Анализ результатов констатирующего эксперимента
Следует отметить, что ни один из учеников не сумел безошибочно подобрать к перечисленным словам соответствующие антонимы. Количество правильных ответов составило 44% от общего числа ответов. При подборе антонимов допускали ошибки (например, горькийсоленый, узкийбольшой, мокрыйсырой). Детям с нарушениями слуха не доступно понимание и объяснение пословиц и метафор. Они понимают их смысл буквально… Читать ещё >
Анализ результатов констатирующего эксперимента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально. Речевой материал соответствовал уровню речевого развития ученика.
Все обучающиеся испытывали затруднения в понимании формулировки задания. Не с первого раза воспринимали задания. Мы повторяли и разъясняли каждому ученику.
Результаты, полученные в ходе обработки количественных данных, представлены в Таблице № 3.
Таблица № 3. Результаты выполнения детьми 1,2,3,4 задания первой серии констатирующего эксперимента.
Характер выполнения задания. | |||||||||||||
Количество правильных ответов. | Количество неправильных ответов. | Количество отказов от выполнения задания. | |||||||||||
I. | II. | III. | IV. | I. | II. | III. | IV. | I. | II. | III. | IV. | ||
Е.С. | ; | ; | ; | ; | |||||||||
М.А. | ; | ; | ; | ; | |||||||||
Н.Я. | ; | ; | ; | ; | |||||||||
П.М. | ; | ; | |||||||||||
Р.Н. | ; | ; | ; | ; | ; | ||||||||
Ш. К. | ; | ; | ; | ; | |||||||||
Общее количество ответов. | |||||||||||||
Материалы, представленные в Таблице № 3, отражающие результаты всех четырех заданий данной серии, показывают, заметное преобладание количества неправильных ответов в данной группе детей. Стоит заметить, что количество правильных ответов, полученные нами от детей по всем четырем заданиям, значительно меньше, чем количество неправильных ответов. Наблюдаются отказы от заданий. По результатам представленной таблицы, можно понять, что второе задание направленное на выявление понимания и объяснение ребенком пословиц вызвало наибольшие трудности, так как количество неправильных ответов и отказов заметно преобладает над количеством правильных ответов. Детям с нарушениями слуха недоступно понимание и объяснение пословиц и метафор. Они понимают их смысл буквально, опираясь на какое-то одно слово из пословицы, не всегда ориентируются на ситуацию, понимают всё в прямом смысле, либо вообще не могут объяснить. Пример: «Золотые руки». Ответ ребенка: «Есть хорошие руки» то есть некоторые дети могут только рассказывать, о чем идет речь. Но у каждой пословицы есть своя определенная семантика. Существуют такие пословицы, у которых ответ лежит на поверхности, есть мотивирующие слова, на которые опирается ребенок. И их можно интерпретировать в прямом смысле к примеру: «Семь раз отмерьодин отрежь». Ответ ребенка: «Проверь, а потом отрежь».
Проанализируем результаты третьего задания данной серии, которое было направлено на выявление умения детей с нарушениями слуха подбирать антонимы к заданным словам.
Следует отметить, что ни один из учеников не сумел безошибочно подобрать к перечисленным словам соответствующие антонимы. Количество правильных ответов составило 44% от общего числа ответов. При подборе антонимов допускали ошибки (например, горькийсоленый, узкийбольшой, мокрыйсырой).
Четвертое задание направлено на выявление умения подбирать синонимы к данному слову.
Полученные результаты свидетельствуют о наличии трудностей, которые испытывают слабослышащие школьники в процессе подбора слов-синонимов. Например на слово бороться, дети отвечали: «бороться-бой». Данные Таблицы № 3 демонстрируют значительно более высокий процент неправильных ответов у слабослышащих школьников. Суммируя результаты выполнения детьми основных заданий первой серии констатирующего эксперимента, попытаемся представить их для сравнительного анализа на рисунке № 1.
Рисунок № 1. Количественное соотношение правильных ответов, полученных нами в ходе анализа результатов выполнения детьми основных заданий первой серии констатирующего эксперимента (%).
Как следует из Рисунка № 1, первое задание, предложенное нами детям, оказалось для них наиболее простым, чем три других. При этом считаем необходимым подчеркнуть, что второе, третье и четвертое задание предложенное нами детям вызвали сложности у детей.
Таблица № 4. Результаты выполнения детьми заданий первой серии констатирующего эксперимента.
Типология заданий. | Характер выполнения заданий. | |||
Количество правильных ответов. | Количество неправильных ответов. | Количество отказов от выполнения задания. | ||
Понимание обобщений. | 100%. | ; | ; | |
Понимание смысла по-словиц и метафор | 10%. | 33%. | 57%. | |
Употребление антонимов. | 45%. | 50%. | 5%. | |
Подбор словсинонимов. | 37%. | 49%. | 14%. | |
Завершая анализ результатов выполнения младшими слабослышащими школьниками основных заданий констатирующего эксперимента, считаем необходимым сделать следующие выводы:
- · Детям с нарушениями слуха не доступно понимание и объяснение пословиц и метафор. Они понимают их смысл буквально, опираясь на какое-то одно слово из пословицы, не всегда ориентируются на ситуацию, понимают всё в прямом смысле, либо вообще не могут объяснить.
- · Младших слабослышащих школьников значительно затрудняет процесс образования слов-антонимов и синонимов.
По результатам констатирующего эксперимента мы пришли к выводу, что необходимо разработать программу для совершенствования словесной речи.