Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методика проектирования содержания и технология формирования культуры безопасности жизнедеятельности: На примере специалистов нефтетехнологического профиля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Необходимость преодоления указанных противоречий привела к решению возникшей проблемы: каковы должны быть теоретические подходы к проектированию технологии обучения безопасности жизнедеятельности студентов технического вуза, удовлетворяющих современным психолого-педагогическим условиям и нормам и позволяющих достичь запланированного результата в области формирования культуры безопасности… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА
    • 1. 1. Культуроцентристкая парадигма образования на современном этапе
    • 1. 2. Состояние подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности
    • 1. 3. социо-культурные и психолого-педагогические условия подготовки студентов по безопасности жизнедеятельности
    • 1. 4. Моделирование процессов обучения курсу «Безопасность жизнедеятельности»
  • ВЫВОДЫ
  • 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ КОГНИТИВНОЙ МОДЕЛИ
    • 2. 1. Математическое моделирование процесса обучения человека безопасному поведению
    • 2. 2. Оптимизация содержания подготовки специалистов технического профиля в системе безопасности жизнедеятельности
    • 2. 3. Когнитивная модель системы управления и технология формирования культуры безопасности
      • 2. 4. 0. пытно-экспериментальная апробация когнитивной модели и технологии формирования культуры безопасности жизнедеятельности
  • ВЫВОДЫ

Методика проектирования содержания и технология формирования культуры безопасности жизнедеятельности: На примере специалистов нефтетехнологического профиля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономические отношения в условиях рыночной экономики предполагают постоянное обновление информации, способствующей развитию профессиональных и личностных качеств работающих. Это ведет к формированию нового типа существенного устройства — информационного общества [137]. Информатизация современного общества, через сферу образования, обеспечивает развитие альтернативного мышления, формирование умений разрабатывать стратегию поиска решения, прогнозировать и анализировать их результаты, моделировать процессы, явления и взаимосвязь между ними. Личность в таком обществе получает новые возможности для самореализации и развития. Для этого необходимо повышать роль образовательной деятельности в общественном развитии. Основным путем повышения эффективности образования является широкое внедрение информационных технологий в образовательную сферу. Инновации, используемые в процессе ее формирования, приводят к расширению и развитию новых педагогических методов и приемов, изменению стиля работы преподавателей, а также к структурным изменениям в педагогической системе. Происходит переосмысление целей, задач, содержания образования, которое позволяет перейти к личностно-ориентированной модели подготовки специалистов.

Такой подход в обучении направлен на развитие творческих способностей личности, умение находить решение в нестандартных ситуациях, самостоятельно и творчески мыслить, адаптироваться к изменяющимся условиям. Однако, как показывает практика, важно подготовить не только квалифицированного специалиста, но и научить его увидеть, оценить и предотвратить те опасности, которые могут возникнуть в процессе его жизнедеятельности.

Современный период развития общества характеризуется постоянно возрастающим уровнем антропогенных и техногенных нагрузок, интенсивным преобразованием человеком биосферы, расширением размеров техносферных регионов, в которых живет большинство населения планеты.

Возрастающее воздействие опасных и вредных факторов на человека и среду обитания свидетельствуют об актуальности проблемы, связанной с обеспечением безопасности жизнедеятельности личности. Для повышения компетентности человека в области безопасности жизнедеятельности в российскую систему образования в конце 80-ых годов прошлого столетия были введены дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней школе и «Безопасность жизнедеятельности» в Высшей.

Система изучения безопасности жизнедеятельности изобилует множеством существенных недостатков, среди которых можно отметить следующее:

— применение устаревших методов и форм организации учебного процесса, неспособных обеспечить уровень знаний, умений и навыков и гарантировать качество подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности;

— отсутствие программно-целевого подхода для подготовки специалистов в области безопасности жизнедеятельности;

— опора на знания, а не на личностно-деятельную компоненту;

— отсутствие системы критериев и показателей, позволяющих оценить уровень сформированности личностной безопасности человека, как необходимого условия качества подготовки специалиста в области безопасности жизнедеятельности.

Из перечисленных недостатков вытекает ряд противоречий, среди которых наиболее значительными являются следующие:

— между необходимостью повышения качества подготовки специалиста в области безопасности жизнедеятельности — и отсутствием технологий обучения, построенных на интеграции формирования личностных свойств и тактических умений в решении вопросов обеспечения безопасностиличностных свойств и тактических умений в решении вопросов обеспечения безопасности;

— между разнообразием видов инженерной деятельности — и едиными требованиями Государственных образовательных стандартов (ГОС) к подготовке специалиста в области безопасности жизнедеятельности (БЖД);

— между необходимостью осуществления постоянной аналитической экспертизы последствий и негативных моментов деятельности специалиста — и отсутствием оценочной культуры для преодоления трудностей в профессиональном становлении и для достижения гарантированных результатов.

Необходимость преодоления указанных противоречий привела к решению возникшей проблемы: каковы должны быть теоретические подходы к проектированию технологии обучения безопасности жизнедеятельности студентов технического вуза, удовлетворяющих современным психолого-педагогическим условиям и нормам и позволяющих достичь запланированного результата в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности для разрешения кризисного состояния системы «Человек — среда обитания». Попытка решить эту проблему на теоретическом уровне, её недостаточная разработанность и объективные требования к подготовке специалиста технического профиля определили тему исследования: «Методика проектирования содержания и технологии формирования культуры безопасности жизнедеятельности (на примере специалистов нефтетехнологического профиля».

Цель исследования: повышение уровня культуры БЖД в процессе инженерной подготовки специалиста путем проектирования профессионально-ориентированного содержания на основе информационных технологий.

Объект исследования: процесс подготовки студентов в области безопасности жизнедеятельности в техническом вузе.

Предмет исследования: процесс проектирования профессионально — ориентированного содержания и личностно-деятельных технологий формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Изучение педагогической, философской, психологической и технической литературы, анализ реальной практики позволили выдвинуть гипотезу исследования. Она основана на том, что высокий уровень формирования культуры безопасности жизнедеятельности у студентов технического вуза может быть достигнут, если:

— в соответствии с системным подходом определить главную (самосохранение) и функциональную (сохранение среды обитания) цели человека, как системы, и, учитывая это, рассмотреть сущность культуры безопасности жизнедеятельности как ' формирование культуры личной безопасности и культуры обеспечения безопасности среды обитания;

— при проектировании содержания учебной дисциплины БЖД кроме базовой компоненты, соответствующей ГОСу, рассмотреть вариативную часть, включающую понятийный тезаурус, набор опасных ситуаций и методов их предотвращения, отражающих специфику опасностей конкретной профессиональной деятельности;

— в каждом блоке структурной модели культуры безопасности жизнедеятельности выделить признаки, относящиеся к личной безопасности и безопасности среды обитания, и для них определить соответствующие технологии их формирования и диагностики;

— выявить алгоритм поведения человека в нестандартной ситуации и на его основе разработать когнитивную модель системы управления обучением и формированием культуры безопасности;

— для развития философии безопасности и готовности к формированию рефлексивных умений по обеспечению безопасности жизнедеятельности использовать образовательную среду на основе информационных технологий.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы потребовалось решить следующие задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности и определить теоретические основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности в процессе инженерной подготовки специалиста.

2. Определить социо-культурные и психолого-педагогические условия проектирования профессионально — ориентированного содержания и личностно-деятельных технологий его реализации при изучении учебной дисциплины БЖД в техническом вузе.

3. Спроектировать когнитивную модель системы управления обучением и педагогическую технологию формирования культуры безопасности жизнедеятельности на основе современных информационных технологий для определения значений причинности, формирования альтернатив решения и принятия вариантов решения на основе оценочной и самооценочной деятельности.

4. Апробировать педагогическую технологию формирования культуры безопасности жизнедеятельности для специалистов нефтетехнологического профиля и оценить ее эффективность.

Методологической основой исследования являются идеи, методы и принципы формирования личностифилософские положения о непреходящей ценности познания, сущности деятельности, участие в которой преобразует личность и повышает ее способностидиалектический метод познания как основа научной педагогикитеория систем и системного анализатеория системно-комплексного и личностно-деятельного подходов к изучению педагогических явлений.

Теоретической основой исследования явились:

— теория системного подхода (В.П. Беспалько [17], Н. В. Кузьмина [64], Ю. А. Кустов [66], Д. М. Мехонцева [78], А. И. Субетто [130]);

— теория личности и деятельности (Б.Г. Ананьев [1], JI.C. Выготский [30], А. Н. Леонтьев [75], B.C. Мерлин [77], Н. Ф. Талызина [133]);

— концепция моделирования и конструирования педагогического процесса (С.А. Архангельский [4], B.C. Безрукова [13], В. П. Беспалько [17], В. М. Кларин [56], Н. Ф. Талызина [134], Ю. К. Чернова [139], В. В. Щипанов [145]);

— теория формирования содержания и процесса обучения (В.И. Андреев [2], Ю. К. Бабанский [6], М. В. Кабатченко [48], Н. В. Кузьмина [64], Н. Ф. Талызина [134]);

— теория развития мотивации (Б.Г. Ананьев [1], Л. С. Выготский [30], А. Н. Леонтьев [68], В. А. Ядов [150]);

— теория модульного обучения (Ю.К. Чернова [139], М. А. Чошанов [143], П. Юцевячене [149]);

— теория творческого саморазвития личности (В.И. Андреев [2], И. А. Зимняя [45], В. В. Краевский [56]).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовались методы исследования, основанные на теоретическом и практическом подходах: изучение философской и психолого-педагогической литературыанализ и синтез теоретического обобщения результатов исследования, наблюдение учебно-воспитательного процесса, анкетирование, тестирование, обследование, педагогический эксперимент, математические и статистические методы обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились кафедра «Безопасность жизнедеятельности» Самарского государственного технического университета, Тольяттинский государственный университет.

Этапы исследования.

Исследование велось в течение шести лет и состояло из трех этапов.

Первый этап (1997г. — 1999 г.) — поисково-теоретический — заключался в изучении проблемы в педагогической теории и вузовской практике. Он позволил выявить уровень практической и теоретической подготовки обучаемых вопросам безопасности жизнедеятельности. Применение методов теоретико-методологического анализа к научной, философской, психолого-педагогической и методической литературе позволило выработать исходные позиции, сформулировать гипотезу, определить цель задачи, предмет, объект и методику исследования.

Второй этап (1999г. — 2001 г.) — поисково-эмпирический. Осуществлялось формирование психолого-педагогических условий культуры личной безопасности на основе когнитивной модели обучения, проектировалась дидактическая модель культуры личной безопасности у специалистов технического профиля. Проводилась разработка программы лекционного курса, тематики практических и лабораторных занятий, методики организации самостоятельной работы с использованием компьютерной техники и информационных технологий. Создавалась компьютеризованная среда обучения на базе мультимедийных технологий, позволяющая применять и развивать новый вид обучения вопросам безопасности жизнедеятельности — дистанционное обучение. Велось опытное преподавание, проводился обучающий эксперимент. Разрабатывалась технология формирования у студентов потребностей к обеспечению личной безопасности в процессе трудовой деятельности. Проходило обсуждение полученных результатов в выступлениях и публикациях на научно-методических конференциях.

Третий этап (2001г. — 2002 г.) — экспериментально-обобщающий. На этом этапе проводилась экспериментальная проверка эффективности технологии формирования культуры личной безопасности, внедрение результатов исследования в практику обучения, подготовка и оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем: — для обеспечения культуры безопасности жизнедеятельности выделены личностная составляющая безопасности и безопасность среды обитания, которые позволяют определить её признаки, соответствующие технологии и системную диагностику, а также обеспечить достаточно высокий уровень мотивации изучения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;

— содержание учебной дисциплины включает базовый компонент, определенный ГОСами, и вариативную часть, характеризуемую спецификой конкретной профессиональной деятельности (специальности 09.06, 09.08, 17,02, 17.05);

— формирование культуры безопасности жизнедеятельности управляется на основе когнитивной модели, главным элементов которой является оценочная и самооценочная деятельность, позволяющая адекватно определить значение отношений причинности опасностей и выбрать оптимальный вариант решения;

— создана матричная блочно-компонентная структурная модель культуры БЖД, позволяющая каждому обучающемуся оценить её параметры на основе самооценочной деятельности, а преподавателю получить комплексные дифференциальные и интегральные показатели сформированности уровня личностного потенциала в рассматриваемой области знаний.

Теоретическая значимость исследования состоит в развитии современных педагогических методов и подходов в преподавании курса «Безопасность жизнедеятельности» в техническом вузе и формировании культуры безопасности жизнедеятельности выпускников, которая способствует сохранению их жизни, здоровья и безопасности в дальнейшей профессиональной деятельности. Теоретически обоснованы и разработаны модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности, когнитивная модель системы управления обучением БЖД в техническом вузе и педагогическая технология формирования культуры личной безопасности с широким использованием вычислительной техники и современных информационных технологий.

Практическая значимость исследования определена его дидактической направленностью, ориентированной на разработку методологии и алгоритмов проектирования содержания и технологии процесса профессиональной подготовки обучаемых в техническом вузе вопросам безопасности жизнедеятельности. Практическое значение имеют разработанная в диссертации технология подготовки специалистов вопросам безопасности жизнедеятельности на основе формирования культуры безопасности с использованием когнитивной модели управления обучением курсу БЖД в техническом вузе, а также экспериментально апробированные инновационные подходы к организации учебного процесса, которые позволяют интенсифицировать труд обучающихся и преподавателей, изменить его направленность в сторону развития интеллектуальных способностей за счет использования информационных технологий и в вычислительной техники.

Методические материалы, полученные в диссертации, могут быть использованы для образовательных учреждений системы высшего и среднего образования.

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечена законченным характером и логической структурой построения научно-исследовательской деятельности, результат которого подтвержден опытно-экспериментальной апробациейрепрезентативностью объема выборок и значимостью эмпирических данныхиспользованием методов математической статистики для проверки достоверности полученных экспериментальных результатовнаучным анализом имеющейся философской, психолого-педагогической и специальной литературыпрактической реализацией поставленных в исследовании задач.

К защите предоставляются следующие основные положения:

1. Модель формирования культуры безопасности жизнедеятельности, содержащая культурную инсценировку и освоение внешних проявлений культуры БЖД, осознание понятийно-деятельного тезауруса и рефлексию и завершение культурной инсценировки в рамках формирования культуры безопасности.

2. Методика проектирования содержания учебной дисциплины БЖД, содержащая базовую компоненту, определяемую ГОСами, и вариативную часть, отражающую специфику будущей профессиональной деятельности.

3. Технологии обучения курсу «Безопасность жизнедеятельности» в техническом вузе для специалистов нефтетехнологического профиля на основе когнитивной модели. Этапы проектирования соотносятся с целями, выбором основных концептуальных положений, подбором средств педагогических коммуникаций на основе современных информационных технологий и компьютерной техники, обратной связи, коррекции, управления, что позволяет планировать качество обучения уже на стадии проектирования.

4. Многомерное описание формирования культуры БЖД целостной системой диагностируемых показателей, которые качественно и количественно определяют параметры личной безопасности человека и безопасности среды обитания и позволяют специалисту быть ответственным за себя, за свое самосохранение и развитие, а также за общество в целом.

Содержание проведенного исследования отражено в 34 публикациях автора. Диссертация содержит 181 страницу, состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 161 наименования используемых источников, 25 рисунков, 4 таблиц и 2 приложений.

ВЫВОДЫ.

1. Рассмотрен алгоритм поведения людей в нестандартных ситуациях при отсутствии у них готовых решений. Он позволяет определить значение отношений причинности опасностей и выбрать оптимальный вариант решения. На его основе представлена математическая модель обучения человека безопасному поведению. Эта модель позволяет учитывать не только чему и как надо учить, но и до каких пор проводить обучение.

2. Спроектирована когнитивная модель системы управления обучением курсу «Безопасность жизнедеятельности». Главным элементом системы является оценочная и самооценочная деятельность обучаемого. Она позволяет уяснить структуру проблемы управления обучением безопасности жизнедеятельности, выявить факторы, которые характеризуют или влияют на проблему, а также планировать качество обучения на стадии проектирования.

3. Разработано содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Оно содержит базовую составляющую, определяемую Государственными стандартами и вариативную часть, которая рассматривает специфику опасностей в будущей профессиональной деятельности. Содержание учебной дисциплины воспитывает культуру безопасности. Процесс формирования реализовывается на основе спроектированной технологии обучения безопасности жизнедеятельности. Этапы проектирования включают в себя цели, выбор основных концептуальных положений, подбор средств педагогических коммуникаций, создание компьютеризированной среды обучения на базе мультимедийных технологий. Созданная образовательная среда способствует развитию философии безопасности и созданию рефлексивных умений по обеспечению безопасности.

Предложенная технология реализации содержания по формированию культуры безопасности, по результатам эксперимента, оказалась эффективна, что и было доказано в результате опытно-экспериментальной апробации.

Заключение

.

Полученные результаты опытно-экспериментальной апробации содержания и технологии формирования культуры безопасности жизнедеятельности подтвердили выдвинутую гипотезу, правильность концептуальных положений и позволили сделать следующие выводы, которые раскрывают положения, выносимые на защиту:

1. Деятельность человека всегда происходит при взаимодействии с обществом и природой. Процесс формирования личности есть усвоение социальной программы, поэтому его можно обозначить как социокультурный, поскольку культура как способ и форма бытия человека. Следовательно, при формировании иерархии ценностей и приоритетов в системе «человек-среда обитания» все усилия должны быть направлены на культурную подготовку личности.

2. Человек, как система, имеет главную цель — самосохранение — и функциональную цель — удовлетворение потребности вышестоящей системы — природы — в безопасном существовании. Поэтому при формировании культуры безопасности жизнедеятельности, исходя из системного подхода, необходимо учитывать закон сохранения систем и, выделять два её компонента — культуру личной безопасности и культуру сохранения среды обитания.

3. Общая и профессиональная культура в соответствии культуроцентристской парадигмы содержит такие составляющие как понятийно-деятельное ядро, умение увидеть культурную ситуацию и знать методы и средства в ней действовать, понимать аксиологическую, праксиологическую, гносиологическую сущность культуры и готовность к саморазвитию в её направлении. Этот подход также эффективен при формировании культуры личной безопасности и культуры сохранения среды обитания.

4. Наиболее эффективным сценарием формирования новых культурных форм представлена в виде трех этапов: культурная инсценировка — осознание новой культуры — идентификация человека в новой культуре. Этот сценарий необходимо учитывать в модели формирования культуры БЖД.

5. Обучение безопасности является основным направлением предупреждения несчастных случаев, аварий и происшествий за счет более полного учета человеческого фактора. Поэтому для учета этого фактора целесообразно построить вероятностную модель процесса обучения, учитывающую сложность осваевыемых обучаемыми теоретических и практических действий и позволяющую определить вероятность безошибочного и своевременного устранения нестандартных ситуаций и уровень ошибок первого и второго рода для обоснования выбора и принятия решений.

6. Для выявления структуры причинно-следственных связей и оценки последствий воздействия на объект необходимо интегрировать различные методы и технологии решения слабоструктуированных проблем в области обучения. Когнитивные карты дают возможность наглядно представить анализируемые системы и использовать их для прогноза и оценки взаимовлияния концептов друг на друга и обеспечения устойчивости всей системы.

7. Разработанная педагогическая технология формирования культуры безопасности жизнедеятельности на основе когнитивных карт позволяет учесть особенности будущей профессии и активно использовать компьютеры и информационные технологии.

8. Опытно-экспериментальная апробация разработанной технологии формирования культуры личной безопасности и сохранения среды обитания на основе организованного системного мониторинга дифференциальных и интегральных её показателей подтвердила её эффективность.

Проведенное исследование не может претендовать на исчерпывающее научное описание всех аспектов такого сложного процесса, как проектирование педагогической системы формирования культуры безопасности жизнедеятельности, но позволяет решить широкий класс задач формирования личной безопасности и культуры сохранения безопасности среды обитания при подготовке специалистов инженерного профиля.

К числу проблем, нуждающихся в дальнейшей разработке, в первую очередь следует отнести следующие:

— внедрение спроектированной методики содержания образования при преподавании на другие предметы;

— распространение содержания и технологии формирования культуры безопасности жизнедеятельности на ступень среднего, средне-специального и дополнительного образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1980. -232с.
  2. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: изд. Каз. унив., 1996. -567с.
  3. O.A., Хромов JI.H. Техника быстрого чтения. Мн.: Ушверсггэцкае, 1997.-224с.
  4. С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. 200с.
  5. P.M., Моссоулина Л. А., Чертыковцев В. К., Яговкин Г. Н. Экономическая система организации работ по охране труда в управлении Приволжскими магистральными нефтепроводами // Нефтяное хозяйство № 10. -М.: Изд. «Недра», 1991. -с.З9−40.
  6. Ю.А. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1982.- 192с.
  7. С.П., Моссоулина Л. А. Пожаро- и взрывобезопасность технологических процессов и зданий: Метод, указ. для программиров. контроля знаний. Самара: СамГТУ, 1997. 35с.
  8. С.П., Моссоулина Л. А., Пименов Б. К. Компьютерный анализ условий труда на производстве: Метод, указ. к лаборат. практикуму. Самара: Самарский политехнический институт, 1992. — 21с.
  9. О.Н. Русака. СПб, 1992. 1 З. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика: Екатеренбург. Изд. Деловая книга", 1996. 344с.
  10. П.Г. Теоретические основы системной инженерии безопасности. Киев: Изд. КМУГА, 1997. 426с.
  11. C.B., Морозов Л. Л., Сивков В. П. Безопасность жизнедеятельности: Конспект лекций / Под ред. C.B. Белова. М.: ВАСОТ, 1992. — 4.1. — 136с.
  12. A.B., Моссоулина Л. А., Яговкин Г. Н. АСУ охраной труда с позиции оценки надежности системы «человек машина» // Сб. статей конф. «Повышение эффективности работ по охране труда в новых условиях хозяйствования». — Ленинград, 1991. — с.25−28.
  13. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд. Воронеж, ун-та, 1977. -304с.
  14. В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Изд. Педагогика, 1989.- 192с.
  15. Большая Советская энциклопедия: Т.ЗО. М., 1971.
  16. Е.А., Моссоулина Л. А. Модели совершенствования обучения безопасным приемам работ // Труды 11-ой межвузовской конф. «Математическое моделирование и краевые задачи». Самара, СамГТУ, 29−31 мая 2001.-с.80−82.
  17. Е.А., Моссоулина Л. А. Человеческий фактор в обеспечении безопасности труда // Сб. мат. Всероссийской науч.-практ. конф. «Промышленная безопасность, современное состояние, перспективы системы управления». — Пенза, 6−7 июня 2001. —с.31−32.
  18. Е.А., Моссоулина Л. А., Яговкин Г. Н. Пособие для отдельных категорий застрахованных (уполномоченных, членов совместных комитетов и комиссий по охране труда). Самара: СамГТУ, 2000. 78с.
  19. Е.А., Моссоулина Л. А., Яговкин Г. Н. Система программированного контроля знаний для отдельных категорий застрахованных (уполномоченных, членов совместных комитетов и комиссий) по охране труда: Контрольные вопросы. Самара: СамГТУ, 2000.-81с.
  20. Е.А., Моссоулина Л. А., Яговкин Г. Н. Электронный учебник для обучения вопросам охраны труда // Тезисы докл. 9-ой Российской науч.-метод. конф. «Пути и методы совершенствования учебного процесса». — Самара, 2000. с. 66.
  21. В.В., Круглов В. В., Харитонов Е. В. Основы построения нейронных сетей. Смоленск: Изд-во Военного ун-та войсковой ПВО ВС РФ, 1999.
  22. В.В., Харитонов В. В. Метод согласования субъективных измерений в иерархиях матриц отношений предпочтения // Математическая морфология, 1999.
  23. А.И. Концепция современного естествознания. Учебник под. ред. академика Е. И. Нефедова. Тольятти: П/п «Современник" — Изд-во Фонда «Развитие через образование», 1998. — 304с.
  24. А.Л. Профессор профессия. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. 276с.
  25. В.М. Активизация познавательной деятельности студентов. Киев: Вища школа, 1985.
  26. Л.С. Собрание сочинений в 6 тт. М.: Педагогика, 1982. 504с.
  27. Т.А., Хорошевский В. Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. СПб: Питер, 2000.
  28. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Учеб. пособие для вузов. Изд. 6-е, стер. М.: Высш. шк., 1997. — 479с.: ил.
  29. ГОСТ 12.0.002−80 ССБТ. Термины и определения.
  30. ГОСТ 7.27−80 СИБИД Научно-информационная деятельность. Основные термины и определения.
  31. К. Ведение в системы баз данных. М.: «Наука», 1980.
  32. Дж. Элти, М. Кумбс. Экспертные системы: концепции и примеры. М.: «Финансы и статистика», 1987, 190с.
  33. О.В. Альтернатива стереотипам / Вестник высшей школы. 1988. № 6, с.20−26.
  34. О.В., Шатуновский B.JI. Современные методы и технологии обучения в техническом вузе: Мет. пособие. М.: Высшая школа, 1990. — 191с.
  35. Дюк В. Обработка данных на ПК в примерах. СПб: Питер, 1997.
  36. Ж.-Л. Лорьер. Системы искусственного интеллекта. М.: «Мир», 1991, 568с.
  37. .Н., Солдаткин В. И. Информатизация образования: состояние проблемы и перспективы // сб. Создание единого информационного пространства системы образования. — М., 1998. 19с.
  38. В.В. Психолого-педагогические основы использования технических средств в учебном процессе. Ярославль: Издательство ЯГПИ, 1983.- 117с.
  39. Ю.С., Моссоулина Л. А., Филиппова Т. П. Опыт создания и эксплуатация ИПС нормативно-технической документации по охране труда // Экспресс информация «экономика и управление нефтяной промышленности, выпуск 9. М., 1988. — с.7−8.
  40. Ю.С., Моссоулина Л. А., Чертыковцев В. К. ИПС нормативно-технической документации в оперативном управлении охраной труда. // Приборы и системы управления. 1988, № 9. с. 8.
  41. С.А., Моссоулина Л. А., Овчинников А. П. Использование ЭВМ для оценки состояния производственного травматизма // Сб. статей конф. «Совершенствование охраны труда в народном хозяйстве республик Средней Азии». Ташкент, 1988. — с.89.
  42. В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М.: Республика, 1995. — 64с.
  43. A.A. Индивидуальная учебная деятельность как педагогическая проблема. Казань: КГУ, 1982. — 224с.
  44. М., Соломатин Е. Средства добычи знаний в бизнесе и финансах. Открытые системы, № 4, 1997, с.41−44.
  45. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М., 1984.
  46. Классификация и кластер / Под. ред. Дж. Вэн Райзина. М.: Мир, 1980.
  47. Ю. Психологическая кибернетика. № 4, 1992.
  48. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования России // Проблемы Информатизации высшей школы. Специальный выпуск. / Госкомвуз России и ГосНИИ системной интеграции. — 1995. №:3.
  49. М.А. Психология и безопасность. Таллин: Валгус, 1981. — 392с.
  50. В.В., Борисов В. В. Гибридные нейронные сети. — Смоленск: Русич, 2001.
  51. В.В., Борисов В. В. Искусственные нейронные сети. Теория и практика. М.: Горячая линия — ТЕЛЕКОМ, 2000.
  52. В.В., Борисов В. В., Харитонов Е. В. Нейронные сети: конфигурации, обучение, применение. Смоленск: Изд-во Моск. энерг. ин-та, фил-л в г. Смоленске, 1998.
  53. Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки. // Методы системного педагогического исследования. 1980.
  54. В.М. Генетические алгоритмы. Обзор и состояние // Новости искусственного интеллекта, № 3, 1998.
  55. Ю.А. Проблемы преемственности в системе непрерывного образования. // Образованная Россия: Специалист XXI века. Проблемы российского образования на рубеже третьего тысячелетия. СПб.: ПАНИ, 1997. — с.128−131.
  56. О.И., Мошкович Е. М. Качественные методы принятия решений. -М.: Наука. — Физматлит, 1996.
  57. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. -304с.
  58. А.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 181с.
  59. О.В. Педагогическая психология воспитания. Учебное пособие./ Под. ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Институт практической психологии, 1977.-256с.
  60. A.C. Зарубежные нейропакеты: современное состояние и сравнительные характеристики // Нейрокомпьютер. — 1998. № 1−2.
  61. М. Нагао, Т. Катаямо, С. Уэмура. Структуры и базы данных. Москва, «Мир», 1986.
  62. В.И., Корноушенко Е. К., Качаев C.B. Когнитивные технологии для поддержки принятия управленческих решений / Сб. тр. Всероссийской распределенной конференции «Технологии информационного общества 98 Россия» //.
  63. М.Н. Проблемное обучение (основные вопросы теории). — М.: Педагогика, 1975. 239с.
  64. А.Н., Бернштейн JI.C., Коровин С. Я. Ситуационные советующие системы с нечеткой логикой. М.: Наука, 1990.
  65. H.A. Исследование мышления в советской психологии. -М.: Наука, 1966.-352с.
  66. B.C. Лекции по психологии мотивов человека: Учеб. пособие для спецкурса. Пермь: Изд-во Пермского пед. ин-та, 1971. — 120с.
  67. Д.М. Самоуправление и управление. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1991. — 241 с.
  68. Л.А. Педагогические проблемы преподавания курса «Безопасность жизнедеятельности» в техническом вузе // Материалы науч.-метод. конф. «Актуальные проблемы университетского образования». — Самара, 2001. с. 151 -152.
  69. Л.А., Сафонов Я. С. Охрана труда при работе с видеотерминалами: Учебное пособие. Самара: Изд-во «Парус», 2001. — 125с.
  70. Л.А., Сафонов Я. С., Яговкин Г. Н. Автоматизированная система управления безопасностью труда на производстве // Сб. трудов XXI Сам. обл. межвуз. студенч. конф. Самара, 1995. — с.29.
  71. Л.А., Филиппова Т. П. Технология подготовки специалистов нефтегазового профиля по охране труда // Тезисы докл. Всероссийской научн. конф. ученых и студентов «Нефтегазовые и химические технологии». Самара, 23 024 октября 2001. с.35−37.
  72. Л.А., Чернышева Е. А. Методика преподавания курса «Безопасность жизнедеятельности» в техническом вузе // Сб. тезисов международной научн.-практ. конференции «Актуальные проблемы управления 2001». М., 24−25 октября 2001. — с.217−220.
  73. Л.А., Чернышева Е. А. Мультимедиа-технологии в учебном процессе // Материалы науч.-метод. конф. «Актуальные проблемы университетского образования». Самара, 2002. — с.234−235.
  74. Л.А., Чернышева Е. А. Особенности изучения курса «Безопасность жизнедеятельности» //Тезисы докладов 2-ой международной конф. молодых ученых и студентов «Актуальные проблемы современной науки». Самара, 11−13 сентября 2001. с. 53.
  75. Л.А., Чернышева Е. А. Отражение вопросов обучения охране труда на предприятии в курсе БЖД // Материалы науч.-метод. конф. «Актуальные проблемы университетского образования». Самара, 2002. -с.147−148.
  76. Л.А., Чернышева Е. А. Психологический аспект возникновения несчастных случаев на производстве // Тезисы докл. Всероссийской науч. конф. ученых и студентов «Нефтегазовые и химические технологии». Самара, 23−24 октября 2001. — с. 138−143.
  77. Л.А., Яговкин Г. Н. Автоматизация учета и анализа производственного травматизма // Сб. статей конф. «За технический прогресс на железных дорогах». Самара, 1993. — с.122.
  78. В.Н. Воспитание готовности к успеху и безопасности: Учебное пособие по курсу «Педагогика». Барнаул: АОА «Алтайский полиграфический комбинат», 1999. — 125с.
  79. В.Н. Методы, закономерности и принципы воспитания культуры личной безопасности // Основы Безопасности Жизнедеятельности, 2001. № 2. с. 14−20.
  80. В.Н. Мировоззренческая и нравственная подготовка к безопасной жизнедеятельности // 2000. № 9. с. 11−15.
  81. В.Н. Подготовка к безопасному поведению // Основы Безопасности Жизнедеятельности. 2201. № 1. с. 13−16.
  82. Н.И. Психическая напряженность. М.: Издательство Московского университета, 1975. — 112с.
  83. Нечеткие множества в моделях управления и искусственного интеллекта / Под ред. Д. А. Поспелова. -М.: Наука, 1986.
  84. Н.Д. Об активизации учебной деятельности. Вестник высшей школы, 1983. № 8.
  85. Е.А. Мастерство устного выступления. — 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1982.-256с.
  86. Е.В. Как сэкономить учебный год? Бюллетень Ассоциации Российских вузов, декабрь, 1997. — с.28−32.
  87. Ю.М. Проблемы педагогики ненасилия // Педагогика. 1993. № 4.
  88. Основы безопасности жизнедеятельности: Метод, указ. к изучению курса для студентов всех специальностей / Самар. гос. техн. ун-т- Сост.: Г. Н. Яговкин, И. И. Бузуев, Т. П. Филиппова, Л. А. Моссоулина. Самара. 1997.-26с.
  89. Охрана труда в строительстве. Сборник трудов. М.: МИСИ — 1984 г. В. В. Скобунов, Ю. Н. Виноградов. Оценка безопасности строительного производства, с. 14−20.
  90. Педагогика высшей школы: Учебно-метод. пособие / Научн. ред. Н. М. Пейсахов. Казань: Изд-во Казанского ун-та. — 1985. — 193с.
  91. Педагогическая энциклопедия. Т.2. М., 1964. 235с.
  92. Ф.И. Системная деятельность и образование // Высшее образование в Европе. ЮНЕСКО, том XV, № 4, 1990. — с .100.
  93. А. Человеческие качества. М.: Наука, 1987.
  94. П.И., Пасекунов А. Е. Навыки самообразования важная цель обучения // Вестник высшей школы. 1987, № 4. с.31−34.
  95. Построение экспертных систем. Под редакцией Ф. Хейрс-Рот, Д. Уотермана, Д. Лената. М.: «Мир», 1987, 442с.
  96. Психология безопасности (учебное пособие): Сост. Шикиков В. В., Тарадай В. И. К.: НИНЦОП, 1996. 62с.
  97. JI.B., Зотина P.C., Ищенко В. В. и др. Методические указания по применению проблемного обучения в техническом вузе. 4.2. МВТУ им. Баумана, 1984. 42с.
  98. Р.Левин, Д. Дранг, Б. Эделсон. Практическое введение в технологию искусственного интеллекта и экспертных систем с иллюстрациями на бейсике. М.: «Финансы и статистика», 1991, 238с.
  99. Ф.С. Дискретные модели с приложениями к социальным биологическим и экологическим задачам. — М.: Наука, 1986. ф) 117. Ронк В. Аттестация рабочих мест // Охрана труда и социальное страхование. 1987. № 1. с.2−3.
  100. Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. -М.: Педагогика, 1981. 128с.
  101. Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем. -М.: Радио и связь, 1991.
  102. A.B., Тимченко В. В. Основы дистанционного образования. СПб, 1999, 43с.
  103. В.Б. Оптимизация многокритериальных систем нечетко-целевого управления // Известия РАН. Техническая кибернетика. № 4, 1992.
  104. В.Б. Принятие стратегических решений в нечеткой обстановке. М.: ИНГТРО — РЕС, 1995.
  105. Смирнов Б. А, Борисов С. В, Пухов В. А. Основы военной эргономики. -М.:МО СССР, 1981.- 149с.
  106. A.A. Экспериментальная модель изучения одного предмета // Вестник высшей школы. № 8. 1988.
  107. Н.В. Борьба за школу. Из прошлого и настоящего на Западе и в России. СПб, 1910.
  108. В.Н. Формирование системных знаний в области управления научно-технической деятельностью. // Образованная Россия: Специалист XXI века. Проблемы российского образования на рубеже третьего тысячелетия. СПб.: ПАНИ, 1997. — С.72−75.
  109. А.И. Гуманизация российского общества. — М.: Иссл. Центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — 154с.
  110. А.И. Квалиметрия человека и высшего образования. В сб. Квалиметрия человека и образования. 4.1. -М.: ПАНИ, 1992. с.7−16.
  111. А.И. Квалиметрия человека и образования: Методология и практика. 4.1. М., 1992.
  112. А.И. Системотологические основы образовательных систем. -М.: Исследовательский центр, 1992. 641с.
  113. А.И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие. — М.: Исслед. Центр проблем качества подгот. Спец., 1994. 168с.
  114. Н.Ф. Методика составления обучающих программ в свете современных требований к модели специалиста. // Новое в теории и практике обучения. М.: Знание, 1981. с.3−45.
  115. Н.Ф. Теоретические проблемы разработки модели специалитса // Современная высшая школа. 1986. №:2. с. 77.
  116. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: Изд-во МГУ, 1975.-345с.
  117. Т., Фрай Д. Проектирование структур баз данных. М.: «Мир», 1985.
  118. Э.А. Компьютерная поддержка принятия решений. -М.: СИНТЕГ, 1998.
  119. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / А. Н. Тихонов, А. Е. Абрамешин, Т. П. Воронина, А. Д. Иванников, О.П. Молчанова- Под ред. А. Н. Тихонова. М.: Вита-Пресс, 1998.-256с.: ил.
  120. П.П., Халаев Ю. Н. Эргономические приемы выявления резервов эффективности судовых систем. Севастополь: ВСНТО, 1987. -54с.
  121. Ю.К. Квалитативные технологии обучения: Монография. — Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 1998. 149с.
  122. Ю.К. Профессиональная культура и формирование ее составляющих в процессе обучения: Монография / Под ред. В. В. Щипанова. Москва — Тольятти: Изд-во ТолПИ, 2000. — 163с.
  123. В.К. Теоретические основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека: Текст лекций. Самар. гос. техн. ун-т. Самара, 1999.-92с.
  124. В.Н. и др. Базы и банки данных. М.: «Высшая школа», 1987.
  125. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. — М., 1996.- 160с.
  126. М. Интеллектуальный анализ данных в системах поддержки принятия решений // Открытые системы, № 1, 1998.
  127. В.В. Интегративно-дивергентное проектирование мультидисциплинарных образовательных систем. Монография. М.: Изд-во Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов, 1999.- 173с.
  128. В.В. Основы управления качеством образования: Монография. -Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 1998. 100с.
  129. В.В. Проектирование квалитативного образования инженера: Монография. Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 1997.-50с.
  130. Экспертные системы. Принципы работы и примеры. Под редакцией Р. Форсайта. М.: «Радио и связь», 1987, 222с.
  131. JI. Теория и практика модульного обучения. Каунас: Швиеса, 1989.-272с.
  132. В.А. Социальные проблемы и факторы интенсификации научной деятельности: сб. науч. Трудов / АН СССР, ин-т социологии. М.: Наука, 1990.- 163с.
  133. И.С. Личностно-ориентировочное обучение в современной школе. -М., 1996.
  134. Alpert D., and Bitzer D.L. Advances in computer-based education, Science, 167, 1582−1590(1970).
  135. Cronbach L.J. How can instruction be adapted to individual differences? In: R.M. Gagne, Ed., Learning and individual differences (pp.23−29). Columbus, OH: Charles E. Merril, 1967.
  136. Glaser R. Instructional psychology: Past, present and future. American Psychologist, 37,292−305 (1982).
  137. Hofstetter F.T. The cost of PLATO in a university environment, Journal of Computer-Based Education, 9, 248−255 (1983).
  138. Hwang Ch.-L., Lin M. J. Group Decision Making under Multiple Criteria // Lecture Notes in Economics and Mathematical Systems. Vol. 28, 1987.
  139. Oakes F., Sylvester-Evans R., William S. Engineering decisions under stress // Reliability engineering. 1985. — V.13. — P.211−238.
  140. Park K. Human reliability: analysis, prediction and prevention of human errors, Elsevier Science Publ., 1987. — 340p.
  141. Psotka J., Computer-Based instructional research and development in the Army: An overview, Journal of Computer-Based Instruction, 10, 73 (1983).
  142. Swkagi T., Iwai S., Katai O. An Integration on Qualitative Causal Knowledge for User-Oriented Decision Support // Contr. Theory and Advanced Technology. V. 2, № 3, 1986. -P.451−482.
Заполнить форму текущей работой