Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Предупреждение речевых ошибок младших школьников в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экстралингвистическая работа направлена на расширение представленийребенка о предмете будущего высказывания и обогащения речи словами краеведческой тематики. Она осуществляется на основе выделенных межпредметных связей с учебными предметами, реализующими" содержание программ регионального компонента начального образования (литературное чтение, окружающий" мир, технология и изобразительное… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научно-методические предпосылки предупреждения речевых ошибок младших школьников в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности
    • 1. 1. Лингводидактические, психолингвистические, психологические основы обучения письменной речи младших школьников
    • 1. 2. Речевая ошибка как объект научного изучения
    • 1. 3. Методические основы предупреждения речевых ошибок младших школьников в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Современное состояние организации работы по предупреждению речевых ошибок младших школьников в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности
    • 2. 1. Содержание экстралингвистической подготовки к написанию изложений и сочинений краеведческой направленности
    • 2. 2. Классификация речевых ошибок младших школьников, допущенных в текстах изложений и сочинений краеведческой направленности
    • 2. 3. Специфика лингвистической подготовки к написанию сочинений и изложений краеведческой направленности
  • Выводы по 2 главе
  • Глава 3. Система работы по предупреждению речевых ошибок младших школьников в процессе обучения написанию сочинений и изложений краеведческой направленности
    • 3. 1. Содержание работы по предупреждению речевых ошибок учащихся 2−4 классов
    • 3. 2. Методика работы по предупреждению речевых ошибок учащихся 2−4 классов
    • 3. 3. Экспериментальная оценка эффективности методической системы предупреждения речевых ошибок младших школьников в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности
  • Выводы по 3 главе

Предупреждение речевых ошибок младших школьников в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Важнейшей задачей обучения русскому языку является развитие связной речи и речевой культуры учащихся. Эта задача имеет широкое социальное значение: хорошо развитая речь обеспечивает успешную деятельность школьника и активное его участие в разных сферах человеческого общения, что немаловажно для успешного формирования социально активной личности.

Изучением проблем речевого развития детей занимались многие ученые. Описаны механизмы письменной речи (И.Н. Горелов, И. Н. Жинкин, Д.Б. Эльконин), этапы речевой деятельности (A.A. Леонтьев, И.А. Зимняя), закономерности усвоения речи (Л.П. Федоренко), условия формирования письменной речи младших школьников (В.Я. Ляудис, И. П. Негурэ, Д. Б. Эльконин и др.).

Разработаны концепции развития речи (Е.В. Архипова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и др.), методические аспекты работы по обогащению речи детей (H.H. Алгазина, М. Т. Баранов, В. А. Добромыслов, Н. П. Каноныкин, Н. С. Рождественский, H.A. Щербакова и др.), обучению написания сочинений и изложений (Н.Д. Арутюнова, Е. А. Баринова, В. А. Добромыслов, З. А. Доморацкая, А. П. Еремеева, В. А. Кустарева, Т. А. Ладыженская, И. Д. Морозова, H.A. Пленкин, Н. И. Политова, Н. С. Рождественский и др.). Ряд исследований ученых посвящен вопросам изучения ошибок в речи детей и поиску путей их преодоления (H.H. Алгазина, О. Ю. Ерофеева, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, Г. А. Фомичева, Е. А. Фролова, С. Н. Цейтлин и др.), организации работы по исправлению и предупреждению ошибок (В.Е. Мамушин, О. Д. Мухина, H.A. Пленкин, Т. Г. Рамзаева, М. С. Соловейчик и др.).

Языковое образование, как и образование в целом, направлено на воспитание человека культуры, развитие его духовного и нравственного мира. Современный период развития методики преподавания родного языка предполагает обращение к кумулятивной функции языка. Культура народа, сохраненная в языке, становится частью опыта личности. Изучению данного вопроса посвящены труды Е. А. Быстровой, А. Д. Дейкиной, М. А. Мачулиной, Л. И. Новиковой, Н. М. Шанского и др. Обучение языку в современной школе необходимо строить с учетом традиций и культуры России, региона, края, в котором расположена школа.

Проблемы регионализации языкового образования исследовались С. А. Жажевой, И. А. Киреевой, Л. А. Кореневой, М. А. Мачулиной, Э. И. Николаевойи др. Выявлено, что использование региональной лексики, текстов, отражающих местные природно-климатические, культурно-исторические, языковые особенности, способствует обогащению речи младших школьников словами краеведческой тематики, позволяет осуществить воспитание интереса и сформировать личностное отношение к культуре родного края. Исследования в данном направлении ведутся на всех ступенях образования, что доказывает актуальность данной проблемы для современной науки и практики.

Особым периодом для речевого развития является ступень обучения детей в начальной школе. В это время происходит становление и развитие письменной речи. На теоретической основе учащиеся осваивают нормы употребления языковых единиц, активно пополняется словарь ребенка, продолжает развиваться его устная речь. В связи с включением национально-регионального компонента в содержание языкового образования в школах ведется активная работа по обогащению речи детей словами краеведческой тематики, учителя предлагают учащимся краеведческие темы для сочинений.

Вместе с тем наблюдение за практикой обучения, русскому языку на начальной ступени показало, что изучение языка и обучение речи не всегда представляют собой единый взаимообусловленный процесс. Учителя обеспокоены проблемами формирования орфографической грамотности, работа над грамматическим материалом часто не согласуется с программой развития речи учащихся, формированию практической речевой деятельности не уделяется должное внимание. Учащиеся недостаточно владеют навыками письменной речи, нормами литературного языка, затрудняются точно и правильно выражать свои мысли. Работа с краеведческим материалом ведется не систематически. Школьники испытывают затруднения в правильном употреблении слов краеведческой тематики, допускают ошибки.

Введение

нового (краеведческого) речевого материала в процесс обучения русскому языку, его активное использование учащимися в речи, выявленное большое количество речевых ошибок в творческих работах младших школьников на краеведческие темы — все это вызывает ряд вопросов методического характера. Каковы особенности речевых ошибок детей в сочинениях и изложениях на краеведческие темыкакое место займет работа по их предупреждению в общей работе по развитию речибудет ли отличаться методика предупреждения речевых ошибок, допущенных младшими школьниками в сочинениях и изложениях на краеведческие темы, от существующей в практике школыкакие условия необходимо создать, чтобы новый (краеведческий) речевой материал легко усваивался и правильно употреблялся в речи.

Поиску ответов на данные вопросы посвящено наше исследование.

Объектом исследования является процесс развития письменной речи при обучении учащихся начальной школы написанию изложений и сочинений.

Предмет исследования — система работы по предупреждению речевых ошибок младших школьников в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности.

Цель исследования — разработать методическую систему предупреждения речевых ошибок младших школьников в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности, которая, содействуя накоплению языкового и речевого материала краеведческой тематики и расширению речевого опыта младших школьников, способствовала бы повышению уровня культуры письменной речи, общей культуры детей младшего школьного возраста, воспитанию интереса и формированию личностного отношения к истории, традициям и культуре родного края.

Практический опыт работы автора в школе, целенаправленное наблюдение над организацией педагогического процесса в массовой школе г. Северодвинска, анализ лингвистической, психолого-педагогической, методической литературы, констатирующий эксперимент позволили сформулировать гипотезу исследования.

Гипотеза исследования. Поскольку в целом методика обучения написанию изложений и сочинений разработана, широко применяется в практике школы, а краеведческий материал, который мы предполагаем использовать для развития речи младших школьников, имеет свои особенности и его использование в речи зависит от имеющихся у младших школьников представлений о родном крае, знаний языковых норм и развитого языкового чутья, то предупреждение речевых ошибок в процессе подготовки к написанию изложений и сочинений краеведческой направленности требует внесения корректив, связанных с обеспечением специальной речевой и языковой среды. Думается, это возможно, если:

• после отдельной отработки изложений и сочинений как речевых упражнений интегрировать процесс их написания, в котором изложение краеведческой направленности становится ступенью для творческого написания однотемного сочинения и обеспечивает этап специальной речевой подготовки;

• написанию изложения краеведческой направленности будет способствовать чтение специально отобранных художественных произведений и текстов краеведческого содержания;

• отдельной ступенью подготовки к письменному пересказу будет устный пересказ прочитанных произведений или текстов краеведческого содержания;

• в процессе работы над изложением краеведческой направленности будет осуществляться языковая подготовка на теоретическом и «дотеоретическом» уровнях и включать упражнения, направленные на усвоение языковых норм, развитие языкового чутья, формирование навыков речевого контроля;

• после проделанной работы последней ступенью творческого применения речевых навыков будет сочинение краеведческой направленности, однотемное с изложением.

Соблюдение данных условий позволит снизить количество речевых ошибок в изложениях и сочинениях краеведческой направленности, улучшить качество письменной речи младших школьников в целом и повысить общий уровень их культуры.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) на основе анализа лингвистической, психологической, психолингвистической и методической литературы выбрать и теоретически обосновать концептуальные основы методической системы предупреждения речевых ошибок в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности;

2) установить межпредметные связи для формирования экстралингвистических знаний о родном крае и обогащения речи младших школьников словами краеведческой тематики;

3) классифицировать речевые ошибки младших школьников, допускаемые в изложениях и сочинениях краеведческой направленности и описать их особенности;

4) раскрыть возможности программ по русскому языку (2−4 кл.) для организации работы по предупреждению речевых ошибок на основе изучения теоретических тем курса и организации опережающего предупреждения;

5) определить систему работы по предупреждению речевых ошибок в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности и установить взаимосвязь между ее элементами;

6) подобрать дидактический материал, содержащий образцы употребления краеведческой лексики, художественные и учебные тексты, отражающие специфику края, его культуру и традиции, тексты изложений;

7) разработать систему упражнений, способствующую усвоению лексического значения слов краеведческой тематики и правил их употребленияразвитию языкового чутьярасширению речевого опыта и формированию навыка речевого самоконтроля;

8) организовать экспериментально-опытное обучение на основе разработанной методической системы;

9) экспериментально проверить эффективность методической системы предупреждения речевых ошибок младших школьников в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности.

Для достижения поставленной цели и решения соответствующих задач в работе использованы следующие методы исследования: анализ лингвистической, психологической, психолингвистической и методической литературыанализ учебных программанализ творческих работ учащихсясерия экспериментов (поисковый, констатирующий, формирующий, контрольный) — методы количественного и качественного анализа данных, метод математической статистики — U-критерий Вилкоксона-Манна-Уитни. Методологическую основу исследования составили: •психолингвистическая теория речевой деятельности (J1.C. Выготский, A.A. Леонтьев, И.А. Зимняя);

•закономерности усвоения родного языка (Л.П. Федоренко) — •условия и механизмы формирования письменной речи младших школьников (Н.И. Жинкин, В. Я. Ляудис, И. П. Негурэ, Д.Б. Эльконин);

•методические положения организации работы по развитию речи и предупреждению речевых ошибок (Т.А. Ладыженская, М. Р. Львов, С. Н. Цейтлин и др.).

Организация исследования. Исследование осуществлялось поэтапно. 1 этап (2005;2006) — выбор области исследования, наблюдение за организацией дидактического процесса на уроках русского языка и развития речи в начальных классах, определение темы исследования, постановка проблемы, изучение методической литературы по проблеме.: 2 этап (2006;2007) — анализ лингвистической, психологической, психолингвистической и методической литературы, организация констатирующего эксперимента, изучение письменной речи детей для выявления речевых ошибок в сочинениях и изложениях краеведческой тематики, определение рабочей гипотезы исследования.

3 этап (2007;2010) — организация формирующего и контрольного экспериментов, статистическая обработка полученных результатов, внедрение разработанной методики в практику работы учителей начальных классов г. Северодвинска, оформление диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1) разработана и обоснована методическая система предупреждения речевых ошибок в процессе обучения младших школьников написанию изложений и сочинений краеведческой направленности, состоящая из четырех ступеней: I — чтение литературных произведений и текстов краеведческой направленностиII — устный пересказ прочитанных произведений и текстов краеведческой направленностиIII — письменный пересказ или изложение текста краеведческого содержания со специально организованной языковой подготовкойIV — написание сочинения краеведческой направленности, однотемного с изложением;

2) сформулированы ожидаемые результаты в виде требований к знаниям и умениям выпускников начальной школы в контексте работы, направленной на предупреждение речевых ошибок в изложениях и сочинениях краеведческой направленности;

3) определены условия реализации методической системы предупреждения речевых ошибок младших школьников в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности:

X I I использование меэюпредметных связей для формирования экстралингвистических знаний и обогащения речи младших школьников словами краеведческой тематикисоздание речевой среды, включающей дидактический материал краеведческого содержания: слова, образцы употребления краеведческой лексики, художественные и учебные тексты, тексты изложений;

4) получены современные данные о речевых ошибках младших школьников, допущенных в изложениях и сочинениях краеведческой направленности, что способствовало расширению базы «отрицательного» языкового материала и созданию методически эффективной системы работы предупреждения речевых ошибок учащихся.

Теоретическая значимость исследования:

1) выделен и обоснован системообразующий принцип предупреждения речевых ошибок в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности, принцип градуальности, связанный с постепенным включением детей в различные виды речевой деятельности с увеличением доли самостоятельности (от чтения до создания собственного письменного текста) — наращиванием объема лингвистической информации (лексико-граматической характеристики слов краеведческой тематики) — усложнением заданий в упражнениях по предупреждению речевых ошибок;

2) установлена зависимость: количество речевых ошибок в изложениях и сочинениях краеведческой направленности уменьшается, качество письменной речи улучшается, если процессы написания изложения и сочинения интегрировать, а процесс написания изложения рассматривать как ступень специальной речевой и языковой подготовки к написанию однотемного сочинения краеведческой направленности, которой в свою очередь предшествуют чтение художественных произведений и текстов краеведческой направленности, их устный пересказ. I.

Практическая значимость исследования:

1) установлены и опасаны межпредметные связи, необходимые для формирования экстралингвистических знаний о предмете будущего высказывания, формирования эмоционального отношения к родному краю, потребности знакомиться с его историей, культурой, традициями, делиться своими впечатлениямиобогащения речи младших школьников словами краеведческой тематики;

2) разработано содержание экстралингвистической, лингвистической подготовки и опережающего предупреждения речевых ошибок, направленное на усвоение знаний о родном крае, слов краеведческой тематики, языковых нормформирование умения употреблять краеведческую лексику в соответствии с языковыми нормами и развитие языкового чутья младших школьников;

3) внедрен в практику дидактический материал, содержащий слова, соответствующие темам изложений и сочинений краеведческой направленности, образцы нормативного употребления краеведческой лексики, художественные и учебные тексты, тексты изложений;

4) разработана, апробирована и внедрена в практику начальной школы система упражнений, способствующая усвоению лексического значения слов краеведческой тематики и правил их употребления на основе знаний языковых норм, развитию языкового чутья, расширению речевого опыта и формированию навыка речевого самоконтроля.

Результаты исследования могут быть использованы преподавателями вузов и средних специальных учебных заведений при разработке спецкурсов по методике развития речи детей младшего школьного возраста, элементом содержания которых может стать методическая система работы по предупреждению речевых ошибок младших школьников в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленностиметодистами институтов переподготовки и повышения квалификации работников образования при разработке содержания курсов повышения квалификации учителейучителями начальных классов при организации работы по предупреждению речевых ошибок в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются аргументированностью теоретических положенийлогикой научного анализаисходными методологическими положениямиприменением комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету и задачам исследованиястатистическими методами обработки полученных данных и возможностью использования материалов исследования в практике общего образования.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Предупреждение речевых ошибок учащихся начальной школы в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности является частью общей работы по развитию речи учащихся, но требует обеспечения специальной речевой и языковой среды.

2) Речевая и языковая среда создается последовательно на следующих ступенях работы: I — чтение литературных произведений и текстов краеведческой направленностиII — устный пересказ прочитанных произведений краеведческой направленностиIII — письменный пересказ или изложение текста краеведческого содержания со специально организованной языковой подготовкойIV — написание сочинения краеведческой направленности, однотемного с изложением.

3) Методическая система предупреждения речевых ошибок в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности включает следующие направления работы: экстралингвистическая работаобогащение речи словами краеведческой направленностипредупреждение на основе изучения теоретического курса русского языкаопережающее предупреждениеработа над изложением и сочинением краеведческой направленностисовершенствование речевого высказывания.

В основе методической системы предупреждения речевых ошибок младших школьников в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности лежит принцип градуальности.

4) Экстралингвистическая работа направлена на расширение представлений ребенка о предмете будущего высказывания и обогащение речи словами краеведческой тематики. Она осуществляется на основе выделенных межпредметных связей с учебными предметами, реализующими содержание программ регионального компонента начального образования (литературное чтение, окружающий мир, технология и изобразительное искусство). Центральным звеном работы является чтение художественных произведений и текстов краеведческой направленности. В ней используются специальные задания, основанные на зрительной, слуховой и эмоциональной памяти учащихся: пронаблюдай, возьми интервью, послушай и ответь на вопросы, проведи эксперимент и расскажи о его результатах, подбери экспонаты для выставки и приготовься объяснить свой выбор, зарисуй, найди описание, проведи экскурсию и т. д.

5) Лингвистическая подготовка организуется с учетом возможностей содержания программ по русскому языку (2−4 кл.), способствует освоению языковой нормы. На основе анализа содержания программ определяются виды речевых ошибок, работа над которыми будет осуществляться на теоретической основе, и виды речевых ошибки, работа над которыми будет осуществляться как опережающее предупреждение, т. е. с опорой на речевой опыт ребенка. Задания, используемые в данном направлении работы, включают все виды памяти учащихся, что обеспечивает накопление языкового материала краеведческой тематики, образцов его функционирования в речи.

6) Одним из средств предупреждения речевых ошибок в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности являются упражнения. Система упражнений представляет комплекс, направленный на предупреждение информационно-смысловых ошибок и ошибок образования языковых единиц, формирование навыка речевого самоконтроля. Упражнения ориентированы одновременно на два уровня -«дотеоретический» и теоретический. Первый связан с развитием языкового чутья и предусматривает работу с образцом для накопления опыта применения языкового средства в различных ситуациях, второй — с усвоением языковых норм и формированием умения правильно употреблять языковые средства в письменной речи.

7) Выбор типа и вида речевой ошибки, предупреждение которой будет осуществляться на этапе языковой подготовки, зависит от темы изложения краеведческой направленности и однотемного будущего сочинения, языкового материала, необходимого для раскрытия содержания текста и трудностей его употребления в речи.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования докладывались, на ежегодных научных конференциях преподавателей, аспирантов, студентов «Ломоносовские чтения» (г. Северодвинск, 2005, 2006, 2007, 2008, 2010) — международных конференциях «Экология образования» (г. Северодвинск, 2005, 2009) — региональной научно-практической конференции «Образование в социально-культурном контексте Северного региона» (г. Северодвинск, 2007) — региональной научно-практической конференции «Проблемы социализации и семейного воспитания детей дошкольного и школьного возраста в СевероЗападном регионе» (г. Северодвинск, 2008) — международной научно-практической конференции «Перспективные инновации в. науке, образовании, производстве и транспорте» (г. Одесса, 2009). А также на заседаниях кафедры педагогики Северодвинского филиала ПГУ имени М. В. Ломоносова. Результаты разработки проблемы отражены в авторских публикациях.

Внедрение. В настоящее время результаты проведенного исследования внедрены в практику работы учителей начальных классов школ г. Северодвинска, а также учителей Архангельской области, используются практические материалы, разработанные диссертантомопыт работы диссертанта представлен в журнале «Начальная школа».

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 184 наименования, снабжена приложениями, содержит 6 таблиц, 8 рисунков.

Выводы по 3 главе.

Проведенная экспериментальная работа и ее результаты позволяют сделать следующие выводы.

Содержание, последовательность и организация работы по предупреждению речевых ошибок младших школьников в процессе их подготовки к написанию изложений и сочинений краеведческой направленности позволили получить высокий результат на этапе контрольного эксперимента.

Содержание работы по предупреждению речевых ошибок включало: 1) экстралингвистические знания, 2) слова краеведческой тематики, 3) лингвистические знания о языковых нормах, их нарушениях — речевых ошибках и способах их исправления.

Экстралингвистическая подготовка, последовательное включение1 учащихся в разные виды речевой деятельности: чтение литературных произведений и текстов краеведческой направленностиустный пересказ-прочитанных произведений и текстов краеведческой направленностиписьменный пересказ или изложение текста краеведческого содержаниянаписание сочинения краеведческой направленности, однотемного с изложением, позволили создать специальную речевую среду, необходимую для формирования представлений о предмете будущего высказывания, усвоения лексического материала и включения его в речевую практику.

Работы по предупреждению речевых ошибок младших школьников в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности осуществлялась в следующих направлениях: опережающее предупреждение ошибокпредупреждение речевых ошибок, связанное с изучением теоретического школьного лингвистического курсаработа по предупреждению речевых в процессе редактирования. Работа становится результативной, если упражнения направлены на развитие языкового чутья, усвоение языковых норм, уточнение лексического значения слов, поиск и исправление речевых ошибок.

В целом анализ результатов контрольного эксперимента подтвердил, что разработанная система предупреждения речевых ошибок младших школьников в изложениях и сочинениях краеведческой направленности, являясь частью общей системы обучения младших школьников написанию изложений и сочинений, при создании специальной речевой и языковой среды способствует снижению количества речевых ошибок в изложениях и сочинениях краеведческой направленности, повышению общего уровня культуры и качественных показателей письменной речи младших школьников.

Заключение

.

Проведенное исследование было направлено на разработку методической системы предупреждения речевых ошибок младших школьников в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности, которая, содействуя накоплению языкового и речевого материала краеведческой тематики и расширению речевого опыта младших школьников, способствовала бы повышению общей культуры и уровня культуры письменной речи детей младшего школьного возраста, воспитанию их как граждан своей малой Родины.

В ходе исследования проведен анализ научной, научно-методической и учебной литературы по проблеме, что позволило определить теоретическое обоснование построенияметодической системы предупреждения речевых ошибок, апробированной в ходе организации экспериментально-опытного обучения.

Установлено, что предупреждение речевых ошибок учащихся начальной школы в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности является частью общей работы по развитию, речи учащихся и требует обеспечения специальной речевой и языковой среды.

Создание специальной речевой и языковой среды обеспечивается за счет подбора средств (текстов, слов краеведческой направленности, упражнений) и последовательного включенияучащихся в различные виды речевой деятельности. Выделены следующие ступени работы: I — чтение литературных произведений, и текстов краеведческой направленностиIIустный пересказ прочитанных произведений краеведческой направленностиIII — письменный пересказ или изложение текста краеведческого содержания со специально организованной языковой подготовкойIV — написание сочинения краеведческой направленности, однотемного с изложением.

Методическая система предупреждения речевых ошибок в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности включает следующие направления работы: экстралингвистическоеобогащение речи словами краеведческой направленности, предупреждение на основе изучения теоретического курса русского языка, опережающее предупреждение, предупреждение на основе работы над изложением краеведческой направленности, совершенствование речевого высказывания.

В основе методической системы предупреждения речевых ошибок младших школьников в процессе обучения написанию изложений и сочинений краеведческой направленности лежит принцип градуальности.

Экстралингвистическая работа направлена на расширение представленийребенка о предмете будущего высказывания и обогащения речи словами краеведческой тематики. Она осуществляется на основе выделенных межпредметных связей с учебными предметами, реализующими" содержание программ регионального компонента начального образования (литературное чтение, окружающий" мир, технология и изобразительное искусство). Центральным звеном работы является чтение художественных произведений и текстов краеведческой направленности. В-ней используютсяь специальные задания, основанные на зрительной, слуховой и эмоциональной памяти учащихся: пронаблюдай, возьми интервью, послушай и ответь на вопросы, проведи эксперимент и расскажи о его результатах, подбери экспонаты для выставки и приготовься объяснить свой выбор, зарисуй, найди описание, проведи экскурсию и т. д.

Лингвистическая подготовка организуется с учетом возможностей содержания программ по русскому языку (2−4 кл.), способствует освоению языковой нормы. На основе анализа содержания определяются виды речевых ошибок, работа над которыми будет осуществляться на теоретической основе, и виды речевых ошибок, работа над которыми будет осуществляться как опережающее предупреждение, т. е. с опорой на речевой опыт ребенка. Задания, используемые в данном направлении работы, включают все виды памяти учащихся, что обеспечивает накопление языкового материала краеведческой тематики, образцов его функционирования в речи.

Анализ творческих работ младших школьников позволил выявить особенности речевых ошибок в сочинениях и изложениях краеведческой направленности и классифицировать их на основе нарушений речевой и языковой правильности. Выделенные причины позволили уточнить направленность упражнений: на усвоение языковых норм, развитие языкового чутья и развитие навыка речевого самоконтроля. Упражнения ориентированы одновременно на два уровня — «дотеоретический» и теоретический. Первый связан с развитием языкового чутья и предусматривает работу с образцом для накопления опыта применения языкового средства в различных ситуациях, второй — с усвоением языковых норм и формированием умения правильно употреблять языковые средства в письменной речи.

Экспериментально-опытная работа показала, что использование данной методической системы предупреждения речевых ошибок содействует-накоплению языкового и речевого материала краеведческой тематики и расширению речевого опыта младших школьников, способствует уменьшению числа речевых ошибок в изложениях и сочинениях краеведческой направленности, повышению общей культуры и уровню культуры письменной речи учащихся. Цель исследования достигнута.

Полученные в ходе исследования теоретические и практические выводы открывают перспективу дальнейших исследований в области развития письменной речи младших школьников. Перспективным направлением является изучение речевого самоконтроля как средства предупреждения речевых ошибок в процессе работы над изложением или сочинением.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
  2. Д.А. Методика предупреждения лексических ошибок в изложениях и сочинениях учащихся IV VI классов. Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М., 1983. — 15 с.
  3. H.H. Предупреждение ошибок в построении словосочетаний и предложений. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 120 с.
  4. Г. А. О классификации речевых ошибок // РЖИ. 1989. — № 3. -С. 25−31.
  5. Н.Д. Синтактико-стилистическая подготовка учащихся к сочинениям разных типов. М.: Прометей, 1998. — 342 с.
  6. Архангельская область: Словарь-справочник для младших школьников / Науч. Ред. Э.И. Николаева- Отв. ред. и сост. Е. В. Михайленко. 2-е изд., перераб. и доп. — Архангельск: Поморский университет, 2005. — 128 с.
  7. Е.В. Об уроках развития речи в начальной школе // Начальная школа. 2000. — № 4. — С 35−39.
  8. Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников. Дисс. докт. пед. наук. — М., 1998. — 389 с.
  9. Е.В. Теория принципов речевого развития учащихся и обучение культуре речи // РЯШ. 2004. — №. — С. 50−55.
  10. Ю.Асташов H.A. Причины речевых недочетов в сочинениях младших школьников // Развитие речи младших школьников: Сб. научных трудов. М., 1983. — С. 74 — 84.
  11. П.Бабкина М. В. Использование межпредметных связей в процессе развития речи на уроках русского языка. Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1997.-229 с.
  12. М.Т. Лексическая подготовка учащихся к изложению.
  13. Доклады АПН РСФСР, 1960, № 3, С. 21−24
  14. М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 191 с.
  15. О.В. Речевые ошибки // Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, E.H. Ширяева и др. — М.: Флинта: Наука, 2003. — 840 с.
  16. К.Б. Развитие речи в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1934. -118 с.
  17. Л.М. Особенности знаний младших подростков о культуре Русского Севера // Национально-региональный компонент в образовании (для школ Архангельской области). — Архангельск, 1994. — С. 60−65.
  18. П.П. Избранные педагогические и психологические', сочинения: В 2 т. Т. 1 / Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1979.-304 с.
  19. П.П. О национальном воспитании. — М.: Вестник воспитания, 1915.-№ 4.-С. 3−40.
  20. Бодуэн де Куртенэ И. А. Некоторые общие замечания о языковедении и языке // Хрестоматия по истории языкознания XIX—XX вв. М., 1956. — С. 220−240.
  21. Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования. — М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭЕК», 2002. 288 с.
  22. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности: Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. 209 с.
  23. Ф.И. О преподавании отечественного языка. — Л.: Учпедгиз, 1941.-248 с.
  24. Л.О. О причинах неправильного словоупотребления // РЯШ.1987.-№ 3.-С. 23−28.
  25. Л.О. Опыт современной классификации речевых ошибок // Вестник Омского университета. Вып. 2. — Омск, 1998 — С. 72−75.
  26. Т.С. Национально-региональный компонент в образовании и воспитании в условиях Архангельской области // Национально-региональный компонент в образовании (для школ Архангельской области). Архангельск, 1994.
  27. Е.А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках// Русская словесность. 2003. — № 1. — С. 3540.
  28. Е.А. Русский язык в ближнем зарубежье // РЯШ. — 1993. -№ 2.-С. 100−103.
  29. Г. А., Рожина Г. И. Взаимосвязь уроков русского языка и краеведения как средство нравственного и патриотического воспитания и развития младших школьников // Начальная школа. — 1997. № 12. -С. 97−98.
  30. Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
  31. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-470 с.
  32. А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1952. — 336 с.
  33. И.Ю. Проблема анализа речевых ошибок в контекстеонтогенеза языковой компетенции. Дисс. .канд. филол. наук. — Челябинск, 2004. 184 с.
  34. Н.И., Седов Н.Ф.Основы психолингвистики: Учеб. пособие. — М.: Лабиринт, 1997. 224 с.
  35. А.К. Речевые ошибки в статистическом аспекте // Актуальные проблемы психологии и лингвистики: Материалы 4-й Всероссийской Школы молодых лингвистов (Пенза, 22−25 марта 2000 г.).-М.- Пенза, 2000.-С. 147−151.
  36. А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении родному языку //РЖИ. 1993. — № 5. — С. 3−11.
  37. В.А. К вопросу о языке рабочего подростка. // Под ред. A.M. Пешковского. М., 1932. — 72 с.
  38. З.А. Работа над лексической сочетаемостью при подготовке к сочинениям // Актуальные проблемы методики обучения- русскому языку в начальных классах / Под ред. Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичевой. -М.: Педагогика, 1977. С. 145−157.
  39. О.Ю. Система работы по предупреждению лексических ошибок в речи учащихся. Автореф. дисс.канд. пед. наук. Самара., 2002. — 19 с.
  40. С.А. Развитие связной письменной русской' речи учащихся начальной адыгейской школы. Дисс.. канд. пед. наук. Майкоп, 2004. — 189 с.
  41. Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе // Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку. М., 1969. — С.38−103.
  42. Н.И. Психологические основы развития мышления и речи // РЯШ.- 1985.-№ 1.-С. 47−54.
  43. Н.И. Психологические основы развития речи / Язык-речьтворчество (Избранные труды). — М.: Лабиринт, 1998. — 368 с:
  44. Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3−7 классов // Известия АПН РСФСР. Т. 78. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — С. 141 250.
  45. Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. -159 с.
  46. Н.И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958. — 370 с.
  47. С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. М.: Педагогика, 1979. -184 с. 50.3анков Л.В., Кузнецова Н. В. Опыт обучения русскому языку в 1 классе. -М., 1961.
  48. Е.А. Родиноведение и локализация. М.-Пб:
  49. Р.Э. Лингводидактические и психолингвистические основы семантизации и активизации лексикона младших школьников методом ассоциативного поля. Дисс.канд. пед. наук. Уфа., 1999. — 163 с.
  50. Использование текста на уроках русского языка для развития языковой и коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Обучение речевым жанрам малой формы: Пособие для учителя. — Черноголовка, 1995.
  51. P.C. Краеведческий материал на уроках русского языка. — Воронеж: ВГПИ, 1970 72 с.
  52. В.А. Языковая норма. М.: Просвещение, 1968. — 96 с.
  53. В.И. Работа по развитию речи учащихся в свете теории речевой деятельности // РЯШ. 1978. — № 4. — С. 58−65.
  54. В.И. Развитие речи: Теория и практика обучения: 5−7 кл.: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 342 с.
  55. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2004.
  56. Л.А. Национально-региональный компонент предмета «Русский язык» в школе (содержание, пути реализации). Автореферат. Дисс. к.п.н. -М, 1995. 19 с.
  57. Л.А. Национальнотрегиональный компонент предмета «Русский язык в школе». Дис-. канд. пед. наук. — М., 1995. 157 с.
  58. Краеведение в школе: В помощь учителю, работающему по региональному учебному плану. Вып. III / Под ред. Т. Б. Табардановой. Ульяновск: ИПК ПРО, 2001. — 60 с.
  59. Краеведение на уроках русского языка: Пособие для учителя. — Мурманск, 1993. 144 с.
  60. Краеведение: Пособие для учителя / A.B. Даринский и др.- Под ред. A.B. Даринского. — М.: Просвещение, 1987. 158.с.
  61. Н.К. Краеведение и народное просвещение (Речь на III Всероссийской конференции по краеведению) // Пед. соч.: В 10 т. Т. 8 / Под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, И. В. Чувашева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — С. 198−202.
  62. А.Н. Проблема речевой деятельности в педагогическом процессе: Учебное пособие к спецкурсу. — Оренбург, 1995. 99 с.
  63. О.В. Речевые неудачи как продукт речемыслительной деятельности Электронный ресурс.: автореф. дис. д-ра филол. наук / О. В. Кукушкина. М., 1998. URL: http: www.philol.msu.ru/humlang/indexr.htm.
  64. Культуроведческий подход в образовании. — Калуга: Изд-во Н. Бочкаревой, 1998. 156 с.
  65. В.А., Рождественский Н. С. Система письменных упражнений в связной речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.- 164 с.
  66. КустареваВ.А. К проблеме развития речи младших школьников // Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. / Под ред. Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичевой. — М.: Педагогика, 1977. С. 99−118.
  67. H.A. К вопросу об информационных социокультурных ценностях современного аутентичного текста // Текст-2000: Теория и практика. Междисциплинарные подходы: Материалы Всероссийской научной конференции. Часть I. Ижевск, УдГУ, 2001.
  68. Т.А. Развитие речи учащихся. М., 1960. — 75 с.
  69. Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М., 1975. — 256 с.
  70. A.A. Внутренняя речь и процессы грамматического порождения высказывания // Вопросы порождения речи и обучения языку.-М., 1967.
  71. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1983. 392 с.
  72. A.A. Основы психолингвистики. М.: СМысл, 1999. — 287 с.
  73. A.A. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. М.-Воронеж, 2001. — 448 с.
  74. В.В. Экология помора / В. В. Лисниченко, Н. Б. Лисниченко. — Архангельск, 2007. 96 с.
  75. Л.П. Краеведение как источник обновления современной методики русского языка // Русская словесность. — 2002. № 6. — С. 4345.
  76. М.Р. 70 лет советской методике начального обучения родному языку // Начальная школа. — 1988. № 11. — С. 33−38.
  77. М.Р. Методы развития речи учащихся // РЯШ. 1985. — № 4. -С. 42−68.
  78. М.Р. Основы теории речи: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. — 248 с.
  79. М.Р. Методика развития речи младших школьников. М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. — 238 с.
  80. М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1975. 176 с.
  81. С.И. Развитие языковой догадки на основе анализа словообразовательных моделей слов // РЯШ. 1994. — № 3. — С. 42
  82. В.Я., Негурэ И. П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 150 с.
  83. В.А. Организация краеведческой работы по русскому языку. Ростов-на Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1996. 42 с.
  84. А.Ф. Краеведение на уроках русского языка // РЯШ. 1995. — № З.-С. 51−55.
  85. В.Е. О речевом контроле в условиях письменной речи учащихся // РЯШ. 1991. — № 1. — С.15 — 18.
  86. В.Е. Психолого-методические основы развития связной речи учащихся. Иваново, 1976. — 346 с.
  87. В.Е. О развитии умения совершенствовать текст // РЯШ. — 1972.-№ 2.-С. 39−43.
  88. М.А. Методика анализа текста культуроведческой направленности (на материале регионального компонента Ставропольского края). Автореф. дисс.канд. пед. наук. — Рязань., 2004. 22 с.
  89. Г. А., Шагушина Л.Н: Взаимодействие учителя и младших- школьников в работе по совершенствованию письменных текстов (на примере обучения выбору слов) // Начальная школа. — 2008. № 2. — С. 20−24.
  90. C.B. К вопросу об уровне речевой культуры учащегося // Культура речи сегодня: теория, и практика: коллективная монография / сост. Дмитриевская JI.H. М.: МИОО, 2009. — 200 с.
  91. Методика развития речи на уроках русского языка: Книга для учителя / Н. И. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.- Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
  92. Е.В. Обогащение речи младших школьников словами краеведческой тематики. Дисс.. канд. пед. наук. -Архангельск, 2001. 198 с.
  93. И.Д. Виды изложений и методика их проведения: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 127 с.
  94. Морянка: Хрестоматия о Русском Севере для чтения в начальных классах / Науч. ред. Э.И. Николаева- сост., отв. ред. И. Ф. Полякова. -Архангельск: Поморский университет, 2005. — 179 с.
  95. B.C. К проблеме социального развития ребенка // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 5. — С 43−53.
  96. О.Д. Формирование у младших школьников умения совершенствовать текст. Дисс.. канд. пед. наук. — Рязань, 2005. — 205 с.
  97. Национально-региональный компонент в образовании (для школ Архангельской области) / Отв. ред. Т. С. Буторина. Архангельск: Изд-во ПГУ, 1994.-81 с.
  98. Национально-региональный компонент содержания образования: опыт, поиски, решения: Сб. статей / Под науч. ред. Э. И. Николаевой. -Архангельск: АО ИППК РО, 2006. 57 с.
  99. Е.П. Краеведческие тексты для уроков русского языка в 10 классе. Красноярск: КПИ, 1973. — 46 с.
  100. В.А. Использование краеведческого материала на уроках русского языка // РЯШ. 1986. — № 4. — С. 16−19.
  101. Э.И. Региональный компонент в структуре содержания образования // Проблемы науки и практики: региональный подход: Тезисы научно-практической конференции / Под общ. ред. Э. Я. Фесенко. Архангельск: ПГУ, 2000. — С. 88−90.
  102. Э.И., Невзорова A.M., Лящук С. М. Пособие по развитию русской речи / Под общ. ред. Ф. И. Серебряной. Ташкент: Укитувчи, 1992.- 192 с.
  103. Л.И. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5−9-х классах как средство постижения учащимися национальной культуры. Дис. д-ра пед. наук, Москва, 2005. — 515 с.
  104. Обучение русскому языку в школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов // Под ред. Е. А. Быстровой. — М.: Дрофа, 2004. 240 с.
  105. Общее языкознание: формы существования, функции, история языка / Отв. ред. Б. А. Серебренников. — М.: Наука, 1970. — 604 с.
  106. И.Г., Берсенева Н. И. и др. Лексикон младшего школьника (характеристика лексического компонента языковой компетенции). Пермь, 2000. — 312 с.
  107. Орлов Л. М, Долгачев И. Г., Доронин В. Я. Краеведческая работа по русскому языку. Волгоград: Нижнее-Волжское кн. изд-во, 1967. — 105 с.
  108. И.П. Элементы лингвистического анализа художественного текста в обучении младших школьников. Дисс.. канд. пед. наук. Архангельск, 2001. — 173 с.
  109. Л.Б. Значение исследования ошибок для методики преподавания русского языка // Русская словесность. — 2005. № 3. — С. 51−54.
  110. Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей среды // РЯШ. 2000. — № 4. — С. 3 — 11.
  111. Педагогический словарь: В 2 т. Т. 1 / Гл.ред. И. А. Каиров. М. Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 766 с.
  112. Педагогический словарь: В 2 т. Т. 2 / Гл.ред. И. А. Каиров. М. Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 766 с.
  113. A.M. Цели и методы учета орфографических ошибок // Избр. труды. М., 1959. — С. 192−214.
  114. H.A. Предупреждение стилистических ошибок на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1964. — 151 с.
  115. Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1984. -191 с.
  116. В.М. Словарь по образованию и педагогике В.М. Полонский. М.: Высш. шк., 2004. — 512 с.
  117. Примерные программы начального общего образования / Сост. A.M. Водянский, И. А. Петрова. М.: Дрофа, 1998. — 64 с.
  118. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−4) в 2-х частях. М.: Просвещение, 2002. — 320 с.
  119. Развитие речи младших школьников / Изучение детской речи и методика развития речи. Саратов, 1992. — 83 с.
  120. Развитие речи учащихся в начальной школе. Хрестоматия / Сост. М. Р. Львов. М., 1965, С. 44−45
  121. Т.Г. Программа базового и углубленного обучения русскому языку // Начальная школа- 1990. — № 9. — С. 67−77.
  122. Региональный компонент в начальном школьном образовании (родной язык): монография / Э. И. Николаева, Е. В. Михайленко, И. Ф. Полякова, И. П. Панфилова, Г. В. Михеева. Архангельск: Поморский университет, 2006. — 160 с.
  123. Региональный компонент начального общего образования
  124. Речевое развитие младших школьников: Сборник статей / Под ред. Н. С. Рождественского. М.: Педагогика, 1970. — 224 с.
  125. Речевые приемы и ошибки: типология, деривация и функционирование: Сборник науч. трудов / Институт языкознания АН СССР, Пермский университет. М., 1989. — 133 с.
  126. Н.С. К проблеме развития речи // Речевое развитие младших школьников: Сборник статей / Под ред Н. С. Рождественского. М.: Просвещение, 1970. — С. 4−26.
  127. Н.С. Проблема содержания начального обучения русскому языку // Актуальные проблемы методики обучения русскому-языку в начальных классах / Под ред. Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичевой. М.: Педагогика, 1977. — С. 5−31.
  128. Н.С., Кустарева В. А. Методика начального обучения русскому языку: Пособие для фак-в подгот. уч. нач. шк. пед. инст. — М.: Просвещение, 1965. 276 с.
  129. В.Ф. Речевые ошибки как языковое явление // РЯШ. -2005.-№ 2.-С. 2−9.
  130. М.А. Избранные труды. М., 1958. — 404 с.
  131. СеменюкН.Н Общее языкознание: Формы существования, функции, история языка / Отв. ред. Б. А. Серебренников. М.: Наука, 1970.-604 с.
  132. Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. -Волгоград: Учитель, 1996. 88 с.
  133. Система обучения сочинению на уроках русского языка (IV-VIII кл.): Пособие для учителя / Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1978. — 176 с.
  134. М.С. Нарушение языковых норм в письменной речи младших школьников // Начальная школа. 1979. — № 4. — С. 23 — 29.
  135. М.С. Нарушение языковых норм в письменной речи младших школьников // Начальная школа. 1979. — № 5. — С. 14 — 20.
  136. М.С. О содержании работы по культуре речи // Начальная школа. 1979. — № 3. — С. 49−54.
  137. М.С. Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач. Часть I. Методика развития речи младших школьников. М., 1994
  138. И.А. Формирование речевого самоконтроля // РЯШ. -2003. № 1. — С. 3 — 11.
  139. И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте // Хрестоматия по методике русского языка: Русский язык как предмет преподавания: Пособие для учителей / Сост. A.B. Текучев. М.: Просвещение, 1982. — С. 49−50.
  140. В.И. Предупреждение текстовых ошибок при подготовке к сочинению // РЯШ. 1993. — № 5. — С. 11−16.
  141. Ю.С. Основы общего языкознания: Учеб. пособие для студентов филолог, спец. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1975. — 271 с.
  142. К.Ф. Краеведение / К. Ф. Строев. М.: Просвещение, 1974. 144 с.
  143. A.B. Хрестоматия по методике русского языка: Рус. яз. как предмет преподавания. Пособие для учителей / Сост. A.B. Текучев. -М.: Просвещение, 1982. 287 с.
  144. Л.А. Обучение русскому языку в школе какцеленаправленный процесс (морфологический аспект). М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  145. Ушинский К. Д Родное слово // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. М.: Академия, 2000. — С. 69 — 82.
  146. К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч. М. — Л.: АПН РСФСР, 1948. — С. 69 — 169.
  147. К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Пед. соч. В 6 т. Т.2 / Сост. С. Ф. Егоров. — М.: Педагогика, 1988.-С. 358−363.
  148. К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Пед. соч. В 6 т. ТА / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988. — С. 8 -22.
  149. К.Д. Пед. соч. В 6 т. Т. 2 / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988. — 496 с.
  150. К.Д. Пед. соч. В 6 т. Т. 4 / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988. — 528 с.
  151. Л.П. Закономерности усвоения родной речи. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
  152. Л.П. Принципы обучения русскому языку. М.: Просвещение, 1973. — 160 с.
  153. Ю.В. О типологии речевых ошибок // РЯШ. 1987. — № 2. -С. 50−55.
  154. Ю.В. О принципах классификации ошибок в письменных работах школьников // РЯШ 1971. — № 1. — С. 32 — 35.
  155. Г. А. Работа над словосочетаниями и предложениями в начальных классах: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. -159 с.
  156. Г. А., Величук А.П. Советская методика русского языка
  157. НШ. 1988. — № 11. — С. 28 — 33.
  158. Е.А. Типичные ошибки в формах согласования и управления пути их устранения // РЯШ. 1996. — № 2. — С. 93−95.
  159. Е.А. Пособие по использованию краеведческого материала на уроках русского языка. Красноярск, 1969. — 121 с.
  160. Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по русскому языку в школе: Пособие для учителя / Авт.-сост. Б. Т. Панов, Я. Б. Яковлева. М.:Просвещение, 1991.-271 с.
  161. С.Н. Ошибки в письменной речи учащихся и способы их классификации // РЯШ. 1984. — № 2. — С. 406.
  162. С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Учеб. пособие. СПб.: Издательский дом «МиМ», 1997. — 192 с:
  163. П.Г. К вопросу о классификации речевых ошибок в сочинениях учащихся средней школы // РЯШ. 1973. — № 2. — С. 34−41.'
  164. Н.С. Сочинения в начальных классах: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1976. — 176 с.
  165. В.А. Методика обучения культуре речи младших школьников: монография. М.: МГОУ, Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2003.- 173 с.
  166. Н.М. Школьный курс русского языка (актуальные проблемы и возможные решения) // РЯШ. — 1993. № 2. — С. 3 — 8.
  167. ЩербаЛ.В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957.- 188 с.
  168. Д.Б. Развитие устной и письменной речи / Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. М.: ИНТОР, 1998. — 112 с.
Заполнить форму текущей работой