Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реализация нравственного потенциала личности в процессе подготовки учителя физической культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дальнейшие попытки определения путей нравственного становления учителя физической культуры связаны с интерпретацией непрерывного физкультурного образования. Так, А. П. Слободян и О. В. Петунин полагали, что теоретические основы подготовки к профессиональной деятельности учителя физической культуры и пролонгированное физкультурное образование будут гарантировать усвоение им культурных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы нравственного становления личности учителя
    • 1. 1. Сущность нравственного потенциала личности учителя физической культуры
    • 1. 2. Психолого-педагогические условия реализации гуманистических отношений личности учителя физической культуры
    • 1. 3. Влияние особенностей учебно-спортивной деятельности на освоение и реализацию нравственного потенциала будущего учителя физической культуры
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации нравственного потенциала в процессе подготовки учителя физической культуры
    • 2. 1. Выявление причин, затрудняющих реализацию нравственного потенциала личности в учебно-профессиональной деятельности
    • 2. 2. Актуализация нравственного потенциала личности в учебно-профессиональной деятельности
    • 2. 3. Динамика компонентов нравственной направленности личности в процессе подготовки учителя физической культуры

Реализация нравственного потенциала личности в процессе подготовки учителя физической культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нравственное становление личности учителя физической культуры обусловлено рядом факторов: сензитивностью юношеского возраста, нестабильностью и противоречивостью социально-экономической и нравственной атмосферы общества, специфической особенностью спортивной деятельности.

В последнее время всё чаще появляются виды спорта, в которых актуализируются страх, агрессивность, жестокость. Спортивная деятельность нередко характеризуется борьбой за результат любой ценой. Личность, занимающаяся спортивным совершенствованием, находится в условиях постоянной конкуренции, что сказывается на формировании нравственного опыта. Поэтому спортивная деятельность может вести как к реализации нравственных возможностей, так и к деформации личности будущего учителя физической культуры. Культивирование силы, физической выносливости, авторитарность, повышенная самоуверенность, максимальная регламентация отношений учителя физической культуры, требует к себе внимания исследователей.

Сложившийся опыт отношений в спортивной деятельности переносится на отношения педагогической деятельности учителя, тем самым порождая противоречия между сформировавшимися ориентациями личности в спортивной деятельности и требованиями к профессиональной педагогической деятельности учителя физической культуры.

Условием успешности формирования личности учителя физической культуры, отвечающего запросам современной школы и задачам воспитания, является реализация его нравственных возможностей в учебно-профессиональной. деятельности, что указывает на необходимость поиска путей, средств, условий, позволяющих переориентировать имеющийся негативный опыт спортивной деятельности личности в позитивное профессиональное русло.

На необходимость «очеловечивания» знаний учителем, придания им личностного, нравственного смысла, усвоения и осмысления гуманных ценностей, и их реализацию указывается в документах «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребёнка», «Закон об образовании Российской Федерации», «Манифест спортивно-гуманистического движения» .

Подготовка будущего учителя физической культуры должна включать развитие нравственных начал, качеств, ценностей идеалов и др., которые обеспечат нравственный опыт, самовыражение потенциальных возможностей, устойчивость личности, выработку своей позиции, самореализацию личности.

Человечность более чем другие качества личности, обеспечивает социальную, нравственную устойчивость в системе отношений человека с обществом и с другими, влияя на развитие профессиональных и личностных качеств.

Задача подготовки учителя физической культуры — помочь не только развить потенциальные возможности нравственных качеств личности, но и сформировать нравственные идеалы, ценности, потребность в человечности.

Важность развития потенциальных нравственных возможностей и реализация таких как любовь и доброта, разумность и человечность, как высшего предназначения учителя, подчёркивали в своих трудах Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, В. Г. Белинский, Г. С. Сковорода, С. И. Миропольский, Д. К. Ушинский и др. Их прогрессивные идеи были связаны с обогащением личности учителя наиболее значимыми качествами для развития нравственных отношений в педагогическом взаимодействии.

Изучение работ отечественных учёных В. М. Бехтерева, Н. А. Бердяева, В. С. Библера, Э. В. Ильенкова, П. Ф. Каптерева, позволило рассматривать личность как социальное качество индивида во взаимосвязи с общественными отношениями.

Обращение к трудам психологов Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, А. А. Бодалева, JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. И. Мясищева, Н. В. Кузьминой, C. J1. Рубинштейна, раскрывающим закономерности формирования личности как системы отношений, способствовало рассмотрению личности как целостного образования.

В трудах отечественных учёных раскрыты методологические закономерности педагогического труда (Н.Ф. Гоноболин), значение нравственной устойчивости (Б.Т. Лихачева), зависимость реализации нравственного потенциала от сформированности личностно-нравственных качеств (В.А. Крутецкий), максимальное использование природных задатков (С.М. Фридман), человечность как фактор саморазвития личности, как источник, цель и критерий истинности. гуманистического мировоззрения (А.В. Суворов).

Анализ состояния проблемы развития нравственных идеалов, ценностей личности был осуществлён на основе изучения работ: JI.M. Архангельского, О. С. Богдановой, В. А. Блюмкина, А. В. Засимовского, М. Г. Казакиной, И. А. Каирова, И. С. Марьенко, В. А. Сластёнина, В. И. Петрова, Н. М. Трофимовой, И. Ф. Харламова, В. Э. Чудновского, Н. Е. Шурковой, что способствовало успешному научному поиску в этом направлении.

Причины, ведущие к профессиональной деформации личности в педагогической деятельности, проанализированы в ходе изучения работ В. В. Дубинина, А. Г. Марковой, И. Ф. Мягкова, Л. И. Митиной, В. В. Ряшиной, Т. Н. Ревтова и др. В них затронуты проблемы эмоциональной неустойчивости, стагнации, эмоционального выгорания, равнодушия учителя, накопление стереотипов в профессиональной деятельности.

Пробуждение нравственных возможностей личности позволяет осознать себя частью единого мира, ответственность перед ним. Реализация нравственных потенций удовлетворит основные потребности человека в самоуважении, самоактуализации. Такой оптимистический взгляд на природу человека мы находим в трудах зарубежных исследователей (Д. Дьюи, Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса и др.), изучающих проблемы «Яконцепция» как совокупности всех представлений индивида о себе, уникальной неповторимой личности. Сформированость профессионально необходимых умений и навыков зависит от психологических факторов: уверенности в себе, владении межличностным общением.

Существенное значение для нашего исследования имеют труды учёных в области физической культуры В. В. Белорусовой, И. М. Быховской, М. Я. Виленского, М. В. Прохоровой, И. Н. Решетень считающих, что нравственное становление будущего учителя физической культуры зависит от понимания того, что предметом труда его является человек, цельюпреобразование человека, орудие труда — его воля, разум, нравственность. Раннее приобщение к нравственным ценностям в условиях тренировочного процесса пробуждает к реализации нравственных качеств в отношениях. Однако в результате анализа работ, перечисленных выше авторов было установлено, что они не вышли за пределы спортивной этики.

Дальнейшие попытки определения путей нравственного становления учителя физической культуры связаны с интерпретацией непрерывного физкультурного образования. Так, А. П. Слободян и О. В. Петунин полагали, что теоретические основы подготовки к профессиональной деятельности учителя физической культуры и пролонгированное физкультурное образование будут гарантировать усвоение им культурных, мировоззренческих и педагогических технологий. В частности ранняя ориентация на профессиональный выбор (B.JI. Матрасов, С.А. Жданов) позволяет увидеть реальную или потенциальную педагогическую направленность старшеклассников. Однако конкретные условия реализации нравственного потенциала в подготовке к профессии в исследованиях перечисленных авторов не рассматриваются.

Анализ подготовки будущих учителей в педагогических классах и в вузах показывает, что нравственная направленность в становлении личности учителя физической культуры довольно часто остаётся за пределами решаемых преподавателями задач. Что находит отражение в деструктивных отношениях «учитель-ученик», эмоциональной неустойчивости, определяет низкий статус учителя, профессиональную деформацию.

Важным выступает побуждение к сохранению и реализации всего нравственного багажа, накопленного в жизни будущим учителем физической культуры. Учитель не может быть хорошим специалистом, если он не обладает такими профессиональными значимыми качествами, как любовь к детям, доброта, разумность, терпимость, если он не является носителем духовной культуры, не реализует человечность по отношению к самому себе и к ученику.

Спортивная деятельность ограничивает и затрудняет реализацию нравственных убеждений, и в то же время дает наибольшие возможности для поиска и нахождения путей самоутверждения, раскрытия своих возможностей.

Профессиональные требования к учителю физической культуры и специфика спортивной деятельности обусловлены противоречиями между способом осуществления нравственных поступков и достижениями спортивной деятельности и недостаточностью учета нравственных возможностей личности и требованиям к педагогической деятельности. Данные противоречия позволяют определить проблему и сформулировать тему исследования: «Реализация нравственного потенциала личности в процессе подготовки учителя физической культуры».

Объект исследования — подготовка учителя физической культуры.

Предмет исследования — процесс реализации нравственного потенциала личности будущего учителя в учебно-профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования. Успешность реализации нравственного потенциала личности в профессиональной деятельности учителя физической культуры может быть обеспечена, если:.

— отношения в учебно-воспитательном процессе строятся на гуманистической основе;

— осмысление и присвоение нравственных идеалов, качеств, ценностей обеспечат их перенос в личный опыт;

— условия занятий предполагают использование решений реальных педагогических ситуаций и задач ;

— профессиональная подготовка осуществляется по специально разработанной программе «культура — нравственность — личность».

Цель исследования — определение педагогических условий, обеспечивающих реализацию нравственных возможностей личности будущего учителя физической культуры.

Задачи исследования:

1. Определить сущность нравственного потенциала личности будущего учителя физической культуры.

2. Выявить механизм реализации нравственного потенциала личности в процессе подготовки учителя физической культуры.

3. Разработать программу педагогического цикла, обеспечивающего сохранение и передачу нравственного опыта в условиях спортивной деятельности.

4. Определить уровни готовности будущих учителей к реализации нравственных отношений школьников в спортивной деятельности.

Методологической основой исследования служат: рассмотрение личности как социального качества индивида во взаимосвязи с общественными отношениями (В.М.Бехтерев, Н. А. Бердяев, В. С. Библер, Э. В. Ильенков, П.Ф.Каптерев) — концепция личностно ориентированного педагогического процесса (В.И. Андреев, Е. В. Бондаревская, П. Ф. Гоноболин, В. В. Давыдов, И.С.Якиманская) — закономерности формирования личности как системы отношений (Б.Г.Ананьев, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. И. Мясищев, Н. В. Кузьмина, C. J1. Рубинштейн, А.В. Суворов).

Общетеоретической основой исследования стали труды ученых в области акмеологического подхода к развитию личности, рассматривающих человека как высшую ценностьвзгляды гуманистической психологии на личностьидеи личностно-ориентированной педагогической деятельностинравственного становления личности учителягармонического развития, физического, духовного и нравственного, концепции целостного системного подхода к рассмотрению педагогического процесса.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературыобобщение педагогической деятельности работников вузов и общеобразовательных школконстатирующий и формирующий эксперименты, тестированиеанкетирование учителей, преподавателей вузов, учеников спортивно-педагогических и спортивно-специализированных классов общеобразовательных школопросники и методики А. Ассингера, Басса-Дарки, А. Ф. Кудряшовой, К. Роджерса, В. В. Столина и С. Р. Пантилеева, К. Н. Томаса и др.- анализ творческих работ, математическая статистика.

Опытно-экспериментальная база — спортивно-педагогические классы общеобразовательных школ № 74, 9, 73, 80, 95, 24 г. Воронежа, Воронежский Государственный институт физической культуры Московской Государственной Академии Физической Культуры.

Исследования проводились в три этапа.

Первый этап (1990;1994 гг.) был посвящен изучению и анализу литературы по проблеме. Определена сущность нравственного потенциала, проведен констатирующий эксперимент, определяющий исходный уровень нравственной воспитанности учащихся спортивно-педагогического классов, студентов, учителей физической культуры.

Второй этап (1994;1997 гг.) был связан с разработкой методики экспериментальной работы, определением средств и условий, активизирующих развитие нравственных качеств и способствующих их самоактуализации и реализации нравственного опыта личности в профессиональной деятельностис выявлением причин, затрудняющих реализацию нравственного потенциала в условиях соревновательно-спортивной деятельности и ведущих к профессиональной деформации личности в педагогической деятельности.

Третий этап (1997;1999 гг.) включает дальнейшее проведение формирующего эксперимента в ходе исследования и использование его результатов в практикепроведение констатирующего эксперимента на завершающем этапе исследованияподведение итогов работы, обработку и обобщение полученных данныхвнедрение результатов в учебно-воспитательный процесс педагогических классов, лицеевпроверку теоретических подходов к становлению профессионально-значимых нравственных качеств учителя физической культуры и возможности реализации его нравственного потенциала.

Научная новизна и теоретическая значимость^ исследования состоят в:

— определении сущности нравственного потенциала личности учителя физической культуры;

— разработке приемов предупреждения профессиональной деформации личности будущего учителя;

— создании программы пропедевтического курса педагогики в спортивно-педагогических классах, практикума педагогических ситуаций нравственного содержания;

— разработке средств, повышающих нравственные возможности человека;

— определении уровней готовности будущих учителей регулировать нравственные отношения в спортивно-педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования. Исследование открывает пути практического использования полученных теоретических и экспериментальных данных в практике нравственного воспитания личности будущего учителя в учебно-воспитательном процессе. Выявлены значимые психолого-педагогические условия, способствующие реализации нравственных качеств. Определены средства, повышающие потенциальные нравственные возможности человека. Установлены уровни готовности студентов к профессиональной деятельности. Разработаны: программа для спортивно-педагогических классов по педагогике «культура — нравственность — личность», спецкурс по педагогическому мастерству «Пути самоактуализации личности в педагогической деятельности" — практикум по педагогике в вузерекомендации по организации нравственных отношений в спортивной деятельности школьников. Результаты проведенного исследования используются в практике преподавателей спортивно-педагогических классов по психологопедагогическому циклу в вузе при чтении курса «Введение в профессиональную деятельность», «Педагогика».

Прикладное значение исследования заключается в создании научно-методического обеспечения профессиональной педагогической подготовки будущих учителей (авторский спецкурс, дидактический и видеоматериал, методические рекомендации).

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены использованием комплекса полученных методов теоретического и эмпирического познания, их адекватностью предмету и задачам исследования, опытно-экспериментальной проверкой, количественным и качественным математическим методом.

На защиту выносятся:

— Сущность понятия «нравственный потенциал личности».

— Механизм реализации нравственного потенциала личности в процессе подготовки будущего учителя физической культуры.

— Психолого-педагогические условия, обеспечивающие готовность личности к реализации гуманистических отношений.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были представлены в программе «культура — нравственность — личность», в практикуме педагогических ситуаций, в цикле лекций, прочитанных автором в педагогических классах общеобразовательных школ г. Воронежа, Воронежском госпедуниверситетев докладах на заседаниях кафедр педагогической психологии, теории и методики физического воспитания и гуманитарных дисциплин института физической культуры Московской Академиина педагогических и ученых советах, на Всероссийских научных конференциях Липецк (1989), Белгород (1989), Минск (1990), Воронеж (1995), ежегодных научно-методических конференциях Воронежского Государственного института физической культуры. По теме диссертации опубликовано 7 статей, тезисы докладов на 13 конференциях, 1 методическое пособие (практикум).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Общий объем работы составляет 184 страницы машинописного текста, включающего 3 диаграммы, 7 таблиц, 5 схем и 2 рисунка.

Однако результаты исследования показали, что учащиеся некритично, обобщенно, отвлеченно от себя подходят к оценке своих поступков, своих отношений «ученикученик». Это говорит, что у учащихся хотя и повысился уровень гуманистической просвещенности, но пока еще нет переноса на собственную деятельность и отсутствует интерес к нравственным поступкам.

Заключение

.

Проведенное исследование посвящено актуальной проблеме — реализации нравственного потенциала в подготовке будущего учителя физической культуры.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что эффективность решения данной проблемы связана с использованием возможностей учебно-воспитательного процесса в педагогических классах, с возрастными особенностями развития старшеклассников.

Интеграция гуманитарных психолого-педагогических, антропологических, акмеологических знаний является динамичным фактором развития нравственных начал, качеств, возможностей личности будущего учителя физической культуры.

Вырабатывая педагогическую стратегию учебно-воспитательного процесса, мы исходили из понимания занятия, как учебной ситуации, которой присущи накопление нравственного опыта, его усвоение и присвоение. Важными выступают: учитель с ¦ направленностью на ученика и гуманистическими отношениями в системе «учитель-ученик», нравственная устойчивость и закономерность учащегося, и его умение использовать нравственный опыт, анализировать его и строить конструктивные отношения в спортивно-учебной деятельности.

Развитие нравственного потенциала личности будущего учителя физической культуру осуществлялось с помощью психолого-педагогических условий и средств: специально разработанной нами для этой цели программы и практикума педагогических задач и ситуаций.

Уровни готовности будущего • учителя к профессии зависят от направленности личности учащегося, глубокого и органического воплощения требований нравственности в профессиональной деятельности, понимания сущности и социальной значимости своей будущей деятельности.

Это позволило нам выделить механизм и последовательность этапов развития нравственных возможностей личности будущего специалиста:

— средства, повышающие нравственный потенциал;

— условия формирования нравственной устойчивости и закономерности с помощью фиксированных нравственных установок, гармонии физического и нравственного развития;

— гуманистические отношения в «учебно-педагогической ситуации», предполагающие приобретение нравственного опыта, понимание смысла взаимоотношений духовного и телесного начала в человеке, владение навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, диагностирование особенностей восприятия учащихсяценностно-смысловое значение физкультурно-спортивных занятий;

— направленность учителя физической культуры на личность ученика в профессиональной деятельности через продуктивную обобщенность социально-профессиональных явлений, конструктивные отношения и нравственные достижения;

— самоактуализация, ведущая к полноценной реализации индивидуально-нравственных возможностей на базе ситуаций морального выбора, нравственных идеалов, качеств, установок.

Динамика результатов опытно-экспериментальной работы по следующим критериям показала, что коэффициенты корреляции объема нравственного идеала и исследуемых компонентов гуманистической направленности личности у учащихся контрольной и экспериментальной группы до и после формирующегося эксперимента повысился на:

0,54 — интерес и положительное отношение к педагогической деятельности;

0,58 — мотивация выбора педагогической деятельности, предрасположенность к ней;

0,43 — самосовершенствование, стремление к нравственному идеалу;

0,63 -общий показатель гуманистической направленности личности.

Полученные данные исследования подтверждают эффективность разработанного нами механизма развития нравственного потенциала личности будущего учителя физической культуры.

Он рассматривается как совокупность целенаправленных взаимосвязанных и технологически упорядоченных действий педагога по осуществлению данного механизма.

Единство педагогических действий учителя и ответных действий учащихся создает механизм реализации нравственного потенциала личности будущего учителя физической культуры, что наглядно представлено на схеме Й.

Трансформация нравственного поведения учащегося в профессиональное пространство, изменения внутренней ориентации старшеклассников возможно путем преобразования нравственных установок, ценностей, отношений, нравственной направленности личности будущего учителя физической культуры.

Выработка умений понимать, чувствовать внутренний мир другого человека, соотносить реальный план и перспективы собственной жизни, ориентироваться и принимать решения по поводу нравственных действий в проблемной ситуации, нести ответственность за свои поступки, адаптироваться в новом профессиональном статусе — это значит реализовать свой нравственный потенциал.

Обобщенный анализ полученных результатов подтверждает достоверность выдвигаемой гипотезы и формирует следующие выводы: Основными из них являются следующие:

1. Сущность нравственного потенциала личности представляет собой совокупность психических особенностей человека, соответствующих потребностям общества и личности, и наиболее полезных для их совершенствования.

2. Реализация нравственного потенциала личностью в процессе ее профессиональной подготовки осуществляется по следующим этапам: низкий (содержательный) — средний (критериально-содержательный) — высокий (конструктивно-содержательный).

3. Обеспечение реализации нравственного потенциала будущих учителей в профессиональном поведении возможно, если наблюдается динамика их готовности к регулированию нравственных отношений в педагогической деятельности.

4. Осознание нравственных идеалов, качеств, ценностей в учебно-профессиональной деятельности способствует накоплению нравственного опыта отношений на основе разработанной программы «Культуранравственность — личность».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Природные предпосылки педагогических стилей у преподавателей начальной школы //Вопросы психологии. — 1997. — №-2. -с. 14−28.
  2. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн.: Университетское, 1990. 560с.
  3. .Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус. Хрестоматия по психологии. Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987.- с. 134−140.
  4. К. Учитель и инновации. Кн. для учителя: Пер. с макед. М.: Просвещение, 1991. — 159с.
  5. JI.M. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. — 64с.
  6. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.- 190 с.
  7. А.Г. Психология личности. Учебник. М.: Изд-во МГУ. 1990. -367с.
  8. И.Н. Педагогический поиск. 3-е изд. с испр. и доп. М.: Педагогика, 1989. — 560с.
  9. В.В. Задача нравственного воспитания детей и молодежи в условиях занятий физической культурой //Нравственное воспитание в условиях занятий спортом. Межвузовский сборник научных трудов. Л.: 1986. -с.4−21.
  10. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Курс лекций, часть 1. М.: Изд-во «института практич. психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-315с.
  11. Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 383с.
  12. B.C. Культура. Диалог культур //Вопросы философии. 1989. -№ 6.-с. 31−43.
  13. П.П. Избр.пед. и псих, сочинения, т.1. М.: 1979. — с. 40−41.
  14. В.А. Моральные качества личности. Монография. Воронеж, 1974.-180с.
  15. О.С., Черепкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 206с.
  16. А.А. Восприятие человека человеком. JL: 1965. — 124с.
  17. Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности. Психология формирования и развития личности Под ред. Л. И. Анциферовой. М.: Наука, 1981. — с.257−384.
  18. .С. Аномалия личности. М.: Мысль, 1988. — с93.
  19. С.Л. Развитие у студентов направленности на диалогическое общение: Автореф. дисс. канд.пед.наук. Л., 1987. — 18с.
  20. И.М. Труды учёных ГЦО МОГИФК 75лет. Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1993. — с.48−70.
  21. В.И. Начало и вечность жизни. М.: Мысль. — 1989. — 703с.
  22. Н. Н. Столяров В.И. Физическая культура личности. Философско-культорологический анализ физической культуры//Вопр.философии. 1988. — № 5. — с. 49−63.
  23. М. Я. Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей: Учеб.пособие.-М. :Высш.шк., 1989,-159с.,
  24. Л.С. Развитие высших психических функций. -М.: Изд.А.П.Н. РСФСР, 1960. 50с.
  25. Л.С. Педагогическая психология. М.: — 1926.-С.341−342.
  26. О.С. Самоопределение// Новые ценности образования. М.: Просвещение, 1995. — с. 82.
  27. Гегель Г. Философия духа.Сочинение.Т 3.-М.: Госполитиздат, 1965.-320с.
  28. А.И. Собр. соч. Т. II. М.: 1954. — с. 164−165.
  29. С.М. О механизме опосредования в организации СДС.//Проблемы современной технологии обучения и развитие умственной активности студентов и школьников. Респуб. Н-пр.конф. Воронеж. 1994. — с.86.
  30. . Что такое психология:2-х.т. Пер. с франц.-М. Мир, 1992.-376с.ил.
  31. Ф.Н. Книга об учителе.-М.'Просвещение, 1965.-с.115−145.
  32. В.В. Современные задачи физического образования.-СПБ., 1914/-т.1.-с.15.
  33. Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности.-М. :Политиздат, 1989.-319с.
  34. В.В. Проблемы развивающегося обучения.-М.:Педагогика, 1968. 239с.
  35. А.А., Исаев А. А. Педагогическое мастерство тренера. М.: Физкультура и спорт, 1981. — 375с.
  36. О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука.-1977.- 333с.
  37. Д.И. Проблемы идеального. М. Мысль, 1983. 228с.
  38. К.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М.: Просвещение, 1989. — 189с.
  39. И.А. Туманность Андромеды. Фантастич. повести.-М.: 1969.-288с.
  40. И.А. Лезвие бритвы. Роман. Харьков: Кн. изд-во, 1992.-е. 93.
  41. И.А. Таиса Афинская. Роман. Тула: Кн. изд-во, 1985.- 453с.
  42. В.И. Учитель как исследователь. М.: Мысль, 1980. — 184с.
  43. В.Ф. Средства и методы профессиональной ориентации старшеклассников на уроках физической культуры с учетом особенностей профессии, требующих высокой устойчивости вестибулярной функции: Автореф. дисс. канд. пед. наук.-Л., 1990. с. 227.
  44. А.Г. Методология и процедура социалистических исследований. М.: Просвещение, 1969. — 101с.
  45. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномальногоразвития личности. М.: Из-во МГУ, 1980.-с140.
  46. С.А. Лонгитюдиальное исследование динамики формирования педагогической направленности у будущих учителей начальных классов. Автореф. дисс. к.п.н. Ленинград, 1997.-16с.
  47. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.-480с.
  48. В.В. Образование. Мышление. Культура /Под ред. А. В Петровского. М.: Просвещение, 1989. — 334с.
  49. А.В. Критерии моральной воспитанности личности. Проблема управления процессом формирования личности. М.: Просвещение, 1972. — с.50−56.
  50. И.А., И.Ф. Кривонос, Парасевич Н. Н. и др. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1989. — 302с.
  51. К. Эмоции человека: Пер. с анг. М.: Изд-во Моск. ун-та., 1980. -с.440.
  52. Э.В. Философия и культура. М. Политиздат, 1991.- 463с.
  53. Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пособие для студентов по спец.2114. «Физ. воспитание» М.: Просвещение, 1987. — 287.С., ил.
  54. М.Г. Процесс воспитания нравственных идеалов и методы их исследования. Л.: 1970. — с. 125.
  55. Т.Б. Профессионально-педагогическая направленность личности учителя: Автореф. дисс.кан.пед.н. М., 1992.-е 22.
  56. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987. 190.С.5 8. Кант И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994.-435с.
  57. П.Ф. Избр.соч. М.: 1982. — с. 340−368.
  58. П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования //Избр.соч. -М.: 1982. с 595−606.
  59. Е.А. Социальное и биологическое в контексте формирования профессиональной пригодности //Соотношение биологического и социального в человеке. М.: 1975. — с. 210−220.
  60. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984.- с. 143.
  61. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980.-191с .
  62. Конференция по проблемам экзистенциально -гуманистического подхода в психотерапии. //Вопросы психологии. 1997. — № 3.- с.147−150.
  63. В.М. Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя физической культуры /содержание, структура, технология педагогического управления /Метод, указания. М., 1987. 90с.
  64. Я. Избранные произв. перевод с польского К. Э. Сенкевича. М.: Педагогика, 1979. — 176с.
  65. Н.М. Проблемные ситуации в процессе обучения.-М.: Просвещение, 1989.
  66. И. Б. Шиянов Е.А. Философские основания современной педагогики.-Ростов н/Д.:1994, — с.15−30.
  67. А.В. Структура педагогической деятельности преподавателя физического воспитания вуза: Автореф дисс. к.п.н.-М., 1989.-24с.
  68. А.Л., Красина И. М. Эффективный учитель. Практическая психология дня педагогов. Ростов н/Д.: Из-во «Феникс», 1995.-480 с.
  69. В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.-255с.
  70. В.А., Недбаева С. В. Профессиональные качества личности учителя и их формирование.-М.: Просвещение, 1982.- с. 28.
  71. В.Н. Введение в гуманизацию физического воспитания, гуманистическая концепция и практика физического воспитания часть 3. -Минск: 1996. 85с.
  72. Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологическиепроблемы развития //Гуманизация образования Бийск: 1994.- с.34−85.
  73. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Из-во ун-та, 1967.-176с.
  74. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М.: Просвещение, 1990. — с. 6−15.
  75. . Отбор учителей //Перспектива. 1990. — № 1. — с. 136−142.
  76. Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека //Принцип развития в психологии.-М., 1978.
  77. Г. Психодрама: теория и практика. А. Я. Морено. Пер. с нем. Общ. ред. и предисл. Е. В. Попухиной и А. Б. Холмогоровой. М.: Издательство группа «Прогресс». Универс, 1994. — 352с: ил.
  78. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1997.-с.159−234.
  79. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: М ГУ, 1971 .-3 9с.
  80. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. — с. 303.
  81. П.Ф. О физкультурном образовании в школе //Русская школа. -1894. № 12. — с.3−18.
  82. П.Ф. Руководство по физическому образованию для детей школьного возраста //Собр. пед. соч. в 5 т., М., 1952.-с47.
  83. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Прометей, Юрайт, 1998.-464с.
  84. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984. 444с.
  85. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-421с.
  86. Лотон Д. Учитель в меняющемся мире //Перспектива.-1987.-№ 3−4.-c33−43.
  87. А.С. Сочинение Т.5. М.: Учпедгиз, 1958. — 318с.
  88. И.С. Основные источники и стимулы нравственного развития личности школьника. //Совет. Педагогика. 1970.- № 6. — с. 38−48.
  89. И.С. Нравственное воспитание школьников. М.: Просвещение, 1969. — 310с.
  90. А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.-с. 24.
  91. А. К. Психологический анализ профессиональной компетенции учителя- //Сов. педагогика. -1990. № 8. — с.82.
  92. К., Энгельс Ф. Соч. Том 1. с. 37.
  93. В.И. Анализ особенностей профессиональной деятельности учителя //Сов. педагогика. 1990. — № 8, — с. 82.
  94. B.C. Социально-типичные свойства личности в психологическом конфликте //Вопросы современной психоневрологии /Под ред. М. М. Кабанова и др. JI., 1966.c. 93−101.
  95. М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя //Психология. 1998. — № 1 — с. 44 -55.
  96. Л.М. Психология профессионального развития учителя: Автореф.док.дис. М., 1995. 40с.
  97. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя //Вопросы психологии. 1990. — № 3. — с. 58−64.
  98. Л. М. Учитель как личность и профессионал. Психологические проблемы. М.: Просвещение, 1994. — с. 21 .
  99. Л.М., Кузьменкова О. В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя//Психология. 1998. — № 1. — с. 3−16.
  100. Г. И. Профессиографическое исследование деятельности учителя: Автореф. дис.к.п.н. Ленинград. — 1979. — 16с.
  101. Э.Л. Учитель и всестороннее развитие личности школьника. -М.: Знание, 1986. 80 с.
  102. В.Н. Основные проблемы в современном состоянии психологии отношений человека. Псих, наука в СССР, т2, М.: 1960. с. 110 -125.
  103. В.Н. Основы обшей и медицинской психологии. JI.: 1969.
  104. П.А. Проблемы психологического отбора будущих учителей /ориентация молодежи на педагогическую профессию. М.: Просвещение. -1987. — 66с.
  105. И.С., Левин Г. Д. Принцип восхождения от конкретного к абстрактному //Диалектика научного познания. Очерк диалектической логики. -М.: Наука, 1978. с.167−183.
  106. С.Д., Кирилова' Н.В. Теоретические аспекты дидактических игр в подготовке специалистов в ИФК //Теория и практика физ. культуры. 1990. — № 3. — с. 14.
  107. B.C. Мировоззрение как явление духовной жизни (опыт анализа понятий). Ленинград. ун-та, 1978.-100с.
  108. С.И. Словарь русского языка /Под ред. Н. Ю. Шведовой. М.: 1978.-с.273.
  109. Ю.М. Восхождение к индивидуальности: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 287с.
  110. И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга.-Полн. собр. соч. т. IV.M. Л., 1951.
  111. Н.М. Психологические и психофизические особенности студентов. Казань, 1977. — 300с.
  112. А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1973. — 288с.
  113. В.А. Феномен субъективности в психологии личности: Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 1993.
  114. О.В. Формирование профессионального мастерства учителя физической культуры. М.: Просвещение, 1980. — 255 с.
  115. О.В. Теоретические основы подготовки студентов к профессиональной деятельности учителя физической культуры: Автореф. докт. дисс. пед. наук. Санкт-Петербург, 1995.
  116. Р.А. Способы формирования мотивации спортивной деятельности. М.: Мет. разработка, 1988. — 45с.
  117. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 255с.
  118. З.П. Методы формирования профессионально-педагогической направленности личности ИФК (на примере цикла психолого-педагогических дисциплин): Автореф. дисс. к.п.н. -Малаховка, 1988.- 255 с.
  119. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Просвещение, 1976.-c.280.
  120. А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания// Педагогика. 1994. — № 3. — с.13−18.
  121. Программы общеобразовательных учреждений, физическое воспитание учащихся 1−11 классов. М.: Просвещение, 1996. — 256с.
  122. А.А., Баранов А, А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. 1997. — № 1. — с.46−53.
  123. Т.Н. Педагог-ученик. Модель взаимодействия //психология-перестройка народного образования. Тез.Всесоюз.науч.-практ.конф.Москва.-1989.-с. 136.
  124. Рейну отер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом: пер. с англ. /общая ред. и послесловие Ф. Е. Василюка. 2-е изд. М.: Прогресс, 1993.-240 с.
  125. И.Н. Нравственное воспитание в процессе использования активных форм обучения студентов институтов физической культуры Нравственное воспитание в условиях занятий спортом. Ленинград, 1986. -с.23−25.
  126. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Из-во «Феникс «Ростов-на-Дону, 1996−512с.
  127. К. Эмпатия //Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.:1. Просвещение, 1984. 340 с.
  128. С.Л. Основы обшей психологии. М.:Уч., 1946. — с.68−79.
  129. С.Л. Бытие и сознание. М.:Изд-во АПН СССР.1957. 328с.
  130. С.Л. Принцип творческой самодеятельности //Вопросы психологии. 1986. — № 4. — с. 101−109.
  131. Руссо Ж-Ж. Эмиль, или о воспитании. М. Д911.-С.1−50.
  132. В.В. Рефлексия проблемных жизненных ситуаций в юношеском возрасте: Автореф.дисс.канд.пед.наук.Москва., 1996. 16с.
  133. Е.Л. Формирование у старшеклассников готовности к противодействию аморальным проявлениям: Методические рекомендации. -Минск: МГПИД98 9.
  134. П.В. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. — 350с.
  135. П.З., Кабачков В Л. Профессионально производственная направленность физического воспитания школьников. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 160с.
  136. В.А. К вопросу о профессиограмме учителя //Совет, педагогика. 1973. — № 5. — с72−80.
  137. B.C. Собр.соч. в Ют. т.З. 2-е.изд.СПБ., 1911−1914.с.71−237.
  138. Н.В. Профессиональное становление специалиста с высшим образованием в условиях изменяющейся социокультурной среды: Автореф. докт. дис. Казань, 1997. — 36с.
  139. Н.В. Формирование у студентов университета гуманистической установки на профессиональную деятельность. Воронеж, 1996.-23с.
  140. Спенсер Г. The evolution of a sociologist,№V., 1971. перевод. Н. С. Нарский.
  141. Л.Ф. Психолого-педагогические основы физического воспитания: Пособие для учителя. М.:Просвещение, 1987.- 224с. ил.
  142. М.И. Методика нравственного воспитания учащихсяпрофтехучилищ на занятиях физической культурой: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1989. — 192с.
  143. В.И. Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры. М.: Физкультура и спорт, 1998. — 190с.
  144. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. Пер. с англ./Под ред. Н. Ф. Талызиной. М.:Педагогика, 1984.-472с.ил.
  145. А.В. Человечность как фактор саморазвития личности: Автореф. дисс. доктора психологических наук. Москва, 1996. — 57с.
  146. В.А. Как воспитать настоящего человека. (Советы воспитателя). Минск: «Нар. а света», 1978. — 288с.
  147. Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалистам/Современная высшая школа. 1986. — № 2. — с. 16.
  148. .М. Психология индивидуальных различи /Избранные труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1995. — т.1, — с. 5−189.
  149. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М., 1975.-200 с.
  150. А.И. Структура нравственного сознания. /Опыт этико-философского исследования. М.: Мысль, 1974. — 278с.
  151. Л.Н. Сочинение, т. IV, с 146−14 9.
  152. Л.Н. Пол.собр.соч. т. З, с .19.
  153. А.В. К вопросу об историко-теоретическом исследовании личности // Вопросы психологии. 1978. — № 5. — с. 44−52.
  154. Н.М. Раннее развитие действий в процессе обучения и воспитания, (опыт работы школы экспериментальной площадки). — Воронеж. — 1996. — 145 с.
  155. Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника.//. Педагогика. 1997. — № 6. — с.59−65.
  156. Н.М. Нравственное воспитание и развитие младших школьников в процессе обучения. Монография. Воронеж. 1975.- 111с.
  157. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 451с.
  158. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Изд-во А. Н. Груз. ССР, 1961. 221с.
  159. КД. Собр. соч. т.2, М., Учпедгиз, 1949.-с. 63.
  160. Д.И. Психологические основы формирования человека как личности//Психолого педагогические основы формирования личности школьника и студента. Душамбе, 1970. — с.5−46.
  161. Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политизат, 1986. -600с.
  162. А.Р. Формы становления личности в процессе её профессионализации//Вопросы психологии. 1997. — № 2. — с. 88−93.
  163. С.Л. Предмет знания. Душа человека. С.- Пб.: Наука, 1995.
  164. С.Л. Смысл жизни//Вопросы философии. 1990. — № 6. — с.68−132.
  165. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
  166. A.M. Проблемы педагогического труда. М.: Просвещение, 1929.
  167. A.M. Педагогический опыт глазами психолога,— М.: Просвещение, 1987.
  168. И.Т. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.: Политиздат, 1991.-е. 13−14.
  169. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992, — 429с.
  170. Э. Иметь или быть? М.: Просвещение, 1986.
  171. B.C. О стиле гуманных отношений в школе//Народное образование. 1969. — № 1. — с.68.
  172. И.Ф. Теория нравственного воспитания. Минск: Изд-во Б ГУ, 1979,-363с.
  173. Человек и мир человека (категории «человек «и «мир «в системе научного мировоззрения). Киев: Наук, думка, 1977.- 342с.
  174. В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981. — 208с.
  175. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности.1. М.: Знание, 1986, -80 с.
  176. С.Т. Собр. Соч., т.1., М., 1962, с 198.
  177. Г. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1980.-326с.
  178. А.Т. Проблемы теории творчества. Монография. М.: Просвещение, 1989. — с 143.
  179. А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Монография. Ленинград: -Просвещение, 1967. -247с.
  180. А.И. Некоторые вопросы совершенствования подготовки учи-теля//Совет. Педагогика. 1971. — № 9. — с82.
  181. А.И. Професстограмма учителя советской школы. М., 1976.-48с.
  182. .Д. О природе человеческого действия // Вестн. Моск. ун-та Сер 14, Психология, 1989. № 4. — с. 25−40.
  183. М.П. Психология чувств. М.: Просвещение, 1956.
  184. Янсон Ю Л. Педагогика физического воспитания школьников: Книга для учителя: Ростов, 1993. -184с.
  185. К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.
  186. А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наук, думка, 1977,-275 с.
  187. Н., 1974, Е. Aronson, 1981, Т. Marek, 1993, Dunham Stress in teaching., Syd. CroomHelm, 1996, 87−92.
  188. Fundamentals of sport for all international Congress, 1986.
  189. Goodlad I. What Schools are for? Bloomington, 1994, p.33.
  190. Maslov A. Some educational impeication on St., p.33.
  191. Maslov A.N. Toward a Psychology of Beign, Princeton, G.J., Van Nostrand.
  192. Rotter J.B., Generalized expectancies for internal versus external control of reinforecment /Psychol. Monogr, 1996, V80 N1.
  193. Ryans D.G. Characteristics of Teacher, Washington, DC Amer Council on Educal., 1960.
Заполнить форму текущей работой