Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия развития образного мышления и речи учащихся в процессе обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отметим также, что данное исследование не претендует на создание полной и исчерпывающей системы работы по развитию образного мышления и речи учащихся в школе. Мы рассматривает его как одну из попыток проникновения в сущность сложной и фундаментальной проблемы. Реализованный в работе системный подход к организации и проведению интегративных уроков развития речи сохраняет преемственную связь с той… Читать ещё >

Содержание

  • Ф
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Теоретические основы развития образного мышления и речи учащихся в процессе обучения
    • 1. Образное мышление и речь в структуре творческой деятельности учащихся
    • 2. Психолого-педагогические проблемы развития образного мышления и речи учащихся в процессе обучения
    • 3. Интегративная модель развития образного мышления и речи учащихся в процессе обучения
  • ГЛАВА II. Экспериментальная работа по выявлению педагогических условий развития образного мышления и речи учащихся на интегративной основе в процессе обучения
    • 1. Интеграция содержания предметов гуманитарно-эстетического & цикла как основа развития образного мышления и речи личности школьника
    • 2. Учебные занятия на интегративной основе как форма развития образного мышления и речи учащихся в процессе обучения

Педагогические условия развития образного мышления и речи учащихся в процессе обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Качественные изменения ценностей и потребностей современного российского общества вызывают адекватные изменения целей и задач образования: основной задачей сегодняшней школы становится воспитание творческой, самостоятельной и свободной личности.

Среди факторов развития личности обучение — один из самых значимых, поскольку именно в обучении происходит зарождение и развитие основных психических и личностных новообразований, приобретение опыта осуществления учебно-познавательной, творческой, исследовательской деятельности.

Современный этап развития средней общеобразовательной школы связан с необходимостью решения проблемы повышения интеллектуального уровня, творческого потенциала учащихся. Развитие образного мышления и речи, которые, будучи взаимно обусловленными, характеризуют творческую личность, выступают как основа ее формирования.

Проблема развития мышления многоаспектна. Ее решение опирается на работы философов, психологов, педагогов.

Философские и эстетические аспекты развития мышления исследуются В. Ф. Асмусом, Ю. Б. Боревым, И. А. Гризовой, А. Ф. Лосевым и др.

Психологический аспект проблемы рассматривается в трудах П. П. Блонского, В. В. Давыдова, JI.C. Выготского, Л. Б. Ительсона, А. Н. Леонтьева, Е. К. Осиповой, С. Л. Рубинштейна, Е. Е. Сапоговой, Д. Б. Эльконина, И. С. Якиманской и др.

Педагогический аспект проблемы рассматривается в трудах Л. И. Анцифировой, Ю. К. Бабанского, Н. Н. Волкова, Л. В. Занкова, Е. В. Коротаевой, И. Я. Лернера, В. Г. Маранцмана, А. К. Марковой, М. И. Махмутова, В. Ф. Паламарчук и др.

Однако не все аспекты данной проблемы получили должное освещение в теоретических исследованиях. В современных условиях российского образования в связи с появившейся возможностью моделирования школ по направлениям, созданием профильных классов и т. д. возникла необходимость развития образного мышления и речи на основе интеграции учебных дисциплин и научного обоснования педагогических условий, при которых такая интеграция будет продуктивной. В то же время анализ теории и практики образования свидетельствует о том, что нет специальных исследований, в которых бы рассматривались интегративные проблемы развития образного мышления и речи учащихся в процессе обучения. Таким образом, имеет место противоречие между недостаточным уровнем сформированности образного мышления и речи как составляющей творческой личности и отсутствием практико-ориентированных исследований по педагогической технологии формирования образного мышления и речи в учебном процессе общеобразовательной школы. Преодоление этого противоречия является проблемой исследования.

На основе проблемы определена тема исследования: «Педагогические условия развития образного мышления и речи учащихся в процессе обучения».

Объект исследования — процесс изучения гуманитарных дисциплин в общеобразовательных учреждениях.

Предмет исследования — педагогические условия развития образного мышления и речи учащихся в процессе изучения дисциплин гуманитарно-эстетического цикла в общеобразовательной школе.

Цель исследования — теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить модель развития образного мышления и речи школьников на интегративной основе и выявить педагогические условия ее эффективного функционирования в обучении предметам гуманитарно-эстетического цикла.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение, что процесс развития образного мышления и речи школьников в ходе изучения гуманитарных дисциплин будет более эффективным, если:

• развитие образного мышления и речи вычленяется в качестве одной из самостоятельных целей обучения;

• интегрированы когнитивно-деятельностный и эмоционально-ценностный компоненты обучения;

• образовательные технологии диалогизированы и ориентированы на индивидуализацию и дифференциацию обучения школьников.

Цель и гипотеза исследования позволили определить следующие задачи исследования:

1. Проанализировать подходы к образному мышлению и речи и их формирования в философских, психологических, педагогических, методических, лингвистических, культурологических исследованиях и практике обучения.

2. Разработать интегративную модель развития образного мышления и речи учащихся при изучении предметов гуманитарно-эстетического цикла.

3. Проверить в практике обучения технологии, обеспечивающие необходимый уровень развития образного мышления и речи учащихся.

4. Выявить педагогические условия эффективного развития образного мышления и речи учащихся в учебном процессе.

В исследовании использован комплекс методов: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, культурологической, лингвистической, методической литературывключенное наблюдение, тестирование, анкетирование, интервьюпедагогический экспериментизучение продуктов деятельности и самонаблюдений школьниковпедагогический экспериментматематические методы обработки экспериментальных данныхсравнительный анализ полученных результатов.

Теоретико-методологической основой исследования являются: философские концепции творчества как механизма приобщения развивающейся личности к культурепсихологические идеи развития творческой индивидуальности человекапсихолого-лингвистическая теория речевой деятельностиконцепция личностно ориентированного обучения.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в ней уточнены особенности структуры и динамика интегративного процесса развития образного мышления и речи учащихся в процессе изучения предметов гуманитарно-эстетического цикларазработаны основы отбора содержания образования предметов гуманитарно-эстетического цикларазработана интегративная модель развития образного мышления и речи учащихся в учебном процессе, включающая в себя целевой, содержательный, проектировочно-организационный, контрольно-оценочный компоненты, а также технологию ее реализацииобоснованы и экспериментально проверены педагогические условия эффективного функционирования данной модели в учебном процессе. Разработка интегративного подхода с целью развития образного мышления и речи учащихся в определенной степени обогащает теорию и технологию личностно ориентированного обучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе теоретические положения и выводы и разработанная на их основе технология интегративного урока развития речи (в дальнейшем используется аббревиатура ИУРР — интегративный урок развития речи) существенно повышает эффективность развития образного мышления и речи учащихся. Представленная технология ИУРР может быть использована и уже применяется преподавателями гуманитарно-эстетического цикла, преподавателями психолого-педагогических дисциплин вузов на лекционных и практических занятиях.

База исследования. Исследование проводилось с 1988 по 2000 год на базе лицея № 1, общеобразовательных школ №№ 40, 49, 51 г. Тулы.

Этапы исследования.

На первом этапе (1988;1992 г. г.) осуществлялись изучение и анализ философской и психолого-педагогической литературы, состояние проблемы практики работы школ, разрабатывались исходные положения, определялись цель, задачи, гипотеза исследования.

На втором этапе (1993;1995 г. г.) разрабатывалась программа исследования, создавалась модель процесса развития образного мышления и речи учащихся в учебной деятельностипроводился констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития творческого потенциала учащихсяобобщался и систематизировался полученный материал.

На третьем этапе (1996;2000 г. г.) проводилась экспериментальная работа по проверке модели и технологии процесса развития образного мышления и речи учащихся, проверялась эффективность разработанных материалов, подводились итоги, осуществлялась обработка и обобщение полученных данных, формулировались и проверялись выводы исследования, уточнялись отдельные теоретические положения, разрабатывались и внедрялись в практику методические рекомендации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Образное мышление и речь задают общую направленность мыслительной деятельности и придают ей личностный смысл, выступая как одно из средств формирования каждого школьника как самостоятельной творческой личности.

2. Разработанная модель процесса развития образного мышления и речи учащихся в учебном процессе на интегративной основе включает следующие компоненты: целевой, содержательный, проектировочно-организационный, процессуально-технологический, контрольно-оценочный.

3. Динамическая сторона процесса развития образного мышления и речи обеспечивается технологией ИУРР. В системе работы по развитию образного мышления и речи необходимо использовать следующее: естественную и специально спроектированную интеграцию предметов гуманитарно-эстетического циклавзаимосвязь когнитивно-деятельностного и эмоционально-ценностного компонентов как средство мотивации учебной деятельности школьниковиндивидуально-дифференцированный подход в обучении.

4. Педагогические условия развития образного мышления и речи:

• интеграция содержания предметов гуманитарно-эстетического циклаиндивидуально-дифференцированный подход, диалогичность обучения, способствующие становлению субъектности ученика в процессе обучениясотворчество учителя и ученика;

• интеграция когнитивного и эмоционально-ценностного аспектов обученияоптимальное использование наглядных и технических средств обучения.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на методологию исследования творческой учебно-познавательной деятельности, анализом и синтезом теоретический и экспериментальных материалов, организацией опытно — экспериментальной работы и применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследованияметодами математической обработки результатов опытно-экспериментальной работы, длительностью экспериментавнедрением полученных результатов в практику работы ряда школ г. Тулы.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования регулярно докладывались и обсуждались на ежегодных аспирантских семинарах и конференциях ТГПУ им. JI.H. Толстого, на педагогических советах, заседаниях методического объединения учителей русского языка и литературы и получили одобрение на международной научно-практической конференции «Проблемы становления и развития ценностных ориентаций учителя на рубеже XXI века» (г. Тула, 1997 г.), «Динамика педагогического образования: от институтак университету» (г. Тула, 1998 г.), III Всероссийской научно-методической конференции «Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителей-словесников» (г. Воронеж, 1992 г.), на научно-практической конференции аспирантов и докторантов ТГПУ им. Л. Н. Толстого «Образование как ценность» (г. Тула, 1998 г.), Международной научно-практической конференции по актуальным проблемам образования, языка и литературы «Роль языка и литературы в мировом сообществе» (г. Тула, 2000 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по главе 2.

Интеграция гуманитарных дисциплин на учебных занятиях, являясь стимулом и материалом для развития образного мышления и речи учащихся, позволяет обеспечить развитие их интеллекта, сенсорно-эмоциональной сферы, речи.

Интегративность содержания — это реализация межпредметных связей в обучении, которая позволяет наиболее эффективно решать задачу уточнения и обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей действительности, о человек, о природе и обществе и на их основе — задачу формирования понятий, общих для разных учебных предметов, а также развития образного мышления и речи в процессе изучения предметов гуманитарно-эстетического цикла.

Работа над средствами, с помощью которых создается образ в произведениях литературы, живописи, музыки, скульптуры, театра, кино и т. п., пополняет опыт учащихся, расширяет их кругозор, обогащает лексику, грамматический и синтаксический строй речи, формирует навыки общения.

Созданная с помощью интеграции различных видов искусства атмосфера обеспечивает возможности для сознательного и активного творчества, упражнений и практики самореализации учащихся в вербальной и невербальных формах в процессе обучения. Стимулирующая сила речевой ситуации, созданной на интегративной основе, проявляется в демонстрируемой учащимися многоаспектности мышления, остроте мышления, смелости ассоциаций, яркости образного видения.

Опытно-экспериментальная работа позволила спроектировать технологию интегративного урока развития речи, являющегося наиболее эффективной формой организации обучения, направленной на развитие образного мышления и речи учащихся.

Теоретически выделенный комплекс педагогических условий развития образного мышления и речи учащихся в процессе изучения предметов гуманитарно-эстетического цикла подтвердился и обеспечил достаточный уровень образного мышления и речи учащихся, а также существенно повысил успешность учебной деятельности учащихся, уровень их самопознания, самодеятельности, саморегуляции и внес положительные изменения в структуру учебных мотивов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Реформирование российской системы образования, обновленная нормативно-правовая база значительно изменили условия содержания образования. Проблема создания системы интегративного подхода к обучению в данном исследовании решалась на материале предметов гуманитарно-эстетического цикла.

В динамической социально-педагогической ситуации обучение представляет собой социальную функцию по передаче и усвоению накопленного опыта, по превращению общественного опыта в достояние индивида. Не всякий опыт передается каждому. Но в опыте каждой эпохи есть основа, которая подлежит в любом государстве передаче всем и усвоению всеми. Этой основой является родной (в нашем случае, русский) язык, выступающий одновременно средством общения, средством передачи опыта познавательной, практической, коммуникативной, составной частью культуры. Кроме того, русский язык является средством овладения школьными дисциплинами, и поэтому как предмет обучения занимает среди других предметов особое место.

Поиски в рамках личностно ориентированного обучения тех звеньев, этапов, резервные возможности позволили изменить технологию обучения, привели к системе организации обучения, в которой разработке этапа включения в деятельность отводится главная роль.

Образное мышление и речь выступают как одно из средств формирования творческой личности учащегося, задают направленность мыслительной деятельности, придавая ей личностный смысл.

Интегративный подход к обучению является эффективным фактором развития образного мышления и речи учащихся.

Разработанная в исследовании модель развития образного мышления и речи учащихся при изучении предметов гуманитарно-эстетического цикла и представленная технологи ИУРР обеспечивают необходимый уровень развития образного мышления и речи в учебном процессе.

В системе работы по развитию образного мышления и речи необходимо использовать естественную и созданную с помощью интеграции взаимосвязь когнитивно-деятельностного и эмоционально-целостного компонентов как средства мотивации деятельности школьников, что позволяет на всех этапах обучения вносить элементы творчества даже в репродуктивную деятельность ученика, осуществляя при этом индивидуально-дифференцированный подход.

На основе проверки эффективности экспериментального обучения можно утверждать, что соблюдение выявленных нами педагогических условий во многом способствуют вовлечению школьников и творческую деятельность, стимулирует развитие устойчивых интересов, познавательной деятельности, ведет к осознанию учеником своей роли как субъекта развития.

Отметим также, что данное исследование не претендует на создание полной и исчерпывающей системы работы по развитию образного мышления и речи учащихся в школе. Мы рассматривает его как одну из попыток проникновения в сущность сложной и фундаментальной проблемы. Реализованный в работе системный подход к организации и проведению интегративных уроков развития речи сохраняет преемственную связь с той системой работы над связной речью, которая отражена в действующих программах, принята в современной школе и основу которой составляют коммуникативные умения.

Дальнейшей разработки, на наш взгляд, требует ряд аспектов обозначенной проблемы: разработка методов тестирования различных аспектов усвоения, роста, эволюции навыков письменной и устной речи учащихся как проявления степени развития их коммуникативной компетенции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  3. Л.С. Сочинение о сочинениях. М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
  4. JI.К., Козлова В. Г. Способности одаренности. /Рабочая книга школьного психолога/ Сост. В. И. Дубровина, М.: Просвещение, 1991. — С. 238−250
  5. Активность личности в обучении: /Психолого-пед. аспект/: Сб. науч. тр. М.: НИИВШ, 1986, — 191 с.
  6. Актуальные проблемы развития речи учащихся. Сб. статей. Под ред. А. П. Еремеевой. -М.: Просвещение, 1980. 151с.
  7. Г. С. Творчество как точная наука. М.: Радио, 1979. 118с.
  8. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. 568с.
  9. Е.А. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности при изучении синтаксиса: Автореф. дис. канд. пед. наук.-М.: 1989.-19с.
  10. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.-365с.
  11. Н.Л. Уроки прекрасного. М.: Просвещение, 1983
  12. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Просвещение, 1967
  13. А.А., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей личности (от диагностики отбора к диагностике развития) // Вопросы психологии. 1992. — № 12. — С. 6−14
  14. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. М., 1982. — С. 192.
  15. А. Философия искусства. М.: Искусство, 1989. — С. 36.
  16. М.Т. Межпредметные связи русского языка в учебном процессе // Русский язык в школе, — 1979 № 3 — С. 9−14.
  17. М.Т. Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка. // Урок русского языка на современном этапе. М.: Просвещение, 1978 — С. 24−29.
  18. B.C. Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике (Отв. ред. B.C. Безрукова). Свердловск, 1990. — С. 5−26.
  19. А. Творческая эволюция. Спб., 1919. — С. 105, 293.
  20. Н.А. Самопознание. М.: Правда, 1999. — С. 40,41,152.
  21. Н.А. Философия творчества, культуры, искусства. М.: Искусство, 1994. — С. 3.
  22. B.C. Мышление как творчество М.: Политиздат, 1973. — 399с.
  23. Д.П. Интеллектуальная активность как проблема творчества-Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1983- 176с.
  24. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования. // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 15−19.
  25. Г. А., Носкова Г. Н., Степанов А. А. Развивающие возможности аудиовизуальных средств обучения. // Педагогика. 1996. — № 4. — С. 40−43
  26. А.В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1978. -230 с.
  27. В.В. ИЗО и музыка. — Л.: Художник, 1983
  28. Г. А. Опыт диагностики зоны ближайшего развития. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития у детей. Под ред. Д. Б. Эльконина, А. П. Вагнера. М.: НИИ АПН СССР, 1981. — с. 130−145.
  29. «author»>Вершинина Г. Б. ".Вольна о музыке глаголить": Музыка на уроках развития речи: Пособие для учителя, — М.: Новая шк., 1996 191 с.
  30. Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности М.: Русский язык. — 1985.- 116с.
  31. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд. МГУ, 1990.-288с.
  32. Н.Ф. Творчество школьников в музыкальной деятельности // Советская педагогика. 1985. — № 10.
  33. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. Под ред. И. С. Якиманской, Науч. исслед. ин-т общей и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 224с.
  34. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления. М.: Педагогика, 1990.
  35. Н.Н. Цвет в живописи. М.: Ис-во, 1984.
  36. Е.И. Интегративный подход к разработке теоретических основ преподавания иностранного языка //Иностранные языки в школе. 1988 № 1. -С. 20−24.
  37. Г. Я. Распознавание слуховых образов. М.: Музыка, 1990.
  38. Вопросы психологии способностей. Сборник статей. Под ред. В. А. Крутецкого. М.: Педагогика, 1973. -216с.
  39. В.Д., Маслов А. П. Русское искусство в вопросах и ответах. Спб., 1997.-269с.
  40. Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся в обучении. М.: 1976.-с. 78−98.
  41. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1981. — 176с.
  42. Л. С. Собр. соч.: В 6-ти Т. Т.4.-М.: Педагогика, 1983 -372с.
  43. Выготский JL С. Собр. соч.: В 6-ти Т. Т. З-М.: Педагогика, 1983. -368с.
  44. JI.C. «Мышление и речь». М.: Лабиринт, 1999. — С. 350.
  45. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93с.- илл.
  46. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. — 572с.
  47. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-воМГУ, 1985.-45 с.
  48. Г. Д. Новая Россия: общее образование и образующееся общество. // Педагогика. 2000. -№ 6. — С. 3−13.
  49. Г. А. Творчески одаренная личность: Проблемы и методы исследования. Учебн. пособие Екатеринбург: УрГУ, 1992. — 128с.
  50. .Н. Основы культуры речи. М.: Высшая школа. — 1980.
  51. И.А. Художественное мышление и художественный образ: Дис. кан. фил. науч. Одесса, 1990. — 218с.
  52. Е.Д. Эмоциональная память и ее механизмы. М.: Наука, 1980. -180 с.
  53. Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности. Вопросы психологии, № 6,1991, с. 14−20
  54. В.В. Теория развивающего обучения М.: ИНТОР, 1996 — 544 с.
  55. А.Я. Учебный предмет как интегративная система. // Педагогика. -1997. -№ 4. -С. 24−28.
  56. .И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. -272 с. (Над чем работают, о чем спорят философы).
  57. Т.К. Обучение и развитие на уроках русского языка Л.: 1981.
  58. В.Н. Психология общих способностей. М. — 1995.
  59. Н.П. Процессы мышления в речевой деятельности / Психолого-дидактический аспект // М.: 1970. — С. 315.
  60. А.П. Формирование речевой деятельности учащихся в процессе изучения русского (родного) языка: Автореф. дис. д-ра пед. наук М.- 1991,-44с.
  61. Ж. Пиаже. Речь и мышление ребенка. Госиздат, 1932. С. 374−375.
  62. Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе // Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку.-М.: 1969.-104с.
  63. Н.И. Психологические основы развития мышления и речи. // Русский язык в школе, — 1985.- № 1- С.47−54.
  64. Н.И. Речь как проводник информации.-М.: Наука, 1982. -160 с.
  65. А.П. Звук и смысл: Кн. для внеклассного чтения (8−10 кл.) — М.: Просвещение, 1981. 160с., илл.
  66. И.К. Через доказательства к убеждениям. М., 1980. — С. 63.
  67. В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Просвещение, 1982. 160с.
  68. И.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. // Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С. 86−93.
  69. JI.B. Развитие школьников в процессе обучения. Избранные психологические труды. М. 1990. С. 102.
  70. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. -М.: Педагогика, 1981. 160с.
  71. JI.M. Наглядность в преподавании русского языка: Пособие для учителя. М: Просвещение, 1984. — 159с., ил.
  72. Л.И., Сушкова Е. Ю. Методики оценки эффективности учебно-воспитательного процесса (для учителей-экспериментаторов). Ч. 1. М.: 1987. — 104с.
  73. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. -М.: 1994.
  74. Ю.Б. Организация современного урока. М. 1984.
  75. Э.В. Учить мыслить / В кн.: Мастерство воспитания. М., 1970. -С. 198−199.
  76. Е.Н. Искусство общения. М., 1982. — С. 12 — 13 .
  77. Интеграция образования, науки и производства: Сб. материалов Всероссийской конференции, Томск., РФСО АН СССР, НИИ ТО АПН СССР, 1988.-206с.
  78. Интеграция общественных, естественных и технических наук. Основные проблемы и тенденции. Науч. аналит. обзор / Б. Г. Юдин. М.: 1987. — 43с.
  79. Л.Б. Лекции по общей психологии. Часть II. М.: 1972. — С. 279 325.
  80. Кабанова-Меллер Е. П. Учебная деятельность и развивающее образование. -ML: 1981.-376 с.
  81. Каган М. С, Эстетика как философская наука. Спб., 1977. 543с.
  82. З.И. Педагогика гуманизма. М.: Знание. — 1990. — С. 80.
  83. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: 1981.
  84. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход).-М.: Изд-во МГУ, 1983, — 168с.
  85. О.В. Инновационное обучение. СПб.: Лики России. — 1997. -С. 480.
  86. Качество знаний и пути его совершенствования. / Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского, М.: 1978. 216 с.
  87. Г. Д. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. Л.: ЛГПИ, 1986. — 240 с.
  88. Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М.: Просвещение, 1992.-С. 26,41.
  89. П.П. Знаковые аспекты искусства и художественное восприятие / Дис. к.ф.н. Свердловск, 1982. — 207с.
  90. Н.И., Лейзеров Н. Л. Эстетическое творчество. М.: Знание, 1984. -С. 9.
  91. . В поисках. Физики и квантовая теория. М., 1971. — С. 143 — 148.
  92. Кон И. С. Психология юношеского возраста (проблема формирования личности): Учеб. пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1979, — 175с.
  93. Е.В. Роль ученического сочинения в формировании нового отношения к учению. -РЯШ. 1991. — № 6. — С. 12−15.
  94. В.М. Воспитательные аспекты педагогического проектирования. // Педагогика. 1997. -№ 5. -С. 46−51. ' ^
  95. .И. Учение — процесс творческий. М.: Просвещение. — 1980. -С. 119.
  96. А.С. Типы интеграционных процессов в науке. // Единство и многообразие мира, дифференциация и интеграция знания. М.: 1981. — С. 5158
  97. В.А. Вопросы психологии способностей. / Под ред. В. А. Крутецкого. М.: Просвещение, 1964. — 260с.
  98. Н.В. Методы системного педагогического исследования / Учеб. пособие. Под ред. Н. В. Кузьминой. ЛГУ, 1980. — 172с.
  99. Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. Л.: ЛГУ, 1967. — С. 37.
  100. Т.А. Создание базисной программы «Речь» как одно из основных условий реализации идеи медпредметных связей. В кн.: Взаимосвязи предметов гуманитарного цикла. — М.: 1979. — С. 43−46.
  101. Т.А. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся: Метод, рекомендации, — М.: МГПИ, 1985.
  102. В.П., Орлов В. А., Панов В. И. Психолого-педагогические аспекты развивающего обучения. // Педагогика. 1996. — № 6. — С. 25−30.
  103. B.C. Содержание образования. М.: 1985.
  104. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х Т1 М.: Педагогика, 1983. — 320с., илл.
  105. А.Н. Опыт экспериментального исследования мышления. Избранные психологические исследования. В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1983.-С. 79−93.
  106. А.Н. Проблемы развития психологии. 2-е изд. доп. — М.: Мысль, 1965.-572с.
  107. А. А. Принцип коммуникативности сегодня // Иностранные языки в школе, — 1986, — № 2.- С.27−33.
  108. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. -214с.
  109. И.Я. Дидактические основы методов обучения М.: Педагогика,-1981, — 185с.
  110. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций. // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 7−11.
  111. .В., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980.-76 с.
  112. А.Ф. Античная философия и история. М.: Наука, 1977.
  113. Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. -М.: Республика, 1995.
  114. Ю.М. и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. 560с.
  115. Лук А. Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1976.
  116. В.Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика образования // Психологическое обучение. 1997, № 2 (5). С. 9−10.
  117. Г. К. К дискуссии об интеграции школьных предметов. // Педагогика. 1996. — № 6. — С. 114−116.
  118. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения— М.: Просвещение, 1988 192с.
  119. Вс. Евг. Изучение и развитие письменной речи учащихся в свете теории речевой деятельности. Дис. доктора пед. Наук Иваново, 1979. — 409с.
  120. В.Г. Речевые способности школьников и их развитие в процессе обучения. // РЖИ 1994. -№ 6. — С. 41−50.
  121. А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение. 1988. 207с.
  122. А.К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. // Науч.-исслед. ин-т общей и пед. Психол. Академии пед. наук СССР М.: Педагогика, 1983- 64с.
  123. Межпредметные связи в преподавании искусства в школе. Сб. научн. трудов / Под ред. Е. В. Квятковского М.: Изд-во АПН СССР, 1981. — 97с.
  124. Межпредметные связи в процессе обучения. Сб. статей) Под ред. Кулагина П. Г. Пенза., 1971, — 59с.
  125. М.Я. Развитие лингвистического мышления учащихся. М.: Педагогика, 1989. — 143с.
  126. М.М. Образность как одно из качеств хорошей речи // РЯШ. -1991.-№ 1.-С. 83−86.
  127. В.М. Аксиоматический подход к проектированию педагогическихтехнологий. 11 Педагогика. 1997. — № 6. — С. 26−31.
  128. Г. А. Образование как рабочее поле интеграции. // Педагогика. -1997.-№ 5.-С. 52−55.
  129. А.А. Речевые средства формирования учебного интереса у школьников. // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 45−52.
  130. Э.Ш. Приемы педагогического воздействия. М.: 1992. — С. 215.
  131. .П. Ступеньки творчества. М.: Просвещение, 1991. С. 26.
  132. И.Т. Педагогика школы. М.: 1978. — С. 56.
  133. В. Введение в общую дидактику: Пер. с польск. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. М.: Высш. шк. 1990. — 382с.
  134. В.А. Урок в современной школе. М.: 1985.
  135. А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании. // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 9−15.
  136. Е.К. Психолого-педагогические основы развития мышления учителя. Т.: ТГПУ, 1997. — 136 с.
  137. Основы педагогического мастерства (под ред. Зазюна И.А.) — М.: Просвещение, 1989.
  138. А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. М., 1985.
  139. В.Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение. — 1997. — С. 144.
  140. Педагогика и логика. М.: «Касталь», 1992. — 415с.
  141. Педагогический поиск (сост. И.Н. Баженова). М.: 1990.
  142. Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. Под ред. Т. А. Ладыженской и В. Н. Мещерякова.- М.: Флинта, Наука, 1997- 388с.
  143. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ВШ, 1984. — 174с.
  144. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-С. 279.
  145. . Сб. статей. Сост. A.M. Шахнарович. М.: Прогресс, 1984,-367с.
  146. Психологическая наука в России XX столетия / Под ред. А. В. Брушлинского. -М.: ИПРАН, 1977. С. 186−262, 559−570.
  147. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.- Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Академии пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983, — 448с., ил.
  148. ПутляеваЛ.В. О функциях эмоций в мыслительном процессе // Вопросы психологии, — 1979,-№ 1.-С.28−37.
  149. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1961.
  150. В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980.
  151. С.Х. От художника к зрителю. М.: «Современный художник», 1978.
  152. Я. Экспериментальная психология эмоций.- М.: 1979 159с.
  153. Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М.: Прогресс, 1978.-214с.
  154. В.Б. Беседы об искусстве. М.: Просвещение, 1979. — С. 181.
  155. С. Л. Принцип творческой самодеятельности //Вопросы психологии. 1982, — № 4. — С. 106−110.
  156. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -424с.
  157. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1989,-328с.
  158. Л.И., Арет, А .Я. Самовоспитание школьников. М.: Педагогика, 1976. — 160с.
  159. М.А. Избранные труды: К 100-летию со дня рождения / Сост. И. Е. Каплан. М.: Педагогика, 1985/7- 248с.
  160. А.Н. Образно-эмоциональная функция речи и поэтическая речь.
  161. Ростов н/Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1978. 128с.
  162. Е.Е. Развитие знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста: Спец. 19.00.07 педагогия, и возраста, психолог. / Автореферат. докт. психолог, наук. — М.: 1994. — 44 с.
  163. Е.Е. Ребенок и знак: психол. анализ знаково-символ. деят-ти дошкольника / Тул. гос. пед. ин-т им. JI.H. Толстого. Тула: Приок. кн. изд-во, 1993.-262 с.
  164. Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащихся. // Педагогика. 1997. — № 3. — С. 40−45.
  165. .А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. М.: Наука, 1988. 244 с.
  166. Е.В. Проблемы речевой системности. М.: Наука, 1987. 138 с.
  167. Система обучения сочинениям в 4−8 классах. Под ред. Т. А. Ладыженской. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1973 — 367с.
  168. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю) М.: Педагогика, 1986. — С. 150.
  169. А.А. Избранные психологические труды: В 2-х т., Т. 2. М.: Педагогика, 1987. — 344с.
  170. Сумерки богов (под ред. Яковлева А.Л.) М.: Политиздат, 1990.
  171. Н.В. Управление процессом усвоения знаний. / Психологич. основы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 344 с.
  172. Теория метафоры. / Сборник статей. М.: Прогресс, 1990. 521 с.
  173. .Н. Проблемы индивидуальных различий. // Хрест. по психологии. Сост. В .В. Мироненко. М.: Просвещение, 1977. — С. 333−338.
  174. O.K., Клочко В. Е. Обнаружение противоречий как начальный этап формирования задачи. Искусственный интеллект и психология. М.: 1976.- 176−205 с.
  175. А.П. Педагогические основы творческой учебно-познавательной деятельности. Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01. Л.: 1991. — 396с.
  176. Управление творческим мышлением и воображением (методические разработки).-Магнитогорск, 1992.
  177. Учитель и общество: Сб. / Сост. А. И. Леонтьева, — М.: РИЦ «Татьянин день», 1995. 144с.
  178. Л.П. Анализ теории и практики методики обучения русскому языку: Учебное пособие Курск: изд. КГПИ, 1994. — 205с.
  179. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 4-е изд.- М.: Политиздат, 1981.-445с.
  180. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1983. 96с.
  181. Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. М.: Знание, 1984. С. 80.
  182. Н.Г. Интеграция науки: Философский очерк. 2-е изд., перераб. и допол. -М.: Мысль, 1981. — 276с.
  183. М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения. // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 21−29.
  184. В.Д. Деятельность и способности. М.: 1994. С. 4,150.
  185. Р. Познание и посвящение. М.: Московский центр вальдорфской педагогики, 1992.
  186. B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988. 80 с.
  187. Е.А. Как развивать и воспитывать способности у детей. / Под ред. Е. И. Волкова и др. М.: НИИ ВШ, 1969. — 120с.
  188. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  189. Д.Б. Избранные психологические труды. /Под ред. В. В. Давыдова, В.П. Зинченко/. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
  190. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994.-7с.
  191. Язык и личность. / Отв. ред. Д. Н. Шмелев. М.: Наука. — 1980. 149с.
  192. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. Приложение библиотеки «Директор школы». Выпуск № 2. М. — 1996.
  193. И.С. Дифференцированное обучение: «Внешние» и «внутренние» формы личностно-ориентированного обучения. Приложение библиотеки «Директор школы». Выпуск № 3. М. — 1995.
  194. И.П. Интеграция высшей школы с наукой и производством. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.- 128с.
Заполнить форму текущей работой