Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На современном этапе развития общества резко возрастает значение творческой активности человека, ее проявлений во всех сферах жизни. В нормативных документах («Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» и др.) среди основных целей и задач системы образования особый акцент делается на разностороннее развитие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности
    • 1. 1. Творческая активность как интегральное качество личности
    • 1. 2. Своеобразие формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальная работа по формированию творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности
    • 2. 1. Модель формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности
    • 2. 2. Содержание, ход, результаты экспериментальной работы
    • 2. 3. Педагогически условия эффективности формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности
  • Выводы по второй главе

Формирование творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современных условиях российского общества воспитание подрастающего поколения в общеобразовательных учреждениях приобретает все большее значение. С 1 января 2010 года в России вступают в силу новые стандарты общего образования, в которых сформулированы новые цели школьного образования: воспитание, социально-педагогическая поддержка, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России. Обращено внимание на вторую половину дня, которая будет насыщена разнообразной внеурочной деятельностью. В связи с этим возрастает роль внеучебной деятельности школьников в педагогическом процессе, где педагоги смогут решать поставленные перед общеобразовательными учреждениями задачи используя все многообразие воспитательных средств.

На современном этапе развития общества резко возрастает значение творческой активности человека, ее проявлений во всех сферах жизни. В нормативных документах («Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.» и др.) среди основных целей и задач системы образования особый акцент делается на разностороннее развитие учащихся, их творческих способностей, возможностей и интересов. В современных социально-экономических условиях школьник должен обладать широкими взглядами на жизнь, большим спектром вариантов выхода из предлагаемых ситуаций, быть более мобильным и готовым принимать нестандартные творческие жизненно важные решения. Поэтому особую актуальность приобретает задача целенаправленного, систематического развития творческой активности у подрастающего поколения в наши дни. Решению этой задачи должна быть подчинена и внеучебная деятельность со школьниками.

Идеи, связанные с проблемой развития творчества, привлекали внимание исследователей в разные времена. Наиболее стройный вид эти идеи приобрели в эпоху Возрождения, когда началось движение за освобождение личности от духовного застоя, темноты и невежества. Идея уважения к человеку, вера в его разум, силы и творческие возможности рассматривалась в трудах Т. Мора, Р. Оуэна, Сен-Симона и др. В работах А. Дистервега, Я. А. Коменского, Д. Локка, И. Песталоцци, Ж. Руссо прослеживались идеи развития творческой личности. Большой вклад в развитие данной проблемы ' внесли труды А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого и др.

В своем исследовании мы использовали теоретические и практические положения, связанные с творческой активностью и творческим саморазвитием личности школьников, содержащиеся в трудах известных психологов Б. Г. Ананьева, JT.C. Выготского, В. А. Крутецкого, Н. С. Лейтеса, А. Н. Леонтьева Я.А. Пономарева, Б. М. Теплова, и др.

В педагогической науке общие вопросы развития творческого начала у школьников разрабатывали Г. С. Альтшуллер, Б. Г. Ананьев, Ш. А. Амонашвили, В. И. Андреев, 'Д.Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. Л. Данилов, Э. Ф. Зеер, М. С. Каган, З. И. Калмыков, И .Я. Лернер, А. А. Леонтьев, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, O.K. Тихомиров, Д. И. Фельдштейн, Б. Д. Эльконин и др.

Проблеме развития творческих способностей посвящены исследования Д. Б. Богоявленской, Дж. Гилфорда, В. В. Давыдова, В. Н. Дружинина, З. И. Калмыковой, И. Я. Лернера, A.M. Матюшкина, П. Торранса и др.

Разработкой и теоретическим обоснованием процесса развития творческой активности школьников занимались И. П. Волков, С. Н. Глазачев, С. В. Диденко, А. С. Кармин,' А. А. Кирсанов, Н. В. Максименко, А. А. Матюшкин, Л. Н. Петрова, Н. П. Французова и др.

Вместе с тем, отмечая несомненно теоретическую значимость и практическую важность имеющихся исследований в практике современной школы, нельзя не отметить, что проблема формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности не получила еще должного освещения в научных работах.

В ходе исследования выявлено противоречие между возрастающими требованиями общества к формированию творческой активности личности в современных социально-экономических условиях и недостаточной теоретической и методической разработанностью ее решения в воспитательном процессе общеобразовательных учреждений.

Существующее противоречие определяет актуальность темы нашего научного исследования, а недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость позволили сформулировать тему диссертационного исследования: «Формирование творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности».

Вышесказанное позволяет определить проблему исследования: «Каковы педагогические условия эффективности формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности?».

Цель исследования: -выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий эффективности формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности.

Объектом исследования является процесс формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности.

Предмет исследования — педагогические условия эффективности формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности.

На основе анализа философской, психологической, педагогической литературы, научных исследований и результатов практической деятельности сформулирована гипотеза исследования, положенная в основу экспериментальной работы: эффективность процесса формирования творческой активности младших подростков будет обеспечена, если: г.

— воспитательный процесс организуется на основе научно обоснованной модели формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельностиучитывается и последовательно реализуется совокупность педагогических условий эффективности формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности: 1) организация творчески развивающейся среды в коллективе младших подростков- 2) систематическая целенаправленная работа по стимулированию творческой активности младших подростков в разнообразной внеучебной деятельности- 3) дифференцированный и индивидуальный подход к формированию творческой активности младших, подростков- 4) сотрудничество классного руководителя с семьей, учреждениями культуры, дополнительного образования.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Рассмотреть сущностную характеристику творческой активности личности, своеобразие ее проявления у младших подростков.

2. Определить критерии и показатели, охарактеризовать уровни сформированное&tradeтворческой активности младших подростков.

3. Разработать и осуществить экспериментальную апробацию модели формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности.

4. Обосновать педагогические условия эффективности формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности.

Методологической основой исследования являются: диалектика, I рассматривающая процессы и явления во всеобщей связи, целостности и взаимообусловленностисистемное понимание педагогической действительности, осуществляемый в русле этого понимания деятельностный, личностно развивающий подходы, а также учение о творческо-деятельностной сущности личности, закономерностях ее формирования.

Теоретическую основу исследования составили труды философов, социологов, психологов, педагогов по: теории деятельности и развития личности (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Н. А. Бердяева, Л. И. Божович, JT.C. Выготский, ПЛ. Гальперин, В. В. Давыдов, JI.B. Занков, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Г. Н. Филонов, Д. Б. Эльконин и др.) — концепции системного понимания воспитания (Г.Н Григорьев, М. В. Емельянова, С. Ю. Сенатор, Ю. П. Сокольников и др.) — проблеме формирования творческой активности личности (Л.К. Веретенникова, С. В. Диденко, А. С. Кармин, А. А. Кирсанов, A.M. Матюшкин, Л. Н. Петрова, Н. П. Французова и др.) — теории становления творчески активной личности (А.А. Бодалёв, Д. Б. Богоявленская, И. А. Зимняя, Е. А. Климов, А. А. Коротаев, Н. Ф. Кузьмина, А. С. Макаренко, Н. Д. Никандров, В. А. Сухомлинский, Д. И. Фельдштейн, Р. Х. Шакуров, Н. Е. Щуркова и др.) — вопросам формирования творческого потенциала школьников (Г.С. Альтшуллер, И. В. Дубровина, М. В. Колосова, И. С. Кон, Н. С. Лейтес, З. Н. Новлянская, Б. М. Теплов, Т. И. Шамова и Др.).

Методы исследования. В ходе исследования была использована система взаимодополняющих, корректирующих и детерминирующих друг друга методов: теоретический анализ (сравнительный, ретроспективный), обобщение, анализ литературы, синтез, моделированиеизучение и обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, беседа, опрос, тестирование, анализ творческих работ, педагогический экспериментматематическая и статистическая обработка полученных данных, качественный и количественный анализ результатов исследования.

Базой исследования явились МОУ СОШ № 462, Центр образования № 1477 г. Москвы. Исследованием было охвачено 2 экспериментальных и 2 контрольных класса с общим числом 112 младших подростков.

Исследование проводилось с 2006 по 2009 гг. в три этапа.

На первом этапе (2006 г.) анализировались теоретические источники по проблеме диссертационного исследования, происходило изучение и обобщение педагогического опыта по формированию творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности. Были сформулированы проблема, задачи исследования, другие его исходные параметры, выдвинута общая гипотеза исследованияуточнялась методика экспериментальной работы. Проведен констатирующий этап эксперимента.

На втором этапе (2007;2009 гг.) осуществлялась экспериментальная работа по реализации в воспитательном процессе модели формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности и проверке эффективности выявленных педагогических условий.

На третьем этапе (2009 г.) проверялись теоретические положения, основные выводы исследования, осуществлялась систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы, их литературное оформление.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточнена сущность понятия «творческая активность личности" — творческая активность это качество личности, которое характеризуется динамичностью и интегративностью её потребностей, интересов, мотивов, способностей, отношений, направленности, знаний, умений и навыков, необходимых для проявления творческой активности в разнообразной •деятельности, обеспечивающих обнаружение нового, оригинального в постановке и решении проблемпроявление самостоятельности в выборе замысла предстоящей деятельности и его воплощенииактивное участие в творческом преобразовании окружающей действительности. Раскрыто своеобразие формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности- «.

— разработана модель формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности, которая включает следующие компоненты: целевой, • субъект-субъектный, организационно-процессуальный, результативный. выявлены и научно обоснованы педагогические условия эффективности формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности: 1) организация творчески развивающейся среды в коллективе младших подростков- 2) систематическая целенаправленная работа по стимулированию творческой активности младших подростков в разнообразной внеучебной деятельности- 3) дифференцированный и индивидуальный подход к формированию творческой активности младших I подростков- 4) сотрудничество классного руководителя с семьей, учреждениями культуры, дополнительного образования;

— определены критерии и показатели, позволяющие отслеживать динамику уровней и результативность формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности. Это: 1) мотивационно-личностный критерий, его показатели: а) устойчивость осознанного интереса, потребности, направленности, преобразующего отношения к проявлению творческой активности в деятельностиб) положительная мотивация к творчеству, проявлению творческой активности вв) наличие способностей к творческой деятельности- 2) — когнитивный критерий, его показатель: полнота и осознанность знаний, необходимых для проявления творческой активности в разнообразной деятельности- 3) деятельностный критерий, его показатели: а) наличие опыта проявления творческой активности в деятельностиб) сформированность умений и навыков, необходимых для проявления творческой активности в деятельности. В соответствии с критериями и показателями разработаны уровни сформированности творческой активности младших подростков (высокий, выше среднего, средний, низкий).

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты расширяют, углубляют имеющиеся в педагогической науке представления о формировании творческой активности младших подростков, и это является вкладом в развитие теории воспитанияв уточнении сущностных характеристик творческой активности личности, в обосновании своеобразия ее проявления у младших подростковв определении критериев, показателей, уровней сформированности творческой активности младших подростков. Результаты исследования расширяют имеющиеся теоретические представления о необходимости и возможности формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности, могут послужить основой для дальнейшей разработки данной проблемы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения, выводы и рекомендации создают предпосылки для научно-методического обеспечения процесса формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности. Создана и прошла опытную проверку программа «Логика деятельности классных руководителей в формировании творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности», в которой пашли отражение сформулированные в диссертации теоретические положения и практические рекомендации. Разработано и экспериментально апробировано комплексное научно-методическое обеспечение (перспективный план проведения эксперимента, программы «Логика деятельности классных руководителей в формировании творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности», «Диагностическая программа изучения сформированности творческой ' активности младших подростков») по проблеме исследования, ее применение в средних классах общеобразовательных школ позволяет повышать результативность формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности, и может быть использовано в практике внеучебной работы классных руководителей.

Достоверность и надежность результатов исследования определяются обоснованностью исходных теоретико-методологических позицийи соответствием применяемых теоретических, эмпирических и статистических методов исследования, адекватных его предмету и задачамтеоретической разработкой и экспериментальной проверкой основных положений исследования, использованием на практике его результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе проведения экспериментальной работы в МОУ СОШ № 462, Центре образования № 1477 г. Москвы, а также путем обсуждения материалов исследования на ежегодных сессиях Академии педагогических и социальных наук (2007;2009 гг.), на заседании методических объединений классных руководителей общеобразовательных учреждений г. Москвы (№№ 462, 1477), посредством выступлений автора на Всероссийской научно-практической конференции «Целостный педагогический процесс» (Чебоксары, 2007 г.), Международной научно-практической конференции «Образование как ресурс социально-экономического развития» (Москва, 2009 г.), научно-практических конференциях аспирантов, докторантов, преподавателей МГГУ им. М. А. Шолохова (2007 — 2009 гг.).

Основные положения диссертации отражены в 8 публикациях автора.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творческая активность это качество личности, которое характеризуется динамичностью и интегративностью её потребностей, интересов, мотивов, способностей, отношений, направленности, знаний, умений и навыков, необходимых для проявления творческой активности в разнообразной деятельности, обеспечивающих обнаружение нового, оригинального в постановке' и решении проблемпроявление самостоятельности в выборе замысла предстоящей деятельности и его воплощенииактивное участие в творческом преобразовании окружающей действительности.

2. Разработанные критерии и показатели позволяют отслеживать динамику уровней сформцрованности творческой активности младших подростков: 1) мотивационно-личностный критерий, его показатели: а) устойчивость осознанного интереса, потребности, направленности, преобразующего отношения к проявлению творческой активности в деятельностиб) положительная мотивация к творчеству, к проявлению творческой активности в деятельностив) наличие способностей к творческой деятельности- 2) когнитивный критерий, его показатель: а) полнота и осознанность знаний, необходимых для проявления творческой активности в разнообразной деятельности- 3) деятельностный критерий, его показатели: а) наличие опыта проявления творческой активности в деятельностиб) сформированность умений и навыков, необходимых для проявления творческой активности в деятельности.

3. Модель формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности включает следующие компоненты: целевой, субъект-субъектный, организационно-процессуальный, результативный.

4. В ходе исследования теоретически и экспериментально обоснованы педагогические условия эффективности формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности: 1) организация творчески развивающей среды в коллективе младших подростков- 2) систематическая целенаправленная работа по стимулированию творческой активности младших подростков в разнообразной внеучебной деятельности- 3) дифференцированный и индивидуальный подход к формированию творческой активности младших подростков- 4) сотрудничество классного руководителя с семьей, учреждениями культуры, дополнительного образования.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

В настоящей главе представлена модель формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности, дается анализ хода, результатов экспериментальной работы, обосновываются педагогические условия эффективности исследуемого процесса.

Теоретически обосновав, на основе анализа научной литературы и обобщения массовой педагогической практики, общую гипотезу нашего исследования, мы в экспериментальной части исследования осуществили ее проверку, уточнение, обобщение.

Мы установили, что эффективность формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности значительно повысится, если: обеспечивается внедрение в педагогический процесс модели формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности, включающая следующие компоненты: целевой, субъект-субъектныйорганизационно-процессуальныйрезультативный.

— разработаны критерии и показатели, позволяющие отслеживать динамику уровней сформированности творческой активности младших подростков. Это: 1) мотивационно-личностный критерий, его показатели: а) устойчивость осознанного интереса, потребности, направленности, преобразующего отношения к проявлению творческой активности в деятельностиб) положительная мотивация к творчеству, проявлению творческой активности в деятельностив) наличие способностей к творческой деятельности- 2) когнитивный критерий, его показатель: полнота и осознанность знаний, необходимых для проявления творческой активности в разнообразной деятельности- 3) деятельностный критерий, его показатели: а) наличие опыта проявления творческой активности в деятельностиб) сформированность умений и навыков, необходимых для проявления творческой активности в деятельности. В соответствии с критериями и показателями разработаны уровни сформированности творческой активности младших подростков (высокий, выше среднего, средний, низкий). учитывается и последовательно реализуется совокупность педагогических условий эффективности формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности: 1) организация творчески развивающей среды в коллективе младших подростков- 2) систематическая целенаправленная работа по стимулированию творческой активности младших подростков в разнообразной внеучебной деятельности- 3) дифференцированный и индивидуальный подход к формированию творческой активности младших подростков- 4) сотрудничество классного руководителя с семьей, учреждениями культуры, дополнительного образования.

Результаты экспериментальной работы на основе полученных диагностических данных свидетельствуют о значительном повышении уровней сформированности творческой активности младших подростков в экспериментальных классах к концу исследования по сравнению с контрольными классами. В контрольных классах также произошли некоторые положительные изменения, но темп формирования духовно-нравственной воспитанности младших школьников ниже по сравнению с экспериментальными классами.

Анализ материалов экспериментальной работы, данный в настоящей главе, позволил не только сделать вывод о правомерности выдвинутой нами гипотезы о педагогических условиях использования внеучебной деятельности в формировании творческой активности младших подростков, но и значительно обогатить, конкретизировать, уточнить эту гипотезу, показать пути реализации каждого из выявленных условий в повседневной воспитательной работе с младшими подростками с целью формирования их творческой активности во внеучебной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование посвящено выявлению, теоретическому и экспериментальному обоснованию педагогических условий эффективности формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности. Проблема формирования творческой активности у подрастающего поколения во всех сферах его жизни приобретает в современных условиях особое значение. В условиях модернизации образования повышается уровень требований к воспитанию инициативной, мобильной, творчески активной личности школьника, способной к саморазвитию, конкурентоспособной, готовой к освоению сложных ситуаций, социальных перемен, активно участвующей в преобразовании общества. Подготовку подрастающего поколения к творческому труду, формирование его творческой активности, как проявления творческих способностей, необходимо осуществлять на научной основе.

В диссертации осмысление категории «творческая активность личности» осуществлялось в процессе анализа научных понятий «творчество», «активность личности».

В исследовании на основе анализа литературы показывается, что творчество это деятельность, результатом которой является создание оригинальных идей и духовных, материальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры.

Активность личности это качество личности, выражающее степень интенсивности ее деятельности. Активность личности выражается в деятельном отношении к природе, другим людям, самому себе. Отличительными признаками активности личности выступают мотивационная направленность на предмет активности, самостоятельность и самобытность проявления активности личностью, инициативностью как побудительной силы к самодеятельности.

Мы считаем, что творческая активность это качество личности, которое характеризуется динамичностью и интегративностью её потребностей, интересов, мотивов, способностей, отношений, направленности, знаний, умений и навыков, необходимых для проявления творческой активности в разнообразной деятельности, обеспечивающих обнаружение нового, оригинального в постановке и решении проблем, в принятии оригинальных решений. Это — проявление самостоятельности в выборе замысла предстоящей деятельности и его воплощенииактивное участие в творческом преобразовании окружающей действительности.

В диссертации рассмотрено своеобразие формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности.

Формирование творческой активности младших подростков нами рассматривается как процесс приобщения их к творческому характеру мышления и деятельности. Он состоит из диалогичности мышления, готовности и способности ставить вопросы, умения самостоятельно исследовать проблемную ситуацию, актуализации «духовных состояний» (В.Д. Шадриков), интуитивных и рефлексивных механизмов для решения проблем, самодеятельности в реализации замысла или идеи в конкретные дела, отличающиеся продуктивностью и эффективностью.

Процесс формирования творческой активности младших подростков предполагает стимулирование их творческого отношения к явлениям окружающей действительности, окружающим, самому себестановление сознания созидающей личности (основными категориями которого являются созидательный идеал, жизнетворчество, нормотворчество, самотворчество, глубина и парадоксальность мышления), готовность и способность к самоопределению, самоутверждению, самореализации.

Специфическими особенностями процесса формирования творческой активности у младших подростков выступают: опора на «пик любознательности» (A.M. Матюшкин) младших подростков, диалогичность (обращённость к диалогическим формам обогащающего обучения и воспитания), обеспечение единства творчески развивающих влияний на личность младшего подростка, стимулирование инициативы, самостоятельности и самодеятельности, осуществление продуктивного сотрудничества классного руководителя, подростков, педагогов дополнительного образования.

Большими возможностями в формировании творческой активности младших подростков располагает внеучебная деятельность. Она насыщает воспитательный процесс атмосферой сотрудничества, свободы фантазирования и постановки вопросов-гипотезнеформальными межличностными отношениями, предоставляющими возможность для самореализации, самоутверждения, актуализации творческих способностей личности. Она организует установки на личностные достижения, погружение в социокультурную внеучебную деятельность, предоставляющую широкие возможности для проявления организаторских способностей, лидерских наклонностей, разнообразного творчества.

Ведущую роль в формировании творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности играет классный руководитель, организующий воспитание и творческое развитие воспитанников. Изучение деятельности классных руководителей общеобразовательных учреждений показало, что часть из них испытывают трудности в решении задачи формирования творческой активности учащихся, связанные с отсутствием профессиональной направленности на творческий характер деятельности, творческой компетентности (организационные, коммуникативные, прогностические, проективные, аналитические умения, компетенции личностного творческого саморазвития, творческие способности). Из числа обследованных 19-ти классных руководителей 36% имеют репродуктивный, 49% - технологический и лишь 15% - продуктивный уровни готовности к формированию творческой активности младших подростков.

Изучение сформированности творческой активности у младших подростков общеобразовательных школ г. Москвы показало, что многие из них испытывают затруднения в постановке вопросов-гипотез, не проявляют инициативы в поиске ответов на возникающие проблемы, не обладают самостоятельностью в поиске продуктивных решений задач. Из 112 младших подростков 60% имеют низкий, 32% - средний, 5% - выше среднего и 3% -высокий уровни сформированности творческой активности младших подростков.

Полученные данные пилотажного исследования отражают реальное состояние проблемы и подтверждают наличие противоречия между возрастающими требованиями общества к формированию творческой активности личности и недостаточной теоретической и методической разработанностью её решения в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.

Согласно гипотезе исследования, нами была разработана и экспериментально апробирована модель формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности.

Модель включает в себя следующие компоненты: целевой, субъект-субъектный, содержательный, организационно-процессуальный, результативный. Все компоненты модели взаимосвязаны и обеспечивают планомерное научно обоснованное продвижение от целевого к результативному компоненту.

С целью экспериментальной проверки общей гипотезы исследования нами была организована экспериментальная работа, которая проводилась в средних классах МОУ СОШ № 462, Центра образования № 1477 г. Москвы. Исследованием было охвачено 2 экспериментальных и 2 контрольных класса с общим числом 112 младших подростков.

Подготовительный этап экспериментальной работы включал определение задач и содержания работы, разработку программы экспериментаподбор творческой группы классных руководителей младших подростков, их теоретическую и практическую подготовку к проведению экспериментальной работыизучение состава воспитанников экспериментальных и контрольных классовкомплексное научно-методическое обеспечение.

Констатирующий этап экспериментальной работы был проведён во всех экспериментальных и контрольных классах, в ходе которого были получены исходные данные об уровнях сформированности творческой активности младших подростков. Анализ полученных результатов показал, что наблюдалось значительное сходство исходных данных во всех классах по основным критериям и показателям сформированности творческой активности младших подростков (см. таблицу 1).

На формирующем этапе экспериментальной работы было реализовано комплексное научно-методическое обеспечение, разработанное на основе общей гипотезы исследования. Результаты выполнения фиксировались в педагогических дневниках, планах работы и другой документации. Проводилось систематическое изучение проявления степени сформированности компонентов творческой активности младших подростков с использованием различных методов педагогической диагностики (тесты, анкеты, наблюдения, беседы и т. п.). Параллельно снимались (1—2 раза в год) срезы уровней сформированности творческой активности испытуемых в контрольных и экспериментальных классах.

В ходе формирующего этапа эксперимента была проведена проверка эффективности разработанной модели и педагогических условий.

На заключительном этапе экспериментальной работы мы провели последний срез уровней сформированности творческой активности младших подростков. По его результатам осуществлялось сравнение с показателями срезов, которые проводились на констатирующем и формирующем этапах, в результате чего представилось возможным увидеть динамику развития уровней сформированности творческой активности младших подростков. Результаты диагностирования испытуемых показали, что в экспериментальных и контрольных классах произошли качественные и количественные изменения в уровнях сформированности творческой активности младших подростков (см. таблицу 2).

В таблице 3 представлены данные по среднему показателю. В таблице 4 представлены данные по показателю абсолютного прироста. Показатель абсолютного прироста означает разность начального и конечного уровня сформированности рассматриваемого показателя (G = П (кон) минус П (нач), где П (кон) конечное значение показателя, П (нач) начальное значение показателя.

Как видно из данных таблицы 4, в экспериментальных классах изменение в уровнях сформированности творческой активности младших подростков более значительно, чем в контрольных. Так на 18% увеличилось количество младших подростков в экспериментальных классах с высоким уровнем, учащиеся контрольных классов увеличили этот уровень лишь на 5%- на 18% увеличилось количество школьников в экспериментальных классах, достигших выше среднего уровня, против 7%, соответственно, в контрольных классахна 50% уменьшилось количество младших подростков с низком уровнем творческой активности в экспериментальных классах, в то время как в контрольных классах этот показатель лишь на 18%.

Как показал анализ материалов исследования, уровень сформированности творческой активности испытуемых в экспериментальных и контрольных классах к концу экспериментальной работы вырос, но темп формирования творческой активности в контрольных классах ниже по сравнению с экспериментальными классами. Наибольший сдвиг в развитии уровней сформированности творческой активности удалось обеспечить в тех экспериментальных классах, в которых наиболее полно и последовательно были реализованы педагогические условия эффективности формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности.

Экспериментальная работа доказала, что эффективность формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности значительно повысится, если реализовывать всю совокупность выявленных педагогических условий. Соотношение количества испытуемых экспериментальных и контрольных классов, имеющих высокий, выше среднего, средний и низкий уровни сформированности творческой активности, свидетельствует об эффективности выделенных и реализованных нами педагогических условий.

Исследование, проведенное нами, не исчерпывает всех проблем формирования творческой активности младших подростков во внеучебной деятельности. Дальнейшее исследование этой проблемы могут быть продолжены в следующих направлениях: разработка системы диагностики сформированности творческой активности младших подростков, изучение индивидуального и дифференцированного подхода к формированию творческой активности младших подростков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Внеклассная работа как фактор формирования творческих способностей учащихся старших классов сельской школы (на материале цикла естественных наук): Автореф. дис. .канд. пед. наук-Ташкент, 1990.
  2. Г. С. Возрастная психология. М., 1997.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни — М., 1991.
  4. Ю.П. Искусство воспитывать — М., 1979.
  5. Г. С. Как научиться изобретать — Тамбов, 1961.
  6. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.
  7. .Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1996.
  8. В.И. Психология решения проблемных ситуаций. -М., 1992.
  9. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности Казань, 1989.
  10. Т.М. Урок как творчество // Вопросы психологии 1990. № 3.
  11. П.Анисимов В. В., Грохольская О. Г., Никандров Н. Д. Общие основы педагогики М., 2006.
  12. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., 1981.
  13. Аристотель. О душе. -М., 1994.
  14. С.И. Социально-этические проблемы теории личности. М., 1974.
  15. А.Г. Психология личности-М., 1990.
  16. В.Г. Мир живого. М., 1986.
  17. Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы психологии. 1984. № 1.
  18. Л.В., Рожкова М. И. Воспитательный процесс в современной школе — Ярославль.
  19. А.С. Основы возрастной педагогики. М., 2000.
  20. Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.
  21. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -М., 1988.
  22. Р. Развитие Я — концепции и воспитание/ Пер. с англ. М., 1986.
  23. М.К. Дидактическая модель формирования творческой активности будущего учителя // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. № 1.
  24. БернштейнН.А. Физиология движений и активность-М., 1990.
  25. И.А. Как возможно творческое мышление.— М., 1993.
  26. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т.- М., 1979.
  27. О.С., Петрова В. Н. Методика воспитательной работы в начальных классах. М., 1986.
  28. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983.
  29. , Д.Б. Психология творческих способностей. -М., 2003.
  30. Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981.
  31. А.А. Личность и общение // Избранные труды. — М., 1983.
  32. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте — М., 1968.
  33. Н.И. Методика воспитательной работы в школе: Учеб. пособие для студ. пед. институтов —М.: Просвещение, 1981.
  34. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.- Воронеж, 1996.
  35. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
  36. П. Десять заповедей творческой личности. М., 1990.
  37. Л.К. Курс активного обучения методам и приёмам развития творческого потенциала личности. — Ижевск, 1996.
  38. Е.Б. Личность и индивидуальность в познавательномпространстве // Мир психологии. 1999. № 4 (20).
  39. Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников / Е. В. Уколова, И. Л. Друбочевская и др. М., 2000.
  40. И.П. Учим творчеству. -М., 1988.
  41. Ф.М. Философские письма. -М., 1974.
  42. Воспитательная система школы: проблема управления. Очерки прагматической теории / Под. ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. -М., 1997.
  43. .З. Основы педагогики: Учеб. пособие. М., 2000.
  44. .З., Поташник М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы (Содержание и методика деятельности).-М., 1978.
  45. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991.
  46. Л.С. Проблема развития возраста: Сб. сочинений — М., 1984.
  47. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т., Т. 3, 4. М., 1984.
  48. Г. С. Социально-психологические условия творчества // Инновации в образовании. 2007. № 4.
  49. А.В. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. -М., 1985.
  50. А. Личность и творчество. М., 1991.
  51. ПЛ., Данилова В. Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач //Вопросы психологии. 1980. № 1.
  52. Дж. Три стороны интеллекта / Под ред. A.M. Матюшкина. — М., 1965.
  53. Л.Ю. Организация классного коллектива. М., 1984.
  54. P.M. Интуиция и искусственный интеллект. — Л., 1991.
  55. Т.Б. Формирование индивидуальности будущего педагога впроцессе профессиональной подготовки: Автореф. дис.. д-ра пед. наук — Ярославль, 2000.
  56. Г. Н. Формирование будущего учителя // Воспитательное пространство: проблемы, поиски, решения. — М.- Белгород- Чебоксары, 2009.
  57. A.JI. Личность, творчество, регуляция состояний. М., 1996.
  58. Т.М. Опыты мыследеятельностной педагогики. Главы 1,2. — М., 1998.
  59. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
  60. В.И. Толковый словарь живого Великого русского языка: В 4 т. -М., 1998.
  61. Р. Сочинения: В 2 т. М., 1989.
  62. Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. М., 2004.
  63. Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М., 2001.
  64. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.
  65. М. Мыслительная деятельность детей. -М., 1985.
  66. А.И. Дидактические основы развития одарённости учащихся. -М., 1998.
  67. В.Н. Психология общих способностей. — СПб., 1999.
  68. Дж. Психология и педагогика мышления. — М., 1999.
  69. JT.B. Избранные педагогические труды . -М., 1990.
  70. М.В. Внеучебная деятельность подростков в микрорайоне сельской школы как средство предупреждения отклонений от норм нравственности в их поведении: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1974.
  71. А.Г. Потребности, интересы, ценности. -М., 1986.
  72. Злотин B. JL, Зусман А. В. Месяц под звёздами фантазии (школа развития фантазии). — Кишинёв, 1991.
  73. В.В. Взаимосвязь интеллекта и творческого потенциала всоциализации и самореализации личности: Автореф. дис.. канд. филос. наук .-СПб., 1997.
  74. Е.Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие. М., 2002.
  75. И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.
  76. М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
  77. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! -М., 1996.
  78. Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей. -М., 1997.
  79. Т.И. Метод проектов как поиск новой педагогической альтернативы // Одаренные дети: теория и практика. — М.- Ярославль, 2001.
  80. А.В. Психологический анализ деятельности педагога как методологическая основа исследования педагогического мышления // Психология профессионального педагогического мышления. М., 2003.
  81. М.М. Психология профессионального педагогического мышления / Под ред. М. М. Кашапова. М., 2003.
  82. О.Ф. О работе с одарёнными школьниками на уроках и во внеурочное время. М., 1984.
  83. Кле М. Психология подростка (психосоциальное развитие). М., 1991.
  84. К. Цель обучения интеллектуально одаренных: «Думая, делать ход конем» // Основные современные концепции творчества и одаренности. -М., 1997.
  85. А.Г. Психология личности. М., 1970.
  86. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М., 2000.
  87. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. — Пенза, 1994.
  88. Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.
  89. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1982.
  90. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. — М., 1986.
  91. В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. М., 2001.
  92. В.Ф. и др. Управление модернизацией образования в Российской Федерации: тенденции, перспективы. — М., 2003 .
  93. Г. Психология развития. СПб., 2001.
  94. Краткая философская энциклопедия. — М., 1994.
  95. Краткий педагогический словарь: Учеб.-справоч. пособие / Г. А. Андреев, Г. С. Вяликова, И. А. Тотькова. М., 2005.
  96. В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диаг-ностика, условия формирования и развития. М., 1991.
  97. Н.Ф. Способности, одарённость и талант учителя. JI, 1985.
  98. И.Ю. Возрастная психология (развитие ребёнка от года до 17 лет).-М., 1996.
  99. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопросы психологии. 1986. № 2.
  100. Н.С. Возрастная одарённость и индивидуальные различия. -М.- Воронеж, 2008.
  101. К. Акцентуированные личности. Ростов н/Д, 1997.
  102. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 1975.
  103. .Т. Эстетика детской жизни. Вологда, 1960.
  104. Д. Педагогические сочинения. — М., 1939.
  105. Лук А. Н. Мышление и творчество. М., 1976.
  106. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. — М., 1977.
  107. А.С. Методика организации педагогического процесса //Педагогические соч.: В 8 т./ Сост. Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. М., 1983. Т.1.
  108. А.С. Цель воспитания// Педагогические соч.: В 8 т./Сост.
  109. М.Д. Виноградова, А. А. Фролов. М. Д984. Т. 4.
  110. А. Дальние пределы человеческой психики. — М., 1977.
  111. В.П. Роль семьи и общественности в воспитании. — М., 1988.
  112. А. Условия творческого труда. М., 1970.
  113. A.M. Творческий потенциал одарённости: структура и развитие // Психология сегодня: Ежегодник. — М., 1996. Т. 2. Вып. 1.
  114. В.П. Применение моделей и методов моделирования в дидактике. — М., 1977.
  115. Моделирование воспитательных систем: теория практика: Сб. науч. статей. / Под ред. Л. И. Новиковой, Н. В. Селивановой. — М., 1995.116. Мор Т. Утопия. М., 1953.
  116. А.В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология. М., 2004.
  117. А.В. Социализация // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М., 1999.
  118. B.C. Возрастная психология. М., 1997.
  119. В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности: Хрестоматия. Самара- М., 2000.
  120. Р.Н. Преемственность в развитии творческой направленности личности средствами искусства в системе «дошкольное учреждение-школа-вуз»: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Казань, 1997.
  121. Наш проблемный подросток / Под ред. Л. А. Регуша. СПб., 1999.
  122. Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Екатеринбург, 2000.
  123. Н.Д. Творчество, деятельность, поведение. — М., 1990.
  124. И.Л., Тигранова Л. И. Гимнастика для ума. — М., 1997.
  125. Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2000.
  126. И.Б. О моделировании сложных систем. М., 1965.
  127. Л.И., Куракин А. Т. Путь к творчеству — М., 1966.
  128. Л.И. Педагогика, детского коллектива: Вопросы теории. -М., 1978.
  129. А., Шоу Дж. Саймон Г. А. Процессы творческого мышления // Психология мышления. М., 1965.
  130. Общение и формирование личности школьника /Под ред. А. А. Бодалёва, Р. Л. Кричевского. -М., 1987.
  131. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений — М., 1999.
  132. О психологических особенностях творческой активности учащихся: Тезисы докладов на меж. конференции. — М., 1962.
  133. Р. Педагогические идеи Роберта Оуэна // Избранные отрывки из сочинений Р. Оуэна. М., 1940.
  134. Т.Ф. От творчества педагога к творчеству учащихся // Среднее специальное образование. 1989. № 8.
  135. И. Избранные педагогические произведения: В 3 т. М., 1965.
  136. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -М., 1982.
  137. . Эволюция интеллекта в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. 1997. № 34.
  138. Н.Ч. Избранные педагогические сочинения. -М., 1985.
  139. К.К. Структура и развитие личности. — М., 1986.
  140. Подросток на перекрёстке эпох /Под ред. С. В. Кривцовой. М., 1997.
  141. Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. — М., 1990.
  142. Я.А. Рефлексия в развитии творческого мышления // Психологический журнал. 1986. № 6.
  143. Проблемы системного подхода к воспитанию социальной активности в младшем школьном возрасте. — М., 1989.
  144. Программа и логика воспитания школьников/ Под. ред. Ю.П.
  145. Сокольникова. Чебоксары, 2001.
  146. В.А. Психология подражания: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. — Орел, 1973.
  147. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте: Пособие для школьных психологов / Под общей ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.
  148. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / Сост. В. А. Мижериков. Ростов н/Д., 1998.
  149. Пути формирования творческого мышлении школьников // Науч. труды Башкирского пединститута. Уфа, 1983.
  150. Рабочая концепция одаренности. М., 1998.
  151. Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Матюшкина. М., 1991.
  152. X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. — М., 1994.
  153. Дж. С., Рис С.М. Модель обогащающего школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренности детей // Основные современные концепции творчества и одаренности. — М., 1997.
  154. Е.Н. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1995.
  155. Дж. Грамматика фантазии. М., 1978.
  156. Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 1.
  157. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. // Гл. ред. В. В. Давыдов. -М., 1993 .Т. 1.
  158. , М.С. Проблемы развития ТРИЗ-ТРТЛ // Журнал Триз. 1991. 2 (№ 4).
  159. С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. 1986 № 4.
  160. С.JI. Проблемы общей психологии. М., 1976.
  161. С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории //Вопросы психологии. 1960. № 3.
  162. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981.
  163. Ю.П. Как стать изобретателем. М., 1990.
  164. Н.В. «Игры, в которые играют.»: Психол. практикум. -Дубна, 1996.
  165. Г. К. Современные образовательные технологии // Школьные технологии. 1998. № 2.
  166. Г. От мечты к открытию. — М., 1987.
  167. И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. М.- Воронеж, 2000.
  168. Л.Б. Взаимосвязь поиска и регламентации в процессе творческой деятельности. Л., 1989.
  169. Сен-Симон Анри Клод. Письма женевского обитателя к современникам. -М., 1966.
  170. С.Ю. Мультикультурное образование школьников в современных условиях // Формирование толерантного сознания и поведения у учащейся молодёжи: Сб. материалов Всерос. науч.-практич. конференции. -Чебоксары, 2008.
  171. И.С. Основы педагогической деятельности. — СПб., 2005.
  172. А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников. М.- Воронеж, 2003.
  173. В.П. Способности и задатки как измеряемые качества личности // Стандарты и качество. 1996. № 5.
  174. Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. — Казань, 1992.
  175. В.А. Педагогика. М., 1997.
  176. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. — М., 1987.
  177. Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич Мн., 2001.
  178. В.Н. Педагогическая эвристика. -М., 1995.
  179. Ю.П. Всеобщая педагогическая теория. Системное понимание педагогической действительности. Чебоксары, 2001. — 32 с.
  180. Ю.П. Общая педагогическая теория. Системное понимание педагогической действительности. — М.- Белгород, 1997.
  181. Ю.П. Общественно полезная деятельность как фактор формирования личности подростка. Чебоксары. 1971.
  182. Ю.П. О тенденциях, перспективах и стратегии развития педагогической науки на современном этапе. Чебоксары, 2000.
  183. Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников — М., 1990.
  184. Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. — М., 1993.
  185. Ю.П. Теория и логика педагогической деятельности. -М.- Белгород, 2000.
  186. Э.И. Методолого-теоретические основы мультикультурного воспитания школьников // Проблемы подготовки педагога в системе непрерывного профессионального образования: Сб. науч. трудов. — Глазов, 2007.
  187. Р., Григоренко Е. Учись думать творчески // Основные современные концепции творчества и одаренности. — М., 1992.
  188. Р. Модель структуры интеллекта Гилфорда. -М., 1997.
  189. Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций: Учеб. пособ. для студ., препод., аспирантов. — М., 1998.
  190. В. Психология творчества: Лекции для студ. педвузов. -Саратов, 1986.
  191. В.А. Сердце отдаю детям // Избр. произведения: В 5 т.-Киев, 1979. Т. 1.
  192. В.А. Рождение гражданина . -М., 1971.
  193. , В.А. О воспитании / Сост. и авт. вступит, очерков С.Соловейчик. -М., 1985.
  194. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний-М., 1975.
  195. Творческая направленность деятельности педагога / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. Л., 1981.
  196. .М. Избранные труды. М., 1985. Т. 1.
  197. .М. Проблемы индивидуальных различий. -М., 1961.
  198. Г. Л. Внеурочная деятельность старших школьников как фактор их гражданского становления: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2005.
  199. O.K. Принятие решения как психологическая проблема // Проблемы принятия решения. — М., 1976.
  200. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. — Л., 1989.
  201. Е.Е. Психодиагностика творческого мышления: креативные тесты. М., 2002.
  202. К.Д. Собр. сочинений: В 11 т. М., 1948 — 1952.
  203. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии// Пед. сочинения: В 6 т. — М., 1990. Т. 3.
  204. Д. И. Психология воспитания подростка. М., 1978.
  205. Д. И. Психология развивающейся личности. — М.- Воронеж, 1996.
  206. Г. Н. Общенациональная программа воспитания: предпосылки и технологии разработки // Педагогика. 2001. № 9.
  207. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  208. Формирование творческой активности личности ученика и студента: Сб. статей / Отв. ред. Н. И. Кувшинов. Вып. 3. — Омск, 1976.
  209. В. Человек в поисках смысла /Под ред. Л .Я. Гозмона, Д. А. Леонтьева. М., 1990.
  210. Э. Душа человека. М., 1992.
  211. В.JI. Субъект и субъектность в определении активности //Субъект действия, взаимодействия, познания. М.- Воронеж, 2001.
  212. Д. Психология критического мышления. СПб., 2000.
  213. X. Мотивация и деятельность. М., 1986. Т. 1.
  214. М.А. Педагогическая психология. М., 2002.
  215. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М., 1989.
  216. В.Э., Юркевич B.C. Одаренность дар или испытание. -М., 1990.
  217. В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
  218. В.Д. Духовные способности. М., 1998.
  219. В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М., 1996.
  220. Н.М. Формирование готовности будущего учителя к организации творческой деятельности учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1993.
  221. С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.1.-М., 1980.
  222. П.А., Воронина, Г.А. Учитель + ученик: понять, принять, помочь.-М., 1996.
  223. Л.И. Психологические аспекты использования ТРИЗ в учебном процессе//Педагогика. 1999. № 6.
  224. В.А. Моделирование и философия. Л., 1986.
  225. B.C. Педагогика творчества учащихся. М., 1988.
  226. Е.И., Аверина И. С. Московское лонгитюдное исследование одаренности школьников И.С. Аверина // Основные современные концепции творчества и одаренности. — М., 1997.
  227. Н.Е. Собрание пёстрых дел: методический материал для работы с детьми. -М., 1994.
  228. Д.Б. Избр. психол. труды. -М., 1989.
  229. П.К. Теория творчества. М., 2007.
  230. Энциклопедический словарь: В 3 т. / Гл. ред. Б. А. Введенский. М., 2000.
  231. B.C. О «наивной» и «культурной» креативности // Основные современные концепции творчества и одаренности. М., 1997.
  232. М. Психолого-педагогические проблемы развития творческого мышления учащихся // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М., 1980.
  233. E.JI. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997.
Заполнить форму текущей работой