Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Интегративный подход к обеспечению качества высшего профессионального образования: на материале вузов Северного Кавказа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существует несколько способов такой оценки: через аккредитацию учебного заведения специальными организациями, через специализированную аккредитацию образовательных программ профессиональным союзом, через сам университет. Объективность и ценность информации о качестве возрастает, если комбинировать проверку документации, аудит системы качества, социологический опрос, образовательную статистику… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Тсоретико-методологические основы исследования качества высшего профессионального образования в условиях региона
    • 1. 1. Качество высшего профессионального образования как социально-педагогический феномен
    • 1. 2. Интегративный подход к проблеме качества высшего профессионального образования
    • 1. 3. Критерии качества высшего профессионального образования в условиях региона
    • 1. 4. Факторы качества вузовского образования в условиях региона
  • Выводы к главе I
  • Глава 2. Оценка условий обеспечения качества высшего профессионального образования
    • 2. 1. Детерминанты качества высшего профессионального образования в мире
    • 2. 2. Приоритеты качества высшего профессионального образования в
  • России
    • 2. 3. Состояние качества современного высшего профессионального образования в
  • Северокавказском регионе
  • Выводы к главе II
  • Глава 3. Проектирование системы качества высшего профессионального образования на Северном Кавказе
    • 3. 1. Конструирование системы качества высшего профессионального образования в
  • Северокавказском регионе
    • 3. 2. Экспериментальная проверка эффективности конструирования
  • Выводы к главе III

Интегративный подход к обеспечению качества высшего профессионального образования: на материале вузов Северного Кавказа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Центральной проблемой современного образования является повышение его качества. Оно рассматривается как фактор устойчивого развития государства, его технологической, экономической, информационной безопасности.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года основными целями развития образования в России определила I повышение его качества, доступности и эффективности. В Приоритетных направлениях развития российского образования одним из направлений является повышение качества высшего профессионального образования. Одной из стратегических задач Федеральной целевой программы развития образования на 2006;2010 годы является развитие системы обеспечения качества образовательных услуг.

Качество высшего профессионального образования рассматривается в трудах Е. В. Бабенковой, А. Г. Базаева, О. М. Барбакова, А. П. Беляева, И. В. Берюхова, Г. А. Бордовского, В. П. Борисенкова, И. Л. Васильевой, Е. Г. Вотиновой, Г. В. Галевского, А. С. Горшкова, Ю. С. Давыдова, Н. ИДемидовой, И. В. Демидова, В. С. Жабреева, А. С. Запесоцкого, А. И. Иванова, Л. Н. Карлина, О. В. Кониной, Д. Н. Крюкова, Н. Н. Малофеева, Н. Д. Никандрова,.

B.А.Попкова, Г. Ф. Ромашкиной, Е. А. Соколовой, Т. А. Строковой, Т. В. Шевцовой, Е. К. Шибановой и др.

Качество образовательного процесса исследуется в работах.

C.Г.Ашмаркина, В. П. Беспалько, Ю. В. Громыко, В. В. Давыдова, М. Е. Дуранова, Р. Г. Каменского, В. М. Монахова, В. И. Слободчикова, А. П. Тряпицыной, В. К. Усынина, И. Н. Чащина и др.

Проблемы качества российского образования исследуются Н. З. Алиевой, Т. М. Балыхиной, Э. М. Коротковым, М. М. Поташпиком, В. А. Сластениным и др.

Вместе с тем в последние годы российское высшее профессиональное образование стало объектом общественной критики. Отдельные звенья высшей школы перестали соответствовать потребностям современного общества как в технической, так и гуманитарной подготовке специалистов. Снизилось качество высшего профессионального образования в некоторых регионах.

Мы разделяем мнение А. С. Запесоцкого в том, что сегодня в отечественной педагогической науке проблема качества высшего профессионального образования является острой и, вне всякого сомнения, до конца не разработанной. Существует многообразие подходов к качеству, но ни один из них не представляется исчерпывающим.

В результате анализа качественного развития современной российской высшей школы выявлены противоречия:

— между необходимостью повышения качества высшего профессионального образования в регионах (в том числе, Северокавказском) и недостаточной разработанностью нормативно-правовой базы, организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешную реализацию этого процесса;

— между сложившейся в результате социально-экономического кризиса 1990;х годов диспропорцией в экономическом положении северокавказских республик, ведущей к неравенству их образовательных возможностей и необходимостью выравнивания образовательного и научного потенциала субъектов Российской Федерации.

Эти противоречия не согласуются с высокой оценкой высшего профессионального образования как стратегического фактора общественного развития и фактора национальной безопасности и определяют тему исследования, проблема которого состоит в разработке педагогических условий обеспечения качества высшего профессионального образования в регионе (на материале вузов Северного Кавказа).

Решение данной проблемы составляет цель исследования. Она заключается в научно обоснованном проектировании системы качества высшего профессионального образования в Северо-Кавказском регионе.

Объект исследования — система высшего профессионального образования в Северокавказском регионе.

Предмет исследования — обеспечение качества высшего профессионального образования в Северокавказском регионе.

Гипотеза исследования: процесс развития качества высшего профессионального образования в условиях региона будет более эффективным, если он будет конструироваться как интегрированная целостность компонентов: диагностический, проектно-нормативный, аналитико-информационный, итоговый с учетом критериев и факторов качества высшей школы.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой диссертационного исследования были сформулированы следующие задачи:

1) конкретизировать теоретическое представление о феномене качества. высшего профессионального образования;

2) охарактеризовать и систематизировать критерии и факторы качества высшего профессионального образования в условиях региона;

3) проанализировать состояние и динамику качественного развития высшего профессионального образования за рубежом, в России и Северокавказском регионе;

4) конструировать и апробировать систему качества высшего профессионального образования на Северном Кавказе.

Методологическую основу исследования составляют:

— на общефилософском уровне: диалектико-материалистическое учение о личностиразвитие социальных систем, их моделирование (Б.В.Бирюков, Б. П. Бранский, В. М. Глушков, С. П. Капица, Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов, Г. Г. Маленецкий, И. Б. Новик, П. С. Писарский, С. Д. Пожарский, И. В. Прангишвили, В. С. Собкин, В. А. Штоф и др.) — достижение как философский аспект (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. С. Белкин, У. Глассер, Л. С. Илюшин, А. К. Маркова, А. Маслоу,.

К.Роджерс, Х. Хекхаузен и др.);

— на общенаучном уровне: теории регионологии и этнологии (Ю.Г.Волков, Ю. Н. Гладкий, Л. Н. Гумилев, А. И. Чистобаев и др.) — подходы: интегративный (А.Я.Данилюк, И. А. Зимняя, Г. М. Стрижкова, Н. И. Шевандрин и др.), системный (В.П.Беспалько, И. В. Блауберг, Э. В. Ильенков, В. П. Кузьмин, Э. Г. Юдин и др.), структурный (Б.ГАнаньев,.

B.И.Загвязинский, Н. В. Кузьмина и др.) — принципы федерализма и регионализации (П.А.Апакаев, Л. А. Гаранин, Е. П. Марков, М. Г. Харитонов, И. А. Чуриков и др.), формирования современного рынка труда и перспективных потребностей в специалистах (В.С.Буланова, Б. М. Генкин, Е. Н. Жильцов, А. Э. Котляр, И. С. Маслова,.

C.Н.Никитин, А. Ф. Ленкин, А. Г. Шатохип и др.);

— на научно-педагогическом уровне'. подходы: конструктный (Дж.Келли, К. Левин, Ч. Осгуд и др.), компетентностный (В.И.Байденко, И. В. Блауберг, В. А. Болотов, И. А. Зимняя, Д. А. Махотин, Н. А. Селезнева, В. В. Сериков, В. Ф. Сидоренко, В. И. Слободчиков, А. И. Субетто, Ю. Г. Татур, Ю. В. Фролов, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков, Э. Г. Юдин, др.) — концепции качества высшего профессионального образования (Б.Недворк, Дж. Нил, В. И. Байденко, Т. М. Балыхина, И. А. Зимняя, Е. В. Коратаева, М. А. Селезнева, А. И. Субетто и др.) — идеи: критерии качества высшего профессионального образования (И.Б.Балюкова, В. П. Борисенков, А. Н. Бритвихин, И. Л. Данилова, И. А. Зимняя, Л. С. Колмагорова, Н. Г. Руденко, В. А. Садовничий, В. А. Сластенин, Л. Л. Супрунова, В. М. Филиппов, В. А. Хлебников, Н. В. Чекалева, И. Г. Шабаев и др.), факторы качества высшего профессионального образования (К.Э.Казарьянц, Э. В. Мухамедова, В. С. Соколов, Е. А. Плужникова, Н. Г. Худолий и др.), региональные оценки качества образования (НФ.Ефремова, И. Г. Маркарова, Е. В. Стребкова и др.), педагогическая диагностика (В.С.Аванесов, В. П. Бинитас, К. Ингенкамп, Е. А. Михайлычев,.

B.И.Михеев, Дж. Равен, В. С. Черепанов и др.), аттестация (Е.В.Бондаревская,.

C.Л.Братченко, В. К. Вершинин, Н. К. Зотова, В. А. Караковский, Т. Е. Ковина, Н. В. Кузьмина, Л. Г. Логинова, О. Е. Лебедев, Л. И. Меньшиков, С. Г. Молчанов, Г. Н. Мотова, Л. И. Новикова, П. В. Поздняков, Ю. А. Самсонов, Н. Л. Селиванова, Л. А. Селищевой, А. С. Сиденко, Н. Н. Тимофеев, П. И. Третьяков, Е. М. Чернышева, В. Н. Чупин, Л. И. Фишман, Т. И. Шамова и др.), мониторинг (Н.В.Акинфиева, Т. С. Анисимова, Н. В. Гороховатская, В. Е. Каплан, Н. А. Кулемин, А. Н. Майоров, В. И. Нардюжев, Ю. М. Нейман, В. А. Хлебников, Е. В. Яковлев и др.).

Теоретическую основу исследования составляют: теории качества образования (Т.М.Давыденко, Л. Я. Зорина, Э. М. Коротков, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, М. М. Поташник, Т. И. Шамова и др-)> типологизации образовательных систем (В.И.Гинецинский, А. П. Лиферов, П. С. Писарский, В. С. Собкин и др.), управления образовательными системами (В.П.Беспалько, В. А. Караковский, Ю. А. Конаржевский, Е. П. Тонконогая, Л. И. Фишман, П. В. Худоминский, Т. И. Шамова и др.) — концепции сравнительной педагогики (Б.П.Борисенков, Б. Л. Вульфсон, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова и др.) — идеи университетского образования (И.Н.Бороздин, В. И. Добреньков,.

A.Е.Иванов, Г. Л. Ильин, В. А. Кузнецова, Л. И. Петражицкий, Н. И. Пирогов,.

B.М.Розин, Л. А. Сабурова, В. А. Садовничий, И. М. Соловьев, Е. В. Тарле и др.), структурирования содержания образования (Н.Д.Никандров, В. А. Сластенин и др.), прогнозирования, моделирования и проектирования образовательных систем (И.В.Бестужев-Лада, Б. С. Гершунский, Ю. С. Давыдов, В. И. Солдаткин и др.).

Методы исследования:

— теоретические (построение логических схем исследовательского анализа, анализ развития социальных систем: методико-ретроспективный, сравнительно-сопоставительный);

— эмпирические (опросно-диагностические: интервьюирование, беседаэкспертная оценка, наблюдение, экспериментальное исследование);

— статистические (математическая м статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов);

— прогностические (моделирование, проектирование);

— изучение официальных материалов, государственных докладов и программно-методических документов.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступили: ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет», ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», ГОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический институт».

Базовыми законодательными источниками являются: Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Организация исследования. Исследование проводилось с 2002 по 2007 годы и включало несколько этапов.

На первом этапе (2002 — 2004) выявлялась и обосновывалась проблема, изучался уровень ее разработанности в научной литературе, определялся тезаурус качества высшего профессионального образования, формировался научный аппарат исследования, осмысливались теоретические подходы к проблеме, выяснялись критерии и факторы высшего профессионального образования.

На втором этапе (2005 — 2006) выполнялся анализ развития качества высшего профессионального образования за рубежом, в России и Северокавказском регионеосуществлялось конструирование качества высшей школы на Северном Кавказе.

На третьем этапе (2007) производилась экспериментальная проверка эффективности конструирования, систематизировались и обобщались экспериментальные данные, анализировались результаты исследования, уточнялись теоретические положения, корректировались выводы, полученные на втором этапе исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— в концептуально-методологическом плане разработана научная концепция развития качества высшего профессионального образования в Северокавказском регионе, состоящая в: 1) создании социально-экономических условий прогрессивного развития образования, 2) внедрении стратегического менеджмента, 3) высокоэффективной деятельности каждого вузавыделены, систематизированы общие и специфические критерии и факторы качества высшей школы в условиях регионавыявлены особенности северокавказской высшей школы, ее проблемы в обеспечении качества в контексте глобалистических, общероссийских и региональных тенденций;

— в научно-методическом плане интегративный подход определен как базовый в решении проблемы качества высшего профессионального образования в условиях региона, осуществлено конструирование системы качества высшего профессионального образования в условиях региона, представляющей собой интегративную целостность компонентов: диагностический, проектно-нормативный, организационно-координационный, аналитико-информационный, итоговыйобоснована идея организации центров аудита качества образования при региональных государственных органах управления образованиемпредложены методы оценки обучения профессиональным навыкампроизведена экспериментальная проверка конструирования, отразившая его эффективность;

— в учебно-организационном плане даны рекомендации вузам по: 1) самостоятельной диагностике (самооценке) качества образования: проверка документации, аудит, опрос, статистика, рейтинговая оценка знаний, мониторинг, 2) разработке и реализации комплексной программы информатизации высшего учебного заведения.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

— конкретизировано теоретическое представление о феноменологии качества высшего профессионального образования в условиях региона;

— определен круг понятий в области качества высшего профессионального образования (критерий, фактор, государственная аккредитация, самообследование, конкурентоспособность, мониторинг и др.), уточнено их содержание;

— проанализированы дидактические модели управления региональной системой высшего профессионального образования, мониторинга качества с целью их корреляции в рамках конструкта качества северокавказской высшей школы;

— выявлены детерминанты качества высшего профессионального образованием в развитых постиндустриальных государствах (страны Европейского содружества, США, Япония);

— вскрыты приоритеты качества высшей школы в Северо-Кавказском регионе;

— отражено эволюционирование, дана оценка современного состояния качества высшего профессионального образования в Северо-Кавказском регионе;

— введены в научный оборот малоизвестные материалы.

Практическая значимость исследования. Осуществленное в работе конструирование системы качества высшего профессионального образования в условиях региона, конкретизированное с учетом специфики Северного Кавказа, может быть использовано руководителями государственных региональных органов управления образованием для укрепления и развития единого образовательного пространства Юга России, приведения регионального законодательства в области высшей школы в соответствие с основными требованиями законодательства Российской Федерации и Конституции Российской Федерации, выравнивания научно-образовательного и профессионально-культурного потенциала национальных республик, создания на территории региона целостной эффективной системы качества высшего профессионального образования. Материалы исследования могут найти применение в создании учебных пособий и научно-методических рекомендаций для управленческого персонала и работников сферы высшего образования, студентов.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью исходных теоретических позиций, связанных с интегративпым, системным, структурным, конструктным, компетентностным, трехуровневым (миргосударство — регион) подходами, соответствием методов исследования их объекту, предмету, задачам и логике, репрезентативностью объема выборок, статистической значимостью и воспроизводимостью эмпирических данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. В основе теоретического решения проблемы качества высшего профессионального образования в Северокавказском регионе интегративный подход. Такой подход являет собой стремление к объединению, максимальному и согласованному использованию усилий и возможностей как можно большего числа участников. Как системное явление, интегративный подход к качеству высшей школы проявляется во внутренних связях между его составляющими, в частности, критериями и факторами.

2. Общие критерии качества высшего профессионального образования: государственный образовательный стандарт, государственный контроль (лицензирование, государственная аккредитация, самообследование), оценка, успеваемость, профессиональная культура (профессиональная компетентность, информационная культура, психологическая грамотность), профессиональное мышление, фундаментальность, эффективность внутривузовского образования, конкурентоспособность, кадровое обеспечение, удовлетворенность, профессиональные достижения студента, воспитанность личностиспецифические критерии: адаптация к рынку труда, ценности оориентационный компонент профессиональной культуры личности.

Общие факторы качества высшего профессионального образования: единый государственный экзамен (ЕГЭ), система конкурсного распределения государственного заказа на подготовку специалистов, территориальный анализ потребностей рынка труда, профессиональный стандарт, менеджмент качества образования, мониторинг, требовательность к студенту, самообразование, самостоятельная работа, непрерывное образование (профессиональная ориентация и отбор на специальность, подготовительные отделения, последипломное образование), инновационные программы, формирование университетских комплексов, международное сотрудничество, сращение науки и образования, педагогическая инноватика, подготовка специалиста — исследователя, библиотечное оснащение, информационное обеспечение, гуманизация, высокий уровень жизни и материального обеспечения) — специфические факторы качества: национально-русское двуязычие, поликультурное образовательное пространство.

3. Динамика развития качества высшего профессионального образования за рубежом, в России, Северокавказском регионе выражается в общих тенденциях: поиск единых критериев оценки, международное партнерство, проведение международных сравнительных исследований, создание, развитие и гармонизация национальных систем аккредитации образовательных программ, фундаментальность, непрерывность образования, внедрение инноваций, подготовка высококвалифицированных педагогических кадров, разработка и внедрение университетских систем менеджмента качества, вовлечение студентов в процесс управления в вузе, адаптация к рынку труда, мобильность, информационное обеспечение, организация форм довузовской подготовки и производственной практики, создание системы дополнительных образовательных услуг и др.

Специфику развития качества высшей школы на Северном Кавказе составляют: диверсификация, коррекция функций федеральной и региональной программ, языковое регулирование, подготовка педагогических кадров для регионального рынка труда, развитие республиканской науки, решение проблемы трудоустройства специалистов в собственном территориальном образовании и др.

4. Выявленные тенденции создают предпосылки для конструирования системы качества высшего профессионального образования в Северокавказском регионе. Алгоритм конструирования включает следующие этапы: диагностический, проектно-нормативный, организационно-координационный, аналитико-информационный, итоговый.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы диссертации отражены в монографии «Интегративный подход к развитию качества высшего профессионального образования в условиях региона (на материале Северного Кавказа)», научных статьях и докладах.

Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на следующих научно-практических и научно-методических конференциях: Межвузовская научно-практическая конференция «Вопросы воспитания: теория и практика» (Пятигорск, 2007), Научно-методические чтения ПГЛУ «Университетские чтения — 2008» (Пятигорск, 2008), V Международный конгресс «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Пятигорск, 2007), I Всероссийский педагогический конгресс «Кадровые ресурсы инновационного развития образовательной системы» (Москва, 2007), а также на Международной конференции «Образование в Чеченской Республике: состояние, проблемы, перспективы восстановления и развития» (штаб-квартира ЮНЕСКО, Париж, 2002).

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» в 2006 — 2007 годах. По теме диссертации опубликовано 7 статей, в том числе 3, опубликованные в издании из Перечня, определенного ВАК, а также Оценочный доклад «Образование в Чеченской Республике: состояние, проблемы, перспективы восстановления и развития».

Основные идеи исследования внедрены в образовательный процесс ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет», ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет», ГОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический институт» .

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Библиографический список использованной литературы насчитывает 148 источников. Общий объем диссертации составляет 193 страниц.

Выводы к главе III.

1.Алгоритм конструирования системы качества высшего профессионального образования в Северокавказском регионе построен на системе качества образования, разработанной В. Н. Абросимовым и включает следующие этапы: диагностический, проектно-нормативный/ прогностический, организационно-координационный, аналитико-информационный, итоговый.

Диагностика качества подготовки специалиста в вузе предполагает самообследование (самооценку), проводимую на основе единых государственных требований к показателям производственной деятельности.

В проектно-нормативном, или прогностическом компоненте обосновывается концепция: качество высшего профессионального образования в условиях Северокавказского региона обеспечивается:

1) созданием условий прогрессивного развития образования в регионе,.

2) высокоэффективной деятельностью каждого вуза.

Организационно-координационный компонент конструирования соответствует модели управления северокавказской системой высшего профессионального образования, разработанной А. А. Аллахвердиевой. Такая модель имеет традиционную трехкомпонентную структуру: субъект управления — тип управленческой деятельности — объект управления. Субъектом управления выступает Федеральный образовательный округ (территориальное отделение РАО, республиканские Министерства образования и науки или высокостатусные учреждения высшей школы). Эффективным типом управленческой деятельности является стратегический менеджмент. Объектом и посредником управленческой деятельности являются базисные региональные учреждения высшего профессионального образования: многопрофильный университет, университетский комплекс, специализированный вуз.

Одной из базовых функций стратегического менеджмента является контроль. Использование внутреннего аудита качества сопряжено с системным подходом к оценке и повышению эффективности процессов управления, внутреннего контроля и соответствует аналитическому аспекту аналитико-информационного компонента конструирования. Эффективность внутреннего аудита качества образовательного процесса обеспечивается созданием механизмов оценки. Целесообразна организация специальной структуры при республиканских Министерствах образования и науки в виде Центра аудита качества образования.

Анализ, осуществляемый в рамках внутреннего аудита качества, неразрывно связан с информационным обеспечением. Комплексная программа информатизации высшего учебного заведения предполагает создание ряда подразделений (лаборатория, группа технического обслуживания, бюро компьютеризации), обеспечение современной технической базы информатизации вуза и ее обслуживание, организацию системы дистанционного образования, обеспечение информационной безопасности, формирование у субъектов образовательного процесса информационной культуры.

Организационными условиями обеспечения объективной итоговой оценки качества обучения в северокавказской высшей школе выступают:

1) система опорных баз (Центры аудита качества образования) проведения стандартизированных массовых контрольно-оценочных процедур,.

2) материально-техническое и информационно-технологическое оснащение этих опорных баз, 3) система подготовки специалистов для обеспечения правильности проведения контрольно-оценочных процедур, 4) банк валидного инструментария педагогических измерений, 5) региональный банк валидной статистики в области высшей школы.

Оценка профессиональной готовности, составляющая вторую часть итогового этапа конструирования, складывается из профессиональной компетентности, уровня коммуникативной культуры, стремления к профессиональному росту, способности к рефлексии. Итоговая оценка производится по нескольким временным срезам после окончания высшего учебного заведения. Методами оценки обучения профессиональным навыкам выступают: оформление паспорта/ портфеля профессиональной карьеры (Career Passport/Portfolio), профиль умений, эссе, тест, дискуссия, свободные дебаты, дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, обсуждение в форме дебатов, дискуссия в форме симпозиума, мозговой штурм, интервью, логбук и др.

2. Правомерность использования произведенного конструирования проверена в ходе экспериментальной работы и выдвинутой в процессе его гипотезы: конструирование системы качества высшего профессионального образования в Северокавказском регионе будет эффективным, если реализация совокупности интегрированных компонентов (диагностический, проектно-нормативный, организационно-координационный, апалитико-информационный, итоговый) в образовательном процессе нескольких разноплановых вузов обеспечит высокие показатели качества обучения и воспитания.

Объектами экспериментального исследования стали ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» (специализированный университет), ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет» (классический университет), ГОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический институт» (институт), на базе которых в течение семи лет в рамках управления качеством образования внедрялись конструируемые компоненты.

По всем традиционным показателям качества образовательного процесса (учебно-методическая, научная, воспитательная работаматериальное оснащение), а также инновационной работе, информатизации, международной деятельности, социальной защите, досуговой деятельности отмечено увеличение контрольных цифр.

Заключение

.

Две ведущие тенденции определяют облик современного мира, приоритеты XXI века — усиление внимания к образованию и повышенный интерес к проблемам качества. Качество является задачей первостепенной важности в условиях рынка, конкуренции и демократических перемен.

Качество образования интерпретируется. как комплекс характеристик образовательного процесса в вузе, определяющего последовательное и эффективное формирование у студентов профессиональных компетенций и профессионального сознания, гражданственности, нравственной позиции.

Вслед за Т. М. Балыхиной мы рассматриваем качество высшего профессионального образования как интегративную характеристику процесса подготовки будущего специалиста и результатов этой подготовки. Эта характеристика выражает меру соответствия результатов образования распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить.

Таким образом, решение проблемы качества высшего профессионального образования в условиях региона предполагает использование интегративпого подхода. Интегративность следует понимать не только внешне как многогранность, суммированность, но и внутренне как связность, самоподобность (фрактальность), ориентированность и акмеологичность образующих высшего образования.

Интерпретируя критерий как мерило оценки, отечественные ученые выделяют следующие критерии качества высшего профессионального образования: ориентацию на потребителя (обучающихся, родителей, работодателей, государство), повышение требований к профессионализму, процессный подход (преемственность всех процедур деятельности), системный подход к менеджменту, постоянное улучшение (каждый член коллектива стремится к улучшению качества своего труда), минимизацию потерь, связанных с некачественной работой (В.П.Борисенков), соответствие образовательному стандарту, использование эффективных педагогических технологий (Л.Л.Супрунова), знания, умения, навыки выпускников вузов, их активную гражданскую позицию, высокий уровень культуры и нравственности (В.М.Филиппов).

Этот перечень мы дополнили, выделив общие критерии качества российского высшего профессионального образования и специфические, характеризующие качество высшей школы в условиях региона. К первым отесены: государственный контроль (лицензирование, государственная аккредитация, самообследование, эвалюация) и перспективный (общенациональная система оценки качества образования (ОСОКО), региональная система оценки качества образования (РСОКО)), оценка, успеваемость, профессиональная культура (профессиональная компетентность, информационная культура, психологическая грамотность), профессиональное мышление, фундаментальность, эффективность внутривузовского образования, конкурентоспособность, кадровое обеспечение, удовлетворенность, профессиональные достижения студента, качество воспитанности личности. Ко вторым — адаптация к рынку труда, ценностно-ориентационный компонент профессиональной куль туры личности.

Трактуя фактор качества высшего профессионального образования как его слагаемое и условие, к таким факторам относят: качество персонала, образовательных программ, подготовки студентов, инфраструктуры, финансирования (ЮНЕСКО), заинтересованность общества и государства в высокопрофессиональном специалисте (обеспеченность рабочими местами в соответствии с полученной профессией, высокий уровень материально-технической базы, оплата труда научно-педагогических работников по наивысшей категории, соответствие стипендии прожиточному минимуму, завершение научного решения востребованных практикой задач публикациями и защитой диссертаций) (В.С.Соколов), профессиональное мастерство преподавателя, образовательные традиции учебного заведения.

Л.Л.Супрунова), организационно-правовое обеспечение образования (Э.М.Коротков).

К вышеизложенному мы добавили факторы общие, характеризующие качество российской высшей школы: единый государственный экзамен (ЕГЭ), система конкурсного распределения государственного заказа на подготовку специалистов, территориальный анализ потребностей рынка труда, профессиональный стандарт, менеджмент качества образования, мониторинг, требовательность к студенту, самообразование, самостоятельная работа, непрерывное образование (профессиональная ориентация и отбор на специальность, подготовительные отделения, последипломное образование), инновационные программы, формирование университетских комлексов, международное сотрудничество, сращение науки и образования, педагогическая инноватика, подготовка специалиста — исследователя, библиотечное оснащение, информационное обеспечение, гуманизация, высокий уровень жизни и материального обеспечения, а также специфические, собственно региональные факторы: национально-русское двуязычие, поликультурное образовательное пространство.

Качество высшего профессионального образования относится к числу приоритетных проблем, решаемых современной мировой педагогической теорией и практикой.

Решение проблемы обеспечения качества образования в высшей школе России приобретает особую актуальность в связи с необходимостью: Усовершенствования методов оценки деятельности вузов, обусловленной динамикой научно-технического и социально-экономического развития глобализационного общества, 2) обеспечения, международного признания качества подготовки специалистов в российских вузах.

Сильными сторонами российской высшей школы являются: лидерство в области методологии преподавания, научные школы, высокий уровень гуманитарной подготовки, конкурсы и проекты в области качества и др.

К числу проблем, связанных с повышением качества образования в российских вузах, относятся: их недостаточное финансирование, низкий уровень обучения в негосударственных вузах, снижение требований при приеме в вуз из-за демографического спада, теневое высшее образование, низкое социальное обеспечение и падение престижа преподавательской работы, отсутствие современной учебно-лабораторпой базы для проведения учебного процесса, недостаточная мотивация большинства студентов к получению полноценных и качественных знаний, навыков и уменийглубокие традиции, устоявшиеся системы управления, инерция и противодействие попыткам внедрения современных методов менеджмента качества как со стороны руководства, так и со стороны профессорско-преподавательского составаутрата связи с предприятиями промышленности (в 1990;ые годы) и, как результат, ведение обучения в отрыве от потребностей производстванедостаточное информационное обеспечение. Решение этих проблем обеспечит повышение уровня качества отечественной высшей школы.

Современный этап региональной северокавказской политики в сфере высшей профессиональной школы базируется на создании полнокомплектной региональной системы высшего профессионального образования и территориально-отраслевых структур управления этой системой.

Произведенные в 2002 — 2004 годы изменения в структуре и функциях федеральных органов исполнительной власти позволили доработать систему нормативных показателей, применяемых при оценке деятельности различных категорий вузов в регионах, поднять на новый уровень научно-методическое и информационно-контрольное обеспечение процедур экспертизы и оценки (аккредитация, лицензирование). Акцент сделан па разработку и внедрение в вузах систем управления качеством образования, построенных на основе требований менеджмента качества.

Сегодня показатели качества северокавказского высшего профессионального образования могут характеризоваться как с позитивной, так и с негативной сторон. К числу первых относятся: увеличение приема студентов на бюджетной основе в государственные вузы, увеличение численности профессорско-преподавательского состава относительно доли молодых преподавателей, развитие науки, функционирование Южного отделения РАО, информатизация, продолжение эксперимента по единому государственному экзамену, премии и гранты, авторские школы и проекты, международные, всероссийские и региональные конференции.

Негативными характеристиками являются: несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей, низкий уровень высшего профессионального образования в филиалах и негосударственных вузах, отсутствие практических навыков по профессии у выпускников и системы их распределения, низкая заработная плата молодых специалистов и научно-педагогических кадров.

Направлениями развития качества высшей школы в Северокавказском регионе являются: инновационное образование, научное сотрудничество высших образовательных учреждений Южного федерального округа и Российской академии образования, создание региональной концепции высшего профессионального образования, его непрерывность, информатизация, повышение престижа педагогических специальностей, качества аттестации и аккредитации учебных заведений, диверсификация, территориальная мобильность студентов, научно-исследовательская деятельность, внешние сношения с зарубежными странами по изучению и обмену опытом в сфере высшего образования, выполнение государственных и региональных заказов, системное изучение рынка педагогических образовательных услуг, формирование и развитие маркетинговой службы в учреждениях высшей школы, проведение научных конференций, симпозиумов и совещаний, а также фундаментальных и прикладных исследований.

Эти тенденции создают предпосылки для конструирования системы качества высшего профессионального образования на Северном Кавказе. Под конструированием подразумевается процесс создания единой образовательной среды, основанной на мотивированном формировании и развитии личности студента как будущего специалиста.

Алгоритм конструирования системы качества высшего профессионального образования в Северокавказском регионе включает следующие этапы: диагностический, проектно-нормативный/ прогностический, организационно-координационный, аналитикоинформационный, итоговый.

Диагностика качества подготовки специалиста в вузе предполагает самообследование (самооценку), проводимую на основе единых государственных требований к показателям производственной деятельности.

Существует несколько способов такой оценки: через аккредитацию учебного заведения специальными организациями, через специализированную аккредитацию образовательных программ профессиональным союзом, через сам университет. Объективность и ценность информации о качестве возрастает, если комбинировать проверку документации, аудит системы качества, социологический опрос, образовательную статистику. Из множества данных в системе высшего профессионального образования необходимо выделить укрупненные показатели и определить их достоверные значения. Наибольшие проблемы получения достоверной и объективной информации — в оценке учебных достижений студентов. Эти проблемы решаются с помощью рейтинговой системы оценки знаний. Мониторинг осуществляется по конечным результатам: обучаемость, обученность, общие учебные умения, познавательные интересы, стиль учебной деятельности, память, речь, мышление, а также поликультурное воспитание, толерантность, уровень двуязычия (в условиях северокавказских субъектов Российской Федерации) и межкультурной коммуникации.

Ведущую роль в обеспечении качества образования играет управление, составляющее организационно-координационный компонент конструирования. Представляется приемлемой модель управления северокавказской системой высшего профессионального образования, разработанная А. А. Аллахвердиевой. Такая модель имеет традиционную трехкомпонентную структуру: субъект управления — тип управленческой деятельности — объект управления. Субъектом управления выступает Федеральный образовательный округ (территориальное отделение РАО, республиканские Министерства образования и науки или высокостатусные учреждения высшей школы). Эффективным типом управленческой деятельности является стратегический менеджмент. Объектом и посредником управленческой деятельности являются базовые региональные учреждения высшего профессионального образования: многопрофильный университет, университетский комплекс, специализированный вуз.

Одной из базовых функций стратегического менеджмента является контроль. Использование внутреннего аудита качества сопряжено с использованием системного подхода к оценке, повышению эффективности процессов управления, внутреннего контроля и соответствует аналитическому аспекту аналигико-информационного компонента конструирования. Эффективность внутреннего аудита качества образовательного процесса обеспечивается созданием надежных механизмов оценки. Целесообразна организация специальной структуры при республиканских Министерствах образования и науки в виде Центра аудита качества образования. Цели такого центра сводятся к: осуществлению мониторинга качества подготовки кадров, созданию (утверждению) банка заданий в тестовой форме для проведения текущего контроля качества обучения, самостоятельной работы студентов, итоговой аттестации выпускников вузов и школ.

Анализ, осуществляемый в рамках внутреннего аудита качества, неразрывно связан с информационным обеспечением. Комплексная программа информатизации высшего учебного учреждения предполагает создание ряда подразделений: лаборатории компьютерных технологий в образовании, лаборатории инновационных технологий, группы технического обслуживания, бюро компьютеризации научно-исследовательской работы и библиотеки, бюро компьютеризации административно-хозяйственной деятельности, лаборатории звукотехники, лаборатории учебного телевидения.

В рамках итоговой оценки качества обучения и профессиональной готовности в условиях региона важно оценивать как знания обучающихся, так и отношение различных потребителей образовательных услуг к достижениям выпускников. Исследователи полагают, что необходимо создать региональную систему оценки качества обучения. Составляющими такой системы должны стать: 1) распределенная по региону система опорных баз проведения стандартизированных массовых контрольно-оценочных процедур, 2) материально-техническое и информационно-технологическое оснащение распределенных пунктов проведения и автоматизированной обработки результатов тестирования, 3) система подготовки специалистов для обеспечения правильности проведения контрольно-оценочных процедур по новым технологиям и использования их результатов в образовательной практике, 4) банк валидного инструментария педагогических измерений и надежных контрольно-оценочных процедур, обеспечение конфиденциальности контрольно-измерительных материалов на всех этапах контрольно-оценочного процесса, 5) региональный банк валидной статистики в области высшей школы, обеспечение доступа к нему различных категорий пользователей (вузы, студенты, родители и др.). Функции контроля качества обучения и профессиональной готовности в перспективе должны выполнять Центры аудита качества образования, задача которых на итоговом этапе состоит в обобщении, интерпретации образовательной информации и выработке дальнейших управленческих решений.

Оценка профессиональной готовности, составляющая вторую часть итогового этапа конструирования, складывается из профессиональной компетентности, уровня коммуникативной культуры, стремления к профессиональному росту, способности к рефлексии. Итоговая оценка производится по нескольким временным срезам после окончания высшего учебного заведения. Методами оценки обучения профессиональным навыкам выступают: оформление паспорта/ портфеля профессиональной карьеры (Career Passport/Portfolio), профиль умений, эссе, тест, дискуссия, свободные дебаты, дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, обсуждение в форме дебатов, дискуссия в форме симпозиума, мозговой штурм, интервью с активными людьми, логбук, рефлексивные методы.

Правомерность использования произведенного конструирования проверена в ходе экспериментальной работы и выдвинутой в процессе его гипотезы: конструирование системы качества высшего профессионального образования в Северокавказском регионе будет эффективным, если реализация совокупности интегрированных компонентов (диагностический, проектно-нормативный, организационно-координа-ционный, аналитико-информационный, итоговый) в образовательном процессе нескольких разнотипных вузов обеспечит высокие показатели качества обучения и воспитания.

Объектами экспериментального исследования стали ГОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет» (специализированный университет), ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет» (классический университет), ГОУ ВПО «Чеченский государственный педагогический институт» (институт), на базе которых в течение семи лег в рамках управления качеством образования внедрялись конструируемые компоненты.

По традиционным показателям качества образовательного процесса (учебно-методическая, научная, воспитательная работаматериальное оснащение), а также инновационной работе, информатизации, международной деятельности, социальной защите, досуговой деятельности отмечено увеличение контрольных цифр.

Таким образом, фактически подтверждена выдвинутая гипотеза и определена достоверность предложенного проектирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.Н. Качество современного образования Текст. / В. Н. Абросимов // Актуальные проблемы современного профессионального образования. М.: Педагогика, 2006. — С. 244 — 245.
  2. , АЛ. Управление региональной системой высшего профессионального образования (наматериале Северного Кавказа) Текст.: монография / A.JI. Аллахвердиева. Пятигорск: ПГЛУ, 2007, ISBN5−89 966−746-Х. — 245 с.
  3. , В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностпого подхода) Текст. / В. И. Байденко // Высшее образование в России.-2004.-№ 11. С. 78 — 89.
  4. , В.И. Модернизация профессионального образования: современный этап Текст. / В. И. Байденко, Джерри ван Зантворт // Европейский фонд образования. М., 2003.- С. 56 — 59.
  5. , И.Б. Проектирование системы оценок профессиональных достижений студента педвуза Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Б. Балюкова. Псков, 2001. — 22 с.
  6. , Т.М. Структура и содержаниероссийского филологического образования Текст. / Т. М. Балыхина. М.: МГУП, 2000, — С. 22 — 39.
  7. , З.И. Интеграция России в мировое образовательноепространство Текст. / З. И. Батюкова. Педагогика. — 1996. -№ 3.-С. 98- 102.
  8. Белая книга российского образования Текст. М.: Изд-тво МЭСИ, 2000. — С. 26.
  9. , П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания Текст. / П. Бергер, Т. Лукман. Ульяновск: Медиум, 1995.-С. 13.
  10. , М.Н. Интеграция содержания образования Текст. / М. Н. Берулава. М.: Педагогика-Бийск: Научно-издательский центр БиГПИ, 1993. — 172 с.
  11. , В.А. Основные подходы к созданиюобщероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации Текст. / В. А. Болотов //Вопросы образования.- 2004. № 3. — С. 56.
  12. , В.А. Система оценки качества российского образования Текст. / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова // Педагогика. 2006. — № 1. — С. 12
  13. , В.А. Система оценки качества Российского образования Текст. / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова // Педагогика. 2006. — № 1. — С. 23.
  14. , В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Текст. / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. — № 10. — С. 14−23.
  15. , С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрированияобразовательного пространства Текст.: избранные труды / С. К. Бондырева. 2 изд. — М.: МПСИ, Воронеж: Модэк, 2005. ISBN 5−89 502 750−4, ISBN 5−89 395−682−6. УДК 159.98, ББК 88.4 Б81. — 352 с.
  16. , Г. А. Актуальные проблемы современной подготовки специалиста Текст. / Г. А. Бордовский // Подготовка специалиста в области образования. СПб.: Образование, 1996. — С. 3 — 7.
  17. , Г. А. Образование и качество в современном мире Текст. / Г. А. Бордовский, С. Ю. Тряпицын // Подготовка специалиста в области образования. Вып. XI. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — С. 22.
  18. , В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки Текст. / В. П. Борисенков // Педагогика. 2004. — № 1.
  19. , В.П. Стратегия образовательных реформ в России. В. П. Борисенков Текст. / Педагогика. 2006. — № 7. — С. 15.
  20. , И.В. Индивидуализированное обучение в высшей школе США Текст.: дис. .канд. пед. наук / И. В. Василевская. М., 1995. — 137 с.
  21. , А.А. Компетентностный подходи теория контекстного обучения Текст. / А. А. Вербицкий. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — С. 78.
  22. Вестник высшей школы. 1998. — № 1, 2. — С. 26.
  23. , О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс Текст.: учебник / О. С. Виханский, A.M. Наумов. М.: МГУ, 1995. — С. 45−52.
  24. , В.Г. Гуманитарно-аксеологические особенности постдипломного образования педагога Текст. / В. Г. Воронцова. Псков: Изд-во ПОИГЖРО, 1997. — 421 с.
  25. Вступительноеслово Президента Российской Федерации В. В. Путина на заседании Советапо науке, технологиям и образованию 25 октября 2005 года Текст. //Вестник образования России. 2005. — ноябрь.
  26. Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры Текст. -Париж: ЮНЕСКО, 1998, 5 9 октября.
  27. , В.К. Психологическое тестирование / В. К. Гайда, В. П. Захаров Текст.-Л., 1991.-45 с.
  28. Газ. «Правда», 1988, 16 марта.
  29. , Г. В. Измерение и анализ социально-психологических показателей при оценке качества образования в вузе Текст. / Г. В. Галевский, Ю. А. Пустовойт // Модернизация образования в условиях глобализации. -Тюмень: Изд. ТГУ, 2005. С. 146 — 149.
  30. , А.П. Совершенствование управления развитием научного потенциала университета: новые задачи и перспективы Текст. / А. П. Горбунов // Вестник ПГЛУ. Пятигорск, 2002. — № 1. — С. 32.
  31. ГОСТ Р ИСО 9000 2001 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» Текст.
  32. , А.А. Интеграционные процессы и реализация педагогической миссии на юге России Текст. / А. А. Греков, Л. В. Ильченко, М. Р. Радовель // Известия Южного Федерального университета. 2007. — № 1. — С. 31.
  33. , Ю.С. Болонский процесс и российские реалии Текст. / Ю. С. Давыдов. М.: МПСИ, 2004. — С. 15 — 23.
  34. , Ю.С. Культура качества образования Текст.: материалы научно-методических чтений ИГЛУ / Ю. С. Давыдов // Университетские чтения 2007. — Ч. 1. — Пятигорск: ПГЛУ, 2007. — С. 16.
  35. , Ю.С. Необходимость интеграции научной и образовательной составляющих в высшей школе Текст. / Ю. С. Давыдов // Вестник Пятигоского лингвистического университета. — Пятигорск, 2004. № 2−3. -С.108.
  36. , Ю.С. Реформы российского образования: от желаемого к действительному Текст.: учебное пособие / Ю. С. Давыдов. М: РАО-МПСИ, 2005. — С. 29.
  37. , Ю.С. Университет. Начало XXI века Текст. / Ю. С. Давыдов. -Пятигорск, 2002. С. 29.
  38. , Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании Текст. / Н. Ф. Ефремова. М., 2003. — С. 123.
  39. , Н.Ф. Региональная система оценки качества образования Текст. / Н. Ф. Ефремова, И. Г. Маркарова, Е. В. Стребкова // Педагогика. -2007. № 7.-С. 10.
  40. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г.3266−1 (с последующими изменениями) Текст.
  41. , В. Руководить без конфликтов Текст. / В. Зигерт, J1. Ланг. М.: Экономика, 1990. — С. 25.
  42. , И.А. Ключевые компетенции-новая парадигма результата образования Текст. / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. -№ 5. — С.45 — 49.
  43. , И.А. Педагогическая психология: учебное пособие Текст. / И. А. Зимняя. Ростов-на-Дону, 1997. — С. 61.
  44. , Г. И. Качество среднего профессионального образования в современных условиях Текст. / Г. И. Ибрагимов // Педагогика. 2006. — № 6. -С. 75.
  45. , А.В. Культурно-педагогическая среда общеобразовательного учреждения как условие развития личности ребенка Текст.: монография / А. В. Иванов. М., 2005. — С. 16.
  46. , В.И. Болонский процесс и Российскоге высшее образование Текст. / В. И. Иванова // Педагогика. 2006. — № 1. — С. 97 •¦ 106.
  47. Интеграция высшего, среднего, дополнительного и послевузовского профессиональногообразования в КБГУ Текст. Нальчик, 2000. — 237 с.
  48. , О.Ю. Качество организации учебного процесса в вузе Текст.: учебное пособие / О. Ю. Калмыкова, Г. П. Гагаринская. Самара: СГТУ, 2002.
  49. , Г. С. Основные подходы к сравнительной оценке качества математического и естественнонаучного образования встранах мира (по материалам международного исследования TIMSS) Текст. / Г. С. Ковалева. -М., 1996. С. 12−21.
  50. , Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) Текст. / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.-Ростов-на-Дону, 2005. ББК 74.00. ISBN 5−241−477−4. — С. 380.
  51. , Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление Текст. / Ю.А. КонаржевскийМ. М.: Педагогический поиск, 2000. — С. 14.
  52. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от29 декабря 2001 г. № 175б-р) Текст.
  53. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006−2010 годы (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года, № 1340-р) Текст.
  54. , Е.В. Качество подготовки будущего педагога Текст. / Е. В. Коротаева // Педагогика. 2006. — № 9. — С. 61.
  55. , Э.М. Качество образования: формирование, факторы и оценка, управление Текст. / Э. М. Коротков. М.: ГУУ, 2002. — 136 с.
  56. , Э.М. Управление качеством образования Текст.: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект: Мир, 2006. — С. 77 — 87.
  57. , М.М. Межпредметные связи какдидактические условия формирования у учащихся научных понятий и знаний о методах Текст. / М. М. Левина // Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе. М., 1973. — С. 60.
  58. , В.В. Национально-языковая образовательная политика в поликультурном обществе Северного Кавказа Текст. / В. В. Лезина. М., 2003.-С. 109.
  59. Личностно- ориентированное образование: феномен, концепция, технологии Текст.: монография- отв. ред. В. В. Сериков. Волгоград, 2000. -С. 4.
  60. , А.П. Образование в стратегиях транснациональных корпораций Текст. / А. П. Лиферов //Педагогика. 2005. — № 2. — С. 79 — 87.
  61. , Н.А. Региональный вуз и рынок труда: проблемы адаптации // СОЦИС. 2003. — № 2. — С. 69.
  62. , Н.А. Место межпредметных связей в системе дидактическихпринципов советской дидактики Текст. / Н. А. Лошкарева // Межпредметные связи в процессе преподавания основ наук в средней школе. М, 1973. С. 36−37.
  63. , Т.П. Развитие информационной культуры личности в образовательном процессе вуза Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Т. П. Лютикова. Пятигорск, 2006. — 22 с.
  64. Материалы коллегии Минобрнауки России от 23 октября 2007 г. Текст.
  65. , А. Рынки, правительства и глобальное управление // СОЦИС. 2002. — № 12. — С. 5.
  66. , А.Ю. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс Текст. / А. Ю. Мельвиль. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. -С. 49 — 60.
  67. Министерство образования Российской Федерации, 14−51−271 ин / 12.08.05.200. Текст.
  68. , И.А. Проблемы интеграции психологического знания в современных педагогических исследованиях Текст. / И. А. Мироненко // Педагогика. 2004. — № 5. — С. 12 — 22.
  69. , Н.А. Глобализация и русский вопрос Текст. / Н. А. Моисеева // СОЦИС. 2003. — № 6. — С. 20
  70. , В.М. Проектирование современной модели дистанционного образования Текст. / В. М. Монахов // Педагогика. 2004. — № 6. — С. 14.
  71. Московский комсомолец Текст., 2004. 22 29 сентября.
  72. , Э.В. Профессионально-педагогическая ориентация старших школьников в Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки (сравнительно-сопоставительный анализ) Текст.: дис.. канд. пед. наук / Э. В. Мухамедова. Пятигорск, 2005. — 218 с.
  73. Народное хозяйство в СССР в 1980 году. Статистический ежегодник Текст.-М., 1981.-С. 466.
  74. , Н.Д. Перспективы развитияобразования в России Текст. / Н. Д. Никандров. СПб., 2005. — С. 9.
  75. , A.M. Интеграция базового профессионального образования Текст. / A.M. Новиков // Педагогика. 1996. — № 3. — С. 3- 4.
  76. , A.M. Методология образования Текст. / A.M. Новиков М.: Эгвес, 2002. — С. 132.
  77. Образование в Российской Федерации Текст.: статистический сборник. -М., 2007.
  78. Образование для инновационных обществ в XXI веке. Саммит «Группы восьми» Текст. Санкт-Петербург, 16 июля 2006 г. — Ученый совет, 2006. -№ 9. — С. 5 — 8.
  79. , С.И. Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова // Российская академия наук. Институт русского языка им.
  80. B.В. Виноградова. М.: Азбуковник, 1997. ISBN 5−89 285−003-Х.
  81. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся ПИСА-2003 Текст.: отчет Национального фонда подготовки кадров- под ред.Г. С. Ковалевой. М., 2004. — С. 34 — 37.
  82. Педагогика Текст.: учебное пособие для учащихся педагогических вузов и педагогических колледжей- под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1995.1. C. 315.
  83. , С.И. Качествовысшего образования Текст. / С. И. Плаксий. -М.: Национальный инситут бизнеса, 2003. 654 с.
  84. , М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах) Текст. / М. М. Поташник. М.: Педагогическое общество России, 2002. — С. 78 — 91.
  85. Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: материалы 10-й Международнойнаучно-методической конференции, 26 27 октября 2005 г. — СПб: изд-во СПбГУП, 2006. — 268 с.
  86. , И.И. Исследование путей управления профессионализмом учителя в инновационной системе образования региона Текст.: монография / И. И. Проданов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 238 с.
  87. , JI.C. Подготовка учителя в Соединенных Штатах Америки Текст. / Л. С. Пученкина // Преподаватель. 1999. — № 5.- С. 55 — 61.
  88. , И.П. Интегративная педагогика Текст.: организационно-методическое пособие / И. П. Раченко. Ч. 1. Пятигорск: ПГЛУ, 1998: ISBN 589 966−143−7. — С. 8 — 9.
  89. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ Текст. Париж: ЮНЕСКО, 1995. — С. 35 — 36.
  90. , А.С. Модели и методы системного анализа: принятие решения Текст. / А. С. Рыков. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — С. 111 — 119.
  91. , В.А. Традиции и современность Текст. / В. А. Садовничий // Высшее образование в России. 2003. -'№ 1. — С. 5.
  92. , Д.А. Контроль как средство оценки качества подготовки специалистов в системе начального и среднего профессионального образования Текст.: автореф. дис.. кандидата педагогических наук / Д. А. Саховский. Ставрополь, 2006. — 22 с.
  93. , С.А. Образовательная квалиметрия как фактор повышения эффективности контроля качества процесса обучения Текст.: автореф. дис. д-а пед. наук / С. А. Сафонцев. Ростов-па-Дону, 2004. — С. 30.
  94. , Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования Текст.: лекция-доклад / Н. А. Селезнева. Изд. 3. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. -С. 21 -30.
  95. , Н.К. Теория и практика становления педагогических комплексов в системе непрерывного образования учителя Текст.: дис.. д-ра пед. наук / Н. К. Сергеев. Волгоград, 1998. — 298 с.
  96. , В.А. Качество образования как социально-педагогический феномен Текст. / В. А. Сластенин // Научные труды Московского педагогического государственного университета 2001. — М.: Прометей, 2001. -С.10−22.
  97. , В.А. Основные тенденции модернизации высшего образования Текст. / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. -М., 2004. -№ 1. с. 43 -49.
  98. , В.А. Педагогика Текст. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1998. — С. 13.
  99. , О.Н. Под видом реформы начинают революцию / Текст. / О. Н. Смолин // Поиск, 2002, 7 июня.
  100. , B.C. Оценка качества подготовки специалистов в Российской высшей школе Текст. / B.C. Соколов. Педагогика. — 2006. — № 6. — С. 3.
  101. Стратегический менеджмент вуза Текст.: учебное пособие- под ред.
  102. A.JI. Гаврикова. Великий Новгород: НовГУ, 2003. — С. 67 — 71.
  103. Стратегия модернизации общего образования Текст.: материалы дляразработки документов по обновлениюобщего образования. М., 2001. -С.14.
  104. B.В. Мельника, Г. Ф. Ромашкиной. Тюмень: ТюмГУ, 2005. — С. 191.
  105. , А.И. Системологические основы образовательных систем Текст. / А. И. Субетто. Ч. 1. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. — С. 91−112.
  106. , JI.JI. Управление качеством образования на Северном Кавказе: ресурсы сравнительных исследований Текст. / JI.JI. Супрунова // Известия Южного федерального университета. 2007. — № 1. — С. 115.
  107. , Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста Текст. / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. -№ 3. — С. 23 — 45.
  108. Творческий поиск: «Интегративная педагогика» Текст.: Межвузовский сб. научных трудов.1(8). Пятигорск: ПГЛУ, 2002. ISBN 5−89 966−249−2.-ББК 74.00.Т.28.-104 с.
  109. , В.А. Фундаментальность образования: современные подходы Текст. / В. А. Тестов // Педагогика. 2006. — С. 6.
  110. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы Текст.- под рук. В. М. Филиппова. 2 изд. — М.: Логос, 2006. ISBN 5−98 704−020−5. -С. 189.
  111. Управление качеством образования Текст.- под ред. М. М. Поташника. -М., 2000.-С. 23 53.
  112. Управление развитием инновационных процессов в школе Текст.- под ред. Т. И. Шамовой и П. И. Третьякова. М., 1995. — С. 32.
  113. , О.А. Создание общеевропейского пространства высшего образования Текст.: сб. статей // Международное образование. Вопросы реализации идей Болонского процесса. Омск: Изд. ОмГПУ, 2005. — С. 11 -17.
  114. Философский энциклопедический словарь Текст. М., 2000. — С. 65.
  115. , В.Т. Построение процесса обучения на интегрированной основе. Современный образовательный процесс: содержание, технологии, логанизационные формы Текст. / В. Т. Фоменко. Ростов-на-Дону, 1996. -130с.
  116. , Ю.В. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов Текст. / Ю. В. Фролов, Д. А. Махотин // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 78 — 91.
  117. , В.А. Система оценки учебных достижений учащихся Текст. // Педагогика. 2006. — № 10. — С. 22.
  118. , Н.Г. Повышение качества профессиональной подготовки специалистов в инновационном высшем образовательном учреждении Текст. / Н. Г. Худолий // Инновации в образовании. М.: СГУ, 2004. — № 5. — С. 5.
  119. , А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения Текст. / А. В .Хуторской. Гл. Ш, пар. 5: Ключевые компетенции. М.:МГУ, 2003.-С.53−67.
  120. , В.В. Аксиологические приоритеты высшего профессионального образования в Северокавказском регионе Текст.: дис.. канд. пед. наук / В. В. Чебанная. Ставрополь, 2005. — 216 с.
  121. , В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и комплексный подход Текст. / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 14 — 18
  122. , И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование Текст. / И. Г. Шендрик. М., 2003. — С. 15 — 16.
  123. , С.Н. Оценка качества подготовки конкурентоспособных специалистов: кросс-культурпый аспект Текст.: учебное пособие / С. Н. Широбоков. Омск, 2006. — С. 78.
  124. , С.Н. Развитие гражданского образования в Омском регионе: роль международного сотрудничества. Текст. / С. Н. Широбоков, Н. С. Бринев. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005. — С. 14 — 18.
  125. , Н.В. Национально-русское двуязычное общее среднее образование в поликультурном Северо-Кавказском регионе Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. В. Шишонина. Пятигорск, 2006. — 178 с.
  126. , Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании Текст. / Н. Р. Юсуфбекова. М., 1991. — С. 10.
  127. Castells, М. The information age economy, society and culture.3 vols. Oxford. 1996. P. 101 113.
  128. Durand, I. L’enjeu 'educatif. P., 1983. P. 13.
  129. Giddens, A. The consequences of modernity. Cambridge. 1990. P. 65 78.
  130. Harvey, D. The condition of post-modernity, an inquiry into the origins of cultural change. L. 1989. P. 175 183.
  131. Nedwerk, B.P., Neal, J.E. Performance Indicators and rational management Tools: A Comparative Assessment of Projects in North America and Europe //Research in Higher education. 1994.35(1). P. 75 103.
  132. Ohmae, K. The borderless world. L. 1990
  133. The PISA 2003 Technical Report / Ed. R. Adamis and V.Wu.OECD, 2004.
Заполнить форму текущей работой