Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Понятие о лексико-семантической системе языка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Синтагматические отношения (< греч. syпtagmа 'вместе построенное, соединенное') — это линейные отношения, возникающие между членами горизонтальных рядов и исключающие возможность произнесения двух элементов одновременно. Эти элементы выстраиваются один за другим в потоке речи. Члены парадигмы избираются говорящим или пишущим в зависимости от коммуникативных задач высказывания, а также структурных… Читать ещё >

Понятие о лексико-семантической системе языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Характерной особенностью лексической системы языка является ее открытость, поскольку лексика — это самый подвижный уровень языка, он в наибольшей степени отражает изменения в различных сферах жизни (одни слова устаревают и уходят из языка, другие нарождаются или заимствуются).

Слова, входящие в лексическую систему языка, объединены Двумя видами отношений — синтагматическими и парадигматическими.

Синтагматические отношения (< греч. syпtagmа 'вместе построенное, соединенное') — это линейные отношения, возникающие между членами горизонтальных рядов и исключающие возможность произнесения двух элементов одновременно. Эти элементы выстраиваются один за другим в потоке речи.

Языковые единицы, следуя одна за другой, образуют языковую цепочку — синтагму, внутри которой они находятся в синтагматических отношениях (ср. группировки слов синтагматического типа часть — целое, предмет — признак, предмет и связанное с ним действие и т. д., например, сосна — хвоя — шишка; собака — лохматая — лает — кусается или ручка ребенка, карандаш и ручка, ручка кресла и т. д.).

Парадигматические отношения (< греч. paradeigma 'образец') — это отношения по вертикали, возникающие между противопоставленными языковыми единицами — членами вертикальных рядов. В результате образуются группы, внутри которых возникают весьма разнообразные отношения. Каждая парадигма позволяет выделить общие и дифференциальные семантические признаки входящих в нее языковых единиц. В лексико-семантическую парадигму объединяются, как правило, слова, связанные отношениями равнозначности (ср. синонимы печальный — грустный), противоположности (ср. антонимы день — ночь), соположенности (ср. семантический ряд сосна — ель — лиственница — кедр из слов, входящих в группу хвойных деревьев или рука — кисть — локоть — плечо в названиях руки), включения (ср. родовой термин — видовой термин: дерево — сосна).

Слова козленок, котенок, щенок образуют парадигму, в пределах которой они объединяются на основе общей семы 'детеныш домашнего животного', но каждое из этих слов может вступать в синтагматические отношения с другими словами русского языка, при этом у них могут возникать и общие зоны сочетаемости, ср. следующую схему:

синтагматика.

парадигматика козленок серый 6ежuт … блеет, бодается …

котенок серый 6ежuт … мурлычет, царапается …

щенок серый бежит … лает, скулит …

Члены парадигмы избираются говорящим или пишущим в зависимости от коммуникативных задач высказывания, а также структурных свойств членов и парадигмы в целом. Иными словами, члены парадигмы функционируют в речи и вступают в ней в синтагматические отношения.

Синтагматические отношения лексических единиц основываются на понятии позиции, а парадигматические отношения — на понятии оппозиции.

Позиция — это положение лексической единицы в тексте, в котором проявляется ее отношение к другим, семантически близким ей единицам.

Оппозиция — это семное противопоставление лексической единицы другим лексическим единицам, входящим вместе с ней в парадигму (слова коза, кошка, собака, корова входят в парадигму на основе общего признака 'домашние животные', но они же образуют оппозицию, т.к. корова относится к крупному рогатому скоту, коза — к мелкому, а кошка — к семейству кошачьих).

Таким образом, для того, чтобы построить речевую цепь, говорящий или пишущий вынужден не только делать выбор нужных единиц языка и затрагивать, соответственно, парадигматические отношения, но и вынужден ставить в ряд одну за другой отобранные из языка единицы. Единицы языка организуются в речевую последовательность не по прихоти автора речи, а по законам языковой структуры, в соответствии с сочетательными возможностями фонем, морфем, слов и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой