Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие русской устной речи учащихся узбекской школы на основе газетного материала

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-пятых, нельзя представить себе выпускника национальной школы, который не умел бы читать русскую газету, не мог бы принять участие в обсуждении материала, помещенного в газете. Использование газетного материала в целях развития русской устной речи позволит ввести в речь учащихся общественно-политическую лексику, поможет им овладеть публицистическим стилем изложения. Именно газетный материал… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ РУССКОЙ УСТНОЙ РЕЧИ УЧАЩХСЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ ГАЗЕТНОГО МАТЕРИАЛА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБУЧЕНИЯ
    • I. Вопросы развития русской устной речи учащихся в учеоно-методическои литературе
    • 2. Отношение учащихся к чтению русской газеты
    • 3. Отношение учителей к использованию газеты на уроках русского языка
  • Выводы
  • ГЛАВА II. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РУССКОЙ УСТНОЙ РЕЧИ УЧА1ЩХСЯ УЗБЕКСКОЙ ШКОЛЫ (НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГАЗЕТЫ «ПИОНЕР ВОСТОКА»)
    • I. Задачи, организация и этапы исследования
    • 2. Особенности детских газет (на примере анализа газеты «Пионер Востока»)
    • 3. Принципы построения системы работы, этапы и программа опытного обучения
    • 4. Результаты опытного обучения
  • Выводы

Развитие русской устной речи учащихся узбекской школы на основе газетного материала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как основной принцип народного образования Программа Коммунистической партии Советского Союза вцдвигает тесную связь обучения и воспитания подрастающего поколения с жизнью, с производительным трудом /3, с.122−123/.

Ярким доказательством заботы партии и правительства об обучении и воспитании будущего поколения являются «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы11, которые ставят перед школой и общественностью, перед всеми, кто причастен к воспитанию молодого поколения, задачи формирования «всестороннего и гармоничного развития личности», что предполагает разработку «рекомендаций по комплексному подходу к воспитательной работе в учебных заведениях, предусматривающих координацию усилий по всем направлениям коммунистического воспитания — идейно-политического, нравственного, эстетического, физического» /6, с.45/. Для решения этих задач необходимо «совершенствовать формы, методы и средства обучения, «приобщать учащихся к работе с книгой и другими источниками знаний, помогать им вырабатывать самостоятельность мышления» /6, с.46/ /Подчеркнуто нами — Т.А./.

В «Основных направлениях реформы.» также указывается на необходимость формирования «сознательного гражданина, с прочными коммунистическими убеждениями. и выработку навыков политического самообразования» /6, с.47/. «Активными и постоянными помощниками учителя, семьи и общественности, — подчеркивается в реформе, — должны быть средства массовой информации» /6, с.47/ /Подчеркнуто нами — Т.А./.

Вышесказанное имеет непосредственное отношение к изучению русского языка учащимися национальной школы: изучение русского языка советскими людьми всех национальностей стало в нашей стране предметом всеобщей заботы и внимания. И в связи с этим в реформе школы специально указывается на значение «дополнительных мер по улучшению условий для изучения народу с родным языком русского языка, добровольно принятого советскими людьми в качестве средства межнационального общения» /6, с.45/.

Отсюда следует, что перед специалистами в области методики преподавания русского языка в национальной школе стоят большие задачи, осуществление которых требует приложения всех усилий для того, чтобы «свободное владение русским языком стало нормой» /б, с.45/ для каждого выпускника национальной школы.

В последние годы в материалах научно-практических, научно-теоретических конференций, на семинарах-совещаниях преподавателей русского языка также выдвигается на первый план связь обучения с жизнью, практическая направленность обучения, что должно обеспечить свободное владение русским языком как средством общения выпускниками школы. (См. материалы всесоюзных конференций, которые проводились в Баку (1969), во Фрунзе (1971), в Кишиневе (1972), в Ереване (1974, 1975), в Ташкенте (1979).

В объяснительной записке «Типовой программы по русскому языку для национальной средней школы» говорится: «Основная цель обучения русскому языку в средней национальной школеобеспечить овладение им в такой степени, чтобы учащиеся могли свободно общаться на русском языке в устной и письменной формечитать и понимать художественную, научно-популярную и общественно-политическую литературу на русском языке» /143,с.3/.

В типовой программе придается большое значение отбору материала для уроков русского языка. «Отбор текстов, — указывается в программе, — должен проводиться с учетом их художественной ценности, информативности, соотнесенности с темами по развитию речи и соответствия мыслительным речевым возможностям нерусских учащихся данного возраста» /143, с.8/. И к числу источников для отбора текстов программа относит как прозаические и стихотворные произведения русской классической и советской литературы, так и научно-популярную литературу, детскую энциклопедию и периодику.

Практическое овладение учащимися русским языком предполагает формирование умений понимать на слух русскую речь, свободно и правильно говорить по-русски, читать и понимать русскую книгу, грамотно писать.

Анализ литературы по вопросам развития устной речи учащихся национальной школы показывает, что по данной проблеме имеется значительное количество диссертационных исследований. См. например, диссертационные исследования Ахмедова С. И. (1968), Анисимова Г. А. (1968), Багировой Н. С. (1969), Бердыевой С. Н. (1969), Султановой А. (1969), Францман Е. К. (1969), Аджиге-рей А.К. (1970), Ким Т. Е. (1970), Давлатовой Э. А. (1971), Курбатовой Д. Н. (1971), Ибрагимовой Э. Д. (1972), Мамедова Г. М. (1973), Абассовой З. Х. (1974), Касумовой С. Н. (1974), Малик-Мартиросян Д.С. (1976), Читчян А. А. (1976), Егоровой А. С. (1977), Мухтарова Г. М. (1977), Борисенко М. Г. (1977), Яковлева А. (1978), Адинаева Ш. (1979), Насир С. А. (1980) и др. В работах этих исследователей решается вопрос о развитии русской устной речи учащихся национальной школы на основе изучения различных грамматических тем, на уроках объяснительного чтения, на основе использования наглядности, технических средств обучения и т. д.

— б.

Исследователи отмечают среди источников отбора связных текстов и средства массовой информации, разновидностью которой является периодическая печать. Несомненно, связные тексты, взятые из газет и журналов, способствуют развитию связной устной русской речи учащихся национальной школы.

Наблюдения показывают, что русская газета постепенно входит в арсенал методических средств учителей русского языка. На страницах республиканских журналов, журналов «русский язык в национальной школе», «Русский язык за рубежом» и др. в последнее время опубликован ряд статей, содержащих практический материал о проведении уроков с использованием газетного материала.

Однако вопросы методики работы с газетным материалом в плане развития русской устной речи учащихся не были предметом специальных исследований в методике преподавания русского языка в национальной школе. Так, среди защищенных диссертационных исследований в последние десять лет нет ни одного, посвященного вопросу развития устной речи на основе использования газетных материалов.

Между тем проблема использования газетного материала в процессе обучения русскому языку в национальной школе является весьма актуальной.

Это объясняется тем, что, во-первых, газеты освещают разнообразные вопросы жизни нашей страны, проблемы развития промышленности, сельского хозяйства и науки, большое место в газете уделяется воспитанию нового человека, ибо газета, как писал В. И. Ленин, «.отвечает на все» /2, с.273/. Неоценима идейновоспитательная ценность актуальных газетных материалов, умело и целенаправленно привлекаемых учителем для воспитания чувства советского патриотизма и интернационализма, для развития интереса к событиям международной жизни. Газетный материал помогает показать ребятам примеры подлинного интернационализма в повседневной жизни нашей страны. Вдохновенный труд советского народа, в котором участвуют плечом к плечу представители различных национальностей, — яркое доказательство силы чувства советского патриотизма и глубины дружбы между народами, населяющими нашу страну.

Во-вторых, самым важным фактором, который, по нашему мнению, позволяет говорить о необходимости широкого применения газет в учебном процессе для выполнения программных требований, является наличие в газете разнотемных статей, очерков, обзоров и т. д., включающих и общественно-политические, и научно-популярные, и художественные тексты. Газетный материал на уроке русского языка не только обучающее, но и воспитывающее средство, заставляющее учащихся все время быть в курсе событий, происходящих в нашей стране и за рубежом. Если считать, что материал, используемый на уроках, должен быть связанным с происходящими событиями дня, то таким материалом, как нам кажется, и является волнующий злободневный материал газеты.

В-третьих, укажем на психологический фактор, мотивирующий важность работы с газетой: газета является дополнительным стимулом для изучения русского языка, она способна повысить интерес к нему, ибо дает учащимся самую разнообразную информацию и приобщает их к миру взрослых. «Известно, что внимание бывает хорошим, если имеется интерес к предмету. Интерес же психологически обосновывается на понимании учебного материала и характеризуется положительным отношением к нему» /27, с. II/. А интерес, с точки зрения психологов, поддерживается новизной материала. Использование русской газеты, на страницах которой в любое время можно найти свежие факты и события, даст возможность реализовывать на уроках русского языка в национальной школе принцип «новизны» .

В-четвертых, нельзя не учитывать и того, что в сельских школах, где почти отсутствует русское языковое окружение, средства массовой информации, к которым относится газета, приобретают особенно большое значение.

В-пятых, нельзя представить себе выпускника национальной школы, который не умел бы читать русскую газету, не мог бы принять участие в обсуждении материала, помещенного в газете. Использование газетного материала в целях развития русской устной речи позволит ввести в речь учащихся общественно-политическую лексику, поможет им овладеть публицистическим стилем изложения. Именно газетный материал является той базой (особенно в сельской школе), благодаря которой можно на деле связать обучение с жизнью, усилить коммуникативную направленность обучения так, чтобы в конечном результате каждый ученик мог свободно общаться на русском языке. Отсюда следует, что разработка методики использования газетного материала в целях развития речи актуальна как в теоретическом, так и в практическом отношении.

Следовательно, актуальность темы определяется теми большими образовательно-воспитательными задачами, которые помогают решить использование газетного материала.

Исходя из сказанного, мы в своем исследовании ставили цель: разработать научно обоснованную методику использования русской детской газеты для развития русской устной речи учащихся узбекской школы и приобщения учащихся к систематическому чтению русских газет.

Данная исходная цель и предварительное изучение учебно-методической литературы по проблеме исследования позволили нам вццвинуть следующую гипотезу: если в процессе работы по развитию русской речи учащихся узбекской школы использовать в определенной системе материалы детских русских газет, то это должно положительно повлиять на овладение школьниками навыками смыслового восприятия текста и на развитие устной русской речи — в частности той ее разновидности, которая связана с трудовой и общественной жизнью советского человека. И, в свою очередь, систематическое использование русской газеты на уроках русского языка (при условии поддержания интереса учащихся) будет способствовать привитию у учащихся привычки регулярно читать русские газеты.

Ввдвинутая гипотеза и поставленная цель потребовали разрешения следующих исследовательских задач :

— определить исходный уровень навыков чтения русской газеты и уровень развития устной речи учащихся 1У классов узбекской школы;

— выявить особенности детской русской газеты «Пионер Востока», что позволит учитывать эту специфику при разработке методики;

— разработать принципы построения системы работы с газетой в целях развития русской устной речи учащихся (в 1У клас се>>

— разработать методику использования русской газеты в целях развития русской устной речи учащихся (чему учить, на каком материале и как);

— проверить эффективность предлагаемой нами системы обучения.

Методологической основой настоящего исследования явилось учение классиков марксизма-ленинизма о воспитании и образовании, формировании всесторонне развитой личности, значении печати в жизни общества, а также положения Программы Коммунистической партии Советского Союза, Конституции СССР, указания ХХУ1 съезда КПСС о гармоническом развитии личности, о значении периодической печати, постановления партии и правительства об общеобразовательной средней школе.

Цри разработке нашей методики использования газеты на уроках русского языка в национальной школе мы опирались на изучение трудов видных деятелей Коммунистической партии и педагогов — М. И. Калинина, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, а также на труды известных психологов в области развития речи на неродном языке — Л. С. Выготского, Н. И. Жинкина, А. Н. Леонтьева, А. А. Леонтьева, Б. В. Беляева, И. А. Зимней и на труды лингвистов и психолингвистов Г. 0.Винокура, В. Г. Костомарова, Г. Я. Солганика, Н. М. Леонтьевой и т. д.

Для разрешения поставленных задач в нашем исследовании использовались следующие методы:

1. Анализ литературы по лингвистике, психологии, психолингвистике, методике и по педагогике, а также анализ программы по русскому языку и учебников русского языка для 4−10 классов узбекской школы.

2. Анализ материалов детских газет.

3. Анкетирование учащихся 1У-Х классов.

4. Анкетирование учителей русского языка узбекской школы.

5. Обобщение передового опыта учителей.

6. Опытное обучение.

Научная новизна исследования состоит в том, что разработана методическая система использования русской детской газеты в целях развития русской устной речи учащихся узбекской школы и приобщения учащихся к чтению русских газетразработаны общие принципы отбора газетного материала для уроков русского языка в национальной школевыявлены специфические особенности детской газеты, что позволяет повысить эффективность ее использования на уроках русского языка.

Практическая значимость исследования: разработанная методическая система использования русской детской газеты позволяет повысить эффективность работы по развитию устной речи и выработке умения читать русские газеты у учащихся национальной школы. Выявленные методические условия, обеспечивающие положительное влияние на формирование речевых умений и способствующие воспитанию у учеников стремления систематически читать русские газеты, дают возможность успешно продолжать работу по развитию устной речи на основе использования русской газеты в старших классах. Разработанные принципы построения системы использования газетных материалов могут служить основой для дальнейших научно-методических исследований в указанной области.

Достоверность результатов настоящего исследования обусловлена марксистско-ленинской методологической основой подхода к решению поставленных задач, разнообразием и взаимодополняемостью используемых в нем методов и средств и статистическим анализом 1947 анкет учащихся, 231 анкеты учителей, проверкой выводов опытно-экспериментальным обучением, которое проводилось в течение двух лет в четырех школах г. Самарканда и Самаркандского района.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из 207 страниц машинописного текста, включающего введение, две главы (I глава — «Развитие русской устной речи учащихся национальной школы на основе газетного материала в теории и практике обучения», П глава — «Система работы по развитию русской устной речи учащихся узбекской школы (на основе использования газеты «Пионер Востока»), заключения, библиогра4ии и приложения. Библиография состоит из 159 наименований.

Апробация исследования. По материалам работы в 1972;1983 годах делались доклады и сообщения на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Самаркандского государственного педагогического института им. С.Айни, на курсах повышения квалификации учителей русского языка при Областном институте усовершенствования учителей Са-маркавдской области и Самаркандского района, на заседаниях кафедр методики преподавания русского языка и литературы Узбекского республиканского педагогического института русского языка и литературы и Самаркандского ГШ им. С.Айни.

Выводы.

Изучение возможностей использования русской детской газеты «Пионер Востока» для формирования и совершенствования устно-речевых умений учащихся и для выработки потребности систематически читать русские газеты и опытно-экспериментальная проверка эффективности разработанной методики позволяют сделать следующие выводы:

I.I. На страницах детской газеты «Пионер Востока» находят отражение те проблемы, которые непосредственно касаются воспитания детей, отвечают их интересам и запросам. Именно этим и отличаются детские газеты от взрослых газет. К отличительным чертам детской газеты «Пионер Востока» относится: во-первых, красочное, броское, близкое детскому восприятию оформление и насыщенность ее иллюстративными материалами, которые в первую очередь привлекают внимание юного читателяво-вторых, язык детской газеты — более прост, лаконичен, близок к разговорной речив-третьих, жанры детской газеты специфичны, приспособлены к восприятию детского читателя как в отношении объема, так и содержания.

2. По данным психологов, необходимы стимулы, побуждающие учащихся к мысли и к ее выражению на изучаемом языке. Детская газета на уроках русского языка в национальной школе является тем средством, которое стимулирует речь и удовлетворяет «коммуникативно-познавательную» потребность учащихся.

3. Благодаря своим специфическим особенностям, разнообразию фактов, отражаемых на ее страницах, соответствию тематики возрастным интересам учащихся, актуальности и злободневности публикаций, русская детская газета «Пионер Востока» помогает сделать мотивированным изучение русского языка учащимися узбекской школы, помогает учащимся включаться в активную речевую деятельность, что способствует глубокому осмыслению и запоминанию материала.

4. Свежесть фактов, отражаемых на страницах детской газеты, дает возможность реализовать на уроках русского языка принцип «новизны» и вызвать интерес у учащихся к изучению русского языка, что является одним из важных факторов успешного овладения неродным языком.

5. Соответствие тематики газеты возрастным интересам учащихся способствует направлению мысли и заставит «работать мысль в известном направлении, обратить внимание на определенный факт, дать подход к вопросу» (Н.К.Крупская).

П. Успех работы с детской русской газетой «Пионер Востока» на уроках русского языка в целях развития устной речи и выработки потребности систематически читать русские газеты зависит от учета специфических особенностей газетно-публицистического стиля, возрастных особенностей учащихся определенного класса, их возрастных интересов, целей и задач действующей программы по русскому языку.

Ш. При определении содержания работы по развитию устно-речевых умений и навыков учащихся 1У класса (на основе использования материалов русской детской газеты «Пионер Востока») мы опирались на теорию поэтапного формирования и совершенствования устно-речевых умений.

На первом и втором этапах работы с газетой использовались вопросы и задания, требующие от учащихся ответов, соответствующих содержанию газетных материалов и жизненной правде. На третьем этапе применялись задания, развивающие монологическую устную речь учащихся, а также умение беседовать на темы газетных корреспонденции. На всех этапах развитие устно-речевых умений осуществлялось в тесной связи с работой по формированию умения ориентироваться в содержании газетных материалов, умения читать и осмысливать прочитанное.

1У. Результаты проверки эффективности разработанной нами методики подтвердили нашу гипотезу о целесообразности использования русской детской газеты для развития устной речи и выработки у учащихся узбекской школы привычки, потребности читать русские газеты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие русской речи учащихся является основным направлением изучения русского языка в национальной школе.

Изучение состояния дела и литературы показывает, что методисты и учителя неустанно работают над тем, чтобы усовершенствовать содержание, методы и приемы работы по развитию речи в национальной школе. Многие методисты к эффективным дидактическим средствам относят и материалы русских газет.

Детская газета призвана выполнять великую миссию — «воспитания подрастающего поколения». Перед ней стоят те же проблемы и задачи, что и перед «взрослой» газетой. Еще в 1933 году в одном из многочисленных докладов о детской литературе М. Горький говорил: «.

литература

наша призвана не только отражать то, что происходит вокруг. Ее задача — значительнее. Она должна научить читателя воображать, предвидеть и создавать. ." /56, с.82/.

Но применимо ли это высказывание в разговоре о детской газете? Несомненно. Ибо и детская газета призвана учить своего юного совсем маленького читателя воображать, предвидеть и создавать. Особенно важно последнее. Газета, как писал Ленин, «. отвечает на все.» /2, с.273/.

Исходя из вышесказанного, мы с уверенностью можем сказать об огромной роли газеты в воспитании человека будущего.

Анализ детских газет подтверждает целесообразность обращения к русским газетам в учебном процессе в национальной школе, так как детские газеты учитывают возрастные особенности их читателей и являются средством развития не только навыков чтения и устно-речевых умений учащихся, но и воспитания подрастающего поколения. Газета дает возможность познакомить учащихся с самыми различными новостями, событиями из жизни нашей страны и за ее пределами. Эмоциональность газетного текста способствует его восприятию и запоминанию. Знакомясь с разнообразными газетными материалами, учащиеся узнают о жизни народа своей республики, страны, своих ровесников, близких им людей, об их развлечениях, успехах, неудачах, узнают о событиях в своем городе, в селе, в области и в республике в любое время года. Это дает возможность ввести учащихся в разнообразные жизненные ситуации, стать их активным участником. Школьники охотнее говорят на уроках русского языка.

Использование русской детской газеты с 4 класса приучит детей к систематическому чтению не только русской детской газеты, но, надо надеяться, поможет сохранить эту привычку на всю жизнь, что является одним из показателей воспитанности и политической зрелости человека коммунистического общества.

Исследование особенностей детской газеты «Пионер Востока» показывает, что ей присущи отличительные черты газетно-публи-цистического стиля. Шесте с тем стиль жанров детской газеты приспособлен к восприятию юного читателя, язык детской газеты более понятен и прост. Также отличает детскую газету оформление и композиционно-структурный строй. Этого требуют возраст-но-психологические и физиологические особенности юного читателя. Цри разработке нашей методики мы учитывали как языковые, жанровые особенности газетных материалов, так и интересы учащихся.

Цри выборе видов упражнений мы исходили как из характера и особенностей отобранного материала, так и из задач и целей использования газеты на уроках русского языка в 4 классе.

Наше исследование показало, что при использовании русской детской газеты нужно проводить комплекс условно-речевых и речевых упражнений, которые дают возможность направить внимание детей на содержание высказывания. Это имеет большое значение в работе по развитию устной речи. Газетный материал в данном случае выполняет роль внешней опоры, дает тему для высказываний учащихся.

Направляя свое внимание на продуцирование своего высказывания, учащиеся будут непроизвольно употреблять в своей речи изученные конструкции. В данном случае газетный материал даст возможность учащимся увидеть изучаемые явления русского языка в разнообразных живых ситуациях.

Результаты опытного обучения дают основания полагать, что газетный материал на уроках русского языка целесообразно использовать при закреплении и повторении изучаемых тем.

Учитывая возрастные особенности младшего подросткового возраста, мы считаем целесообразным отводить работе с газетным материалом не целый урок, а какую-то определенную его часть. Это дает возможность органически «вписать» работу с газетным материалом в тему урока и постоянно поддерживать у учащихся интерес к русской газете. В этом случае можно с уверенностью сказать, что дети национальной школы приобретут привычку систематически читать русскую газету.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что поставленная в нашем исследовании проблема не является исчерпанной. Проблемы развития устной речи учащихся требуют постоянных методических поисков. В частности, необходимо разработать на основе наших принципов систему работы с газетным материалом в последующих классах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. С чего начать? — Полн.собр.соч., т.5, с.5−13.
  2. В.И. Ф.В.Ленгнику. Полн.собр.соч., т.46, с.269−275.
  3. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
  4. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы/Одобрено Пленумом ЦК КПСС 10 апреля и Верхов. Советом СССР 12 апреля 1984 года. В кн.: 0 реформе общеобразовательной и профессиональной школы. М., 1984, с.37−64.
  5. Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик: Принята на внеочеред. седьмой сессии Верхов. Совета СССР девятого созыва 7 окт. 1977 г. М.: Политиздат, 1977. — 62 с.
  6. Г. В. 0 некоторых особенностях современной советской детской журналистики. В кн.- Проблемы теории печати. М., 1973, с.214−230.
  7. А.А., Абрамова А. И., Афанасьева Т.В. iy-сский язык: Учебник для 9 кл. узб. сред. шк. Часть I, 6-е изд. Ташкент: Укитувчи, 1979. — 264 с.
  8. А.А., Дмитриева И. М., Рогожина М. А. русский язык:
  9. Учебник для 10-го кл./Под общей ред.проф.Азизова А. А. 3-е изд. Ташкент: УкиТувчи, 1982. 237 с.
  10. А.А. Мотивационная основа обучения устной иностранной речи: Учен. записки МГШИЯ имени Мориса Тореза. Исследование языка и речи. М., т.60, 1971, с.184−189.
  11. Е.Г. Тематические интересы читателей как фактор отношения к-содержанию газеты: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1973. — 22 с.
  12. Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку: Сб. статей/Под ред.А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. М., 1970. 164 с. — В надзаг.: Моск.гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Научн.-метод, центр рус.яз. Сектор психологии и методики обучения.
  13. Л.П. Твой друг газета. Улан-Удэ: Бурят.кн.изд-во, 1968. — 41 с.
  14. В.А. Как мы работаем над газетой. Иностранные языки в школе, 1968, № 3, с. 73.
  15. В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 1969. — 279 с.
  16. В.А. Психология наглядности при обучении иностранным языкам: Препод, ин. языков. Теория и практика. М.: Наука, 1971. 251 с.
  17. В.В. Тип газеты и ее оформление: Автореф.дис.. канд. пед. наук. М., 1976. — 15 с.
  18. Ш. Французская стилистика. М.: Изд-во иностр. лит., 1961. — 399 с.
  19. Л.Г. 1^сский язык. Стилистика: Пособие для учителей. -М.: Цросвещение, 1978. 254 с.
  20. Н.Ф. Пионерской периодической печати 50 лет. — Начальная школа, 1974, № 3, с. 25.
  21. А. Есть у детства собеседник (о газете «Пионерская правда»). Правда, 1979, 12 ноября.
  22. Н.Е. Струкаурно-функциональное развитие заголовков: Автореф. дис.. кавд.филол. наук. Алма-Ата, 1971. — 26 с.
  23. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам: Пособие для преподавателей и студентов. М.: Просвещение, 1965. — 227 с.
  24. Г. А., Бодрова Г. К., Клочкова Т. А. и др. Частотный словник подъязыка газеты: на материале международной информации. В кн.: Вопросы стилистики в преподавании русского языка иностранцам/Под ред.А. Н. Васильевой. М., I972, c. II4-D4.
  25. С.М. Работа с газетой. Иностранные языки в школе, 1968, № 3, с. 77.
  26. А.П. Газетный заголовок. Л.: Лениздат, 1958. — 62 с.
  27. Ю.Н. Из истории создания печатной пионерской газеты 1922−1928 гг.): Автореф. дис.. канд.филол.наук. Л., 1972. — 19 с.
  28. Ю.Н. Изучение читательских интересов в первыхпионерских газетах (1925−1929). В кн.: Журналист. Пресса. Аудитория/Отв.ред.С. В. Смирнов. Л., 1975, вып.1, с.77−79.
  29. Н.Г. Газетная заметка. Л.: Лениздат, 1961. -40 с.
  30. В.М., Беленькова Н. Я., Лигачева Ю. А., Селиванова Л. В. Об одном из видов тематических уроков, посвященных памяти В.И.Ленина. Русский язык в Казахской школе, 1970, № I, с. 25.
  31. Г. Г., Пахомова З. П., Тамбиева Д. М. Методика преподавания русского языка в начальной национальной школе. Л.: Просвещение, 1980. — 320 с.
  32. В.Н., Кохтев Н. Н., Солганик Г. Я. Стилистика газетных жанров. М.: Высшая школа, 1978. — 153 с.
  33. Вару с тин Л. Тайны газетной строки.-Л.: Лениздат, 1971.- 183 с.
  34. Э., Казеласу Т. Некоторые вопросы отбора и объема языкового материала. русский язык в национальной школе, 1971, № 5, с. 16.
  35. Н.Р. Динамика развития интересов пионеров. Вестник Ленинградского университета: Серия экономики, философии и права, 1964, вып.2, № II, с.80−85.
  36. Н.В. Доступность текстов как условие их понимания. В кн.: Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. М., 1969, с.36−46.
  37. Г. О. Культура языка. 2-е изд., М.: Федерация, 1929. 335 с.
  38. Л.Г., Богданова И. И., Бурлаков Ю. А. Становление речевых навыков при обучении иностранным языкам. Новые исследования в педагогических науках. М., 1966, вып. У1, с.132−137- вып. УШ, с.151−155- вып.1Х, с.137−142.
  39. Л.С. Мышление и речь: Собр.соч., т.2.- М.: Педагогика, 1982. 504 с.
  40. Газетные жанры. М.: Политиздат, 1976. — 176 с.
  41. Газета наша пионерская, 1929−1979 (фотоальбом). Ташкент: йзд-во ЦК КП Узбекистана, 1979. — 31 с.
  42. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. В кн.: Психологическая наука СССР. М., 1959, т. I, с.405−450.
  43. Гез Н.й. Система упражнений и последовательность развития речевых навыков и умений. Иностранные языки в школе, 1969, № 6, с.29−40.
  44. Гринина-Земскова A.M. Работа над языком газетных жанров. -Русский язык в школе, 1969, № 3, с.55−62, № 4, с.57−62.
  45. Гринина-Земскова A.M. Как работать над заметкой в 1У классе. -Бусский язык в школе, 1973, № I, с.36−41.
  46. Гринина-Земскова A.M. Сочинения в газетных жанрах. (1У-УШ классы): Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1977. — 160 с.
  47. Г. Г. К проблеме развития устных речевых навыков на начальном этапе обучения. В сб.: В помощь преподавателям русского языка как иностранного. М., 1969, с.66−87.
  48. Г. Г. Развитие навыков и умений говорения у студентов на начальном этапе обучения русскому языку!- Дис. кацц. пед.наук. М., 1969. — 275 с.
  49. Г. Г. Формирование речевых умений. В сб.: Вопросы методики обучения русскому языку учащихся национальной школы. М.: Просвещение, 1976, с.36−44.
  50. JI.C. «Пионерская правда» на уроках русского языка в У классе. Ясский язык в армянской школе. — 1976, № 3, с. 33.
  51. Г. З. О читателе-четверокласснике. (В помощь библиотекарю). Сб. аспирантских работ Ленинградского института культуры, 1976, выпуск 8, с.141−158.
  52. Л.П. Логико-психологический анализ текста. Саратов: Изд. Саратовск. ун-та, 1969, — 171 с.
  53. Н.Ф. Интерес и значимость: Ученые записки МГПИИ языков имени Мориса Тореза. Исследование языка и речи. М., т.60, 1971, с.179−183.
  54. Н.Е. Советский читатель. (Опыт конкретно-социологического исследования). М.: Книга, 1968. — 343 с.
  55. Жанры советской газеты. М.: Высшая школа, 1972. — 424 с.
  56. Т.Г. Использование газетного материала на уроках русского языка с целью интернационального воспитания учащихся. Русский язык в таджикской школе, 1972, № 4, с. 61.
  57. Н.И. Психологические основы спонтанной речи. Иностранные языки в школе, 1965, № 4, с.2−11.
  58. Н.И. Психологические основы развития речи. В кн.: В защиту живого слова. М.: Просвещение, 1966, с. 25.
  59. И.А. Психология слушания и говорения: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1973. 32 с.
  60. И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации /Отв.ред.Т. М. Дридзе и А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1976. — 226 с.
  61. И.А. Психологические аспекты обучения говорения на иностранном языке. М.: Просвещение, 1978. — 159 с.
  62. Т.П. Композиционно-смысловая и синтаксическая структура краткого газетного текста: Автореф. дис.. кавд.филол. наук. М., 1975. — 40 с.
  63. Е.А. 0 развитии синтаксиса русского языка в советскую эпоху. В кн.: Развитие синтаксиса современного русского языка. М.: Наука, 1966, с.4−5.
  64. Л.М. Использование средств массовой информации на уроках. (Из опыта). русский язык в казахской школе, 1973, № 3, с.II.
  65. М.И. 0 коммунистическом воспитании. В кн.: Калинин М Избранные речи и статьи. М.: Молодая гвардия, 1958, с.223−247.
  66. Е.В. Развитие художественных интересов сельских школьников. М.: Педагогика, 1979. — 128 с.
  67. С. Газета в нашем доме. Семья и школа, 1974, № 9, с.23—24.
  68. М.Н. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
  69. Контроль речевых умений в обучении иностранным языкам/Под ред.проф.В. С. Цетлин. М.: Просвещение, 1970. — 119 с.
  70. В.Г. Из опыта наблюдений над языком газеты: газетные заголовки. В сб.: Из опыта преподавания русского языка нерусским. М.: Мысль, 1965, с. 171.
  71. В.Г. русский язык на газетной полосе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 267 с.
  72. Ю.А. Сила газетного слова. Алма-Ата: Казахстан, 1980. — 160 с.
  73. Н.К. О преподавании иностранных языков- Пед.соч. в 6-ти томах.-М.: Педагогика, т.2, 1978, с.206−209.
  74. Н.К. Как проходить программу по русскому языку в школах взрослых: Пед.соч. в 10-ти томах.-М.: Изд-во АПН СССР, т.9, I960, с.640−643.
  75. В.А., Лукин Н. С. Психология подростка. М.: Учпедгиз, 1959. — 240 с.
  76. П.В. «Пионерская правда» добрый помощник учителя. -ТЬмень, 1965. — 18 с. 86. кукушкина А. И. Использование материалов массовой информации на русском языке в целях развития речи учащихся. Русский язык в таджикской школе, 1978, № 2, с. 53.
  77. Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1975. — 255 с.
  78. Т.А. Обучение связной речи в школе. В кн.: Методы обучения в современной школе /Под ред.проф. Н.И.Кудряше-ва. М.: Цросвещение, 1983, с.8−25.
  79. А.А. и др. Теория речевой деятельности. (Проблемы психолингвистики). М.: Наука, 1968. — 271 с.
  80. А.А. О речевой ситуации и принципе речевых действий. Ясский язык за рубежом, 1968, № 2, с.19−28.
  81. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. — 212 с.
  82. А.А. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М.: Наука, 1974. — 146 с.
  83. А. А. Цроблемы изучения детской и молодежной аудитории массовой коммуникации: Материалы семинара, провед. 20 фев. 1976 г. в г.Москве. М.: ЦСПО РСФСР, 1976. — 73 с.
  84. А.А. Некоторые вопросы психологии обучения речи на иностранном языке. В сб.: Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских. М.: Fy-сский язык, 1977, с. 175.
  85. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. — 495 с.
  86. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 38 с.
  87. Лиханов Альберт. Строчка в жизни каждого. «Пионерской правде» 50 лет. — Советская культура, 1975, 8 марта.
  88. И.П. Язык газеты: социолингвистический аспект. -Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1981. 103 с.
  89. А. С. Лекции о воспитании детей.' Сочинения, т.4-г M. s Изд-во АПН СССР, с.420−421.
  90. А.А. Лицо газеты. Л.: Лениздат, 1970. — 72 с.
  91. Мзтодика преподавания русского языка в национальной средней школе/Под ред.Н. З. Бакеевой, З. П. Даунене. Ленинград: Просвещение, 1980. — 319 с.
  92. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей/Под ред.проф.Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1980. — 240 с.
  93. Е.Н. Работа с газетой: Пособие для учителей немецкого языка средней школы. М.: Просвещение, 1976. — 95 с.
  94. A.M. Методика преподавания русского языка в начальных классах узбекской школы. Ташкент: Учитель, 1966. -160 с.
  95. Э.Ш. Воспитание словом. (На материале уроков русского языка в узбекской школе). Ташкент: Укитувчи, 1970. -134 с.
  96. Э.Ш. Очерки методики обучения русскому языку учащихся узбекской школы: Пособие для учителей. Ташкент: Укитувчи, 1980. — 208 с.
  97. А.В. Очерки по методике преподавания русского языка в узбекской школе. 3-е изд. г Ташкент: Средняя и высшая школа УзССР, 1962. — 252 с.
  98. Н.С. Работа с газетой на уроках английского языка в старших классах. Иностранные языки в школе, 1969, № I, с. 99.
  99. НО. Нуртазина Г. Б. Об особенностях воздействия средств массовой информации на развитие речи учащихся. русский язык в казахской школе, 1975, № 12, с. 9.
  100. В.Ф. Использование газетного материала на уроках как средство идейно-политического воспитания и развития русской речи учащихся. Русский язык в таджикской школе, 1978, № 4, с. 23.
  101. Е.И. Коммуникативные упражнения: Пособие для преподавателей. М. -Л.: Просвещение, Ленингр.отд., 1967. — 99 с.
  102. Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. -М.: русский язык, 1977. 214 с.
  103. Е.И. Условно-речевые упражнения для формирования грамматических навыков: Пособие для учителя немецкого языка средней школы. М.: Просвещение, 1978. — 128 с.
  104. Пионерская печать в документах. Л., 1972. — 38 с.
  105. Пионерская правда, 1925−1975. (Сборник). М.: Молодая Гвардия, 1976. — 63 с.
  106. Полвека в пионерском строю. Газета «Пионер Востока». (1927−1977 гг.). Ташкент: Изд-во ЦК КП Узбекистан, 1977. — 31 с.
  107. Г. П., Солганик Г. Я. Частотный словарь языка газеты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 281 с.
  108. Привал®- В. З. Язык иллюстрации. Рабоче-крестьянский кор-респовдент, 1972, № II, с. 73.
  109. Примерный ситуативно-тематический минимум для развития русской речи учащихся 1У-У классов национальной школы. М., 1978. — 58 с.
  110. Проблемы коммуникативного метода обучения иноязычной речевой деятельности: Сборник статей. Воронеж, 1980, т.208, с.26−36.
  111. А.А. Использование материалов современности на уроках. русский язык в казахской школе, 1977, № 12, с. 5.
  112. Е.В. На уроке немецкая газета: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1974. — 194 с.
  113. Роль средств массовой информации и пропагавды в нравственном воспитании: По материалам Всесоюз.науч.-практ.конф. в Баку (25−27 апр.1979 г.). М.: Мысль, 1979. — 255 с.
  114. С.А. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976, с.97−98.128. fycciotf язык в национальной школе. Проблемы лингводидакти-ки./Под ред.Н. М. Шанского, Н. З. Бакеевой. М.: Педагогика, 1977. — 248 с.
  115. Н.И. Организация работы с книгой и газетой в старших классах таджикской школы. Ясский язык в таджикской школе, 1964, № 2, с. 62.
  116. М.С., Аццриянова В. И., Тохтаходжаева М. Х., Ниссен (Стэнман) Е. А. Русский язык: Учебник для 5 класса узбекской школы. Ташкент: Укитувчи, 1981. — 191 с.
  117. О.П. Воспитание познавательных интересов школьников в процессе работы с периодической печатью. Дис.. канд.пед.наук. — М., 1979. — 201 с.
  118. П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. -М.: Наука, 1970. 141 с.
  119. Г. Я. Специфика языка газеты как формы массовой коммуникации. Вестник МГУ, сер. Журналистика, 1965, № 9, с. 53.
  120. Г. Я. О языке газеты: Учеб.-метод. пособие для студ.-заочников фак. и отд-ний журналистики гос. ун-тов. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. 48 с.
  121. Г. Я. Частотный словарь языка газеты. М.: Йзд-во Моск. ун-та, 1971. — 281 с.
  122. Г. Я. Лексика газеты: Функ. аспект: Учебное пособие для вузов по спец. «Журналистика». М.: Высшая школа, 1981. — 112 с.
  123. Э.Ю. Создание речевых ситуаций на уроке. русский язык за рубежом, 1970, № 3, с.53−56.
  124. Э.Ю. Классификация упражнений и их система. Ясский язык за рубежом, М., 1975, № 2, с.53−62.
  125. Д.И. Иллюстрация в газете. Л. :Лениздат, 1964.43 с.
  126. А.А., Ахтямова Г. М., Батырова М. А. Ясский язык: Учебник для 7−8 классов узбекской школы. Ташкент: Уки-тувчи, 198 Г. — 270 с.
  127. Э.Ф. Работа над газетой и развитие навыков устной речи. Иностранные языки в школе, 1968, № 3, с. 70.
  128. Типовая программа по русскому языку для национальной школы (1-Х классы). -М., 1980.- 153 с. В надзаг.: АПН СССР НИИ преподавания русского языка в национальной школе.
  129. Е.В. Заголовок в газете. М.: Искусство, 1959. -62 с.
  130. Толкачев ЕЛЗ. Иллюстрация в газете. М.: Искусство, 1959. — 76 с.
  131. ЧУйлиев А. Средства массовой информации и атеистическое воспитание сельской молодежи: Автореф. дис.. канд. философ. наук. Ташкент. — 19 с. 147. Труд, 1983, № 197.
  132. Н. Заглавия, их функции и структура: Автореф. дис.. кавд. филол. наук. Л., 1968. — 21 с.
  133. Э.В. Использование средств массовой информации. -Русский язык в грузинской школе, 1974, № 3, с. 18.
  134. Н. Газета нашего детства. «Пионерской правде» -50 лет. Молодой коммунист, 1975, № 3, с.69−73.
  135. Чиннова В. А*., Петрова Т. К., Чернышева К. Е. русский язык: Учебник для 4 класса узбекской школы. Ташкент: Укитувчи, 1980. — 272 с.
  136. В.М. Основы методики русского языка в нерусских школах. М.: Учпедгиз, 1958. — 306 с.
  137. Н.А. Газетный язык как особая коммуникативная единица. Русский язык в грузинской школе, 1980,№ 2, с. 32.
  138. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль, 1973. — 213 с.
  139. Ю.А. Пропаганда: социально-психологический аспект. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. — 295 с.
  140. Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы: Материалы семинара, проведенного 18 октября 1977 г. М., 1978. — 123 е.-В надзаг.: РСФСР. Изд. о-во. Центр.совет.
  141. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды /Под ред.Д. Э. Розенталя. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 256 с.
  142. Х.М., Аедриянова В. И. Е^усский язык: Учебник для 6 класса узбекской школы. Ташкент: Укитувчи, 1980. -192 с.
Заполнить форму текущей работой