Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Использование педагогического потенциала теории и практики образовательных учреждений Кубани XIX — начала XX веков в современной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В педагогической литературе отмечается необходимость исследований, в которых сочетаются историко-теоретический и экспериментально-теоретический анализы, а мировоззренческая и познавательная ценность ретроспективы ставится на службу реальному учебно-воспитательному процессу. При этом необходим анализ возможностей использования сложившихся в прошлом педагогических концепций, подходов, идей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИДЕЯ КУБАНСКОЙ ШКОЛЫ В СВЕТЕ ДОСОВЕТСКОГО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА РЕГИОНА
    • 1. 1. Историко-культурные образовательные традиции региона
    • 1. 2. Гуманисшческие идеи и ценности отечественного образования в теории и практике образовательных учреждений Кубани XIX — начала XX вв
    • 1. 3. Эволюция педагогических представлений кубанского учительства о региональном подходе к воспитанию и обучению школьников
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ * КУБАНСКОЙ ШКОЛЫ XIX-НАЧАЛА XXВВ. В ' СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    • 2. 1. Становление современной кубанской школы: направления поиска, первые итоги, проблемы регионального подхода к школьному образованию
    • 2. 2. Теоретические основы моделирования содержания авторских региональных учебных курсов
    • 2. 3. Организация опьгшо-экспериментальной работы по авторским курсам в школах края
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Использование педагогического потенциала теории и практики образовательных учреждений Кубани XIX — начала XX веков в современной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие образования признается в нашей стране одним из важнейших условий ее процветания. Перестройка духовной жизни, политики, экономики предполагает соответствующую реорганизацию и такой важной сферы жизнедеятельности общества, как сфера образования. Поворот к ребенку, его запросам и нуждам, возрастным и индивидуальным потребностям, забота о его здоровье и развитии дарований, создание в детской жизни культурных, личностно-ориентированных, гуманитарных образцов составляют главную культурно-гуманистическую функцию воспитания и обучения. Она состоит также в содействии становлению личности как субъекта процесса собственного развития и жизнетворчества, а также общественно-исторического процесса.

Осуществление указанных гуманистических функций невозможно без признания естественной и непреходящей ценности национальной культуры, основа которой — созидательная деятельность, уважение к истории, традициям, обычаям своего народа, любовь к Родине. Именно от школы во многом зависит социальное самочувствие нации, то место, которое она занимает в общероссийском и мировом сообществе. Будучи, по словам В. А. Сухомлинского, «колыбелью народа», школа призвана всемерно содействовать развитию духовной культуры, исторической памяти нации, творческому продолжению национальных традиций. Поэтому федеральная программа развития российского образования в качестве важнейшей определяет задачу восстановления ментального иммунитета российского социума через его культурно-национальную самоидентификацию, восстановление коренных ценностей и идеалов, обогащенных духовными приоритетами современного мира. В этом аспекте особо значимой является задача возрождения национального типа образования. К. Д. Ушинский подчеркивал, что без учета особенностей исторического развития нации, ее потребностей невозможно создать систему образования. Учитель должен быть носителем знаний о России и передавать их ученикам. Без «поднятия уровня знаний о России», по мнению великого педагога, решить проблему национальной школы нельзя.

Нам представляется, что осознанию человеком себя как личности, как достойного представителя своей нации в значительной мере способствуют многосторонние знания не только о России в целом, но и о крае, где он живет, его природно-географических, экономических, культурологических и других особенностях. В связи с этим проблема регионализации образования, т. е. учета социально-экономических, демографических, культурных характеристик региона в проектировании содержания воспитания и обучения в каждом регионе, в каждом образовательно-воспитательном учреждении, приобретает важное значение. Подходы к ее реализации разноречивы (21, 79, 143).

Однако положительный опыт создания региональных образовательных систем существует (146, 218).

Отметим особую значимость проблемы регионализации в логике настоящего исследования. Необходимость обращения к изучению педагогического потенциала дооктябрьской кубанской школы возникла как следствие острого социально-педагогического запроса начала 90-х годов. На Кубани активно шли творческие поиски ученых и педагогов-практиков, осваивались нестандартные подходы к организации школьной жизни. Самим ходом этих творческих поисков, усилением внимания педагогической общественности к истории, культуре, традициям Кубани было обусловлено создание в 1990 г.

Краснодарского краевого экспериментального Центра развития образования (КЭЦРО). Важнейшим направлением и одной из ведущих целей его открытия стала разработка модели образовательной системы региона как культуросообразной системы образования, направленной на воспитание человека, строящего свою деятельность в соответствии с духовными, морально-этическими, социальными ценностями и особенностями менталитета своего народа. Настоятельно осознавалась потребность в подготовке региональных учебных программ, учебных и методических пособий, учебников, которые обеспечили бы регионализацию образования, помогли растущему человеку войти в социо-культурную общность, расширить представления об общественной жизни, регионально-национальных традициях, аккумулирующих в себе духовный опыт нации. Осознавая необходимость обращения к историко-педагогическому опыту кубанской школы в русле общей концепции регионализации образования, разработанной КЭЦРО, мы сочли чрезвычайно важным утверждение Е. В. Бондаревской о том, что создание образовательной системы региона невозможно без изучения, возрождения и продолжения региональных историко-культурных и этнокультурных образовательных традиций, определяющих его уникальность и неповторимость (39). Мы опирались также на труды Е. Н. Шиянова, И. Б. Котовой и других ученых, убедительно показывающих, что педагогическая деятельность успешна, если воплощает в практике национальные гуманистические образовательные традиции, социокультурный опыт народа в сочетании с обращением к новейшим достижениям современной научно-педагогической мысли (322, 323).

Постановка проблемы осмысления тенденций развития образовательной системы на Кубани и изучения педагогического наследия крупных педагогов региона относится к прошлому веку. Работы Н. Ф. Блюдова (32), П. Зажаева (103), П.Ф.Мельникова-Разведенкова (201, 202), С. Калайтана (124) не утратили своего значения и в наши дни прежде всего благодаря фактическому материалу, представленному в них. Однако, фрагментарность этих исследований, отсутствие комплексного подхода к определению тенденций историко-педагогического процесса позволяют сделать вывод о том, что его изучение ан Кубани находилось в советский период лишь в стадии становления. Современные историко-педагогические работы кубанских ученых Е. А. Дегтерева, Н. А. Кадыгроба и других достаточно глубоко исследуют процессы развития образования в регионе (организация, функционирование школ, их материальная поддержка, управление), однако, не содержат всестороннего анализа педагогических идей, подходов, средств, методов обучения и воспитания (82, 271).

Факт недостаточного внимания специалистов к рассматриваемым нами вопросам подтверждается тем скромным местом, которое заняла региональная история школы и образования в обобщающих трудах всесоюзного и всероссийского значения. Так, в «Очерках истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIXначало XX вв.» всему Северному Кавказу посвящена одна страница (245). Осмысление историко-педагогических процессов преимущественно на общегосударственном уровне, дефицит региональных исследований обедняют осознание современных проблем развития российской школы.

Значительный интерес для современных исследователей — ре-гионоведов представляет наследие досоветской кубанской научно-исторической школы. Традиционно отличаясь интересом к изучению местных историко-культурных ценностей, она располагает обширным количеством трудов. Фундаментальные исследования Ф. А. Щербины, П. П. Короленко, Е. Д. Фелицына (157, 310, 325−327)фактический материал «Сборников материалов для описания местностей и племен Кавказа» открывают перед исследователем широкую панораму жизни Кубанской области, ее экономических, социо-культурных, бытовых особенностей XIX — начала XX веков, что, безусловно, способствует более глубокому пониманию истоков образовательных традиций региона. Благодаря трудам указанных историков становится более понятным феномен кубанской школы XIXначала XX веков, в кратчайшие сроки добившейся значительных успехов. Как смог регион из полуобжитого состояния за 70−80 лет добиться таких успехов в культурном строительстве, которых не было в более обжитых казачьих областях? В других регионах России с прочными традициями в образовании? Ответить на эти вопросы — одна из пропедевтических исследовательских задач данной работы.

Изучение современных исследований обнаруживает несомненный интерес кубанских историков к народному просвещению на Кубани, его историческому наследию и прогрессивным тенденциям. Так, В. П. Громовым рассмотрена роль общественных комитетов, кружков, попечительских обществ в развитии региональной системы образования (69). Проблемы казачьего просвещения и школ для иногородних исследованы П. П. Матющенко (200). Исторические заслуги, важнейшие аспекты общественно-педагогической деятельности К. В. Российского рассмотрены М. Ю. Побориной (270). Настоящее исследование во многом опирается на труды кубанского этнографа Н. И. Бондаря, изучающего традиционную культуру кубанского казачества (41- 43). Предметом особого интереса данного автора являются аксиологический, духовно-философский аспекты народной культуры, а также закрепленные в ней механизмы передачи социального опыта старших поколений младшим.

В нашем исследовании существенную роль сыграл анализ досоветских по времени издания учебных книг и пособий, раскрывающих специфику регионального компонента содержания обучения. Это пособия В. Г. Егорова по родиноведению (93, 94), Т. Ф. Лапика по математике (171), Л. Я. Апостолова по географии Кубани (9), А. П. Певневапо истории кубанского казачества (247). В осмыслении дидактико-методических особенностей последнего мы опирались на работу В. В. Латкина «Книга А. П. Певнева «Кубанские казаки» (173). Исследователь отмечает отсутствие у Певнева стремления к жестким идеологическим оценкам, доступность и простоту изложения материала. Это позволяет «Кубанским казакам» решать некоторые образовательные задачи гораздо успешнее, как считает В. В. Латкин, нежели многие учебники нашего времени.

Удачная, по нашему мнению, попытка проанализировать историю открытия и деятельности Кубанского Александровского реального училища предпринята историком О. В. Матвеевым на основе анализа отчетов о деятельности данного учебного заведения (199). Отдельным эпизодам истории становления гимназического образования в регионе посвящены публикации С. А. Трехбратовой (303, 304). В целом современная историческая кубанская регионалистика явилась необходимой гуманитарной базой для нашего исследования.

Поскольку в настоящем исследовании используется значительный пласт историко-педагогических и историко-культурных сведений, мы сочли необходимым обнаружить наше понимание исторического процесса, ибо в обличии от доперестроечного периода, когда любая гуманитарная наука базировалась на едином идеологическом основании и мировоззрении, исследователи последних лет гораздо более самостоятельны в своих суждениях, в выборе концептуальной и методологической основы исследования.

В России историческое знание всегда служило опорой при строительстве социальных отношений, культуры и т. д. В концепциях человека, развиваемых H.A. Бердяевым, А. Ф. Лосевым, П. А. Флоренским, Н. Ф. Федоровым, B.C. Соловьевым, он предстает как эпицентр культуры, ее высшая духовная ценность. Человек обретает свою высшую духовную сущность, становится частью человечества и нации, постигая культуру и творя ее. Последнее невозможно без знания истории. Поиск ее смысла упирается, по мнению русских философов и историков, в современность, а историческая наука предстает как способ выявления единственно возможного процесса, который привел к этой современности. «Мы вопрошаем и вопрошаем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем», — писал В. Г. Белинский (22, с.291−292). По мнению В. О. Ключевского, без знания истории мы становимся «механическими куклами, которые. ломаются по чьему-либо детскому капризу» (152, с.332).

По существу, все отмеченное составляет суть такого принципа исследования прошлого, как принцип научного историзма, реализация которого не допускает какого-либо командования историей в угоду господствующей идеологии и политике. Отход от прямолинейного, узкоклассового подхода к событиям и явлениям, который долго господствовал в исторической науке, освобождение от сложившихся стереотипов в осмыслении прошлого позволяет открыть новые аспекты в области образовательных традиций.

Важнейшими положениями отечественной историко-философской концепции, положенной нами в основу отбора и освещения исторического материала, являются следующие:

— цивилизационный взгляд на исторические процессы позволяет рассматривать историю как непрерывный процесс созидания культурных и духовных ценностей. Каждый из его этапов сохраняет свою непреходящую ценность на любом временном отрезке;

— изучение истории не сводится к изучению фактического материала. Оно связано с социальными, эвристическими, прогностическими целями и поэтому требует духовного отношения к историческому, его внутреннего постижения;

— каждое историческое исследование основано на представлении автора о некоем идеале, о ценностях, которые служат мерилом, основанием оценки к отбираемым для изучения историческим фактам. Это делает историческое знание важнейшей составляющей гуманитарной культуры, позволяет осуществлять творческую работу в процессе усвоения духовно-нравственного опыта.

В центре историко-педагогического процесса стоит человек воспитывающий и воспитываемый. Антропоцентричность и культу-роспособность этого подхода формирует особый взгляд, обращенный к проблеме реализации сущностных сил человека в многообразии форм его социального бытия.

В педагогической науке основы современного подхода к осмыслению истории образования и педагогической мысли разработаны известными исследователями, ориентирующимися на антропологическую и социально-культурную интерпретации истории педагогики.

Б.М.Бим-Бадом (29), В. П. Борисенковым (45), Е. В. Бондаревской (39,40), О. Е. Кошелевой (147), В. Г. Пряниковой (280,281), В. И. Равкиным (285−287) и другими. Для их работ характерен интерес к выявлению индивидуальных особенностей, раскрытию духовного мира людей, активно действующих в историко-педагогическом процессе, — учителей, учащихся, администраторов, учёных.

Другая методологически значимая основа исследовательского подхода вышеперечисленных авторов — это связь прошлого с настоящим. Именно современность, по их мнению, ставит перед исследователем проблемы, наиболее животрепещущие и актуальные для изучения. Конечно, ценности духовной жизни общества всегда принадлежат конкретной эпохе. Однако, они обладают способностью на новом витке исторического движения не только вступать в контакт с ценностями последующего периода, но и существенно влиять на них, сохраняя свое конструктивно-позитивное значение. Такое понимание историко-педагогического процесса отражает в себе неразрывное единство основных функций принципа научного историзма (идейно-воспитательной, эвристической, прогностической) — помогает в преодолении ограниченного, узкого подхода к изучению историко-педагогического процесса, как к якобы принадлежащему только прошедшему и не имеющему отношения к настоящему и будущему.

В педагогической литературе отмечается необходимость исследований, в которых сочетаются историко-теоретический и экспериментально-теоретический анализы, а мировоззренческая и познавательная ценность ретроспективы ставится на службу реальному учебно-воспитательному процессу. При этом необходим анализ возможностей использования сложившихся в прошлом педагогических концепций, подходов, идей в решении актуальных научных и практических проблем. Методологической базой, на основе которой возможна такая непосредственная связь между современным и историко-педагогическим процессами, является теория педагогики (35). Существует и положительный опыт. Так, например, В. А. Лоскутов сочетал сравнительно-сопоставительный анализ систем нравственного воспитания А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского с проведением опытной работы по определению путей использования «Моральных заповедей детства и юности», разработанных павлышским педагогом, на занятиях факультатива по этическому воспитанию подростков (191). О. Р. Харитоновой исследованы воспитательные возможности гуманистического потенциала истории дошкольного отечественного воспитания в развитии гуманистической направленности личности студентов (314). Однако, перечень подобных примеров невелик. Недостаточно разработана методика опытно-экспериментального апробирования идей прошлого, что делает актуальной нашу попытку внести вклад в ее разработку.

Последнее десятилетие ознаменовалось на Кубани инновационным поиском педагогов. Появление новых типов учебных заведенийгимназий, лицеев, частных школ, бальных училищ, казачьих школ, кадетских корпусов, все возрастающее их количество (более 100) актуализируют теоретическую и практическую значимость ретроспективного анализа их педагогического потенциала в регионально-своеобразном контексте. Анализ педагогической практики указанных учебных заведений показывает их недостаточное внимание к опыту прошлого, невысокий зачастую уровень культуры педагогического мышления, выражающийся в стремлении создать инновационную школу без всесторонних знаний о традициях такого типа учебных заведений. В данном контексте востребованы исследования, связанные с изучением закономерностей образовательных инновационных процессов, а также нововведений на базе творческого освоения ретроспективного опыта (10, 321, 331). Поскольку в логике нашего исследования доминирующей является идея гармоничного сочетания национальных гуманистических традиций в их региональном проявлении с новейшими достижениями современной научно-педагогической мысли и практики, значительный интерес для нас представляют концепции воспитания Е. В. Бондаревской (39, 40), группы ученых и практиков под руководством О. С. Газмана (57), В. Е. Гурина (72,73), Н. Е. Щурковой (329,330), в которых сделан важный шаг в осмыслении ' базисного культурного основания образования, разработке теоретико-методологических подходов к воспитательному процессу в целом, а также к нравственно-эстетическому воспитанию как особо важной области педагогической теории и практики. При разработке наших учебных курсов мы обращались к трудам К. Д. Ушинского, Д. Д. Семенова, В. А. Сухомлинского, Г. Н. Волкова, подробно исследующих народоведческие аспекты содержания школьного образования (52, 294, 299, 308). Эти ученые рассматривают школу как важнейший центр духовной жизни народаглавное назначение ее видят в том, чтобы формировать историческую общность, имя которой — народ. Фундаментальные труды по этнопедагогике Г. Н. Волкова дают богатый материал для характеристики воспитательного потенциала народных традиций, глубоко исследуют народную педагогическую культуру, подчеркивают, что идеи народной педагогики — не абстрактные положения, а идейно-нравственные, художественно-образные сгустки, аккумулирующие в себе опыт народа (52,53).

Процесс регионализации современной школы делает актуальным обращение к историко-педагогическому материалу досоветского периода, так как в последние 40−50 лет эта проблема оставалась вне поля зрения исследователей, понималась как механическое дополнение материала к общероссийским учебным программам.

На основе актуальности проблемы исследования в силу социально-политических и научно-практических факторов, теоретической и практической неразработанности ее, нами избрана тема диссертации «Использование педагогического потенциала теории и практики образовательных учреждений Кубани XIXначала XX веков в современной школе».

Объектом исследования является кубанская школа в ее историческом развитии и современном состоянии.

Предметом исследования — педагогический потенциал теории и практики кубанской школы XIXначала XX веков в его историческом содержании и современном развитии.

Гипотеза исследования. Проблемы развития современной школы будут успешно решены, если учитывается историко-педагогический опыт региональной системы образованиямоделирование содержания региональных программ и учебно-методических комплексов осуществляется с учетом теоретического и методико-технологического компонентов добытого в XIXначале XX веков педагогического знанияв качестве регионального компонента содержания образования выступает своеобразие местной культуры, истории, экономики, социальной жизнииспользуются личностно ориентированные педтехнологии, способствующие формированию у учащихся нравственных ценностных ориентаций.

Цель исследования — педагогическое обоснование включения педагогического потенциала теории и практики образовательных учреждений Кубани XIXначала XX вв. в модель регионального компонента содержания школьного образования Кубанского региона.

Цель исследования достигается посредством решения следующих задач:

1. Разработка исследовательских подходов к отбору и освещению регионального историко-педагогического материала.

2. Изучение педагогического потенциала теории и практики образовательных учреждений Кубани XIX — начала XX вв., культурно-образовательных традиций региона в указанный период.

3. Включение педагогического потенциала досоветской кубанской школы в региональный компонент содержания образования.

4. Выявление и обоснование средств, методов, технологий, способствующих усвоению регионального компонента содержания образования.

Источниками исследования явились труды по общей истории России и края, истории образования, философии, социологии, этнографиинормативные документы, региональные программы, учебники, методические пособия как досоветского, так и современного периодовматериалы рукописных фондов Государственного архива Краснодарского края, дореволюционных педагогических журналов, издававшихся на Кубани в начале XX века. Широко привлекались статистические данные по экономике, культуре, демографии в исто-рико-сравнительном сопоставлении.

Методологическую основу исследования составляют современные концепции в сфере национальных отношений, образования, культурыидеи единства и взаимосвязи общего, особенного и единичногосоциологические и философские идеи об этносахидеи аксиологии, рассматривающей человека как высшую ценность и цель педагогической деятельностиидеи развивающего обучения.

Методика исследования. В процессе исследования использовался комплекс методов: анализ литературы, изучение архивных материалов, теоретическое моделирование, анкетирование, беседа, интервью, анализ творческих работ педагогов и учащихся, педагогическое наблюдение, эксперимент в городских и сельских школах края.

Исследование включает несколько этапов.

На первом этапе (1990;1993 гг.) проводилась поисковая теоретическая работа с помощью научно-теоретического анализа литературы, историко-генетического, историко-логического методов изучения педагогических фактов. Были проведены диагностические срезы по изучению состояния школьной практики, а также знаний учителей, руководителей школ о содержании образования и традиций кубанской школы XIX — начала XX вв. Кроме того, изучалось отношение практиков, родителей учащихся к регионализации школьного образования (анкетирование, беседа, наблюдение, анализ планов работы школ). На данном этапе осуществлялось моделирование содержания авторских региональных программ, формировались исследовательские группы учителей, проходила их стажировка в экспериментальном Центре развития образования (КЭЦРО).

На втором этапе (1993;1995 гг.) были опытно-экспериментальным путем обоснованы содержание и технологии преподавания разработанных диссертантом и его соавторами учебных курсов, изучались промежуточные результаты эксперимента. Они осмысливались в ходе семинаров-интенсивов, занятий в мастер-классе, деловых игр. Использовались тематические дискуссии, круглые столы, анкетирование учащихся и учителей.

На третьем этапе П995−1997 гг.) была продолжена и завершена экспериментальная работа, измерены ее результаты, определена эффективность.

На четвертом этапе (1998 г.) на основе осмысления диссертантом собственного опыта преподавания авторских курсов, а также итогов работы исследовательских групп, разрабатывались авторские конспекты уроков, информационно-методические материалы для учителейформулировались выводы и рекомендации. Завершалось текстуальное оформление диссертации.

База исследования: общеобразовательные городские и сельские школы края (сш. № 1,2Д4 г Горячего Ключа- № 82 г. Краснодара- №№ 20,25 Динского района- № 1 Кавказского района, № 4 Белореченского района, №№ 14, 52 — Северского района, № 3 — Абинского района). Всеми сторонами опытно-экспериментальной работы было охвачено 45 классов-комплектов (1112 учащихся 2−9 кл.). Отдельными фрагментами опытно-экспериментальной работы — 30 классов-комплектов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в нем представлены обновлённые подходы к отбору и освещению опыта кубанской школы XIX — начала XX вв., дана современная интерпретация регионального историко-педагогического материала как культуросообразного, построенного на морально-этических ценностях нациитеоретически определены возможности и варианты использования педагогического потенциала образовательных учреждений Кубани XIX — начала XX вв. в современной школе.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении исходных социально-педагогических и историко-культурных позиций, которыми следует руководствоваться при отборе регионального материала и его использовании в обучении и воспитании школьниковв разработке региональных учебных курсов, методики опытно-экспериментальной работы по ним, создании методических пособий с использованием педагогического потенциала кубанских образовательных учреждений XIX — начала XX вв. Результаты исследования обогащают материал для лекций, спецкурсов, спецсеминаров по истории образования и педагогической мысли России, региональному подходу к обучению и воспитанию школьников в системе педагогического образования и повышения квалификации.

Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием достижений современной психолого-педагогической науки, методологической обоснованностью исходных позиций, адекватным подбором комплекса взаимодополняющих методов исследования, использованием архивных источников, позитивными результатами опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования обеспечивались постоянными публикациями соискателя в краевом методическом сборнике «Учитель», докладами на краевых, общероссийских, международных конференциях (1992,1994, 1995;1998 гг.), публикациями в университетских сборниках. Материалы исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики КубГУ (1992, 1993, 1997, 1998 гг.), используются при чтения лекций в краевом институте дополнительного педобразования.

Личный вклад соискателя состоит в разработке основных положений исследования, анализе архивно-библиографических источников, многие из которых вводятся в историко-педагогический оборот впервые, разработке региональных учебных курсов и методики опытно-экспериментальной работы по ним, руководстве исследовательскими группами учителей, участии в опытно-экспериментальной работе, разработке методических пособий на основе осмысления результатов эксперимента.

На защиту выносятся:

1. Содержание педагогического потенциала теории и практики кубанских образовательных учреждений XIX — начала XX вв.

2. Условия отбора, личностно ориентированные технологии включения педагогического потенциала образовательных учреждений Кубани XIX — начала XX вв. в современную школу.

3. Авторские учебные курсы «Школа человечности и народной мудрости», «Родиноведение (кубановедение)», «Культура женственности», «Казачья доблесть», содействующие формированию у школьников целостного гуманитарно-культурологического восприятия малой Родины как части общероссийского панорамы, воспитанию интереса и уважения к миропониманию земляков.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

Повышение интереса к историко-культурному, социально-экономическому своеобразию регионов, усиление их роли в российской государственности обусловили потребность в регионализации содержания образования. Кубанская школа начала 90-х годов не могла удовлетворить этот социальный заказ: региональные подходы к школьному образованию почти не разрабатывалисьв практике школ местный материал использовался фрагментарно (в основном, в работе фольклорных коллективов).

Потребность в интеллектуальном и организационно-методическом стимулировании развития региональной образовательной системы была удовлетворена в результате создания краевого центра развития образования. Разработанная им концепция определила ряд исследовательских проектов по регионализации школьного образования. Проведенный нами анализ показал, что состоявшимися можно считать такие проекты, как «Фермерская школа на Кубани», «Казачья школ», «Русская школа».

Регионализация содержания образовательных областей, осуществляясь в современной кубанской школе, в основном, за счет монокурсов, не позволяет создать у учащихся целостного образа малой Родины.

Включение педагогического потенциала досоветской кубанской школы в региональный компонент содержания образования в современных условиях осуществляется через специальным образом представленное содержание (региональные учебные курсы) и адекватные ему и задачам курсов педтехнологии,.

6. Проведенный на основе курсов, разработанных диссертантом и его соавторами, формирующий эксперимент позволил выявить ряд педагогических условий, способствующих усвоению школьниками регионального компонента. Наиболее важные из них-это:

— поддержание у учащихся эмоционального тонуса, восприимчивости и отклика на региональный материал, интереса к истории, культуре, образу жизни земляков;

— организация воспитывающей деятельности, направленной на освоение народных традиций;

— взаимодействие детей с их родителями, членами семьи, совместное со взрослыми социально-культурное творчество (поисковая работа, фольклорные коллективы, клубы «Любителей изучения Кубани» и т. п.);

— интегрирование разноаспектных сведений вокруг стержневой проблемы — познание малой Родины как части общероссийской панорамы;

— организация ценностно-ориентировочной деятельности школьников с опорой на такие ценности, как «человек», «культура», «семья», «Отечество», «труд», «наука».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Важнейшая культурно-гуманистическая функция воспитания и обучения состоит в содействии становлению личности как субъекта процесса собственного развития и жизнетворчества, субъекта общественно-исторического процесса. В значительной степени этому способствуют многосторонние знания о крае, где живет человек, его особенностях, образе жизни и хозяйствования жителей. В связи с этим важное значение приобретает проблема регионализации образования, т. е. учета социально-экономических, демографических, историко-культурных и других особенностей региона при проектировании содержания образования.

Практическое отсутствие исследований по проблемам регионального подхода в 50−80-е годы, фрагментарность использования краеведческого материала в практике кубанских школ, способствуя созданию противоречий между социально-педагогической потребностью в региональном подходе и неразработанностью проблемы в науке и практике, обусловили наше обращение к досоветскому периоду развития просвещения на Кубани. Этот столетний отрезок времени (1803 — 1917 гг.) стал периодом активного поиска педагогических подходов к регионализации школьного образования. Опираясь на историко-философские взгляды Н. А. Бердяева, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, кубанских историков Ф. А. Щербины, ЕДФелицына, П. П. Орлова, методологические подходы Б.М.Бим-Бада, З. И. Равкина, В. Г. Пряниковой и других, мы сделали вывод о том, что кубанская школа XIX — начала XX веков являлась куль-туросообразной образовательной системой, гармонично сочетающей общероссийский и региональный компоненты содержания образования. Направленная на воспитание человека, строящего жизнь в соответствии с духовными, морально-этическими, социальными ценностями и особенностями менталитета своего народа, кубанская школа указанного периода включала в региональный компонент многообразие народной культуры, основы природопользования и особенности сельского хозяйства региона, исторические, географические, этнографические и другие характеристики Кубанской области. Эти педагогические подходы, эво-люционно развиваясь и обогащаясь, начиная с идеей первого кубанского просветителя К. В. Россинского, определившего основное содержание обучения и воспитания в школах для казаков, воспринимаются нами как богатейший педагогический потенциал, значительный пласт педагогической культуры. Игнорировать его, отвергать идею самобытной кубанской школы как системообразующее ядро этого потенциала, — значит обречь современные поиски решения проблемы регионализации на отрыв от культурно-образовательных традиций Кубани.

Многие из них связаны с активной гражданской позицией учительства, его участием в краеведческой работе. Сознательно возрождая эти традиции, мы стремились инициировать и стимулировать интерес педагогов к изучению Кубани (участие в конференциях по проблемам краеведения, подготовка информационно-методических сборников, создание творческих лабораторий в школах и т. п.) В данной работе мы опирались на идеи Б. М. Городецкого, возглавлявшего в начала XX в. кубановедче-ское направление, объединявшее педагогов, историков, экономистов, этнографов с целью изучения Кубани как сложного геополитического понятия. Идеи Городецкого, пропагандировавшиеся журналом «Кубанская школа», оказывали значительное влияние на учительство. Изучение педагогического наследия кубанских педагогов XIX — начала ХХвв. К. В. Российского, Д. Д. Семенова, Т. Ф. Лапика, Л .Я. Апостолова, A.M. Казариновой, привлечение рукописных источников из фондов государственного архива Краснодарского края (ГАКК) существенно обогатило наши теоретико-технологические, исследовательские подходы к проблемам регионализации, освещению историко-педагогического материала.

Исследовательские подходы к моделированию содержания авторских региональных учебных Курсов, выбор технологий, направленных на овладение учащимися региональным компонентом содержания образования, определились нами на основе анализа современных процессов, регионализации. В отличие от других исследователей, мы считаем, что одного добавления местного материала к содержанию действующих учебных программ недостаточно. Отдавая предпочтение интегрированным курсам, мы стремились к формированию у школьников культурологического восприятия малой Родины, воспитанию интереса, уважения, любви к родному языку, обычаям земляков, их миропониманию, стимулировали поисковую, творческую, трудовую деятельность учащихся. Идея малой Родины, в нашем представлении, является ведущей в гражданском объединении представителей разных наций, населяющих регион. Эта идея через узнавание и принятие учениками разных культур определяла наше отношение к общероссийским, общечеловеческим ценностям.

Получено экспериментальное подтверждение основной идеи исследования об осуществлении образования в современных условиях через включение педагогического потенциала теории и практики образовательных учреждений Кубани XIX — начала XX вв. в модель регионального компонента содержания образования. Моделирование содержания интегрированных учебных курсов, разработанных диссертантом и его соавторами, осуществлялось с учетом теоретического и методико-технологического компонентов добытого в XIX — начале XX вв. педагогического знания.

Проведенная экспериментальная работа показала, что обогащение личности учащегося идеалами народной художественной культуры, опытом духовно-творческого, социального, экономического общения земляков происходит в процессе урочной деятельности, подкрепленной внеклассной, внешкольной, поисково-исследовательской, социально значимой деятельностью, сотворчеством с родителями, учителями, жителями населенного пункта.

Анализ данных экспериментального этапа исследования свидетельствует о том, что авторские курсы «Школа человечности и народной мудрости», «Родиноведение (кубановедение)», «Культура женственности», «Казачья доблесть» содействуют воспитанию у школьников интереса и уважения к обычаям земляков, формированию целостного восприятия малой Родины как части общероссийской панорамы. С этой точки зрения подростковый возраст является наиболее благоприятным для выработки учащимися собственных мировоззренческих позиций.

Анализ экспериментального материала выявляет динамику обучен-ности и воспитанности школьников по интеллектуально-познавательному, эмоциональноценностному, деятельностно-практическому критерию: обогатились знания учеников об элементах традиционной культуры региона (сказки, пословицы, поговорки, народные игры), географических, исторических характеристиках Кубаниотмечен рост количества школьников, участвующих в поисково-исследовательской, социально-значимой деятельности. Как несомненный педагогический успех оценивается нами создание в экспериментальных школах клубов «Любителей изучения Кубани», классов казачьей ориентации, фольклорных коллективов. Это позволяет сделать выводы о том, что разработанные нами подходы к моделированию содержания региональных учебных курсов, опираясь на опыт кубанской школы XIX — начала XX вв., являются эффективными и что проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что данное исследование не претендует на исчерпывающую полноту освещения рассматриваемых в нем вопросов. Перспективой дальнейшего изучения является этнопедагогическое богатство народов Кубани, его интеграция на основе общекубанской, общероссийской идеи государственности. Требуют дальнейшего изучения и проблемы личностного самоопределения учителя в условиях региональной культуры, а также эффективного взаимодействия с семьей в аспекте социализации личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Г. Воспитание у подростков объективности как личностного качества в процессе развивающего обучения. — Дисс. .канд. пед. наук. — Краснодар, 1996.
  2. Т. Правила и программы всех классов мужских гимназий и прогимназий ведомств МНП. Одесса, 1917.
  3. И. История гимназического образования в России. -Спб., 1912.
  4. К.А. Организация и стимулирование педагогического творчества в работе районного отдела образования. -Дисс.. канд.пед.наук Краснодар, 1997.
  5. А. Какое обучение считать хорошим. М., 1911.
  6. К. Учителя и инновации. М., 1991.
  7. М.И. Источники изучения истории педагогики в России. -М., 1991.
  8. Антология педагогической мысли России второй половины XIX -начала XX вв./ Сост. П. А. Лебедев. М., 1990.
  9. Л.Я. Географический очерк Кубанской области. Ека-теринодар, 1897.
  10. Ю.Арламов A.A. Изучение опыты инновационной деятельности в сфере образования: Пособие для учителей. Краснодар, 1995.
  11. Армавирский учительский съезд. Из отчета съезда учителей и учительниц третьего района Кубанской области, составленного инспектором народных училищ П. Д. Смирновым // Кубанская школам 1906. -№№ 1,4.
  12. М.Б. Регионализация содержания образования: предпосылки, состояние, проблемы и перспективы // Пед. вестник Кубани 1997.-№ 1.
  13. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. -М., 1982.
  14. Его же. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований.-М., 1982.
  15. М.А. Цивилизационный подход к истории // Коммунист. -1991.-№ 3.
  16. В., Фрумин И. Нужна ли школа для подростков? //Директор школы. 1996. — № 5
  17. В.П. Летний дом: концептуальный проект летней деревни и его методическое обеспечение. Краснодар, 1997.
  18. Ее же. Факторы становления и развития гуманистической позиции вожатых «Орленка» // Роль и место «Орленка» в развитии личности современного подростка. Сборник материалов научно-практической конференции. Туапсе, 1995.
  19. Ее же. Лицом к лицу с людьми и миром // Народное образование. -1996. -№ 2.
  20. Э.И. Формирование взаимоотношений учителя и учащихся на уроках в 4−5 классах общеобразовательной школы. Ав-тореф. канд.дисс. — Л., 1976.
  21. А.П. Сибирь: региональный подход к проблеме школьного образования // Педагогика. 1994. -№ 2.
  22. В.Г. Избранные философские сочинения. М., 1957, т.И.
  23. А. Исторический очерк развития школы в биографиях замечательных педагогов и по уставам правительства. Спб., 1905.
  24. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977.
  25. Его же. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
  26. H.A. Смысл истории. М., 1990.
  27. Его же. Судьба России. Философия неравенства. М., 1989.
  28. М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации // Педагогика. 1994. — № 5.
  29. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в России в конце XIX начала XX вв. // Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазно-демократических революций. -М., 1984.
  30. П.П. О национальном воспитании // Вестник воспитания. -1915.-№ 4.31 .Его же. Манера работать и успеваемостьгМ., 1961.
  31. Н.Ф. Начало народного образования в Кубанской области // Кубанский сборник. Екатеринодар. — 1883.
  32. М.В. История педагогики и современность. М., 1987.
  33. Его же. Опыт теоретико-экспериментального исследования // Советская педагогика. 1991. — № 2.
  34. И. Двенадцать лет: много или мало // Народное образование. 1996. — № 2.
  35. О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М., 1980.
  36. Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников // Сов. Педагогика. 1991. -№ 9.
  37. Ее же. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности // Опыт разработки концепции воспитания. -Ростов/Дон, 1993. 4.1.
  38. Ее же. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4.
  39. Н.И. Возродятся ли казачьи «потешные полки»? Казачьи вести. — 1992. — № 16.
  40. Его же. Традиционная культура кубанского казачества // Традиционная культура и дети/ Под.ред.Н. И. Бондаря. Краснодар, 1994.
  41. Его же. Заветы предков // Православный голос Кубани. 1996. -№№ 11−12- 1997.-№№ 1−2.
  42. П.Б. Умственный облик народа // Народное образование. 1996. — № 2.
  43. В.П. Школа России: прошлое и настоящее И Педагогика. 1993, — № 4.
  44. Ю.В. Педагогическое управление в школе. М., 1990.
  45. В.П. Основы новой педагогики. М., 1916.
  46. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Ю. К. Бабанский, В. И. Журавлев, В. К. Розов и др. // Под.ред. В. И. Журавлева. М., 1988.
  47. Внедрение достижений педагогики в практику школы / Под, ред. В. Е. Гмурмана. М., 1981.
  48. В.И. Избранные педагогические сочинения. -М., 1986.
  49. Военная подготовка в казачьих школах. К приказу войску № 70 за 1911 г., подписанному начальником штаба Кияшко и адъютантом Орловым. -Екатеринодар, 1911.
  50. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.
  51. Его же. Педагогика жизни. Чебоксары, 1989.
  52. Вопросы школьной гигиены / Под общ.ред. Б. М. Городецкого. -Екатеринодар, 1907.
  53. Воспитательная система сельской школы: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. Псков, 1997.
  54. Л.С. Собрание сочинений. М., 1984.
  55. О.С., коллектив авторов. Обоснование новых идей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы // Опыт разработки концепции воспитания. Ч. 1 Ростов-на-Дону, 1993.
  56. А. Ближайшие задачи кубанской начальной школы // Кубанская школа. 1916. — № 1.
  57. В. Урок красоты // Кубанская школа. 1915. — № 5.
  58. Его же. Трудовое начало в Новолеушковской прогимназии // Кубанская школа. Екатеринодар. — 1914. — № 3.
  59. Н.К. Методология и методы педагогики как науки. — М., 1968.
  60. И.Ф. Эстетическое восприятие педагога школьниками // Сов. педагогика. 1989. -№ 7.
  61. И.И., Манаенков А. И., Лях В.И. Культура кубанских станиц (1794 1917 гг.). -Краснодар, 1993.
  62. .М. Очерки по кубановедению // Кубанская школа. -1915. -№№ 2−4.
  63. Его же. Очерк развития русской периодической печати на Северном Кавказе.-Екатеринодар, 1914.
  64. В.В. Исторический очерк русской школы. М., 1990.
  65. В.М. Традиционная педагогика игры: опыт и проблемы // Педагогика. 1996. -№ 1.
  66. В.П. Культурно-просветительская деятельность Екатери-нодарского благотворительного общества в 60−90-е годы XIX века // Проблемы историографии и культурного наследия народов Кубани дореволюционного периода. Ст. научных трудов. Краснодар, 1991.
  67. Гуманистическая направленность педагогики в России: тезисы докладов на межвузовской научно-практической конференции (май, 1994 г.). Пятигорск, 1994.
  68. Его же. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М., 1988.
  69. Его же. Концепция нравственного воспитания личности учащегося в современных условиях // Образование, предпринимательство, мораль: Материалы научно-практической конференции/ Кубан. гос. ун-т., АПСН. -Краснодар, 1997.
  70. В.Е., Тихонова В. И. Формирование нравственного облика современных школьников: Методическое пособие, — Краснодар, 1991.
  71. В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  72. Его же. Проблемы развивающего обучения. -М., 1986.
  73. Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
  74. А.Я. Понятие и понимание русской национальной школы // Педагогика. 1997. — № 1.
  75. А. В. Региональный компонент содержания образования И Педагогика. 1996. — № 1.
  76. Е.А. Педагоги и мыслители прошлого о воспитании и образовании-Краснодар, 1992.
  77. Его же. Педагогический опыт в работе современной школы: Методические рекомендации для учителей, работников народного образования, студентов педагогических учебных заведений. -Краснодар, 1993.
  78. Его же. Прошлое и настоящее кубанской школы // Кубань. -1992. №№ 3−4.
  79. Его же. Обучение, образование и воспитание: теория и практика //Кубань.- 1994. -№№ 1−3.
  80. Ф. Вниманию г. г. учащих в начальных школах IV района Кубанской области // Кубанская школа. 1906. — № 5
  81. Детские игры и забавы в некоторых станицах Кубанской и Терской областей // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 5. Тифлис, 1886.
  82. М.И. Очерки по истории русской педагогики. Спб., 1909.
  83. И.И. Сборник исторических материалов по истории Кубанского казачьего войска. Т.1. Спб., 1886.
  84. Э.Д. Четвертая школьная реформа в России: Пособие для преподавателей. М., 1994.
  85. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М., 1987.
  86. Л.А. Краснодарский экспериментальный центр развития образования и социокультурная сфера // Народное образование. -1996. -№ 2.
  87. П.Д. Этническое наследие Кубано-Черноморского казачества как историко-эстетическая проблема // Вопросы теории и методики преподавания художественно-графических дисциплин: Научн. *руды Куб. ун-та. Краснодар, 1986.
  88. Е.А. Рассказы для детей о православном предании и народном календаре России. М., 1994.
  89. В.Г. Краткая география Кубанской области. Родиноведе-ние.-Екатеринодар, 1910.
  90. Его же. Кубанская область. Краткое изложение курса родиноведе-ния. Екатеринодар, б.г. изд.
  91. С.Ф. Теория образования в педагогике России конца XIX -начала XX вв. М., 1987.
  92. Его же. В. П. Вахтеров и педагогика России начала XX века // Сов. педагогика. 1983. — № 12.
  93. Екатеринодарские городские начальные училища в 1902 г. Екатеринодар, 1903.
  94. В.И. Об изучении эффективности педагогических исследований // Сов. педагогика. 1979. — № 2.
  95. Его же. Сочетание методов и средств воспитания // Сов. педагогика. 1985. — № 6.
  96. Его же. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
  97. В.И. Учитель как исследователь. М., 1980.
  98. В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой. М., 1991.
  99. П. Прошлое и настоящее кубанской начальной школы. -Екатеринодар, 1907.
  100. Закон Российской Федерации об образовании.
  101. Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. М., 1967.
  102. Его же. Дидактика и жизнь. М., 1968.
  103. Зейлингер-Рубинштейн Е. И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. М., 1978.
  104. В.Г. Народные песни Кубани. -Краснодар, 1987.
  105. A.B. Диагностика моральной воспитанности школьников // Сов. педагогика. 1970. — № 7.
  106. Д. Родиноведение и учительство // Кубанская школа. -1916. № 5.
  107. Е. Родиноведение или локализация учебного материала? // Кубанская школа. 1915. — № 5.
  108. И.П. Методика коммунарского воспитания. -М., 1990.
  109. A.A. Благотворно для России: казачьи школы на Кубани // Народное образование. 1996. — № 2.
  110. С.М. Традиционная педагогическая культура как средство подготовки старшеклассников к семейной жизни. Автореф. канд.дисс. .- М., 1996.
  111. Из дореволюционного прошлого Кубанского казачества: Сб. на-учн. статей Куб. гос. ун-та. -Краснодар, 1993.
  112. В.А. Технология театральной подготовки в формировании и реализации замысла школьного урока. -М., 1993.
  113. Инновационные процессы в образовании / Под. ред. В. И. Загвязинского. Тюмень, 1990.
  114. И.Н. Российская цивилизация XIX начала XX вв. — М., 1995.
  115. История педагогики и современность / Под. ред. Ш. И. Ганелина. -Л., 1970.
  116. Историографические и методологические проблемы изучения отечественной школы и педагогики: Сб. научн. трудов/ Под. ред. Э. Днепрова и О. Кошелевой. М., 1989.
  117. Историко-педагогический процесс и современные проблемы образования: Методология, идеи, опыт. М., 1993.
  118. История Отечества. Люди, идеи, решения. Очерки истории России XIX- начала XX вв. М., 1991.
  119. Казаки. Донцы, уральцы, кубанцы, терцы: Очерки из истории казацкого быта для чтения в войсках, семье, школе / Сост. К. К. Абаза. Спб., 1891.
  120. С. Пятидесятилетие Кубанского Мариинского женского института. Екатеринодар, 1913.
  121. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
  122. Его же. Индивидуально-творческая подготовка учителя // Сов. педагогика. 1989.-№ 1.
  123. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М., 1990.
  124. П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.
  125. Его же. История русской педагогии. М., 1985.
  126. В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. -М., 1991.
  127. Ф.В. Гуманистические идеи адыгской народной педагогики в воспитании девушек. Автореф. дисс.. канд. пед. наук — М., 1996.
  128. В.П. Могучие корни родной земли // Народное образование.- 1996. -№ 2.
  129. К вопросу о реформе начальной школы // Кубанская школа. -1906. -№№ 1−3.
  130. И.И. Войсковой протоирей К.В.Россинский // Кубанский сборник. -Екатеринодар, 1913.
  131. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М., 1989.
  132. В. Заметки о женщине и ее воспитании. -Спб., 1874.
  133. И.А. Проблема преемственности в истории мировой педагогической культуры // Историко-педагогические исследования и проблемы стратегии развития современного отечественного образования. М., 1993.
  134. Кон И. С. Как построить свое «Я» / Под. ред. В. П. Зинченко. -М., 1991.
  135. М.А. Отечественная гимназия // Педагогика. -1994. -№ 1.
  136. H.A. Очерки по истории средней школы: гимназия и реальные училища в конце XIX века до февральской революции 1917 г. -М., 1956.
  137. Г. Русская педагогика в поиске самобытных традиций // Учит. Газета. 1993.- 5 окт.
  138. Н.П. Разработка региональной концепции образования: теоретические проблемы и технология внедрения: Дисс.. канд. пед. наук. Саратов, 1994.
  139. Концепция развития образования на Кубани // Вестник Советов Кубани. 1992.-2 дек.
  140. Концепция региональных подходов к организации воспитательной работы в Ярославской области // Классный руководитель. -1997. № 4.
  141. O.E. У истоков женского образования в России // Педагогика. -1993. № 2.
  142. В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М, 1977.
  143. Его же. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара, 1994.
  144. B.C. Конструирование программы развития региональной образовательной системы: Дисс.. канд. пед. наук. -Спб., 1992.
  145. В.О. Курс русской истории. Соч. в 8 т. М., 1956, т.1−5.
  146. Его же. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. -М., 1968.
  147. Его же. Два воспитания // В сб.: Очерки и речи. М., 1913.
  148. Его же. Исторические портреты. М., 1991.
  149. .И. Педагогика как совокупность педагогических теорий. М., 1986.
  150. И.А., Нагавкина Л. С., Барышников E.H. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция. Санкт-Петербург, 1994.
  151. П.П. Двухсотлетие Кубанского казачьего войска. 1696−1896. -Екатеринодар, 1896.
  152. А.И. Как заниматься самовоспитанием. Минск, 1985.
  153. Его же. Культура педагогического исследования. -Мн., 1992.
  154. Его же. Организация самовоспитания школьников. Мн., 1990
  155. А.И. Разработка образовательного проекта как источник развития педагогического знания. Дисс.. канд. пед. наук. -Ростов-Дон, 1993.
  156. Н.В. Методы исследования педагогической деятель-ности.-Л., 1970.
  157. Ее же. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие. Л., 1980.
  158. Ее же. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.
  159. Кубанская область в ее недавнем прошлом и настоящем / Под ред. Е. Д. Фелицына. -Екатеринодар, 1912.
  160. Кубанские станицы: этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани / Отв. ред. К. В. Чистов. М., 1967.
  161. JI.B. Об уроках-эссе // Педагогика. 1993. — № 2.
  162. Т.Ф. Надо работать. (Мысли о задачах школы и самообразовании учителей) // Кубанская школа. 1916. — № 4.
  163. Его же. Изучение местного края в связи с педагогическими задачами // Кубанская школа. 1916. — № 7.
  164. Его же. Задачник по арифметике для учеников начальных школ. -Екатеринодар, 1916.
  165. В.В. Как выйти из замкнутого пространства // Народное образование. 1996. -№ 2.
  166. Его же. Книга А. П. Певнева «Кубанские казаки». -Краснодар, 1995.
  167. Его же. Учиться, чтобы учить // Пед. вестник Кубани. 1997. -№ 1. -с.9−10.
  168. B.C. Содержание образования. М., 1989.
  169. Г. И. Психолого-педагогические основы формирования региональной образовательной политики: Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1995.
  170. Г. И. Цель и способы воспитания. М., 1990.
  171. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  172. И .Я. Проблемное обучение. М., 1974.
  173. Его же. Совершенствование содержания образования в школе. -М., 1985.
  174. Его же. Процесс обучения и его закономерности. М., 1980.
  175. Его же. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
  176. П.А. Развитие идей Ушинского об обучении в русской дидактике конца XIX начала XX вв. // Сов. педагогика. — 1974. -№ 2.
  177. Л.А. Логика педагогического процесса. М., 1989.
  178. А.И. Самооценка школьника. М., 1976.
  179. Ее же. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М., 1975.
  180. А.Е. Эти трудные подростки. Л., 1983.
  181. Е. Материалы для истории женского образования в России /1856−1880/. Спб., 1901.
  182. А.Ф. Философия культуры. Дерзание духа. М., 1988.
  183. Его же. Русская философия. Страсть к дидактике. М., 1990.
  184. В.А. Стимулирование идейно-нравственного развития подростков в педагогической теории и практике В.А.Сухомлинского // Формы и методы педагогического стимулирования идейно-нравственного развития школьников. Йошкар-Ола, 1976.
  185. Е.Б. Некоторые тенденции в подготовке учителей на Западе // Педагогика. 1994. — № 3.
  186. М.Р. Передовой опыт и творчество учителей // Советская педагогика. 1989. — № 1.
  187. Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М., 1985.
  188. Ю.С. Здравствуйте, господа кадеты! //Народное образование. 1996. — № 2.
  189. Г. Х., Каймаразов Г. Ш. Просвещение народов Северного Кавказа в конце XIX начала XX вв. // Известия Северо
  190. Кавказского научного центра высшей школы. Общественные науки. Ростов-на-Дону, 1980.
  191. А.И., Королева В. И., Горлова И. И. Ранние шаги просвещения // Кубань. 1987. — № 2.
  192. Е.Д., Ахвердов А. Т. Уроки семейной жизни.- М., 1987.
  193. О.В. Кубанское Александровское училище в Екатери-нодаре // Краснодару 200 лет: Тезисы краевой научно-практической конференции. — Краснодар, 1993.
  194. П.П. Просвещение на Кубани в 1860—1920 гг.. //Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. / Под общ ред. В. Н. Ратушняка. Краснодар, 1996.
  195. Мельников-Разведенков П. Ф. Классическая система образования и ее значение в воспитании. Екатеринодар, 1895.
  196. Его же. Протоиерей Россинский //Кубанские областные ведомости, 1901, № 88.
  197. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
  198. P.M. Этика, развитие, образование // Перспективы. -1989. № 4.
  199. Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя // Вопросы психологии. 1987. — № 6.
  200. С.И., Слуцкий А. И. Об особенностях изучения культуры Кубани конца XVIII первой половины XIXbb. // Новейшие исследования по социально-экономической и культурной истории дореволюционной Кубани. Сб.научн.трудов. — Краснодар, 1989.
  201. С.С. Культура Кубани в контексте истории цивилизации // Проблемы историографии и культурного наследия народов Кубани дореволюционного периода. Краснодар, 1991.
  202. А.И. Введение в педагогическую профессию. Новосибирск, 1991.
  203. Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших времен. Спб., 1899.
  204. Мышление учителя. Личностные механизмы и понятийный аппарат // Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М., 1990.
  205. А. На пути к демократической школе. Спб., 1907.
  206. A.B. О воспитании старшеклассников. М., 1981.
  207. Его же. Общение как фактор воспитания школьников. — М., 1984.
  208. А.Л. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования // Педагогика. 1994. — № 3.
  209. Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. М., 1972.
  210. А. Об эстетическом воспитании в народной школе на Кубани // Кубанская школа. 1915. — № 4.
  211. Н.И. В помощь педагогу, приступающему к экспериментально-исследовательской работе. Калининград, 1989.
  212. В.Б. Региональные образовательные программы: новгородский вариант // Педагогика. 1997. — № 1.
  213. Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции // Сов. педагогика. 1991. — № 11.
  214. Новое педагогическое мышление / Под ред. А. Б. Петровского. -М., 1990.
  215. Обзор деятельности Кубанского Александровского реального училища за 1912/13-й учебный год. Екатеринодар, 1914 .
  216. Обзор деятельности Кубанского Александровского реального училища за 1913/14-й учебный год. Екатеринодар, 1915 .
  217. С. Старины кубанской праздники // Криница. -1990. -№ 1.
  218. О введении в городе Екатеринодаре всеобщего начального учения. Доклад городской Управы.-Екатеринодар, 1910.
  219. Общие основы педагогики / Под ред. Ф. Ф. Королева и В. Е. Гмурмана. -М.?1967.
  220. В.А. Урок в современной школе. М. 1986.
  221. A.A. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. 1995. — № 6.
  222. П.П. Как формируется теперь кубанский казак // Школа и жизнь. 1907. — № 2.
  223. Его же. Двухсотлетие Кубанского войска //Кубанские казаки. -Екатеринодар, 1908.
  224. Его же. Несколько слов и мыслей по поводу приказов войску о маневрах и об обучении школьников военному делу // Сборник рассказов и статей. Екатеринодар, 1911.
  225. Его же. Памятка кубанского казака. Екатеринодар, 1914.
  226. Его же. Сборник материалов для казачьей хрестоматии Кубанского казачьего войска: В2 т. Екатеринодар, 1916.
  227. Ю.М. Беседа и анкета как методы исследования // Методы педагогических исследований / Под ред. В. И. Журавлева. М., 1972.
  228. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие / Под ред. И. А. Зюзюна. -М., 1989.
  229. Основные административно-территориальные преобразования на Кубани (1793−1985 гг.) Краснодар, 1986.
  230. И. О цивилизационном подходе к анализу капитализма // Мировая экономика и международные отношения. 1991. — № 5.
  231. А.Н. Справедливость в школьной жизни // Педагогический сборник. -1888. №№ 7−9.
  232. Н.Г. О трудностях принятия учителями и студентами идеи гуманизации школы //Формирование школьника и студента в условиях демократизации, гуманизации образования. Волгоград, 1992, ч.2.
  233. Ее же. Современные учителя о воспитании, или прошлое в настоящем // Педагогика. 1995. — № 3.
  234. Очерки истории Кубани с древнейших времен до 1920 г. / Под ред. В. Н. Ратушняка.-Краснодар, 1996.
  235. Отчет о состоянии Кубанского Мариинского женского училища за 1883/84 академический год. ГАКК, ф.469, оп. 1, д. 62, л.7.
  236. Отчет о заграничной поездке для изучения постановки школьного дела в Германии учительницы 3-го жен. уч-ща В. Н. Чуевой. -Екатеринодар, 1910.
  237. Отчеты о письменных работах по русскому языку, исполненных учениками гимназий в 1911 г. -Тифлис, 1911.
  238. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века / Под ред. Л. И. Тинкулова. М., 1976.
  239. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР / Под ред. Э. Д. Днепрова, С. Ф. Егорова, Ф. Г. Паначина, Б. К. Тебиева. -М., 1991.
  240. А.Х. Очерки истории начального образования на Кавказе XIX начала XX вв. -Баку, 1991.
  241. А.П. Кубанские казаки: Пособие для учеников станичных школ Кубанской дирекции при изучении истории родного войска. Екатеринодар, 1911.
  242. Педагогическое наследие русского зарубежья. 20-е годы / Сост. С. П. Алексеев. М., 1993.
  243. Педагогика наших дней / Сост. В. П. Бедерханова. -Краснодар, 1989.
  244. Педагогика: Учебно-методическое пособие / Под ред. Э. Г. Малиночки. -Краснодар, 1992.
  245. Н.И. Изб. пед. соч. М., 1985.
  246. В.И. Региональная структура управления образованием // Сов. педагогика. 1991. — № 9.
  247. Н.В. Некоторые педагогические аспекты возрождения кубанского казачества // Кубанское казачество: Проблемы истории и возрождения. Тезисы докладов республиканской научной конференции.-Краснодар, 1992.
  248. Ее же. Убедительные уроки прошлого кубанской педагогики (середины XIX начала XX вв.) // Учитель. — КЭЦРО. -1993.- № 1.
  249. Ее же. Этикет и культура поведения как учебный предмет // Учитель. 1993. — № 2.
  250. Ее же. «Учитель! Перед именем твоим.» (К вопросу о педагогических взглядах К.В.Российского) // Учитель. 1993. — № 3.
  251. Ее же. Последователь Ушинского на Кубани // Учитель. 1994. -№ 4.
  252. Ее же. Проблемы познавательной активности и самообразования в педагогической практике начала XX века, (по материалам журнала «Кубанская школа») // Учитель. -1995. -№ 1.
  253. Ее же. Школа народной мудрости и человечности (программа этических занятий с младшими школьниками) // Учитель. -1995. -№ 1.
  254. Ее же. Начальная школа начала века: развивать письменную речь // Учитель .- 1995. № 3.
  255. Ее же. «Любить можно только то, что знаешь.» //Учитель.1995.-№ 4.
  256. Ее же. Кубань: опыт регионального подхода к школьному образованию //Учитель. 1996. — № 1.
  257. Ее же. Казачья школа: готовить защитника Родины // Учитель.1996. № 2.
  258. Ее же. Новый предмет в школьном расписании // Основные направления в развитии эстетического образования: Материалы краевой научно-практической конференции. -Краснодар, 1995.
  259. Ее же. Этико-эстетическое самоопределение личности как педагогическая проблема // Там же, с.71−75.
  260. Ее же. Становление технологии эстетического воспитания девушек-школьниц // Экспериментальные педагогические технологии: Материалы краевой научно-практической конференции / Под ред. Э. Г. Малиночки.-Краснодар, 1996.
  261. Ее же. Кубанская школа: исторический опыт регионального подхода к содержанию образования // Педагогика, философия, журналистика: опыт и перспективы. Краснодар, 1996.
  262. Ее же. О педагогической составляющей современных экономических процессов // Образование, предпринимательство, мораль: Материалы научно-практической конференции / Кубанский гос. ун-т, АПСН. -Краснодар, 1997.
  263. Ее же. «Культура женственности»: авторская программа и информационно-методические материалы в помощь учителю -Краснодар, 1998.
  264. М.Ю. Роль К.В.Российского в организации учебного процесса в Черномории // Историко-культурное наследие и современность: Материалы республиканской научно-практической конференции / Под ред. В. Н. Ратушняка, В. Е. Щетнева. -Краснодар, 1995.
  265. М.Ю., Мингалев Я. М., Кадыгроб М. А., Бережная И.А.
  266. Развитие народного образования на Кубани. -Краснодар, 1993.
  267. С. Диагностика воспитания: версии для внутреннего и внешнего использования // Директор школы. 1997. — № 2.
  268. И. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту. -Спб., 1858.
  269. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия / Социальные проблемы/. М., 1989.
  270. Проблемы историографии и культурного наследия народов Кубани дореволюционного периода. Сборник научных трудов. -Краснодар, 1991.
  271. Программы для собирания сведений о казачьем быте // Кубанская школа. 1916. — № 7.
  272. A.C. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию. Спб., 1904.
  273. Психология современного подростка / Под ред. Д.И.Фельд-штейна. — М., 1987.
  274. Правила и программы учебных заведений Кубанской области. -Екатеринодар, 1897.
  275. В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. М., 1994.
  276. В.Г. Антрополого-гуманистическое направление в отечественной педагогике // Педагогика.- 1995. № 2.
  277. Протоколы заседаний съезда учителей 5-ого района Кубанской области.-Екатеринодар, 1915.
  278. Региональные правовые акты в области образования / Сост.
  279. B.В.Латкин, В. Н. Малахова. -Краснодар, 1993.
  280. Речь войскового протоиерея К. Россинского 3 января 1804 г. -Харьков, 1810.
  281. В.И. Актуальные проблемы методологии историко-педагогических исследований. М., 1993.
  282. Его же. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования) // Педагогика. -1995. № 5.
  283. Его же. Мифы и реалии в отечественной истории педагогики // Педагогика. 1991. — № 10.
  284. К.В. Речь при освящении батареи за рекой Кубань. -Харьков, 1810.
  285. Его же. Речь об успехах развития образования в Черномории, произнесенная при открытии гимназии. Харьков, 1822.
  286. Российская школа и педагогика: краткий исторический очерк. -Краснодар, 1993.
  287. Российское образование: история и современность / Под ред.1. C.Ф.Егорова. — М&bdquo- 1994.
  288. В.И. Управление инновационной деятельностью в образовательных учреждениях региона. Дисс.. канд. пед. наук. -Ярославль, 1996.
  289. Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: Уч. пособие для высш. и ср. уч. заведений. Брянск, 1996.
  290. Д.Д. Педагогические учреждения Кубанского войска для образования станичных учителей и учительниц // Памятная книжка Кубанской обл. на 1875 г. -Екатеринодар, 1875.
  291. Его же. Основы педагогического образования учителей в Кубанской учительской семинарии // Памятная книжка Кубанской области на 1876. Екатеринодар, 1876.
  292. С. Родиноведение как учебный предмет высшего начального училища // Кубанская школа. 1916. — № 5.
  293. Современные проблемы истории образования и педагогической науки: в 3 т. / Под ред. З. И. Равкина. М., 1994.
  294. А.Д., Лебедева О. В. Национальная культура и подросток // Педагогика. 1993. — № 1.
  295. В.А. Избранные произведения в 5 т. Киев, 1980.
  296. Его же. Введение к готовому плану: итоги, перспективы // Народное образование. 1973. — № 8.
  297. Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. -Казань, 1991.
  298. Традиционная культура и дети / Под ред. Н. И. Бондаря. -Краснодар, 1994.
  299. С.А. Из опыта гимназического образования на Кубани // Учитель. 1995. — № 1.
  300. Ее же. «Пусть ученики знают меньше, но основательно» // Учитель. 1995. -№ 1.
  301. А. Принцип локализации в преподавании географии // Кубанская школа. 1914. — № 3.
  302. Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. М., 1995.
  303. Управление школой по результатам / под ред. П. И. Третьякова. -М., 1998.
  304. К.Д. Педагогические сочинения в 6 тт. М., 1988.
  305. Фальборг Г. А, Чарнолуский В. И. Отчет о положении исследования народного образования в России. М., 1989.
  306. Е.Д. Кубанская область в ее недавнем прошлом и настоящем. Екатеринодар, 1912.
  307. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987.
  308. Ф.А. Школа и система социализирующих факторов // Педагогика. 1995. — № 2.
  309. Ю.Л. Личностные и социально-психологические опросники в прикладных исследованиях: проблемы и общественная практика / Под ред. Е. В. Шороховой, В. П. Левкович. М., 1985.
  310. О.Р. Развитие гуманистической направленности личности студентов в процессе изучения истории отечественного дошкольного образования. Автореф. Дисс.. канд. пед. наук. -Ростов/Дон, 1977.
  311. И.Ф. Нравственное воспитание школьников. Минск, 1983.
  312. О.Г., Поташник М. М., Лоренсов A.B. Развитие школы как инновационный процесс: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений / Под ред. М. М. Поташника. -М., 1994.
  313. Целостный учебно-воспитательный процесс: исследования продолжаются (методологический семинар памяти проф. В.И.Ильина), -Волгоград, 1994.
  314. В.И. Итоги общественной мысли в области образования гСпб., 1906.
  315. Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. -М., 1912.
  316. В.Н. Диагностика и оценка качества образовательных систем // Педагогика. 1995. — № 4
  317. Т.И., Малинин, А Н., Тюлю Г. М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития. М., 1993.
  318. E.H. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. Ставрополь, 1991.
  319. E.H., Котова И. Б. Философские основания современной педагогики. — Ростов-на-Дону, 1994.
  320. М.И. Изучение воспитанности школьников. М., 1982.
  321. Ф.А. В каком направлении развивается казачье образование // Кубанская школа. 1906. — № 4.
  322. Его же. Краткая история народного просвещения на Кубани // Кубанская школа. 1914. — № 3.
  323. Его же. История Кубанского казачьего войска. Екатеринодар, 1913.
  324. Н.Е. Педагогическая технология (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника). — Краснодар, 1993.
  325. Ее же. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М., 1997.
  326. Ее же. Программа воспитания школьника // Классный руководитель, 1997. — № 1.
  327. Эксперимент в школе: организация и управление. (Рекомендации для руководителей школ и учителя) // Под ред. М. М. Поташника. М., 1992.
  328. Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. -М., 1991.
  329. А.А. Педагогические условия реализации воспитательных возможностей общения в летнем оздоровительном лагере. Дисс.. канд. пед. наук. Краснодар, 1996.
  330. ДОКУМЕНТЫ ГОСАРХИВА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ (ГАККа):
  331. Ф. 252, оп. 2, д. 942, 1860, 2326.
  332. Ф. 427, оп. 1, д. 5, 7, 14, 33, 58, 87, 350, 352, 356, 376, 380.
  333. Ф. 454, оп. 7, д. 320, 862, 639, 3986, 4005, 5202.
  334. Ф. 470, оп.2, д. 473, 625, 662, 849, 887, 940, 933.
  335. Ф. 498, оп.1, д. 5, 7, 20, 35, 45.
  336. Ф. 670, оп. 1, д. 22, 25, 53, 71.
  337. Ф. 427, оп. 1, д. 58, л.7.
  338. Ф. 427, оп. 1, д. 87, л. 21.342. Ф 498, оп.1 д. 20, л.164.
  339. Ф. 252, оп. 2, л. 1860, лл.106,107.
  340. Ф. 469, оп. 1, д. 62, лл. 1−15.345. Ф. 460, оп.1, д. 53, л.8.
Заполнить форму текущей работой