Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в процессе обучения информатике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ теоретических исследований, результаты поискового, обучающего и констатирующего экспериментов позволяют подтвердить выдвинутую гипотезу, что систематическое и целенаправленное применение в процессе обучения базовому курсу информатики самостоятельных работ позволяет повысить качество подготовки выпускников, обеспечивает развитие самостоятельной познавательной деятельности и способствует… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в педагогических исследованиях
    • 1. 1. Ретроспективный анализ исследований
    • 1. 2. Некоторые аспекты исследования самостоятельной деятельности учащихся Сеймуром Пейпертом
    • 1. 3. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в современных исследованиях
    • 1. 4. Выводы
  • Глава 2. Самостоятельная деятельность школьника в процессе обучения информатике
    • 2. 1. Специфика познавательной деятельности учащихся
    • 2. 2. Методические аспекты обучения учащихся способам выполнения познавательных действий на примере темы «Массивы»
    • 2. 3. Роль учебной задачи в обучении информатике
    • 2. 4. Структурные компоненты самостоятельной познавательной деятельности
    • 2. 5. Выводы
  • Глава 3. Организация самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения информатике
    • 3. 1. Особенности организации самостоятельной работы учащихся
    • 3. 2. Организация практической работы
    • 3. 3. Организация вычислительного эксперимента
    • 3. 4. Консультации
    • 3. 5. Нестандартные уроки
    • 3. 6. Самостоятельная работа учащихся во внеурочное время
  • Глава 4. Описание и результаты педагогического эксперимента
    • 4. 1. Педагогический эксперимент на констатирующем и поисковом этапах
    • 4. 2. Методы и результаты педагогического эксперимента
    • 4. 3. Выводы

Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в процессе обучения информатике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Информатика в настоящее время является одной из фундаментальных областей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации. К отличительным особенностям относится стремительное развитие, постоянно расширяющее область практической деятельности человека, связанной с использованием информационных технологий.

Процесс информатизации общества на современном этапе ставит перед педагогической наукой задачу так организовать подготовку школьников, чтобы они были готовы не только воспринимать и потреблять, но и осмысленно использовать новые информационные технологии в своей профессиональной деятельности. Решение данной задачи требует разработки таких форм обучения, которые бы обеспечили не только передачу накопленного потенциала знаний и умений, но и прежде всего формирование и развитие у школьников самостоятельной познавательной деятельности, позволяющей активно овладевать этими знаниями.

Концепция школьной информатики отражена в работах А. П. Ершова и его коллег, а также в исследовательских работах, связанных с обновлением курса информатики С. А. Бешенкова, J1.B. Городней, A.A. Кузнецова, М. П. Лапчика, B.C. Леднева, A.B. Могилева, В. Л. Селиванова и ДР.

Одной из ведущих тенденций развития образования в настоящее время является переход к системе непрерывного образования, одним из этапов которого является школьное образование. В этих условиях особенно актуализируется задача подготовки школьников к последующим этапам образования. Осуществление непрерывного образования немыслимо без усиления роли принципа индивидуализации образования, реализации индивидуальных «образовательных траекторий» для обучаемых, которые могут быть осуществлены в практике обучения только на основе средств информационных технологий. Учет особенностей структуры познавательной деятельности школьника по усвоению и применению содержания образования является исходным моментом в разработке и определении эффективных средств и способов организации, управления учебной деятельностью учащихся. Полноценная познавательная деятельность школьников выступает в обучении главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации из различных источников, включая интернет. Указанные выше качества личности формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданийсамостоятельных работ — приобретает характер проблемно — поисковой деятельности. Организовать такую деятельность можно только при наличии соответствующей организации самостоятельных работ. Проблема самостоятельной познавательной деятельности учащихся имеет свою богатую историю и свои традиции в теоретическом освещении и реализации ее в практике школы. Различные аспекты ее получили отражение в трудах К. Д. Ушинского, JI.H. Толстого, А. Н. Луначарского, П. П. Блонского, М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера, Дж. Брунера, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперина, а также Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, П. И. Пидкасистого, В. В. Дрозиной, А. Ж. Жафярова, Т. И. Шамовой, и др.

Анализ литературы показал, что методика проведения самостоятельных работ в процессе обучения информатике на основе особенностей познавательных задач находится в стадии становления. Она необходима для оптимизации умственной деятельности ученика, создания благоприятных условий для развития самостоятельности и творческой активности учащихся, превращая их учебную деятельность (учение) в своеобразный процесс элементарного научного познания в рамках обучения. Существует многообразие педагогических условий организации самостоятельной деятельности учащихся и каждая работа в данном направлении обогащает учителя в его возможностях. В новых социальных условиях учащиеся выбирают наиболее адекватные для них формы и методы работы в соответствии с личными потребностями и требованиями общества при овладении новыми информационными технологиями.

Эффективность выполнения учащимися самостоятельной работы в процессе обучения во многом зависит от ее организации, содержания и характера знаний, взаимосвязи наличных и предлагаемых знаний в содержании данного вида самостоятельной работы, качества достигнутых учеником результатов в ходе выполнения этой работы. Характер задачи в самостоятельной работе школьника и степень ее сложности на разных ступенях обучения информатике должен меняться. Степень изменения сложности задачи обусловлена необходимостью такой организации самостоятельных работ в современном учебном процессе, при которой учащиеся не только усваивают предусмотренную программой систему знаний, навыков и умений, но также развивают свои творческие возможности, формируют мировоззрение и готовятся к непрерывному самообразованию. В традиционном подходе не уделяется достаточного внимания организации учебной деятельности школьников с установкой на их собственную интеллектуальную активность, направленную на усвоение, обобщение и систематизацию знаний.

В настоящей работе разработано дидактическое и методическое обеспечение проведения самостоятельных работ в учебное и во внеурочное время, организация которых представлена на Puc.icTp.HS Самостоятельная работа учащихся может проходить как составная часть урока. Более фундаментальным видом самостоятельных занятий являются специальные уроки, или часть уроков, полностью посвященных самостоятельному труду учеников. Это могут быть уроки по закреплению знаний: решение задач, выполнение упражнений, проведение лабораторных практических работ с разноуровневыми заданиями. Во внеурочное время, к примеру, используются возможности телекоммуникаций, работа с проблемной книгой, выполнение курсового проекта, которые позволяют использовать многообразие методов и форм самостоятельной познавательной и практической, творческой работы. Кроме того, рассмотрен психолого-дидактический аспект процесса обучения информатике. Сделан анализ деятельности учащихся в процессе решения познавательных задач, представлена методика обучения учащихся способам выполнения познавательных действий на примере конкретной темы из курса информатики.

Подходы к обучению информатике разнообразны, велика вариативность. Второе десятилетие своего существования этот предмет оставался, наверное, самым спорным в школьной • программе. Менялись название предмета, его место в учебном плане, содержательная концепция, методика преподавания, учебно-методическое и техническое обеспечение. Многочисленные реформаторские процессы приводят к тому, что предмет информатика приобретает региональный характер. Изложенный в настоящей работе методический материал по содержанию соответствует концепции Министерства образования РФ (приказ МО РФ от 30.06.99 № 56).

Всем сказанным выше определяется актуальность исследования, которая связана с организацией самостоятельных работ для активизации познавательной деятельности учащихся с целью повышения качества подготовки выпускников и совершенствования методики обучения информатике в школе.

Проблема исследования состоит в разрешении противоречия между объективной необходимостью повышения качества подготовки выпускников по информатике и находящимися в стадии разработки методической системой и дидактическими средствами обучения информатике.

Цель исследования: активизация самостоятельной познавательной деятельности школьников в процессе обучения информатике.

Гипотеза исследования: организация самостоятельной работы в различных формах обучения информатике, учитывающая ее современный уровень, позволит активизировать самостоятельную познавательную деятельность школьников, повысит качество подготовки выпускников, будет способствовать профориентации школьников.

Объект исследования: процесс обучения школьников информатике. Предмет исследования: организация самостоятельных работ учащихся в процессе обучения информатике.

На основе цели, предмета и гипотезы исследования были определены следующие задачи: изучить историю исследований самостоятельной деятельности школьников в обученииизучить состояние проблемы, выявить основные недостатки процесса обучения информатике в школеразработать методику обучения учащихся способам выполнения познавательных действий при изучении информатикиразработать дидактический материал для самостоятельных работ и методику использования его в учебном процессепроверить экспериментально эффективность использования самостоятельных работ в учебное и во внеурочное время в процессе обучения информатике.

Методологической и теоретической основой исследования явились современные идеи о роли и месте информации и информационных технологий в развитии современного обществапсихолого-педагогические идеи и концепции информатизации образования и обучениятруды ученых о деятельности учащихся в процессе обучения К. Д. Ушинского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, а также, П. И. Пидкасистого, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, А. Ж. Жафярова и др.- результаты исследований по информатизации образования и методике преподавания информатики А. П. Ершова, С. А. Бешенкова, И. М. Бобко, Л. В. Городней, A.A. Кузнецова, М. П. Лапчика, B.C. Леднева, В. Л. Селиванова, И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера и др.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и систематизация философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследованияанализ программ, учебных пособий, задачников и методических материалов по школьной информатикеизучение и систематизация практики преподавания информатики в средних учебных заведенияхнаблюдение за деятельностью учащихся в процессе изучения информатики, анализ и обобщение собранных материаловтестирование и анкетирование, беседы с учителями и учащимисяпедагогический эксперимент.

Данное исследование является результатом работы с 1986 года по 2000 год. Оно является частью комплексного исследования, проводимого в.

НГПУ по теме «Информатизация образования в педагогическом вузе и школе», осуществляемого под научным руководством доктора физико-математических наук, профессора В. Л. Селиванова.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что: обоснована дидактическая целесообразность проведения самостоятельных работ в различных формах обучения информатике с учетом ее современного уровня, как в учебное, так и во внеурочное время для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихсяразработана методика обучения учащихся способам выполнения познавательных действий в процессе изучения информатики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан дидактический материал для самостоятельных работ, расширяющий методическое обеспечение школьного курса информатики, и методика проведения самостоятельных работ в учебное и во внеурочное время.

На защиту выносятся: дидактический материал для организации самостоятельных работ по информатикеметодика проведения самостоятельных работ в школьном курсе информатикиметодика обучения способам выполнения познавательных действий в процессе обучения информатике.

Достоверность и обоснованность выводов и результатов обеспечивается использованием системного подхода к изучению объекта исследования, опорой на современные достижения психолого-педагогической науки, результатами педагогического эксперимента, продолжительностью исследования.

Апробация работы. Теоретические положения, материалы и результаты исследования докладывались и обсуждались на следующих конференциях: VIII Международная конференция по информатизации образования (Москва, — 1998 г.), «Информационные технологии, в университетском образовании» (Новосибирск, 1999 г.), «Информатизация образования» (Куйбышев, филиал НГПУ, 2000 г.), «Развитие личности как результат взаимодействия педагога и учащегося в условиях индивидуализации образовательного процесса (Новосибирск, 1994 г.), ежегодные конференции «Наука, образование и дети» (Новосибирск, Отдел образования Центрального района, 1997— 1999 г. г.), на заседаниях кафедры математической логики и информатики НГПУ, на регулярно проводимых заседаниях методического объединения учителей информатики (Новосибирск, Отдел образования Центрального района), областном семинаре учителей информатики (Новосибирск, 1999 г.), на научно-методическом совете школ (Новосибирск, Отдел образования Центрального района, 1998 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.

4.3. Выводы.

Анализ теоретических исследований, результаты поискового, обучающего и констатирующего экспериментов позволяют подтвердить выдвинутую гипотезу, что систематическое и целенаправленное применение в процессе обучения базовому курсу информатики самостоятельных работ позволяет повысить качество подготовки выпускников, обеспечивает развитие самостоятельной познавательной деятельности и способствует профессиональной ориентации. В ходе эксперимента выявлено, что качество подготовки можно повысить при условии изменения характера выполнения учащимися самостоятельных работ и методики организации познавательных и практических действий ученика с учебным материалом. Главное условие создания такой ситуации обучения — осознание учеником обобщающей цели деятельности, которая в ходе выполнения им самостоятельных работ выступает в качестве мотива. Эта цель в ходе организации самостоятельной работы создается учителем путем постановки общей исходной дидактической задачи учебного познания, результат которой достигается учеником на пути от незнания к знанию. Исходная задача связана с конечной целью изучения темы, а промежуточные задачи конкретизируют конечную цель деятельности. Таким образом, достигается оптимальная структура самостоятельной деятельности ученика, в которой процессы воспроизведения и творчества выступают в единстве.

Заключение

.

Подход к изучению основных идей учений, высказываемых и развиваемых прогрессивными отечественными и зарубежными педагогами в русле обоснования теории самостоятельной деятельности учащихся, позволяют выявить три основных дидактических направления в теоретической разработке обсуждаемых вопросов: обоснование принципа значимости активности и самостоятельности учащихся в процессе обученияраскрытие психолого-дидактической сущности самостоятельной деятельности ученика и определение ее места в учебном процессесоздание арсенала педагогических средств вовлечения учащихся в выполнение самостоятельной работы и определение характера и степени педагогического руководства этим процессом.

Сфера деятельности учителя в организации деятельности ученика состоит в структурировании содержания задач самостоятельной работы в рамках того опыта деятельности школьника, который сформировался, на предыдущих стадиях обучения. Решение таких задач осуществляется школьником в основном на уровне применения известных ему теоретических положений и понятий. Такая самостоятельная деятельность крайне необходима в обучении. Она организуется учителем на этапе повторения ранее изученного материала. В таком типе самостоятельной деятельности управление деятельностью (целеосуществление) преобладает над постановкой цели (целеполаганием). В силу этого такая деятельность в обучении не создает или почти не создает у школьника необходимых стимулов для дальнейшего развития у него познавательных способностей. И тогда объективно возникает потребность в постановке перед учащимися таких познавательных задач, в решении которых целеполагание шире целеосуществления. В деятельности школьника образуется разрыв и в зависимости от диапозона такого рассогласования ученик стимулируется в одних случаях к самостоятельным творческим действиям, в других к сотрудничеству с учителем. При этом ученик выходит на новый рубеж своего учебного познания, вступает в новую стадию деятельности, которая по своей природе уже расположена выше уровня его предыдущей самостоятельной деятельности.

Используя в процессе обучения информатике организацию самостоятельной деятельности учащихся в учебное и во внеурочное время, учитель активизирует познавательную деятельность учащихся, тем самым обеспечивая качество подготовки выпускников лицея, их профориентацию. Стремление школьника к самостоятельной деятельности играет решающую роль в учебном процессе. На уроке в игровой форме создаются условия возникновения творческих инициатив и проявления подростками самостоятельности. Но вместе с тем, если все уроки делать нестандартными, если отказаться от традиционного урока, то общая картина будет неблагоприятная, ученики привыкают к таким необычным способам работы, теряют интерес, и успеваемость заметно понижается. Одной из эффективных форм повышения качества обучения служат внеклассные мероприятия. Способствуя более глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, прививая навыки самостоятельной работы, внеклассная работа развивает познавательный интерес к предмету и творческие способности школьников. Командные мероприятия позволяют заинтересовать и увлечь предметом широкий круг учащихся. Причастность к коллективной борьбе за победу, возможность принести команде пользу часто имеет решающее значение для пробуждения интереса к информатике. Соревнования способствуют воспитанию у участников многих качеств, полезных и важных для любой их будущей профессии.

В нашем педагогическом эксперименте представлены формы самостоятельных работ, методика проведения которых в дальнейшем обязательно будет изменяться, дополняться с учетом того, что расширяется парк домашних компьютеров, порой превышающий по мощности школьный. Многие учащиеся имеют доступ к интернет, а это еще одно направление работы, где разнообразие форм работы неизбежно и где успешно реализуются межпредметные связи и личные интересы каждого учащегося.

Анализ теоретических исследований, результаты поискового, обучающего и констатирующего экспериментов позволяют подтвердить выдвинутую гипотезу, что систематическое и целенаправленное применение в процессе обучения базовому курсу информатики самостоятельных работ позволяет повысить качество подготовки выпускников, обеспечивает развитие самостоятельной познавательной деятельности и способствует профессиональной ориентации. В ходе эксперимента выявлено, что качество подготовки можно повысить при условии изменения характера выполнения учащимися самостоятельных работ и методики организации познавательных и практических действий ученика с учебным материалом. Главное условие создания такой ситуации обучения — осознание учеником обобщающей цели деятельности, которая в ходе выполнения им самостоятельных работ выступает в качестве мотива. Эта цель в ходе организации самостоятельной работы создается учителем путем постановки общей исходной дидактической задачи учебного познания, результат которой достигается учеником на пути от незнания к знанию. Исходная задача связана с конечной целью изучения темы, а промежуточные задачи конкретизируют конечную цель деятельности. Таким образом, достигается оптимальная структура самостоятельной деятельности ученика, в которой процессы воспроизведения и творчества выступают в единстве.

Публикации автора.

1. Интеллектуальное развитие учащихся на уроках информатики (тезисы). Информационные технологии в образовании. // Тезисы докладов VIII Международной конференции-выставки.— М.: 1998.— С. 19 — 22.

2. Опыт использования телекоммуникационных викторин в учебном процессе экономического лицея (тезисы). Информационные технологии в университетском образовании. // Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. — Новосибирск, 1999. — С. 118.

3. Оптимизация учебно-познавательной деятельности учащихся в обучении информатике (тезисы). Информатизация образования. Тезисы докладов Научно-практической конференции. — Куйбышев: филиал НГПУ, 2000. — С. 15 — 24.

4. К вопросу о преподавании информатики. // Имидж.— Новосибирск:. Отдел образования Центрального района. — 1999. — № 3. — С 12−14.

5. О некоторых аспектах подготовки выпускников лицея на уроках информатики. // Аспирантский сборник НГПУ / Под ред. А. Ж. Жафярова. — Новосибирск:' НГПУ, 2000. — С.20 — 29.

6. Развитие самостоятельной познавательной деятельности школьников на уроках информатики. Творческая личность в образовательном процессе. // Материалы сборника научно-методических статей. Творческая личность в образовательном процессе — Новосибирск: НИПКи ПРО, 2000.-С. 101-Ю7.

7. Методическое пособие по командам DOS. — Новосибирск: Сибирская ярмарка, 1998. — 7 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.B., Гисин В. Б., Зайдельман Я. Н., Лебедев Г. В. Изучение основ информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1992.-302 е.: ил.
  2. Л.Г. и др. Моя первая программа на Паскале. От компьютерных игр к профессиональному программированию. -Новосибирск, 1994.-45 с.
  3. Е., Фалина И. Информатика: Системы счисления и компьютерная арифметика. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999 г. -256 е.: ил.
  4. H.A., Вернадский В. Н. Методика преподавания истории в семилетней школе. -М., 1947. 216 с.
  5. П.К. Кибернетические аспекты в изучении работы мозга. М.: 1970.-197 с.
  6. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. -М.: Знание, 1981.- 96с.
  7. И.А., Бушмелева H.A., Окулов С. М., Черных С. Ю. Практикум по Турбо Паскалю. Учебное пособие по курсам «Информатика и вычислительная техника», «Основыпрограммирования». Москва, АБФ, 1998. — 348с.
  8. Р.И. Использование технологии объектно- ориентированного подхода для развития мыслительных действий учащихся при изучении базового курса информатики. Автореферат канд. диссертации, Омск, 1998.- 16с.
  9. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 190с.
  10. С.А. Новые составляющие нашего мировоззрения. -Информатика и образование. 1999. — № 10.
  11. В. М. и др. Основы программирования: Харьков:
  12. Фолио", Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997. 260с.
  13. В.М., Рублинецкий В. И., Качко Е. Г. Основы программирования / Худож. оформитель С. А. Пятковка. -Харьков: Ростов н/Д: Феникс, 1997. -368с.
  14. А.И. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие. Мн.: Выш. Шк., 1998. — 431 е.: ил.
  15. Дж. Исследование развития познавательной деятельности. Пер. с англ. М.: Педагогика, 1971. — 260с.
  16. Г. В., Карабанова O.A., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование // Проблемы психического развития детей. М., 1990.
  17. Н. Алгоритмы и структуры данных: Перевод с английского, Досса: Хамарайан, 1997. 360 с.
  18. И.А., Котов В. М., Харитонович А. И. Вариации на тему поиска. // Информатика и образование. 1996. — № 1.
  19. В.В. Педагогика школы в двух словах. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 146с.
  20. JI.C. Развитие высших психических функций / под ред. А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурье, Б. М. Теплова. М.: изд-во АПН РСФСР, i960.- 500с.
  21. М. Есть идея! / Пер. с англ. и предисл. Ю. Данилова. -М.: Мир, 1982. -304 е.: ил.
  22. А.Г., Житомирский В. Г., Линецкий Е. В., Сапир М. В., Шолохович В. Ф. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991. — 254с.: ил.
  23. А.Г. Земля Информатика: спец. выпуск: в 5 выпусках. // Информатика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». В. I. — 1996.- № 20., В. II.- 1996.- № 22, В. III.- 1996.-№ 24., В. IV.- 1996.- № 26., В. V. — 1996.- № 37.
  24. А.Г., Шолохович В. Ф. Преподавание курса «Основы информатики и вычислительной техники» в средней школе. -Екатеринбург «Виктор», 1992−250с.
  25. Л.В. и др. Детство и творчество (конкурсы по информатике) (тезисы). Новые информационные технологии в университетском образовании. // Тезисы докладов международной научно-методической конференции, Новосибирск. 1999. — С.88 (1п.л.).
  26. Л.В., Сиротина И. А. Электронное издание как механизм самообучения(тезисы). Новые информационные технологии в университетском образовании. // Тезисы докладов международной научно-методической конференции, Томск. 2000. — С.101(1п.л). (1п.л.).
  27. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. -М.: «Педагогика», 1977, — 136с.
  28. И.С. Обучающая игра.//Информатика. 1997.- № 45.
  29. В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. М.: Педагогика, 1972. -424 с.
  30. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального исследования. М.: Педагогика, 1986. -240 с.
  31. В.В., Варданян А. У. Учебная деятельность и моделирование. Ереван, Луйс, 1981.- 220с.
  32. Я.Н. Однопроходные алгоритмы.// Информатика и образование. 1995. — № 4.
  33. Я.Н. Табличные величины. // Информатика. 1996. -№ 19.
  34. Д.М. Информатика после уроков. // Информатика. ' 1999.- № 8.
  35. Д.М. Методы сортировки массивов.// Информатика. -1995.- № 25.
  36. Е. И. Основы программирования на языке Паскаль: М.: «Финансы и статистика», 1997. 150с.
  37. .П. Самостоятельные работы учащихся на уроке. М.: 1961. -102с.
  38. А.П. Введение в теоретическое программирование(беседы о методе). М.: Наука, 1977. — 288 с.
  39. А.П. Компьютеризация школы и математическое образование // Математика в школе. — 1989. № 1.
  40. А.П. О человеческом и эстетическом факторах в программировании // Информатика и образование. 1993. — № 6.
  41. А.П., Звенигородский Г. А., Первин Ю. А. Школьная информатика (концепция, состояние, перспективы) // Информатика и образование.- 1995.- № 1.
  42. Ефимова и др. Практикум по компьютерной технологии. — M.: ABF, 1997.- 320с.
  43. А.Ж., Гуманизация школьного образования через профильное обучение: концепция и опыт реализации. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1995.-29 с.
  44. А.Ж., Дистантная система образования: концепция и опыт ее реализации в педвузах и школах. Новосибирск: Изд- во НГПУ, 1995.- 20 с.
  45. O.A., Черепанова Л. И., Массивы. Методическая разработка (язык Бейсик). Информатика. — 1995. — № 34.
  46. Л.Я., Дидактические основы системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. — 128 с.
  47. Е.А., Язык программирования Turbo Pascal 6.0,7.0 M.: Веста, Радио и Связь, 1993. — 348 е.: ил.
  48. A.A. Задачи. // Информатика. 1995. — № 34.
  49. Из опыта разработки качественных и количественных характеристик знаний, умений и навыков. М.: Педагогика, 1977. — 198 с.
  50. Информатика. 7−8 класс / Под ред. Н. В. Макаровой. СПб: Питер ком, 1999.-368 е.: ил.
  51. Информатика. 6−7 класс / Под ред. Н. В. Макаровой. СПб: Питер ком, 1999.- 256с.: ил.
  52. Информатика. 9 класс / Под ред. Н. В. Макаровой. СПб: Питер ком, 1999.-304 е.: ил.
  53. Информатика. 10−11 класс / Под ред. Н. В. Макаровой. СПб: Питер ком, 1999. — 304 е.: ил.
  54. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих / Сост. Д. А. Поспелов. М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 352 е.: ил.
  55. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том. 1. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999 г. -304с.: ил.
  56. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера: Том. 2. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 1999 г. -280с.: ил.
  57. Информатика в уроках и задачах: Приложение к журналу «Информатика и образование». № 3 1999. — М: Информатика и образование, 1999.-93с.
  58. Информационные технологии в народном образовании // Методические разработки, выпуск 5, 6, 7 под редакцией чл. корр. АПН И. М. Бобко. -Новосибирск, 1991.
  59. Т.В. Сборник задач по основам информатики и вычислительной техники.-М., 1995. 127с.
  60. В.А., Щеголев А. Г., Ерохина Е. А., Федюшин Д. П., Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1989. -272с.
  61. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского.М.: Педагогика, 1978. 208с.
  62. Е.В. Построение методической системы обучения разделу «Новые информационные технологии» в школьном курсе информатики. Автореферат канд. диссертации, Санкт-Петербург, 1999. — 16с.
  63. Д. Искусство программирования, т.З. Сортировка и поиск. -М.: Мир, 1978.-240с.
  64. JI. Из опыта преподавания темы «Табличные величины. Алгоритмы работы с табличными величинами».// Информатика и образование, 1988.- № 1.
  65. В.В. Рефлексивная задача как средство повышения обучаемости школьников в процессе изучения базового курса информатики. Автореферат канд. диссертации, Омск, 2000. — 16с.
  66. Н.К. Педагогические сочинения. В 10-ти т.
  67. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 121с.
  68. A.A. О месте информатики в учебном плане школы. -Информатика и образование. 1999.- № 10.
  69. А. Г. Лебедев Г. В. Программирование для математиков. М.: 1988. — 120с.
  70. А.Г., Лебедев Г. В., Сворень P.A. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1991. — 224с.
  71. М.П. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 208 е.: ил.
  72. М.П. Информатика и технология: компоненты педагогического образования // Информатика и образование. 1991. — № 6.
  73. М.П. Использование общеобразовательных аспектов программирования для ЭВМ: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.: 1974. 26с.
  74. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977.- 304с.
  75. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.
  76. И.Я. Качество знаний учащихся. Какими они должны быть? -М.: Знание, 1978. 48с.
  77. ДО. Ян Амос Коменский М., Педагогика, 1970. -440с.
  78. Л.Г. Формирование алгоритмической культуры учащихсяв процессе обучения базовому курсу информатики. Автореферат канд. диссертации, Омск, 1999. — 16с.
  79. A.C. Самостоятельная работа и самоконтроль учебной деятельности старших школьников: (Методическое пособие). -М., 1971.- 160с.
  80. В.Ю. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках информатики в условиях учебно-информационной среды. Автореферат канд. диссертации, Тамбов, 1997. — 17с.
  81. В.Ю., Ракитина Е. А. Логика в информатике. Серия «Информатика в школе» М.: Информатика и образование, 1999.- 144 с.: ил.
  82. В.Ю., Ракитина Е. А. Применение логических схем понятий в курсе информатики. // Информатика и образование.- 2000. № 1.
  83. О.Н. Обработка массивов на языке Бейсик.//Информатика и образование.- 1994.- № 3.
  84. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения (Педагогическая наука реформе школы). — М.: Педагогика, 1988.- 192с.
  85. H.A. Проблемы учения и умственного развития //Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1978.- 218с.
  86. A.B., Злотникова И. Я. Информатика на уроках естествознания. Информатика. 1997. — № 8.
  87. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена (Волгогр. гос. пед. ун-т), 1995. — 152с.
  88. Н.И. Психологический анализ начальных этапов обучения. Автореферат дис., М., 1972. — 18с.
  89. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход // Труды исследовательского центра. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. — 1995.- 199с.
  90. Т.И. Актуальные проблемы эффективности урока. // Народное образование. 1973. -. № 4.
  91. О минимальном содержании образовательных программ основной общеобразовательной школы. // Первое сентября. 1997. № 79 (616).
  92. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие для сред. учеб. заведений. В 2-х ч. Ч. 1 / А. П. Ершов, В. М. Монахов, С. А. Бешенков и др.- Под ред. А. П. Ершова, В. М. Монахова. М.: Просвещение, 1985. — 96 е., ил.
  93. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. пособие для сред. учеб. заведений / А. Г. Гейн, ВТ. Житомирский, Е. В. Линецкий, М. В. Сапир, В. Ф. Шолохович. Свердловск: изд-во Урал. ун-та, 1989. — 272 е.: ил.
  94. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. для 10−11 кл. сред. шк. /В.А. Каймин, А. Г. Щеголев, Е. А. Ерохина, Д. П. Федюшин. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1990. — 272 е., ил.
  95. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. учеб. для сред, учеб. заведений / А. Г. Кушнеренко, Г. В. Лебедев, P.A. Сворень. М.: Просвещение, 1990. — 224 е., ил.
  96. Основы информатики и вычислительной техники: Учеб. особие. / Авт. кол.: А. И. Громов, М. Я. Сафин, Т. Е. Аросева, Т. Г. Арсеньева. М.: Издво УДН, 1991.- 88с.
  97. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике / A.A. Кузнецов, Л. Е. Самовольнова, Н. Д. Угринович. -М.: Дрофа, 2000. 28с.
  98. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Бабанский Ю. К., Сластенин В. А, Сорокин H.A. и др.- под ред. Бабанского Ю. К. 2-е изд. доп. и перераб. -М.: Просвещение, 1988. — 479с.
  99. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗови педагогических колледжей. Второе издание. / Под ред. Пидкасистого П. И. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 603с.
  100. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. / Пер. с франц. Предисл. В. А. Лекторского и др. М.: Просвещение, 1969. -С. 61−221.
  101. . Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994.- 680с.
  102. П.И., Коротаев В. И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: Учеб. пособие. М.: МГГТИ, 1978. — 77 с.
  103. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико- экспериментальное исследование.- М.: Педагогика, 1980. 240с.
  104. П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 212с.
  105. С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. — М.: Педагогика, 1989.- 224с.
  106. Планируем уроки информатики. М.: Информатика и образование, 1999. — 112с.
  107. С.А. Активизация познавательной деятельности старшеклассников на занятиях лингвистического кружка. Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук. М.:, 1992. — 24с.
  108. Л.М., Поддубный Е. В., Голова С. Ю. 10 уроков на IBM PC. Самоучитель. М.: Газета, 1992. — 93с.
  109. Н.П., Козлов O.A. Школьная информатика: экзаменационные вопросы и ответы. М.: Финансы и статистика, 1998.- 160 е.: ил.
  110. Е.А. Формирование у учащихся умения принятия решений в современной информационной среде на уроках информатики. -Автореферат канд. диссертации, Тамбов, 1997.- 24.: ил.
  111. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. /АПН СССР. Пидкасистый П. И., Коротаев В. И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: Учеб. пособие. М.: МГПИ, 1978.
  112. В.Л., Москвитин A.A., Шрайнер A.A., Тимкин В. Н. Грани творчества. Выпуск № 1: Управление образования мэрии г. Новосибирска, Новосибирский городской центр творчества учащихся «Юниор», Научное общество учащихся «Сибирь», 1997. — 38с.
  113. Г. И. и др. Практикум по программированию на языке БЕЙСИК: М.: «Наука», 1988. — 250с.
  114. М. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М., 1965.
  115. С. Путь от простого к сложному или покорение алгоритма. // Информатика и образование. 1989.- № 4.
  116. Р.Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении. -М., 1956−55с.
  117. В.Я. Основы и система дидактики К. Д. Ушинского. М., 1957.
  118. Г. Я. Самостоятельная работа учащихся на уроках чтения художественных произведений в 3−4 классах. Автореф. канд. дис. -Л., 1967.- 18с.
  119. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И .Я. Лернера М.: Педагогика, 1983. -352с.
  120. Требования к знаниям и умениям школьников. / Под ред. Кузнецова A.A. М.: Педагогика, 1987 — 172с.
  121. O.K. Психология мышления: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272с.
  122. К.Д. Собрание сочинений. М.- Л., 1948 — 1950.
  123. Ч. Этюды для программистов / Пер. с англ., под ред. Ю. Баяковского. М.: Мир, 1982. — 287 е.: ил.
  124. В.А., Климов Д. Ю. Преподавание информатики в компьютерном классе: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990. — 206с.
  125. О.Ф., Горбенко О. Д. Практикум по алгоритмическому языку. Воронеж, 1986. — 150с.
  126. P.A. Формы учебной деятельности учащихся на уроке // Математика в школе. 1995. — № 2.
  127. В.Г. Внеклассная работа по информатике. -Информатика, 1999, № 10.
  128. Формирование учебной деятельности школьников /Под ред.
  129. В.В. Давыдова и Лонпшера, А. К. Марковой Научно-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР, Акад. наук ГДР. -М.: Педагогика, 1982 216 е.: ил.
  130. П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: Пер. с франц. -ВыпускУ / Предисл. и общ. ред. А. Н. Леонтьева. М.: Прогресс, 1975. — 284с.
  131. A.B., Фролов Г. В. Сценарии JavaSript в активных страницах «УеЬ.(Библиотека системного программиста" — Т. 34). М.: Диалог — МИФИ, 1998. — 248с.134. фукс И. Алгоритмы поиска и сортировки.// Информатика и образование. 1988. — № 2.
  132. С.Е. Формирование учебной деятельности младших школьников при обучении решению текстовых задач. Автореф. дис. канд. пед. наук. — М.: 1985.- 16с.
  133. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 203с.
  134. Т. И. Давыденко Т.М. Управление процессом формирования качеств знаний учащихся: Методическое пособие. М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1990. — 112с.
  135. А. Программирование: теоремы и задачи. -М.: МЦНМО, 1995.
  136. А.Н. Логико-гносеологические основы процесса формирование понятий в обучении. М.: 1981. — 75с.
  137. A.A. Элементы информатики и вычислительной техники: Учебное пособие. Новосибирск: Изд. НГПИ, 1992. — 148 с.
  138. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. — 208с.
  139. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989−544с.
  140. Э.Г. Деятельность как объяснительный принцип и как предмет научного изучения. // Вопросы философии. 1976. — № 5.
  141. H.A. Письмо в редакцию. // Информатика. 1996. — № 3.
Заполнить форму текущей работой