния интернет-ресурсов на поведение аудитории. Рассмотрение проблемы в данной работе носит системный характер: исследование касается аудитории СМИ и изданий, рассчитанных на неепроводится анализ особенностей молодежной аудитории и феномена аудитории в целомизучается потребление периодики в ряду других СМИ, специфика интернет-пользования и чтения традиционной прессы (что позволяет сравнить эти виды деятельности, судить о том, как Интернет меняет поведение молодых людей в отношении СМИ).

Теоретическая и практическая ценность работы. Данные, полученные в ходе диссертационного исследования, могут быть применены в деятельности редакций СМИ, использованы для создания новых молодежных медиаресурсов. Работа также имеет определенную теоретическую значимость. В последнее время исследования, посвященные молодежным СМИ, проводятся крайне редко, поэтому данных по молодежной аудитории недостаточно. В то же время получение подобных сведений очень актуально сегодня, когда угроза утраты навыков чтения традиционных масс-медиа стала реальной не только для России, но и для многих других стран. Поэтому полученные результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях. В научный оборот вводятся эмпирические данные, характеризующие информационные предпочтения различных групп молодежи, их поведение в отношении СМИ, а также описывающие особенности современной молодежной периодики. Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе, в системе повышения квалификации работников СМИ.

На защиту выносятся следующие положения:

• Молодежь представляет особую общественную группу и специфическую часть аудитории СМИ. Ее черты и характеристики обусловлены социальным положением и психологическими закономерностями развития данной группы, требующей особого подхода со стороны издателей и журналистов.

• Сохранение навыка чтения у молодежи становится особенно актуальным в условиях массового распространения Интернета, который, с одной стороны, предполагает сохранение этого навыка, но, с другой стороны, серьезно его деформирует. В большей степени Интернет охватывает молодую часть общества, поэтому важно исследовать именно чтение молодых людей. и.

• Функционирование СМИ для молодежи и структура сегмента молодежной периодики должны определяться особенностями данной социальной общности, в том числе ее сложной внутренней структурой, охватывающей множество возрастных групп и субкультур. Деятельность масс-медиа должна учитывать сильную дифференциацию молодежных групп и быструю смену жизненно-возрастных циклов представителей нового поколения.

• Как показывает проведенный анализ молодежных изданий, дифференциация целевой аудитории практически не отражается в практике традиционных молодежных СМИ, хотя для издателей это могло бы стать возможностью диверсифицировать продукцию в соответствии с особенностями целевой аудитории и укрепить положение газет и журналов в условиях развития новых информационных технологий. Структура сегмента молодежной прессы достаточно разветвлена, но в то же время существует ряд пустующих информационных нишв целом молодежная пресса не отвечает потребностям и интересам аудитории.

• Предпринятое нами сопоставление содержания и типологических характеристик молодежной периодики с запросами, интересами и предпочтениями аудитории показывает, что печатным СМИ не хватает многих привлекательных для молодежи черт (в том числе интерактивности, частого обновления информации, возможности участия в создании содержания и др.), чтобы вернуть себе внимание аудитории, отдаваемое в последнее время интернет-ресурсам.

• Существует несколько возможных путей развития ситуации. Как свидетельствует проведенный нами опрос, Интернет способен постепенно вытеснить печатные СМИ из области интересов молодежной аудитории. Однако западный опыт подсказывает, что пресса может сохранить старых и привлечь новых читателейк тому же российская молодежь пока довольно позитивно настроена по отношению к традиционным газетам и журналам.

• «Резервы» сохранения аудитории сегодня видятся в умении печатных изданий отвечать запросам читателей и оставаться интересными для них, в использовании редакциями новых технологических возможностей для модернизации собственной деятельности, а также в усовершенствовании системы распространения молодежной прессы с тем, чтобы сделать ее более доступной молодым людям.

Апробация диссертации. Отдельные положения работы и результаты исследования докладывались на конференциях «Ломоносов-2006» (Москва, МГУ), «СМИ в современном мире. Молодые исследователи» (Санкт-Петербург, СПбГУ, 2006), «Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве» (Москва, МГУ), «СМИ в современном мире. Молодые исследователи» (Санкт-Петербург, СПбГУ, 2005), «Ломоносов-2005» (Москва, МГУ), «Информационное поле современной России: практика и эффекты» (Казань, КГУ, 2005), «Ломоносов-2004» (Москва, МГУ), «Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире» (Москва, МГУ), «Журналистика в 2003 году: обретения и потери, стратегии развития» (Москва, МГУ), на Второй Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь и будущая Россия» (Москва, ИНИОНРАН).

Материалы диссертации регулярно использовались автором в занятиях со студентами на факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова в 2003;2006 гг.

Автором предпринят ряд публикаций в специальных изданиях.

II. Содержание работы.

Содержание работы, ее структура обусловлены целью и задачами исследования, логикой изложения материала. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Во Введении обосновывается актуальность выбранной темы, ставится научная проблема, характеризуется научная новизна диссертации, ее объект и предмет, определяются цели и задачи работы, указываются методологические принципы и методы исследования, его теоретическая и практическая ценность, формулируются положения, выносимые на защиту.

Заключение

.

В соответствии с задачами исследования, нам удалось изучить специфику молодежи как социальной группы и части потребителей СМИ, определить ее предпочтения в сфере масс-медиа и особенности информационного поведения. Проведенное исследование подтвердило, что молодежь — это часть аудитории СМИ, обладающая специфическими чертами и характеристиками, обусловленными ее социальным положением и психологическими закономерностями развития, она требует особого подхода со стороны практиков в сфере средств массовой информации.

Значение средств массовой информации в процессе социализациисоздании картины мира в сознании человека, их роль в формировании ценностных ориентаций, норм и моделей поведения развивающейся личности довольно велики. Особенно ярко различные аспекты социализации посредством СМИ просматриваются в молодежной аудитории. Молодежным СМИ свойственны те же функции, что и масс-медиа в целом, но здесь имеет место модификация иерархии основных функций периодики. Доминирующей в функциональной модели современной молодежной прессы является социализаторская функция. Через ее реализацию масс-медиа помогают молодым людям усвоить определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющую нормально жить в обществе.

При решении еще одной задачи исследования нами был проведен анализ молодежного сегмента системы СМИ в свете существующих интересов и потребностей молодых людей. Функционирование СМИ для молодежи, структура сегмента молодежных СМИ должны определяться особенностями данной социальной общности — в том числе должны быть связаны с сильной дифференциацией внутри молодежных групп и быстрой сменой жизненно-возрастных циклов представителей нового поколения. Но практика далека от теории. Своеобразный бум создания газет и журналов в секторе молодежной печати пришелся на период 1996;2002 гг. Сегодня идет стабилизация объема аудитории печатных масс-медиа и ее перераспределение среди существующих изданий. В условиях коммерциализации масс-медиа создается продукт, рассчитанный на максимально широкого потребителя. Такой подход обусловил существование универсально-тематических изданий с высокими тиражами, в основном — ежемесячных журналов. Молодежные издания часто не могут предложить уникальный контент, созданный с учетом специфических потребностей молодежной аудитории. Направленный на неопределенную по составу аудиторию массовый тип прессы в изобилии существует и в молодежном сегменте. Как показал проведенный нами контент-анализ, тематическое содержание сегодняшних молодежных СМИ, способы подачи материала и жанры незначительно отличаются от «взрослых» образцов и известных западных аналогов. Беден состав авторов и героев, доступ молодежи к коммуникациям в этом качестве не обеспечен. Как показывает анализ структуры сегмента молодежной прессы, она достаточно разветвлена, но в то же время развита крайне неравномерно и не отвечает потребностям и интересам аудитории. Глубокая сегментация молодежных групп практически никак не отражается в практике традиционных молодежных СМИ, хотя учет особенностей молодежи как социальной группы, состава ее субкультур мог бы стать основой успешной деятельности СМИ, рассчитанных на сегментированную аудиторию.

Гипотеза о том, что Интернет как среда обитания и источник информации для молодежной аудитории представляет реальную опасность для традиционных медиа в «технологически развитых» регионах, нашла частичное подтверждение в нашем исследовании. Разумеется, еще рано говорить о полном доминировании интернет-ресурсов из-за недостаточного уровня проникновения новых технологий к пользователям. Печатная периодика пока остается одним из значимых информационных ресурсов наравне с телевидением и Интернетом — это подтверждают полученные нами данные. Но учитывать пессимистичный для традиционной прессы прогноз развития медиасреды необходимо: при сохранении темпов роста популярности и доступности новых технологий через некоторое время общая тенденция может стать угрожающей для печати. Интернет, действительно, может постепенно вытеснить периодику из круга каналов массовой информации, используемых молодежной аудиторией. Принимая во внимание различия в пользовании источниками информации в разных возрастных группах и то, что представители младшей группы молодежи (15−19 лет) с достаточно раннего возраста знакомы с компьютерными и интернет-технологиями, можно предположить, что со временем они станут активными пользователями. Как показало наше исследование, молодые люди, которые ежедневно пользуются Интернетом, регулярно обращаются и к онлайн-СМИ. В создавшихся условиях переход молодежной аудитории от печатных газет и журналов к интернет-изданиям представляется крайне возможным.

Исходя из результатов проведенного анализа молодежной периодики, печатным газетам и журналам сейчас не хватает многих привлекательных для молодежи характеристик: интерактивности, разнообразия и достоверности сведений, возможности частого обновления информации, участия аудитории в создании содержания, обмена мнениями и др.) для того, чтобы вернуть себе внимание аудитории, все чаще отдаваемое интернет-ресурсам. Об этом свидетельствуют суждения самой молодежной аудитории. В числе ее главных претензий к СМИ — публикация недостоверной, непроверенной и часто ненужной информации, обилие рекламы, трудность поиска необходимых сведений и др.

Представляется, что от роста популярности интернет-ресурсов проиграть могут не только традиционные газеты и журналы, но и общество. Социальная значимость чтения периодики состоит в том, что оно развивает мышление, подкрепляет умение мыслить самостоятельно, способствует формированию полноценной личности, выработке гражданской позиции. Разумеется, использование информационных интернет-ресурсов также необходимо, однако, экранное чтение нельзя приравнять к чтению традиционному и нужно стремиться сохранить этот навык у представителей молодежной аудитории.

Как позитивный сценарий развития ситуации в определенном смысле можно рассматривать появление интегрированных информационных ресурсов, сочетающих в себе позитивные и привлекательные черты различных информационных источников, использующих новые технологии для завоевания доверия и внимания аудитории печатными изданиями, поддержки и воспитания навыков чтения, как это происходит в ряде европейских стран.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абушенко, B. J1. Чтение // Социологическая энциклопедия / Сост. Грицанов А. А., Абушенко B. J1. и др. Минск: Книжный дом, 2003. -1311 с.
  2. , Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. -М.: МАРС, 1998.- 192 с.
  3. Аналитический отчет по маркетинговому исследованию «Журнальный рынок России». М.: Маркетинговое агентство Step by Step, 2005.
  4. Аудитория: проблемы изучения общественного мнения. -1988.-Вып. 4−7- 1989.-Вып. 8−10- 1990.-Вып. 11−13- 1991.-Вып. 14.
  5. , О.Е. Виртуальная реальность и виртуализация реальности // Концепция виртуальных миров и научное познание. СПб.: РХГИ, 2000. — 320 с.
  6. , B.C. Теория и практика изучения аудитории массовой коммуникации в рамках деятельностного подхода. Казань: УНИПРЕСС, 2002. — 76 с.
  7. , Г. С. Лекции по методологии социологических исследований. М.: АО «Аспект-пресс», 1995. — 285, 1. с.
  8. , С.Н. Ребенок и компьютер // Материалы научной сессии НИИ комплексных социальных исследований «Человек в условиях кризиса». СПб., 1994.
  9. Библиотека и чтение: проблемы и исследования. Рос. нац. б-ка, Рос гос. б-ка- Сост. В. Д. Стельмах и др. Сб. науч. тр. СПб.: Изд-во Рос. нац. б-ки, 1995.-260 с.
  10. , П.Б. Чтение и компьютер в жизни студентов // Человек читающий: Homo legens-2 / Росс. Ин-т культурологи Мин-вакультуры РФ и др. Бирюков Б. В., Бутенко И. А. (отв. ред.). М., 2000. -183 с.
  11. , Л.Г. Методика обучения и стимулирования чтения 1990-х гг. Oxford Reading Tree // Человек читающий: Homo legens-2. / Росс. Ин-т культурологи Мин-ва культуры РФ и др. Бирюков Б. В., Бутенко И. А. (отв. ред.). -М., 2000. 183 с.
  12. , Ж. Реквием по масс-медиа // Поэтика и политика. Альм. Рос.-фр. центра социологии и философии Ин-та социологии Рос. Акад. наук. Н. А. Шматко отв. ред. — М.: Институт экспериментальной социологии- СПб.: Алетейя, 1999. — 349 с.
  13. , П. Власть журналистики // Бурдье П. О телевидении и журналистике. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2002. — 160 с.
  14. , П. Начала / Пер. Шматко Н. А. М.: Socio-Logos: Фирма «Адепт», 1994. — 287 с.
  15. , П. Поле политики, поле социальных наук, поле журналистики // Социоанализ Пьера Бурдье. Альм. Рос.-фр. центра социологии и философии Ин-та социологии Рос. Акад. наук. М.: Институт экспериментальной социологии- СПб.: Алетейя, 2001.-286 с.
  16. , И.А. Тенденции массового чтения // Читающая Россия: мифы и реальность: сб. ст. по пробл. чтения.: По материалам росс, науч.-практ. конф. Москва, 1996. М.: Либерия, 1997. — 208 с.
  17. , И.А. Чтение на рубеже эпох: кто, что и сколько читает // Человек читающий: Homo legens-2. / Росс. Ин-т культурологи
  18. Мин-ва культуры РФ и др. Бирюков Б. В., Бутенко И. А. (отв. ред.). М., 2000.- 183 с.
  19. Бюллетень Федеральной целевой программы «Электронная Россия». Ноябрь 2002.
  20. , C.JT. Очерки психологии чтения. M.-JL, 1931.
  21. , В.П. Читательский интерес и проблема эффективности печатной пропаганды. Автореферат дисс.. канд. ист. наук. М., 1970.
  22. Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей и молодежи: Сб. науч. тр. АПН СССР, НИИ общей педагогики- Редкол.: Л. С. Школьник, B.C. Хелемендик. М.: НИИОП, 1989. — 116 с.
  23. , Ю.Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. и др. Социология молодежи. Учебное пособие / Под ред. проф. Ю. Г. Волкова. Р.-на/Д.: Феникс, 2001. — 576 с.
  24. , Ю.В. Опыт социологического и социально-психологического исследования структуры читательской аудитории городской и районной газеты. Автореферат дисс.. канд. социологич. наук. М., 1970.
  25. , М.К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология: Учебное пособие для вызов. М., 2003. — 312 с.
  26. , Ш., Уитт Э. Путеводитель журналиста по опросам общественного мнения. М.: РАИПЦ, Вагриус, 1997. — 205 с.
  27. , A.M. Потенциальная и реальная аудитория молодежной печати // Актуальные проблемы молодежной прессы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
  28. , Б.А. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования. -М.: Политиздат, 1987.
  29. , И. Маркетинг в деятельности СМИ. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1999.
  30. Дети и подростки в мире книжной культуры: (По итогам социологических исследований): Сборник научных трудов / Рос. гос. б-ка. Отдел иссл. Чтения, пропаганды книг и рек. библиогр. / Сост. А. М. Лебедева. М.: РГБ, 1993.- 127 с.
  31. , И.М. Без решения проблем гражданского общества с доступом к информации гражданское общество построить невозможно // Роль прессы в формировании гражданского общества. -М.: ИГК, 2000.
  32. , Д. О терпимости. http://www.philosophy.ru/1 ibrarv/diderot/about tolerance. html
  33. , Г. Г. Социально-политическая психология. M.: Новая школа, 1996. — 352 с.
  34. , Б.В. Классическое, элитарное, массовое // Дубин Б. В. Интеллектуальные группы и символические формы. Очерки социологии современной культуры. М.: Новое издательство, 2004. — 352 с.
  35. , Б.В. Телевизионная эпоха: жизнь после // Дубин Б. В. Интеллектуальные группы и символические формы. Очерки социологии современной культуры. М.: Новое издательство, 2004. — 352 с.
  36. г. Москвы «О молодежи».
  37. Землянова J1.M. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: толковый словарь терминов и концепций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. — 301 с.
  38. , JI.M. Коммуникативистика и средства информации. Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.-416 с.
  39. , Ю.А. Теоретические и прикладные проблемы социального развития молодежи в обществе риска // Гуманитарный стратегический маневр. М.: Книга и бизнес, 2004. — 560 с.
  40. Иваницкий, B. J1. Модель газетной редакции в условиях рынка: организационно-функциональный аспект. Диссертация. канд. филол. наук. М., 2002.
  41. Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002. — 224 с.
  42. , Г. А. Влияние средств массовой информации на чтение детей и работа библиотек // Библиотечное дело и демократия: тез. докл. и сообщ. науч. конф. Науч. ред. и авт. предисл. Скворцов В. В. М.: Моск. гос. ун-т культуры, 1997.
  43. , И. Молодежь и молодежная политика. М.: Голос, 2001.-694 с.
  44. , М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 328 с.
  45. , Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. -М.: Академический проект, 2005. 448 с.
  46. , А.И., Луков В. А. Социология молодежи: теоретические вопросы. -М.: Социум, 1999.
  47. Кон, И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 252 с.
  48. Кон, И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.
  49. Кон, И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.
  50. , B.C. Редакция и аудитория. Социологический анализ.-М.: Мысль, 1983.-255 с.
  51. , JI.H. Социология общественного мнения. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2000. — 32 с.
  52. , А.Г. Практика сегментирования рынка. СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
  53. , Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990. — 734 с.
  54. , А.О. Анализ социологических данных. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. — 281 с.
  55. , В.И. СМИ как зеркало, в котором аудитория перестала узнавать себя // Журналистика и социология '96: о чем молчит аудитория? / Редкол.: С. Г. Корконовенко (ред-сост), В. В. Ворошилов, М. Н. Ким. СПб., 1997.
  56. , Ю.А. В мире аудиовизуальной коммуникации нужен новый тип газеты // Пресса в обществе (1959−2000): Оценки социологов и журналистов. Документы. М.: Изд-во Московской школы полит, исследований, 2000. — 616 с.
  57. , М.В. Авторский актив молодежной газеты: основные формы организации сотрудничества // Актуальные проблемы молодежной прессы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
  58. , У. Общественное мнение. М.: Изд-во фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с.
  59. , Б.Т. Педагогика: курс лекций. М.: Прометей, Юрайт, 1998.-464 с.
  60. Личность и массовая коммуникация: Сб ст. / Редкол.: Ю Вооглайд (гд. ред) и др. Тарту: Тартус. гос. ун-т, 1969. — 273 с.
  61. , Н. Власть. -М.: Праксис, 2001.-250 с.
  62. , Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. -М.: Интеллект, 1998.
  63. , Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. — 256 с.
  64. , И.П. Методологически проблемы журналистского мастерства: функции прессы и роль журналиста. М.: Изд-во Моск. унта, 1979.
  65. , М. Галактика Гутенберга.--Киев: Ника-центр, 1. Эльга, 2004. 432 с.
  66. , В. Влияние социально-психологических характеристик личности на характер восприятия сообщения // Кяэрику III. Материалы встречи социологов «Личность и массовая коммуникация» 1968. — Тарту: Тарстус. гос. ун-т, 1969. — 273 с.
  67. , О.М. Методические проблемы сравнительного анализа результатов исследований молодежной аудитории СМК // Проблемы изучения детской и молодежной аудитории массовых коммуникаций. М., 1976.
  68. , Л.В., Аникеева Т. Я. Психология телевизионной коммуникации. М.: РИП-холдинг, 2002. — 316 с.
  69. Мельник, Г. С. Mass-Media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996.
  70. , Э.Д. Шарлотский проект. Как помочь гражданам взять демократию в свои руки. М.: Национальный институт прессы, ВИОЛАНТА, 1998.
  71. Мир молодежного ТВ глазами зрителей. Материалы социологических исследований аудитории молодежных телепередач. -Киев: Гос. комитет Украинской ССР по телевидению и радиовещанию, 1986.-54 с.
  72. Молодежная культура: «за» и «против». Заметки социолога / З. В. Сикевич. Л.: Лениздат, 1990. — 206 с.
  73. Молодежная субкультура: Учебное пособие / С. И. Левикова. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 608 с.
  74. Москва: воспитание и образование молодежи: Социологический аспект // Серия «Москва современная». 2002. № 5 (123).
  75. , М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. М.: Едиториал УРСС, 2002.-240 с.
  76. , С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984.-797 с.
  77. , Е. Новые измерения сексуального пространства: Опыт анализа секс-дискурсов молодежных российских журналов // Женщина не существует: современные исследования полового различия". Сыктывкар, Сыктывкарский университет, 1999. — 172 с.
  78. Основы теории коммуникации: Учебник / Под ред. проф. М. А. Василика. М.: ГАРДАРИКИ, 2005. — 615 с.
  79. , С.Б. Журналистика прошлого и настоящего две разные профессии // Пресса в обществе (1959−2000): Оценки социологов и журналистов. Документы. — М.: Изд-во Московской школы полит, исследований, 2000. — 616 с.
  80. , Б.Л. Что такое человек? // Пастернак Б. Л. Об искусстве. «Охранная грамота» и заметки о художественном творчестве. М.: Искусство, 1990. — 399 с.
  81. , Т.Э. К вопросу о социальной типологии российского студенчества // Материалы научной сессии НИИ комплексных социальных исследований «Человек в условиях кризиса». СПб., 1994.
  82. Проблемы изучения детской и молодежной аудитории массовых коммуникаций. Материалы семинара. М., 1976.
  83. , Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Издательство РИП-Холдинг, 2002. — 322 с.
  84. , В.В., Шкаратан, О.И. Социальная стратификация. М.: Аспект-Пресс, 1996. — 318 с.
  85. , Э., Траут, Д. Позиционирование: битва за узнаваемость. -М.: Питер, 2001.-256 с.
  86. , Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М.: Ультра. Культура, 2003. — 368 с.
  87. , JI.JI. Особенности процесса формирования системы современной периодики. М., 1996.
  88. , JI.JI., Фомичева, И.Д. Газета для всей России. М.: Факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, Икар, 1999. — 232 с.
  89. , К. Чтение в информационном обществе // Читающая Россия: мифы и реальность: сб. ст. по пробл. чтения.: По материалам росс, науч.-практ. конф. Москва, 1996. М.: Либерия, 1997. — 208 с.
  90. , В.М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир. М.: Эдиториал УРСС, 1996. — 224 с.
  91. , Л.С. Дилемма XXI века: толерантность и конфликт. -М.: Московское бюро про правам человека, ИСПИ РАН, Мое. УМВД РО, Academia, 2006. 240 с.
  92. , Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. -СПб.: Питер, 2001.-224 с.
  93. , М.М. Тенденции массового чтения // Читающая Россия: мифы и реальность. М., 1996.
  94. , А.К. Мы проскочили момент личной ответственности // Пресса в обществе (1959−2000): Оценки социологов и журналистов. Документы. М.: Изд-во Московской школы полит, исследований, 2000. — 616 с.
  95. , Н.А. Демократизация и информатизация // Библиотечное дело и демократия. М., 1997.
  96. , B.C., Евстигнеева, Ю.М. Подросток: виртуальность и социальная реальность. М.: Центр социологического образования РАО, 2001.- 156 с.
  97. , В.М. Молодежь как объект идеологического воздействия. Автореферат дисс. .канд. философ, наук. -М., 1972.
  98. , A.JI. Конформность в процессе массовой коммуникации // Кяэрику III. Материалы встречи социологов «Личность и массовая коммуникация» 1968. Тарту: Тартус. гос. ун-т, 1969.
  99. Социология массовой коммуникации: Учебник для вузов / Л. Н. Федотова. М.: Питер, 2003. — 400 с.
  100. Социология: основы общей теории. Под ред. Г. В. Осипова. -М.: Норма, 2002.-912 с.
  101. , В.Д. Трансформация мифа // Читающая Россия: мифы и реальность. М., 1996.
  102. , А., Корбин, Д. Основы качественного исследования. Обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001.-256 с.
  103. , В.А. Сердце отдаю детям // Избр. пед. соч. В 3-х тт. Т. 1. — М.: Педагогика, 1979.
  104. , Ч., Фрайбургер, В., Ротцолл, К. Реклама: теория и практика. М.: Прогресс, 1989. — 628 с.
  105. , И.И. Психология детского чтения от, А до Я: Методический словарь-справочник для библиотекарей. М.: Школьная библиотека, 2004. — 248 с.
  106. , Э. Шок будущего. М.: ACT, 2001. — 559 с.
  107. , В.В. Некоторые качественные зависимости структуры содержания массовых коммуникаций и структуры личности // Кяэрику III. Материалы встречи социологов «Личность и массовая комуникация» 1968. — Тарту: Тартус. гос. ун-т, 1969.
  108. Федеральный Закон «Об основах государственной молодежной политики в РФ».
  109. , Л.Н. Анализ содержания социологический метод изучения СМК. -М.: Научный мир, 2001.-214 с.
  110. , Л.Н. Анализ содержания телевизионных передач. -М., 1992.
  111. , Л.Н. Социология рекламы. М.: Добросвет, 1999. -339 с.
  112. , Л.Н. Телемосты СССР-США: комплексные социологические исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1990.
  113. , И.Д. Журналистика и аудитория. Теоретические проблемы и опыт изучения городской аудитории средств массовой информации и пропаганды. М., 1975.
  114. , И.Д. Печать, телевидение и радио в жизни советского человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 166 с.
  115. , И.Д. СМИ как партиципарные коммуникации. Автореф. дисс. д-ра филол. наук: 10.01.10,22.00.04. М., 2002. — 84 с.
  116. , Э. Искусство любить. М.: Азбука, 2002. — 224 с.
  117. , Ю. Производительная сила коммуникации // Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Лекции и интервью. Москва, апрель 1989. М.: Наука, 1992. — 175 с.
  118. , О. Через много лет. СПб.: Азбука-классика, 2005. -352 с.
  119. Читатель и книга: методы их изучения / Сб. ст. Я. В. Ривлина, Н. А. Рубакина и Б. О. Боровича. Харьков: Труд, 1925.
  120. Читательская аудитория России 2005. Сборник TNS Gallup Media.-М., 2006.
  121. Читающая Россия: мифы и реальность: сб. ст. по пробл. чтения.: По материалам росс, науч.-практ. конф. Москва, 1996. М.: Либерия, 1997.-208 с.
  122. Чтение в современном мире: опыт прошлого, взгляд в будущее. Общенацион. конгр. по чтению. Москва, 1992. Тез. докл. и сообщ.-М., 1992.-44 с.
  123. , И.Б. Массовая коммуникация и ее место в структуре общения // Проблемы изучения детской и молодежной аудитории массовых коммуникаций. М., 1976.
  124. , В.П. Дети, Интернет и библиотеки: взгляд в будущее // Библиотечное дело и проблемы информатизации общества. Тез. док. Междун. конф. М., 1999.
  125. , В.П. Читающие дети в мире книжной и «электронной» культуры // Человек читающий: Homo legens-2 / Росс. Инт культурологи Мин-ва культуры РФ и др. Бирюков Б. В., Бутенко И. А. (отв. ред.). М., 2000. — 183 с.
  126. , Ф.И., Родионов, А.А. Социология массовой коммуникации: Учебное пособие. М.: Издательский дом «Социальные отношения», Изд-во «Перспектива», 2002. — 262 с.
  127. , Ф.Э., Харчева, В.Г., Сериков, В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристь, 1997. — 300, 1. с.
  128. , А.Н. Интернет как средство массовой коммуникации: социологический анализ. Автореф. дисс.. канд. социологич. наук. Екатеринбург, 2004.
  129. , В.Э. Информация как благо // Кяэрику III. Материалы встречи социологов «Личность и массовая коммуникация» -1968. Тарту: Тартус. гос. ун-т, 1969.
  130. , К. Студенты. Становление личности. М.: Прогресс, 1982.- 135 с.
  131. Эко У. О прессе // Пять эссе на темы этики. СПб.: Симпозиум, 2002. — 158 с.
  132. , Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. -М.: Весь мир, 2003.-204 с.
  133. , Э. Детство и общество. СПб. Балашиха: Психол. центр «ЛЕНАТО», Фонд «Университетская книга», 1996. — 589, 1. с.
  134. , Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.-340, 2. с.
  135. В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: ИКЦ «Академкнига"-"Добросвет», 2003. — 596с.
  136. , В.А. Ищем «других», чтобы найти себя // Пресса в обществе (1959−2000): Оценки социологов и журналистов. Документы. -М.: Изд-во Московской школы полит, исследований, 2000. 616 с.
  137. , В.А. О различных подходах к концепции личности и связанных с ними различных задачах исследования массовых коммуникаций // Кяэрику III. Материалы встречи социологов «Личность и массовая коммуникация» 1968. — Тарту: Тартус. гос. ун-т, 1969.
  138. , В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования идентичности личности // Психология самосознания. Самара: Бахрах-М, 2003. — 671 с.
  139. Публикации в массовой и специализированной периодике
  140. Cosmopolitan наградили // Телеграф. 2006. № 4 (143).
  141. ROMIR Monitoring исследовал аудиторию Интернета // Телеграф. 2006. № 4 (143).
  142. , А. Что мы делаем со своими детьми? Интервью с B.C. Собкиным // Независимая газета. 2002. 16 мая. .
  143. , А., Оганезова С., Полат Н. Идущие вместе. Пока молча // Известия. 2003. 04 июня.
  144. , М. Министр отказал молодежи в конструктиве // Известия. 2005.11 апр.
  145. , Ф. Интернет в России: второе дыхание // Независимая газета. 2004. 04 июня .
  146. Всемирная паутина как проявление постмодерна // Известия науки. 2004. 08 октября .
  147. Выигрывают все. Если читают. Интервью с Б. Дубиным // Российская газета. 2005. 28 июля .
  148. , Н. Под знаком унитаза // Московский комсомолец. 2002. 10 сент.
  149. , Д. Читать так же престижно, как покупать дом // Российская газета. 2005. 27 июля .
  150. , JI. Онлайновые СМИ догнали газеты // Независимая газета. 2004. 17 сент. .
  151. , Б.В. Поколение: социологические границы понятия // Мониторинг общественного мнения. 2002. № 2 (58).
  152. , Б., Рейтблат А. Государственная информация и массовая коммуникация // Отечественные записки. 2003. № 4.
  153. , Т. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. 1997. № 2.
  154. , И. От «галактики Гутенберга» к «галактике Маклюэна» // Известия. 2005. 22 сент. .
  155. , И. Продолжение человека // Независимая газета. 2004. 17 сент. .
  156. , JI. Массовая культура, новые медиа и киберлибертарианизм // Медиальманах. 2003. № 2.
  157. , Н. Российская пресса: специфика публичности // Вестник общественного мнения. 2005. № 5 (79).
  158. , Ю.А. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социс. 1998. № 8.
  159. Интернет против Брема. Интервью с М. Безруких // Российская газета. 2005. 03 авг.
  160. , С. Роспечать предлагает цензуру в Интернете // Финансовые известия. 2005. 27 янв. .
  161. Кон, И. С. Формирование личности и психология юношеского чтения//Библиотекарь. 1977. № 1.
  162. , С. Национальная стратегия с информационным уклоном // Российская газета. 2004. 19 нояб. .
  163. , Е. Перерасходный возраст // Профиль. 2004. 31 мая. .
  164. , Ю.А. Заметки о «проблеме поколений» // Мониторинг общественного мнения. 2002. № 2 (58).
  165. , Ю.А. Люди и символы. Символические структуры в общественном мнении // Мониторинг общественного мнения. 2001. № 6 (56).
  166. , В.Т. Динамика социальных изменений // Социс. 1998. № 5.
  167. , В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социс. 2002. № 10.
  168. , В.А. Проблема обобщающих оценок положения молодежи // Социс. 1998. № 8.
  169. , Б.Б., Скробов А. П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ // Социально-политический журнал (Социально-гуманитарные знания). 1998. № 1.
  170. На каком гвозде висит чеховское ружье. Российские школьники завалили международный тест на грамотность чтения. Интервью с А. Каспржаком // Российская газета. 2005. 26 авг. .
  171. , Л. Анализ качественных данных// Социс. 1998. № 12.
  172. , Л. Неопросные методы исследования // Социс, 1998.6.
  173. , Ш. А «Нашисты» все о том же // Новые известия. 2005. 18 апр.
  174. , В.В. Социология молодежи и ювенология // Социс. 1999. № 5.
  175. , А. Путевка и «МИР» // Независимая газета. 2005. 28сент.
  176. , К. Богемская рапсодия // Огонек. 2003. № 16.
  177. , Б. Все возрасту покорны // Наука и жизнь. 2006. № 1.
  178. , Б.А. Молодежь и становление новой России// Социс. 1998. № 5.
  179. , Н. Ищите дураков на другой улице // Российская газета. 2005. 27 июля, .
  180. От классики меня тошнит // Труд. 2005. 18 нояб. .
  181. Проказы чужого Гарри. Интервью с В. Чудиновой // Российская газета. 2005. 18 авг. .
  182. , В.А., Головин Н. А. Штрихи к портрету поколения 90-х//Социс. 1998. № 3.
  183. Слов много, толку мало // Известия. 27.03.2005.
  184. , С. Макулатурщики всех стран объединились // Российская газета. 2005. 27 июля. .
  185. , В. Кого пугают «Наши»? // Комсомольская правда. 2005. 03 марта.
  186. , Б. Молодежные объединения обойдутся властям в 3,5 миллиарда // Известия. 2005. 08 сент.
  187. , О., Фрумкин К. Улучшение молодежи будет стоить 1 млрд // Известия. 2005. 15 сент.
  188. , М. Свернуть орлу одну (1) голову // Огонек. 2003. № 16.
  189. Унылые взрослые // Время новостей. 2004. 18 авг. .
  190. , Т.В. Молодежь о конфликтогенных факторах и молодежной политике // Социс. 2004. № 3.
  191. , В.П. Дети, библиотеки и новые информационные технологи // Библиотековедение. 2002. № 5.
  192. , В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социс. 1998. № 3.
  193. , С. Вверх по лестнице, не ведущей никуда // Независимая газета. 2003. 14 марта.
  194. , О.В. Феномен мультимедиа // Библиотековедение.2003. № 5.
  195. , А.А. Молодежные культурные и социальные движения в России // Социс. 1998. № 6.
  196. , И.И. Жизненные стратегии подростков // Социс. 1999. № 5.
  197. Экономика внимания: deus ex machina // Независимая газета.2004. 08 окт. .
  198. , Е. Скажи, что ты читаешь, и станет ясно, какой будет Россия // Российская газета. 2005. 27 июля. .
  199. Монографии, учебники, материалы (англ. язык)
  200. Carpentier, N. Expanding community media beyond the confinements of locality. Translocalism and the growth of the communicative rhizome // Media and Change. Moscow State University, Faculty of Journalism, 2005.
  201. Dusseldorp, M. van. The Internet: Threat or Opportunity for European Printed Media? // Future of Print Media Journal. 1998. .
  202. Fidler, R. Life in 2001: Redefining Printed Media in the Cyber Age. // Future of Print Media Journal. 1998.
  203. Fidler, R. Newspapers in 2020: Paper vs. Digital Delivery and Display Media. // Future of Print Media Journal. 2000.
  204. McKean, M. Getting Personal: Does Traditional Journalism Fit into the Net Generation’s Media Mix? (материал доклада на конференции Media and Change, MSU, 2005).
  205. McQuail, D. Communication theory. 4th Edition. London, 2000.
  206. Media and the Challenge of Globalization. Geneva, 2001.
  207. Nechaeva, I. Community Media in the Eastern Europe Countries. Moscow State University, 2005.
  208. Rheingold, G. Virtual Communities, Phony Civil Society? .
  209. Rheingold, G. Virtual Community. (1993) .
  210. Turkle, S. Virtuality and Its Discontents. Searching for Community in Cyberspace // The American Prospect Vol. 7, Iss. 24/ December 1,1996. .
  211. Webster, J.G. Beneath the Veneer of Fragmentation: Television Audience Polarization in a Multichannel World // Journal of Communication. June 2005. Vol. 55. № 2.
  212. Материалы, размещенные в Интернете219. .
  213. TV & Radio lose out to Internet among Youth audience // EIAA Press release .
  214. Американские подростки больше не доверяют СМИ // Голос России. 2005. 17 июля. .
  215. , Г. С. Социология Интернет: наука и образование в виртуальном пространстве, .
  216. , Ж. Экстаз коммуникации. / Пер. Д. В. Михель. .
  217. , О. Студенты двигатель протеста // Русский журнал. 2005. 28 MapTa.
  218. , В. Книга и молодежь: взгляд в третье тысячелетие // Зеркало недели. 2000. № 1 (274). .
  219. В 2005 году пользователей сети Интернет в России стало больше на 19% II РИА «Новости». 2006. 01 марта .
  220. В Рунете каждый пятый // Вебпланета. 2006. 13 янв. .
  221. , Е. Интервью с «Нашими». 2005. 08 сент. .
  222. Глава Роспечати предлагает объявить 2007 год Национальным годом чтения // РИА Новости. 2006. 01 марта. .
  223. Доверие россиян институтам власти // Левада-центр. 2004. 27 сент. .
  224. Европейская молодежь все больше времени посвящает интернету // Компьюлента. 2005. 27 июня. .
  225. , И. Молодость это ранняя зрелость // Зеркало недели. 2004. № 24 (499). .
  226. , Д. Укрощение Интернета, или Тирании и технологии // Русский Журнал. 2004. 06 апр. .
  227. Мнение россиян: читать газеты, смотреть телевидение и слушать радио стало интереснее, чем год-два назад // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 245 .
  228. Молодежь и политика: встречное движение. ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 271. .
  229. Молодежь и СМИ: брак по расчету. Гильдия издателей периодической печати. 2004. 18 июня. .
  230. О призыве и отсрочках. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 121. .
  231. О реализации государственной молодежной политики в РФ. Департамент государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Правительства РФ. .
  232. Полезные советы, политика и криминал: таку информацию прежде всего россияне ищут в газетах // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 243.
  233. , Е.В. Сегментация рынка, .
  234. Портрет российского интернетчика // ROMIR Monitorng. 2005. 26 июля, .
  235. О. Урок чтения. газеты // Зеркало недели. 2004. № 27 (502). .
  236. Профсоюзы не способны бороться за права трудящихся. ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 88. .
  237. Реализация основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации. Департамент государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Правительства РФ. .
  238. Стратегия государственной молодежной политики. .
  239. Существует ли молодежная пресса в регионах? // Радио Свобода. 2005. ЗОиюня. .
  240. Традиционные СМИ в Интернете: газеты без бумаги // Материалы Десятого Российского Интернет Форума. (2006). .
  241. , М. Митинг под крышей «Родины» // Русский журнал 2005. 25 апр.
  242. , А. Очевидцы и виртуалы. Кризис субъектности на рынке печатных СМИ // Русский журнал. 2004. 16 авг. .
  243. Что читает российская молодежь? ROMIR-Monitoring .
  244. Перечень молодежных изданий, выявленных на московском рынке прессы1. 16 (шестнадцать)2. Almamater.ru3. BRAVO4. COOL5. COOL girl6. COOL постеры7. ELLE girl8. Бакел (детям не игрушка)
  245. Иностранные языки и учеба за рубежом37. Круто38.Маруся39.Молодежная газета40. Молодежная эстрада41 .Молодежные известия42. Молоток
  246. И. Русский Newsweek 17 3.6712. Спорт-экспресс 17 3.6713. GEO 16 3.4514. Итоги 16 3.4515. GLAMOUR 15 3.2416. Лиза 15 3.2417. Огонек 15 3.2418. ELLE Girl 13 2.819. Вечерняя Казань 13 2.8
  247. Республика Татарстан 6 1.355. GALA Биография 5 1.0756. Игромания 5 1.07
  248. Казанский университет 5 1.07
  249. Молодежь Татарстана 5 1.07
  250. Студенческий меридиан 5 1.0761. COOL Girl 4 0.8762. GALA 4 0.8763. Shape 4 0.8764. Автомир 4 0.8765. ЗОЖ 4 0.8766. Из рук в руки 4 0.8767. Мой футбол 4 0.8768. Наука и жизнь 4 0.87
  251. Политический журнал 4 0.87
  252. Журналистика и медиарынок 1 0.21 211. Завтра 1 0.21
  253. Здоровье от природы 1 0.21
  254. Зеленодольская правда 1 0.21 214. Идеи Вашего дома 1 0.21 215. Идель 1 0.21
  255. Криминальная Россия 1 0.21 226. КРУТО! 1 0.21 227. Лидер 1 0.21 228. Лица 1 0.21
  256. Лучшие компьютерные игры 1 0.21 230. Любите друг друга 1 0.21 231. Мама и малыш 1 0.21 232. Медведь 1 0.21 233. Мир и дом 1 0.21 234. Мировой футбол 1 0.21 235. MK мобиль 1 0.21 236. Молодость Сибири 1 0.21 237. Молоко 1 0.21 238. Москвичка 1 0.21
  257. Мусульманские вести 1 0.21
  258. На волне Татарстана 1 0.21 241. Националь 1 0.21 242. Наша газета 1 0.21 243. НГ-религии 1 0.21 244. Невское время 1 0.21
  259. Независимое военное обозрение 1 0.21 246. Новая вечерка 1 0.21
  260. Новая казанская вечерка 1 0.21 248. Новый век 1 0.21 249. Обучение и карьера 1 0.21 250. Округа 1 0.21
  261. Парламентская газета 1 0.21 252. Поколение 1 0.21 253. Политика 1 0.21
  262. Популярная психология 1 0.21 255. Правда 1 0.21 256. Призыв 1 0.21 257. Профиль 1 0.21
  263. Психологический журнал 1 0.21
  264. Селезианский бюллетень 1 0.21
  265. Сибирская католическая газета 1 0.21 275. Смена 1 0.21 276. Собака RU 1 0.21 277. Собеседник 1 0.21 278. Спорт 1 0.21 279. Страна игр 1 0.21 280. Строгинские вести 1 0.21
  266. Студенческая правда 1 0.21 282. ТВ 7 1 0.21 283. ТВ новости 1 0.21 284. Телефон 1 0.21
  267. Виды изданий на московском рынке молодежной прессы1. Критерий Виды Количество
  268. Начало выхода 1. до 1980 32. 1980−1995 103. 1996−2000 244. 2001−2002 24
  269. Несколько субъектов РФ, в т. ч. за пределами 111. Центрального региона4. вся РФ 2
  270. РФ и страны ближнего зарубежья 8
  271. РФ и страны дальнего зарубежья 3
  272. Статус 1. дочернее предприятие 20
Заполнить форму текущей работой