Межпредметность, надпредметность, метапредметность
Наиболее новым является понятие «метапредметность». Надпредметность и метапредметность часто отождествляют, однако метапредметность характеризуется еще более высоким уровнем интеграции — она лежит за пределами нс только конкретного предмета, отдельных действий и учебной программы, но и школы вообще — в плоскости реальной непредсказуемой жизни. Она обеспечивает формирование таких действий, которые… Читать ещё >
Межпредметность, надпредметность, метапредметность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Традиционное школьное обучение построено на дисциплинарном принципе, что отражает ситуацию в науке, но нарушает естественную, диалектическую связь, существующую между явлениями и предметами реального мира. Оно нуждается в интеграции. Сегодня этот вопрос поставлен остро, а разными уровнями проявления интеграции являются межпредметность, надпредметность и метанредметность. Постараемся в этом разобраться.
Одним из основных дидактических принципов обучения является преемственность в обучении, т. е. установление взаимосвязей нового с уже изученным — как в области содержания, так и в области методов обучения, как внутри одного предмета, гак и между разными предметами. Последнее получило название межпредметных связей. Первые упоминания о межпредметных связях встречаются в работах мыслителей XVII—XVIII вв. Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега. Целостную систему интегрированного обучения реализует вальдорфская педагогика. В нашей стране наиболее ярким проявлением этой тенденции были комплексные программы ГУСа 1920;х гг. (подробнее об этом в главе 1). В 1970;е гг. большинство исследователей стали рассматривать «межпредметность» как фундаментальный принцип дидактики, т.с. не как дополнение к предметоцентрированному образованию, а как основу построения учебного процесса. На рубеже 1980—90-х гг. создаются интегрированные учебные курсы, одним из которых является обществознание.
В педагогике накопилось более 30 определений понятия «межпредметные связи». Мы остановимся на устоявшемся определении И. Д. Зверева.
Межпредметные связи — сопряженные поля различных учебных предметов, которые взаимно учитывают общее между предметами как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе[1].
В обыденной практике понятие «межпредметные связи» чаще используется для характеристики сопряженных полей двух-трех предметов в области содержания учебного материала. Надпредметность рассматривается как организованность качественно нового уровня, позволяющая создать условия для формирования универсальных учебных действий средствами разных предметов. Через нее происходит систематическое образование личностных культурных смыслов, что является одним из аспектов интеграции в рамках концепции личностно-ориентированного образования культурологического (гуманистического) типа, характеризующейся отношением к ученику как к «интегральной индивидуальности», самостоятельно формирующей личностное, знаниевое и смысловое поле.
Наиболее новым является понятие «метапредметность». Надпредметность и метапредметность часто отождествляют, однако метапредметность характеризуется еще более высоким уровнем интеграции — она лежит за пределами нс только конкретного предмета, отдельных действий и учебной программы, но и школы вообще — в плоскости реальной непредсказуемой жизни. Она обеспечивает формирование таких действий, которые обеспечивают способность принимать решения в различных жизненных ситуациях, в том числе нестандартных. Чтобы лучше понять сущность метанредметности, обратимся к эксперименту, но внедрению метапредметных курсов в 8—11 классах. Это такие курсы как «Знание», «Знак», «Задача» и «Проблема». Например, в курсе «Знак» ученики учатся схематизации, в курсе «Задача» — развивают способность выстроить процедуру достижения цели; в курсе «Проблема» — анализировать вопросы, которые до сих пор полностью не разрешены. Организация проектной деятельности также является проявлением метанредметности. В данной главе мы будем.
говорить именно о межпредметных связях, т. е. тех, которые устанавливаются между некоторыми предметами.
- [1] Зверев И. Д. Взаимная связь учебных предметов. М.: Знание, 1977. С. 6.