Аудиторская деятельность в России
Что касается понятия «внутренний аудит», то учебники и учебные пособия по дисциплине «Аудит» имеют следующее мнение. Организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учёта. Независимая деятельность в организации по проверке и оценке её работы… Читать ещё >
Аудиторская деятельность в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Курсовая работа Тема Аудиторская деятельность Аудит
- Введение
- 1. Определение аудита и аудиторской деятельности
1.1 Сущность, принципы аудита и его место в системе финансового контроля
1.2 Виды аудита. Особенности организации внешнего и внутреннего аудита
1.3 Цели и задачи аудита
- 2. Порядок создания аудиторских организаций в качестве субъектов аудита
2.1 СРОА
2.2 Реестр аудиторов и аудиторских организаций РФ
2.3 Аудиторская проверка: формы и методы
- Заключение
- Глоссарий
Список использованных источников
Введение
Проблема. Контроль заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процессов формирования и эффективного, целесообразного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Своевременное регулирование состояния экономики и развитие социально-экономических процессов в обществе обеспечивают обратную связь между субъектами и объектами управления, что позволяет выявить в процессе хозяйствования несоответствия требованиям законодательства, оценить влияние отклонений и определить причины их возникновения. С целью конкретизации сущности и принципов построения контроля, форм организации и методов его осуществления, необходимо выделить внешние формы финансового контроля независимо от организационно-правовой формы субъектов финансовых правоотношений, такие как государственный (муниципальный), общественный и аудиторский контроль, и внутреннюю, такую как внутрихозяйственный контроль (аудит).
Актуальность данного труда, предполагающая вычленение значимости избранной темы исследования — аудиторская деятельность, обусловлена тем, что рыночная экономика предполагает функционирование присущих складывающейся системе отношений институтов, к числу которых относится также и институт аудиторской деятельности.
Значимость информации, в достоверности которой заинтересован широкий круг внешних и внутренних пользователей возрастает в современных социально-экономических условиях.
Обязательной аудиторской проверке подлежит всё большее число социально значимых субъектов рынка, при использовании результатов которой государство осуществляет контроль за их финансовой деятельностью. В этом смысле роль аудита, который призван обеспечить баланс частных и публичных интересов, существенно возрастает.
Теоретико-методологическая база для исследования проблемы исследования аудиторской деятельности не достигла достаточно высокой степени разработанности для практического применения в условиях замедления темпов роста экономики РФ, в силу отсутствия публикаций и диссертационных исследований аудиторской деятельности.
Цель исследования заключается в характеристике аудита как независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчётности аудируемого лица для выражения мнения о достоверности данной бухгалтерской (финансовой) отчётности.
Задачи исследования данного труда, которые были определены целью, включают в себя конкретные последовательные этапы либо пути решения проблемы исследования по достижению основной цели:
1) определение аудита и аудиторской деятельности (сущность, принципы аудита и его место в системе финансового контроля; особенности организации внешнего и внутреннего аудита, как одного из видов аудита; цели и задачи аудита);
2) порядок создания аудиторских организаций в качестве субъектов аудита (СРОА; реестр аудиторов и аудиторских организаций РФ; аудиторская проверка: формы и методы).
Методы исследования, использованные в процессе выполнения данной работы, а также методы, послужили инструментом в добывании необходимого фактического материала, представляют собой изучение, анализ научной литературы, сравнение, анализ и синтез.
Исследование саморегулирования в сфере аудиторской деятельности обладает теоретической и практической значимостью так как, являясь новым для аудита методом воздействия, саморегулирование нуждается в научном осмыслении, сопоставлении с ранее применявшимся способом регулирования — лицензированием.
Практической значимостью курсовой работы является направленность на повышение качества услуг, оказываемых аудиторской организацией в процессе осуществления последней аудиторской деятельности в качестве многоуровневой системы, а также исследование такого нового для аудита метода как воздействие саморегулирования в сфере аудиторской деятельности.
1. Определение аудита и аудиторской деятельности
1.1 Сущность, принципы аудита и его место в системе финансового контроля
Развитие рыночной экономики, сопряжённое с концентрацией собственности, интеграционными процессами, привело к формированию большого количества хозяйствующих субъектов. В условиях падения роста экономики хозяйствующие субъекты испытывают необходимость в финансовом анализе своей деятельности, основывающийся на выводах финансовой (бухгалтерской) отчётности, профессиональное суждение о которой, входящее в компетенцию аудита. Данные выводы становиться своеобразным камертоном в определении финансовой стратегии отдельного хозяйствующего субъекта на микроэкономическом уровне, а также на макроэкономическом уровне — устойчивому и сбалансированному уровню развития экономики государства. В этом смысле, исследование аудита необходимо построить на фундаментальных основах аудиторской деятельности — проблема сущности и принципов аудита.
Исследование сущности, принципов аудита и его место в системе финансового контроля, путём анализа научной литературы, необходимо начать с изучения мнения авторов учебников и учебных пособий по дисциплинам «Финансовое право» и «Аудит» по поводу понятия финансовый контроль.
Литературные источники по финансовому праву приводят различные определения финансового контроля. Форма финансовой и управленческой деятельности [36, С. 24]. Контроль за законностью и целесообразностью действий [25, С. 10]. Контроль предприятия/организации/учреждения и его структурных подразделений, осуществляемый его экономическими службами (бухгалтерия, финансовые отделы и т. д.) [19, С. 86]. Регламентированная нормами права проверка своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования [21, С. 97; 45, С. 8; 20, С. 38; 42, С. 93]. Один из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы [19, С. 16]. Контроль, осуществляемый при помощи особых методов, включающих набор специальных приёмов и способов действий контролеров, позволяющий им решить поставленные задачи [47, С. 21]. Разновидность финансовой деятельности государства, осуществляемой всей системой органов государственной власти и управления, а также специальными контрольными органами [44, С. 18 — 19]. Экономически обоснованная и эффективная осуществляемость действий, предполагающая необходимость глубокого экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качества работы проверяемых организаций, в целях эффективного социально-экономического развития РФ и её регионов [43, С. 55]. Установление соответствия использования финансовых ресурсов их целевому назначению [23, С. 104].
Поэтому, сущность финансового контроля состоит в форме финансовой и управленческой деятельности, обусловленная проверкой законности, целесообразности действий, своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств и правильности и эффективности использования поступлений доходов в соответствующие фонды денежных средств, распределением, а также установление соответствия использование финансовых ресурсов всех звеньев финансовой системы по их целевому назначению. Значение финансового контроля включает в себя эффективное социально-экономическое развитие РФ и её регионов.
Авторы литературы по дисциплине «Аудит» в качестве независимого вневедомственного негосударственного финансового контроля определяют таким образом. Метод осуществления вневедомственного финансового контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью экономических субъектов, то есть независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве предпринимательской деятельности — аудиторской деятельности [43, С. 169]. Контроль, осуществляемый аудиторскими фирмами и частными лицами (аудиторами), имеющими лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью [10, С. 8]. Особая организационная форма контроля [39, С. 4]. Проверка бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности организаций и ИП [37, С. 3].
Следовательно, аудит как вид финансового контроля характеризуется комплексным исследованием финансовой и хозяйственной деятельностью экономических субъектов аудиторскими фирмами и частными лицами (аудиторами), имеющими лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью по проверке бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской) отчётности организаций и ИП, для общей оценки о степени достоверности последней.
Далее был применён метод сравнения в исследовании проблемы аудита качестве одного из видов независимого финансового контроля, характеризующийся нахождением сходств и различий понятий «аудит» и другие формы экономического контроля. «Ревизионная» составляющая российского аудита явилась отличительной особенностью от аудита в классическом смысле (А.Н. Кизилов). Аудиторская проверка в отличие от контрольных мероприятий (проверок, ревизий) не требует применения мер ответственности (Д.Л. Комягин). Бухгалтерская экспертиза заметно отличается от аудита и ревизии (Т.В. Зырянова и А.Л. Полухина). Ревизия и аудиторская проверка — это разные формы финансового контроля, различающиеся по ряду критериев, в том числе — цели проведения: «ревизор», прежде всего, стремится к установлению законности, а «аудитор» — к выяснению истины (А.А. Ершов). Поэтому, отличие аудита от других форм экономического контроля является специфика аудита в деятельности аудиторов по проверке бухгалтерской (финансовой) отчётности аудируемых лиц для выражения мнения о достоверности такой бухгалтерской (финансовой) отчётности, проводится в форме проверки, по времени проведения являющаяся последующей.
Нормативно-правового регулирования аудита как вида финансового контроля, обусловлено независимым официальным контроль (надзор) за достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчётности. Осуществление финансово-контрольной деятельности характеризуется принципами, которые обуславливают и аудит, как разновидность финансового контроля, закрепленные в Конституцией РФ, ст. 8 «Независимость аудиторских организаций, аудиторов» ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 21.11.2011) и в ст. 16 «Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчётности» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011), а также в «Кодексе этики аудиторов РФ», «Кодексе этики аудиторов РФ», ФЗ от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 28.11.2011), — принцип независимости, объективности, компетентности, федерализма, плановости в осуществлении аудиторской деятельности. Следовательно, нормативно-правовое регулирование аудита как вида финансового контроля состоит в осуществлении финансово-контрольной деятельности, характеризующейся принципами, независимости, объективности, компетентности, федерализма, плановости. Таким образом, аудитом как видом финансового контроля является вневедомственный финансовый контроль, выраженный в качестве предпринимательской деятельности, по проверке бухгалтерской (финансовой) отчётности аудируемых лиц для выражения мнения о её достоверности, поддающейся нормативно-правовому регулированию частноправовых и публично-правовых отношений для эффективного социально-экономического развития РФ и её регионов.
1.2 Виды аудита. Особенности организации внешнего и внутреннего аудита На такие два вида подразделяют аудит как внешний и внутренний. Первый проводится независимым аудитором, независимость которого определяется законодательными и этическими нормами. Второй — каждым уровнем управления для получения разумных гарантий достижения целей в следующих областях эффективности и результативности производственно-хозяйственной деятельности, соблюдения действующих законов и норм при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности, а также надежность и объективность принятых форм отчетности по отдельным направлениям производственно-хозяйственной деятельности.
Поэтому, виды аудита включают в себя следующий перечень определений. Внешний, внутренний, инициативный, обязательный, финансовый, операционный, первоначальный, периодический или повторяющийся, подтверждающий аудит, системно-ориентированный аудит, общий, страховой и банковский аудиты, а также аудиты на соответствие, базирующийся на риске и прочей деятельности, соответственно.
Литературой по дисциплине «Аудит» понятие «внешний аудит» характеризуется следующим образом. Аудит, который проводится специализированными аудиторскими организациями [9, С. 58]. Несёт ответственность перед внешними потребителями его информации, целью которого является проверка достоверности информации, реальности бухгалтерского баланса и финансовой отчётности, а также правильности ведения бухгалтерского учёта, объект которого — финансово-хозяйственная деятельность субъекта хозяйствования [11, С. 58]. Заказчиками внешнего аудита могут быть государственные органы, собственники предприятия, банки и другие кредитные учреждения [27, С. 62]. При этом, словари по аудиту разграничивают внешний (независимый) аудит и внутренний аудит так. Аудит внешний (независимый) — аудит, проводимый аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором, имеющими лицензию па осуществление аудиторской деятельности и не зависящими от клиента [14, С. 92]. Внешний аудит (external audit) — независимая проверка бухгалтерской отчётности, платежно-расчётной документации, налоговых деклараций и т. д. с целью установления достоверности данных, отраженных в бухгалтерской отчётности [40, С. 114].
При этом, необходимо отметить, что только внешние аудиторские проверки регулирует ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 21.11.2011), однако при этом, аудит может быть внешним и внутренним. Следовательно, внешний аудит (external audit) представляет собой периодический вид аудита, который, организационно, экономически и институционально независим от клиента, осуществляется в соответствии с договором на проведение аудита профессиональными независимыми аудиторами, при соблюдении главной задачи — проверка состояния бухгалтерского (финансового) учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности, с аудиторским заключением, составляемым с годовым интервалом, при сборе информации в течение всего периода, нормативно-правовое регулирования которого осуществляется ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 21.11.2011), ФСАД и другими нормативно-правовыми актами.
Концепция внутреннего аудита, а также внутреннего контроля непрерывно развивалась с начала XX веке, продолжая совершенствоваться и сегодня. Функции внутреннего контроля и внутреннего аудита занимают особое место в деятельности экономических субъектов и играют существенную роль в экономической деятельности.
Что касается понятия «внутренний аудит», то учебники и учебные пособия по дисциплине «Аудит» имеют следующее мнение. Организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учёта [46, С. 16]. Независимая деятельность в организации по проверке и оценке её работы в интересах руководителей, цель которого — помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции, проводящаяся аудиторами, работающими непосредственно в данной фирме [31, С. 11]. К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов [39, С. 60; 37, С. 36]. По мнению С. И. Басалай, Л. И. Хоружий, внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля, дающий информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность бухгалтерской (финансовой) отчётности, необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия [15, С. 28]. Как подчёркивают аудиторские словари, внутренний аудит (Internal auditing) — деятельность по оценке работы, осуществляемая внутри субъекта одним из его подразделений и регламентируемая внутренними документами, в функции которого также входят проверка, оценка и мониторинг адекватности и эффективности систем бухгалтерского учёта и внутреннего контроля, а внутренний аудитор (ревизор (Certified internal auditor)) — это сотрудник подразделения внутреннего аудита, организованного экономическим субъектом, занимающийся проверкой внутрихозяйственной деятельности организации [40, С. 56; 14, С. 102]. При этом, стоит подчеркнуть, что, несмотря на новизну понятия внутренний аудит в российской практике, отечественные организации внедряют его и внутренний контроль в свою деятельность, способствуя продвижению данной деятельности в рамках экономики. Поэтому, внутренний аудит (Internal auditing) — это неотъемлемый, а также важный элемент управленческого контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учёта, предоставляющий информацию о повседневном контроле деятельности организации, а также низших управленческих структур, подтверждая достоверность бухгалтерской (финансовой) отчётности, необходимый главным образом с целью предотвращения потери ресурсов, при осуществлении необходимых изменений внутри предприятия/организации/учреждения, что способствует продвижению данной деятельности в рамках экономики.
Внутренний аудит, с точки зрения развития, разделяется на такие три стадии как подтверждающий аудит, то есть проверка, а также подтверждение достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности, системно-ориентированный аудит или аудиторская экспертиза, а также аудит, базирующийся на риске. Таким образом, виды аудита включают в себя внешний и внутренний. Внутренний аудит имеет деление на инициативный, обязательный, финансовый, операционный, первоначальный, периодический или повторяющийся, подтверждающий аудит, системно-ориентированный аудит, общий, страховой и банковский аудиты, а также аудиты на соответствие, базирующийся на риске и прочей деятельности, соответственно.
1.3 Цели и задачи аудита Цели и задачи проведения внешнего аудита строго регламентированы ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 21.11.2011). В этом смысле, необходимо отметить, что целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ (п. 3 ст. 1 «Аудиторская деятельность» ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 21.11.2011)).
При этом, литература по дисциплине «Аудит» цели аудита характеризуют так. выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству РФ [9, С. 24]. Установление достоверности бухгалтерской отчётности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам [24, С. 31]. Высказывание профессионального суждения относительно состояния выбранного объекта наблюдения. Профессиональное суждение высказывается в аудиторском заключении — документе, завершающем работу аудитора с информацией о данном объекте [29, С. 13]. Следовательно, цель аудита — это законодательно определённое выражение профессионального суждения в аудиторском заключении о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемых лиц, соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам и порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству РФ.
Руководствуясь данной целью, а также на основании п. 7 ст. 9 «Аудиторская тайна» ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 21.11.2011), аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов РФ и ФПСАД вправе самостоятельно выбирать приёмы и методы своей работы, за исключением планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с ФПСАД. Поэтому, локальными задачами при проведении обязательного аудита являются: 1) формулирование принципов подготовки плана и программы аудита; 2) организация подготовки и составления плана и программы аудита; 3) формулирование принципов документирования аудита, а также требований к форме и содержанию рабочей документации аудита; 4) определение порядка составления и хранения рабочей документации, а также видов, источников и методов получения аудиторских доказательств; 5) по результатам проведенного аудита выразить мнение о достоверности отчетности субъекта в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения либо отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения; 6) другие задачи.
Как подчеркивает, задача аудитора заключается в должном планировании общения таким образом, чтобы он мог своевременно получать информацию о рисках, недобросовестных действиях и изменять характер, объём и временные рамки аудиторских процедур в ответ на полученную информацию. Поэтому, в ходе аудиторской проверки устанавливается правильность составления баланса, отчёта о прибыли и убытках, достоверность данных пояснительной записки. При этом определяется: 1) все ли активы и пассивы отражены в отчёте, а также документы использованы в отчёте; 2) насколько фактическая методика оценки имущества отклоняется от принятой при определении учетной политики предприятия.
Для достижения основной цели и предоставления заключения аудитор должен составить мнение по таким вопросам как: 1) общая приемлемость бухгалтерской (финансовой) отчётности; 2) обоснованность финансовой (бухгалтерской) отчётности; 3) законченность финансовой (бухгалтерской) отчётности; 4) оценка финансовой (бухгалтерской) отчётности; 5) классификация финансовой (бухгалтерской) отчётности; 6) разделение финансовой (бухгалтерской) отчётности; 7) аккуратность финансовой (бухгалтерской) отчётности; 8) раскрытие финансовой (бухгалтерской) отчётности. При этом, аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают также ряд задач, связанных с оказанием сопутствующих аудиту услуг.
Таким образом, задачи аудита обусловлены оценкой, классификацией, общей приемлемостью, разделением, обоснованностью, законченностью, аккуратностью бухгалтерской (финансовой) отчётности, раскрытием информацией в ней о результатах деятельности аудируемого лица, а также информированием о рисках, недобросовестных действиях и изменять характер, объём и временные рамки аудиторских процедур.
2. Порядок создания аудиторских организаций в качестве субъектов аудита
2.1 СРОА
На сегодняшний день весьма динамичное развитие получила аудиторская деятельность, что характеризуется расширением организационной структуры её управления, увеличением роста доли сопутствующих аудиту услуг и повышения уровня их качества, дальнейшим развитием системы контроля качества аудиторских услуг в рамках профессиональных аудиторских объединений. Поэтому, в первую очередь акцент в проверке качества аудита переносится на СРОА. Следовательно, аудит будет развиваться положительно при законодательном обеспечении данного вида деятельности со стороны государства, а также при интеграции потенциала профессиональных сообществ в разработке стандартов, методического обеспечения проведения аудита и повышения его качества. Таким образом, проблема роли и места СРОА в аудиторской деятельности является актуальной.
Учебники и учебные пособия по дисциплине «Аудит» СРОА определяют следующим образом. Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций: 1) созданные в соответствии с законодательством РФ в целях обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов; 2) действующие на некоммерческой основе, устанавливающие обязательные для своих членов внутренние ПСАД и профессиональной этики; 3) осуществляющие систематический контроль их соблюдения, получившие аккредитацию в уполномоченном федеральном органе [29, С. 127; 39, С. 128].
СРОА признаётся некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности (п. 1 ст. 17 «СРОА» ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 21.11.2011). Поэтому, с момента государственной регистрации саморегулируемой организации как некоммерческой организации возникает её правосубъектность, а с момента внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций правосубъектность приобретает исключительный характер.
Нормативно-правовое регулирование членства, деятельности саморегулируемых аудиторских организаций и её оценка Минфином РФ при взаимодействии с рабочим органом «Совета по аудиторской деятельности» обусловлена ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 21.11.2011) и от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 25.06.2012) (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2013)), Приказами Минфина РФ от 29.12.2009 № 146н (ред. от 16.09.2010) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.05.2010 № 17 158) от 21.09.2011 № 115н (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.02.2012 № 23 288). Таким образом, СРОА — это некоммерческие организации, которые созданы на условиях членства для обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности, а также получили аккредитацию в уполномоченном федеральном органе.
Что касается членства в СРОА, то оно обусловлено, в зависимости от наличия или отсутствия обязанности субъекта предпринимательской деятельности, членством саморегулируемой организации, основанном на обязательном членстве и добровольном членстве. Поэтому, непременное членство в СРОА представляет собой неотъемлемое условие обеспечения качества оказываемых данными субъектами услуг, с учётом публичной значимости определенных видов деятельности.
Следовательно, на СРОА возложены функции по ведению реестра аудиторских организаций, аудиторов и индивидуальных аудиторов, повышению квалификации аудиторов и контролю за соблюдением ими требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, контролю за качеством работы аудиторских организаций, аудиторов и индивидуальных аудиторов, соблюдением норм законодательства РФ, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов.
Возвращаясь к выводам первой главы работы, необходимо отметить, что аудиторская деятельность имеет важное значение для формирования достоверной информации о финансово-экономическом положении отдельных хозяйствующих субъектов и развития экономики страны в целом. Поэтому, аудиторская деятельность, требует контроля со стороны СРОА, которые основаны на обязательном членстве, взамен лицензирования. При этом, членами саморегулируемой организации аудиторов могут быть физические лица и (или) организации, не являющиеся соответственно аудиторами и аудиторскими организациями (п. 10 ст. 17 ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 21.11.2011)). Следовательно, в деятельности органов управления такой организации должна быть обеспечена независимость аудиторов, а также аудиторских организаций при осуществлении ими функций, которые непосредственно связанных с аудиторской деятельностью.
Таким образом, внедрение механизма саморегулирования в сфере аудита в сочетании с совершенствованием государственных способов регулирования, что позволит повысить качество и эффективность оказываемых аудиторских услуг. При этом, аудит будет развиваться положительно при законодательном обеспечении данного вида деятельности со стороны государства, а также при интеграции потенциала профессиональных сообществ в разработке стандартов, методического обеспечения проведения аудита и повышения его качества.
аудит проверка финансовый контроль
2.2 Реестр аудиторов и аудиторских организаций РФ В выработке государственной политики в сфере аудиторской деятельности заключается государственное регулирование данной деятельности. Поэтому, проблема ведение государственного реестра СРОА и анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ остаётся актуальным. По мнению А. Д. Шеремета, В. П. Суйц, функции по ведению реестра аудиторских организаций возложены на СРОА [46, С. 32]. Как подчёркивает О. Берг, ведение контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций (свод реестров аудиторов и аудиторских организаций) осуществляется Минфином РФ.
Согласно гл. II «Полномочия» Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 (ред. от 31.01.2013), Минфин РФ, уполномоченный порядком ведения государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций и контрольного экземпляра государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций, а также перечень включаемых в них сведений, своим Приказом от 30.10.2009 № 111н (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.12.2009 № 15 674) ввёл государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организации (п. 3 ч. 2 ст. 15 «Государственное регулирование аудиторской деятельности» ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 21.11.2011)). Поэтому, реестр аудиторов и аудиторских организаций — это систематизированный перечень аудиторов и аудиторских организаций, ведением которого занимается СРОА в отношении своих членов. Следовательно, в российской модели аудита ведение государственного реестра СРОА, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций является одним из основных направлений государственного регулирования аудиторской деятельности.
Со дня принятия судом к производству заявления уполномоченного федерального органа об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРОА до дня вступления в законную силу решения суда саморегулируемая организация аудиторов не вправе принимать аудиторские организации, аудиторов в свои члены (п. 7 ст. 21 «Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов» ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 21.11.2011).
Регистрация претендентов осуществляется в электронном виде на официальном сайте единой аттестационной комиссии (http://www.minfin.ru), в свободном доступе в реестрах Минфина РФ и СРО аудиторов. Для регистрации претендент заполняет электронную регистрационную анкету, сообщая о себе следующие сведения: фамилия, имя, отчество (при наличии); основной регистрационный номер записи в реестре аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов (п. 10 гл. III «Порядок регистрации претендентов» Приказа Минфина РФ от 30.09.2010 № 118н (ред. от 30.06.2011) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.11.2010 № 18 897).
Как подчёркивают В. И. Подольский, Г. Б. Поляк, А. А. Савин и другие авторы второго издания, переработанного и дополненного учебника для ВУЗов «Аудит», попасть в этот реестр реестра саморегулируемых организаций аудиторов могут только лишь аудиторы, сдавшие экзамены по бухгалтерскому учёту, праву, вычислительной технике и информатике [32, С. 7]. Руководствуясь, п. п. 6, 7 ст. 23 «Заключительные положения» ФЗ от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 21.11.2011) на официальном интернет-сайте СРОА должен быть размещен реестр аудиторов и аудиторских организаций, входящих в СРО. Контрольный экземпляр реестра размещается на сайте Минфина РФ.
Поэтому, членство в СРОА подтверждается присвоением ОРНЗ, а также внесением в реестр аудиторов и аудиторских организаций, который размещен на сайте Минфина РФ. На сегодняшний день Минфином РФ зарегистрированы следующие СРОА).
По мнению экспертов возникает немало вопросов, которые связаны со взаимодействием участников СРОА таких объединений между собой. При этом, каждое объединение должно выработать некоторые общие подходы к формированию реестра аудиторов. В этом смысле, на сегодняшний день стратегический документ, который определяет программу развития аудита в РФ, отсутствует. Поэтому одной из задач взаимодействия СРОА является работа по созданию данного документа.
2.3 Аудиторская проверка: формы и методы
Аудиторы или аудиторские фирмы исходя из требовании нормативных актов РФ и конкретных условий договора с экономическим субъектом или содержания поручения органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда, уполномочены самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки. Подразделяют на такие две группы методы аудиторской проверки как методы фактической проверки и методы документальной проверки [18, С. 142; 24, С. 120; 20, С. 110]. Если рассматривать более подробно методы фактической проверки, то к ним следует отнести осмотр; обследование; инвентаризация; контрольный запуск сырья и материалов в производство; лабораторный анализ качества материалов, товаров, сырья и готовой продукции; экспертная оценка.
Рассматривая более подробно такой метод аудиторской проверки как осмотр, необходимо отметить, что при помощи данного метода можно выяснить: 1) условия хранения имущества, документов; 2) состояние производственных, складских торговых помещений. При этом, осмотру подвергают такие разнообразные объекты как территория, места хранения материальных активов, документы, производственное и торговое оборудование, готовую продукцию, контрольно-кассовые машины. В этом случае, при реализации данного метода аудиторской проверки могут быть обнаружены доказательства, которые свидетельствуют о нарушениях либо злоупотреблениях.
Переходя к анализу такого метода аудиторской проверки как обследования, стоит подчеркнуть, что обследованием является своеобразное продолжение осмотра, с одновременным ознакомлением с нормативными и оправдательными документами оправдательными, а также с получением объяснений от ответственных лиц. Здесь, эффективные результаты предоставляет обследование при проверках технологии производства продукции в цехах, порядка приёма, хранения, отпуска и реализации продукции, товаров [17, С. 157].
Инвентаризация в качестве метода аудиторской проверки характеризуется проведением инвентаризации имущества и обязательств аудируемого лица, в ходе которых подвергаются проверке наличие, состояние, а также оценка имущества и обязательств. В этом случае, основные цели инвентаризации — это выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учёта и проверка полноты отражения в бухгалтерском учёте обязательств [32, С. 94]. При этом, разновидность выборочных инвентаризаций выражаются в контрольных проверках для определения правильности включения аудитором (аудиторской фирмой) в опись фактических остатков материалов, денежных средств, товаров и иного имущества. Данные результатов инвентаризаций, которые проведены в отчётном году, должны быть обобщены в организации в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.
Контрольный запуск сырья и материалов в производство как один из методов аудиторской проверки применяют тогда, когда необходимо установить: 1) фактический расход сырья (материалов) на производстве; 2) выход полуфабрикатов, готовой продукции, количество отходов. Данный метод аудиторской проверки применяют с целью проверки норм расхода сырья и материалов, технологического процесса, производительности оборудования и т. д., которые действовали ранее у аудируемого лица [45, С. 126]. С этой целью стоит провести соответствующий производственный эксперимент, обусловленный тем, что перед контрольным запуском сырья в производство определяют вид выпускаемой продукции, по которой проводится эксперимент. В этом случае, учитываются претензии к качеству изделий либо сведения, характеризующие перерасход материалов, нормы которые завышены и т. п., по отдельным их видам. В том случае, когда перед экспериментом ставят цель, выраженную в проверке фактическом производстве готовой продукции, тогда стоит создать такие условия экспериментального производства, в каких оно осуществлялось ранее. При установлении неизменного характера и условий производства, как контрольного производства, может быть принят любой очередной запуск сырья в производство. В этом смысле, экспериментом уточняются нормы, которые усиливается контроль списания фактического расхода сырья, а также выход продукции. Здесь, также могут быть выявлены: 1) недостатки в нормировании и технологии производства; 2) искажения в качественных показателях продукции и другие нарушения [46, С. 137].
Что касается лабораторного анализа качества материалов, товаров, сырья и готовой продукции, то есть метода проведения аудиторской проверки, то использование его предоставляет возможность контролировать качество материалов, товаров, сырья, а также готовой продукции и полуфабрикатов, которые поступают, а также позволяет выявить факты использования некондиционного сырья, несоблюдение норм расхода. Перечисленные факты могут свидетельствовать, к примеру, о нарушении технологического режима, установленных норм и т. п.
Экспертная оценка объектов проверки или метод проведения аудиторской проверки обуславливается необходимостью при исследовании специальных вопросов. В соответствии с ПСАД «Использование аудиторы работы эксперта», введённое Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 557. В этом случае, эксперт должен иметь, работу которого аудиторская организация использует при проведении аудита, соответствующую квалификацию, как правило, подтвержденную соответствующими документами квалификационными аттестатами, лицензиями, дипломами и т. д., опыт и репутацию в области определенных знаний, подтвержденную, как правило, отзывами, рекомендациями, публикациями и т. п. При этом, результаты экспертной оценки оформляются в виде заключения, то есть отчёта, расчёта и т. д., где содержаться точными и ясными ответами на конкретные вопросы, предусмотренные и описанные в договоре оказания услуг, заключенном между аудиторской фирмой и экспертом или экономическим субъектом и экспертом. Сведения, которые содержаться в заключение эксперта, должны быть выражены таким образом, чтобы им были невозможны даны различные толкования [24, С. 152].
Аудиторская проверка налоговых органов проводится с выездом аудиторов в проверяемый налоговый орган для получения общего представления о работе данного органа, включающее в себя общение с руководством и исполнителями, просмотр множества документов в электронном виде и на бумажных носителях [30, С. 201]. В настоящее время действует «Регламент проведения внутреннего аудита налоговых органов» (Приказ ФНС РФ от 15.02.2012 № ММВ-7−10/88@ (ред. от 31.05.2012)). Поэтому, возможность проведения дистанционных аудиторских проверок и осуществления дистанционного мониторинга учитывается в обновляемых и разрабатываемых документах по внутреннему аудиту.
В чём заключается модернизация процессов, форм и методов аудиторской проверки налоговых органов?
В определении задачи повышения результативности внутриведомственного контроля, а также снижения издержек на его проведение потребовали модернизации всех процессов внутреннего аудита. В настоящее время действует «Регламент проведения внутреннего аудита налоговых органов» (Приказ ФНС РФ от 15.02.2012 № ММВ-7−10/88@ (ред. от 31.05.2012)).
Поэтому, возможность проведения дистанционных аудиторских проверок и осуществления дистанционного мониторинга учитывается в обновляемых и разрабатываемых документах по внутреннему аудиту.
Следовательно, дистанционные проверки, при которых аудиторы проверяют часть вопросов программы без выезда на место, с помощью удаленного доступа к информационным ресурсам аудируемого лица или копии его базы данных — это способ модернизации форм и методов аудиторской проверки. Таким образом, модернизация форм и методов аудиторской проверки характеризуют новые возможности для контроля за эффективностью, законностью и качеством работы аудируемых лиц.
Заключение
Развитие рыночной экономики, сопряжённое с концентрацией собственности, интеграционными процессами, привело к формированию большого количества хозяйствующих субъектов. В нынешних условиях падения роста экономики, хозяйствующие субъекты испытывают необходимость в финансовом анализе своей деятельности, основывающийся на выводах финансовой (бухгалтерской) отчётности, профессиональное суждение о которой, входящее в компетенцию аудита. Данные выводы становиться своеобразным камертоном в определении финансовой стратегии отдельного хозяйствующего субъекта на микроэкономическом уровне, а также на макроэкономическом уровне — устойчивому и сбалансированному уровню развития экономики государства. В этом смысле, исследование аудита необходимо построить на фундаментальных основах аудиторской деятельности — проблема сущности и принципов аудита.
Сущность и значение финансового контроля, состоят в форме финансовой и управленческой деятельности, обусловленная проверкой законности, целесообразности действий, своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств. При этом, их правильность и эффективность использования поступлений доходов в соответствующие фонды денежных средств, распределением, а также установление соответствия использование финансовых ресурсов всех звеньев финансовой системы по их целевому назначению и эффективное социально-экономическое развитие РФ и её регионов, соответственно.
Поэтому, аудит как видом финансового контроля является вневедомственный финансовый контроль, выраженный в качестве предпринимательской деятельности, по проверке бухгалтерской (финансовой) отчётности аудируемых лиц для выражения мнения о её достоверности, поддающейся нормативно-правовому регулированию частноправовых и публично-правовых отношений для эффективного социально-экономического развития РФ и её регионов. Виды аудита включают в себя внешний и внешний аудит. Остальные виды аудита — инициативный, обязательный, финансовый, операционный, первоначальный, периодический или повторяющийся, подтверждающий аудит, системно-ориентированный аудит, общий, страховой и банковский аудиты, а также аудиты на соответствие, базирующийся на риске и прочей деятельности, соответственно.
Внешний аудит (external audit) представляет собой периодический вид аудита, который, организационно, экономически и институционально независим от клиента, осуществляется в соответствии с договором на проведение аудита профессиональными независимыми аудиторами. Внутренний аудит (Internal auditing) — это неотъемлемый, а также важный элемент управленческого контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учёта, предоставляющий информацию о повседневном контроле деятельности организации, а также низших управленческих структур, подтверждая достоверность бухгалтерской (финансовой) отчётности. Цель аудита — это законодательно определённое выражение профессионального суждения в аудиторском заключении о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемых лиц, соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам и порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству РФ.
Локальными задачами при проведении обязательного аудита являются: 1) формулирование принципов подготовки плана и программы аудита; 2) организация подготовки и составления плана и программы аудита; 3) формулирование принципов документирования аудита, а также требований к форме и содержанию рабочей документации аудита; 4) определение порядка составления и хранения рабочей документации, а также видов, источников и методов получения аудиторских доказательств; 5) по результатам проведенного аудита выразить мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчётности субъекта в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения либо отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения; 6) другие задачи.
Тенденции развития роли и места СРОА, как некоммерческие организации, созданные на условиях членства с целью обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности, получившие аккредитацию в уполномоченном федеральном органе, в аудиторской деятельности обусловлены законодательным обеспечением данного вида деятельности со стороны государства, а также при интеграции потенциала профессиональных сообществ в разработке стандартов, методического обеспечения проведения аудита и повышения его качества.
Непременное членство в СРОА, в качестве неотъемлемого условия обеспечения качества оказываемых данными субъектами услуг, с учётом публичной значимости определенных видов деятельности, выражена внедрением механизма саморегулирования в сфере аудита в сочетании с совершенствованием государственных способов регулирования, что позволит повысить качество и эффективность оказываемых аудиторских услуг. При этом, аудит будет развиваться положительно при законодательном обеспечении данного вида деятельности со стороны государства, а также при интеграции потенциала профессиональных сообществ в разработке стандартов, методического обеспечения проведения аудита и повышения его качества. Модернизация форм и методов аудиторской проверки, характеризуемые новыми возможностями для контроля за эффективностью, законностью и качеством работы аудируемых лиц, исходит из требовании нормативных актов РФ и конкретных условий договора с экономическим субъектом или содержания поручения органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда, уполномочены определять самостоятельно, заключаются в их фактическом и документальном содержании.
Аудиторская деятельность в качестве многоуровневой системы имеет научную и практическую значимость по той причине, что она направлена на повышение качества услуг, которые оказывают аудиторские организации. Исследование саморегулирования в сфере аудиторской деятельности обладает теоретической и практической значимостью так как, являясь новым для аудита методом воздействия, саморегулирование нуждается в научном осмыслении, сопоставлении с ранее применявшимся способом регулирования — лицензированием.
Глоссарий Аудит как вид финансового контроля — вневедомственный финансовый контроль, выраженный в качестве предпринимательской деятельности, по проверке бухгалтерской (финансовой) отчётности аудируемых лиц для выражения мнения о её достоверности, поддающейся нормативно-правовому регулированию частноправовых и публично-правовых отношений для эффективного социально-экономического развития РФ и её регионов Внешний аудит (external audit) — периодический вид аудита, который, организационно, экономически и институционально независим от клиента, осуществляется в соответствии с договором на проведение аудита профессиональными независимыми аудиторами, то есть сотрудниками аудиторской фирмы, при соблюдении главной задачи — проверка состояния бухгалтерского (финансового) учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности, с аудиторским заключением, составляемым с годовым интервалом, при сборе информации в течение всего периода Внутренний аудит (Internal auditing) — неотъемлемый, а также важный элемент управленческого контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учёта, предоставляющий информацию о повседневном контроле деятельности организации, а также низших управленческих структур, подтверждая достоверность бухгалтерской (финансовой) отчётности, необходимый главным образом с целью предотвращения потери ресурсов, при осуществлении необходимых изменений внутри предприятия/организации/учреждения, что способствет продвижению данной деятельности в рамках экономики Государственное регулирование аудиторской деятельности в российской модели аудита — ведение государственного реестра СРО аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций Задачи аудита — оценка, классификация, общая приемлемость, разделение, обоснованность, законченность, аккуратность бухгалтерской (финансовой) отчётности, раскрытием информацией в ней о результатах деятельности аудируемого лица и информированием о рисках, недобросовестных действиях и изменять характер, объём и временные рамки аудиторских процедур
Значение финансового контроля — эффективное социально-экономическое развитие РФ и её регионов Повышение качества и эффективности оказываемых аудиторских услуг — внедрение механизма саморегулирования в сфере аудита в сочетании с совершенствованием государственных способов регулирования
Реестр аудиторов и аудиторских организаций — систематизированный перечень аудиторов и аудиторских организаций, ведением которого занимается СРО аудиторов в отношении своих членов СРОА — некоммерческие организации, которые созданы на условиях членства для обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности, а также получили аккредитацию в уполномоченном федеральном органе Нормативно-правовое регулирование аудита как вида финансового контроля — осуществление финансово-контрольной деятельности характеризуется принципами, которые обуславливают и аудит, как разновидность независимого официального контроля (надзора) за достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчётности, характеризующийся принципами независимости, объективности, компетентности, федерализма, плановости
Отличие аудита от других форм экономического контроля — специфика аудита в деятельности аудиторов по проверке бухгалтерской (финансовой) отчётности аудируемых лиц для выражения мнения о достоверности такой бухгалтерской (финансовой) отчётности, проводится в форме проверки, по времени проведения являющаяся последующей Способ модернизации форм и методов аудиторской проверки — дистанционные проверки, при которых аудиторы проверяют часть вопросов программы без выезда на место, с помощью удаленного доступа к информационным ресурсам аудируемого лица или копии его базы данных
Сущность финансового контроля — форма финансовой и управленческой деятельности, обусловленная проверкой законности, целесообразности действий, своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств и правильности и эффективности использования поступлений доходов в соответствующие фонды денежных средств, распределением, а также установление соответствия использование финансовых ресурсов всех звеньев финансовой системы по их целевому назначению Цель аудита — законодательно определённое выражение профессионального суждения в аудиторском заключении о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчётности аудируемых лиц, соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам и порядка ведения бухгалтерского учёта законодательству РФ
Список использованных источников
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесенных Законом РФ «Об изменении срока полномочий Президента РФ и ГД» от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, Законом РФ о поправке к Конституции РФ «О контрольных полномочиях ГД в отношении Правительства РФ» от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». Послед. Обновление 13 .05. 2013
ФЗ «О саморегулируемых организациях» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2013) от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 25.06.2012) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». Послед. Обновление 13. 05. 2013
ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 21.11.2011) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». Послед. Обновление 13. 05. 2013
Постановление Правительства РФ «О Минфине финансов РФ"от 30.06.2004 № 329 (ред. от 31.01.2013) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». Послед. Обновление 13. 05. 2013
Приказ Минфина РФ «О создании совета по аудиторской деятельности и его рабочего органа» (вместе с «Положением о Совете по аудиторской деятельности», «Положением о рабочем органе Совета по аудиторской деятельности») от 29.12.2009 № 146н (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.05.2010 № 17 158) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» Компания «Консультант Плюс». Послед. Обновление 13. 05. 2013
Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения об упрощенном порядке сдачи квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора» от 30.09.2010 № 118н (ред. от 30.06.2011) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.11.2010 № 18 897) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». Послед. Обновление 13. 05. 2013
Приказ Минфина РФ «Об утверждении Административного регламента по исполнению Минфином РФ государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов» от 21.09.2011 № 115н (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.02.2012 № 23 288) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». Послед. Обновление 13. 05. 2013
Постановление Правительства РФ «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ» от 06 05. 1994 года № 482 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». Послед. Обновление 13. 05. 2013
Аудит [Текст]: учебник. Серия «Scholae» / Под редакцией М. В. Мельник — М.: Экономистъ, 2009. — 282 с. — ISBN 5−98 118−052−8
Аудит [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под редакцией В. И. Подольского — М.: Экономистъ, 2011 — 606 с. — ISBN 5−238−565−2
Аудит в России. Антология российского аудита [Текст]: учебник для вузов. Университетская серия / Под редакцией д.э.н., проф. А. В. Крикунова — М.: Маркет ДС, 2011. — 592 с. — ISBN5−7958−0062−7
Аудитор [Текст]: информ.- аналит. журн. / учредитель ООО «Компания „Север“». — М.: Север, 2012, 2013. ISSN 6291−1384. 2012, № 7, 9, 12. 2013, № 1, 2
Аудиторские ведомости [Текст]: информ.- аналит. журн. / учредитель ООО «Компания „Престиж“». — М.: Престиж, 2002. ISSN 6625−7149. 2002. № 10
Аудиторский словарь [Текст] / С. М. Бычкова, М. В. Райхман В.Я. Соколов и другие авторы. Под редакцией В. Я. Соколова — М.: Финансы и статистика, 2008. — 192 с. — ISBN 5−279−2 508−9
Басалай С.И., Актуальные проблемы аудита в России [Текст]: монография / С. И. Басалай, Л. И. Хоружий — М.: Буквица, 2010 — 162 с. — ISBN 5−89 263−089−7
Бычкова С.М., Аудиторский словарь [Текст] / С. М. Бычкова, М. В. Райхман В.Я. Соколов и др.; Под редакцией В. Я. Соколова — М.: Финансы и статистика, 2008. — 192 с. — ISBN 5−279−2 508−9
Булгакова Л. И. Аудит в России: механизм правового регулирования [Текст]: учебное пособие / Л. И. Булгакова — М.: Волтерс Клувер, 2010 — 378 с. — ISBN 3−45 268−148−9
Гаврилова С. С. Аудит [Текст]: учебник / С. С. Гаврилова — С.Пб.: Вектор, 2009. — 256 с. — ISBN 5−9684−0225−3
Гирев В. Н. Финансовое право. Практикум [Текст] / В. Н. Гирев, А. И. Землин. Ответственный редактор Грачева Е. Ю. — М. Юриспруденция, 2009 — 144 с. — ISBN 5−8401−0013−7
Горбунова О. Н. Финансовое право [Текст]: учебник / О. Н. Горбунова, Е. Ю. Грачёва и другие авторы. Ответственный редактор Е. Ю. Грачёва, Г. П. Толстопятенко. — М.: ТК. Велби, Изд-во Проспект, 2009 — 536 с. — ISBN 5−98 032−015−6
Грачёва Е. Ю. Финансовое право [Текст]: учебное пособие. Второе издание, исправленное и дополненное / Е. Ю. Грачёва, Э. Д. Соколова — М.: Юриспруденция, 2010. — 304 с. — ISBN 5−8401−0042−0
Грачёва Е. Ю. Финансовое право: схемы и комментарии [Текст]: учебное пособие. Третье издание, исправленное и дополненное / Е. Ю. Грачёва — М.: Юриспруденция, 2009. — 104 с. — ISBN 5−8401−0020-Х Емельянов А. С. Финансовое право [Текст]: учебное издание для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция», аспирантов и преподавателей, а также практических работников финансовых, налоговых и иных правоприменительных органов / А. С. Емельянов — М.: Былина, 2004. — 320 с. — ISBN 8−3526−2415−1
Ендовицкий С. В. Аудит [Текст]: учебное пособие / С. В. Ендовицкий — М.: Среднее профессиональное образование, 2004. -192 с. — ISBN 5−9240−0079−6
Косаренко Н. Н. Финансовое право России [Текст]: учебное пособие / Н. Н. Косаренко — Ростов н/Д: Феникс, 2009 — 320 с. — ISBN 5−8309−0097−1
Крикунов А. В. Аудиторская деятельность в РФ: законодательная и нормативная база, аттестация, лицензирование, отчетность и контроль качества [Текст]: учебное пособие для ВУЗов / А. В. Крикунов — Финансовая газета, 2008. — 272 с. — ISBN 5−7054−0017−9
Крупченко Е. А. Аудит в экзаменационных вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие. Серия «Учебное пособие для среднего профессионального образования» / Е. А. Крупченко, — Ростов н/Д: «Феникс», 2008. — 320 с. — ISBN 5−222−3 104−7
Международный бухгалтерский учёт [Текст]: информ.- аналит. журн. / учредитель ООО «Компания „Гидра“». — М.: Гидра, 2011, 2012, 2013. ISSN 1362−8570. 2011. № 48, 2012 № 26
Мерзликина Е. М. Аудит [Текст]: учебник. Серия «Высшее образование». Третье издание, переработанное и дополненное / Е. М. Мерзликина, Ю. П. Никольская — М.: Инфра-М, 2011. — 368 с. — ISBN 5−16−2 473−5
Мироненко О. В. Внутренний аудит / О. В. Мироненко // Телекоммуникационная двухуровневая библиотека [Электронный ресурс] / Современная гуманитарная академия. — Москва. — Режим доступа: World Wide Web. URL: http: // lib.muh.ru. — Полед. Обновление 14.09.2012
Подольский В. И. Аудит [Текст]: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. Серия «Среднее профессиональное образование» / В. И. Подольский, А. А. Савин, Л. В. Сотникова; Под редакцией проф. В. И. Подольского. — М: Юнити-Дана, 2010. — 431 с. — ISBN 5−238−869−4
Подольский, В. И. Аудит [Текст]: учебник для ВУЗов. Второе издание, переработанное и дополненное. / В. И. Подольский, Г. Б. Поляк, А. А. Савин и др.; Под редакцией проф. В. И. Подольского — М.: Юнити-Дана, 2012. — 655 с. — ISBN 5−238−150−9
Пугачев, В. В Международные стандарты аудита [Текст]: учебно-справочное пособие / В. В. Пугачев. — М.: Дело и Сервис, 2011. — 272 с.- ISBN 5−8018−0297−5
Российский бухгалтер [Текст]: информ.- аналит. журн. / учредитель ООО «Компания „Гидра“». — М.: Гидра, 2011. ISSN 1362−8570. 2011, № 7
Ситнов, А. А. Международные стандарты аудита [Текст]: учебно-практическое пособие. Второе издание, переработанное и дополненное / А. А. Ситнов — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. — 208 с. — ISBN 5−88 103−161-Х Советское финансовое право [Текст]: учебник / Составители: М. И. Барышев, В. В. Бесчеревных, Е. А. Ровинский и С. Д. Цыпкин, ответственный редактор Е. А. Ровинский — М.: Госюриздат, 1961 — 351 с. — ISBN 7−2625−3491
Стандарты аудиторской деятельности / Под редакцией Н. В. Палевской, Е. Г. Четвертаковой — М.: «Книга сервис», 2008. — 336 с. — ISBN 5−94 909−117−5
Суворова, С. П. Аудит. [Текст]: учебник / С. П. Суворова. Н. В. Парушина, — М.: Форум, 2010 — 512 с. — ISBN 985−489−107−0. ISBN 985−6080−64−9
Терехов А.А., Аудит: законодательные решения [Текст] - М.: Финансы и статистика, 20 083. — 608 с. — ISBN 5−279−2 504−6
Толковый словарь аудиторских, налоговых и бюджетных терминов / Под редакцией Н. Г. Сычева, В. В. Ильина. — М.: Финансы и статистика, 2011 — 272 с. — ISBN 5−279−2 322−1
Финансовое право Текст]: информ.- аналит. журн. / учредитель ООО «Компания „Мираж“». — М.: Мираж, 2010. ISSN 0581−9433.2010, № 10
Финансовое право [Текст]: учебник / Под редакцией проф. Е. Ю. Грачевой — М: Издательство «Право и закон», Издательство «Колос», 2008 — ISBN 5−7858−0122−1, ISBN 5−9532−0200−8 (Издательство «Колос»)
Финансовое право [Текст]: учебник в переплёте / Ответственный редактор Н. И. Химичёва. Третье издание, переработанное и дополненное — М.: Юристъ, 2008 — 749 с. — ISBN 5−7975−0559−2 в переплёте Финансовое право комментарии [Текст]: учебное пособие для ВУЗов / Под редакцией проф. М. М. Рассолова — М: Юнити-Дана, Закон и право, 2011. — 444 с. — ISBN 5−238−230−0
Финансовое право [Текст]: конспект лекций в схемах / редакторы-составители Е. В. Платонова, А. В. Новиков, при использовании материала А. Желудкова — М.: Издательство ПРИОР, 2012. — 176 с. — ISBN 5−7990−0153−2
Шеремет А.Д., Аудит [Текст]: учебник. Серия «Высшее образование». Второе издание, дополненное и переработанное / А. Д. Шеремет, В. П. Суйц — М.: Инфра-М, 2010. — 252 с. — ISBN 5−16−274-X
Эриашвили Н. Д. Финансовое право [Текст]: учебник для ВУЗов / Н. Д. Эриашвили — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2010. — 606 с. — ISBN 5−238−159−2