Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование механизма эффективного управления торговым предпринимательством на потребительском рынке России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С учетом высокой степени неопределенности внешней среды необходимым сегодня является использование ситуационного подхода к управлению. Согласно данному подходу, внутренняя среда предприятия является ответом на различные по своей природе внешние воздействия. Центральным моментом этого подхода является диагностика ситуации, т. е. четкое определение конкретного набора факторов, оказывающих влияние… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОМ ХОЗЯЙСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ
    • 1. 1. Характеристика составляющих предпринимательской деятельности и особенности торгового предпринимательства
    • 1. 2. Классификация основных видов торговых структур
    • 1. 3. Конкурентоспособность как основа эффективного предпринимательства на товарном рынке
  • Глава II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И
  • ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В РОССИИ
    • 2. 1. Роль и современное состояние развития потребительского рынка в национальной экономике
    • 2. 2. Исследование мировой практики функционирования розничной торговли в развитых странах с рыночной экономикой
    • 2. 3. Анализ специфики и резервов торгового предпринимательства на примере ЗАО «ГУМ-Прага»
  • Глава III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ РОССИИ
    • 3. 1. Методические основы совершенствования управления торговыми структурами
    • 3. 2. Развитие аналитического блока торгового предпринимательства на потребительском рынке
    • 3. 3. Совершенствование элементов финансового менеджмента в розничной торговле

Формирование механизма эффективного управления торговым предпринимательством на потребительском рынке России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди важнейших проблем современного реформирования российской экономики важное место занимают вопросы совершенствования механизма организации и управления торговым предпринимательством на потребительском рынке России. Организационно-экономический механизм предпринимательства включает в себя два органически взаимосвязанных блока: механизм рыночно-конкурентной системы самоорганизации и самоуправления воспроизводствам предпринимательского типа на уровнях макро-, мезои микроэкономики и систем государственного регулирования, адекватного требованиям экономических законов, в том числе законов рынка и предпринимательства. Все формы предпринимательства, особенно в процессе его формирования нуждается в эффективном функционировании обоих блоков организационно-экономического механизма. В связи с этим в современных условиях крайне необходимой является системная разработка теоретических основ и практических рекомендаций по совершенствованию механизма эффективного торгового предпринимательства на потребительском рынке с учетом особенностей периода формирования экономики рыночного типа в России. Как отмечалось в приоритетных задачах Правительства Российской Федерации на 2000;2001 годы по реализации «Основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу», подготовленную Центром стратегических программ Германа Грефа «.улучшение предпринимательского климатаключевая задача экономической политики Правительства РФ, которую необходимо решить в 2000;2001 году». Все эти обстоятельства и предопределили выбор автором направления исследования, связанного с разработкой проблемы формирования механизма управления торговым предпринимательством на потребительском рынке России в условиях переходного периода.

На современном этапе предпринимаются различные попытки преобразования форм и методов управления торговыми предприятиями. Однако изменения нередко происходят спонтанно, не всегда в лучшую сторону. Трансформируются как внутрифирменные регуляторы деятельности торговых предприятий, так и механизмы воздействия на региональном, федеральном и межгосударственном уровнях. Складываются новые отношения между торговыми структурами и производителями товаров, меняются хозяйственные связи внутри отдельных торговых предприятий.

Сложность, многоплановость и актуальность проблем эффективного функционирования торговых предприятий обусловили большое внимание к ним со стороны ученых и практиков.

В то же время продолжают действовать многочисленные факторы, осложняющие положение торговых предприятий. Целый ряд вопросов управления товародвижением на микрои макроуровнях еще остается недостаточно исследованным и не нашел должного освещения в экономической литературе. Это касается оптимизации имущественного комплекса, развития методов взаимодействия с зарубежными партнерами и отечественными поставщиками, освоения новых моделей товаров и повышения их конкурентоспособности на основе развития методов управления качеством и себестоимостью продукции, совершенствования системы реализации товаров на базе развития сбытовой сети. Углубленной научно-аналитической проработки требуют проблемы обеспечения благоприятных макроэкономических условий для динамичного развития торговых предприятий на основе совершенствования системы государственного регулирования и поддержки товародвижения. При этом прямое заимствование зарубежных подходов затруднено из-за специфики наших условий и незрелости рыночных отношений.

Несмотря на имеющиеся разработки в области проведения приватизации, развития организационных структур и инвестиционной деятельности на торговых предприятиях отечественная экономическая наука оказалась недостаточно подготовленной к теоретическому осмыслению переходного периода к рынку и обоснованию путей повышения устойчивости предприятий, включая торговые, в новом хозяйственном механизме государственного регулирования и новой системе взаимоотношений с другими хозяйствующими субъектами. Начать реформы, провести либерализацию цен и приватизацию оказалось гораздо легче, чем добиться реальных изменений в поведении предприятий, являющихся основным звеном экономики.

Анализируя эффективность действующих сегодня макроэкономических регуляторов хозяйствования, нельзя не увидеть ряд недостатков. Крупнейшей проблемой отечественной экономики является то обстоятельство, что до сих пор не разработан алгоритм перехода к нормальной рыночной экономике — без нанесения урона народнохозяйственному комплексу.

Мировая практика накопила немалый опыт функционирования торговых предприятий потребительского рынка. В экономической науке многих стран с развитой рыночной экономикой разработан широкий набор инструментов и методов управления торговым предпринимательством. Отдельные рычаги из этого арсенала могут быть результативно применимы и в наших условиях. Вместе с тем, специфика российской экономики и сложности современного переходного периода требуют развития специальных форм и методов торгово-коммерческой деятельности, учитывающих наши реалии и особенности.

Данные обстоятельства, а также существующий разрыв между теоретико-методическими наработками и потребностями практики обусловили выбор темы настоящего исследования и определили его цель.

Целью диссертации является изучение теории и практики формирования системы управления торговым предпринимательством на потребительском рынке, а также разработка организационно-экономических и методических основ ее развития.

Для реализации указанной цели в диссертации были поставлены и реализованы следующие задачи: анализ теоретических аспектов организации предпринимательской деятельности, определение сущности, социально-экономической значимости, места и роли различных видов предпринимательства в современных условияхоценка современного состояния потребительского рынка России и анализ основных проблем его развитияразработка теоретико-методических вопросов функционирования хозяйствующих субъектов в экономике переходного периода с уточнением роли и места звеньев потребительского рынка в современном хозяйственном механизмеисследование современных форм и методов конкурентной борьбы, используемых в отечественной и зарубежной коммерческой практикеобоснование основных приоритетов развития потребительского рынка Россииобоснование концептуальных положений и методических подходов в области развития хозяйственной стратегии и тактики торговых структур с учетом совершенствования внутрифирменного менеджмента на принципах повышения оперативности и адекватности его реакции на изменения потребительского рынка (на примере ЗАО «ГУМ-Прага») — определение возможностей использования в отечественном потребительском рынке прогрессивной мировой практики функционирования розничной торговли с приоритетным вниманием к зарубежному опыту, не требующему крупных инвестицийподготовка предложений по развитию информационно-аналитического блока торгового предпринимательстваразработка рекомендаций по совершенствованию макроэкономической поддержке торгового предпринимательства на потребительском рынке России.

Объектом исследования выступает система хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную торговлю потребительскими товарами.

Предмет исследования — совокупность организационно-экономических форм и методов управления торговым предпринимательством на потребительском рынке России.

Теоретической и методологической основой исследования служат принципы системного подхода в изучении теории формирования рыночных отношений и торговой интеграции в новых условиях хозяйствования, концепция развития внутреннего рынка РФ и др. При подготовке исследования изучены работы отечественных и зарубежных ученых, экономистов, практиков по проблемам торгового предпринимательства. В процессе подготовки диссертации применялись методы факторного анализа, группировок и экспертных оценок, а также собственные наблюдения автора.

Информационную базу исследования составили материалы Министерства экономики РФ, Госкомстата РФ, ТПП РФ, Департамента потребительского рынка и услуг Правительства Москвы, данные ОАО «Торговый Дом ГУМ» и его дочерних акционерных обществ, а также отечественные и зарубежные периодические источники и материалы научно-технических совещаний, конференций и симпозиумов по исследуемым вопросам.

Нормативно-правовой базой работы явились Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, методические и инструктивные документы федерального, регионального и отраслевого уровня.

Научная новизна диссертации заключается в комплексном исследовании теоретико-методологических и прикладных аспектов адаптации российских торговых структур к условиям рыночной среды, выявлении основных факторов и направлений повышения их устойчивости и конкурентоспособности на потребительском рынке, обосновании концептуальных положений и методических подходов в области формирования стратегии предпринимательской деятельности предприятий розничной торговли.

Диссертация содержит следующие элементы научной новизны, которые выносятся на защиту:

1. Определены тенденции развития потребительского рынка и выявлена совокупность факторов, определяющих его современную структуру.

2. Выявлены новые факторы, сдерживающие развитие торгового предпринимательства, осложняющие взаимодействие хозяйствующих субъектов на потребительском рынке.

3. Обоснованы основные принципы управления торговым предпринимательством на потребительском рынке, на основании чего впервые предложен механизм разработки и реализации стратегии устойчивого функционирования торговых предприятий, включающий разработку прогнозно-аналитического блока с комплексом обеспечивающих программ.

4. Разработаны предложения по совершенствованию макроэкономического регулирования розничной торговли.

5. Предложены рекомендации по развитию текущего и стратегического менеджмента хозяйствующих субъектов в сфере потребительского рынка.

6. Разработана методика развития информационно-аналитического блока торгового предпринимательства.

Практическая значимость диссертационного исследования. Научно-методические и практические рекомендации по разработке и внедрению механизма эффективного управления торговым предпринимательством на потребительском рынке, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы: органами государственного управления — при разработке программных, правовых и других нормативных актов, связанных с формированием наиболее важных элементов предпринимательской деятельности в торговой отрасли Россиисуществующими и вновь образуемыми субъектами хозяйствования при обосновании выбора своих хозяйственных партнеров, развитии внутренних и внешних связей, оценки конъюнктуры рынка и разработки стратегии и тактики своего развитиянаучными организациями и учебными заведениями при подготовке учебных пособий и изучения проблем хозяйственной деятельности торговых коммерческих организаций.

Апробация работы. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на ряде научно-практических совещаний и семинарах, в том числе проводившихся в Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова, Федеральной контрактной корпорации «Росконтракт», Департаменте потребительского рынка и услуг Правительства Москвы.

Публикации. Основное содержание диссертации отражено в трех опубликованных печатных работах автора общим объемом 5,9 печатных листа.

Структура и краткое содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследования позволяет сделать следующие выводы и предложения:

1. Преодоление социально-экономического кризиса, переживаемого Россией, в огромной степени определяется эффективностью системы регулирования хозяйственной деятельности на всех уровнях управления. При этом особое значение имеет совершенствование форм и методов работы на уровне конкретной хозяйственной структуры, положение которой в рыночной экономике меняется коренным образом.

Становясь объектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей коммерческой деятельности хозяйственная структура должна сформировать у себя систему менеджмента, которая бы обеспечила ей высокую конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке. В полной мере это относится и к торговым организациям, развивающим сегодня различные направления предпринимательской деятельности.

2. Характеризуя предпринимательство, необходимо отметить такие его черты, как мобильность, динамичность, поиск. Именно это отличает предпринимательство, в том числе торговое, от устоявшихся форм и методов хозяйствования. Предприниматель должен непрерывно искать новые способы действий, которые могут обеспечить успех. Он должен постоянно развивать ассортимент, технологию работы, оптимизировать использование имущественного комплекса, совершенствовать ценовую политику в соответствии с требованием экономической ситуации и конъюнктуры рынка. Условием реального предпринимательства является свобода выбора способов экономических действий при наличии их разнообразия. Подобные условия способна создавать и поддерживать только рыночная экономика.

3. Все виды предпринимательства связаны между собой весьма тесным образом. Они являются взаимодополняющими и определяющими жизнеспособность друг друга, так что занимаясь одним видом, приходится в какой-то мере касаться и других. Без производственного предпринимательства торговый бизнес потерял бы свою вещественную основу. С другой стороны, производство — не самоцель. Без реализации его результатов на основе эффективных торговых усилий неизбежно затоваривание с последующим кризисом.

Субъектами торгового предпринимательства выступают магазины, универмаги, биржи, торговые дома, выставки-продажи, торговые базы и другие торговые звенья. Торговое предпринимательство включает поиск, закупку товара, обеспечение его сохранности, транспортировку, доставку в торговую точку, продажу и продажное, а иногда и послепродажное обслуживание.

Производство и продажа неразрывно связаны с финансовыми операциями и требуют денежных средств. Поэтому, естественно, что к производственному и торговому тесно примыкает финансовое предпринимательство. Иногда даже в одном предпринимателе сочетаются производственник, торговец и финансист. Чтобы найти необходимую комбинацию, коммерсант должен обладать свободой поиска и экономического маневрирования, четко представляя особенности разных видов бизнеса и возможности их соединения.

4. Коммерческая деятельность торговых организаций имеет ряд характерных особенностей, в том числе:

— ассортимент товаров в значительной степени зависит от характера спроса и особенностей обслуживаемого контингента, его профессионального, национального, возрастного состава, покупательной способности, условий труда и быта;

— организационно и торгово-технологически торговые структуры достаточно автономны и самостоятельны в процессе реализации товаров;

— организации максимально приближены к потребителям, что позволяет быстро реагировать на изменения рыночной ситуации;

— спрос на товары и услуги торговых организаций с учетом профиля деятельности подвержен значительным колебаниям по временам года, дням недели и даже часам суток;

— наряду с реализацией товаров торговые структуры оказывают большой объем дополнительных услуг с целью привлечения покупателей.

Основную функцию торговых структур в соответствии с классической экономической теорией можно рассматривать в следующих аспектах:

— реализация потребительной стоимости, т. е. доведение конкретного товара от производителя до потребителя путем применения таких технологических операций, как транспортировка, приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка товаров и т. д.;

— реализация стоимости товара, в результате чего конкретный товар получает общественное признание. В момент купли-продажи (Д — Т), т. е. выполнения расчетных операций, товарная форма стоимости обменивается на денежную, а товар переходит в личную собственность потребителя.

В ходе своей деятельности торговая организация выполняет и другие функции, связанные с доведением товаров до конечного потребителя. К этим функциям, которые часто называют дополнительными, относятся изучение покупательского спроса на товары, формирование ассортимента товаров, реклама товаров и услуг, оказание помощи покупателям в выборе товаров, размещение и выкладка их в торговом зале, оказание дополнительных сервисных услуг по доставке купленных товаров на дом покупателю, прием заказов на товары, отсутствующие в продаже и т. д. Объем и характер выполняемых торговой организацией функций зависит от ее хозяйственной самостоятельности, типа, размера, технической оснащенности, места расположения и других факторов.

Осуществляя свои функции, торговые структуры обеспечивают:

— развитие производства — путем организации коммерческой работы по заключению договоров, контрактов, заказов на производство и поставку товаров и т. д., тем самым стимулируя процесс производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции;

— денежное распределение — путем развития финансово-кредитной системы, установления уровня и соотношения цен на товары на основе поддержания баланса между спросом и предложением;

— личное потребление — посредством удовлетворения потребностей населения путем применения различных форм и методов торгового обслуживания, эффективной направленности рекламных, маркетинговых мероприятий.

5. Формирование стратегии развития торгового предпринимательства возможно на основе постоянного учета факторов внешней среды, стратегического планирования и финансового менеджмента.

С учетом высокой степени неопределенности внешней среды важное значение сегодня имеет использование ситуационного подхода к управлению, т. е. осознание того обстоятельства, что внутренняя среда торговой организации является ответом на различные по своей природе внешние воздействия.

6. При всей значимости усилий, предпринимаемых непосредственно торговыми структурами, формирование стратегии их хозяйственного развития в огромной степени зависит и от эффективности государственной поддержки на федеральном, региональном и местном уровнях управления.

Нуждаются в скорейшей оптимизации используемые государством финансово-кредитные рычаги, механизмы налогового и таможенного регулирования, тарифная политика. Реальное развитие торгового предпринимательства может быть обеспечено лишь на основе формирования благоприятной внешней среды хозяйствования.

От совершенствования макроэкономических регуляторов зависит эффективность решения очень многих вопросов и, в частности, эффективность межфирменного взаимодействия торговых структур с российскими товаропроизводителями. От уровня развития отечественного производства в решающей степени зависит как состояние всей национальной экономики, так и хозяйственное положение отечественных торговых организаций. В этой связи, по нашему мнению, следует предусмотреть развитие торговым структурам льготной кредитной линии для расчетов с отечественной промышленностью, а также установить льготный налог на прибыль, полученную от реализации российской продукции. Это оживит реализацию отечественных товаров, а соответственно и их производство, что в свою очередь будет способствовать оживлению в других секторах национальной экономики, включая торговую сферу.

7. В условиях формирования рыночных отношений положение торговых предприятий коренным образом меняется. Становясь субъектом товарно-денежных отношений, обладающим экономической самостоятельностью и полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, торговое предприятие должно сформировать у себя систему управления, которая обеспечила бы ему высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке.

Управление торговыми предприятиями в условиях перехода к рынку во многом сложнее, чем в централизованной командно-административной системе. Это связано как с расширением их прав и ответственности, так и с необходимостью более гибкой адаптации к изменениям во внешней среде.

С учетом высокой степени неопределенности внешней среды необходимым сегодня является использование ситуационного подхода к управлению. Согласно данному подходу, внутренняя среда предприятия является ответом на различные по своей природе внешние воздействия. Центральным моментом этого подхода является диагностика ситуации, т. е. четкое определение конкретного набора факторов, оказывающих влияние на работу торгового предприятия в данный период времени. Ключевой задачей менеджмента в этой обстановке становится осуществление управляющего воздействия, обеспечивающего адаптацию торгового предприятия к внешним реалиям. Внутренняя среда торгового предприятия формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на условия хозяйствования. Это организационная структура торгового предприятия, функции, выполняемые его звеньями, формы и методы, с помощью которых эти функции реализуются, а также имущественный комплекс и ресурсный потенциал, позволяющие осуществлять хозяйственную деятельность.

Сегодня возникают новые цели и задачи, которые раньше торговые предприятия самостоятельно не решали и даже не ставили. Переход торговых предприятий к рынку связан с попаданием их в зону очень высокой хозяйственной неопределенности и риска. Получив расширенные права на самостоятельное проведение операций на внутреннем и внешнем рынке, большинство предприятий впервые всерьез столкнулось с проблемой реализации, стратегического планирования, управления имущественным комплексом, финансового менеджмента.

8. В результате проводимого реформирования радикально меняются действовавшие методы микрои макроэкономического регулирования экономики. Происходит формирование новых отношений как между хозяйствующими субъектами, так и внутри отдельных структур.

Оценивая специфику современных подходов к управлению экономикой, можно сделать вывод о том, что произошедшее в последнее время резкое ослабление регулирующих функций государства так же, как и существовавшая прежде чрезмерная централизация и регламентация хозяйствования имеют свои крупные недостатки.

Характеризуя действенность используемых сегодня макроэкономических регуляторов, можно с сожалением отмечать их явную неэффективность. Крупнейшей проблемой отечественной экономики является то обстоятельство, что до сих пор не разработан алгоритм перехода к нормальной рыночной экономике, не отработана единая государственная концепция развития торговли страны в целом, нуждается в усилении территориальное звено управления торговлей, нормативно-правовая база не в полной мере отвечает практическим требованиям организации торговой деятельности.

К основным задачам государства в торговой сфере относится создание необходимых условий для развития потребительского рынка и обеспечения его экономической безопасности. При этом сам механизм государственного воздействия должен обеспечивать конкуренцию везде, где это необходимо. Такой подход означает отказ со стороны государственных структур от непосредственного управления торговыми звеньями и ориентацию на управление процессами, протекающими на потребительском рынке в целом, сведение административного воздействия, в основном к нормативно-правовому регулированию, обеспечение равенства субъектов торговой деятельности независимо от организационно-правовых форм и вида собственности.

В диссертации содержится комплекс предложений по развитию государственных функций в области регулирования торгового предпринимательства на потребительском рынке. Данные рекомендации сгруппированы по следующим блокам: экономико-организацонные меры, административные рычаги.

К числу основных задач в этих сферах относятся: развитие юридической поддержки. внутреннего и внешнего маркетинга потребительского рынка. совершенствование налогообложения, финансово-кредитных, страховых, инвестиционных функций, таможенной и тарифной политики и др.

9. Для выбора наиболее оптимальных методов и форм торгового предпринимательства на потребительском рынке важно учитывать развитие современных мировых тенденций управления розничной торговлей. Основными ее формами в западных странах являются: многофилиальные торговые компании (цепные системы), контрактные оптово-розничные объединения, мелкие торговые предприятия, потребительские кооперативные общества.

В условиях усиливающейся конкурентной борьбы многофилиальные компании все шире применяют новые формы и методы ведения торговли: увеличивают число магазинов самообслуживания, открывают гигантские супермаркеты, оборудуя их новейшей техникой, используют различные способы привлечения покупателей. Специальные отделы компаний изучают внутренний рынок, платежеспособный спрос населения и факторы его роста, соотношение между спросом и предложением, потенциальные рынки для новых товаров и возможности расширения существующих.

Сохранять свои позиции мелкой рознице помогают, кроме вступления в контрактные оптово-розничные объединения, выгодные хозяйственные связи. Примером может служить заключение особых договоров (фрэнчайз) между крупным и мелким бизнесом. Согласно такому договору крупная промышленная или торговая компания предоставляет мелкому предпринимателю возможность пользоваться ее именем, торговым знаком, получившим признание покупателей, поставляет торговое оборудование на льготных условиях, оказывает техническую помощь, содействует внедрению новых методов торговли. Мелкий торговец, открывающий под той же вывеской свой магазин, способствует расширению влияния компании, повышает ее конкурентоспособность.

Рациональное сочетание крупных и мелких структур в сфере розничной торговли позволяет обеспечивать стабильное развитие производства и нормальную циркуляцию товаров в условиях высокой насыщенности рынка. Постоянный поиск и применение новых форм и способов организации торговли является органическим элементом развития спроса и структурных изменений в экономике стран с хозяйством рыночного типа.

10. С изменением положения торговых предприятий во внешней среде меняется и роль их структурных подразделений. В связи с выдвижением на первый план вопросов реализации товаров и финансовой политики (оптимизация распределения прибыли) существенно повышается ответственность за состояние дел и полномочия служб маркетинга и звеньев, осуществляющих финансовый менеджмент. Опыт ЗАО «ГУМ-Прага» свидетельствует о резком возрастании роли внутрифирменного текущего и стратегического планирования и контроллинга. Однако, значительная часть отечественных предприятий еще недостаточно готова к переходу на новые принципы деятельности, не обладает необходимой культурой рыночных отношений и не имеет четкой линии поведения в современных условиях. Многие предприятия не спешат в разработке адаптационных моделей поведения.

11. Стабилизация и последующее устойчивое развитие отечественной торговли возможны на основе постоянного совершенствования трех основных взаимосвязанных элементов целостной многоуровневой системы регулирования хозяйственной деятельности: блока макроэкономического управления отечественной торговлиблока внутрихозяйственного управления на торговых предприятияхблока управления межфирменным взаимодействием (организации и развития рациональных хозяйственных связей).

В диссертации разработаны методические подходы по совершенствованию системы управления торговым предпринимательством на потребительском рынке.

Примером комплексного подхода к управлению развитием торговых предприятий может служить хозяйственная практика ЗАО «ГУМ-Прага». В акционерном обществе разработана и реализуется целостная стратегия хозяйственного развития. С января 1999 года ЗАО «ГУМ-Прага» осуществляет комплекс взаимосвязанных программных мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности отечественных товаров, усиление рыночных позиций торговых предприятий и обеспечение их экономической устойчивости. В диссертации предложен состав стратегических направлений хозяйственного развития ЗАО «ГУМ-Прага» и определена роль обеспечивающих программ в формировании его конкурентоспособности.

Стратегия торгового предпринимательства рассматривается в диссертации как траектория движения торговых предприятий в перспективном периоде, определяющая рациональные направления развития и сферы деятельности, систему взаимоотношений торгового предприятия с другими субъектами хозяйствования, и приводящую предприятие к достижению его долгосрочных целей. Если цели определяют количественные и качественные параметры хозяйствования, к которым стремится торговое предприятие, то стратегия устанавливает, каким способом, с помощью каких средств и методов намечается достичь эти цели в условиях изменяющегося конкурентного окружения.

12. К числу стратегических программ, обеспечивающих повышение хозяйственной устойчивости торгового предприятия относятся: рациональное использование ресурсного потенциалаиспользование товаров мирового уровня качестваосвоение новых моделей товароврасширение ассортиментасотрудничество с иностранным партнеромсовершенствование работы с отечественными поставщикамиразвитие методов реализации продукцииповышение квалификации персоналасовершенствование управления торговой деятельностьюобновление технологии и оборудования.

Реализация этих программ способствует формированию конкурентных преимуществ, что в конечном итоге обеспечивает достижение стратегических целей развития торгового предпринимательства: расширение контролируемой доли рынка ЗАО «ГУМ-Прага» и увеличение доходов.

Регулирование внутренней среды торгового предприятия (как стратегическое на основе программного подхода, так и оперативное) должно осуществляться обязательно с учетом изменений во внешней среде хозяйствования.

В современных условиях значение факторов внешней среды резко повышается в связи с возрастанием, сложности всей системы хозяйственных отношений. По мнению автора, именно внешнее состояние сегодня диктует стратегию и тактику менеджмента на торговых предприятиях.

В диссертации обоснованы методические подходы в области анализа и прогнозирования хозяйственной ситуации на основе исследования внешней среды.

Оценка внешней среды осуществляется для того, чтобы: выявить изменения, которые воздействуют на разные аспекты стратегииопределить, какие факторы внешней среды могут представлять угрозу для предприятияоценить, какие факторы внешней среды можно использовать для достижения стратегической цели. Это позволяет направить усилия фирмы в наиболее благоприятном для развития бизнеса направлении.

Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы, одна часть которых открывает новые возможности для предприятия, создает для него благоприятные условия, другая, наоборот, создает дополнительные трудности и ограничения. Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, торговое предприятие должно уметь прогнозировать трудности и новые возможности.

13. Важным фактором, определяющим успех реализации стратегических направлений развития торгового предприятия является рациональность его организационной структуры управления. В диссертации содержится комплекс взаимоувязанных рекомендаций в данной области. Разработки по развитию оргструктуры доведены до формы конкретных рекомендаций по ЗАО «ГУМ-Прага» — дочернему акционерному обществу ОАО «ТД ГУМ» и внедрены в хозяйственную практику ЗАО «ГУМ-Прага».

Обосновывая свои рекомендации, автор исходил из того, что реализация стратегии хозяйствования предполагает декомпозицию стратегических целей и задач торгового предприятия по уровням оргструктуры, подразделениям и исполнителям. Эта декомпозиция предусматривает:

— четкое определение функциональных и линейных подразделений, которые должны быть ориентированы на организационное обеспечение достижения целей определенного уровня, при этом вся структура должна быть сбалансирована с точки зрения главной цели предприятияпроверку однородности целей каждого подразделения, недопущение разрыва ответственности за одну и ту же цель между разными подразделениями;

— рациональное распределение прав и ответственности на разных уровнях управления, исходя из иерархии целейустановление последовательности и характера работ по достижению конечных целей;

— оценку эффективности различных вариантов организационных решений;

— разработку систем оценки и стимулирования труда, исходя из конечных результатов работы подразделения.

14. Необходимо создание информационно-аналитического блока, обслуживающего потребительский рынок России. Одна из главных особенностей современной рыночной экономики состоит в том, что в основе формирования и циркуляции материальных потоков лежит не только движение капиталов, но и информации.

Концепция развития внутреннего рынка РФ предусматривает создание открытой межрегиональной информационно-аналитической системы. Для реализации поставленной задачи необходимо совершенствование механизма получения информации, отражающей состояние и перспективы развития региональных торговых систем, отдельно товарных и региональных рынков. В современных условиях сделать это возможно только при наличии широкого, насыщенного и доступного информационного поля, включающего сведения как сугубо конъюнктурного характера: ассортимент, объемы, качество, условия поставок и перевозки, цены и тарифы, условия оплаты и т. д., так и статистические данные, позволяющие более обобщенно оценивать хозяйственную ситуацию на потребительском рынке и складывающиеся в экономике тенденции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное пособие. М.: Дело и сервис, 2000.
  2. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М., Изд-во «Центр экономики и маркетинга, 1996.
  3. Е.В. Основные тенденции развития экономики России в 1999 г. // Промышленность России, 2000, № 2, с.3−13.
  4. М. Экономика как наука: Пер. с франц. И. А. Егорова. М.: Наука для общества, РГГУ, 1995, с. 168.
  5. И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
  6. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа М.: Финансы и статистика, 1993, с. 288.
  7. В. Как управлять предприятием / Экономика и жизнь, № 49, 1996, с. 31.
  8. Бир С. Мозг фирмы / Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1993, с. 416.
  9. К. Основы стратегического менеджмента. / Пер. с англ. -М.: ЮНИТИ, 1997.
  10. Ю.Бузгалин А. В. Закономерности переходной экономики: теория и методология / Вопросы экономики, № 2, 1995, с.40−50.
  11. П.Веснин В. Р. Основы менеджмента М.: Триада ЛТД, 1996.
  12. Е.Е. Менеджмент М.: ИНФРА-М, 1998, с. 256.
  13. О.С., Наумов А. И. Менеджмент / Учебник М.: Высшая школа, 1994.
  14. Все о маркетинге. / Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб М.: Азимут-Центр, 1992.
  15. В.В. В поисках совершенствования управления. Руководство для высшего управленческого персонала iVL МНИИПУ, 1996, с. 588.
  16. В., Цуканов И. Рынок не стихия: он тоже живет по правилам // Российская газета, 21.10.98.
  17. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части 1 и 2 М.: Проспект, 1997, с. 419.
  18. Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы М.: ИНФРА-М, 1998, с. 199.
  19. Джек У.Дункан. Основополагающие идеи в менеджменте. / Пер. с англ. М.: Дело, 1996.
  20. П. Управление, нацеленное на результат / Пер. с англ. М. Технологическая школа бизнеса, 1994.
  21. А.И. Планирование на предприятии. 4.1. Стратегическое планирование Мн.: ООО «Мисанта», 1998, с. 296.
  22. Как продать ваш товар на внешнем рынке: Справочник / Отв. ред. Савинов Ю. А. М.: Мысль, 1990, с. 364.
  23. Капиталистическое управление: уроки 80-х / Под ред. А. А. Дынкина. М.: Экономика, 1991.
  24. . Деловая стратегия. М.: Экономика, 1991, с. 229.
  25. Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990, с. 736.
  26. В.Г. Реструктуризация предприятия М.: «ПРИОР», 1998, с. 48.
  27. Д. Оптимизация финансовых расчетов предприятий -М.: Экономика и жизнь, № 48, 1996, с. 10.
  28. В.В. Основы менеджмента в торговле. 2-ое изд. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998. — 238 с.
  29. X. Как уцелеть среди акул. Деловая стратегия / Пер. с англ. Б. Карлоф М: Экономика, 1993, с. 376.
  30. В.В. Предпринимательские сети с бизнесе М: Центр экономики и маркетинга, 1997, с. 168.
  31. К. Экономика организаций / Пер. с франц. М.: ИНФРА-М, 1996, с. 160.
  32. Менеджмент и рынок: германская модель. / Уч. пособие. Под ред. проф. У. Рора и проф. С. Долгова М.: Изд. БЕК, 1995, с. 480.
  33. Менеджмент организации. / Уч. пособие. Румянцева З. П., Соломатин Н. А. и др. М.: ИНФРА-М, 1997, с. 432.
  34. М.К., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента М.: Дело, 1992.
  35. .З. Теория организаций. Курс лекций М.: ИНФРА-М, 1999.
  36. А., Азоев Г. Л., Стрижов С. Г. Маркетинговый анализ деятельности предприятия М.: ГАУ, 1993, с. 76.
  37. Е. Фирма в рыночной экономике / Российский экономический журнал, №> 7, 1993, с. 10−14.
  38. В. Конкурентоспособность // РИСК, 1999, № 4, с.4−11.
  39. Политическая экономия. Словарь М.: Политиздат, 1983, с. 400.
  40. М. Международная конкуренция / Пер. с англ. Под ред. и с предисл. В. Д. Щетинина М.: Международные отношения, 1993, с. 896.
  41. Портфель конкуренции и управления финансами (Книга конкурента. Книга финансового менеджмента. Книга антикризисного управляющего) / Отв. ред. Ю. Б. Рубин М: «СОМИНТЭК», 1996, с. 736.
  42. Предпринимательство: Учебник под редакцией М. Г. Лапусты. М.: ИНФРА-М, 2000.
  43. В.М. Логистика торгово-посреднической деятельности -М.: Высшая школа, 1995, с. 202.
  44. .А. Основы бизнеса М.: Ось-89, 1996, с. 192.
  45. Л. Смены рефирмационной модели не избежать / Российский экономический журнал, № 5−6, 1995, с.3−10.
  46. Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986, с. 472.
  47. Россия в цифрах: Крат. стат. сб. / Госкомстат России, М.: 2000.
  48. Ю.Б., Шустов В. В. Конкуренция: реалии и перспективы -М.: Знание, 1990, с. 62.
  49. Ф.М., Никулин Л. Ф., Фаткин Х. В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений М.: ИНФРА-М, 1996, с. 352.
  50. Рынок и логистика / Под ред. М. П. Гордона М.: Экономика, 1993, с. 143.
  51. П. Экономика М.: МГП «Алгон», 1992.
  52. М. Испытание реформами / Экономика и жизнь, № 45, 1996, с. 12.5 5. Содружество Независимых Государств и страны мира. Статистический сборник М.: Статкомитет СНГ, 1999, с. 324.
  53. В. Структура российской экономики и ее включение в мирохозяйственные связи // Мировая экономика и международные отношения, № 12, 1996.
  54. Социально-экономическое положение России М.: Госкомстат России, 2000.
  55. И. А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности России М.: ИНФРА-М, 1997. с. 170.
  56. Статистическое обозрение, за 1997, 1998 и 1999 гг.
  57. Е.С. Финансы маркетинга М.: Изд. «Перспектива», 1994, с. 88.6195.Строев Е. О. О новых ориентирах экономической политики // Вопросы экономики, № 5, 1998, с.4−13.
  58. Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации М.: ГТК, 1999.
  59. Теория и практика антикризисного управления / Под ред. С. Г. Беляева, В. И. Кошкина М.: Закон и право, Изд. объед. «ЮНИТИ», 1996.
  60. Теория фирмы / Под ред. В. М. Гальперина Спб.: Экономическая школа, 1995.
  61. Торговля в России: Стат. сб./ Госкомстат России. М.: 1999.
  62. Управление это наука и искусство (А.Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд) — М.: Республика, 1992.
  63. Э.А. Профессия менеджер — М.: Экономика, 1992.
  64. Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товара -М.: Интел-Синтез, 1995, с.55
  65. В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (Управленческая гуманитарология) М. Финансы и статистика, 1992.
  66. А.В. Предпринимательская деятельность. М.: Дашков и К0, 2000.
  67. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под общ. ред. А. Н. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 2000. -295 с.
  68. Экономика предприятия / Под ред. проф. О. И. Волкова М.: ИНФРА-М, 1998, с. 416.
  69. Экономика предпринимательства: Курс лекций: Учеб. пособие. М.: Владос, 1999.
  70. Н. Путь к успеху / Пер. с нем. М.: Экономика, 1992. 75. Эти невероятные японцы (С.Н.Паркинсон, М. Растомджи, С. Сапре, В. Вахрушев). Принципы японского управления — М.: Всесоюзн. обществ, фонд защиты от безработицы (ФОЗБ), 1992.
  71. А.Ю. Конкуренция: теория и практика М.: Изд. «АКАЛИС», 1996, с. 272.
  72. . Карьера менеджера / Пер. с англ. Тольятти: Изд. дом «Довгань», 1995.120.
  73. С. Вечного товара на рыке нет. // РИСК, 2000, № 1−2, с. 8896.
Заполнить форму текущей работой