Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Изобразительная наглядность в профессиональной подготовке учителя: На материале художественно-графического факультета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эти положения актуализируются применительно и к использованию наглядности непосредственно в обучении педагогическим дисциплинам. Но необходимо отметить, что эта проблема не была предметом специального теоретического и практического изучения и наглядность, зачастую, использовалась в виде вспомогательного, механического фона, вне знаний языка изобразительной наглядности, который способен решить… Читать ещё >

Содержание

  • глава i. историко-теоретические основы изобразитель ной наглядности в подготовке учителя
    • 1. Исторические предпосылки включения изобразительной наглядности в процесс преподавания педагогических дисциплин
    • 2. Современные тенденции применения наглядности в высшей педагогической школе
    • 3. Научно-теоретические аспекты использования изобразительной наглядности в контексте дисциплин педагогического цикла
  • Выводы по первой главе
    • 1. i S г ,' V/*
  • глава ii. эксперимент^гадд^ктическая основа изо К" ' Р ' бразительной наглядности в подготовке художникапедагога
    • 1. Общая характеристика классификации изобразительной наглядности в
  • приложении к педагогическим дисциплинам на художественно-графическом факультете
    • 2. Дидактические и художественно-технологические требования к изобразительной наглядности в курсе предметов педагогического цикла
    • 3. Опытно-экспериментальная работа по использованию наглядности в преподавании педагогики на художественно-графическом факультете
  • Выводы по второй главе

Изобразительная наглядность в профессиональной подготовке учителя: На материале художественно-графического факультета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Во все историко-культурные эпохи обращение к эталону совершенствования личности специалиста являлось объективной потребностью общества, В этом смысле, первостепенная роль принадлежит педагогическому просвещению, ведь во многом прогресс государства зависит от прогресса в образовании.

В последнее время одним из предметов внимания педагогической науки являются проблемы преобразования содержания, структуры, форм, методов высшей школы с целью достижения высокого качества профессиональной подготовки учителя.

Большой потенциал в повышении качества педагогического образования отводится совершенствованию арсенала методов обучения педагогике, в ряду которых важное место занимают методы наглядного обучения, в частности, метод применения изобразительной наглядности в преподавании педагогических дисциплин.

Педагогическая значимость наглядности в обучении очевидна. Ведь идея наглядности восходит своими истоками к эпохи античности, отразившийся в применении иллюстративных приемов: сравнений, параллелей, аллегорических, художественно-поэтических образов мифологии в античной философе ко-педагогической мысли (Сократ, Платон, Аристотель, Гераклит, Архит, Эвбулит, и др.).

В ходе исторического процесса развития наглядности в мировой педагогике образовались крупные пласты использования ее в различных направлениях.

Одним из направлений явилось использование наглядности в образовательных и воспитательных процессах начальной и средней школы. Оно получило колоссальное теоретико-практическое развитие в трудах ученых-педагогов прошлых столетий и современности (Я.А.Коменский, А. Дистервег, И. Гербарт, В. Лай, Э. Торн дай к, С. Ушаков, Г. А. Гиппиус, В. Г. Белинский, П. П. Блонский,.

М.И.Махмутов, Б. Карлаварис, Б. Т. Лихачев и др.), в которых была определена роль наглядности в обучении и воспитании, сформированы принципы методы и приемы, разработаны методики наглядного преподавания общеобразовательных дисциплин, созданы классификации наглядности и системы требований к ней.

Следующим крупным направлением развития наглядности стало применение её в преподавании дисциплин высшей школы. Проблема применения наглядности в системе высшего образования получила свое развитие в педагогических трудах середины 17-го начала 20-го веков. Зарубежными и отечественными учеными (Я.А.Коменский, И. Гербарт, А. Дистервег, Х. Джонс, В. Шайбе, Д. Ллойд, Н. Франк, Э. Дейл, М. Флеминг, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, А. Н. Острогорский, П. Д. Юркевич, Д. Д. Семенов, К. В. Ельницкий, К. П. Яновский, П. П. Чистяков, В. Н. Яковлев, П. П. Блонский и др.) были определены методы и правила использования наглядности, разработаны классификации наглядности, сформулированы основные требования к ней и к применению её в образовательном процессе высшей школы.

Необходимо заметить, что широкое применение наглядности в начальных и средних учебных заведениях в прошлые столетия обусловило расширение системы требований к профессиональной подготовке учителя. В нее вошли требования обязывающие учителей овладевать навыками наглядного обучения.

Здесь следует отметить, что в современный процесс формирования творческой личности учителя, наряду с другими профессиональными педагогическими знаниями, умениями и навыками, входит освоение будущим учителем навыков и приемов работы с наглядным материалом, умение использовать различные формы и методы работы с учебными графическими изображениями.

Обращенность к классическому наследию включения графического искусства в процесс обучения и воспитания сохраняет свою значимость в современной практике преподавания вузовских дисциплин.

Так, общая теория наглядности высшей школы получила свое отражение в трудах А. П. Анищенко, С. И. Архангельского, В. П. Беспалько, В. М. Кагана Н.Д.Никандрова, В. А. Сластетина, и др.

Психолого-физиологическим аспектом проблемы наглядности высшей школы посвящены труды П. К. Анохина, Х. Зибера, П. И. Зинченко, Н. И. Кобозева, Ю. А. Самарина, И. М. Фейгенберга, А. Цира и др.

Применение наглядности в различных формах организации учебной работы нашло свое отражение в исследованиях С. И. Архангельского, С. И. Зиновьева, Н. Д. Никандрова, Г. А. Петрова, З. М. Фольковича, и др.

Техническим средством обучения и системному применению наглядности посвящены исследования С. И. Архангельского, Б. С. Баленка, В. П. Беспалько, Л. Е. Денисова, Г. В. Карпова, Н. Д. Никандрова, В. Я. Ожогина, В. А. Романина и др.

Проблема классификации наглядности высшей школы отражена в трудах Б. С. Баленка, М. Богичевича, Г. Вагнера, А. И. Зильберштейна, Н.П.Конобеевско-го, А. Н. Щукина, и др.

Особенности использования иллюстрации в учебных книгах раскрыты в трудах П. Г. Буга, Г. М. Донского и др.

Широкое использование получила наглядность в преподавании вузовских дисциплин: философии (С.И.Петрушевский, Г. М. Штракс и др.), филологических и языковых дисциплин (Б.В.Беляев, А. Н. Щукин и др.), дисциплин исторического (С.Т.Новиков), экономического (Э.П.Иванов), эстетического (В.С.Кузин, Б. Т. Лихачев и др.), эстетико-педагогического (Э.Т.Ардаширова) и педагогического циклов (З.Ш.Карамышева, Н. В. Савин, В. М. Рогинский и др.).

Современные исследования определяют наглядность как одно из средств интенсификации и эффективности процесса обучения высшей школы как средство обеспечения более глубокого усвоения предмета, развития познавательной активности студентов, усиления информативности процесса обучения, улучшения дидактических условий процессов обучения и учения.

Эти положения актуализируются применительно и к использованию наглядности непосредственно в обучении педагогическим дисциплинам. Но необходимо отметить, что эта проблема не была предметом специального теоретического и практического изучения и наглядность, зачастую, использовалась в виде вспомогательного, механического фона, вне знаний языка изобразительной наглядности, который способен решить многие дидактические и психолого-педагогические задачи. Ведь, наглядность это та глубинная форма подачи учебного материала, без которой немыслимы полнота, качественность, достоверность знаний, формирование профессионально-познавательного интереса у студентов, развитие их творческой активности, логического и образного мышления. Это обуславливает необходимость более глубокого научно-практического обоснования, создания и применения разнообразных средств наглядности в преподавании педагогики.

Таким образом, противоречия между современными требованиями педагогической науки к совершенствованию и обновлению содержания и форм высшего педагогического образования, организации более качественной профессионально-педагогической подготовки будущих учителей и недостаточной разработанностью наглядных методов преподавания педагогических дисциплин, обусловило выбор проблемы исследования: «использование изобразительной наглядности в процессе преподавания педагогики».

Учитывая актуальность проблемы использования наглядности в обучении педагогике, как основы повышения эффективности и качественности педагогического образования, её недостаточную теоретическую и практическую разработанность, мы определили тему нашего исследования «Изобразительная наглядность в профессиональной подготовке учителя (на материале художественно-графического факультета)».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить необходимость использования изобразительной наглядности в профессиональной подготовке художника-педагога.

Объект исследования: профессионально-педагогическая подготовка студентов художественно-графического факультета.

Предмет исследования: содержание, формы и методы использования изобразительной наглядности в процессе преподавания педагогических дисциплин.

В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой подготовка специалистов в области педагогических знаний улучшится если:

— будет определено содержание изобразительной наглядности, охватывающей множество контекстов совершенствования обучения педагогическим дисциплинам: обращенность на развитие творческих способностей и творческого мышления будущих учителей, их образного и логического мышления, этической и эстетической ответственности за качество знаний, на улучшение усвоения и запоминания педагогических понятий;

— изобразительная наглядность будет основана на междисциплинарной связи педагогических и художественных дисциплин и включена в процесс преподавания дисциплин педагогического цикла,.

В соответствие с целью и гипотезой исследования решались следующие задачи:

1. Изучение философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы и анализ педагогической практики по теме исследования с целью:

— определения теоретической базы исследования наглядности в образовательном процессе;

— выявления функциональных и целевых особенностей использования изобразительной наглядности в преподавании педагогики;

— выделения совокупности педагогических и художественных знаний, умений и навыков студентов и выявления критериев их оценки.

2. Классификация изобразительно-педагогической наглядности, и определение дидактических и художественно-технологических требований к ее видам и разновидностям.

3. Определение форм и методов внедрения разработанных видов и разновидностей наглядности в структуру программ дисциплин педагогического цикла и осуществление экспериментальной проверки эффективности их применения.

4. Разработка научно-практических рекомендаций по повышению качества педагогических знаний студентов посредством использования изобразительно-педагогической наглядности.

Методологической основой исследования являются важнейшие философские, психолого-педагогические положения, посвященные всестороннему развитию личности, связи образного и логического мышления, наглядному образу в познании, роли чувственного познания, педагогической значимости искусства, интегративному, личностно-деятельностному, междисциплинарному подходам к обучению и воспитанию.

Для решения обозначенной проблемы был использован комплекс взаимопроверяющих и дополняющих друг друга методов исследования:

— изучение философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования;

— теоретический поиск (анализ, синтез, обобщение, сравнение, систематизация, установление диалектических причинно-следственных, историко-логических связей);

— анализ реального педагогического процесса (ознакомление с программами по педагогике, анкетирование, наблюдение, анализ продуктов художественно-педагогической деятельности студентов);

— эксперимент и опытная проверка- ^ - статистическая, математическая и графическая обработка результатов эксперимента;

Теоретико-экспериментальное исследование проводилось в три этапа с 1995 по 2000 годы.

Первый этап исследования (1995;1997 г. г.) включил изучение и теоретический анализ философской, психологической, педагогической, искусствоведческой литературы, отражающей проблемы использования наглядного образа в процессах обучения и воспитания, что позволило сформулировать исходные позиции исследования, определить предмет исследования, его гипотезу и задачи, разработать план исследования. В рамках этого этапа был создан экспериментальный комплекс средств изобразительной наглядности с включением его в контекст программ курсов «Введение в педагогическую профессию», «Педагогические теории, системы и технологии», «Основы управления педаго-* гическими системами», «Педагогическая практика». На данном этапе проведен анализ реального педагогического процесса, определено содержание эксперимента. Произошло выделение контрольной и экспериментальной групп студентов I курса художественно-графического факультета Башкирского государственного педагогического университета. Проведен констатирующие эксперимент и начало формирующего эксперимента, основанного на параллельном преподавании в обеих группах педагогической дисциплины («Введение в педагогическую профессию») по традиционным программам и программам с включением средств наглядности соответственно. Сбор диагностической информации по первому этапу.

На втором этапе исследования (1997;1999 г. г) продолжилось теоретическое осмысление и обобщение собираемого материала, определились основные понятия предмета исследования и различные взаимосвязи между ними. Были классифицированы виды и разновидности изобразительно-педагогической наглядности. Продолжилась экспериментальная работа с выделенными группами, но уже в процессе преподавания дисциплины «Педагогические теории, системы и технологии». Был проведен сбор данных по второму этапу эксперимента. Выявлены критерии оценок сформированности художественно-педагогических знаний студентов.

Третий этап (1999;2000 г. г.) характеризуется завершением третьего и четвертого этапов эксперимента в ходе преподавания дисциплины «Основы управления педагогическими системами» и «Педагогическая практика», уточнением выдвинутой гипотезы исследования, составлением системы дидактических и художественно-технологических требований, обработкой данных эксперимента, выработкой рекомендаций по использованию изобразительно-педагогической наглядности в преподавании педагогики, формулировкой общих выводов исследования и оформлением работы в виде диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Проведены систематизация и обобщение классического опыта использования наглядности в мировой педагогической практике с применением истори-ко-эволюционного подхода;

2. Выявлена специфика функционального и целевого предназначения изобразительно-педагогической наглядности в процессе преподавания педагогических дисциплин;

3. Определено основное содержание изобразительно-педагогической наглядности и составлена классификация ее видов и разновидностей, с учетом межпредметной связи дисциплин художественного и педагогического циклов;

4. Сформированы дидактические, художественно-технологические требования к изобразительно-педагогической наглядности и к применению её в про.

А цессе обучения.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что автором разработана система изобразительного наглядного материала с учетом видов и разновидностей изобразительно-педагогической наглядности, позволяющей улучшить качество знаний студентов по педагогическим дисциплинам «Введение в педагогическую профессию», «Педагогические теории, системы и технологии», «Основы управления педагогическими системами», «Педагогическая практика» и основанная на межпредметной связи педагогики с дисциплинами специализации («Рисунок», «Живопись», «Композиция»), Разработаны научно-практические рекомендации по использованию изобразительно-педагогической наглядности в преподавании педагогики.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций обеспечивается выбором методологической основы и группой эмпирических и теоретических методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, количественным и качественным анализом экспериментальных данных, статистической, математической, графической их обработкой, длительным характером исследования, достаточным опытом работы диссертанта в качестве преподавателя педагогического университета.

На защиту выносятся следующие положения: Систематизация и обобщение классического опыта использования наглядности в мировой педагогической практике, представленные в виде моделей-символов.

1. Теоретическая основы и функционально-целевое предназначение изобразительно-педагогической наглядности в обучении педагогике.

2. Основные формы и методы эффективной и качественной профессиональной подготовки студентов художественно-графического факультета с активным использованием изобразительно-педагогической наглядности.

3. Классификация изобразительно-педагогической наглядности, дидактические, художественно-технологические требования к ней и практические рекомендации по использованию ее в современной системе вузовского педагогического образования.

Апробация результатов исследования. Основные идеи и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры эстетического образования, кафедры научных основ управления школой Башкирского госпедуниверситета, на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей Башкирского госпедуниверситета (1995;1999 г. г.), на международной научно-практической конференции «Народы России: возрождение и взаимодействие культур» (Уфа, 1996), на всероссийской научно-практической конференции «Педагогика искусства в творческих поисках» (Москва — Самара, 1996 г.), на всероссийской научно-практической конференции «Учебные книги К. Д. Ушинского и современная школа» (Курск, 1997 г.), на всероссийской научно-практической конференции «Ценностные ориентации в подготовке специалистов» (Уфа, 1997 г.).

Основные результаты исследования используются в учебном процессе факультетов Башкирского государственного педагогического университета, Уфимского педагогического колледжа № 2, а также в деятельности преподавателей педагогических дисциплин. В рамках исследуемой проблемы изданы статья, тезисы выступлений, иллюстрированное пособие, разработаны методические рекомендации по использованию наглядности в преподавании педагогики, спецкурс.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.

Результаты исследования позволяют сделать выводы о достоверности первоначально принятой гипотезы и эффективности разработанных нами видов и разновидностей изобразительно-педагогической наглядности.

Заключение

.

В диссертационном исследовании получила теоретическое и практическое рассмотрение проблема, заключающаяся в осуществлении повышения качества педагогических знаний студентов посредством применения изобразительно-педагогической наглядности в процессе преподавания дисциплин педагогического цикла на художественно-графическом факультете.

Актуальность проблемы обусловлена тем, что имеющаяся современная система методов обучения педагогике не заключает в себе достаточно разработанных методов наглядного обучения, которые могли бы применяться в подготовке художников-педагогов.

Наше исследование показало, что процесс передачи педагогических знаний будущим художникам-педагогам необходимо сделать более органично связанным со спецификой художественно-графического факультета, придать ему междисциплинарный характер, сделать его более информативным, комплексным, чему способствует использование в преподавании педагогики изобразительно-педагогической наглядности.

Научно-исторический анализ эволюционирования в мировой педагогической мысли идеи о наглядности был проведен по трем крупным направлениям: наглядность в общем и художественном образовании, наглядность в контексте межпредметных связей, наглядность в высшем образовании.

Во всех направлениях наглядность определяется как одно из важнейших условий эффективности обучения и воспитания. Выделяются методы, правила и приемы, классификации наглядности и системы требований к ней. На основе этого происходят количественные и качественные изменения в создании методик наглядного и высшего образования, в проведение экспериментальных исследований, посвященных проблеме наглядности, произошло ряд изменений и в системе требований к профессиональной подготовке учителя, которые отразились в рассмотрении рисования как обязательного предмета в подготовке учителя, в использовании художественных навыков в обучении педагогическим знаниям художников-педагогов, в преподавании педагогических дисциплин во взаимосвязи с художественными дисциплинами (изобразительное искусство, художественная речь, музыка и др.), в преподавании специальной дисциплины, обучающей методам, приемам и навыкам наглядного обучения.

Согласно принципу исторической преемственности, наше исследование вобрало в себя вышеотмеченные классические подходы к использованию наглядности в подготовке учителя. Это выразилось в том, что в основу, разработанной в нашем исследовании, теории и практики изобразительно-педагогической наглядности был положен принцип межпредметной связи. Вместе с тем использование изобразительно-педагогической наглядности рассматривается нами как форма реализации междисциплинарной связи художественных и педагогический дисциплин в процессе подготовки художника-педагога.

Изучение психолого-педагогических положений, посвященных наглядности, позволило соединить в изобразительно-педагогической наглядности черты непосредственной (конкретно-чувственной и опыты, предметы в натуральном виде, наблюдаемые явления действительности и др.) и опосредованной (образно-абстрактной: графические изображения, модели, схемы, графики, киноизображения, символьные изображения и др.) наглядности, положив в основу художественный образ и абстрактный символ (аллегорические изображения, модели-символы, рисунки и др.).

Изобразительно-педагогическая наглядность имеет следующие функции: познавательно-информативная, иллюстративная, художественноизобразительного выражения знаний, ассоциативно-образная, воспитательно-катарсическая, эстетическая, развивающе-активизирующая, дидактическая, психолого-педагогическая, диагностическая.

Изучение и применение изобразительно-педагогической наглядности в синтезе этих функций раскрывает её разнообразие и целевую разнонаправленность.

Так, дидактические цели применнения изобразительно-педагогической наглядности направлены на решение дидактических задач в ходе учебного процесса (передача информации в процессе иллюстрирования учебного материала, усвоение, закрепление, повторение, контроль знаний, тренировка художественно-педагогических умений, навыков и др.), психолого-педагогические цели выдвигаются в процессе управления познавательной деятельности студентов (поддержание внимания, воздействие на эмоциональное состояние, побуждение к учебно-творческой деятельности и др.), диагностические цели заключаются в педагогическом диагностировании продуктов учебной творческой художественно-изобразительной деятельности студентов.

В основу определения видов и разновидностей изобразительно-педагогической наглядности был положен закон о единстве обучения и учения и ряд педагогических принципов: единство конкретного и абстрактного, от простого к сложному, исторической приемственности, индивидуального подхода в обучении, межпредметной связи.

В результате выделены три вида изобразительно-педагогической наглядности: «Иллюстративные графико-живописные изображения для фронтальной работы" — «Учебно-методическая наглядность для самостоятельной работы студентов», «Учебно-изобразительные задания студентов в форме художественного выражения педагогических знаний». Каждый вид составляют несколько разновидностей, предназначенных для использования на определенном этапе обучения (I, II, IV, V курсы) и в конкретных формах организации учебной работы (семинарское занятие, лабораторно-практическое занятие, домашняя учебная работа и др.).

В систему требований к изобразительно-педагогической наглядности нами включены дидактические требования (к содержанию, к соответствию наглядности целям и задачам использования, формам учебной работы, этапам обучения, учебному материалу, совокупности художественно-технологические требования к внешней форме (лаконичность, выразительность, эстетичность), к качеству исполнения, к соотнесенности с уровнем сформированности художественно-педагогических навыков студентов.

Междисциплинарный характер изобразительно-педагогической наглядности предусматривает обязательное использование художественных знаний, умений и навыков студентов в процессе формирования педагогических. В связи с этим, а так же, для определения критериев педагогической подготовки студентов была выявлена совокупность педагогических и художественных знаний, умений и навыков.

Опытно-экспериментальное исследование подтвердило что задача формирования педагогических знаний, умений и навыков решается более успешно при широком использовании изобразительно-педагогической наглядности.

В экспериментальной группе, где занятия проводились с использованием изобразительно-педагогической наглядности, результаты опытно-экспериментального исследования выше чем в контрольной, а именно: по исто-рико-теоретическому показателю, по практическому показателю, по междисциплинарному показателю, по коэффициенту уровня сформированности педагогических знаний. Кроме того, в экспериментальной группе стремление студентов к получение педагогических знаний стало более осознанным, улучшился общий эмоциональный фон учебных занятий.

Анализ полученного теоретического и экспериментального материала подтвердил выдвинутую гипотезу и позволил сформулировать общие выводы по диссертации:

1. Историческая значимость использования наглядности в учебном процессе высшей школы обуславливается колоссальным развитием идеи о наглядности в истории педагогики по трем наиболее крупным направлениям: наглядность в общем и художественном образовании, наглядность в контексте межпредметных связей, наглядность в высшем образовании.

2. Йнтегративное изучение проблемы наглядности в свете философских, психологических, педагогических, искусствоведческих учений позволило исследовать теоретическую основу изобразительной наглядности, её функции и цели, сформулировать определение изобразительно-педагогической наглядности, в котором она определяется как средство обучения, построенное на взаимосвязи научно-методических положений педагогики и законах изобразительного искусства, служащее совершенствованию теории и практики вузовской профессионально-педагогической подготовки.

3. Определение видов и разновидностей изобразительно-педагогической наглядности основывалось на законе о единстве обучения и учения, и на следующих принципах: единство конкретного и абстрактного, от простого к сложному, исторической приемственности, индивидуального подхода в обучении, междисциплинарной связи.

Классификация изобразительно-педагогической наглядности включает в себя первый вид «Иллюстративные графико-живописные изображения для фронтальной работы», в него входят следующие разновидности: а) репродукции с произведений мирового изобразительного искусства разных эпох, выполненных в разных жанрах и направленияхб) графические, живописные, фотографические изображения портретных образов представителей мировой культуры великих педагогов-мыслителей, исторических событий, местности, архитектурных сооружений, рабочих и домашних интерьеров выдающихся представителей педагогики и мировой культурыв) графические иллюстрации и модели-символы, отображающие содержание понятий педагогикиг) репродукции с произведений детского изобразительного творчества.

Второй вид «Учебно-методическая наглядность для самостоятельной работы студентов», включает в себя три разновидности: а) тематические коллекции репродукций с произведений изобразительного искусства, сопровождаемые рядом вопросов, посвященных конкретной темеб) графические модели-символы и иллюстрации отображающие педагогические понятия истории, теории, методики, сопровождаемые вопросамив) учебно-тематические кроссворды.

В третий вид «Учебно-изобразительные задания студентов в форме художественного выражения педагогических знаний» входят разновидности: а) коллекции репродукций с произведений изобразительного искусства, посвященные различным темамб) графические модели-символы, изображающие понятия педагогики и графические изображения педагогических понятий, с использованием приемов аллегории, метафоры, сравнения, символа, гротескав) изобразительные опорные конспекты-символы и зрительный ряд для иллюстрированию устного доклада по темам занятий, выполненные студентамиг) графические и живописные студенческие зарисовки, отображающие типичные темы школьной жизни, явления окружающей действительности, портретных образов детей различных возрастов, школьных учителей, родителей, — д) наглядные пособия для школьников, созданные студентами в контексте тем по методике преподавания изобразительного искусства и воспитательной работе (плакаты, таблицы, демонстрационные изображения явлений окружающей действительности, категория этики, эстетики для детей различных возрастов.

4. Каждому виду и разновидности соответствуют дидактические и художественно-технологические требования, содержащиеся в системе требований к изобразительно-педагогической наглядности и к её применению, разработанной в нашем исследовании.

5. Использование изобразительно-педагогической наглядности в преподавании вузовских дисциплин педагогического цикла способствует более эффективному формированию педагогических знаний, умений и навыков будущих педагогов-художников и их готовности к профессионально-творческой деятельности.

Научно-практические рекомендации, содержащиеся в диссертации, раскрывают особенности применения видов и разновидностей изобразительно-педагогической наглядности в преподавании педагогики.

Исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы. Дальнейшее совершенствование методов, приемов, средств наглядного обучения в высшей школе необходимо и обусловлено высокой дидактической и психолого-педагогической эффективностью изобразительной наглядности в процессе применения её в обучении.

Изобразительно-педагогическая наглядность может применяться в подготовке не только студентов художественно-графического факультета, но и в подготовке специалистов по естественно-математическим и гуманитарным дисциплинам, а так же, в подготовке педагогов дополнительного образования.

Применение изобразительно-педагогической наглядности в этих направлениях должно происходить с учетом профиля специальности и быть основанным на интегративной взаимосвязи педагогического, художественного и специального образования.

Это требует отдельного глубокого изучения и может стать основой перспективных линий изучаемой проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1984. — 204 с.
  2. А.Д. Изобразительное искусство. -М.: Просвещение, 1984. 157 с.
  3. А.Д. О языке изобразительного искусства. М.: Просвещение, 1973. -214 с.
  4. З.Ф. Дидактические основы использования средств изобразительной наглядности в учебном процессе высшей педагогической школы. Автореферат. -М., 1985. 15 с.
  5. .Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960. -С.72−184.
  6. А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980.-255 с.
  7. А.Л. Художественное мышление как эстетическая категория. М.: Знание, 1981.- 64 с.
  8. А.Л. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. М., Наука, 1981. — 193 с.
  9. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. Казань. Изд. Казанского Университета, 1996. — 567 с.
  10. А.И. Структура общественного сознания. М.- Высш. школа, 1973. -86 с.
  11. П.Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. Избр. труды. М.: Наука, 1979. 454 с.
  12. П.К. Теория отражения и современная наука о мозге. М.: Знание, 1970. 46 с.
  13. Антология педагогической мысли России XVIII в. / АПН СССР Вступ.ст., С.5−25, биогр очерки, сост. и примеч. И. А. Соловкова. М.: Педагогика, 1985. — 479 с.
  14. Антология педагогической мысли России второй половины XIX- начала XX в. /АПН СССР- Вступ.ст., С.5−37, биогр. очерки, сост. и коммент. Лебедева П. А. М.: Педагогика, 1990. — 603 с.
  15. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. /АПН СССР- Вступ.ст., С.7−26, биогр. очерки, сост. и коммент. Лебедева П. А. -М.: Педагогика, 1987. 558 с.
  16. Антология педагогической мысли: В 3 т. Т.2. .Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании. М.: Высшая школа, 1989. — 463 с.
  17. Э.Т. Духовная культура и эстетическая педагогика античности. МИГУ Башк.пед.институт. — М. — Уфа, 1993. — 56 с.
  18. Э.Т. Искусство в процессе формирования личности учителя: диссертация на соискание ученой степени док.пед.наук. М., 1994. — 408 с.
  19. Э.Т. Основы культуры и этики учителя. М.: Просвещение, 1997. — 232 с.
  20. Э.Т. Эстетическая категория «катарсис» в педагогике. М.: Знание, 1994. — 33 с.
  21. Н.И., Загузов Н. И. Процедура подготовки и защиты диссертации. -М.: Икар, 1995.-200 с.
  22. Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т.1. М.: Мысль, 1976. — 550 с.
  23. С.И. Введение в теорию обучения высшей школы. М.: Знание, 1974. — 43 с.
  24. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. — 384 с.
  25. С.И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. -М.: Знание, 1974. 48 с.
  26. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы о методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
  27. P.M. Теория и практика совершенствования подготовки педагогических кадров // Учитель Башкирии. 1991. — № 6. С.36−39.
  28. К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрастающего поколения. Уфа, 1996. — 242 с.
  29. К.Ш. О методологии и методах педагогических исследований // Проблемы обучения и воспитания молодежи в условиях непрерывного образования: Сб. ст. Уфа, 1991. — С. 3−7.
  30. К. Ш. Правдин Ю.П. Формирование познавательной активности студентов в процессе обучения: Учебн. пособие /Башк.гос.пед.институт. Бир-ский гос.пед.институт Уфа, 1988. — 80 с.
  31. К.Ш., Амиров А. Ф. Краткий словарь педагогических и социально-психологических понятий. Уфа. Баш.гос.пед.ин-т, 1994. — 16 с.
  32. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. -М.: Педагогика, 1977. 256 с.
  33. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогический исследований. -М.: Педагогика, 1982. 192 с.
  34. .С. Технические средства обучения и системное применение наглядности. Совр. высш. шк. № 2, 1981. С. 168 -173.
  35. С.П., Болотина Л. Р., Сластенин В. А. Педагогика. М.: Просвещение, 1987. — 368 с.
  36. В.Г. Избранные педагогические сочинения М.: Педагогика, 1982.-287 с.
  37. В.Г. Избранные педагогические сочинения /Под ред. Е. О. Медынского. -М.-Л.: АПН РСФСР, 1948, — 193 с.
  38. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. Пособие для преподавателей и студентов. М.: Просвещение, 1965. 227 с.
  39. .В. Психологические вопросы наглядного обучения иностранным языкам //Иностранные языки в школе № 1. 1948. С. 12−16.
  40. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронежский университет. Воронеж, 1977. — 289 с.
  41. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа. 1989. — 141 с.
  42. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 с.
  43. В.П. Теория учебника. Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1988. — 160 с.
  44. П.П. Избранные педагогические произведения вступ. статья Ф. Королева, С.5−34. М.: изд-во Акад. пед наук РСФСР 1961. — 695 с.
  45. П.П. Мои воспоминания. М.: Педагогика, 1971. — 175 с.
  46. Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. — 496 с.
  47. П.Г. Вузовский учебник: Создание, выпуск, распространение. М., 1987. -158 с.
  48. П.Г. Создание учебных книг для вузов: научно-метод, пособие. М.: Изд-во МГУ, 1987.-61 с.
  49. В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.: Сов. художник, 1966. — 118 с.
  50. В.В. Содержание и форма в искусстве. М.:Искусство, 1956, — 371 с.
  51. В.П. Избранные педагогические сочинения /Вступ. ст. Егорова С. Ф. М.: Педагогика, 1987. — 400 с.
  52. Э. О. Вахтеров В.П., его жизнь и работа. М.: Издат-во Академии пед. наук РСФСР, 1961. — 368 с.
  53. А.А. О структуре и содержании диссертационных исследований. // Педагогика. 1994. — № 3. — С. 32−35.
  54. И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982. — 144 с.
  55. А. Вопросы эстетического воспитания в школьной географии: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1976. 110 с.
  56. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: Сборник статей. Выпуск I. /Отв. за выпуск Шорохов Е. В. и Лебедко В. К. М.: Прометей 1996. — 172 с.
  57. Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова. М., 1991.-18 с.
  58. Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика 1965, — 72 с.
  59. М.И. Современная философия образования и педагогические новации. Место и роль учителя в инновационных педагогических технологиях: Тез.докл.науч.-практ.конф. Бирск, 1994. — С.2- 4.
  60. М.И. Философия образования, //Учитель Башкортостана. 1997. № 4. С.3−5.
  61. А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография. Челябинск: ЧКПУ Факел, 1995. — 238 с.
  62. Гегель Г.-В. Ф. Работы разных лет. I и II т.т. /Сост. Гулыга Л. В. М.: Мысль, 1970.-668 с.
  63. Гегель Г.-В. Ф. Эстетика. В 4-х т. Перевод. T.l. М.: Искусство, 1968.-312 с.
  64. Гегель Г.-В. Ф. Эстетика. В 4-х т. Перевод., Т.З. М.: Искусство, 1973.-621 с.
  65. А.Н., Огарев Н. П. О воспитании и образовании- Сост. и авт.коммент. В.Н.Ширяев- Авт.вступ. ст. А. Ф. Смирнов, С.6−21.- АПН СССР. М.: Педагогика, 1990. 363 с.
  66. .С. Россия: образование и будущее: Кризис образования в России на пороге XXI века. Челябинск: МО РФ, Челяб.дисс. ИПО, 1993. -240 с.
  67. И. П.П.Чистяков и его педагогическая система. М.-Л.: Искусство, 1940.-203 с.
  68. Гласс Дж, Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М.: Прогресс. 1975. — 493 с.
  69. А.Ю. Использование государственных символов в нравственно-правовом воспитании. //Советская педагогика № 7, 1984 г., С.30−35.
  70. П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1971, — 239 с. с илл.
  71. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования М.: Педагогика. -1986. -240 с.
  72. Ю.С. Высшее образование: состояние, проблемы, решения. //Педагогика. 1997. — № 2. — С.61−68.
  73. Н.Г. П.П.Блонский о школе и учителе. М.: Знание, 1979. — 96 с.
  74. А. Избр.пед.соч. Сост. и вступ. статья С.7−52, В. А. Ротенберга. -М.: Учпедгиз, 1956. 374 с.
  75. Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. — 216 с.
  76. Н.А. Избранные педагогические сочинения / Вступ. статья В. Ф. Козьмина С. 6 18.- АПН СССР. — М.: Педагогика, 1986. — 346 с.
  77. Дрига ИИ., Pax Г. И. Технические средства обучения в общеобразовательной школе: Учеб. пособие для институтов. М.: Просвещение, 1985. — 271 с. с илл.
  78. Т.В. Детский рисунок в контексте нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методические указания. Уфа: Творчество, 1998. — 24 с.
  79. Т.В. Из практики развивающего обучения // Актуальные вопросы теории и истории отечественной школы. М.: Радетели просвещение, 1995 -С.48−49.
  80. JI.B. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. — 175 с.
  81. Занков J1.B. Избранные педагогические труды /С вступ. ст. Ш. Амонашвили М.: Новая школа, 1996. — 431 с.
  82. JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990.-424с.
  83. JI.B. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, 1960.-311 с.
  84. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. -М.: Педагогика, 1981. 159 с.
  85. С.И. Лекция в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1962. — 136 с.
  86. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1968. — 357 с.
  87. Э.П. Об использовании наглядности в преподавании политической экономики. //Наглядность преподавания и ее эффективность: Материалы учебно-методической конференции. Смоленск, 1971. С. 20−23.
  88. Т.А. Педагогика. Курс лекций: Учебн. пособие для студентов пед.университетов. М.: Просвещение, 1984. — 495 с.
  89. Л.Б. Проблемы современной психологии учения. М.: Знание, 1970.-32 с.
  90. Л.Б. Психологические основы обучения. М. Знание, 1972. — 59 с.
  91. Кабанова-Меллер Е. Н. Приемы учебной работы и овладение ими. // Вопросы психологии. 1980. -№ 4. — С. 145−150.
  92. В.М., Ламм В .Я. Комплексный подход к обучению с применением конспектов-схем. Иркутск, 1980. — 117 с.
  93. Т. Государство Солнца. // Серия коммунистических романов № 2., 1907.-92 с.
  94. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогической творчество. М.: Просвещение, 1990. -214 с.
  95. И. Критика чистого разума /Пер. Н. О. Лосского. М.: Наука, 1998. -655 с.
  96. И. Собр. соч. в 8 т.- перевод. /Под общ. ред. А. В. Гулыги, Т.З. М., 1994.-740 с.
  97. И. Трактаты и письма / Вст. статья А. В. Гулыги, С.5−12. М.: Наука, 1980. — 709 с.
  98. З.Ш. Взгляды К.Д.Ушинского на воспитывающее значение свободного труда //Педагогический альманах: Сб. трудов преподавателей каф. педагогики Башгоспединститута. Уфа: Башгоспединститут, 1998. -С.31−35.
  99. Ф. Воспитание к Свободе. Педагогика Рудольфа Штейнера. /Пер. с нем. М.: МЦ ВП, 1992. — 272 с.
  100. В.Г. и др. Применение экранных пособий в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1962. — 200 с.
  101. В.Г., Романин В. А. Технические средства обучения: Учебные пособия для педагогических институтов. М.: Просвещение, 1972.-271 с.
  102. С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования. Л., Издательство Ленинского университета, 1973. — 152 с.
  103. М.О. Поэзия педагогики. М.: Всероссийское театральное общество, 1984. — 527 с.
  104. Н.И. Избранные труды в 2-х т. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 423 с.
  105. П.П., Карамышева З. Ш. Методическая разработка по курсу истории педагогики к теме: «Становление советской национальной школы (на примере Башкирской АССР)» М.: Пед. институт им. В. И. Ленина, 1984.-17с.
  106. Я.А. Великая дидактика. М.:Учпедгиз, 1949. — 203 с.
  107. Я.А. Этика. М.: Учпедгиз, 1939. — 237 с.
  108. Н.А., Медынский Е. Н., Шабаева Н.Ф, История педагогики:
  109. Учебник для студентов пед. институтов. Изд. 4-е. М.: Просвещение, 1974.447 с.
  110. Н.А., Струминский В. Я. Очерки по истории начального образования в России. М.- Учпедгиз, 1953. — 273 с.
  111. Ш. Коротов В. Н. Общая методика учебно-воспитательного процесса. М.:1. Просвещение, 1983. 223 с.
  112. Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. М: Политиздат, 1990.-493 с.
  113. ИЗ. Косова Г. Изобразительное искусство в преподавании истории. Древниймир. Средние века. М.: Просвещение, 1966. — 176 с.
  114. В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: Самарский гос.пед.институт, 1994. — 165 с.
  115. В.В. Основные характеристики и логика педагогического исследования. -Волгоград: Перемена. 1994. 32 с.
  116. В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М., 1977. — 264 с.
  117. И.Н. Письма. Статьи в 2-х т. Т.1. М.: Искусство, 1965. — 627 с.
  118. Краткий словарь по философии. М.: Энциклопедия, 1979. — 427 с.
  119. Краткий словарь по эстетике /Под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983.-223 с.
  120. Н.К. Избранные педагогические произведения. М., Учпедгиз, 1957.-715 с.
  121. B.C. Психология /Под ред. Ломова Б. Ф. М.: Высшая школа, 1982. -256 с.
  122. B.C., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство в начальной школе: Учебник для общеобразовательных уч. заведений 1−4 кл. М.: Издательский дом «Дрофа», 1997. — 126 с.
  123. Н.В. Методы системного педагогического исследования: Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 1972 с.
  124. П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1981.-96 с.
  125. И.Г. Очерки по истории и теории высшего педагогического образования. ЛГПИим. Герцена А. И. Л., 1955. — 115 с.
  126. В.К. Несколько слов будущему художнику-педагогу о пространстве изображаемого интерьера. //Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: Сборник статей. Выпуск 1. М.: Прометей, 1996. — С. 33−37
  127. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
  128. И.Я. Дидактические основы методов обучения. В кн. Вопросы истории. -М.: Педагогика, 1981. 145 с.
  129. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.- Знание, 1980. -96 с.
  130. И. Процесс и структура человеческого учения. Пер с чеш. Р. Е. Мельцера. М.: Прогресс, 1970. — 685 с.
  131. .Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. -Самара.: Изд-во СИУ, 1997. 85 с.
  132. .Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982. -191с.
  133. .Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1998. — 464 с.
  134. .Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИТЖ и ФПК. М: Прометей, 1991. — 528 с.
  135. .Т. Теория коммунистического воспитания. М.: Педагогика, 1974.-496 с.
  136. .Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. — 175 с.
  137. .Т. Философия воспитания. -М.: Прометей, 1995. 282 с.
  138. .Т. Философия воспитания. Специальный курс. М.: Просвещение, 1995.-208 с.
  139. .Т. Эстетика воспитания, М,: Педагогика, 1972. — 159 с.
  140. М.В. О воспитании и образовании. / Под ред. Шадрикова В. Д. -М.: Педагогика, 1991. 344 с.
  141. М.В. ПСС в 10 т., Т. 1.,-М.-Л., 1955−59. 535 с.
  142. А.П. Антон Павлович Лосенко и Академия художеств 1750-е, 1770-е годы. К 250 летию со дня рождения художника. — Л., 1987. — 143 с.
  143. В.Н. Медпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. Л., Госпединститут им, А. И. Герцена, 1979. — 80 с.
  144. М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
  145. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М. Педагогика, 1975. — 367 с.
  146. М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. — 184 с.
  147. М.И., Шакидзянов А. З. Учебный процесс с использованием медпредметных связей в средних ПТУ, М.: Высшая школа, 1985. — 207 с.
  148. Методологические аспекты развития педагогической науки в современных условиях: Сб. науч. тр./Под. ред. Я.С.Турбовского- Акад. пед наук СССР М, 1980.- 114 с.
  149. Методологические проблемы развития образования: Межвуз. науч. пр./Под ред. Терегулова Ф. Ш. Уфа: БГПИ, 1997. — 216 с.
  150. Методологические проблемы развития педагогической науки /Под ред.
  151. П.Р. и др. М.: Педагогика, 1985. — 236 с.
  152. Методы педагогических исследований. /Под ред. Пискунова А. И. и Воробьева Г. В. М.: Педагогика, 1979. — 255 с.
  153. Методы педагогического исследования. Лекции для пед. институтов/ Под ред. В. И. Журавлева М.: Просвещение, 1972. — 159 с.
  154. Мор Т. Утопия /Пер. с латин. Ю.М.Каган- вступ.ст. И. Н. Осиновского М: Наука, 1978. — 415 с.
  155. В.В. Современные проблемы эстетического воспитания. М.: Знание, 1969.-49 с.
  156. В.В. Эстетическое познание и эстетическая деятельность человека. -М.: Профтехиздат, 1963. 42 с,
  157. .М. Мудрость красоты. -М.: Просвещение, 1987. 253 с.
  158. .М. Распахни окно. Мысли художника об эстетическом воспитании. М.: Молодая гвардия, 1974. — 188 с.
  159. Р.С. Психология. Учебное пособие для студентов высш.пед.учебн.завед. в 3-х кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: Просвещение, 1995. — 512 с.
  160. B.C. Сократ М.: Наука, 1984. — 190 с.
  161. Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. педагогика. 1990. — № 9. — С.41−43.
  162. Н.Д. Некоторые проблемы дидактики высшей школы в зарубежных странах. М.: Знание, 1972. — 58 с.
  163. Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран: Основные вопросы дидактики. -М.: Высшая школа, 1978. 279 с.
  164. А.Н. Избранные педагогические сочинения. /Под ред. Волкова Г. Н. М.: Педагогика, 1985. — 352 с.
  165. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С. А. Смирнова. М.: Центр Академия, 1998. — 512 с.
  166. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шляпов. М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.
  167. Педагогика: Учебное пособие для студентов педвузов и педколледжей /Под ред. П. И. Пидкасистого. -М., 1995. 637 с.
  168. Педагогическая мысль в странах Запада на современном этапе: Сб. науч. тр. /Под ред. Пилиповского В. Я. М., НИИТИИП, 1991. — 94 с.
  169. Педагогическая практика: Учебное пособие для пед. институтов. /Под ред. В.К.Розова-М, 1981.- 159 с.
  170. Педагогическая энциклопедия. (В 4-х т.) Т.З. /Под ред. Каирова И. А. М.: Сов. энциклопед., 1964−66 г. г. — 880 с.
  171. Педагогическое наследие /В.Г.Белинский, А. Н. Герцен, Н. Н. Чернышевский, Н.А.Добролюбов- Сост. А. Ф. Смирнов. М.: Педагогика, 1988. — 399 с.
  172. Г. А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. Казань.: Издательство Казанского университета, 1976. — 200 с.
  173. Г. А. Эстетическое восприятие художественных произведений школьниками старших классов. Казань, Изд-во Казанского университета, 1973.-69 с.
  174. Л.П. Духовность и развитие эстетического самосознания личности в представлениях учителя: /Проблемы художественно-эстетической подготовкисовременного учителя / Отв.ред. Печко Л. П. Иркутск: Иркутск.пед.ун-т, 1997. -С.197.
  175. Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М.: ВНМЦНТ и КПР МК СССР, 1991. — 102 с.
  176. Пирогов Н. И Избранные педагогические сочинения. /Под ред. Кондакова М. И. -М.: Педагогика, 1985. 496 с.
  177. А.Н. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики М.: Просвещение, 1981. — 528 с.
  178. Платон. Избранные диалоги./Сост., вступ. статья Асмуса В. М. М.: Худ. лит-ра, 1965. — 443 с.
  179. Платон. Сочинения в 3-х т. /Под ре. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса, М.: Мысль, 1968. Т.2. 1970. — 611 с.
  180. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  181. Я.А. Психология творческого мышления. М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960. — 352 с.
  182. Ю.П. Методологические основы педагогики: Учебно-методическое пособие. -М., 1995. 112 с.
  183. Программы педагогических институтов. Сборник № 14. Рисунок. Живопись. Композиция. Пленэр. Скульптура. История искусства. М.: Просвещение, 1988.- 152 с.
  184. Программы педагогических институтов. Сборник № 22 /Под ред. Семыки-наН.П, -М.: Просвещение, 1987. 221 с.
  185. Рабле Франсуа. Гаргантюа и Пантагрюэль: Повесть пер. с фр. СПб.: Сов. писатель, 1993. — 416 с.
  186. В.М. Азбука педагогического труда: Пособие для начинающего преподавателя техн.вуза. М.: Высш. школа, 1990. — 111 с.
  187. Н.Н. История методов обучения рисованию. М.: Просвещение, 1982. -240 с.
  188. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1974. — 246 с.
  189. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -142 с.
  190. .Ж. Педагогические сочинения. В 2-х т. Т.2. /Под ред. Г. Н. Джиблазде. М.: Педагогика, 1981. — 334 с.
  191. Н.В. Методика преподавания педагогики. М.: Просвещение, 1987.- 207 с.
  192. Ю.А. Очерки психологического ума. Особенности умственной деятельности школьников. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР 1962. — 504 с.
  193. М.Н. Методология и методика педагогических исследований М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
  194. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. -95 с.
  195. М.Н. Совершенствование процесса обучения, проблемы и суждения. М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
  196. А.В. Наглядный образ в структуре познания. М.: Политиздат, 1971.-271 с.
  197. В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. -М.: Школа Пресс, 1998. — 512 с.
  198. В.А., Подымова JI.C, Педагогика: Инновационная деятельность.- М.: Изд-во Магистр, 1992. 308 с.
  199. В.З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX в. -М.: Учпедгиз, 1963. 312 с.
  200. В.З. Хрестоматия по истории педагогики. М.: Учпедгиз, 1961.600 с.
  201. В.Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К.Д.Ушинского. М.: Учпедгиз, 1960. — 348 с.
  202. В.А. О воспитании /Состав. Соловейчик С. М.: Политиздат, 1988. — 269 с.
  203. В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1979. -335 с.
  204. Таичинов М. Г, Воспитание и самовоспитание школьников. М.: Просвещение, 1992. — 160 с.
  205. Теория познания. Познание как исторический процесс. т.З./Под ред. Лекторского В. А. и Ойзермана Т. М. — М.: Мысль, 1993. — 396 с.
  206. Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: Теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения. М.: Педагогика, 1991. — 296 с.
  207. Л.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. — 542 с.
  208. Л.Н. Педагогические сочинения. /Под ред. Медынского. Изт-во Академии наук РСФСР. -М.-Л., 1948. 399 с.
  209. К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. /Под ред. А. С. Пискунова. Т.1. М.: Педагогика, 1974. — 584 с.
  210. К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1968.-557 с.
  211. Э.М. Искусство лектора. М.: Госполитиздат, 1960. — 262 с.
  212. И.М. Активность учащихся в усвоении знаний: Учебн. пособие- М.: ЦОЛИУВ, 1977. 16 с,
  213. И.М. Память и обучение. М.: ЦОЛИУВ, 1974. — 29 с.
  214. И.М., Зибер X., Цир А. Психолого-педагогическая направленность в использовании учебного наглядного материала. Современная высшая школа. № 2., 1981. — С.8−14.
  215. Философский словарь /Под ред. Фролова, М.: Политиздат, 1981. 445 с.
  216. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека М.: Знание1982.- 110 с.
  217. Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура и развитие личности. М.: Наука, 1987.-216 с.
  218. Фохт-Бабушкин Ю. У. Художественная культура: Проблемы изучения и управления. М.: Наука, 1986.- 235 с.
  219. Функции художественно-графического оформления учебников./ Под ред. Донского Г. М. М.: Просвещение, 1986. — 127 с.
  220. B.C. Измышления о педагогике. Уфа: Башгоспединститут, 1998. -198 с.
  221. Э.Ш. Общечеловеческие и конкретно-исторические ценности в истории педагогики. Уфа.: Баш ГПИ, 1999. — 85 с.
  222. Э.Ш. Основы педагогической профориентации. Уфа, 1990. — 173 с.
  223. И.Ф. Активизация учения школьников. Минск.: Нар. асвета, 1970. — 158 с.
  224. И.Ф. Педагогика. -М.: Высшая школа, 1990. 376 с.
  225. Хрестоматия по философии / Под ред. П.В.Алексеева/. .- М.: Проспект, 1997. 567 с.
  226. Н.Г. Избранные педагогические сочинения / Вст. статья А. В, Алеханова.-М.: Педагогика, 1983. 335 с.
  227. П.П. Выставка произведений и учебных работ его учеников. Каталог Предисл. Н. Молевой и Э. Белютина С.3−24. М., 1955. — 56 с.
  228. С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981. -208 с.
  229. С.Т. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1958. — 430 с.
  230. Е.В. Композиция. -М.: Просвещение, 1986. 285 с.
  231. Е.В. Художественный образ и искусство. в кн. Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Выпуск 1. Сборник статей. — М. «Прометей», 1996. — 172 с.
  232. А. Кампанелла. М.: Молодая гвардия, 1966. — 287 с.
  233. Г. М., Петрушевский С. А. Наглядные средства в преподавании философии. М.: Московский университет, 1976. — 69 с.
  234. B.C. Философское образование в средней школе. М.: Педагогика, 1991. — 168 с.
  235. B.C. Формирование диалектического мышления у школьников. -М.: Знание, 1979. -48 с.
  236. Т.В. Формирование мировоззрения студентов средствами искусства. -Казань.: Казанский университет, 1987. 108 с.
  237. А.Н. Применение аудиовизуальных средств на занятиях по русскому языку со студентами-иностранцами: Тексты лекций. М., 1979. — 52 с.
  238. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащимися в учебном процессе. М: Просвещение, 1979. — 160 с.
  239. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986. — 142 с.
  240. Ю.И. Теоретико-методологические основы перспективных педагогических технологий //Теория и практика разработки и внедрения перспективных технологий в педагогический процесс: Тез. докл.межвуз.науч.-практич. конф. -Бирск, 1993. 146 с.
  241. Ю.И. Школа и педагогика в условиях социально-экономических преобразований. Бирск: БГПИ, 1996. — 147 с.
  242. Gammage Fhilip. Primary Education: Structure and context. L.: Herper Row, Publi Shers, 1986 93 p.
  243. Solomon J, Solomon R.A. The practice of oil Peinting London: Seeley, Service 7 CO. Ltd, 1921.-277 p.
  244. The werks of Aristotle. Vol. VII. Problemata. Oxford: At the Clarenden Press, 1927. — 967 p.
Заполнить форму текущей работой