Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Профессионально-направленная нравственно-правовая подготовка курсантов в системе высшей военной школы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современная нравственно-правовая подготовка курсантов военных вузов — целостная, организованная и упорядоченная система с различными внутренними и внешними связями, в которой проявляются новые, интегральные качества, не свойственные её отдельным компонентам. Она характеризуется преемственностью и гармоничным развитием всех структурных компонентов, позволяющих офицерам эффективно решать… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НАПРАВЛЕННАЯ 12 НРАВСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Нравственность и право как детерминанты морально- 13 психологического состояния военнослужащего в военно-профессиональной деятельности
    • 1. 2. Нравственно-правовая подготовка будущих офицеров в оте- 49 чественной и зарубежной теории и практике
    • 1. 3. Моделирование нравственно-правовой подготовки курсантов 67 в образовательной, военно-профессиональной и социальной деятельности
  • ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА СОЦИАЛЬНО- 90 ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ
    • 2. 1. Компетентностный подход как основа системы нравственно- 91 правовой подготовки курсантов

    2.2. Отбор и структурирование содержания нравственно- 113 правовой подготовки на основе декомпозиции целей и содержания образовательной, военно-служебной, военно-социальной и культур-но-досуговой деятельности курсантов

    2.3. Реализация социально-педагогических условий в образова- 140 тельной среде, учитывающей идею межведомственной, унифицированной практики нравственно-правовой подготовки курсантов

Профессионально-направленная нравственно-правовая подготовка курсантов в системе высшей военной школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях глубоких социально-экономических, политических перемен, изменений социальной среды, деформации нравственного и правового сознания к выпускникам военных вузов предъявляются принципиально новые требования в области профессионально направленной нравственно-правовой подготовки. На этапе становления и развития российской государственности обостряется проблема обеспечения духовно-нравственной безопасности российского общества и его Вооруженных Сил (ВС). Правовые и духовно-нравственные ценности общества выступают, по существу, той единой основой, на базе которой формируется готовность военнослужащего к защите своего Отечества. В то же время войсковая практика показывает, что сегодня до 15% офицеров-выпускников не способны профессионально выполнять служебные обязанности в новой системе нравственно-правовых отношений и решать военно-правовые задачи различной сложности. Сложившиеся в отечественной военной школе теория и практика военно-правовой подготовки преимущественно ориентированы на повседневную деятельность офицеров в войсках по обучению и воспитанию (перевоспитанию), психологической подготовке личного состава. Не случайно при выявлении наиболее типичных затруднений значительная часть офицеров называет отсутствие готовности к решению проблем в области международного гуманитарного и военного права, а также поддержание положительного нравственно-правового климата в воинском подразделении (части).

В этих условиях возникает объективная необходимость изменения правосознания военнослужащих, приведения в соответствие содержания и структуры подготовки курсантов к современной нравственно-правовой деятельности в войсках с условиями обеспечения духовно-нравственной безопасности российского общества. Войсковая практика требует возрождения традиционных духовных ценностей и идей, среди которых основополагающей была и остается идея формирования нравственных убеждений, ценностей и привычек, повышения эффективности военно-профессиональной и социальной деятельности. Необходим поиск новых технологий нравственно-правовой подготовки курсантов, соответствующих современной социокультурной ситуации и предоставляющих им более широкие возможности для реализации личностного потенциала и выбора своей профессионально-нравственной позиции.

Нравственность и интеллект человека становятся главной движущей силой современного общества. При этом целостную картину поля профессиональной деятельности современного военного специалиста можно теоретически и практически представить только с учетом влияния социальных, гносеологических и психолого-педагогических факторов в их единстве и взаимосвязи.

В современной психолого-педагогической литературе достаточно много работ посвящено правовому и нравственному воспитанию. Общие проблемы нравственного воспитания рассматриваются в работах В. Брожика, О. Г. Дробницкого, А. Г. Здравомыслова, И. А. Ильина и др. Психологические подходы к воспитанию нравственных ценностей раскрываются в работах Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Н. С. Лейтеса, Р. Х. Шакурова и др. Соотношения права и нравственности рассматриваются в трудах М. М. Ковалевского, Н. М. Коркунова, Э. Ю. Соловьева, Д. И. Локовской, Н. В. Колотьева, А. И. Нашинского и др.

Несмотря на значительное количество работ в области правового и нравственного воспитания, в последние годы в военной педагогике проблемы нравственно-правовой подготовки как качественно нового образования рассматривались А. В. Барабанщиковым, М. А. Лямзиным, Ю. М. Кудрявцевым и др. в общепостановочном плане и при исследовании общих проблем воспитания военнослужащих. Профессионально-направленная нравственно-правовая подготовка военнослужащих в их изменившейся военнопрофессиональной и социальной деятельности специально не исследовалась.

Ограничиваясь рамками нашего исследования, можно констатировать, что в настоящее время имеет место противоречие между объективной необходимостью усиления профессионально-направленной нравственно-правовой подготовки будущих офицеров воспитательных структур в условиях изменения социальной среды, деформации нравственного и правового сознания военнослужащих и недостаточной разработанностью данной научной проблемы.

Отсюда вытекает проблема исследования: каковы социально-педагогические условия определения и обоснования содержания и структуры профессионально-направленной нравственно-правовой подготовки курсантов в образовательной, военно-профессиональной и социальной деятельности?

Объект исследования — процесс подготовки курсантов к военно-профессиональной деятельности в высшем военном учебном заведении.

Предмет исследования — состав и особенности социально-педагогических условий подготовки курсантов к эффективной профессионально-направленной нравственно-правовой деятельности в войсках с учетом изменения военно-социальной среды и современных требований к духовно-нравственной безопасности России.

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность социально-педагогических условий повышения качества профессионально-направленной нравственно-правовой подготовки курсантов в образовательной, военно-профессиональной и социальной видах деятельности.

Гипотеза исследования — качество профессионально-направленной нравственно-правовой подготовки курсантов может существенно повыситься при реализации следующих социально-педагогических условий:

• содержание и структура нравственно-правовой подготовки курсантов определяются её профессиональной направленностью, тезаурусом основных понятий военно-правовой деятельности и системой нравственно-правовых знаний, позволяющих решать широкий круг военно-профессиональных задач;

• профессионально-направленная нравственно-правовая подготовка курсантов осуществляется в активной образовательно-воспитательной среде с её внутренними и внешними связями, ориентированной на правовую грамотность курсантов как основу военно-правовой деятельности будущих офицеров;

• личностно-деятельностная основа нравственно-правовой подготовки курсантов обеспечивается путем моделирования и технологичности её реализации в образовательной, военно-профессиональной и социальной деятельности;

• готовность преподавательского состава к осуществлению профессионально-направленной нравственно-правовой подготовки курсантов обеспечивается целевой (специальной и психолого-педагогической) подготовкой в области современной военно-правовой деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Раскрыть структуру, содержание и специфические особенности процесса нравственно-правовой подготовки курсантов в образовательной, военно-служебной и социальной деятельности.

2. Разработать дидактическую модель поэтапной нравственно-правовой подготовки курсантов в образовательной и различных видах военно-профессиональной деятельности.

3. Экспериментально апробировать эффективность выделенных в исследовании социально-педагогических условий нравственно-правовой подготовки курсантов в различных видах военно-профессиональной деятельности.

Теоретико-методологической основой исследования являются: философские положения теории познания и самопознания, теории деятельностисистемный, субъектно-деятельностный и функциональный подходы.

А.Н.Аверьянов, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.) — личностно-деятельностный подход к организации процесса нравственного воспитания (Л.П.Буева, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — теории социального и педагогического проектирования (В.П.Беспалько, Л. И. Гурье, В. Г. Иванов, А. А. Кирсанов, И. Я. Курамшин и др.) — теория межпредметных связей (Н.Ф.Борисенко, И. Я. Курамшин, А. В. Усова и др.) — теория учебных задач (А.Н.Леонтьев, Е. И. Машбиц, У. Р. Рейтман и др.).

В исследовании использовались эмпирические и теоретические методы.

Эмпирические методы (наблюдение, изучение результатов военно-профессиональной деятельности, документации), позволившие установить зависимость содержания и структуры нравственно-правовой подготовки курсантов от изменившихся нравственных основ и правосознания военнослужащих, дополнялись экспериментом, опытной работой, обобщением педагогического опыта.

Теоретические методы (аналогия, моделирование, системный анализ) позволили выявить специфические для исследуемого процесса противоречия, обосновать социально-педагогические условия подготовки курсантов к современной нравственно-правовой деятельности в войсках.

Этапы исследования:

Исследование проводилось с 2000 г. по 2006 г. в учебных группах (взводах) Казанского высшего военного командного училища (военного института). Всего в проведении констатирующего и формирующего экспериментов принимали участие 130 курсантов, обучающихся по специальности 31 000 «Педагогика и психология» (военная специальность «Морально-психологическое обеспечение деятельности войск») с первого по пятый курсы обучения, а также 54 преподавателя.

Первый этап (2000;2002гг.) включал теоретический анализ и осмысление исследуемой проблемы, выявление противоречий в военно-профессиональной подготовке специалистов воспитательных структур. Данный этап предполагал изучение различных литературных источников, военно-педагогического опыта и выбор предмета и объекта исследования.

Осуществлялся анализ сложившейся практики обучения курсантов в системе ввуза, уточнялись замысел и методика исследования, а также осуществлялась разработка экспериментальных материалов для констатирующего и формирующего экспериментов. Был выявлен исходный уровень готовности курсантов к современной нравственно-правовой деятельности.

Второй этап (2002;2005гг.) представлял собой опытно-эксперименталь-ную часть исследования: проведение констатирующего и формирующего экспериментов. Проводилось уточнение гипотезы, разрабатывались и апробировались социально-педагогические условия современной нравственно-правовой подготовки курсантов в образовательной, военно-служебной и социальной деятельности. Разрабатывались методические рекомендации, комплексные нравственно-правовые задачи, ролевые игры, отражающие изменения в современной военно-правовой деятельности, часть которых внедрялась в процессе опытно-экспериментальной работы.

Третий этап (2005;2006гг.) — продолжалась опытно-экспериментальная работа, осуществлялись теоретическое обобщение результатов, литературное оформление диссертационной работы, были сформулированы выводы и практические рекомендации для курсантов, командиров подразделений и профессорско-преподавательского состава.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются:

1. В раскрытии структуры, содержания и специфических особенностей целостного процесса (этапы, противоречия, проблемы) нравственно-правовой подготовки курсантов в образовательной, военно-служебной и социальной деятельности.

2. В разработке и обосновании в соответствии с новыми задачами обеспечения духовно-нравственной безопасности России комплекса социально-педагогических условий подготовки курсантов к нравственно-правовой деятельности, заключающихся в:

• определении содержания и структуры нравственно-правовой подготовки курсантов исходя из её профессиональной направленности, тезауруса основных понятий военно-правовой грамотности основных понятий военно-правовой грамотности (информационной, психолого-педагогической и деятелыюстно-практической) и системы нравственно-правовых знаний, позволяющих решать широкий круг нравственно-правовых задач (работа в зоне локального конфликта, обеспечение норм международного гуманитарного права и др.);

• формировании профессионально-направленной нравственно-правовой подготовки курсантов в активной образовательно-воспитательной среде (совместная деятельность с органами МВД и органами военной прокуратуры, дознавательная деятельность в подразделениях обеспечения и др.) с её внутренними и внешними связями, ориентированной на правовую грамотность курсантов как основу военно-правовой деятельности будущих офицеров;

• обеспечении личностно-деятельностной основы нравственно-правовой подготовки курсантов путем моделирования и технологичности её реализации в образовательной (дисциплины «Культурология», «Правоведение», «Морально-психологическое обеспечение деятельности войск» и др.), военно-профессиональной (военно-правовая работа в подразделениях обеспечения учебного процесса, стажировка в органах военной прокуратуры и др.) и социальной деятельности (взаимодействие с Международным комитетом Красного Креста в РФ, совместная деятельность с органами МВД, МЧС и др.);

• разработке и реализации целевой специальной и психолого-педагогической подготовки преподавателей в области исследуемой проблемы (содержание и структура современной нравственно-правовой подготовки курсантов исходя из тезауруса основных понятий военно-правовой грамотности и системы нравственно-правовых знаний).

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что на её основе разработаны и успешно внедряются методические рекомендации по профессионально-направленной нравственно-правовой подготовке в образовательной и различных видах военно-профессиональной деятельности, адресованные курсантам и преподавателям высших военных учебных заведенийв разработке диагностических методик сопровождения учебной деятельности по формированию правовой грамотности будущих офицеров воспитательных структур. Материалы диссертационной работы включены в новый курс «Основы профессионально-направленной нравственно-правовой подготовки курсантов в системе военного вуза». Кроме этого, они используются в системе повышения квалификации преподавательского состава. Изданы учебные и методические пособия, адресованные преподавателям и курсантам: «Формирование у курсантов военно-правовой грамотности в образовательной и различных видах военно-профессиональной деятельности», «Правовое воспитание военнослужащих» и др.

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов, рекомендаций, полученных в результате исследования, обеспечивались правильным определением исходных теоретико-методологических подходов к исследованию проблемы профессионально-направленной нравственно-правовой подготовки курсантов в образовательной и различных видах военно-профессиональной деятельностиразнообразием используемых теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных целям, задачам, гипотезенепосредственным участием автора в организации и проведении опытно-экспериментальной работы.

Положения, выносимые на защиту.

Состав и особенности социально-педагогических условий нравственно-правовой подготовки курсантов в образовательной, военно-профессиональной и социальной деятельности.

Доказательство того, что в процессе опытно-экспериментальной работы, реализации социально-педагогических условий удалось значительно повысить уровень готовности курсантов к современной нравственно-правовой деятельности в войсках.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход исследования, его основные положения и результаты докладывались, обсуждались и получили одобрение па Всероссийской (Казань, 2002 г.), межвузовских (Казань,.

2001, 2002, 2005гг.) и внутривузовских научно-практических и военно-научных конференциях, на заседаниях кафедр гуманитарных и социально-экономических, военно-специальных дисциплин Казанского высшего военного командного училища (военного института).

По проблеме исследования автором читаются циклы лекций курсантам и преподавателям, проводятся практические и семинарские занятия. Апробация результатов осуществлялась также в образовательной и различных видах военно-профессиональной деятельности, в работе методических советов, на семинарах.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Постановка и исследование проблемы профессионально-направленной нравственно-правовой подготовки курсантов к современной военно-профессиональной деятельности в условиях изменения социальной среды, деформации нравственного и правового сознания военнослужащих имеет особо важное значение.

Изменившиеся оборонные задачи, новая система морально-психологического и военно-правового обеспечения видоизменили и в то же время усложнили структуру и содержание профессионально-направленной нравственно-правовой подготовки курсантов в образовательной, военно-профессиональной и социальной видах деятельности.

Значительно повысились требования к уровню военно-профессиональной деятельности офицеров воспитательных структур и командиров подразделений тактического звена (взвод, рота, батальон). Объективно возникла потребность модернизации всей системы подготовки офицерских кадров к современной нравственно-правовой деятельности в войсках. В исследовании военно-профессиональная деятельность выступает системообразующим фактором определения содержания и структуры нравственно-правовой подготовки курсантов в образовательной, военно-служебной и социальной видах деятельностей, её логико-содержательной основы и интегративного характера.

Основное внимание в данной работе уделено составу и особенностям социально-педагогических условий подготовки курсантов к эффективной профессионально-направленной нравственно-правовой деятельности в войсках, с учетом изменения военно-социальной среды и современных требований к военно-правовой деятельности.

Как показывают исследования, в ранее проведенных работах основное внимание уделялось отдельным аспектам военно-правовой деятельности: формированию правовых основ военной службы и патриотизма, юридических знаний, военно-правовое взаимодействие в воинском коллективе, принятие правового решения и др. В проведенном исследовании в качестве предмета исследования представлена целостная профессионально-направленная нравственно-правовая деятельность будущих офицеров с учетом изменения военно-социальной среды и современных требований к военно-правовой деятельности.

В исследовании современная нравственно-правовая деятельность представлена как структурный подвид трудовой деятельности, воинского труда. Ее отличительная черта состоит в том, что это устойчивый род деятельности человека, требующий от него определенной квалификации (совокупности нравственно-правовых знаний, умений, навыков, способностей), морально-психологических, волевых качеств в выполнении воинского долга.

Современная нравственно-правовая подготовка курсантов военных вузов — целостная, организованная и упорядоченная система с различными внутренними и внешними связями, в которой проявляются новые, интегральные качества, не свойственные её отдельным компонентам. Она характеризуется преемственностью и гармоничным развитием всех структурных компонентов, позволяющих офицерам эффективно решать современные задачи нравственно-правового плана, которые входят в круг их обязанностей, и получать стабильные результаты в различных условиях воинской деятельности. При этом эффективность воинской деятельности во многом зависит и определяется стремлением и желанием офицера повышать уровень правовой грамотности, рефлексивной культуры воинского труда. Обосновано, что качественная подготовка курсантов к современной профессионально-направленной нравственно-правовой деятельности в войсках может быть достигнута за счет изменения организации процесса обучения, реализации адекватной целям нравственно-правовой подготовки технологии обучения, средств предъявления учебного материала.

Выполненная работа позволяет целостно представить структуру, содержание и процесс нравственно-правовой подготовки курсантов в различных видах военно-служебной деятельности: анализ реальной нравственно-правовой ситуации, прогнозирование, целеполагание, программирование, проектирование, принятие частных решений, планирование, организация выполнения, стимулирование деятельности принятого решения. Раскрыты специфические особенности процесса подготовки курсантов к современной нравственно-правовой деятельности в войсках как важнейшей составляющей их профессиональной компетенции, включающей взаимосвязанный комплекс следующих компонентов: правовая грамотность, юридическая техника, рефлексивная культура взаимодействия, мобильность и гибкость нравственно-правовых знаний.

Главная цель проведённого исследования — обосновать и экспериментально апробировать эффективность социально-педагогических условий повышения качества профессионально-направленной нравственно-правовой подготовки курсантов в образовательной, военно-профессиональной и социальной видах деятельностей.

В выполненной работе, следуя логике исследования, мы имеем возможность от модели деятельности перейти к обоснованию структуры и содержания модели подготовки курсантов к современной нравственно-правовой деятельности в системе военного вуза. С этой целью осуществлено её моделирование.

В целом выполненная диссертационная работа подтверждает правомерность проведенного исследования и решения поставленных задач: они соответствуют целям возрождения военно-правового сознания военнослужащих. Результаты исследования востребованы войсковой практикой, в чем раскрыты противоречия, проблемы поэтапного процесса подготовки будущих офицеров к современной нравственно-правовой деятельности в условиях военного вуза.

В исследовании раскрываются изменения в уровне готовности курсантов к современной нравственно-правовой деятельности, а так же состав и особенности комплекса социально-педагогических условий подготовки курсантов к нравственно-правовой деятельности с учетом изменяющихся оборонных задач, содержания и характера всех видов военно-профессиональной деятельности.

Эффективным средством поэтапной нравственно-правовой подготовки курсантов в образовательной, социальной и различных видах военно-профессиональной деятельности выступает система задач нравственно-правовой направленности. На каждом курсе обучения курсанты решают от 40 до 80 профессионально направленных задач. Именно нравственно-правовые задачи позволяли четко вычленять постановку и осознание цели, предвидеть затруднения (барьеры), определять способы преодоления затруднений, вносить необходимые коррективы в свою образовательную и другие виды деятельности.

Проведённое исследование подтверждает правильность выдвинутой гипотезы. Предложенные и реализованные автором условия позволили существенно повысить уровень готовности курсантов к нравственно-правовой деятельности в современных условиях модернизации военного образования.

Исследование открыло возможность увидеть новые, нерешённые проблемы. Дальнейшие исследования в области подготовки курсантов к нравственно-правовой деятельности могут осуществляться в следующих направлениях: морально-психологический климат как основа крепкой воинской дисциплинысодержание и структура военно-правовой деятельности в условиях решения новых оборонных задач и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-334с.
  2. А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. — 263с.
  3. Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. — 448с.
  4. .Б. Теория обучения: схемы и тесты. М.: Владос-пресс, 2002. — 176с.
  5. Л.О. О вежливости, о такте, о деликатности. Л.: Лениздат, 1990.-255с.
  6. М.М. Религиозное понимание нравственных ценностей: Авто-реф. дис. .канд. фил ос. наук. Баку: БГУ, 1991. -25с.
  7. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608с.
  8. А. Новый дисциплинарный устав, — Варшава, 1879. 52с.
  9. О.В. Формирование экономической грамотности как средства начальной профессиональной подготовки учащихся лицеев: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М.: Институт содержания и методов обучения РАО, 2004. — 24с.
  10. A.A. Профессиональная подготовка унтер-офицерского состава вооруженных сил ФРГ: Автореф. дис.. канд.пед.наук. М.: ГАВС, 1994.-24с.
  11. P.A. Интегративные военно-профессиональные задачи в системе подготовки курсантов ввузов. Казань: КФЧТИ, 2000. — 136с.
  12. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (метод, основы). М.: Просвещение, 1982. — 192с.
  13. Е.М. Нравственная культура личности. Мн.: Наука и техника, 1985. — 184с.
  14. В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и личность специалиста. М, 2002. — С. 14−32.
  15. В.И. Моральный выбор личности: цели, средства, результаты. Томск: ТГУ, 1977. — 200с.
  16. C.B. Правовые основы организации высшего образования в России //Высшее образование в России. 2002. — № 3. — С. 17−19.
  17. A.B., Давыдов Б. П., Феденко Н. Ф. Основы военной психологии и педагогики: Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. 2115 «Начальное военное обучение и физ. воспитание"/Под ред. А. В. Барабанщикова. М.: Просвещение, 1988. — 271с.
  18. A.B., Дерюгин П. П. Военно-педагогическая диагностика: (теория, опыт, проблемы). М.: ГАВС, 1995. — 108с.
  19. С.Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. -2-е изд., перераб. и доп. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. -904с.
  20. А. Образовательный округ в современной России: фикция или реалыюсть//Высшее образование в России. 2003. — № 2. — С.24−35.
  21. H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-607с.
  22. М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального образования в профтехучилищах. Теоретико-методологический аспект. -Томск: ТГУ, 1988.-222с.
  23. Л.Г. Военное образование в России в XIX веке. Доклад на секции сравнительной военной истории XIII Международного конгресса исторических наук. М.: Наука, 1970. — 13с.
  24. В.П., Татур 10.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989, — 144 с.
  25. Бим-Бад Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком. М.:Педагогика, 1996, № 5, С.3−9.
  26. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 272с.
  27. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1979. — 304с.
  28. В. А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. — 64с.
  29. В.А., Гумницкий Г. Н., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание (философско-этические основы). Воронеж: ВГУ, 1990. — 142с.
  30. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.-310с.
  31. О.С., Черенкова C.B. Нравственное воспитание старшеклассников. М.: Просвещение, 1988. — 206с.
  32. Р.З. Региональная система профессиональной подготовки специалистов социокультурной сферы в современных условиях: Автореф. дис. .д-ра.пед.наук.-Казань, 1996.
  33. A.A. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Педагогика 1990. — № 12. 65 -71с.
  34. Боевой устав Сухопутных войск. Часть II (батальон, рота). М.: Военное издательство, 1990. — 464с.
  35. Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. M.: Знание, 1979. — 40с.
  36. Г. Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3−5 курсов педагогических вузов. -Стерлитамак: СГ ПИ, 2002. 134с.
  37. Н.Ш. Теория и практика дополнительной профессиональной подготовки студентов в техническом вузе: Автореф. дис. д-ра пед. наук, — Казань, 1998. -40с.
  38. P.A. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина XX века). Казань: КГПУ, 1997. -172с.
  39. В.И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. М: ВПА, 1971.-44с.
  40. Военная доктрина Российской Федерации/Красная звезда.- 2000. 12мая.
  41. Военная психология и педагогика: Учебное пособие/Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. М: Совершенство, 1998. -384с.
  42. Д.А. Актуальные проблемы советской военно-этической теории-М., 1972. С. 150
  43. Л.А. Педагогическая культурология. Программа интегратив-ного курса для высших педагогических учебных заведений. Казань: КГПИ. -39с.
  44. Л.А. Социокультурный потенциал системы непрерывного профессионального образования. М.: Магистр, 1997. — С.42−49.
  45. В.Ф. Формирование идейно-нравственной устойчивости учащихся профтехучилищ в условиях общежития: Автореф. дис. канд.пед.наук. Минск, 1986. — 20с.
  46. Воспитательная работа в вооруженных силах ФРГ // Военный университет. Научно-исследовательская группа обобщения научной информации. -М., 1996. -С.6−34.
  47. Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. -480с.
  48. .С. Философия образования. М.: МПСИ, Флинта, 1998.-432с.
  49. В.М. Исключительное положение.- СПб., 1908. С. 333.
  50. Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования. Приказ Министра образования Российской Федерации от 14 декабря 2001 г. № 118.
  51. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей). Редактор-составитель Соколова Е.И./Под общей редакцией д.п.н. Селивановой Н. Л. М.: Педагогическое общество России, 1998.-336с.
  52. В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников: (педагогическая наука реформе школы). — М.: Педагогика, 1988. — 136с.
  53. Л.И., Тюнников Ю. С., Хасанова Г. Ф. Методология и методика педагогического проектирования содержания профессиональной подготовки специалистов среднего звена// Сб. «Проблемы специального образования" — Казань, 1994. 132с.
  54. Г. С. Методика и система работы по осуществлению взаимосвязи предметов общеобразовательного и профессионально-технических циклов в профессионально-технических училищах. -М.: Высш. шк. 1977−96с.
  55. В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Мониторинг образовательного процесса. № 4. — 2000.
  56. H.H. Нравственное содержание духовности. Дис. .канд. филос. наук. — М., 1995. — 118с.
  57. В. Военное обучение в гражданских вузах/Высшее образование в России. 2004. — № 2. — С. 120−126.
  58. Духовность, художественное творчество, нравственность. — Вопросы философии 1996.- № 2 С.70−77.
  59. Духовные ориентиры: к итогам VI Международных Рождественских образовательных чтений. Воспитание школьников, 1988.- № 3, С.6−12.
  60. А.К. Общечеловеческие ценности как платформа сотрудничества верующих и неверующих (нравственный аспект): Дис. канд.философ.наук. М., 1991.- 122с.
  61. Г. Б. Этико-педагогические основы социально-нравственной ориентации подростков: Дис.. д-ра пед.наук. Казань, 2000. -314с.
  62. В.П. Военное образование в России: преемственность, опыт, традиции. Саратов: СГТУ, 1999. — 256с.
  63. Е., Курамшин И., Иванов В. «Психология и педагогика» для студентов-инженеров//Высшее образование в России. 2003. — № 6. — С. 103 105.
  64. И.А.Гричаникова. Формирование нравственной культуры в техническом вузе. Белгород.: БГТА, 2002. — 86с.
  65. В.Г. Проектирование содержания профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы колы: Автореф. дис.. док.пед.наук. Казань, 1997. — 258с.
  66. Изучение личности военнослужащих и психологии воинских коллективов: (в помощь военному психологу). СПб.: ВИККИ им. А. Ф. Можайского, 1993. — 96с.
  67. С.К. Моральный фактор в современных войнах. М., 1979-
  68. Кадетская перекличка. Нью-Йорк, 1993. — № 53. — С. 59.
  69. A.A. Индивидуальная учебная деятельность как педагогическая проблема. Казань: Изд-во КГУ, 1982. -224с.
  70. A.A. Методологические проблемы создания прогностической модели специалиста. Казань, 2000. — 227с.
  71. A.A., Кочнев A.M. Интегративные основы широкопрофильной подготовки специалистов в техническом вузе. Нижний Новгород: Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 1999. -184с.
  72. A.B. Когда выбрана цель//Высшее образование в России. -2002,-№ 1. С.31−38.
  73. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-Р (п.2)). М.: АПК и ПРО, 2002. — 24с.
  74. Концепция национальной безопасности Российской Федера-ции//Красная звезда 2000. 20 янв.
  75. В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. М.: Высшая школа, 1974. — 390с.
  76. A.M. Проектирование содержания подготовки специалистов двойной компетенции. Казань: Карпол, 1998. — 105с.
  77. В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976. -303с.
  78. А .Я. К проблеме принципов обучения//Советская педагогика.» 1981.-№ 8.-С. 100−106.
  79. И.Я., Иванов В. Г. Дидактика высшей школы: Учебное пособие в схемах и таблицах. Казань: КГТХУ, 2000. -72с.
  80. П. В. Подготовка офицерских кадров сухопутных войск США // Зарубежное военное обозрение. 1996. — № 9.
  81. B.C. Содержание образования: Сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224с.
  82. A.A. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-237с.
  83. А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах. -М., 1983.
  84. И.Я. Дидактические основы методов обучения,— М.: Педагогика, 1981 -185с.
  85. И.Я. Процесс обучения и его закономерности.- М.: Знание, 1980.-96 с.
  86. М.А. Педагогические основы совершенствования психолого-педагогической подготовки слушателей военных академий: Автореф. дис.. капд.пед.наук. М.: ВПА, 1991. — 24с.
  87. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988−192с.
  88. И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1980. — 183с.
  89. В.Ш. Формирование профессиональной готовности студентов среднего профессионального учебного заведения к деятельности социального педагога: Дисс.. д-ра пед.наук. Казань: ИССО РАО, 1996. -446с.
  90. В.Ш., Трегубова Т. М. К вопросу о социальном становлении личности студентов ССУЗ // Магистр, 1997, С.85−91.
  91. Методологические и методические основы профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы. -Казань: Карпол, 1997 -293 с.
  92. Методология военно-научного познания. Под ред. И. Е. Шаврова, М. И. Галкина. М.: Военное издательство, 1977. 432с.
  93. В.И. К вопросу о сущности и роли морального фактора в современной войне /Материалы Всесоюзной конференции по проблемам войны и мира.- М., 1983 232с.
  94. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования //Под редакцией Е. Э. Смирновой. Л. :Изд-во ЛГУ, 1984. -177с.
  95. Моделирование как метод научного исследования //В.А.Глинский, Б. С. Грязунов, Б. С. Дынин и др. М.: Изд-во МГУ, 1965. — 248с.
  96. P.C. Психология. В 3-хтомах.- М.: «Просвещение», 1995.
  97. A.A. Модели в науке и технике. -М.: Наука, 1984. 198с.
  98. Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека. Педагогика, 1988, № 4, С.3−8.
  99. А.Ф. Что такое правовая культура? Кн. для учащихся старш. классов. -М.: Просвещение, 1988. 112с.
  100. П.И. Из лекций по общей теории права. Часть методологическая, — М., 1904. 55с.
  101. И.Б. Моделирование сложных систем. М., 1965. — 103с.
  102. П.П., Зуев В. М. Опережающее образование: гипотезы и реалии. М.: Учебный центр Федеральной службы занятости России, 1996 — 136с.
  103. Образование на пороге XXI века: Материалы научно-практической конференции / Под редакцией В. Г. Иванова. Казань: Карпол, 1996. — 110с.
  104. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации -М.: Военное издательство, 1994. 528 с.
  105. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1983.816с.
  106. П.Н. Ценностные ориентации учащихся //Среднее специальное образование, 1991, № 8, С. 18−20.
  107. Н.И. Нормативный характер права и его отличительные признаки: к вопросу о позитивизме в праве. Ярославль, 1902. — 6с.
  108. Н. Стратегия военной школы//Красная звезда. 2002. — 8 июня.
  109. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/Под общей ред. В. С. Кукушина. Серия «Педагогическое образование». — РнД: Издательский центр «Март», 2002. — 320с.
  110. Ю.Подласый И. П. Педагогика. М. Просвещение, 1996. — 629с.
  111. Ш. Попков В. А., Коржуев A.B. Дидактика высшей школы: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 136с.
  112. Право в Вооруженных Силах. 2003. — № 6. — С. 10.
  113. Приказ Министра обороны РФ от 12 марта 2003 г. № 80 (Об утверждении Руководства по организации работы в вузах Министерства обороны Российской Федерации). М: Министерство обороны, 2003. — 69с.
  114. Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов/Под ред. В. И. Андреева. Казань: Центр инновационных технологий, 2003 -252с.
  115. Проблемы и пути дальнейшего совершенствования обучения и воспитания в вузах/Под ред. И. Н. Шкадова. М.: Военное издательство, 1986. — 344 с.
  116. Психология. Словарь / Под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494с.
  117. Н.В. Формирование профессиональной направленности студентов в процессе обучения иностранному языку: Дис.. канд.пед.наук. -СПб., 1991. -224с.
  118. В. Наш институт как вуз состоялся// Ориентир 2004, № 9, С. 17−20.
  119. Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М.: Когтито-центр, 2002. — 114с.
  120. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.160с.
  121. Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1981. — 128с.
  122. В.П. Правовая культура// Актуальные проблемы теории и практики /Под ред. К. Б. Толкачева и А. Г. Хабибуллина.- Уфа, 1995. С. 50−151.
  123. И.Н., Новикова Л. И. Проблемы современного воспитания в философском контексте // Педагогика.- 1998 № 7, С. 14−20.
  124. Л.Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. -Казань: КГУ, 1992, — 176с.
  125. М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. -96с.
  126. В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений М.: Изд. Центр «Академия», 2001.-408с.
  127. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона., 6-е изд. М.: Политиздат, 1989.-447с.
  128. Советская военная энциклопедия. М., 1978. Т. 6. С. 474.
  129. B.C. Оправдание добра. Изд-во, 2-е доп. и испр. М., 1989. — 465с.
  130. Э.Ю. Взаимодополнительность морали и права, М., 1992.189с.
  131. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения.-М.: МГУ, 1969. 134с.
  132. Теоретические основы процесса обучения в советской школе /Под ред. В. В. Краевского, И.Я.Лернера- Научно-исследовательский институт педагогики АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 320с.
  133. .М. Ум полководца/В кн.: Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1.- М.: Педагогика, 1985. С.223−305.
  134. E.H. Общая теория права. Иркутск, 1991, С. 17.
  135. В.В. Пути формирования морального фактора в современных условиях // Военная мысль.- 1994.- № 5.
  136. К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии / Пед.соч. в 6-ти т. Т.6. М.: Педагогика, 1990.- С.234−245.
  137. Федеральный Закон Российской Федерации «Об оборонен/Российская газета. 1996. — 6 июня.
  138. Д.И. Психологические проблемы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте / Под общ. ред. А. М. Богоутдинова. Душанбе: ИРФОН, 1969. — 100с.
  139. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия, 1983. — 840с.
  140. О.П. Нравственная целостность личности. М.: Наука, 1983.- 158с.
  141. A.M. Вопросы философии. М., 1904. — 356с.
  142. Р.Х. Личность: психогенез, воспитание.- Казань: Центр инновационных технологий, 2003.- 303с.
  143. Р.Х. Модели функционально-генетической структуры об-щения/Юбщение как предмет теоретических и прикладных исследований. Л., 1973. — 185с.
  144. Р.Х. Новая психологическая концепция деятельности: системно-динамический подход // Профессиональное образование. 1995. № 1-С.33−42.
Заполнить форму текущей работой