Социально-политические басни.
Творчество И.А. Крылова
В наиболее ранней басне цикла — «Волк и Ягненок» (1808) — целенаправленно вынесена в начало «мораль»: истинность того положения, что «у сильного всегда бессильный виноват», к несчастью, несомненна и подтверждается — «историей», «молвой» и самой «басней». Надетая Волком маска вершителя закона лишь глубже оттеняет беззаконие и произвол сильного. Оправдываться бесполезно, на всякое самое… Читать ещё >
Социально-политические басни. Творчество И.А. Крылова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Социально-политические басни занимают видное место в творчестве Крылова. Баснописец высказывает свою точку зрения на очень важные проблемы времени, и первая среди них — раскалывающее общество противостояние «сильных» и «бессильных» («Волк и Ягненок», «Мор зверей», «Лев на ловле», «Мирская сходка», «Овцы и собаки», «Пестрые овцы», «Рыбья пляска»). Сам выбор персонажей в них не случаен, фигуры олицетворяют неизбежный конфликт хищника и жертвы, силы и слабости, соотношение которых аллегорически рисует картину общественного устройства.
В наиболее ранней басне цикла — «Волк и Ягненок» (1808) — целенаправленно вынесена в начало «мораль»: истинность того положения, что «у сильного всегда бессильный виноват», к несчастью, несомненна и подтверждается — «историей», «молвой» и самой «басней». Надетая Волком маска вершителя закона лишь глубже оттеняет беззаконие и произвол сильного. Оправдываться бесполезно, на всякое самое убедительное оправдание сильный отвечает по-своему:
" Ах, я чем виноват?" - «Молчи! устал я слушать.
Досуг мне разбирать вины твои, щенок!
Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать" .
— и не менее однозначно подводящее печальный итог последнее: «Сказал, и в темный лес Ягненка поволок» .
Найденный конфликт, обретающий в баснях Крылова большую заостренность, чем у его предшественников, будет развиваться и в других баснях. Пусть ничтожны грехи Вола рядом с преступлениями крупных хищников — Льва, Медведя, Волка, Тигра («Мор зверей»), однако именно он будет принесен в жертву. Бессильный не смеет выбирать себе судьбу — об этом басни «Мирская сходка», «Овцы и собаки» .
Наиболее остры прямо метившие в верховную власть басни «Рыбья пляска» и «Пестрые овцы», в которой решение Льва истребить пестрых овец «законным» путем, принятое по совету Лисы: «…прикажи овец волкам пасти. // Не знаю, как-то мне сдается, // Что род их сам переведется» — напоминало современникам Крылова о разгроме профессуры Петербургского университета в 1822 г., осуществленном Министерством просвещения и Комитетом министров по желанию Александра I.
Несовершенство судебной системы и в целом государственного управления ярко показано Крыловым в баснях «Лисица и Сурок», «Крестьяне и Река», «Волк и Мышонок», «Щука», «Крестьянин и Лисица», «Крестьянин и Овца» .
Причиной общественных бед, по Крылову, может оказаться неумение правителей прямо взглянуть на нужды народа: в басне «Воспитание Льва» (1811).
Многие басни Крылова рисуют нравственное несовершенство стоящих у власти вельмож: «Оракул», «Осел», «Гуси», «Две собаки», «Сокол и Червяк», «Вельможа» и др. Мотив этот также перекликается с традициями жанра сатиры XVIII в. — и крыловский Осел, который по воле Зевеса стал… скотиной превеликой.
Особое место в творчестве поэта занимают басни о войне 1812 года. В них отражены практически все наиболее значимые эпизоды борьбы с наполеоновским нашествием; потому так важен реальный комментарий к произведениям.
" Ворона и Курица" (1812) посвящена событиям сентября 1812 г. и может прочитываться и как сатира на Наполеона — обманувшийся французский император «попался, как ворона в суп», и как выпад против части дворянства, ослепленной галломанией и потому не осознавшей вовремя масштабов опасности. О том, сколь глубока была в то время духовная драма воспитанных на французской культуре, однако не утративших патриотизма людей, можно судить по письмам К. Н. Батюшкова: «При имени Москвы, при одном упоминании нашей доброй, гостеприимной, белокаменной Москвы сердце мое трепещет Варвары! Вандалы! И этот народ извергов осмеливался говорить о свободе, о философии, о человеколюбии; и мы до того были ослеплены, что подражали им, как обезьяны! Хорошо и они нам заплатили!». Трагическое разочарование должно стать уроком русскому человеку — именно поэтому события 1812 г. вызвали к жизни ряд басен Крылова, направленных против галломании, против ослепления ложным блеском просвещения. Стремление бездумно перенимать чужое ведет не просто к утрате собственной ценности, национального достоинства («Червонец», «Бочка») — оно может стоить свободы и жизни (не случайно едва ли не перекликается с письмом Батюшкова басня «Обезьяны»).
Басня «Волк на псарне» (1812) отразила тяжелое положение французской армии и попытку Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым. Мудрость действий Кутузова в сравнении с молодыми нетерпеливыми, а иногда и неспособными полководцами Крылов показал в баснях «Обоз», «Щука и Кот»; раздоры армейского начальства отразились в басне «Раздел». Откликом на вступление русских войск в Париж стала басня «Чиж и Еж» (1814); однако своеобразно подводила итог циклу написанная в том же году басня «Пожар и Алмаз» .