Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление и развитие системы высшего образования в Республике Северная Осетия-Алания, конец ХIХ — начало ХХI вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чтобы понять природу и движущие силы развития высшего образования в современном мире, необходимо рассмотреть некоторые общие условия и устойчивые закономерности, непосредственно влияющие на сферу образования в целом и на высшее образование в частности. К таким закономерностям общественно-политического, научно-технического и даже нравственного порядка можно отнести следующие: рост наукоемких… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ИСТОКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ^ ОСЕТИИ
    • 1. 1. Начало просвещения и краткие сведения о состоянии народного образования в дореволюционной Северной Осетии
    • 1. 2. Педагогические идеи и педагогическая практика в системе высшего образования России XVIII—XIX вв.
    • 1. 3. Формирование научно-педагогической интеллигенции и создание педагогических учебных заведений в Северной Осетии к. XIX — н. XX вв
  • Выводы к I главе
  • ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ
    • 2. 1. Тенденции развития высшего профессионального образования в России в XX веке
    • 2. 2. Начало вузовской системы педагогического
  • Щ образования в республике в XX веке
    • 2. 3. Открытие в Терской республике первого высшего учебного заведения — Владикавказского Политехнического института и его структурных учебных заведений
    • 2. 4. Развитие высшего образования в Северной Осетии в 30-х гг. XX века
    • 2. 5. Становление и развитие высшего военного образования
    • 2. 6. Современные тенденции развития российского ^ высшего образования и перспективы высшей школы Северной Осетии
  • Выводы ко II главе

Становление и развитие системы высшего образования в Республике Северная Осетия-Алания, конец ХIХ — начало ХХI вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Как известно, в настоящее время в стране наблюдается огромный интерес к проблемам как школьного, так и высшего образования, в том числе к проблемам регионального образования и компонентам. В этой связи особую значимость для нас приобретает до сих пор никем не исследованная проблема становления и развития высшего образования в Осетии.

Если говорить в целом об истории российского образования, то оно представляет собой интересный пласт культуры.

Теоретические основы истории российского образования заложены такими выдающимися учеными и общественными деятелями, как А. Н. Джуринским, М. Р. Зениной, В. О. Ключевским, Н. А. Константиновым, А. В. Луначарским, Е. П. Медынским, П. Н. Милюковым, М. П. Покровским, Б. А. Рыбаковым, В. Я. Струшинским и др. Историографические проблемы развития образования в Северной Осетии нашли свое отражение в монографических исследованиях Т. А. Бекоевой, А. Ю. Белогурова, Р. С. Бзарова, М. М. Блиева, Н. Г. Джусойты, З. Т. Кайтуковой, В. К. Кочисова, Б. С. Кулова, Т. Х. Кумыкова, А. А. Магометова, В. Д. Магометовой, М. С. Тотоева, Ф. КЦораевой, З. П. Цховребова, Х. С. Черджиева, А. В. Черджиева, С. Р. Чеджемова, Е. Е. Хатаева и др. исследователей. Вместе с тем, в этих работах и отдельных статьях других авторов лишь отрывочно и фрагментарно представлены отдельные вопросы высшего образования в нашей республике.

Ни в одной из имеющихся работ не освещены вопросы учета социально-экономических процессов, происходивших в образовательной сфере нашей страны, в том числе и Осетии. Проблемы становления и развития высшего образования в Осетии до сих пор никем не разработаны. Между тем это представляет большой научно-теоретический и научно-практический интерес. Осетия вместе с Северным Кавказом представляет собой особый регион, который не похож ни на какие другие регионы страны. Своеобразное геополитическое, географическое положение ее делают своеобразным регионом, где при подготовке кадров учитываются не только сугубо свои национальные интересы и потреб ности, но и всего Северного Кавказа. С учетом изложенного был сделан выбор темы, проблема которой формулируются так: Каковы общие и специфические тенденции" условия и факторы становлеаия и развития высшего образования в Осетии иа протяжении всего XXначало XXI века. Решение данной проблемы и составляет цель исследования. Показать общие и специфические тенденции процесса становления и развития высшего образования.

Научный аппарат исследования включает в себя:

Объект исследования: образование и педагогическая мысль в Северной Осетии в XIX — H. XXI вв.

Предмет исследования: историко-педагогические аспекты формирования и развития системы высшего образования в Северной Осетии к. XIX — н. XXI вв. в контексте российской государственности.

В основу исследования нами положена следующая основная идея: изучение, научное освещение и анализ истории формирования и развития системы высшего образования в Республике Северная Осетия — Алания необходимы для правильного понимания социально-педагогических процессов в культурной жизни в рассматриваемый период. Анализ теории развития образования в республике необходим в целях его творческого применения в современных условиях развития образовательной системы.

Задачи исследования:

— определить значимость исследуемой проблемы в современных условиях развития образовательной системы республики;

— изучить и проанализировать имеющиеся научно-педагогические, социологические, исторические и литературные источники по исследуемой проблеме;

— -показать роль и значение осетинской интеллигенции в деле развития высшего образования в республике, специфику развития высшего образования с учетом национально-культурных особенностей Северной Осетиинаметить и обосновать перспективы развития системы высшего образования в Республике Северная Осетия — Алания с учетом сохранения национально-культурных особенностей региона.

Методологической основой исследования является философское учение о бережном и творческом отношении к духовному наследию прошлого, о взаимосвязи общественного развития и воспитания, о социально-исторической обусловленности характера деятельности школы (средней и высшей), о диалектике общего и особенного, В работе над диссертацией использованы материалы Центрального Государственного Архива РСО — Алания, Северо-Осетинского Института гуманитарных и социальных исследований им. В. Абаева, архива Министерства общего и профессионального образования РСО-Алания.

Методы исследования. Основными методами исследования явились: изучение и анализ архивных документов, историко-педагогической, социологической и философской литературы по исследуемой проблеме и их сравнительно-сопоставительный анализ.

Научная новизна и значимость исследования заключается в том, чтопоставлена и решена одна из важных проблем историко-педагогического регионоведения — воссоздание целостной картины становления и развития высшего образования в Осетии с первой четверти XX до начала XXI века;

— выявлены факторы влияющие на этот процесс;

— раскрыты общие и специфические условия развития высшего образования в Осетии с учетом потребностей народного хозяйства в кадрах;

— показаны пути формирования научно-педагогической интеллигенции в Терской области и в Осетии;

— определены тенденции развития высшего профессионального (с/х-го, медицинского, технического, педагогического и военного) образования.

Теоретическая значимость исследования:

— теоретически значимы анализ предпосылок становления и развития высшего образования в Республике Северная Осетия-Алания в XX веке, опыт изучения создания системы среднего образования как основы и базы для развития системы высшего профессионального образования в Северо-Осетинской республике;

— теоретически значимы опыт, пути и основы подготовки научно-педагогических кадров для вузов Терской области;

— научно обоснована объективно-историческая необходимость развертывания сети высших учебных заведений в Осетии и Терской области с учетом национально-региональных особенностей региона и его потребностей в кадрах высшей квалификации народного хозяйства, показан вклад осетинских просветителей в обосновании путей и направлений развития средней и высшей школы;

— проанализированы основные тенденции развития высшего образования в республике с учетом российских, мировых и региональных процессов в образовательной сфере.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащие в нем теоретические положения и выводы автора могут быть использованы в учебном процессе высшей школы при чтении спецкурсов по профилирующим дисциплинам, в системе подготовки и переподготовки педагогических и других кадров народного хозяйства.

Основные положения диссертационного исследования автора могут служить основой для составления программ, учебных и учебно-методических пособий по специальным и образовательным дисциплинам для различных учебных заведений в республике.

На защиту выносятся следующие положения:

— к концу XIX — началу XX вв. в Северной Осетии сложились необходимые предпосылки для формирования системы высшего образования, причем данный процесс инициировался представителями осетинской научнопедагогической интеллигенции, видевшими в создании профессиональных учебных заведений основу подготовки высокообразованных кадров для важнейших сфер народного хозяйства;

— система высшего образования республики развивалась в соответствии с общероссийскими процессами, при этом, для каждого этапа были характерны отличительные особенности, проявляющиеся в национально-региональных особенностях образовательной политики;

— развитию системы высшего образования в Северной Осетии во многом способствовала активная просветительская деятельность передовых представителей осетинской интеллигенции, внесших неоценимый вклад в дело становления национальной системы образования на территории республики;

— система высшего образования Северной Осетии постсоветского периода развивалась в соответствии с общероссийскими, мировыми процессами, основанными на принципах демократизации, гуманизации и гуманитаризации профессионального образования, а также в соответствии с образовательными потребностями республики.

Обоснованность выдвинутых положений и достоверность полученных результатов обеспечены: четким определением проблем, исследовательских задачтеоретико-методологической базы исследования, основанной на концепциях материалистической теории познания, а также внедрением результатов проведенного исследования в практику.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Основные положения исследования обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры педагогики, общей психологии Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова, научно-практических конференциях, проводимых во Владикавказском филиале Современного гуманитарного университета (г. Москва), докладывались на 5 региональных и всероссийских научных конференциях (Москва, 2001), Ростов-на-Дону (1999), Владикавказ (1998;2002).

Результаты исследования нашли отражение в пяти публикациях автора, общим объемом более 10 п. л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

ВЫВОДЫ КО II ГЛАВЕ.

1. К началу XX века в Северной Осетии сложилась такая ситуация, когда образовательная система стала развиваться быстрыми темпами. Однако для развития учреждений высшего образования требовалась значительная подготовительная работа, которая связывалась также с формированием устойчивой системы среднего профессионального образования.

2. После победы Октябрьской революции 1917 г. в Северной Осетии, как и во всей стране, началось бурное хозяйственное и культурное строительство. Стало очевидным, что для осуществления обязательного начального и восьмилетнего обучения необходимо большое количество высококвалифицированных учителей. В разрешение этой задачи и включился Терский областной исполком советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Своим приказом от 21 августа 1920 года за был открыт в г. Владикавказе Терский институт народного образования, который явился первым на Северном Кавказе высшим педагогическим учебным заведением.

С организации Терского института народного образования было положено начало высшему педагогическому образованию на всем Северном Кавказе. В 20−30-е годы сыграл выдающуюся роль в развитии народного образования, подготовке учительских и педагогических кадров для Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии и Карачаево-Черкесии.

3. По идеологическим причинам в первые годы советской власти были ликвидированы или значительно ограничены академические свободы в вузах. Вместо предоставления определенной автономии вузы были включены в систему жесткого централизованного управления и планирования, аналогичную той, что существовала в народном хозяйстве. Руководство деятельностью высшей школы осуществлялось разветвленной системой партийных органов, действовавших непосредственно в системе образования или через государственные структуры и общественные организации.

Одновременно принимались и частично реализовывались решения позитивного характера. Но меры по укреплению и развитию высшей школы, касающиеся в первую очередь технических и естественнонаучных специальностей, оказывались безрезультатными в силу запускаемых кампаний по борьбе с «вредителями и врагами народа». Обескровливание кадров высшей школы сопровождалось ужесточением централизованной системы командно-административного управления ею. Уже в 1929 г. были ликвидированы последние остатки самоуправления в вузах — выборы ректоров, деканов и т. д. были заменены их назначением сверху. В 1932 г. был образован Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию, который осуществлял контроль за организацией учебно-воспитательной работы, качеством подготовки специалистов по техническим дисциплинам, утверждал учебные планы и программы, разрабатывал методы преподавания. При комитете существовал постоянно действующий высший учебно-методический совет из ученых и специалистов, решавших все вопросы программно-методического обеспечения учебного процесса. Еще одним шагом на пути к построению централизованной образовательной системы явилось создание Всесоюзного комитета высшей школы (ВКВШ), в ведение которого передавались все вузы, независимо от ведомственного подчинения, за исключением военных и искусствоведческих. Тем самым наркомпрос стал, по существу, школьным ведомством. Но уже в 1939 г. деятельность ВКВШ была распространена на все вузы.

4. Пик расцвета высшей школы в СССР пришелся на 50 — 60-е годы XX века, когда страна занимала одно из ведущих мест в мире по числу студентов на 10 тыс. жителей и по качеству подготовки специалистов в естественно-математической и технической областях. Выдающиеся и во многом неожиданные для Запада достижения СССР в сферах ракетостроения, ядерной энергетики, ряде областей физики и химии вызвали в мире широкий интерес к системе образования (в том числе и высшего) в нашей стране. Именно этот факт явился одной из причин интенсивного роста капиталовложений в сферу образования (включая высшее) в развитых странах, который, однако, существенно замедлился в 80-х годах XX века.

5. Чтобы понять природу и движущие силы развития высшего образования в современном мире, необходимо рассмотреть некоторые общие условия и устойчивые закономерности, непосредственно влияющие на сферу образования в целом и на высшее образование в частности. К таким закономерностям общественно-политического, научно-технического и даже нравственного порядка можно отнести следующие: рост наукоемких производств, интенсивный рост объема научной и технической информации, наличие мощных внешних средств мыслительной деятельности, рост числа людей, вовлеченных в научную и другие виды сложных деятельностей, постоянный и устойчивый рост производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве, повышение благосостояния и денежных доходов населения. В достаточно сложном многоплановом перестроечном процессе зарубежной высшей школы можно выделить следующие тенденции развития образования: демократизация высшего образования, создание научно-учебно-производственных комплексов, фундаментализация образования, индивидуализация обучения и индивидуализация труда студента, гуманитаризация и гуманизация образования, компьютеризация высшего образования, тенденция перехода к массовому высшему образованию, тенденция к автономизации, рост требований к профессионализму преподавателей, складывается система регулярной оценки эффективности работы вузов со стороны общества.

6.Перспективы развития высшего образования напрямую зависят от следующих основных факторов:

1) государственной политики в области образования вообще и высшего образования в частности. Она должна быть направлена на опережающее развитие образования по сравнению со всеми другими социальными сферами или отраслями народного хозяйства;

2) сформированности общественного мнения в пользу приоритетной сферы образования как важнейшего условия социальноэкономического прогресса в любой другой области;

3) реального формирования рыночных отношений в стране и, как следствие, становления рынка образовательных услуг и соответствующей ему конкуренции. При этом высшая школа не должна останавливаться один на один с рынкомдля нее во всех странах создаются льготное налогообложение, система госдотаций, условия для стимулирования частных пожертвований и капитальных вложений;

4) наличия научной концепции развития высшего образования, широкого развертывания научных работ в области экономики, социологии, психологии и педагогики высшего образования;

5) формирования объективной и авторитетной службы общественного контроля за деятельностью вузов, наличия четких критериев их рейтинговой оценки.

7. В последние десятилетия высшая школа стала наиболее динамично развивающимся звеном системы образования, охватывающим значительную часть молодежи.

В условиях углубляющейся интеграции научного знания существующее жесткое разделение высшего образования на гуманитарное, естественнонаучное и техническое наглядно обнаруживает свои уязвимые черты. Принцип междисциплинарного обучения в высшей школе приобретает значительное число сторонников. Вопрос не сводится к организационным аспектам. Он вписывается в гораздо более широкую проблему: какой вклад может и должна внести высшая школа в развитие социальных отношений, культуры, духовных ценностей?

8.Процессы обновления содержания, форм и технологий обучения и воспитания в российской, и в частности, северо-осетинской системе образования в.

90-х гг. XX века совпали со временем глобального социально-политического реформирования в стране. В начале XXI века педагогическая общественность республики задумывается над проблемами модернизации образовательной системы, разрабатывает механизмы развития высшего образования, так как стало очевидным, что именно качественное образование способно обеспечить устойчивое развитие как Северной Осетии, так и всей Российской Федерации в системе общемировых преобразований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Рассмотрение проблем построения системы высшего образования в Северной Осетии невозможно осуществлять без анализа того, как зарождалось просвещение, какие идеи стали ведущими в становлении всей образовательной системы региона. Именно с развития школы как общественного института началось просвещение горских народов в дореволюционной России и это, в свою очередь, выступило предпосылкой зарождения общественных идей осетинской интеллигенции о том, как создать основу для развития высококачественного образования в республике.

2.Открытие первой осетинской школы в Моздоке в 60-х гг. XVIII века и появление первых печатных книг на осетинском языке явились результатом сближения Осетии с Россией, которое, как известно, связывается с успешным завершением русско-турецкой войны 1768−1774 гг.

3. В рассматриваемый период засилье и произвол священников в школах дошли до крайнего предела. Для учителей была создана невыносимая атмосфера недоверия, подозрительности. Священники сделали богослужение основой всего учебного процесса. Поэтому учителя всеми способами старались оставить церковно-приходские школы и перейти в министерские школы. Есть основания полагать, что обучение и воспитание в министерских школах не шли в соответствии с требованиями русской передовой педагогической мысли и не отвечали духу «последнего слова педагогической науки». Но все же эти школы имели определенное преимущество перед церковно-приходскими школами, а даваемые в этих школах знания способствовали достижению определенного уровня образованности учащихся, развивали в учениках стремление к изучению наук.

4. В начале XIX века в России широкое распространение получило гимназическое образование, которое явилось ступенью к развитию высшего образования. Содержание образования в гимназии предусматривало глубокое усвоение широкого спектра научных знаний, приобретение необходимых навыков исследовательской работы. Кроме того, изучение гимназического образования в России исследуемого периода позволяет выявить те основополагающие идеи, которые послужили отправной точкой развития системы высшего профессионального образования.

5. Передовые представители осетинской общественности, в особенности деятели народного просвещения, настойчиво добивались демократизации школьного дела всей системы воспитания подрастающего поколения. Высокую принципиальность и последовательность проявила группа осетинских учителей в борьбе с инспектором школ Кодзаевым, возглавившим поход против светских школ и народного образования в Осетии. Активными поборниками народного просвещения были Ц. Амбалов, М. Гарданов, Г. Дзасохов, Б. Кочиев, А. Собиев, П. Тотоев, Х. Уруймагов и др. Они стали организаторами съезда учителей Северной Осетии, который состоялся в 1905 году в с. Ардон.

6. К 1917 году XX века в Северной Осетии сформировалась достаточное количество учебных заведений, но в силу социально-политического положения и зарождавшегося промышленного производства, стало необходимым разработать действенную систему формирования технической, педагогической и научной интеллигенции, с которой и связывались задачи по прогрессивному развитию всего региона. Но первой проблемой, которую стало необходимым решать, стала ликвидация неграмотности. Без решения данной проблемы было бы невозможно развивать идею об открытии высших профессиональных учебных заведений в Осетии.

7. К началу XX века в Северной Осетии сложилась такая ситуация, когда образовательная система стала развиваться быстрыми темпами. Однако для развития учреждений высшего образования требовалась значительная подготовительная работа, которая связывалась также с формированием устойчивой системы среднего профессионального образования.

8. После победы Октябрьской революции 1917 г. в Северной Осетии, как и во всей стране, началось бурное хозяйственное и культурное строительство. Стало очевидным, что для осуществления обязательного начального и восьмилетнего обучения необходимо большое количество высококвалифицированных учителей. В разрешение этой задачи и включился Терский областной исполком советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Своим приказом от 21 августа 1920 года за был открыт в г. Владикавказе Терский институт народного образования, который явился первым на Северном Кавказе высшим педагогическим учебным заведением.

9. С организации Терского института народного образования было положено начало высшему педагогическому образованию на всем Северном Кавказе. В 20−30-е годы сыграл выдающуюся роль в развитии народного образования, подготовке учительских и педагогических кадров для Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии и Карачаево-Черкесии.

10. По идеологическим причинам в первые годы советской власти были ликвидированы или значительно ограничены академические свободы в вузах. Вместо предоставления определенной автономии вузы были включены в систему жесткого централизованного управления и планирования, аналогичную той, что существовала в народном хозяйстве. Руководство деятельностью высшей школы осуществлялось разветвленной системой партийных органов, действовавших непосредственно в системе образования или через государственные структуры и общественные организации.

Одновременно принимались и частично реализовывались решения позитивного характера. Но меры по укреплению и развитию высшей школы, касающиеся в первую очередь технических и естественнонаучных специальностей, оказывались безрезультатными в силу запускаемых кампаний по борьбе с «вредителями и врагами народа». Обескровливание кадров высшей школы сопровождалось ужесточением централизованной системы командно-административного управления ею. Уже в 1929 г. были ликвидированы последние остатки самоуправления в вузах — выборы ректоров, деканов и т. д. были заменены их назначением сверху. В 1932 г. был образован Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию, который осуществлял контроль за организацией учебно-воспитательной работы, качеством подготовки специалистов по техническим дисциплинам, утверждал учебные планы и программы, разрабатывал методы преподавания. При комитете существовал постоянно действующий высший учебно-методический совет из ученых и специалистов, решавших все вопросы программно-методического обеспечения учебного процесса. Еще одним шагом на пути к построению централизованной образовательной системы явилось создание Всесоюзного комитета высшей школы (ВКВШ), в ведение которого передавались все вузы, независимо от ведомственного подчинения, за исключением военных и искусствоведческих. Тем самым наркомпрос стал, по существу, школьным ведомством. Но уже в 1939 г. деятельность ВКВШ была распространена на все вузы.

11. Пик расцвета высшей школы в СССР пришелся на 50 — 60-е годы XX века, когда страна занимала одно из ведущих мест в мире по числу студентов на 10 тыс. жителей и по качеству подготовки специалистов в естественно-математической и технической областях. Выдающиеся и во многом неожиданные для Запада достижения СССР в сферах ракетостроения, ядерной энергетики, ряде областей физики и химии вызвали в мире широкий интерес к системе образования (в том числе и высшего) в нашей стране. Именно этот факт явился одной из причин интенсивного роста капиталовложений в сферу образования (включая высшее) в развитых странах, который, однако, существенно замедлился в 80-х годах XX века.

12. Чтобы понять природу и движущие силы развития высшего образования в современном мире, необходимо рассмотреть некоторые общие условия и устойчивые закономерности, непосредственно влияющие на сферу образования в целом и на высшее образование в частности. К таким закономерностям общественно-политического, научно-технического и даже нравственного порядка можно отнести следующие: рост наукоемких производств, интенсивный рост объема научной и технической информации, наличие мощных внешних средств мыслительной деятельности, рост числа людей, вовлеченных в научную и другие виды сложных деятельностей, постоянный и устойчивый рост производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве, повышение благосостояния и денежных доходов населения. В достаточно сложном многоплановом перестроечном процессе зарубежной высшей школы можно выделить следующие тенденции развития образования: демократизация высшего образования, создание научно-учебно-производственных комплексов, фундаменталша-ция образования, индивидуализация обучения и индивидуализация труда студента, гуманитаризация и гуманизация образования, компьютеризация высшего образования, тенденция перехода к массовому высшему образованию, тенденция к автономизации, рост требований к профессионализму преподавателей, складывается система регулярной оценки эффективности работы вузов со стороны общества.

13. Перспективы развития высшего образования напрямую зависят от следующих основных факторов:

1) государственной политики в области образования вообще и высшего образования в частности. Она должна быть направлена на опережающее развитие образования по сравнению со всеми другими социальными сферами или отраслями народного хозяйства;

2) сформированности общественного мнения в пользу приоритетной сферы образования как важнейшего условия социальноэкономического прогресса в любой другой области;

3) реального формирования рыночных отношений в стране и, как следствие, становления рынка образовательных услуг и соответствующей ему конкуренции. При этом высшая школа не должна останавливаться один на один с рынкомдля нее во всех странах создаются льготное налогообложение, система госдотаций, условия для стимулирования частных пожертвований и капитальных вложений;

4) наличия научной концепции развития высшего образования, широкого развертывания научных работ в области экономики, социологии, психологии и педагогики высшего образования;

5) формирования объективной и авторитетной службы общественного контроля за деятельностью вузов, наличия четких критериев их рейтинговой оценки.

6) В последние десятилетия высшая школа стала наиболее динамично развивающимся звеном системы образования, охватывающим значительную часть молодежи. В то время как сокращение рождаемости в стране приводит к уменьшению численности школьников, контингенты высших учебных заведений продолжают расти.

14. Процессы обновления содержания, форм и технологий обучения и воспитания в российской, и в частности, северо-осетинской системе образования в 90-х гг. XX века совпали со временем глобального социально-политического реформирования в стране. В начале XXI века педагогическая общественность республики задумывается над проблемами модернизации образовательной системы, разрабатывает механизмы развития высшего образования, так как стало очевидным, что именно качественное образование способно обеспечить устойчивое развитие как Северной Осетии, так и всей Российской Федерации в системе общемировых преобразований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Д. Коста Хетагуров и его время. Тбилиси: Заря Востока, 1961,200с.
  2. И.Г., Огородников И. Т. Организация и методика работы в высшей школе. Москва, 1934.С.721| 3. Айнштейн В. П. Преподаватель и студент (практика общения) // Высшее образование в России. 1998, № 2.С.51−57.
  3. Ал боров Б. А. Горский институт народного образования.// Антология педагогической мысли Северной Осетии. Владикавказ: «ИР», 1993. С.334−346.
  4. .А. О постановке педагогического образования среди горцев Кавказа. Известия Горского института народного образования. -Владикавказ, 1923, выпуск 1. С.3−16.
  5. Г. Н. Зачем педагогика и психология специалисту: вуз и жизнь // Социалистическая Осетия, 1982, 18 марта
  6. Г. Н. Университет, школа, учитель: Проблемы вуза // СоФ циалистическая Осетия, 1983, 2 апреля.
  7. И.А. История гимназического образования в России (XVIII и XIX вв.) СПб., 1912.
  8. З.Р., Гурциев О. Н., Салбиев К. Д. Очерки истории здравоохранения Северной Осетии. Владикавказ, 1994, С.153−187.
  9. . Вклад в будущее: приоритет образования. Москва: Педагогика. -Пресс (ЮНЕСКО) Международный комитет планирования образования. 1993. 168 с.
  10. В.И. Испытания зрелости: Справочная книга для готовящихся к испытаниям зрелости. СПб., 1880.
  11. Т. Торжество общей судьбы //Молодой коммунист, 1971, 12 октября.
  12. Антология педагогической мысли Северной Осетии./ Составитель Э. К. Каргиев, С. Р. Чеджемов. -Владикавказ: Ир, 1993. 416с.
  13. В. Славен вуз питомцами // Правда, 1981, 14 октября.
  14. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980.
  15. Архив СОНИИ. Материалы по народному образованию, папка № 8, 1902, С. 9−10.
  16. БабанскийЮ.К. Педагогика. М., 1988. 479 с.
  17. Л. Воспитание чувств: Проблемы вуза //Соц. Осетия, 1980, 2 августа, С. 4.
  18. И.С., Бочкина Н. В. Опытно-экспериментальная работа в современном педагогическом вузе. (Непрерывное педагогическое образование). Выпуск 2. СПб, 1994. С.39−47.
  19. А.Ю. Мы должны обеспечить качество и доступность образования для всех (Интервью с министром образования РФ В.М.Филипповым) // Северная Осетия, 2002.6 февраля.
  20. В.Г. Кузница инженерных кадров. СКГМИ-40 лет // Социалистическая Осетия, 1971, 8октября.
  21. Н.А. Кризис интеллекта и миссия интеллигенции.// Интеллигенция. Власть. Народ. (Антология) Москва: Наука, 1993. С.281−285.
  22. Р.С. Рассказы по истории Северной Осетии. Орджоникидзе: Ир, 1990, 96с.
  23. .Б. Краткая история осетинского письма. Дзауджикау, 1952.
  24. Н.О., Хатаев Е. Е. Научно-просветительская деятельность и педагогические взгляды Г.И.Дзасохова. Владикавказ, 2000.
  25. М.М., Бзаров Р. С. История Осетии с древнейших времен до конца XIX в. Учебник для старших классов средней школы. Владикавказ: Ир, 2000.
  26. Большая советская энциклопедия. Москва, 1971.
  27. Н.В., Реан А. А. Педагогика. СПб., М., 2000.
  28. Н.Т. Развитие общеобразовательной школы на территории Северного Кавказа и Закавказья во второй половине XIX начало XX веков. Автореф. .дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1978. 20 с.
  29. Н.В. К вопросу об университетском преподавании М., 1901.
  30. Х.С. Г иго Дзасохов -публицист -революционер. Орджоникидзе: Ир, 1982. 144 с.
  31. . В. Университет и университетская наука. Москва, 1919.С.27.
  32. JI.B. Проблемы истории Осетии в русской науке 19 века. Орджоникидзе: Ир, 1975. 174 с.
  33. Вестник высшей школы. 1940, № 2. С 10−12.
  34. П. Учебное дело в наших университетах // Вестник Европы. Октябрь, 1901. -T.V. — С.537−573.
  35. В. К положению педагогической смены в крае. Вопросы просвещения на Северном Кавказе, 1928, № 7. С 24−26.
  36. Вуз шагает в завтра: СКГМИ 50 лет // Соц. Осетия, 1981, 2 октября.
  37. Высшая школа в зеркале социологии. М, 1994.
  38. Н.С. Общепедагогические и дидактические взгляды А.А. Га-сиева. Диссертация на соискание ученой степени канд. пед. наук. М.- 1978. 176с.
  39. . Славный путь: К 60-летию Северо-Осетинского государственного университета им. K. J1. Хетагурова// Соц. Осетия, 1980, 12 сентября.
  40. О.С. и др. Новые ценности образования. Вып. 2. М., 1996.
  41. А.Х. К вершинам знаний блокнот агитатора, 1984, № 17, с.21.25.
  42. А.Х. На пути ко всеобщему среднему. Орджоникидзе: Ир, 1977. 93с.
  43. А.Х. Народное образование в Сев. Осетии. Известия СевероОсетинского научно-исслед. института. Т. 28, Орджоникидзе, 1970.
  44. .Д. Философия образования: научный статус и задачи // Педагогика, 1994, № 4. С. 69.
  45. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. //Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: «Школа Пресс», 1995. 448 с.
  46. А .Я. Основные этапы развития народного образования в Осетии (1740−1917). Материалы по истории осетинского народа. Орджоникидзе: Государственное издательство Северо-Осетинской АССР, 1942. Т.5.с 3−24.
  47. Годы становления: Листая страницы истории //Ленинская смена, 1980, 27 октября.
  48. И. Школа отживающая и восходящая //Народное образование. 1993. № 1. С 12−17.
  49. Г. М. Высшее педагогическое образование в горских национальных областях Северного Кавказа. Известия 2-го Северо-Кавказского пединститута, 1932, т.9, с. 3−57.
  50. Горский агроуниверситет: биография продолжается. «Сев.Осетия», 1992, 3 июня.
  51. Горский гос. аграрный университет, (сост. Г. С. Козаев и др.). Владикавказ, 1993, 32с.
  52. Горский сельско-хоз. институт (краткий обзор). Владикавказ, 1925, с. 29.
  53. Т.Н. Ослабление классического образования в гимназиях и неизбежные последствия этой перемены // Московские Ведомости. 1860. -С.1−13.
  54. Н.Ю. Образование как способ социальной реальности. Саратов, 1997.
  55. Е. Воспоминания дерптского студента // Мир Божий. Март, 1902. С.71−106.
  56. Декрет об учреждении 1-го советского политехнического института во Владикавказе. В книге: «Зажженный факел». Орджоникидзе, 1976.
  57. Г. Г., Плахтий С. Я. 50лет Горскому сельскохозяйственному институту (1918−1968). -Орджоникидзе, Ир, 1977.
  58. А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999. 198с.
  59. Н.Г. Елбасдуко Бритаев. Цхинвали: Государственное издательство Юго-Осетии, 1963, 224с.
  60. Н.Г. Сека Гадиев. Сталинир: Государственное из-во Юго-Осетии, 1958. 192с.
  61. Н.Г. Цомак Гадиев. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1965. 188с.
  62. Г. Б. Дневник педагога. Д засохов Гиго. Статьи и очерки. Составитель Х. С. Булацев, Орджоникидзе: Ир, 1970. С. 165−202.
  63. Д. Путь к свету и счастью //Мол. Коммунист, 1972, 7 ноября.
  64. Дидактика средней школы. /Под редакцией М. Н. Скаткина. М., 1982.
  65. М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы. Мн.: БГУ, 1993. 319с.
  66. В. К 25-летию существования Северо-Осетин. гос. педагогического института им. К. Л. Хетагурова //Вопросы истории, 1946, № 10. С. 144 145.
  67. А.В. Социальные аспекты регионализации системы образования в условиях реформирования Российского общества. Тюмень. 1998.
  68. М.И. Потребность в образовании как социологическая проблема. Екатеринбург. 1997.
  69. Зангиев Х. М Ар донская семинария (исторический очерк). Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1965. 80с.
  70. С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. Москва, «Высшая школа», 1975. 314с.
  71. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Высшее образование в России.-1992.-№ 3.
  72. И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
  73. История зарождения осетинской письменности в 18 В. // Известия Се-веро-Осетинского научно-исследовательского института, Орджоникидзе, т. 19, 1957, с.135−146.
  74. История народов Северного Кавказа (конец 18 в. — 1917 г.) М.: Наука, 1988. 659с.
  75. История Северо-Осетинской АССР. Орджоникидзе, 1987.Т.1. В 2-х томах.
  76. История Северо-Осетинской АССР. С древнейших времен и до наших дней. В 2-х т. изд. 2-е, перераб. и доп. Орджоникидзе: Ир. 1987. Т. 1. 529с.
  77. История советской дошкольной педагогики. Хрестоматия. М.: Просвещение, 1988. 447с.
  78. М.В., Лапшов В. А. Социально-типический портрет Современного гуманитарного университета. // Труды СГУ. Психология и социология образования. М., 2001. -С.282−295.
  79. К.Д. Собр. Соч. СПб., 1899.-Т.З -С.63.
  80. З.М., Хатаев Е. Е. Аксо Колиев и проблемы женского образования в Осетии во второй половине XIX нач.XX вв. Владикавказ, 2000.
  81. .А. Миллер-кавказовед (исследования и материалы). Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1963. 200с.
  82. А.С. Проблемы дистанционного образования. // Сборник трудов межвузовской научно-практической конференции. Владикавказ, 2001. С.65−66.
  83. А.С. Становление и развитие образования в дореволюционной Северной Осетии. Учебно-методическое пособие. Владикавказ: СОГУ, 2002.
  84. А.С. Становление и развитие системы высшего образования в Северной Осетии. Учебное пособие. Владикавказ: СОГУ, 2002.
  85. М.П. Эффективные дистанционные образовательные технологии:// Труды СГУ. Психология и социология образования. — М, 2001. Вып. 25. С.22−34.
  86. Н.К. К университетскому вопросу. Москва, 1910.С.10Д 1.
  87. Концептуальные вопросы развития высшего образования. / Ответственный редактор Б. Б. Коссов. М, 1991.
  88. В.К., Чеджемов С. Р. История народного образования Северной Осетии. Владикавказ: СОГУ, 1995. 162с.
  89. М. Просветители Кавказа. 1913 г.
  90. В. А. Психология обучения и воспитания школьников. Москва «Просвещение», 1976. 303с.
  91. С.А. Профессиональная мобильность в науке. Москва: Мысль, 1983. 256с.
  92. Н.В. Основы вузовской педагогики. -Ленинград, 1972.
  93. С. Д. 30 летие национального педагогического института // Вестник высшей школы, 1951,№ 1.
  94. С.Д. 25лет Северо-Осетинскому государственному педагогическому институту (1920−1945). Ученые записки СОГТТИ, т. 17, вып.1,1948,с.З-11.
  95. Культурное строительство в Северной Осетии 1917−1941гг. Орджоникидзе, 1974.Т. 1 .С. 140−169.
  96. Ф. Кризис образования: системный анализ. М., 1970. 264с.
  97. А.Т. Взаимодействие общества, личности и государства в сфере образования. М., 1996.
  98. А. Доктрина высшего образования в Республике Северная Осетия-Алания. «Дарьял», 1999,№ 2, с.207−218.
  99. Летопись нашего вуза. «Соц. Осетия». 1969, 4марта.
  100. Н.П. Образование в условиях интенсификации экономики. М.: Педагогика, 1989. 192с.
  101. .Т. Педагогика. М., 1999. 464с.
  102. Люстиг. Вовлечение горцев в Вузы и техникумы. В журнале: «Просвещение национальностей», 1931, № 10, с.51−54.
  103. А.А., Кодзаев Т. Б., Чеджемов С. Р. и др. Педагогика сегодня (коллективная монография). Владикавказ: СОГУ, 1996. 144с.
  104. В. Д. Просвещение и школа в Северной Осетии во второй половине 19 века. Дисс.канд. ист. наук. Тбилиси, 1974. 228с.
  105. Материалы по истории осетинского народа. Орджоникидзе, 1942, т.5.
  106. С.Т., Кузнецов Н. Н. Кузница инженерных кадров. Орджоникидзе, 1971, с. 32.
  107. .Н. История и социология. Л.: Наука, 1984. 174с.
  108. Народное просвещение: Еженедельник Наркомпроса РСФСР. 1918.№ 21. С. 13.
  109. О высшем и послевузовском профессиональном образовании. Федеральный Закон РФ от 22.08.96.№ 125-ФЗ (принят ГДФСРФ 19.07.96.). Источник публикации «Собрание законодательства РФ», 26.08.96, № 35, ст. 4135, «Российская газета», № 164, 29.08.96.
  110. ОРФ СОНИИИФЭ. Ф. Ю. Оп. 1.Д.28.Лл. 1−8
  111. Осетины во 2-ой половине 18 В. по наблюдениям путешественника Штедера. Документ подготовил к изданию и снабдил введением Г. А. Кокиев. Орджоникидзе, гос.изд. Северо-Осетинской АССР, 1940.
  112. Осетины глазами русских и иностранных путешественников (1819вв.). Составление, вводная статья и примечание Б. А. Калоева. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1967. 320с.
  113. Основы педагогики и психологии высшей школы./Под. ред. А. В. Петровского.-М.Д986.С.21.
  114. Т.А. Реформирование системы образования в России 90-х годов. М., 1997.
  115. Параллельный свод общих Уставов имп. Российских университетов 1863,1835 и 1804 годов и Дерптского 1865 года.СПб., 1875.
  116. Педагогическое образование. Учебные план педвузов и факультетов. 1927. С.8−9.
  117. А.П. Педагогика высшей школы.// Высшая техническая школа. № 4. С.80−81.
  118. Н.И. Университетский вопрос.// Избранные педагогические сочинения. М., 1953. С. 184.
  119. С.Я. История Северо-Осетинской Медицинской Академии. Владикавказ: Изд. «Иристон», 2001. 891с.
  120. И.П. Педагогика М., 1999.
  121. М.Н. Реформы высшей школы. //Избранные произведения. М., 1967. Книга 4.С.458.
  122. С.Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993.с.18.
  123. Проект Концепции развития национальной школы в СОССР // Северная Осетия, 1992. 24 ноября.
  124. Н.И. Диверсификация системы образования. /Петербургская школа: Теория и практика формирования многовариантной образовательной системы. Центр педагогической информации. СПб, 1994. С.47−58.
  125. М.Н., Рубина Л .Я. Общественные потребности, система образования, молодежь. М., 1988. С. 9.
  126. А.Я., Зуев В. М., Галаган А. И. Высшее образование в СССР. -М., 1989.
  127. В.А., Белокуров В. В., Сушко В. Е., Шикин Е. В. Университетское образование. М., 1995.
  128. Т.С. Развитие народного образования и педагогических идей в дореволюционной Осетии. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Тбилиси, 1966. 454с.
  129. В.И., Коптев И. В., Мащелуев Ю. В. Училище любимое мое. Владикавказ: Проект Пресс, 1998.
  130. М., Дербенев В. Достойное место среди университетов России. «Смена», 1994, № 13.
  131. Северо-Осетинский медицинский институт (1939−1989). /Под ред. проф. Салбиева К. Д. Орджоникидзе, 1989. 118с.
  132. В.И. Об университетском преподавании (по поводу мнений, высказанных Н.И. Пироговым) // Московские университетские известия. -1865. -№ 2.-С.45−64.
  133. И.А. Ардонская духовная семинария. Владикавказ, 1999.
  134. В.В. Введение первоначального всеобуча в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1958, 36с.
  135. С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. М., 2001. 300с.
  136. Современное образование. 2001. -№ 5 (49).
  137. .К. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогического движения в России конца 19-нач. 20 века Дисс. докг. пед. наук: 13.00.01. М., 1991. 379с.
  138. В. Старейший на Северном Кавказе (70лет СОГУ) // Соц. Осетия, 1990, 21декабря.
  139. В.Д. К сияющим вершинам. Орджоникидзе, 1988.
  140. Тинькова J1.B. Вузы Северной Осетии в условиях развитого социализма // В книге: «Рожденная Октябрем». Орджоникидзе, Издательство СОГУ, 1978.
  141. А.Х. Социальные проблемы народного образования. Уфа, 1974.
  142. М.С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе, 1962.
  143. МС. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в начале 20 века (1903−1917гг.). Орджоникидзе. Издательство «Ир». 1968.
  144. МС. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в пореформенный период. Орджоникид зе, 1957 г.
  145. А.С. Хроника Русского. Дневники. -М., 1964. С. 158.
  146. Учебные планы пединститутов, учительских институтов и вечерних секторов пединститутов. Москва, 1935.
  147. К.Д. О камеральном образовании. Речь, произнесенная в торжественном собрании Ярославского демидовского лицея. 18 сентября 1848 г.-М., 1848.
  148. Ф.Р. Социология образования. Москва, 1980.
  149. Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М.: Народная педагогика. 1993. 131с.
  150. Е.Е. Общеобразовательная школа в Северной Осетии за годы Советской власти. Дисс.канд. пед. наук. 1965. 317с.
  151. Е.Е. Просветители горских народов. Орджоникидзе: РИО СОГУ, 1985. 84с.
  152. Е.Е. Школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа Дисс.докт. пед. наук. М.: МГПУ, 1996. 420с.
  153. Р.А. Научно-просветительская деятельность и педагогические воззрения Х.А. Уруймагова (1864−1919). Владикавказ, 2001. 150с.
  154. А.К. О формировании осетинской интеллигенции. Орджоникидзе, 1964, с. 43.
  155. K.JI. Развитие школ в Осетии. Собрание сочинений в пяти томах. М.: АН СССР 1959−1960. Т.4. С.266−271.
  156. K.JI. Церковно-приходские школы в Осетии. Собрание • сочинений в пяти томах. М.: АН СССР, 1959−1960. Т.4. с.292−300.
  157. Х.К. Философские и общественно-политические воззрения Афанасия Гассиева. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство. 1966. 296с.
  158. ЦГА РСО-Алания. Ф.123.0п.1.Д.56 Лл.4,5,20.
  159. ЦГА РСО-Алания. Ф.123. Оп.1. Д. 9.Л.40
  160. ЦГА РСО-Алания. Ф.123. Оп.1.Д.36.Лл.258,260
  161. ЦГА РСО-Алания. Ф.123.0п.1.Д.56.Лл.43−54об
  162. ЦГА РСО-Алания. Ф.51,Оп.1.Д.63.Лл. 117−119
  163. ЦГА РСО-Алания. Ф.34,Оп.1.Д.65.Л.132
  164. ЦГА РСО-Алания. Ф.97,ОпЛ.Д.242.Лл.93−94
  165. ЦГА РСО-Алания. Ф.629.0п.2.Д.ЗЛл.55
  166. ЦГА РСО-Алания. Ф.605.0п.5.Д.3112.Л.34
  167. ЦГА РСО-Алания. Ф.629.0п.5.Д.76
  168. ЦГА РСО-Алания. Ф.41,Оп.1.Д.122.Лл.З
  169. ЦГА РСО-Алания. Ф.81.0п.1.Д.7.Лл.13
  170. ЦГА РСО-Алания. Ф.759.0п.1.Д.9.Лл.16,17
  171. ЦГА РСО-Алания. Ф.41.0п.1.Д.74.Лл.36
  172. ЦГА РСО-Алания. Ф.41.0п.1.Д.102.Лл.16
  173. ЦГА РС0-Алания.Ф.123.0п.1.Д.36.Лл.221
  174. ЦГА РСО-Алания. Ф.81. Оп.1. Д. 9.Лл. 304, 311, 312, 360, 407
  175. ЦГА РСО-Алания. Ф.123.0п.1.Д.48.Лл.28−29об
  176. ЦГА РСО-Алания. Ф.51.0п.1.Д.63.Лл. 117−119
  177. ЦГА РСО-Алания. Ф.97.0п.1.Д.242.Лл.93−94
  178. ЦГА РСО-Алания. Ф.129.0п.2.Д.6.Лл.13
  179. ЦГА РСО-Алания. Ф.687.0п.1.Д.4.Лл.59−61
  180. ЦГА РСО-Алания. Ф.580.0п.4.Д.49т
  181. ЦГА РСО-Алания. Ф629.0п.2.Д.6.Лл.13,19 # 182. ЦГА РСО-Алания. Ф.45.Он. 1.Д.204.Лл. 118−119
  182. ЦГА РСО-Алания. Ф.123.0п.1Д15.Лл. 129−130
  183. ЦГА РСО-Алания. Ф.629.0а2.Д.21Лл. 12−15
  184. ЦГА РСО-Алания. Ф.45.0п.1Д212.Лл.135
  185. ЦГА РСО-Алания. Ф.786.0п.1.Д.1052.Лл.1
  186. ЦГА РСО-Алания. Ф.306.0п.1.Д.50.Лл.82
  187. ЦГА РСО-Алания. Ф.121.0п.1.Д. З. Лл.1
  188. ЦГА РСО-Алания. Ф.303.0п.1.д.70.лл.17
  189. ЦГА РСО-Алания. Ф.759.0п.1.Д.54а.Лл.96−101
  190. ЦГА РСО-Алания. Ф.759.0п.1.Д.13.Лл.128
  191. ЦГА РСО-Алания. Ф.303.Оп.1.Д70,84.Лл.17−18
  192. ЦГА РСО-Алания. Ф.759.0н.1.Д.54а.Лл.132−135
  193. ЦГА РСО-Алания. Ф.128.0пЛ .Д. 133.Лл. 19−20
  194. ЦГА РСО-Алания. Ф.124.0п.1.Д.117.Лл.201
  195. ЦГА РСО-Алания. Ф.128.0п.5.Д.29.Лл.2−24,97−116
  196. ЦГА РСО-Алания. Ф.128.0п.2.Д.56−1952г
  197. ЦГА РСО-Алания.Ф.128.Оп.2.Д.62−1953г.
  198. ЦГА РСО-Алания. Ф.128.0п.2.Д.86- 1955 г.
  199. ЦГА РСО-Алания. Ф.128.0п.2.Д.128.-1960−1961г.
  200. ЦГА РСО-Алания. Ф.128.0п.2.Д.460.
  201. ЦГА РСО-Алания. Ф.128.0п.2.Д.463
  202. ЦГА РСО-Алания. Ф.128.0п.2.Д.473.
  203. ЦГА РСО-Алания. Ф.128.0п.2.Д.475.
  204. ЦГА РСО-Алания. Ф.128.0п.2.Д477
  205. ЦГА РСО-Алания. Ф.128.0п.2.Д.480
  206. ЦГА РСО-Алания. Ф.123.0п.1.Д.69.Лл.22−29
  207. ЦГА РСО-Алания. Ф.123.0пЛ.Д65Лл.50,61,68,87
  208. ЦГА РСО-Алания. Ф.123.0п.1.Д.69.Лл.9,16,20,341
  209. ЦГА РСО-Алания. Ф.123.0п.1.Д.130.Лл.332
  210. ЦГА РСО-Алания. Ф.123.0п.1.Д.15.Лл.35,35об
  211. ЦГА РСО-Алания. Ф.128.0п.1Д.157.Лл.1−2
  212. ЦГА РСО-Алания. Ф.41.0п.2.Д.12.Лл.12
  213. ЦГА РСО-Алания. Ф.128.0н.1.Д.157.Лл.20−26,33
  214. ЦГА РСО-Алания. Ф.759.0п.1.Д.54а.Лл. 132−133,135
  215. ЦГА РСО-Алания. Ф.104.0п.1.Д.24.Лл.6,116
  216. ЦГА РСО-Алания. Ф.128.0н.1.Д. 133.Ля. 19−20
  217. ЦГА РСО-Алания. Ф.123.0п.1.Д.22.Лл.409
  218. ЦГА РСО-Алания. Ф.123.0пЛ.Д.40.Лл.107
  219. ЦГА РСО-Алания. Ф.123.0п.1.Д.36.Лл.259,259об
  220. ЦГА РСО-Алания. Ф.84.0п.1.Д.23.Лл.10
  221. ЦГА РСО-Алания. Ф.117.0п.1.Д.55.Лл.40
  222. ЦГА РСО-Алания. Ф.123.0п.1.Д.404
  223. ЦГА РСО-Алания. Ф.123.0п.1.Д.768
  224. ЦГА РСО-Алания. Ф.123.0п.1.Д.1227
  225. ЦГА РСО-Алания. Ф.Ш.ОпЛ.Д.З
  226. ЦГА РСО-Алания. Ф.7.0п.1.Д.2930.Лл.8−12
  227. ЦГА РСО-Алания. Ф.802.0п.10.Д.74.Лл.40
  228. ЦГА РСО-Алания. Ф.49.0н.1.Д.584
  229. ЦГА РСО-Алания. Ф.81,Оп.1.Д.2.
  230. ЦГА РСО-Алания. Ф.123.0п.1.Д.51.
  231. ЦГА РСО-Алания. Ф.629.0п.1.Д.4.
  232. ЦГА РСО-Алания. Ф.629.0п.2.Д.4.
  233. ЦГА РСО-Алания. Ф.786.0п.1.Д.1.
  234. ЦГА РСО-Алания. Ф.121,Оп.1.Д.54.Лл.226−235.
  235. ЦГА РСО-Алания. Ф.121.0пЛ.Д.1.Лл.36,39.
  236. ЦГА РСО-Алания. Ф.121.0п.1.Д.107.Лл.10,11,11а.
  237. ЦГА РСО-Алания. Ф.759.0п. 1.Д.54а.Лл. 147−204.
  238. ЦГА РСО-Алания. Ф.121.0п.1.Д.54.Лл.249.
  239. ЦГА РСО-Алания. Ф.759,Оп.1.Д.54а.Лл. 139−150
  240. ЦГА РСО-Алания. Ф.81.0п.1.Д.7.Лл.13.
  241. ЦГА РСО-Алания. Ф.6.0п.2.Д.1.Лл.267, 268, 295, 304−305.
  242. ЦГА РСО-Алания. Ф.306.0п.1.Д.81.Лл.1−49.
  243. ЦГА РСО-Алания. Ф.759.0п.1Д.54а.Лл.221−225.
  244. ЦГА РСО-Алания. Ф.41.0п.1.Д.101.Лл.124.
  245. ЦГА РСО-Алания. Ф.81.0п.1.Д.220Лл.130.
  246. ЦГА РСО-Алания. Ф.4Шп.1.Д.101 .Лл.152.
  247. ЦГА РСО Алания. Ф.123.0п.1Д.9.Лл.40.пунктЗ.
  248. ЦГА РСО-Алания. Ф.8ШпЛ.Д.25ЛлД0.
  249. ЦГА РСО-Алания. Ф.81.0п.1.Д.136.Лл.45.
  250. ЦГА РСО-Алания. Ф.123.0п.1.Д.36.Лл.332.
  251. ЦГА РСО-Алания. Ф.97.0п.1.Д.47.Л.66.
  252. ЦГА РСО-Алания. Ф.42.Д.29.Л.223.
  253. ЦГА РСО-Алания. Ф.605.0п.З.Д.593аЛл.1−6
  254. ЦГА РСО-Алания. Ф.698.0п.2.Д.97.Л.115.
  255. ЦГА РСО-Алания. Ф.629.0п.5.Д.76.
  256. ЦГА РСО-Алания. Ф. 123. Д1269.Ж43−44.
  257. А.К. Двадцатилетие Северо-Осетинского государственного педагогического института им. К. Л. Хетагурова (1920−1940). «Ученые записки СОГПИ», т.2, 1940.С.З-29.
  258. М. Горский педагогический институт во Владикавказе. -«Вопросы просвещения на Северном Кавказе». 1928, № 5,с.20−26.
  259. Ш. Х. Формирование советской университетской системы. М, 1988.
  260. С.Р. История образования и воспитания в Осетии XVIII—XX вв.. Владикавказ: СОГУ, 2001. 300с.
  261. С.Р. Листая страницы истории // Соц. Осетия, 1990, 21 декабря.
  262. С.Р. Педагогическая публицистика осетинской интеллигенции в конце 19 нач. 20 веков. // Материалы Всесоюзной научной конференции «Журналистика в изменяющемся мире». Вып.1 Ростов-на-Дону. Издательство РГУ. 1991. С.26−21.
  263. А.В., Белогуров А. Ю. От века к веку. Страницы истории образования в Северной Осетии. М.: Издательство «Арт-Бизнес-Центр», 2001. 335с.
  264. Х.С. Очерки по истории народного образования в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1958.
  265. Х.Т. 45 лет Северо-Осетинского Государственного педагогического института имени К. JI. Хетагурова. Ученые записки СОГПИ, т. 27, вьш.1, Орджоникидзе, 1967. С. 3−11.
  266. Х.Т. Здравствуй университет // Культура и жизнь. 1970, Kail, с. 29.
  267. Х.Т. Самый молодой университет // Соц. Осетия, 1969, 2 марта.
  268. Штедер. Дневник одного путешествия из пограничной крепости Моздок в центр Кавказа в 1781 году. Орджоникидзе: Издание ОСНИИ, 1940 г.
  269. Р.Г. Русские университеты на грани двух эпох: от России крепостной к России капиталистической. М., 1985. С. 36.
  270. В.ГТ. Полемика русского самодержавия в университетском вопросе (1905−1911гг.). Ленинград, 1971.
  271. Bell d. The Coming of Post-Industrial Society. N.-Y., 1973
  272. MusgraveP.W. Sociology of Education. L., 1973
  273. UNESCO. Statistical Yearbook. 1996
  274. Coombs Ph. H. The World Crisis Education. -The View from the Eighties. N.-y., 1985
  275. Kelley R. F. The Gold Collar Worker. N.-Y., 1985
  276. Holt J. Insted of Education. N. Y., 1976.
Заполнить форму текущей работой