Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психолого-педагогические условия профессиональной подготовки учащихся в учреждении начального профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практика воспитания и образования таких детей и подростков в специальных учреждениях, приводившая к их изоляции от общества, в котором они в дальнейшем будут жить и трудиться, оказалась бесперспективной и даже в какой-то степени вредной. Гуманизация общественных отношений потребовала кардинальных изменений в отношении детей и подростков, имеющих отклонения в здоровье. Неотъемлемым компонентом… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПО ЗДОРОВЬЮ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Требования к профессиональной подготовке учащихся с ограниченными возможностями по здоровью в условиях модернизации российского образования
    • 1. 2. Особенности социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями по здоровью в условиях начального профессионального образования
    • 1. 3. Психолого-педагогические условия профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями по здоровью в учреждении начального профессионального 54 образования
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПО ЗДОРОВЬЮ
    • 2. 1. Концепция развития образования учащихся с ограниченными возможностями по здоровью в учреждении «анального профессионального образования
    • 2. 2. Программно-методическое сопровождение профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями по здоровью
    • 2. 3. Анализ и общие результаты опытно-поисковой работы
  • Выводы по второй главе

Психолого-педагогические условия профессиональной подготовки учащихся в учреждении начального профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. отмечается, что государство должно обеспечивать всем равный доступ к получению качественного образования независимо от состояния здоровья. Приходится констатировать тот факт, что в России с ухудшающейся экологической ситуацией, неудовлетворительным состоянием медицины, а также с достаточно высоким уровнем детского травматизма количество детей, имеющих те или иные ограничения в жизнедеятельности, резко растет. Так, по данным статистики в 78 образовательных учреждениях, включая школы-интернаты и коррекционные классы образовательных учреждений Свердловской области, в 2003/04 уч. г. обучались 18 204 учащихся с ограниченными возможностями по здоровью. Численность детей-инвалидов в школах-интернатах общего типа составляла 4 490 человек. В среднем по области число детей с ограниченными возможностями по здоровью составляет 4%.

Особо следует обратить внимание на возрастающее количество детей с нарушением в интеллектуальном развитии. По данным М. С. Певзнер, Е. М. Мастюковой и Л. И. Растягайлова, количество детей с задержкой психического развития в стране колеблется в пределах от 5 до 11%. Такие учащиеся, как правило, становятся достаточно многочисленным контингентом профессиональных училищ, так как перед ними, как и перед всеми членами общества, стоит задача подготовки к жизни через приобретение профессии и обеспечения определенного ее уровня. Профессиональную подготовку учащихся нельзя рассматривать в отрыве от ее конечного результата — их последующего трудоустройства. Для успешной реализации задач, обусловленных изменившейся ситуацией и требованиями рынка труда, важным становится пересмотр организации профессиональной подготовки лиц с ограниченной трудоспособностью в системе начального профессионального образования.

Практика воспитания и образования таких детей и подростков в специальных учреждениях, приводившая к их изоляции от общества, в котором они в дальнейшем будут жить и трудиться, оказалась бесперспективной и даже в какой-то степени вредной. Гуманизация общественных отношений потребовала кардинальных изменений в отношении детей и подростков, имеющих отклонения в здоровье. Неотъемлемым компонентом оказания помощи таким детям и подросткам является социально-педагогическая деятельность, но, к сожалению, ее сущность и содержание для учащихся системы начального профессионального образования не определены в полной мере. Это до сих пор остается делом будущего, хотя можно отметить, что имеют место отдельные положительные начинания.

Реализация этой идеи на практике встречает затруднения не только в виду сдерживающих экономических факторов, но и по причине недостаточного теоретического обоснования системы такой помощи. Отсутствие выбора форм получения образования, социальная изоляция детей и подростков, имеющих ограниченные возможности по здоровью, как показало исследование, не способствуют их последующей адаптации и социализации в обществе.

Перед образовательным учреждением профессионального образования, в котороб приходят такие подростки, стоит задача не только подготовить учащихся с ограниченными возможностями по здоровью к жизни, обучить их определенной профессии, но и, в идеальном случае, трудоустроить. Трудоустройство таких выпускников становится важной государственной задачей. В государственном стандарте не заложены основные компоненты, учитывающие специфику профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями по здоровью. Особую актуальность и значимость приобрела данная проблема в современных условиях — условиях рынка, диктующих требования к качеству подготовки высококвалифицированных рабочих.

Анализ состояния исследуемого вопроса в теории и практике профессиональной подготовки учащихся в учреждениях начального профессио5 нального образования показывает, что недостаточно полно изучены психолого-педагогические условия и выявлены особенности профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями по здоровью.

В исследование введено ограничение: психолого-педагогические условия профессиональной подготовки учащихся рассмотрены на контингенте учащихся с ограниченными возможностями по здоровью, в профессиональном училище строительного профиля.

В связи с вышеизложенным сформулирована проблема исследования-. каковы психолого-педагогические условия и особенности профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями по здоровью в учреждении начального профессионального образования.

Следовательно, имеет место противоречие между необходимостью профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями по здоровью и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий успешности такой подготовки.

Таким образом, нами сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия профессиональной подготовки учащихся в учреждении начального профессионального образования».

Цель исследования — теоретически обосновать и в ходе опытно-поисковой работы уточнить психолого-педагогические условия профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями по здоровью в учреждении начального профессионального образования.

Объект исследования — профессиональная подготовка учащихся в учреждении начального профессионального образования.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями по здоровью в профессиональном училище.

Гипотеза исследования: профессиональная подготовка учащихся с ограниченными возможностями по здоровью предположительно будет успешной при соблюдении комплекса следующих психолого-педагогических условий:

— обоснование структуры и корректировка содержания профессиональной подготовки учащихся;

— создание развивающей образовательной среды для каждого учащегося;

— выявление и реализация личностного потенциала учащихся, обеспечивающего формирование социально-профессиональных качеств, необходимых будущим выпускникам;

— обоснование структуры и содержания деятельности патронатного центра, ориентированного на коррекцию психофизиологических и социальных девиаций учащихся;

— построение учебно-воспитательного процесса на основе блочно-модульного подхода;

— разработка механизма социального партнерства, обеспечивающего трудоустройство выпускников;

— реализация индивидуального подхода к профессиональному обучению учащихся с использованием дидактических средств, снижающих физические и психологические нагрузки и активизирующих познавательную деятельность учащихся;

— разработка психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы профессиональной подготовки учащихся, имеющих ограниченные возможности по здоровью, в психологической, педагогической и методической литературе.

2. Выявить особенности профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями по здоровью в профессиональном училище.

3. Уточнить комплекс психолого-педагогических условий профессиональной подготовки учащихся, имеющих ограниченные возможности по здоровью.

4. Разработать психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение профессиональной подготовки с учетом комплекса мер для создания развивающей среды для каждого учащегося и скорректировать образовательные программы общего и профессионального обучения.

5. Разработать структуру и содержание деятельности патронатного центра в профессиональном училище.

6. В ходе опытно-поисковой работы проверить эффективность разработанного комплекса психолого-педагогических условий.

Теоретико-методологической базой исследования являются современные социально-педагогические подходы в области профессионального обучения подрастающего поколенияосновные положения педагогики профессионального образованиягосударственные образовательные стандарты профессионального образованияпсихологические положения о развитии личностисистемный, личностный, деятельностный и интегративный подходы к профессиональной подготовке учащихся с ограниченными возможностями по здоровью.

Исследование проводилось с учетом нормативно-правовых требований действующего законодательства в области образования, теоретических разработок, данных, полученных в ходе педагогических исследований, практических достижений и опыта профессиональных образовательных учреждений. Теоретическими основами исследования служат концептуальные положения в области теории профессионального образования (С.Я. Батышев, B.C. Леднев, A.M. Новиков, Г. М. Романцев, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко и др.) — разработки по теоретическим проблемам взаимодействия личности и общества, социальной обусловленности образования и воспитания, специфики социальной адаптации (Б.Г. Ананьев, А. С. Белкин, В. И. Загвязинский,.

В.Д. Семенов и др.) — вопросам стандартизации образования (В.П. Беспалько, 8.

А.Н. Лейбович, А. И. Суббето и др.) — в сфере образовательных технологий и методики профессионального образования (В.В. Гузеев, М. В. Кларин, Г. К. Селевко, Н. Н. Тулькибаева, Н. Е. Эрганова и др.) — по теории деятельно-стного и личностно ориентированного профессионального образования (Н.А. Алексеев, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — теории педагогической интеграции (B.C. Безрукова, М. Н. Берулава, Н. К. Чапаев и др.) — психологическим основам формирования профессиональных умений и навыков (П.Я. Гальперин, Н. В. Кузьмина, Н. Ф. Талызина и др.) — по методике обучения учащихся с ограниченными возможностями по здоровью (JI.C. Выготский, И. Г. Еременко, А. Р. Лурия, Н. Н. Малафеев, Н. М. Назарова, М. С. Певзнер, Б. М. Пинский и др.).

В ходе исследования использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической, медицинской и методической литературыструктурно-логический анализ специфики профессионального обучения учащихся, имеющих ограниченные возможности по здоровьюобобщение существующего опытапроектирование и моделирование педагогических условий профессионального обучения учащихся с ограниченными возможностями по здоровью в учреждениях начального профессионального образованиянаблюдениеанализ результатов выполнения практических работметод фиксации суждений, беседобобщение и сравнение результатов опытно-поисковой работы.

Проводя исследование, автор использовал свой тридцатилетний педагогический опыт и двадцатилетний опыт работы в качестве директора учреждений начального профессионального образования Екатеринбурга и Свердловской области.

Этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов в течение 1999;2003 гг.

На первом, ориентировочном, этапе (1999;2000) были изучены медицинские параметры и психолого-педагогический потенциал общего и профессионального обучения учащихся с ограниченными возможностями по 9 здоровью, определены психолого-педагогические условия профессиональной подготовки таких учащихся в специальных группах.

На втором, постановочном, этапе (2000;2001) были разработаны программа опытно-поисковой работы, а также профессионально-квалификационные характеристики учащихся, имеющих ограниченные возможности по здоровью, по следующим строительным профессиям: «мастер столяр-но-плотничных и паркетных работ», «мастер отделочных строительных работ" — были созданы учебно-программная документация, исходные материально-технические условия и информационно-методическая база профессионального обучения таких учащихсяуточнено содержание психолого-педагогического и медико-социального сопровождения профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями по здоровьюопределены критерии и показатели успешности профессионального обучения учащихсяразработан учебно-воспитательный процесс на основе блочно-модульного подхода.

На третьем, формирующем, этапе (2001;2002) осуществлялась опытно-поисковая работа в учебных группах учащихся с ограниченными возможностями по здоровьюбыли откорректированы педагогические подходы к профессиональному обучению данного контингента учащихсяпроведены курсы по повышению квалификации преподавателей спецтехнологии и мастеров производственного обучения, работающих с данной группой учащихсябыли разработаны, обобщены, систематизированы результаты опытно-поискового исследования, сформулированы выводы и предложены методические рекомендации для внедрения их в практику.

Четвертый, заключительный, этап исследования (2002;2003) включал в себя итоговую диагностику качества профессионального обучения выпускников — учащихся с ограниченными возможностями по здоровью, а также диагностику степени адаптации учащихся с ограниченными возможностями по здоровьюобобщение, систематизацию, качественный анализ и описание результатов опытно-поисковой работы. Уточнялись критерии результативно.

10 сти профессионального обучения и адаптации учащихся, имеющих ограниченные возможности по здоровью. На этом этапе также проводились дополнительные наблюдения, собеседования, уточнялись отдельные аспекты исследования, осуществлялись обработка полученных данных и оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Уточнен комплекс психолого-педагогических условий профессиональной подготовки учащихся, имеющих ограниченные возможности по здоровью, который включает:

— обоснование структуры и корректировку содержания профессиональной подготовки;

— создание развивающей образовательной среды для каждого учащегося;

— выявление и реализацию личностного потенциала учащихся, обеспечивающего формирование социально-профессиональных качеств, необходимых будущим выпускникам;

— обоснование структуры и содержания деятельности патронатного центра, ориентированного на коррекцию психофизиологических и социальных девиаций учащихся;

— построение учебно-воспитательного процесса на основе блочно-модульного подхода;

— разработку механизма социального партнерства, обеспечивающего трудоустройство выпускников;

— реализацию индивидуального подхода к профессиональному обучению учащихся с использованием дидактических средств, снижающих физические и психологические нагрузки и активизирующих познавательную деятельность учащихся.

2. Разработаны психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение учебно-воспитательного процесса и профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями по здоровью, структура и содер

11 жание учебного плана и рабочих программ, направленных на создание развивающей образовательной среды, повышение качества профессиональной подготовки и оптимизацию условий последующего трудоустройства выпускников.

Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании комплекса психолого-педагогических условий профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями по здоровью, выявлении особенностей их профессиональной подготовки и обосновании необходимости создания патронатного центра, ориентированного на коррекцию психофизиологических и социальных девиаций учащихся.

Практическая значимость результатов проведенного исследования определяется тем, что опытно-поисковым путем обоснованы структура и содержание деятельности патронатного центра и механизм социального партнерства, с помощью которого обеспечивается трудоустройство выпускников профессионального училища.

Психолого-педагогические условия профессиональной подготовки учащихся, имеющих ограниченные возможности по здоровью, созданы в профессиональном училище № 66 (Екатеринбург). Разработанные рекомендации используются при проектировании образовательного процесса в профессиональных училищах № 5, 11 (Екатеринбург) и лицее «Уралмашевец» (г. Верхняя Пышма Свердловской области). Качество профессиональной подготовки выпускников оценивалось предприятиями-работодателями (СУ-24 «Уралмашстрой», УКС «Эльмашстрой», ООО «Атомстройкомплекс», завод им. М. И. Калинина, завод «Беторор», ООО «Нова-строй» и ООО «Терем»), с которыми успешно реализуется механизм социального партнерства по трудоустройству выпускников.

По результатам опытно-поисковой работы, осуществляемой в профессиональном училище № 66 (Екатеринбург), опубликован сборник научных трудов «Начальное профессиональное образование: проблемы и пути решения».

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в профессиональных училищах № 66, 5, 11 (Екатеринбург) и лицее «Уралма-шевец» (г. Верхняя Пышма Свердловской области). Результаты исследования отражены в научных статьях и разработанной учебно-программной и организационно-содержательной документации, которая используется в практике образовательных учреждений начального профессионального образования Свердловской области.

Основные положения исследования были обсуждены и одобрены на 10-й Российской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании» (Екатеринбург, 2004) — Российской научно-практической конференции «Актуальные проблемы физкультурно-педагогического образования в Уральском регионе» (Челябинск, 2002) — научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Инновационные технологии в образовании и на производстве» (Екатеринбург, 2001, 2002) — межрегиональных научно-практических конференциях «Проблемы модернизации педагогического образования» (Екатеринбург, 2004) и «Развитие образовательных систем колледжей Минатома РФ» (Екатеринбург-Заречный, 2003, 2004) — региональных научно-практических конференциях «Проблемы физкультурно-педагогического образования в Уральском регионе» (Челябинск, 2004) и «Личностно ориентированное. профессиональное образование» (Екатеринбург, 2004) — пленумах Учебно-методического объединения высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию (Екатеринбург, 2003, 2004), а также на заседаниях кафедры педагогики Российского государственного профессионально-педагогического университета, семинарах и конференциях Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Комплекс психолого-педагогических условий профессиональной подготовки учащихся, имеющих ограниченные возможности по здоровью,.

13 включает:

— обоснование структуры и корректировку содержания профессиональной подготовки;

— создание развивающей образовательной среды для каждого учащегося;

— выявление и реализацию личностного потенциала учащихся, обеспечивающего формирование социально-профессиональных качеств, необходимых будущим выпускникам;

— обоснование структуры и содержания деятельности патронатного центра, ориентированного на коррекцию психофизиологических и социальных девиаций учащихся;

— разработку механизма социального партнерства, обеспечивающего трудоустройство выпускников;

— реализацию индивидуального подхода к профессиональному обучению учащихся с использованием дидактических средств, снижающих физические и психологические нагрузки и активизирующих познавательную деятельность учащихся.

2. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение учебно-воспитательного процесса и профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями по здоровью, структура и содержание учебного плана и рабочих программ направлены на создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей качество профессиональной подготовки и последующее трудоустройство выпускников.

Выводы по второй главе.

Полученные результаты опытно-поисковой работы подтвердили правомерность выдвинутой гипотезы и позволили сделать следующие выводы:

1. Анализ результатов опытно-поисковой работы привел нас к выводу о том, что организационно-методическое обеспечение профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями по здоровью возможно эффективно осуществить на основе концептуального подхода к образованию и специально созданного программно-методического сопровождения профессиональной подготовки этой категории учащихся.

2. Опытное исследование показало, что для успешной реализации интегрированного образования учащихся с ограниченными возможностями по здоровью деятельность всего педагогического коллектива училища должна осуществляться по следующим направлениям: психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями по здоровьюнаучно-методическое обеспечение учебного процессаматериально-техническое обеспечениекадровое обеспечениеизменение статуса училища.

3. На основе проведенной опытно-поисковой работы можно заключить, что, несмотря на нарушения познавательной и эмоционально-волевой сферы, учащиеся с ограниченными возможностями по здоровью способны к значительному развитию. Поэтому, они могут освоить профессию (Мастер столярно-плотничных и паркетных работ, Мастер отделочных и строительных работ) на уровне 2-го и 3-го разряда, при условии создания скорректированного программно-методического сопровождения учебной и трудовой деятельности, учитывающего специфику этой категории учащихся.

4. Как показало исследование, осуществление профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями по здоровью требует в силу их особенностей более длительного срока обучения. Поэтому, представляется целесообразным переход с двухгодичного на трехгодичное обучение этой категории учащихся в учреждении НПО.

В ходе опытно-поисковой работы был сделан вывод о необходимости создания для особо уязвимой группы учащихся с ограниченными возможностями по здоровью — детей-сирот — Патронатного центра. С этой целью были разработаны «Положение о Патронатном центре для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получающих начальное (среднее) профессиональное образование» и Программа развития Патронатного центра, рассчитанная на 2004;2008 годы, а также концептуальные положения организации такого центра.

5. Результаты опытной работы свидетельствуют о повышении качества профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями по здоровью в ПУ № 66: 20% выпускников, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии осваивают выбранную профессию на уровне первого разряда- 30% - на уровне второгои 50% - получают повышенныйтретий разрядЭти данные свидетельствуют об эффективности педагогической деятельности училища, которая достигнута благодаря комплексной деятельности всего коллектива педагогов и мастеров ПУ № 66 по изменению его статуса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе исследования изучены и выявлены предпосылки разработанности проблемы в педагогической теории и практике в аспекте уточнения психолого-педагогических условий профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями по здоровью в учреждении начального профессионального образования. Исследование показало, что их обучение, воспитание и развитие, регулируемое требованиями, выдвигаемыми модернизацией образования, идет довольно медленными темпами вследствие недостаточной разработки психолого-педагогического и медико-социального сопровождения профессиональной подготовки. В настоящее время происходит накопление теоретических и практических знаний по проблемам профессиональной подготовки учащихся, имеющих ограниченные возможности по здоровью.

Изучение накопленного научного знания и анализ результатов практической деятельности в области профессионального образования позволили выявить противоречие между необходимостью профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями по здоровью и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий успешности такой подготовки.

Нами выявлен и обоснован комплекс психолого-педагогических условий эффективности профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями по здоровью, включающий:

— обоснование структуры и корректировку содержания профессиональной подготовки учащихся;

— создание развивающей образовательной среды для каждого учащегося;

— выявление и реализацию личностного потенциала учащихся, обеспечивающего формирование социально-профессиональных качеств, необходимых будущим выпускникам;

— обоснование структуры и содержания деятельности патронатного центра, ориентированного на коррекцию психофизиологических и социальных девиаций учащихся;

— построение учебно-воспитательного процесса на основе блочно-модульного подхода;

— разработку механизма социального партнерства, обеспечивающего трудоустройство выпускников;

— реализацию индивидуального подхода к профессиональному обучению учащихся с использованием дидактических средств, снижающих физические и психологические нагрузки и активизирующих познавательную деятельность учащихся;

— разработку психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

Разработана Концепция развития образования учащихся с ограниченными возможностями по здоровью, в основу которой положены обеспечение прав таких учащихся на качественное образованиеинтеграция лиц с нарушениями развития в общество нормально развивающихся сверстников и взрослыхсоздание комплекса психолого-педагогических условий, обеспечивающих доступность и адаптивность образовательного процесса к особенностям психофизического развития такой категории учащихсятеоретическое обоснование и реализация на практике выведения учащегося из процесса коррекции и возвращение его в обычную сферу получения образования и профессиональной подготовки.

В ходе исследования выявлено, что к основным особенностям профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями по здоровью относятся наличие психолого-педагогического и медико-социального сопровожденияразработка программно-методического сопровождения учебного процесса и прохождения производственных практик под руководством опытных мастеров, отслеживающих наращивание объема заданий и состояние морально-психологического климата в рабочем коллективенали.

128 чие материально-технического обеспечения, прежде всего учебно-производственных мастерских, соответствующего нормативам и требованиям современных технологий в строительствесоздание совместно с предприятием-работодателем «школы наставничества», что обеспечивает возможность трудоустройства выпускниковчередование теоретических и практических занятий в целях предотвращения утомляемости и укрепления здоровья с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей учащегося и тяжести дефектасоздание условий, обеспечивающих мотивацию учащихся к получению выбранной профессиипосильность поставленных задач для конкретного учащегося.

В диссертации с учетом выделенных особенностей и комплекса психолого-педагогических условий профессиональной подготовки учащихся-сирот с ограниченными возможностями по здоровью определена идея создания па-тронатного центра, содержание деятельности которого построено на блочно-модульном подходе и включает психологический, социальный, медико-оздоровительный и профессионально-образовательный блоки.

Осуществлена опытно-поисковая проверка эффективности выделенного комплекса психолого-педагогических условий профессиональной подготовки учащихся, имеющих ограничения по здоровью, что подтверждено показателем качества подготовки выпускников профессионального училища и их востребованностью на рынке труда.

Проведенная опытно-поисковая работа позволила заключить, что, несмотря на нарушения познавательной и эмоционально-волевой сферы, учащиеся с ограниченными возможностями по здоровью способны к значительному развитию. Они могут достаточно успешно освоить профессии «мастер столярно-плотничных и паркетных работ», «мастер отделочных и строительных работ» на уровне 2-го и 3-го разряда при условии создания скорректированного программно-методического сопровождения учебной и трудовой деятельности, учитывающей специфику этой категории учащихся.

Опытно-поисковое исследование показало, что осуществление профессиональной подготовки учащихся с ограниченными возможностями по здоровью требует в силу их особенностей более длительного срока обучения. Поэтому представляется целесообразным переход с двухгодичного на трехгодичное обучение этой категории учащихся в учреждении НПО.

В ходе опытно-поисковой работы сделан вывод о необходимости создания для особо уязвимой группы учащихся с ограниченными возможностями по здоровью — детей-сирот — патронатного центра. С этой целью разработаны «Положение о патронатном центре для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получающих начальное (среднее) профессиональное образование» и программа развития патронатного центра, рассчитанная на 2004;2008 гг., а также концептуальные положения организации такого центра.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. — М., 1994. -224 с.
  2. .И. Мастер воспитатель молодого рабочего. — М.: Высш. шк., 1980.-48 с.
  3. Актуальные проблемы олигофрении. М.: Изд-во Мин-ва здравоохранения РСФСР, 1975. — 262 с.
  4. Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы, теории и практики. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 1997. — 125 с.
  5. Анализ деятельности администрации профессиональных лицеев по обеспечению прав учащихся на получение качественного профессионального образования / Департамент образования. Екатеринбург, 1996. — 21 с.
  6. .Г. Человек как предмет познания. М.: Педагогика, 1980.-334 с.
  7. Е.И. Методические рекомендации по оценке и самооценке профессиональной деятельности и личности учителя / Свердл. обл. ин-т усовершенствования учителей. Свердловск, 1989.-95 с.
  8. Ю.Атутов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. -1996.-№ 2.-С. 11−14.
  9. Ю.К. Избранные педагогически труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  10. Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983. — 252 с.
  11. С.Я. Проектирование инновационной системы методов теоретического и производственного обучения // Образование и наука. 2001. -№ 1 (7).-С. 88−99.
  12. М.Бажутин В. В., Кирикова 3.3., Крохина Н. В., Осипова И. В., Тара-сюк О.В. Образовательно-ориентированный подход к профессиографии. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. 165 с.
  13. М.П. Методологические основы развивающего обучения. М.: Высш. шк., 1991. — 230 с.
  14. С.Я. О всеобщем профессиональном образовании // Сов. педагогика. 1991. — № 6. — С. 66−70.
  15. С.Я. Подготовка рабочих-профессионалов / Рос. акад. образования- Ассоц. «Профобразование». М., 1995. — 246 с.
  16. С.Я. Требования производства к разработке учебно-программной документации // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 15−19.
  17. С.Я., Соколов А. Г., Рабицкий А. И. Управление профессиональной подготовкой и повышением квалификации рабочих. М.: АПО, 1995.-208 с.
  18. В. Ф. Педагогическая технология: что это такое? // Специалист. 1993. -№ 9. — С. 24−29.
  19. И.М., Гамаюнова А. Н. Проблема социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта. // Дефектология. 1997. — № 1. -С. 36−40. .
  20. B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург: ПО «Север», 1994. — 152 с.
  21. B.C. Педагогика профессионально-технического образования: Проектирование педагогического процесса в профтехучилище. — Свердловск: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1990. 177 с.
  22. А.С. Проблемы педагогического мастерства. М.: Педагогика, 1987. — 172 с.
  23. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать?: Кн. для учителя. М: Просвещение, 1991.- 176 с.
  24. А.С., Жукова Н. К. Витагенное образование. Голографиче-ский подход. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1999. — 136 с.
  25. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М.: Высш. шк., 1991. — 208 с.
  26. А.П. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях СПб.: ИПТО РАО, 1995. -229 с.
  27. А.П. Развитие системы профессионального образования // Педагогика. 2001. — № 8. — С. 3−8.
  28. А.П. Региональная система профессионального образования // Педагогика. 1993. — № 4. — С. 68−72.
  29. БерулаваМ.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы / Междунар. акад. гуманизации образования. — Бийск: Науч. изд. центр БИГПИ, 1995.-31 с.
  30. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М.: Педагогика, 1995. -336 с.
  31. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  32. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш. шк., 1989.- 144 с.
  33. И.А. Управление образовательной подготовкой учащихся в среднем профтехучилище. М.: Высш. шк., 1990. — 151 с.
  34. А.А. Психология общения. М.: Изд-во Ин-та проект, психологии, 1996. — 256 с.
  35. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
  36. Н.В., Реан А. А. Педагогика: Учеб. нового века. СПб.: Питер, 2000. — 304 с.
  37. Н.В. Технологичность образовательного процесса как показатель его качества // Сред. проф. образование. 1998. — № 3. — С. 17−21.
  38. . Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах: Пер. с нем. М.: Медицина, 1981. — 246 с.
  39. Н.В. Модель внедрения развивающих технологий обучения в профессиональном лицее: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997.-22 с.
  40. К.Я. Педагогические основы развивающих технологий в профессиональных учебных заведениях инновационного типа: Автореф. дис.. д-ра пед. наук Екатеринбург, 1998. — 39 с.
  41. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. -М.: Просвещение, 1973. 156 с.
  42. Воспитательная работа в новых условиях: Опыт учреждений профессионального образования / Авт.-сост.: И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко. М.: Изд. отдел НОУ ИСОМ, 2003. — 280 с.
  43. Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка: Собр. соч. в 6-ти т. М.: Изд-во АПН РСФСР. — М.: Педагогика, 1983. — Т. 5. — 348 с.
  44. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Психол. наука в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1989.-214 с.
  45. .С. Россия: образование и будущее. Челябинск: Че-ляб. филиал ИПО, 1993. — 240 с.
  46. А.Г., Пометова В. М. Баулин В.П. Становление личностно-ориентированного образования: Россошан. пед. колледж. // Специалист. -1995. -№ 1.-С. 21−22.
  47. М.В. Разработка примерных норм оценки знаний, умений, навыков учащихся профессионально-технических училищ: Метод, рекомендации. М.: Изд. центр АПО, 1998. — 42 с.
  48. Н.Н. Проспектированная профессиограмма специалиста как средство управления его профессиональным развитием: на примере слесаря по КИПиА: Учеб. пособ. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1995.-48 с.
  49. Государственный стандарт начального профессионального образования. Национально-региональный компонент (Концепция. Структура. Содержание) / Департамент образования. Екатеринбург, 1995. — 76 с.
  50. И. Стигма: Размышление над управлением похищенной идентичностью. Нью-Йорк, Лондон, 1986. — 246 с.
  51. В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Нар. образование, 2001. — 240 с.
  52. Г. В. Качество образования как системообразующий фактор региональной политики // Стандарты и мониторинг качества образования. -1999. № 1.-С. 28−34.
  53. В.В. Теория развивающего обучения.- М.: ИНТЕР, 1996.544 с.
  54. Н.К. Профтехучилища в современных условиях. М.: Высш. шк., 1991.- 174 с.
  55. Н.А., Зеер П. Ф., Зеер Э. Ф. Основные концептуальные положения профессионального образования ремесленника-предпринимателя: Науч.-метод. разработка. Екатеринбург: Изд-во Ин-та развития регион, образования, 2001. — 54 с.
  56. Н.А., Зольников А. П., Зеер П. Ф. Дидактически ориентированная диагностика учащихся ремесленных профессий: Науч.-метод. разработка / Под ред. Э. Ф. Зеера. Екатеринбург: Из-во Ин-та развития регион, образования, 2001. — 78 с.
  57. Н.А., Куфко Т. А., Зеер П. Ф. Технология и организация столярных работ: Раб. тетрадь учащегося. Екатеринбург: Изд-во Ин-та развития регион, образования, 2001. — 91 с.
  58. Н.И. Содержание подготовки квалифицированных рабочих кадров в средних профтехучилищах. М.: Изд-во ВНИИпрофтехобра-зования, 1975. — 20 с.
  59. .П. Индустриально-педагогическая психология. М.: Просвещение, 1981. — 86 с.
  60. Дж. Психология и педагогика мышления. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1996. — 340 с.
  61. В.П. Использование экономических опорных записей учебного материала в ПТУ. М.: Изд-во ВНМЦ, 1993. — 62 с.
  62. И .Г. Олигофренопедагогика. Киев: Выща шк., 1985.198 с.
  63. И.Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы. Киев: Радяньска шк., 1972. — 188 с.
  64. И.М. Содержание и стиль работы директора профессионально-технического учебного заведения. Киев: Выща шк., 1986. — 157 с.
  65. Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика. 2003. — № 1. — С. 21−30.
  66. Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» // Собрание законодательства РФ. -1996.-№ 7.-С. 3−6.
  67. И.А. Педагогическая психология: Учеб. для вузов. 2-е изд., испр., перераб. и доп. — М.: Логос, 1999. — 384 с.
  68. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Педагогика, 1987. — 142 с.
  69. Инновации в российском образовании. Специальное (коррекцион-ное) образование. Аналитический обзор: Сб. М.: Управление спец. образованием Мин-ва общего и проф. образования РФ, 2001. — 154 с.
  70. В.П. Взаимоотношения преподавателя с учащимися ПТУ в процессе обучения. — М.: Высш. шк., 1990. 128 с.
  71. П.С. Адаптация // Новейший философский словарь. Минск, 1998.-878 с.
  72. Г. Н., Михайлычев Е. А. Методика изучения личности учащихся ПТУ. М.: Высш. шк., 1984. — 125 с.
  73. Э.Н. и др. Методы обучения при подготовке квалифицированных рабочих в профессионально-технических учебных заведениях. -М.: Высщ. шк., 1990. 60 с.
  74. Кирикова 3.3. Инновационное целеполагание в начальном профессиональном образовании // Образование и наука. 2000. — № 3. — С. 136−142.
  75. КириковаЗ.З. Педагогическая технология: Теоретические аспекты. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998. 284 с.
  76. Ю.Н. Совершенствование учебного процесса в профтехучилищах. М.: Высш. шк., 1979. — 96 с.
  77. М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. М.: Знание, 1989.-80 с.
  78. Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.-92 с.
  79. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -М., 1996.- 168 с.
  80. А.С. Основы имиджелогии и делового общения. Рос-тов-на/Д.: Феникс, 2003. — 220 с.
  81. Г. М. Педагогика: Учеб. для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования. М.: ВЛАДОС, 2003. — 352 с.
  82. Конвенция о правах ребенка. Нью-Йорк: ООН, 1991. — 13 с.
  83. Концептуальные подходы к формированию «Основных направлений развития образования в Свердловской области на 2004−2007 гг. (Программа IV)».
  84. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приказ МО РФ от 11.02.2002 № 393 // Учит, газета. 2002. -№ 31.
  85. Концепция развития начального профессионального образования.-М., 1994.
  86. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию / Под ред. А. П. Беляевой. СПб.: Бохум, 1994. — 101 с.
  87. Р.Ф. Применение поэлементного анализа для отбора содержания и методов обучения: Вопросы совершенствования проверки и оценки знаний, умений, навыков учащихся. М.: АПН СССР, 1982. — 50 с.
  88. А.Ф. Подбор учебно-производственных работ и составление их перечня. М.: Высш. шк., 1989. — 80 с.
  89. Кто умнее, тот здоровее // Пед. вестник. 2001. — № 5. — С. 21−22.
  90. П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. М.: Высш. шк., 2001. — 236 с.
  91. Т. В. Шегурова В.Ф. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопр. психологии. 1983. -№ 2.-С. 45−52.
  92. В.В. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999.- 183 с.
  93. П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991.- 124 с.
  94. В.П. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высш. шк., 1989.- 127 с.
  95. Н.В. Методы системного педагогического исследования. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. — 172 с.
  96. Г. П. Профессиональная адаптация учащихся с нарушениями интеллекта // Проф. образование. 2002. — № 2. — С. 21−22.
  97. В.Н., Хрипунов А. А. Проблемы оценки эффективности подготовки квалифицированных рабочих кадров // Совершенствование подготовки квалифицированных рабочих: Сб. науч. тр. Свердловск, 1989. -С.109−120.
  98. Д.А. Становление ремесленного и профессионального обучения в России: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Ин-т общ. образования.-М., 1994.- 17 с.
  99. А.А. Проверка и оценка знаний учащихся профтехучилищ по специальным предметам. М.: Высш. шк., 1984. — 111 с.
  100. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  101. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. шк., 1991. — 224 с.
  102. B.C., Кубрушко П. Ф. Производственное обучение: Учеб.-практ. пособие. М.: Изд-во Моск. гос. ин-та печати, 2001. — 100 с.
  103. А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М.: Высш. шк., 1994. — 280 с.
  104. Л.А. Повышение эффективности производственного обучения подростков. -М.: Медицина, 1980. 191 с.
  105. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  106. А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 280 с.
  107. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 7−11.
  108. П.С. Подготовка кадров для перспективного производства. М.: Высш. шк., 1989. — 204 с.
  109. .Т. Педагогика: Курс лекций. 4-е изд. — М.: Юрайт, 1999. — 523 с.
  110. А.Р. Основы нейропсихологии: Учеб. пособие. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. 373 с.
  111. А.С. О воспитании молодежи. М.: Трудрезервиздат, 1961.-396 с.
  112. Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. Минск: Высш. шк., 1983. — 344 с.
  113. Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. -М., 1997.-246 с.
  114. С. Экономическая психология и вариативность моделей экономического поведения // Эконом, науки. 1991. — № 7. — С. 21−25.
  115. А. Р. Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М.: Педагогика, 1988. -226 с.
  116. Д.А. Руководство деятельностью инженерно-педагогического коллектива среднего ПТУ по формированию у учащихся мотивации учения и труда: Автореф. дис.. канд. пед. наук / АПН СССР НИИ проф.-тех. педагогики. Казань, 1988. — 18 с.
  117. Е.М. Актуальные аспекты клинической диагностики умственной отсталости у детей // Дефектология. 1997. — № 1. — С. 14−24.
  118. Е.М., Певзнер М. С., Пермякова В. А. Дети с нарушениями умственного развития. Иркутск, 1992. — 268 с.
  119. Методологические и теоретические проблемы многоуровневой подготовки в новых типах профессиональных учебных заведений: Сб. науч. тр. СПб.: Бохум, 1995. — 90 с.
  120. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. -М.: Педагогика, 1975. 300 с.142
  121. В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогической технологии // Педагогика. 1997. — № 6. — С. 26−31.
  122. С.В. Профессиональная школа сегодня и завтра // Нар. образование. 1994. — № 5. — С. 52−57.
  123. Н.М. Методика анализа содержания учебного материала с целью выбора метода обучения. Казань: Изд-во Казан, гос. пед. ин-та, 1981.-65 с.
  124. И.Н., Маслов С. П. Психология производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. — 207 с.
  125. Н.М. Образовательная среда школы и новые технологии обучения на рубеже XXI века // Народное образование. 2000. — № 8. -С. 49−54.
  126. А .Я. Педагогические инновации и научный эксперимент // Педагогика. 1996. -№ 5. — С. 10−15.
  127. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Нар. образование. 2000. — № 2. — С. 14−18.
  128. В.В. Методические рекомендации по оценке и самооценке профессиональной деятельности и личности учителя: Метод, пособие/ Ин-т усоверш. учителей. Екатеринбург, 1992. — С. 5−9.
  129. Н.Д. Понятийный аппарат педагогики и образования: перспективы исследований // Педагогика. 1996. — № 3 — С. 112−114.
  130. М.В., Поляк Ю. С. Подготовка ремесленников в учреждениях профессионального образования: Орг.-метод. рекомендации. М.: ИРПО, 1996.-78 с.
  131. A.M. Интеграция базового профессионального образования // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 3−8.153: Новиков A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития. М.: ИЦП НПО РАО, 1997. — 252 с.
  132. A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений. М.: Высш. шк., 1986. — 288 с.
  133. A.M. Российское образование в новой эпохе // Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  134. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. JI.M. Шипицына. СПб., 1997. — 348 с.
  135. О.П. Управление педагогическими системами на основе целевых программ // Сов. педагогика. 1990. — № 7. — С. 50−53.
  136. Д.В. Адаптация социальная // Философ, энцикл. сл. -М., 1989.-С. 18.
  137. Организационно-методические основы профессиональной подготовки лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии: Отчет о научно-исследовательской работе. СПб.: НИИ ЭТИН, 1998. — 20 с.
  138. Организация и проведение педагогического эксперимента в учебных заведениях профтехобразования: Метод, пособ. / Под общ. ред. А.П. Беляевой- НИИпрофтехобразования. СПб., 1992. — 123 с.
  139. В.А., Лебедева В. П. Психодидактические аспекты проектирования образовательной среды // Стандарты и мониторинг в образовании. -2000.-№ 4.-С. 20−26.
  140. Основные направления политики правительства Свердловской области в сфере образования и программа их реализации до 2004 года / Департамент образования. Екатеринбург, 2000. — 46 с.
  141. Основы концепции и программы воспитания студентов. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. — 208 с.
  142. Основы педагогических технологий. Краткий словарь / Под ред. А. С. Белкина. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ин-та, 1995. — 22 с.
  143. Л.П. Организационно-педагогическое обеспечение учебно-познавательной деятельности студентов в колледже: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. — 23 с.
  144. В.Г., Аладинская Н. А. Критерии дифференцированной психолого-педагогической оценки учебной деятельности школьников с нарушением интеллекта на занятиях трудовой подготовки // Дефектология. -1997. -№ 1,-С. 40−45.
  145. .С., Гейжан Н. Ф. Профессиональное воспитание учащихся: Курс лекций / Науч. ред. И.П. Кузьмин- Всерос. ин-т повышения квалификации инж.-пед. работников и спец. профтехобразования. СПб., 1994. — 86 с.
  146. Р.И. Создание оптимальных условий для обучения и воспитания детей с проблемами в развитии при помощи эстетического центра (ЭЦ) // Дефектология. 1997. — № 1. — С. 42−48.
  147. М.С. Дети с временной задержкой общего развития // Принципы отбора детей во вспомогательную школу М., 1960.- С. 32−68.
  148. М.С. Этиология, патогенез, клиника и классификация олигофрении // Учащиеся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1979. -С. 24−68.
  149. М.С., Ростягайлова Л. И., Мастюкова Е. М. Психическое развитие детей с нарушениями умственной работоспособности. М.: Педагогика, 1982.-262 с.
  150. Педагогическое обеспечение государственного стандарта образования.-М., 1994.-Вып. 1.-75 с.
  151. Л.И., Сагдулаев С. А. Об умственной работоспособности и ее нарушениях при разных формах олигофрении // Дефектология. -1975.-№ 3.-С. 45−52.
  152. Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2004. — Вып. 2. — С. 267−276.145
  153. А.В. Введение в психологию. М.: Академия, 1995.58 с.
  154. .М. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. М.: Педагогика, 1985.- 186 с.
  155. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1970.- 264 с.
  156. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.- 254 с.
  157. Подготовка кадров в профессиональном училище: В 2 кн. / Под ред. В. А. Антропова. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос.проф.-пед. ун-та, 1996. — Кн. 1.-138 с.
  158. Е.Д. Современные проблемы методики обучения учащихся: Учеб. пособие / Всерос. ин-т повышения квалификации инж.-пед. работников и спец. профтехобразования. СПб., 1995. — 81 с.
  159. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Екатеринбург: УрГУ, УГППУ, 1995. — Вып. 1. -224 с.
  160. Принципы разработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профессионально-технического образования. М.: Высш. шк., 1983. — 263 с.
  161. Проблемы методологии и методики исследования профессионального обучения в профтехучилищах / Под ред. А.П. Беляевой- НИИпрофтех-образования. -М.: Высш. шк., 1991. 158 с.
  162. Профессиональная педагогика / Под ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация «Проф. образование», 1997. — 512 с.
  163. Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / Под общ. ред. А. П. Беляевой. СПб., 1995. -229 с.
  164. Психологическая наука в СССР. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1989. -Т. 1.-432 с.
  165. Психолого-педагогические основы формирования личности учащегося профтехучилища: Учеб. пособие / ВНИИпрофтехобразования. М.: Высш. шк., 1991.- 134 с.
  166. Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. — 333 с.
  167. Г. М., Хаматнуров Ф. Т. Теоретические основы организации педагогического процесса в современном профессиональном училище: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. -136 с.
  168. Россия в меняющемся мире / Е. Г. Анимица, А. Т. Тертышный, А. А. Мальцев и др.- Под ред. Е. Г. Анимица. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос. экон. ун-та, 2001. — 279 с.
  169. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998. -712с.
  170. С .Я. Психология умственно отсталого школьника. -М.: Просвещение, 1975. 234 с.
  171. К.В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация // Общественные науки и современность. 2003. — № 3. -С. 147−151.
  172. В.А. Организация и совершенствование профессионально-технического образования. М.: Высш. шк., 1987. — 172 с.
  173. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Нар. образование, 1998. —255 с.
  174. А.И. Психология и психопатология слабоумия. М. Наука, 1990.- 196 с.
  175. В.Д. Педагогический процесс: Социально-педагогический аспект: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1993. -78 с.
  176. В.В. Личностно ориентированное образование // Педагогика.-1994.-№ 4.-С. 16−20.
  177. М.П. Педагогические технологии профессиональной подготовки: Учеб. пособие / Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов проф. образования. СПб., 1995. — 79 с.
  178. Система профессионального образования в РФ. М.: Национальная обсерватория образования, 1998. — 102 с.
  179. В.А. Методика производственного обучения: В 2-х ч. М.: Ассоц. «Проф. образование», 1992. — 4.2. — 163 с.
  180. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. -170 с.
  181. И.П. Начальное профессиональное образование: современные реформы. -М.: Акад. проф. образования, 1998. 250 с.
  182. И.П. Человек образование — профессия — личность: Моногр. — М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2002. — 420 с.
  183. И.П., Поляков В. А., Ткаченко Е. В. Новые принципы организации начального профессионального образования. М.: ООО «Аспект», 2004. — 32 с.
  184. И.П., Ткаченко Е. В. Современный учащийся НПО. М.: Акад. про.ф. образования, 2002. — 46 с.
  185. И.П., Ткаченко Е. В. Социальное партнерство: что ждет работодатель? (Итоги пилотного Всероссийского социологического исследования). М.: ООО «Аспкт», 2004 — 32 с.
  186. Совершенствование организационной работы в системе социального обеспечения по профессиональной ориентации инвалидов и обучению в учебных заведениях МСО УССР. 1985. — 198 с.
  187. А.В. Организационно-педагогические условия развития профессионализма педагогических работников / Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997. — 19 с.
  188. Социально-трудовая адаптация умственно отсталых детей в домах-интернатах: Метод, рекомендации для работников органов и учреждений социального обеспечения / Т. Г. Дробашенко, М. Б. Хаджиев. М., 1986. — 52 с.
  189. Специальная педагогика / Под ред. М. Н. Назаровой. М.: Педагогика, 2000. — 244 с.
  190. Стандарт Российской Федерации. Образование: начальное профессиональное образование (профессии строительного профиля). М.: Издание официальное, 1995.-48 с.
  191. А.И. Введение в квалиметрию высшей школы: В 4 кн. -М.: Изд-во Исслед. Центра проблем качества подготовки специалистов, 1991. Кн. 2: Концепция квалиметрии «Система категорий и понятий». — 122 с.
  192. Л. У каждого своя аура // Учит, газета. 2002. — 3 янв.149
  193. Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории обучения // Соврем, высш. шк. 1987. — № 1. — С. 45−48.
  194. Е.Н. К понятию «профессиональное становление личности» // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: Сб. науч. тр. / Под ред. Г. Д. Бухаровой- Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2003.-Вып. 1.-С. 162−168.
  195. М.М. и др. Лечебный труд как фактор социально-трудовой реабилитации олигофренов в стадии дебильности с осложненными типами дефекта: Тр. Ленингр. психо-неврологического ин-та. Л., 1992.
  196. Е.В. О проблемных вопросах развития Российского образования на современном этапе // Образование и наука. Изв. Урал. гос. на-уч.-образ. центра РАО, 2000. № 4. — С. 15−25.
  197. Е.В., Глазунов А. Т. Базовое профессиональное образование: Проблемы регионализации и развития. Чебоксары: изд-во Чуваш, гос. пед. ин-та, 2001. — 253 с.
  198. Е.В., Сафонова Е. Г., Панина Л. П., Фищукова О. А. Социальное партнерство учреждений начального профессионального образования. Екатеринбург, 2003. — 330 с.
  199. Федеральный закон «Об утверждении федеральной программыразвития образования» //Вестн. образования. 2000. — № 12. — С. 3−70.150
  200. В.А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. -330 с.
  201. Л.Д., Рыкова Е. А. Оценка качества начального профессионального образования. М.: Изд-во АПО, 200. — 54 с.
  202. Философские проблемы теории адаптации. М.: Наука, 1975.422 с.
  203. И.А. Интегративный урок производственного обучения. Казань: РИЦ «Школа», 1998. — 92 с.
  204. И.А. Теория и практика современного урока производственного обучения в профессиональной школе. Казань: РИЦ «Школа», 1998.-228 с.
  205. В.Л., Шапкин В. В. Техническое творчество как основа профессиональной подготовки учащихся профтехучилищ. М.: Высш. шк., 1989.- 131 с.
  206. С.Я., Кузнецов Ю. С. Страницы истории профессионального и технического образования России. СПб., 1996. — 176 с.
  207. Н.К. Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1992. — 224 с.
  208. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. М.: Педагогика, 1996. — 320 с.
  209. С.А. Вопросы теории производственного обучения: Профтехпедагогика. М.: Высш. шк., 1981. — 208 с.
  210. А. Введение в профессиональную педагогику: Учеб пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999. — 228 с.
  211. В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М.: Лин-ка-пресс, 1997. — 146 с.
  212. Т. Социальная психология. М., 1969. — 328 с.
  213. Л.М., Иванов Е. С., Данилова Л. А., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. -СПб., 1995.-242 с.
  214. В. Н. Молодежь вступает в жизнь // Вопр. философии. -1965.-№ 5.- С. 25−31.
  215. В.Н. Некоторые вопросы адаптации молодежи к труду // Соц. исследования. Вып. 1. — М., 1965. — С. 24−36.
  216. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. М.: РАО, Ассоц. проф. обр., 1998. — Т. 3. — 487 с.
  217. Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. 2-е изд. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1999.- 138 с.
  218. Н.Е. Практикум по методике профессионального обучения: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. — 104 с.
  219. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Педагогика. 1995. — № 2. — С. 14−18.254: Якуба Ю. А. Методика тестирования качества производственного обучения. М.: Изд. центр АПО, 2001. — 57 с.
  220. Ярекая-Смирнова Е.Р., Лошакова И. И. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. Саратов, 2002.-С. 34−36.
  221. Spekk О. Menschen mit geistiger Behinderung und ihre Erziehung: ein heilpadagogisches Lehrbuch / Otto Speck. 9. iiberarb. Aufl. — Munchen- Basel: E. Reinhard, 1999.
  222. Wener Ch., Kerig P. Developmental Psychopathology. 8th edition/ -2000, 1994, 1990 by The McGrawHill Companies, Inc.
Заполнить форму текущей работой