Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретические аспекты исследования проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста и методов ее коррекции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

До сегодняшних дней механизм формирования тревожности остается неопределенным, и проблема обращения к этому психическому свойству в практике психологической помощи во многом сводится к тому, является ли она врожденной, генетически обусловленной чертой, или складывается под влиянием различных жизненных обстоятельств. Попытку примирить эти, в сущности, противоположные позиции предприняла А. М… Читать ещё >

Теоретические аспекты исследования проблемы тревожности у детей младшего школьного возраста и методов ее коррекции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследования тревожности в трудах зарубежных и отечественных психологов

Термином «тревожность» обозначают относительно устойчивые индивидуальные различий в склонности индивида испытывать тревогу. Эта особенность не проявляется напрямую ее уровне свидетельствует, то как часто и как интенсивно у человека наблюдаются состояния тревоги. Высоктревожные люди склонны воспринимать окружающую действительность, как заключающую в себе опасность и угрозу в значительно большей степени, низкотеревожные люди [43, с. 301].

В этом статусе тревожность впервые была описана 3. Фрейдом. В работах Фрейда тревожность характеризуется переживаниями, носящими глубинный, иррациональный характер. Им выделены «связанная» тревожность, проявляющаяся в определенных ситуациях и выполняющая важную сигнальную функцию, и разлитая, «свободно витающая», которую, по его выражению, «тревожный человек носит всюду с собой» [34,с.53].

Согласно, З. Фрейду, тревожность является неприятным переживанием, выступающим сигналом, предвосхищающим опасность. Он характеризует тревожность наличием специфического чувства неприятного; соответствующими соматическими реакциями (прежде всего усилением сердцебиения); осознанием этого переживания. Сначала З Фрейд предполагал наличие бессознательной тревожности, однако затем пришел к заключению, что это состояние переживается сознательно и сопровождается возрастанием умения справляться с опасностью (с помощью борьбы или бегства). Тревожность он поместил в Эго. Бессознательную тревожность, в дальнейшем исследовали как аспект психологических защит (А. Фрейд и др.) [34].

Разработку проблемы тревожности продолжила А. Фрейд. Она выделяет три основных вида тревожности детей: объективная тревожность, боязнь суперэго и боязнь собственных инстинктов, страх перед их силой.

А. Фрейду разработала концепцию генеза тревожности. Сначала, достаточно рано возникает объективная тревожность. Наличие этого вида тревоги говорит о формировании суперэго, сигнализирует ребенку о том, что он может быть наказан, и о том, что именно он управляет поведением Я, вне зависимости от того, наступает ли это наказание или нет. Происходит столкновение данной тревоги с инстинктивными требованиями ребенка, с внутренней тревожностью, которая порождается его фантазиями, в результате чего и возникают, с одной стороны, те стороны эго, которые в дальнейшем позволяют ему противостоять требованиям инстинктов, а с другой — симптомы детского невроза [34].

По иному на невроз смотрит еще один представитель психоаналитического направления в психологии А. Адлер. Согласно нему, в основе невроза лежат такие механизмы страха, боязни жизни, боязни трудностей, а также стремление к признанию и положительном статусе в группе, которых индивид в силу каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий, не мог добиться. То есть отчетливо видно, что невроз обусловлен ситуациями, в которых человек в силу тех или иных обстоятельств в той или иной мере испытывает чувство тревоги [58].

Итак, у А. Адлера в основе конфликта личности, в основе неврозов и тревожности лежит противоречие между «хотеть» и «мочь», вытекающее из стремления к превосходству. В зависимости от того, как разрешается это противоречие, идет все дальнейшее развитие личности.

К.Хорни под тревожностью понимала эмоциональную реакцию на скрытую и субъективную опасность, сопровождающуюся определенными физическими ощущениями (учащенное дыхание, дрожь и т. д.

В большой степени позиция К. Хорни близка Г. С. Салливану. Он известен как создатель «межличностной теории». Личность существует во взаимодействии с другими людьми, в связи с этим развитие и поведение индивида обусловлено межличностными отношениями [34, с.54].

Исходи из этого можно заключить, что тревожность формируется в межличностных отношениях, а стремление избежать или устранить тревожность, по сути, равно потребности в межличностной надежности и безопасности [34, с. 72].

Г. С. Салливан так же, как и К. Хорни, считает тревожность не только одним из основных свойств личности, но и фактором, определяющим ее развитие. Потребность избавиться от чувства беспокойства для индивида становится центральной, и оказывает влияние на поведение человека. Он старается выработать различные «динамизмы», которые позволяют избавиться от страха и тревоги.

Согласно Э. Фромму, в основе тревожности лежит реакция страха, которая является врожденной реакцией на определенные ситуации, связанные с сохранением целостности организма.

Другой точки зрения придерживался К. Ясперс. Согласно нему тревожность (экзистенциальный страх) является благотворной силой, дающей человеку возможность перейти из повседневного бытия («бытия — в мире») в экзистенциальный план бытия, мир свободной воли. Она важный элемент, сталкивающий человека с «напряжением пограничной ситуации», т. е. такой, которая только и позволяет человеку прорваться к подлинной свободе как выходу за пределы бытия [34,с.38].

Тревожность, с точки зрения М. Кляйн, зарождается в младенчестве, обусловлена необходимостью установить контакт с объектами внешнего мира, к которым относится по сути все за пределами тела матери. Ребенком все эти объекты воспринимаются как несущие угрозу и вызывающие тревожность. Особенности развития ребенка в дальнейшем во многом обусловлена способностью на самых ранних этапах противостоять этой тревожности [34,с.60 ].

Большое количество исследований природы тревожности и ее компонентов была проведено бихевиористами и на основе теории научения. В целом авторы этих исследований считают тревожность эмоциональным состоянием, в котором преобладает состояние, подобное страху. Так, один из первых исследователей тревожности в США О. А. Маурер определил это состояние как условно-рефлекторный страх перед угрозой. Согласно Д. Х. Левису тревожность является невротической реакцией, которая включает условно-рефлекторную боязнь [34, с.45].

Таким образом, можно сделать вывод, что в зарубежной литературе можно выделить исследование следующие направления исследования тревожности: биологическое (З. Фрейд, А. Фрейд и др.), межличностное (Г.С. Салливан и др.), внутриличностное (К. Роджерс и др.), объектные (М.Кляйн и др.).

В отечественной психологии тревожность также рассматривалось как проявление неблагополучия, она обусловлена нервно-психическими и тяжелыми соматическими заболеваниями, либо возникает вследствие представляющее собой последствие перенесенной психической травмы.

В настоящее время отношение к явлению тревожности в российской психологии существенно изменилось, и мнения относительно этой личностной особенности становятся менее однозначными и категоричными. Согласно современному подходу тревожность не рассматривают как изначально негативную черту личности; ее считают сигналом неадекватности структуры деятельности субъекта по отношению к ситуации.

А.В. Петровский определяет тревожность, как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий [1,с.17].

Согласно В. В. Давыдову тревожность — это индивидуально психологическая особенность, характеризующаяся повышением склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях [14, с.143].

Для каждого человека характерен свой оптимальный уровень тревожности, так называемая полезная тревожность, которая является необходимым условием развития личности.

К настоящему времени тревожность изучается как один из основных параметров индивидуальных различий. При этом ее принадлежность к тому или иному уровню психической организации человека до сих пор остается спорным вопросом; ее можно трактовать и как индивидное, и как личностное свойство человека.

Так, В. С. Мерлину и его последователи, отмечают, что тревожностьэто обобщенная характеристика психической деятельности, связанная с инертностью нервных процессов, то есть психодинамическое свойство темперамента [14, с.143].

До сегодняшних дней механизм формирования тревожности остается неопределенным, и проблема обращения к этому психическому свойству в практике психологической помощи во многом сводится к тому, является ли она врожденной, генетически обусловленной чертой, или складывается под влиянием различных жизненных обстоятельств. Попытку примирить эти, в сущности, противоположные позиции предприняла А. М. Прихожан. Ее были описаны два типа тревожности:

ѕ беспредметная тревожность, когда человек не может соотнести возникающие у него переживания с конкретными объектами;

ѕ тревожность как склонность к ожиданию неблагополучия в различных видах деятельности и общения[34].

При этом первый вариант тревожности обусловлен особенностями нервной системы, то есть нейрофизиологическими свойствами организма. Это врожденная тревожность.

Второй тип тревожности формируется в течении жизни, связан с особенностями формирования личности В целом, можно отметить, что, вероятнее всего, у одних людей существуют генетически обусловленные предпосылки к формированию тревожности, в то время как у других данное психическое свойство является приобретенном в индивидуальном жизненном опыте.

А. М. Прихожан [34] выделяет различные формы тревожности, различающиеся по способам переживания, осознания, вербализации и преодоления. Тревожность может быть.

ѕ открытойсознательно переживаемой, и проявляющейся в деятельности в виде состояния тревоги.

ѕ скрытой (в разной степени неосознаваемая) проявляющейся в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже отрицании его, либо косвенным путем через специфические формы поведения (теребление волос, расхаживание из стороны в сторону, постукивание пальцами по столу и т. д.):

К специфическим особенностям тревожности как личностного свойства относится наличие у нее побудительной силы. Тревожность возникает и закрепляется, так как не удовлетворяются актуальные потребности человека, которые приобретают гипертрофированный характер.

Закрепление и усиление тревожности согласно А. М. Прихожан происходит по механизму «замкнутого психологического круга»: тревога, которая возникает в деятельности, частично снижает ее эффективность, обуславливает негативные самооценку либо оценку со стороны окружающих, подтверждающие правомерность тревоги в подобных ситуациях. [34].

Если проанализировать механизм «замкнутого психологического круга», то можно отметить подкрепление тревожности той ситуацией, в которой она однажды возникла. В связи с этим в последнее время в экспериментальных исследованиях все чаще делается акцент не столько на отдельной черте, сколько на особенностях ситуации и взаимодействия личности с ситуацией. В частности, выделяют либо общую неспецифическую личностную тревожность, либо специфическую, характерную для определенного класса ситуаций [28, с.12]. Ситуация является системой внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредующих его активность [36, с.312]. Она предъявляет к человеку определенные требования, реализация которых создает предпосылки к ее преобразованию или преодолению. Тревожность могут вызывать только те ситуации, которые личностно значимы для субъекта, соответствуют его актуальным потребностям. При этом возникшая тревожность может, как оказывать мобилизующий эффект, так и вызывать дезорганизацию поведения в рамках данной ситуации по принципу «выученной беспомощности» [34, с.89].

Таким образом, тревожность это личностная особенность, опосредующая поведение человека либо в конкретных, либо в широком диапазоне ситуаций. Тревожность может проявляться через агрессивное поведение, зависимость и склонность к подчинению, лживость, лень как результат «выученной беспомощности», ложную гиперактивность, уход в болезнь и т. д.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой