Исследование отношения детей и учителей к дидактическим играм на уроках математики
Сколько времени Вы в своей педагогической деятельности отводите дидактическим играм в учебном процессе? Какое место, по Вашему мнению, занимает игра в развитии личности ребёнка в современных условиях? Какие трудности в проведении дидактических игр Вам мешают больше всего? Проводится с целью выявления отношения детей к игре на уроке. Если бы ты был учителем, чего бы у тебя было больше на уроке… Читать ещё >
Исследование отношения детей и учителей к дидактическим играм на уроках математики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одной из поставленных задач дипломной работы было выявление отношений учителей и учащихся к дидактической игре. В результате этого в МБОУ ООШ г. Сурска было проведено анкетирование учителей и учащихся. В анкетировании приняло участие 14 учителей.
Анкета № 1.
Проводится с целью выявления отношения учителя к игре.
1. Какое место, по Вашему мнению, занимает игра в развитии личности ребёнка в современных условиях?
Варианты ответов:
- 1 — главное,
- 2 — не самое главное,
- 3 — второстепенное,
- 4 — никакого места не занимает,
- 5 — не задумывалась над этим,
- 6 — не знаю.
В процессе опроса были выявлены следующие данные:
Вопрос № 1:
Таблица 2. 1.
Главное. | Не самое главное. | Второстепенное. | Никакого места не занимает. | Не задумывался над этим. | Не знаю. |
8 уч. | 6 уч. | ; | ; | ; | ; |
На вопрос № 1: «Какое место занимает игра в развитии личности ребёнка?» 8 опрошенных учителей считает «самое главное», 6 — «не самое главное».
- 2. Сколько времени Вы в своей педагогической деятельности отводите дидактическим играм в учебном процессе?
- 1 — очень много,
- 2 — не очень много,
- 3 — только на уроках математики,
- 4 — сегодня это не нужно,
- 5 — не задумывалась над этим,
- 6 — не знаю.
Вопрос № 2:
Таблица 2.2.
Много. | Не очень много. | Только на уроках математики. | Сегодня это никому не нужно. | Не задумывался над этим. | Не знаю. |
8 уч. | 6 уч. | ; | ; | ; | ; |
«Вы в своей педагогической практике много времени отводите дидактической игре в учебном процессе?» 8 учителей ответило «очень много», а 6 учителей ответило — не очень много, но достаточно.
- 3. Какие трудности в проведении дидактических игр Вам мешают больше всего?
- — отсутствие необходимых условий,
- — равнодушие детей,
- — не задумывалась над этим,
- — не знаю,
- — нет трудностей.
Вопрос № 3:
Таблица 2.3.
Отсутствие условий. | Равнодушие. детей. | Не задумывалась над этим. | Не знаю. | Нет трудностей. |
; | ; | ; | ; | 14 уч. |
«Какие трудности в проведении дидактических игр Вам мешают больше всего?» Все учителя ответили однозначно, что не испытывают никакие трудности при проведении дидактических игр.
Вывод: учителя положительно относятся к дидактической игре и активно используют её в своей педагогической деятельности, они не испытывают трудности в ее проведении, и не считают игру пустой тратой времени.
Но для того, чтобы дидактическая игра прочно влилась в учебный процесс, необходимо обеспечить школу (особенно начальную), соответствующими техническими средствами обучения и пособиями для проведения такого рода игр.
В МБОУ ООШ г. Сурска также были проанкетированы учащиеся начальных классов. В опросе приняло участие 32 ученика из четырех классов по произвольному выбору.
Анкета № 2.
Проводится с целью выявления отношения детей к игре на уроке.
- 1. Какие уроки ты больше всего любишь?
- 1 — с использованием таблиц, схем, рисунков,
- 2 — главное, чтобы было интересно,
- 3 — с использованием игры,
- 4 — урок он и есть урок, хоть что, всё равно скучно,
- 5 — не люблю любые уроки,
- 6 — не знаю, мне всё равно.
- 2. Если бы ты был учителем, чего бы у тебя было больше на уроке?
- 1 — таблиц, схем, рисунков,
- 2 — разных игр,
- 3 — самостоятельных работ,
- 4 — работ с учебником,
- 5 — индивидуальной работы по карточкам.
- 3. Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?
- 1 — очень часто,
- 2 — часто,
- 3 — не очень часто,
- 4 — изредка,
- 5 — никогда.
- 4. Как ты относишься к игре на уроке?
- 1 — очень хочется участвовать,
- 2 — нет большого желания поддерживать игру,
- 3 — игра на уроке — пустая трата времени.
- 5. Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?
- 1 — очень большая,
- 2 — большая,
- 3 — не очень большая,
- 4 — небольшая,
- 5 — никакой пользы,
- 6 — не знаю.
В таблице указаны те ответы, которые выбрали ученики.
Таблица 2.4.
Какие уроки ты больше всего любишь? | Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке: | Как часто в вашем классе на уроках бывают игры: | Как ты относишься к игре на уроке? | Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке? | |||||
люблю все уроки. | работы с учебником. | очень часто. | а8. | очень хочется участв. | очень большая. | ||||
с использованием схем, таблиц, картин. | таблиц, схем, картин. | часто. | К. | не хочется участв. | большая. | ||||
С использованием игры. | различных игр | не очень часто. | все равно. | не очень большая. | |||||
самостоятельных работ. | небольшая. |
Рис. 2. 4.
Из всего этого можно сделать вывод: учащимся начальной школы нравятся все уроки, положительно относятся к использованию игры на уроках.
Если бы учащиеся были учителями, то больше половины из них использовали бы на своих уроках игры. И практически основная масса детей считает, что игра на уроках приносит большую пользу и с удовольствием в них участвуют.
Таким образом, необходимо в каждый урок включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психических процессов.