Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обоснование условий эффективного освоения ресурсов природного газа Западной Сибири

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В целях обеспечения инвестиционной привлекательности стратегии стабилизации газодобычи в Западной Сибири на ближайшие 10−20 лет, предполагающей ввод значительного числа новых небольших месторождений с трудноизвлекаемыми ресурсами, в работе даны рекомендации по организации экономического аудита запасов и расчету эффективной их цены с использованием чистого консолидированного дохода на 1000 м газа… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Современное состояние и перспективы развития газодобычи в Западной Сибири
    • 1. 1. Ретроспективный анализ функционирования газодобывающей промышленности
    • 1. 2. Состояние сырьевой базы и условия ее восполнения
    • 1. 3. Регионально-отраслевые тенденции и закономерности развития газодобычи
  • 2. Экономическое регулирование выработки запасов на газовых месторождениях
    • 2. 1. Исследование эффективности разработки месторождений природного газа на различных стадиях
    • 2. 2. Взаимодействие субъектов недропользования при разработке месторождений газа на завершающей стадии
    • 2. 3. Организационно-методическое обеспечение экономического аудита запасов как средства достижения инвестиционной привлекательности сырьевого потенциала газодобычи
  • 3. Выбор рациональных схем финансирования инвестиций в газодобычу
    • 3. 1. Особенности и проблемы сложившейся практики финансирования доразработки и освоения новых месторождений
    • 3. 2. Приоритетные схемы финансирования инвестиций в развитие газодобычи и условия их реализации
    • 3. 3. Фондовые технологии финансирования российских газодобывающих компаний с международных рынков капитала

Обоснование условий эффективного освоения ресурсов природного газа Западной Сибири (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Газовая промышленность — одна из ведущих отраслей топливно-энергетического комплекса, обеспечивающая важнейшие стабилизирующие и интегрирующие функции в экономике России, характеризуется на современном этапе целым рядом отраслевых, территориальных и институциональных особенностей, обуславливающих возможность и продолжительность стабильного развития отрасли и эффективного освоения ресурсов природного газа.

Основным регионом добычи газа в России является Западная Сибирь с преобладающей значимостью севера Тюменской области. Созданный здесь производственный потенциал способен обеспечить добычу газа в 500−530 л млрд. м /год и конденсата 8−10 млн. т/год.

Сырьевая база сосредоточена в Надым-Пур-Тазовской, Ямальской, Гыданской нефтегазоносных областях (НТО), Обской и Тазовской губах и характеризуется большим числом месторождений и залежей, отличающихся размерами, геологическими особенностями, стадией подготовленности к вовлечению в хозяйственный оборот, степенью выработанности запасов.

Современное состояние развитая газовой промышленности на севере Тюменской области характеризуется значительной истощенностью большей части базовых месторождений. Разработка отдельных из них началась в 1972 г. В связи с этим наметилась тенденция снижения годовых объемов добычи газа в целом по региону. Для преодоления данной тенденции необходимы ввод в разработку новых месторождений и крупномасштабная реконструкция действующих газовых промыслов, что невозможно без значительных инвестиций.

В условиях изменения форм собственности, организационно-правовой структуры, наличия конфликта интересов субъектов недропользования и несовершенства правовой базы, резкого различия затратоемкости добычи газа по месторождениям, снижения инвестиционной активности обеспечение продолжительного устойчивого развития газовой промышленности и сохранение ее значимости в формировании федерального бюджета будет связано с решением комплекса вопросов и достижением компромиссов в государственном и корпоративном регулировании эффективного освоения ресурсов природного газа и их восполнения. Это определило актуальность выбранной темы диссертационной работы.

Целью настоящего исследования является выработка методических и практических рекомендаций для обеспечения эффективного освоения ресурсов природного газа с учетом сложившихся экономических условий и перспектив дальнейшего развития газодобычи.

В соответствии с поставленной целью в диссертационной работе рассмотрены и решены следующие задачи:

— анализ состояния сырьевой базы газодобывающей отрасли в Западной Сибири и перспектив ее развития;

— установление закономерностей и факторов изменения затрат на добычу газа из месторождений с различной степенью выработанноети запасов;

— выявление экономических проблем, сдерживающих достижение высокой степени извлечения запасов на эксплуатирующихся месторождениях газа;

— изучение и систематизация накопленного опыта (в том числе зарубежного) государственного регулирования и стимулирования выработки трудноизвлекаемых запасов;

— обоснование возможностей корпоративного ценового регулирования доразработки месторождений газа;

— определение принципов взаимодействия субъектов недропользования при разработке месторождений с высокой степенью выработанноети запасов;

— разработка принципов и методики расчета ликвидационного фонда для завершения разработки находящихся в эксплуатации и вновь вводимых месторождений газа;

— изучение международного опыта аудита запасов для характеристики инвестиционной привлекательности освоения сырьевых ресурсов газовой промышленности;

— оценка инвестиционной емкости стратегии освоения ресурсов природного газа, необходимости и возможности привлечения иностранного капитала;

— формирование и оценка вариантов и схем участия инвесторов и привлечения инвестиций в освоение новых месторождений газа на основе изучения отечественной и зарубежной практики.

Объектом исследования является сырьевая база газовой промышленности Западной Сибири, как совокупность месторождений природного газа, разрабатываемых газодобывающими предприятиями ОАО «Газпром» в названном регионе.

Предметом исследований являются организационно-экономические аспекты регулирования эффективности освоения ресурсной базы газодобычи и условия обеспечения ее инвестиционной привлекательности.

Теоретической и методической основой исследования, результаты которого изложены в диссертационной работе, послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления производственно-ресурсным потенциалом нефтегазодобычи, анализу инвестиционных процессов и их финансового обеспечения, эффективности систем регулирующих воздействий на степень выработки промышленных запасов, работы авторов, освещающих практический опыт решения указанных проблем.

Для реализации цели исследования были использованы принципы системного подхода, методы структурного, логического экономико-статистического анализов, сравнения и обобщения.

Информационной базой работы явились статистические и отчетные материалы предприятий ОАО «Газпром» в том числе ООО «Надымгазпром», ООО «Уренгойгазпром», а также отраслевых научно-исследовательских и проектных организаций. Были использованы нормативно-правовые и руководящие документы, действующие в настоящее время в области регулирования деятельности предприятий нефтегазового комплекса России, зарубежные законодательные нормы, материалы периодической печати.

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

— выявлены тенденции и ограничения развития газодобывающей отрасли Западной Сибири и эффективного освоения ресурсов природного газа;

— внесены предложения по регулированию восполнения извлеченных запасов газа путем корректировки экономико-правовой основы лицензионных соглашений и эффективного целевого расходования средств фонда ВМСБ с использованием элементов мотивации газодобывающих предприятий;

— сформулированы принципы взаимодействия субъектов недропользования для обеспечения высокой степени выработки запасов на основе установления предельной промысловой цены на газ по предложенной методике и изменения налогового регулирования;

— уточнено организационно-методическое обеспечение экономического аудита запасов, как средства достижения инвестиционной привлекательности сырьевого потенциала с использованием консолидированного дохода в системе ОАО «Газпром»;

— обоснованы перспективные организационные формы участия инвесторов и схемы финансирования освоения месторождений природного газа.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке методических и практических рекомендаций по созданию благоприятной экономико-правовой среды для обеспечения эффективного использования сырьевого потенциала газодобычи и активизации инвестиционных процессов, в том числе притока иностранного капитала. Предложенные автором методические рекомендации могут применяться во всех газодобывающих предприятиях региона не зависимо от форм собственности с целью повышения эффективности выработки запасов природного газа.

Разработанные в диссертации положения использовались в проведении совместно с американской фирмой «ДеГольер энд МакНотон» при участии автора экономического аудита запасов газовых месторождений дочерних предприятий ОАО «Газпром», а также при разработке рекомендаций по совершенствованию ценового и налогового регулирования выработки запасов Медвежьего месторождения, которые нашли отражение в соответствующих предложениях института «ТюменНИИгипрогаз» администрации Ямало-Ненецкого автономного округа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный нами анализ проблем развития газодобычи в Западной Сибири и ее сырьевой базы, экономических параметров разработки газовых месторождений показал, что для дальнейшего успешного развития газовой отрасли в этом регионе нужна целенаправленная работа по созданию благоприятных условий воспроизводства извлекаемых ресурсов, инвестирования в освоение и разработку новых месторождений.

1. Не смотря на то, что Западная Сибирь располагает достаточными ресурсами природного газа для стабилизации и наращивания его добычи (кратность промышленных запасов превышает 35 лет, а геологических с учетом ресурсов Ямала и Гыдана — 70 лет), их структура значительно ухудшилась. Уже не происходит полной компенсации извлеченных запасов, не открываются новые крупные месторождения, разрабатываемые уникальные залежи вступили или вступят вскоре в завершающий период эксплуатации, отдельные месторождения приблизились к нижней границе экономической эффективности.

2. В условиях отсутствия специализированной геологоразведочной отрасли и государственного ее финансирования, а также контроля за эффективностью расходования средств фонда ВМСБ по целевому признаку для адаптации к объективно меняющимся характеристикам ресурсной базы и ослабления негативных тенденций ее воздействия на функционирование газодобывающих предприятий предлагается формирование на региональном уровне регулирующих процедур, направленных на усиление ответственности и заинтересованности субъектов недропользования в восполнении извлеченных и подготовке новых запасов промышленных категорий. Они касаются совершенствования лицензионной политики путем: внесения в лицензионное соглашение обоснованного задания добывающему предприятию на восполнение части извлеченных запасовперераспределения средств фонда ВМСБ в сторону увеличения доли газодобывающего предприятия с правом их использования в других регионах в случае невозможности получения лицензионного участка в зоне хозяйствованияформирования стимулов к разведке ' и разработке трудноизвлекаемых запасов (выдача сквозных или совмещенных лицензий, льготное налогообложение газа, добываемого из разведочных скважин и др.).

3. Достижение высоких, технологически возможных, уровней газоотдачи на уникальных месторождениях, вступивших в завершающую стадию разработки (остаточные запасы по Медвежьему месторождению — 220−250 млрд. м3), продиктовано как необходимостью решения социально-экономических проблем в регионе (таких, как занятость, поддержание приемлемых бюджетных доходов), так и необходимостью повышения эффективности функционирования отрасли (базового сектора экономики). Сдерживающим фактором как показано в работе являются ограниченные возможности ОАО «Газпром» в повышении промысловой закупочной цены на газ в условиях государственного регулирования цены на внутреннем рынке, интенсивного роста себестоимости его добычи на заключительной стадии выработки запасов, необходимости реконструкции важнейших промысловых объектов вследствие высокой степени их изношенности и существующая фискальная политика при несовершенстве правового обеспечения по вопросам регулирования недропользования. Положительное решение задачи может быть обеспечено на основе гибкого механизма взаимодействия владельца недр, недропользователя и собственника основных производственных фондов, предполагающего комплексную сбалансированность их интересов.

4. Исследованиями установлена пограничная величина рентабельно извлекаемых запасов, которую могут обеспечить совместными усилиями недропользователь (газодобывающее предприятие) и владелец основных производственных фондов (ОАО «Газпром»), осуществляя экономическое регулирование доразработки залежей на основе предложенных в работе предельных величин промысловой закупочной цены и себестоимости добычи газа. Методический подход к их определению предусматривает накопление необходимых средств для ликвидации промысла по завершению его эксплуатации, формирование минимально допустимой прибыли для поддержания устойчивого развития газодобычи и выполнения социальных обязательств. Важнейшей задачей недропользователя при этом будет разработка и осуществление программы управления затратами, прежде всего их условно-постоянной составляющей.

5. В работе показаны возрастающие роль и значение налогового регулирования на региональном уровне эффективного использования невосполняемых ресурсов газодобычи, путем применения более адекватных подходов, учитывая не только прямые (налоговые) эффекты, но и косвенные выгоды, обеспечивающие социальную стабильность в регионе. Так последовательное снижение недропользовательских платежей с момента достижения предельной себестоимости добычи газа по Медвежьему месторождению до полной их отмены позволит к 2010 г. достичь 93% отбора промышленных запасов.

6. В целях обеспечения инвестиционной привлекательности стратегии стабилизации газодобычи в Западной Сибири на ближайшие 10−20 лет, предполагающей ввод значительного числа новых небольших месторождений с трудноизвлекаемыми ресурсами, в работе даны рекомендации по организации экономического аудита запасов и расчету эффективной их цены с использованием чистого консолидированного дохода на 1000 м газа, что обеспечивает полноту учета экономической выгоды ОАО «Газпром», получаемой от его реализации. Колебания эффективной цены адекватно отражаются на стоимости акций ОАО «Газпром» и предопределяют приток капитала в отрасль.

7. Для реализации стратегии на основе комбинаторной оптимизации альтернатив (проектов) установлен минимальный размер заемных инвестиционных средств, не обеспеченных положительными размерами прибыли по проектам. Установлено, что наиболее рациональной формой финансирования инвестиций в освоение промышленных запасов газа, как показал анализ, является проектное финансирование с ограниченным регрессом на заемщика, преимуществом которого является распределение между участниками реализации и завершения проекта ответственности в размерах, зависящих от их деятельности и умеренная цена финансирования. В основу реализации крупных инвестиционных программ по разработке трудноизвлекаемых запасов правомернее принять проектное финансирование при участии стратегических партнеров с созданием специальной компании, которая будет выступать одновременно заказчиком, заемщиком и оператором проекта.

Снижению размера заемных средств будет содействовать увеличение акционерного капитала ОАО «Газпром» путем эмиссии акций, размещения ценных бумаг на зарубежных фондовых рынках. Рост собственного капитала будет зависеть от уровня и характера изменения эффективной цены запасов природного газа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики И Вопросы экономики. 1997. — № 6. — С. 4−13.
  2. А. Климат в России хотелось бы иметь лучше. Особенно инвестиционный // Нефть и капитал,-1997.-№ 12
  3. С.Е. Состояние ресурсной базы нефтяной промышленности мира// Экономика и управление нефтегазовой промышленности .-1998.-№ 1−2.-С.16
  4. А.Ф., Зубарева В. Д., Саркисов А. С. Методические аспекты оценки инвестиционных проектов в нефтяной и газовой промышленности. М.: Полиграф, 1996.
  5. А.Ф. Экономическое обоснование инвестиционных проектов в нефтегазовой промышленности. -М.: ГАНГ, 1996
  6. А.В., Андрейчикова О. Н. Анализ. Синтез. Планирование решений. М.: «Финансы и статистика», 2000
  7. О.В. Экспортная стратегия Газпрома // Газовая промышленность. 1999. — № 7. — С. 37−39.
  8. Н.М. Ближайшие и среднесрочные перспективы развития рынка нефти и газа // Нефтяное хозяйство. 1999. № 2. — С. 14.
  9. П.Л., Шиди Дж.Ф. Проектное финансирование нефтегазодобывающей промышленности И Минеральные ресурсы России. 1998. — № 3. — С. 25−31.
  10. В. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация. // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 5. -С. 85.
  11. B.C. Финансово инвестиционный комплекс: теория и практика в условиях реформирования рыночной экономики. М.: Финансы и статистика, 1998.
  12. К.С., Кононов В. И., Тер-Саакян Ю.Г., Каприелов K. JL, Ермилов О. М., Чугунов JI.C. Эксплуатация крупных месторождений Крайнего Севера на завершающей стадии // Газовая промышленность. 2000. — № 4.-С. 20−22.
  13. Ю., Сахаров А. Методы оценки рисков при составлении плана финансирования инвестиционных проектов П Инвестиции в России. -1997.-№ 7−8.
  14. В., Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. М.: Интерэксперт, ИНФРА М., 1995.
  15. Н.П., Васюхин О. В., Подлесных В. И. Эффективное управление фирмой (современная теория и практика). С-Пб.: «Бизнес-пресса», 1999, 415с.
  16. В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий. М.: Финансы и статистика, 1998.
  17. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М.: «Олимп-Бизнес», 1997.
  18. А.Н. Рынки производных финансовых инструментов. — М.: «Инфра-М», 1996. 368с.
  19. Т.Я., Нестеров В. А., Дашьян В. И. Роялти: теоретическое подходы и опыт практического применения в мировой нефтегазовой промышленности // Экономика и управление нефтегазовой промышленности. -1991. № 3−4. — С. 26−28.
  20. Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами: Пер с англ. / Гл. ред. Серии Я. В. Соколов. -М.: Финансы и статистика, 1996.
  21. Виды соглашений, платежей и контрактов, принятые в разведке и эксплуатации нефтяных месторождений за рубежом // Э. И. Передовой опыт предприятий и организаций в новых условиях хозяйствования. -1991. -№ 12.-120с.
  22. В.А. Институциональные проблемы российских реформ. -М.: «Диалог-МГУ», 1999. -217с.
  23. В.А., Гурвич Е. Т., Овсиенко В. В. Некоторые ценовые и финансовые проблемы ТЭК // Вестник ФЭК. 1999. — 126с.
  24. М.Х. Теоретические и методологические проблемы формирования рыночной экономики в отраслях ТЭК. М.: ВНИИОЭНГ, 1990. — 432с.
  25. М.Х., Волынская Н. А., Ежов С. С. Как выбрать меньшее из зол? Акциз на природный газ что это такое? — «Нефтегазовая вертикаль» № 1,1998.
  26. Л.П., Казаков С. Е. Планирование добычи и подготовки запасов. — М.: Недра, 1989.
  27. Н., Низьев В., Халимов Э. Работа с трудноизвлекаемыми запасами нефти невозможна без помощи государства // Нефть и капитал. — 1997. -№ 5.-С. 14−16.
  28. В.Ф., Гутман И. С., Кунин М. М. Механиз раздела продукции в СРП: как его построить для месторождений, находящихся в эксплуатации? // Нефть и бизнес. -1998. № 3. — С. 33−36.
  29. Н.И., Ревенков В. И. Газпром на фоне мировых нефтегазовых компаний // Газовая промышленность. 1999. — № 2. — С. 48.
  30. Н.И., Ревенков В. И. Группа Royal Dutch/Shell -стратегический партнер Газпрома // Газовая промышленность. — 2000. № 1.-С. 32−34.
  31. .Н., Игнатущенко В. Н. Собственность: вопросы эффективного управления // Газовая промышленность. — 2000. № 3. — С. 18−19.
  32. О.М., Миловидов К. Н., Чугунов Л. С., Ремизов В. В. «Стратегия развития нефтегазовых компаний». М.: Наука, 1998.
  33. Р.А., Мартынова Н. П., Перепеличенко В. Ф. Рентабельно-извлекаемые запасы // Газовая промышленность. 2000. — № 3. ~ С. 20−21.
  34. Закон Тюменской области «О недрах» от 12.11.1996.-№ 220
  35. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992.-№ 2395−1
  36. Законопроект о налоговых льготах // Нефть, газ и нефтехимия за рубежом. 1989. № 1. — С. 4.
  37. Инвестиционные проблемы нефтегазового комплекса: экономическая оценка запасов нефти и эффективность их освоения // Инвестиции в России. 1997. — № 1−2. — С. 47−52.
  38. Исследование операций в экономике: Учебное пособие для вузов / Под ред. Н. Ш. Кремер. М.: «ЮНИТИ», 1997
  39. В., Потеряев А., Шпильман В. Как получить прибыль с нерентабельных месторождений И Рынок нефтегазового оборудования СНГ. 1996. — № 9. — С. 25−28.
  40. А. Хороший инвестор защищенный инвестор. Проектам по улучшению инвестиционного климата в России свойственны сильные идеи и слабое исполнение // Нефть и капитал. — 1999. № 5. — С. 9−12.
  41. . Инвесторам нужны правовые гарантии И Нефть России.1998.-№ 2.
  42. М. Делить теперь можно, отнимать нет: Специальный налоговый режим для СРП теперь узаконен в России // Нефть и капитал.1999.-№ 3.-С. 15−18.
  43. М.А., Мелехин Е. С., Кимельман С. А. Проблемы развития экономики недропользования. Калуга, ВИЭМС, 1999.
  44. В.И., Ермилов О. М., Сливчук О. М., Юпосова Т. М., Елгин В. В., Мамедова В. М., Чугунов Л. С. Эффективность работы газодобывающих предприятий // Газовая промышленность. 1999. — № 5. — С. 18−21.
  45. А.А. Два пути повышения инвестиционной привлекательности российской нефтегазовой отрасли // Инвестиции в России. 1998. — № 6. — С. 28−29.
  46. А.А. Энергетическая стратегия России: новые условия, новые подходы, новые ориентиры // Нефть и капитал. 1999. — № 10. — С. 14−16.
  47. В. Институциональная структура нефтегазового сектора. -Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 1998.
  48. В., Севастьянова А., Токарев А., Шмат В. Трансформация механизмов регулирования экономики сырьевого региона при изменении стадий освоения природно-ресурсного потенциала. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2000.
  49. В., Шафранник Ю. Нефтегазовые ресурсы в круге проблем. М.: «Недра», 1997. — 265с.
  50. Т., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.
  51. В.Н. Проектный анализ: Методология, принятая во Всемирном банке // Экономика и математические методы. 1994. — Т. 30. — № 3.
  52. Ю.А., Ильченко В. П., Абрикосов И. Х., Рыбак Б. А. Мониторинг ресурсов и запасов нефти // Экономика и управление нефтегазовой промышленности. М.: ВНИИОЭНГ. 1996. — № 2−3. — С. 13−20.
  53. В. Запас карман не тянет. Проблемы восполнения разведанных запасов нефти и газа // Рынок нефтегазового оборудования СНГ. 1997. № 8. -С. 39−40.
  54. Л.И., Алтымов В. Т. Финансовый риск-менеджмент в экономике нефтегазового комплекса // Газовая промышленность. 1999. — № 5. — С. 14−16.
  55. Налоговая ситуация в нефтяном комплексе на фоне сстемного кризиса Российской экономики // ТЭК России. 1998. № 9. — С. 14.
  56. А.Е. Моделирование организационно-экономических условий разработки газовых месторождений на завершающей стадии /
  57. Аннотированный сборник конкурсных работ аспирантов и специалистов ОАО «Газпром»: Москва, ООО «ВНИИГАЗ», 1999
  58. А.Е., Ермакова А. Г. Формирование экономической стратегии развития нефтегазодобывающего предприятия / Материалы международной юбилейной студенческой конференции «Нефть и газ 96» -М.: ГАНГ, 1996.
  59. В.Г., Пленкина В. В., Тонышева JI.JI. Управление предприятием в рыночной экономической системе: Учебное пособие. — Тюмень: ТГНГУ, 1995.
  60. В.Г., Шалахметова А. В., Валькович Е. В. Методические вопросы определения базовых условий раздела продукции / В кн. Проблемы стратегии и тактики управления хозяйственными структурами: Тюмень, ТГНГУ, 1999.
  61. Е.М., Волох Г. В., Горбунова JI.B. Эффективность освоения неокомских залежей Заполярного месторождения // Газовая промышленность. 2000. — № 1. — С. 39−41.
  62. В.А. Мировой опыт фискального регулирования нефтегазовой промышленности // Экономика и управление нефтегазовой промышленности. 1994. — № 3−4. — С. 17−26.
  63. Нефтегазовая политика: Иностранные инвестиции в России, (материалы российско-норвежской конференции) семинары PETRAD. М., 1998.
  64. Основные концептуальные положения развития нефтегазового комплекса России // Нефтегазовая вертикаль. 2000. — № 1.
  65. Основы рационального недропользования: Учебное пособие / В. И. Карасев, А. Н. Кирсанов, Г. П. Мясникова и др. Тюмень: ТГНГУ, 1999
  66. А.И. Организационно- правовой механизм освоения месторождений нефти и газа Н Нефтяное хозяйство. 1999. — № 2. С. 6.
  67. В.В. Регулирование функционирования и развития нефтяного сектора в условиях переходной экономики. М.: ОАО Издательство «Недра», 1999.
  68. М. Международная концепция: Пер. с англ. / Под ред. В. О. Щетинина. — М.: Международные отношения, 1993.
  69. Постановление Правительства РФ от 13.07.93 № 678 «О государственном регулировании цен на природный газ и другие виды энергоресурсов». — М.: «Российские вести» № 147 от 3 августа 1993 г.
  70. Постановление Правительства РФ от 28.02.95 № 208 «О государственном регулировании цен на природный газ».
  71. Постановление Правительства РФ от 7 августа 1997 г. № 987 «Об утверждении программы мер по структурной перестройке, приватизации и усилению контроля в сферах естественных монополий».
  72. Постановление ФЭК РФ от 12 сентября 1997 г. № 107. «Об оптовых ценах на природный газ, отпускаемый для последующей реализации населению».
  73. Постановление ФЭК РФ от 26 сентября 1997 г. № 110 «Оптовые цены на газ, вводимые в действие с 1 декабря 1997 года».
  74. Постановление ФЭК РФ от 30 декабря 1998 г. № 52/2 «Оптовые цены на газ для последующей реализации населению».
  75. Привлечение капитала. — М.: Джон Уайли энд Санз, 1995.
  76. В.И. Анализ и сопоставление международных промышленно-финансовых групп // Газовая промышленность. 1999. — № 11. — С. 6−9.
  77. С.С., Подольский М. П., Ашихмин А. А. Экономико-математические методы и моделирование в планировании и управлении горным производством. М.: «НЕДРА», 1991
  78. В.И. Международные проекты: надежность и гарантия поставок газа на европейский рынок // Газовая промышленность. — 1999. -№ 8.-С. 9−11.
  79. В.В. Перспективы газовой промышленности в начале XXI века // Газовая промышленность. -1999. № 5. — С. 22−24.
  80. В.В. Экономия ресурсов природного газа: энергоеффективные технологии // Газовая промышленность. 1999. — № 5. — С. 18−21.
  81. В.В., Дмитриевских А. Н., Неелов Ю. В. и др. Системный подход к освоению месторождений Крайнего Севера Сибири // Газовая промышленность. 2000. — № 4. — С. 18.
  82. В.А., Ряхова Т. А., Ермольчева М. А., Дацик М. И. Состояние ресурсной базы углеводородного сырья и пути ее дальнейшего укрепления // Нефтяное хозяйство. 1998.- № 3 — С. 8.
  83. П.А., Пахотный В. П. Пути повышения эффективности западных инвестиций в нефтегазовую промышленность России // Экономика и управление нефтегазовой промышленностью. 1996. № 4. — С. 19−26.
  84. С.Г. и др. Проблемы налоговой реформы в России: анализ ситуации и перспективы развития. М.: «Евразия», 1998.
  85. О. Инвестиционный анализ. Теория выбора И Инвестиции в России. 1997. № 1−2.
  86. Стратегия развитая газовой промышленности России / Под общ. ред. Р. И. Вяхирева. М.: «Энергопромиздат», 1997. — 342 с.
  87. Г. И. Механизмы финансирования международных инвестиционных проектов Н Газовая промышленность. 1999. — № 11.-С. 2−5.
  88. Е.А. Международный бизнес нефтегазовой корпорации: аспекты развития. Учебное пособие. ГАНГ, 1997.
  89. Топливно-энергетический комплекс России: состояние. Тенденции, перспективы // Прил. К обществ.-дел. Журн. Энергетическая политика. -М.: ОАО «ВНИИОЭНГ», 1998.
  90. Указ Президента РФ от 05.11.92 № 1333 «О преобразовании Государственного газового концерна «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром» «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 09.11.92, № 19.
  91. Указ Президент РФ от 07.05.95 № 472 «Об основных направлениях топливно-энергетического комплекса РФ на период до 2010 года» -«Собрание законодательства РФ», 08.05.95, № 19, ст. 1739.
  92. Указ Президента РФ от 08.12.92 № 1559 «О преобразовании в акционерные общества и приватизации государственных предприятий, объединений и организаций газового хозяйства РФ» «Собрание актов Президента и Правительства РФ», 21.12.92, № 25, ст. 2224,
  93. Указ Президента РФ от 29.11.95 № 1194 «О Федеральной энергетической комиссии РФ» «Собрание законодательства РФ», 04.12.95, № 49, ст. 4770.
  94. Управление инвестициями: в 2-х т. / В. В. Шеремет, В. М. Павлюченко, В. Д. Шапиро и др. М.: Высшая школа, 1998.
  95. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О недрах» 03.03.1995.-№ 27-ФЗ
  96. Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию».
  97. Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции». № 226 ФЗ от 30.12.1995.
  98. Федеральный закон от 17.08.95 № 147 ФЗ «О естественных монополиях».
  99. Н.М. Венчурное финансирование: теория и практика. — М.: АНХ при правительстве РФ, 1998.
  100. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с англ./Под ред. и с предисл. А. А. Гурчака, Л. Г. Головчана, М. Л. Лукашевича. М.: Финансы и статистика, 1997.
  101. Е.М. Мировые рынки топлива: закономерности и особенности ценообразования. // Экономика и хозрасчет предприятий топливно-энергетического комплекса 1990, вып. 4, стр. 14−25.
  102. В.В. Рынок и регулирование совместимы Н Газовая промышленность. — 1999. — № 12. — С. 16- 17.
  103. ШалахметоваА.В., Нанивская А. Е., Шварц М. В. Система финансирования инвестиционных проектов в нефтегазовой отрасли /
  104. Сборник научных трудов «Проблемы управления развитием хозяйственных структур»: Тюмень, ТюмГНГУ, 1999
  105. У.Ф., Алексавдер Г. Д., Брейли Д. В. Инвестиции / Пер. с англ. -М.: ИНФРА-М, 1997.
  106. Ю.Н. Проблемы привлечения иностранных инвестиций // Энергетическая политика. М.: ВНИИОЭНГ, 1996, К®- 1, стр. 19−25.
  107. Энергетическая стратегия Тюменской области (основные положения) Н Приложение к общественно деловому журналу «Энергетическая политика». — М.: ОАО «ВНИИОЭНГ», 1998.
  108. W. & Hawranerk P.M., Manual for the preparation of industrial feasibility studies. Vienna: UNIDO, 1991.
  109. BLM plants to cut royalty rates on heavy oil (anonym) // Oil and Gas J. -1995.-V. 93.№ 15. -P. 32
  110. De Anne J., Mashagekhi A. The economics of natural gas, pricing, planning and policy. Oxford. 1999.
  111. Improved prices move Us drillers off Center // World Oil. 1994. — V 215. № 8.-P. 31−36.
  112. The role of the tax system in encouraging foreign direct investment. A report of the secretariat on consultations in countries in transition. OESD, Paris, 1994.
Заполнить форму текущей работой