Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование экологической образованности студентов в процессе профессиональной подготовки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций результатов исследования в сборнике докладов III Всероссийского научно-методического семинара «Учебно-исследовательская и практическая деятельность в современном экологическом образовании» (Санкт-Петербург, 2002), в сборнике научных трудов молодых исследователей «Управление качеством образования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
    • 1. 1. Состояние проблемы экологического образования студентов в педагогической теории и практике
    • 1. 2. Особенности экологического образования студентов в процессе профессиональной подготовки
    • 1. 3. Комплекс педагогических условий повышения эффективности формирования экологической образованности студентов
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
    • 2. 1. Цель, задачи и содержание экспериментальной работы
    • 2. 2. Основные положения методики реализации комплекса педагогических условий эффективности формирования экологической образованности студентов
    • 2. 3. Результаты и
  • выводы экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование экологической образованности студентов в процессе профессиональной подготовки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современная экологическая обстановка вызывает обоснованную тревогу у мирового сообщества. Обострение экологической ситуации в стране и в мире, ухудшение здоровья и качества жизни людей, снижение биологического разнообразия в природе ставит человечество перед выбором дальнейшего пути развития. Главную роль в решении экологических проблем играет не только работа специалистов по охране окружающей среды, но и формирование экологического сознания общества через систему экологического образования.

Современный период жизни России характеризуется тем, что система образования приводится в соответствие с потребностями общества. Экологическое образование в РФ находится в стадии становления с 60-х г. г. XX столетия и в настоящее время является одним из факторов модернизации всей системы образования. Его приоритетность закреплена законодательно для школьного и профессионального образования. Система воспитания и образования, которая способствовала формированию технократического отношения к природе, является одной из главных причин, породивших экологические проблемы в промышленных регионах России.

Южный Урал принадлежит к числу регионов с кризисной экологической ситуацией, а г. Магнитогорск относится к числу наиболее загрязненных городов и в 1996 г. был объявлен зоной чрезвычайного экологического состояния. Это вызвано тем, что здесь расположены промышленные предприятия металлургического, машиностроительного, энергетического, деревообрабатывающего цикла, крупные строительные предприятия. Такая экологическая ситуация в промышленном городе стимулирует выделение экологического образования в приоритетное направление профессиональной подготовки специалистов. Необходимо сформировать специалиста, рассматривающего любые задачи через призму экологического мышления, способствующего выживанию человечества. Одной из задач профессионального образования становится формирование личности, сознающей свою роль в сохранении природы и природных ресурсов, в принятии экологически обоснованных решений. Основной смысл современного научно-педагогического поиска заключается в выявлении и создании педагогических условий формирования экологической образованности как личностного качества. Кроме того, для сохранения жизни на планете необходима личная заинтересованность каждого человека в решении проблем окружающей среды.

В «Национальной стратегии экологического образования в РФ» отмечается, что на «смену XX веку — веку научно-технической революции приходит XXI — век глобальной информатизации. Одним из центральных компонентов содержания образования в новом столетии должна стать экология, как система научных и учебных дисциплин об окружающем мире и устойчивом развитии цивилизации» (104, с. 8).

В связи с этим особую актуальность приобретает совершенствование и развитие научно-теоретического и психолого-педагогического обеспечения экологического образования в рамках профессиональной подготовки специалиста.

На данный момент в средние и высшие профессиональные учебные заведения включается экологический компонент профессиональной подготовки. В образовательно-профессиональные программы университетов, техникумов и колледжей введены дисциплины «Экология», «Экологические основы природопользования». В некоторые специальности вузов включены варианты экологических дисциплин: «Биоэкология», «Общая биология с основами экологии», «Экология городской среды», ряд дисциплин по выбору: «Основы промышленной экологии», «Защита окружающей среды» и др. Однако, нет четко разработанной системы экологического образования, отсутствует достаточная методическая и практическая база (недостаток учебных пособий, слабая приборно-техническая база учебных заведений), преподавание экологических дисциплин носит формальный характер, низкая эффективность школьного экологического образования.

Современные исследования ученых и педагогов направлены на изучение различных аспектов экологического образования.

Философские аспекты духовно-практического взаимодействия с природой раскрывается в трудах таких исследователей, как В.И. Данилов-Данильян, Н. Н. Моисеев, А. Г. Назаретян, Н. Ф. Реймерс, B.C. Степин, А. Д. Урсул,.

B. Хесле и др.

Психологические аспекты личностного отношения к природе освещены в работах С. Д. Дерябо, Б. Ф. Ломова, В. А. Левина и др.

Педагогические исследования С. В. Алексеева, С. Н. Глазачева, И. Д. Зверева, JI.B. Моисеевой, Н. П. Рябининой, Г. П. Сикорской, Е.С. Сла-стениной, И. Т. Суравегиной, З. И. Тюмасевой и др. посвящены разработке принципов, целей, задач экологического образования, концептуальных положений, теоретических основ экологического обучения и воспитания учащихся.

В исследованиях Т. В. Кучера, Н. М. Мамедова, В. М. Назаренко, Э.А. Тур-дикулова, Е. А. Шульпиной и др. выявляются возможности учебных предметов в формировании экологических убеждений обучающихся.

Экологическое образование как средство формирования экологической культуры, бережного отношения к природе учащихся рассматривают.

A.А. Вербицкий, А. Н. Захлебный, В. А. Игнатова, Б. Т. Лихачев и др.

Теоретические исследования природы экологического сознания и мировоззрения в процессе экологического образования обучающихся освещены в трудах ученых Э. В. Гирусова, Н. Н. Моисеева, Д. Н. Кавтарадзе,.

C.Д. Дерябо, В. А. Левина, Н. А. Лызь и др.

Отдельные аспекты экологического образования и воспитания учащихся отражены в научных трудах и публикациях А. Ф. Аменда, Г. Н. Каропы,.

B.C. Кошкиной, А. В. Миронова, С. Г. Серикова, Г. А. Лгодина, Н. М. Лрмочкиной и др. В процессе экологического образования акцент ставится на активизацию внеклассной и внеурочной деятельности (А.Н. Захлебный, И.Д. Ха-рина, Е. Г. Шаронова, В.Ф. Бахтиярова), изучение подходов в воспитании интернациональных качеств личности (А.Я. Найн, Г. Н. Сериков, А.В. Хажин), взаимосвязь экологических знаний и практической деятельности (С.А. Алексеев, И. Д. Зверев, Ю. Д. Жилов и др.).

Состояние научной разработанности проблемы свидетельствует о существовании традиций отечественного и зарубежного экологического образования и фундаментальных исследований в данной области. Однако, при всей безусловной значимости упомянутых выше исследований, многие проблемы экологического образования остаются недостаточно изученными. На наш взгляд, не в полной мере рассмотрены проблемы экологического образования в средних и высших профессиональных учебных заведениях, где данный процесс является компонентом профессиональной подготовки, то есть, ориентирован на специфику будущей профессиональной деятельности студентов.

Вышеизложенное позволяет говорить о наличии противоречий между:

— возросшими требованиями общества к разрешению экологических проблем и низким уровнем экологической образованности молодежи;

— потребностями общества в экологически образованных специалистах и низким уровнем эффективности их подготовки в профессиональных образовательных учреждениях;

— необходимостью обеспечить эффективное экологическое образование студентов и недостаточной методической и теоретической базой его осуществления в профессиональных образовательных учреждениях.

Необходимость разрешения указанных противоречий определяет актуальность проблемы и формулировку темы исследования: «Формирование экологической образованности студентов в процессе профессиональной подготовки».

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий обеспечения эффективности формирования экологической образованности студентов в процессе профессиональной подготовки.

В качестве объекта диссертационного исследования мы выбрали процесс профессиональной подготовки студентов.

Предметом исследования является формирование экологической образованности студентов.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой повышение эффективности формирования экологической образованности студентов будет обеспечено путем выполнения следующего комплекса педагогических условий:

1) учет индивидуального опыта природосообразной деятельности студентов при разработке содержания экологического образования;

2) обеспечение соответствия технологий подготовки студентов к взаимодействию с природой основным этапам профессиональной подготовки;

3) формирование положительной мотивации студентов в процессе экологического образования.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

1) определить степень разработанности проблемы экологического образования студентов в педагогической теории и практике;

2) выявить особенности экологического образования студентов и на их основе обосновать педагогические условия эффективности формирования экологической образованности;

3) разработать основные положения методики реализации комплекса педагогических условий эффективности формирования экологической образованности студентов;

4) разработать методические рекомендации для педагогов по организации процесса экологического образования в профессиональном образовательном учреждении.

Методологической основой исследования являются положения диа-лектико-материалистической теории познания, теория личности, диалектическая теория о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явленийфилософское положение о социоприродной сущности человекаконцепция природосообразности.

Исследование опирается на следующие теории и подходы:

— системный подход (В.Г. Афанасьев, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.);

— деятельностный подход в образовании (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин,.

A.Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, С. А. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.);

— ценностно-ориентированный подход (Б.Г. Ананьев, А. В. Кирьякова,.

B.П. Тугаринов и др.);

— психологическую теорию личности (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Л. С. Рубинштейн и др.);

— взаимодействия природы и общества (В.И. Вернадский, Э. В. Гирусов, Н. Н. Моисеев, А. П. Назаретян, А. Д. Урсул и др);

— личностно-ориентированный подход к подготовке специалистов (В.А. Беликов, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, И. С. Якиманская и др.);

— учение о личности и ее профессиональном становлении в деятельности (М.Е. Дуранов, Э. Ф. Зеер, О. В. Лешер, Е. В. Романов, А. Н. Сергеев, В.П. Уша-чев, О. Н. Шахматова и др.);

— методологию педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В. И. Загвязинский, Т. Е. Климова, В. В. Краевский, А. Я. Найн, З.М. Уметба-ев и др.);

— концепцию экологического образования (И.Д. Зверев, Н. М. Мамедов, И. Т. Суравегина и др.).

Исследование проводилось в течение 2000;2005 годов и включало три этапа. На каждом этапе в зависимости от задач применялись соответствующие методы исследования.

Первый этап (2000;2001 гг.) был посвящен выбору и теоретическому осмыслению темы, формулировке рабочей гипотезы и определению цели и задач диссертационного исследования. На данном этапе были выявлены общие тенденции в экологическом образовании студентов, изучены мотивы экологического образования, проведен констатирующий этап эксперимента, в ходе которого был выявлен существующий уровень экологической образованности студентов. Основные методы исследования: анализ литературы по изучаемой проблеме в психолого-педагогической теории и практике, анализ концептуальных и правовых документов, педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование.

Второй этап (2002;2003 г. г.) был посвящен разработке комплекса педагогических условий и методики реализации комплекса педагогических условий обеспечения эффективности формирования экологической образованности студентовпроведению формирующего этапа эксперимента, в ходе которого апробировалась данная методика. Основные методы исследования: наблюдение, тестирование, изучение и анализ результатов деятельности студентов.

Третий этап (2004;2005 г. г.) был посвящен анализу и обработке, обобщению результатов исследованияформулировке выводов, оформлению материалов диссертационного исследования, внедрению разработанных рекомендаций в практику образовательных профессиональных учреждений. Основные методы исследования: изучение и анализ результатов деятельности студентов, систематизация, методы математической статистики.

Экспериментальная работа проводилась на базе Магнитогорского государственного технического университета, Магнитогорского государственного университета, Магнитогорского государственного профессионально-педагогического колледжа, Магнитогорского педагогического колледжа.

Всего исследованием были охвачены около 500 студентов, преподаватели вузов и колледжей.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) разработан, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий по обеспечению эффективности формирования экологической образованности студентов;

2) разработаны основные положения методики реализации комплекса педагогических условий эффективности формирования экологической образованности студентов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

— уточнены признаки понятий «экологическое образование» и «экологическая образованность» с учетом их направленности на формирование экологических знаний и умений, эмоционально-ценностного отношения к природе и опыта творческой деятельности взаимодействия с природой;

— уточнена структура экологической образованности студентов, включающая взаимосвязанные компоненты: мотивационный, когнитивный, поведенческий.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

1) выявленные нами методы, формы и средства реализации педагогических условий обеспечивают повышение уровня экологической образованности студентов профессиональных образовательных учреждений;

2) разработанные методические рекомендации способствуют повышению эффективности формирования экологической образованности студентов в процессе профессиональной подготовки.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена исходными методологическими положениямиопорой на положения современных педагогических теорий профессиональной подготовкианализом теоретического и экспериментального материалаорганизацией экспериментальной работы с применением методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследованияиспользованием методов математической статистики.

На защиту выносятся:

1. Комплекс педагогических условий обеспечения эффективности формирования экологической образованности студентов в процессе профессиональной подготовки:

1) учет индивидуального опыта природосообразной деятельности студентов при разработке содержания экологического образования;

2) обеспечение соответствия технологий подготовки студентов к взаимодействию с природой основным этапам профессиональной подготовки;

3) формирование положительной мотивации студентов в процессе экологического образования.

2. Основные положения методики реализации комплекса педагогических условий, включающие комплекс методов, форм и средств формирования экологической образованности студентов в соответствии с этапами экологического образования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций результатов исследования в сборнике докладов III Всероссийского научно-методического семинара «Учебно-исследовательская и практическая деятельность в современном экологическом образовании» (Санкт-Петербург, 2002), в сборнике научных трудов молодых исследователей «Управление качеством образования в профессионально-педагогическом колледже» (Челябинск, 2002), в вестнике Учебно-методического * объединения по профессионально-педагогическому образованию (Екатеринбург, 2004) — выступлений на ежегодных научных конференциях Магнитогорского государственного профессионально-педагогического колледжа (2001;2005), на научных конференциях Магнитогорского государственного университета (2003,.

2004), на Региональной научно-методической конференции «Проблема физкультурно-педагогического образования в Уральском регионе» (Челябинск, 2004), на областной научно-практической конференции «Проблемы управления качеством образования в ССУЗе» (Магнитогорск, 2005).

По теме исследования опубликовано 12 работ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

• Полученные результаты экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:

1. Основным методом определения уровня экологической образованности студентов являлась диагностическая программа, основу которой составила разработанная нами схема критериев и показателей, учитывающих особенности профессиональной подготовки студентов.

Сопоставление данных исходного и итогового срезов экспериментальной группы, наблюдение за поведением студентов в социоприродной среде, анализ письменных работ показали, что в процессе целенаправленного педагогического воздействия существенно повышается уровень экологических знаний и умений студентовувеличивается интерес и потребность в экологическом образовании, понимание необходимости соблюдения экологических требований в профессиональной деятельностивозрастает готовность к действиям в защиту природы и опыт природосообразной деятельностина основе понимания сущности экологических проблем происходит переоценка ценностей, собственной роли в решении экологических проблем.

2. Исходный уровень экологической образованности студентов можно определить как низкий.

3. Выбранные технологии подготовки студентов к взаимодействию с природой позволили организовать процесс экологического образования студентов с помощью оптимальных методов, форм и средств обучения.

4. Результаты эксперимента свидетельствуют, что повышение эффективности формирования экологической образованности студентов будет обеспечено путем реализации выделенного комплекса педагогических условий.

Статистическая обработка экспериментальных данных и проверка гипотезы с помощью критерия хи-квадрат позволили заключить, что выводы об эффективности реализации педагогических условий, верны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного теоретического и экспериментального исследования по проблеме эффективности формирования экологической образованности студентов в процессе их профессиональной подготовки позволяют сделать следующие выводы:

1. Высокий уровень актуальности проблемы исследования обусловлен следующими факторами: ухудшением состояния природной среды, необходимостью новой системы взаимоотношений человечества с природой, изменением социального заказа образованию, низким уровнем экологической грамотности населения, возросшими требованиями к владению каждым специалистом экологическим компонентом профессиональной подготовки, недостаточной разработанностью этого вопроса в теории и практике экологического образования.

2. Анализ состояния проблемы в педагогической теории и практике показал, что экологическое образование не отвечает требованиям экологической образованности студентов средних и высших профессиональных учебных заведений.

3. Решение проблемы эффективности формирования экологической образованности студентов мы осуществили с позиций системного, деятельностного, личностно-ориентированного и ценностно-ориентированного подходов.

Исходя из положений системного подхода составляющими экологического образования студентов являются: цельзадачимотивысодержание, отраженное в учебных планах и программеэтапы экологического образования как совокупность действий и видов деятельностирезультат экологического образования как переход студента от низкого к среднему и далее к высокому уровню экологической образованности.

4. Экологическое образование является компонентом профессионального образования и осуществляется с учетом особенностей профиля профессиональной подготовки. Целью экологического образования является формирование экологической образованности студентов, как результат овладения экологическими знаниями и умениями формирования эмоционально-ценностного отношения к природе и опыта творческой деятельности взаимодействия с природой.

Экологическая образованность студентов представляет собой единство мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов.

5. Повышение эффективности формирования экологической образованности студентов может быть достигнуто посредством реализации комплекса педагогических условий:

1) учет индивидуального опыта природосообразной деятельности студентов при разработке содержания экологического образования;

2) обеспечение соответствия технологий подготовки студентов к взаимодействию с природой основным этапам профессиональной подготовки;

3) формирование положительной мотивации студентов в процессе экологического образования.

6. В ходе исследования нами доказано, что обеспечение эффективности формирования экологической образованности студентов возможно в рамках предложенной нами методики реализации комплекса педагогических условий, которая включает следующее:

— комплекс методов (проблемное изложение, объяснение, иллюстрация и др.) — средств (аудиовизуальные, компьютерные, документы, учебные пособия и др.) и форм экологического образования (лекции с элементами диалога, деловые игры с учетом будущей профессии, интегративные уроки и др.);

— методическое обеспечение курса «Экологические основы природопользования» (модульная программа, учебные пособия, методические рекомендации и др.);

— ориентацию содержания экологического образования на будущую профессиональную деятельность и рациональное использование ресурсов;

— поэтапную реализацию комплекса педагогических условий (ориентировочный, исполнительный, контрольно-корректирующий).

7. Анализ и обработка результатов осуществлялась нами в соответствии с выделенными критериями, которые определены из структуры экологической образованности.

На основе полученных результатов исследования проблемы повышения эффективности формирования экологической образованности как компонента профессиональной подготовки был сделан общий вывод и положительном влиянии предложенной методики на качество подготовки специалистов средних специальных учебных заведений. Это проявляется в следующем: существенно повышается уровень экологических знаний, увеличивается интерес и потребность в такого рода знаниях, появляются устойчивые убеждения в необходимости соблюдения экологических требований в профессиональной деятельности, возрастает мотивационная готовность к действиям в защиту природы, расширяется опыт природосообразной деятельности, происходит переоценка ценностей и пересмотр студентами их личной роли в решении экологических проблем.

8. Результаты эксперимента и статистическая обработка экспериментальных данных с помощью критерия хи-квадрат свидетельствуют о том, что повышение эффективности формирования экологической образованности студентов в процессе профессиональной подготовки обеспечивается путем реализации комплекса педагогических условий, что подтвердило сформированную нами гипотезу.

По результатам исследования разработаны методические рекомендации для педагогов по организации процесса экологического образования по дисциплине «Экологические основы природопользования».

Проведенное исследование не исчерпывает всей полноты изучаемой проблемы и показывает необходимость ее дальнейшей разработки. Дальнейшее исследование может быть продолжено в направлении совершенствования учебно-методических материалов по обеспечению самостоятельной работы студентов, разработке системных диагностик сформированности экологической образованности студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.В. Экология: Наука и область образования. СПб.: Изд-во СПбГУПМ, 1994.-55 с.
  2. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  3. П.Р. Всестороннее развитие и профессиональная подготовка учащихся // Советская педагогика. 1987. — № 3. — С. 36−41.
  4. В.Г. Общество: системность, познание, управление. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  5. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  6. С.Я. Блочно-модульное обучение. М., 1997. — 258 с.
  7. С.Я. О всеобщем профессиональном образовании // Советская педагогика. 1991. — № 6. — С. 66−70.
  8. В.Ф. Педагогические условия экологического воспитания учащихся в летних оздоровительных лагерях: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-Уфа, 2000.-18 с.
  9. Г. И., Орымбеков Г. С. Методика поэтапного подхода к написанию раздела дипломного проектирования // Учебно-исследовательская и практическая деятельность в современном экологическом образовании: Тез. докл. III
  10. Всероссийского науч.-метод. семинара (11−14 ноября 2002, Санкт-Петербург). -Санкт-Петербург, 2002. С. 99−101.
  11. В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция): Монография. Челябинск: ЧГПИ, «Факел», 1995.- 141 с.
  12. В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект: Монография. М.: Владос, 2004. — 357 с.
  13. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать?: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1991. 176 с.
  14. А.Н. Перспектива развития профессиональной школы // Педагогика. 1994. — № 4. с. 26−29.
  15. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Изд-во Института профессионального образования Мин. обр. России, 1995.-336 с.
  16. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  17. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: АПН РСФСР, 1959. — 348 с.
  18. Большая советская энциклопедия: В 30-ти т. М.: Советская энциклопедия, 1975. — Т. 20. — 607 с.
  19. А.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика. 1997. — № 6. — С. 31 -36.
  20. В.И. О науке. Дубна: Изд. центр «Феникс», 1997. — 312 с.
  21. С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1990. — 538 с.
  22. Д.И. Научные основы нравственного воспитания школьников: Учеб. пособ. для пед. ин-тов. Минск: Высш. шк., 1982. — 176 с.
  23. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -420 с.
  24. .С. Философия образования: Учеб. пособ. для пед. ВУЗов. М.: Флинта, 1998. — 428 с.
  25. Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию. -М: Наука, 1986.-126 с.
  26. С.Н. Экологическая культура учителя: Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы. М.: Современный писатель, 1998. -432с.
  27. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  28. Г. Г. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления): Монография Магнитогорск: МаГУ, 2000 -195с.
  29. В.В. Принципы обучения в школе будущего: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, В.Я. Ляу-дис. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1981.-301 с.
  30. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -554 с.
  31. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. -М.: Рус. яз., 1998. Т. 2. — 779 с.
  32. И.Е. Организация проектного обучения как фактора формирования самостоятельности учащихся общеобразовательной школы: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. — 171 с.
  33. С. Д. Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 480 с.
  34. А.Н. История педагогики: Учеб. пособ. для студ. пед. ВУЗов. М.: Владос, 2000. — 432 с.
  35. М.Е., Гостев А. Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности. Челябинск: ЧелГУ, 1996. — 72 с.
  36. .П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения // Взгляды выдающихся представителей педагогической мысли по вопросу о самостоятельности учащихся в процессе обучения: Известия АПН СССР. -Вып. 115.-М.: АПН СССР, 1961.-89 с.
  37. Ю.Д. Изучение вопросов охраны окружающей среды в процессе профессиональной подготовки рабочих для основных отраслей народного хозяйства: Метод, пособ. М.: Высш, шк., 1985. — 160 с.
  38. В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
  39. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». М.: Республика, 1992. — 64 с.
  40. JI.B. Обучение и развитие: Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова, JI.B. Ляудис. М.: Изд-во Московского ун-та, 1981. — С. 21−26.
  41. А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. М.: Педагогика, 1981. — 237 с.
  42. А.Н., Суравегина И. Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984.- 160 с.
  43. И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые проблемы // Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград: Изд-во «Перемена», 1997. — С. 72−84.
  44. И.Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования. М.: Знания, 1980. — 96 с.
  45. Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. — 126 с.
  46. Э.Ф., Шахматова О. Н. Личностно-ориетированные технологии профессионального развития специалиста: Науч.-метод. пособ. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. — 245 с.
  47. А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности.- М., 1965. 199 с.
  48. И.А. Педагогическая психология: Учебник для ВУЗов. М.: Логос, 2001.-384 с.
  49. В.А. Формирование экологической культуры учащихся. Теория и практика: Монография. Тюмень: Изд-во ТГУ, 1998. — 196 с.
  50. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 512 с.
  51. Д.Н. Экологическое образование и безопасность общества: Материалы 1-ой Московской науч.-прак. конф. по непрерывному экологическому образованию. М.: МНЭПУ, 1995. — С. 36−42.
  52. В.И., Сыченников И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе (единая методическая система института: теория и практика): Науч.-метод. пособие. М.: Высш. шк., 1987. — 143 с.
  53. В.А. Философия. М.: Издательско-книготорговый дом «Логос», 2000. — 344 с.
  54. Г. Н. К созданию методики экологического образования школьников // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 69−73.
  55. Д. Экологическое образование в Чехословакии // Социально-экономические, организационно-правовые и педагогические аспектыохраны окружающей среды: Информационный бюллетень. Варшава, 1989. -С. 18−19.
  56. А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. -Оренбург, 1996.- 188 с.
  57. .С. Социально-экономические проблемы профессионального образования. Минск: МГУ, 1992. -108 с.
  58. Т.Е. Развитие научно-исследоватеслькой культуры учителя: Дис.. д-ра пед. наук. Оренбург, 2001. — 328 с.
  59. Я.А. Великая дидактика: Хрестоматия истории зарубежной педагогики. М.: Просвещение, 1981. — 580 с.
  60. Я. А. Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И.Г.: Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1987. — 412 с.
  61. Концепция непрерывного экологического образования в Челябинской области / Сост. З. И. Тюмасева и др. Челябинск, 2001. — 66 с.
  62. Концепция общего среднего экологического образования // Зеленый мир. 1994. — № 13. — С.12−14.
  63. Концепция регионального экологического образования // Проблемы экологии Южного Урала. 1995. — № 4. — С. 18−22.
  64. В.И., Цицкшвили М. С., Яламов Ю. И. Основы экологии: Учеб. пособ. М.: МПУ, 1997. — 368 с.
  65. Костова 3. Методологические основы формирования экологического знания учащихся средних школ НРБ // Социально-экономические, организационно-правовые и педагогические аспекты охраны окружающей среды: Информационный бюллетень. Варшава, 1999.-С. 17−18.
  66. B.C. Экология и здоровье населения крупного промышленного центра черной металлургии: Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2004. -205 с.
  67. В.В. Проблемы научного обоснования обучения. М.: Педагогика, 1997. — 248 с.
  68. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. — 576 с.
  69. Н.Б. Культурология образования // Новые ценности образования. М.: Народное образование, 2000. — 242 с.
  70. В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Мн.: Харвест, 1999. — 384 с.
  71. B.C. Экологическое образование. Перспективы развития // Биология в школе. 1993. — № 5. — С. 27−29.
  72. Н.Б. Контекстное обучение как инновационная технология. Барнаул: АГУ, 1995. — 120 с.
  73. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспектива. М.: Высш. шк., 1991. — 199 с.
  74. Н. Н. Сергиенко Л.Ю. Самостоятельная работа учащихся. -М.: Высш. шк., 1988. 63 с.
  75. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1979.-340 с.
  76. О.В. Интерсоциальное образование студенческой молодежи: теория и практика: Дис. .д-ра пед. наук. Челябинск, 1997. — 326 с.
  77. .Г. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. заведений. М.: Юрайт, 1999. — 523 с.
  78. Лоб Р., Рейнхольд О. Школьное и внешкольное экологическое образование в Германии: Сб. науч. тр. Волгоград: Изд-во «Перемена», 1996. — С. 262−269.
  79. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А. Ф. Кудряшова. Петрозаводск, 1992. — 312 с.
  80. Н.А. Экологическое образование как средство развития экологического сознания личности студентов технического ВУЗа: Дис.. канд. пед. наук. Таганрог, 1998. — 209 с.
  81. Н.Н. Педагогика гармонии и синтеза // Педагогика. 1996. -№ 2. — С. 37−40.
  82. Н.М. Культура, экология, образование. М.: Изд-во «РЭФИА», 1996.-151 с.
  83. Н.М., Суравегина И. Т. Экология: Учеб. пособ. для 9−11 кл. общеобразов. шк. М.: «Школа-пресс», 1996. — 464 с.
  84. А.К. Психология профессионализма. М.: Просвещение, 1966.-96 с.
  85. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  86. . Социальная экология: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.- 173 с.
  87. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. — 565 с.
  88. А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003. — 352 с.
  89. Методология и технология комплексного социально-педагогического проектирования: региональный уровень: Коллективная монография / Под ред. В. И. Загвязинского. М.: Новая школа, 1997. — 167 с.
  90. А.В. Содержание экологического образования будущего учителя. Казань, 1989. — 219 с.
  91. Л.Н. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. — № 4.-С. 29−32.
  92. Н.Н. Восхождение к разуму. М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. -197 с.
  93. Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования // Биология в школе. 1996. — № 3. — С. 29−33.
  94. Л.В. О формировании нравственно-экологического здоровья школьников: Концепция школы и программа реализации. Екатеринбург: Изд-во «Уникум», 1996. — 97 с.
  95. А.В. Социальная педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия», 2000. 217 с.
  96. В.М. Активные методы формирования природоохранных знаний // Химия в школе. 1986. -№ 1. — С. 38−41.
  97. А.Я., Клюев Ф. Н. Проблемы развития профессионального образования: региональный аспект. Челябинск: Изд-во Челяб. ин-та разв. проф. образ., 1998.-264 с.
  98. А.Я., Уметбаев З. М. Педагогический эксперимент: методика и его организация: Учеб. пособ. Магнитогорск: МаГУ, 2002. — 127 с.
  99. Национальная стратегия экологического образования в Российской
  100. Федерации // Зеленый мир. 2000. — № 11−12. — С. 8−13.
  101. Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. М.: ВЛАДОС, 1997. — Кн.1. Общие основы психологии. -688с.
  102. Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975. — 302 с.
  103. С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 336 с.
  104. Новейший философский словарь. 2-е изд., перераб. и дополн. — Мн.: Интерпрессервис- Книжный дом, 2001. — 1280 с.
  105. А.М. Экспериментально-исследовательская деятельность: различные аспекты // Дополнительное образование. 2002. — № 5. — С. 36−40.
  106. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 272 с.
  107. Образовательная программа. Специальность 0308 «Профессиональное обучение» с отраслевой специализацией «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»: Метод, разработка / Под общ. ред. Н. П. Лешуковой. -Магнитогорск: МГППК, 2002. 217 с.
  108. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1989. -752с.
  109. Ю.П., Никонорова Е. В. Экологический импульс: Проблемы формирования экологической культуры молодежи. — М.: Молодая гвардия, 1990.-271 с.
  110. Окружающая среда и здоровье. Экологическое воспитание и образование: Материалы Рос. науч.-практ. конф. / Под ред. B.C. Кошкиной. Магнитогорск: Изд-во МАГу, 2001. — 59 с.
  111. Окружающая среда: Энциклопедический словарь-справочник / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1993. — 640 с.
  112. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 544 с.
  113. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. ВУЗов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 640с.
  114. Педагогика: Учеб. пособ. для студ. пед. учеб. заведений. / В.А. Сла-стенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997. -512 с.
  115. К.М. Экология человека и культура: Учеб. пособ. СПб.: Химиздат, 1999.-384 с.
  116. П.И., Порнов M.JI. Искусство преподавания. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1998. — 184 с.
  117. Е.Б. Развитие экологической ответственности у студентов высших учебных заведений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. — 25 с.
  118. И.П. Педагогика 100 вопросов 100 ответов: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Владос, 2001. — 366 с.
  119. Профессиональная педагогика: Учебник для студ., обучающихся по педагогическим специальностям и направлением / Под ред. заслуженного деятеля науки РФ, академика РАО С. Я. Батышева. 2-е изд. — М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904 с.
  120. Психолого-педагогический словарь / Под ред. В. А. Мижерикова. -Ростов-н-Дону: Феникс, 1998. 540 с.
  121. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Под ред. заслуженного деятеля науки РФ, д-ра пед. наук, проф. П. И. Пидкасистого. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998.-544 с.
  122. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  123. Психологический словарь / Сост. Артур Роббер. М.: Вече ACT, 2000. — 559 с.
  124. З.И. Актуальные вопросы педагогического стимулирования // Советская педагогика. 1974. — № 10. — С. 69−79.
  125. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубова Е. Б. Современный экономический словарь. М., 1996. — 496 с.
  126. Н.Ф. Надежды на выживание человечества: Концептуальная экология. М.: Изд-во «Россия молодая», 1992. — 247 с.
  127. Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990.-639 с.
  128. Е.В. Теория и практика профессиональной подготовки учителей технологии и предпринимательства: Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2001.-244 с.
  129. К.А. Роль экологического образования в современной жизни человека // Образование и наука. 2001. — № 3. — С. 90−98.
  130. Н.В. Научно-педагогические основы проектирования содержания дополнительного послевузовского экологического образования: Авто-реф. дис. .канд. пед. наук. Тюмень, 2000. — 20 с.
  131. Российский энциклопедический словарь: В 2 кн. / Гл. ред. А. Н. Прохоров. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — 1023 с.
  132. C.JI. Основы общей психологии: В 2-х т. М.: Педагогика, 1989.-Т. 1.-488 с.
  133. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М.: Педагогика, 1989.-Т. 2.-328 с.
  134. Н.П., Макгиннис Р. Человек и природа: Этика отношений. Развитие целей экологического образования в США и России (сравнительно-исторический анализ) // Учитель. 1998. — № 1. — С. 84−88.
  135. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования России // Высшее образование в России. 1994. — № 2 — С. 29−37.
  136. Н.Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления будущего учителя: Дис.. д-ра. пед. наук. Магнитогорск, 2002. — 408 с.
  137. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособ. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  138. А.Н. Педагогика и методика подготовки рабочих для производственной отрасли. Челябинск, 1994. — 108 с.
  139. Г. Н. Педагогические системы обучения: Учеб. пособ. / Под ред. Н. А. Томина: В 2-х ч. Челябинск, 1980. — 4.1. Методология и психолого-педагогические основы — 96 с.
  140. Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе // Начальная школа. 1998. — № 6. — С. 14−19.
  141. Я. и др. Методология и методы педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1989. 179 с.
  142. Е.С. Экологическое образование при подготовке учителя: Вопросы теории и практики. М.: Педагогика, 1984. — 104 с.
  143. Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: «Современное слово», 2001. — 928 с.
  144. Н.Д. Развитие гуманистических идей в отечественной и зарубежной педагогике: Монография. Свердловск: Уральский пед. ин-т, 1992. -110с.
  145. В.А. Школа и природа // Советская педагогика. -1970. -№ 5.-С. 36−45.
  146. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста// Вестник высшей школы. 1986. — № 3. — С. 10−14.
  147. В.А. Деловые игры в учебном процессе: Методология разработки и практика проведения. М.: Изд. Дом «Дашков и К»: МАН-ИПТ, 2002. — 360 с.
  148. Е.И. Общая биология с основами природоохранной деятельности: Учеб. пособ. для нач. проф. образов. М.: ИРПО, Изд. центр «Академия», 1999.-384 с.
  149. А.Д. Ноосферная модель науки и образования в XXI веке // Социально-политический журнал. 1996. — № 4. — С. 68−78.
  150. А.Д. О понятии «экологическая деятельность» // Вопросы философии. 1986. -№ 1. — С. 42−45.
  151. А.В. Новая концепция естественно-научного образования. -Челябинск: Факел, 1996. 45 с.
  152. А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 173 с.
  153. В.П. Творчество в системе образования: Монография. М.: МПГУ, 1995. — 219 с.
  154. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. М.: Педагогика, 1990.-Т. 5.-528 с.
  155. Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Издательство «Ось-89», 1998. -48 с.
  156. А.В. Экологическое воспитание учащихся 6−7 классов на основе прогрессивных идеалов Башкирской народной педагогики: Автореф. дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2000. — 21 с.
  157. И.Ф. Экологическое образование старших подростков во внеклассной работе в общеобразовательных учреждениях: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2003. — 22 с.
  158. И.Ф. Педагогика: Учеб. пособ. 2-е изд. перераб. и доп. -М.: Высш. шк., 1990. — 536 с.
  159. В. Философия и экология / Пер. с англ. А. К. Судаковой. М.: Наука, 1993.-205 с.
  160. Р.З. Формирование экологической культуры школьников при изучении проблем взаимоотношений человека и природы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Уфа, 2002. — 18 с.
  161. Ю.Я. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002.-480 с.
  162. И.В. Экологическое воспитание младших школьников. Теория и методика внеурочной работы. М.: Педагогическое общество России, 2000.-176 с.
  163. Г., Павлов М. В., Рыженков П. Е. Исследование экологического сознания детей и подростков // Психологический журнал. 1994. — № 1. — С. 41−49.
  164. Л.И. Школа и формирование личности безопасного типа // Информационный сборник «Безопасность». 1994. — № 5 (21). — С. 5−13.
  165. Е.А. Педагогические условия формирования экологической компетентности у студентов университета: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2001. — 20 с.
  166. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
  167. Н.Е. Педагогическая технология. М.: Педагогическое общество России. 2002. — 224 с.
  168. Экологическая культура и образование: Тез. докл. сессии науч. совета по проблемам экологического образования РАО (18 января 1998 г., Москва) / Под ред. Л. П. Симоновой, С. Н. Глазачева. М., 1998. — 183 с.
  169. Экологическое образование: Методические рекомендации / Сост. А. Н. Захлебный. Челябинск, 1991. — 80 с.
  170. Экологическое образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
  171. Экология: Учеб. пособ. / Под ред. проф. В. В. Денисова. Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2002. — 640 с.
  172. Экология, охрана природы и экологическая безопасность: Учеб. пособ. / Под общ. ред. проф. В.И. Данилова-Данильяна. М.: МНЭПУ, 1997. -744 с.
  173. Элементы технологии обучения: Учеб.-метод. пособ. для студ. пед. ВУЗов и учителей школ / Сост. В. А. Беликов, Н. В. Сычкова, Н. Я. Сайгушев и др. Магнитогорск, 1997. — 88 с.
  174. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития: Хрестоматия по возрастной педагогической психологии. М.: Педагогика, 1981.-180 с.
  175. Д.Б., Давыдов В. В. Некоторые психологические проблемы построения учебных программ // Тезисы II съезда общества психологов. М.: АПН РСФСР, 1963.-Вып. 5.-С. 11−15.
  176. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО 1999. — Т. 2. — 440 с.
  177. Н.Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособ. -Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2004. 150 с.
  178. П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швисса, 1989.-271 с.
  179. Г. А. Школа будущего школа развития личности. Рекомендации по созданию системы непрерывного экологического образования // Зеленый мир. — 1995. — № 36. — С. 6−12.
  180. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. — 96 с.
  181. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. -М.: Просвещение, 1969. 317 с.
  182. Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГПИ, 1991. — 128 с.
  183. В.А. Психология учебной деятельности студентов: Учеб. пособ. М.: Издательская корпорация «ЛОГОС», 1994. — 214 с.
  184. Н.М. Основы экологии: Учеб. пособ. Магнитогорск, 1998.- 171 с.
  185. В.А. Особенности личностного отношения к природе в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. 1995. — № 4. — С. 19−28.
  186. Berry P. S. Consept of Spaceship Earth // Environmental Education: Principle and Practice / Ed. By Mc B.Carson. London: Edward and Harold, 1987. — P. 161−165.
  187. Borelli Peter Crossroads: environmental Priorities for the Future Washington, 1988. — 330 p.
  188. Brennan M.J. A Curriculum for the Conservation of People and their Environment // The journal of Environmental Education. 1998. — V. 1. — № 4. — P. 37−39.
  189. Hornby A. C. Oxford Students Dictionary of Current English. M.: Pros-veshenie Publishers, Oxford University Press, 2000. — 768 p.
  190. Roger Di Z Silvestro Reclaiming the Last Wild Places: A New Agenda for Biodiversity. New York, Chichester, Brisbane, Toronto, Singapore. — 1993. -370 p.
  191. The Rolling Stone environmental reader/ Foreword by Jann S. Wenner. -Washington, 1992. 312 p.
Заполнить форму текущей работой