Развитие художественной наблюдательности студентов III-IV кусов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью портрета
Художественно-графические факультеты педагогических вузов являются основными кузницами подготовки учителей ИЗО, ведущая цель которыхформирование профессионально-педагогической направленности личности студента и его готовности к педагогической деятельности в учебных учреждениях любого типа (общеобразовательная школа, художественная школа, студия, факультативы и т. п.). Большое теоретическое… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Историко-теоретическое обоснование проблемы развития художественной наблюдательности на занятиях живописью портрета
- 1. 1. История развития живописи портрета и методики ее преподавания
- 1. 2. Особенности портретного жанра
- ГЛАВА 2. Психолого-педагогические основы развития художественной наблюдательности
- 2. 1. Психология наблюдательности
- 2. 2. Особенности художественной наблюдательности как одной из ведущих художественно-творческих способностей
- 2. 3. Развитие художественной наблюдательности как средство активизации изобразительных способностей студентов в процессе обучения живописи портрета
- ГЛАВА 3. Этапы, ход и результаты педагогического эксперимента
- 3. 1. Пробно-поисковый эксперимент
- 3. 2. Параметры оценки уровня развития художественной наблюдательности студентов по работам, выполненным на занятиях живописью портрета. Критерии их оценки
- 3. 3. Констатирующий эксперимент
- 3. 4. Формирующий эксперимент. а) Модель экспериментальной методической системы. б) Организация и методика проведения эксперимента
- 3. 5. Сравнительный этап эксперимента
Развитие художественной наблюдательности студентов III-IV кусов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью портрета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В условиях глубоких социокультурных изменений, коренных преобразований в обществе возрастают требования к уровню познавательной деятельности людей, к уровню специальной подготовки педагогических кадров на творческих факультетах, что обусловлено необходимостью подготовки учителя ИЗО, как активную творческую личность, способного подмечать индивидуальные особенности каждого ученика, активно проникать в суть явлений, событий окружающего мира и художественных произведений, умеющего творчески реализовать различные образовательные программы в педагогической деятельности, что делает проблему развития наблюдательности человека актуальной в настоящее время.
Развитие художественной наблюдательности — одна из актуальных проблем в развитии художественно-творческих способностей. Известные педагоги творческих учебных заведений (С.К. Станиславский, М.О. Кнебель) учили своих воспитанников наблюдать окружающую действительность, указывая, что только жизнь дает художнику живой материал для творчества.
Художественно-графические факультеты педагогических вузов являются основными кузницами подготовки учителей ИЗО, ведущая цель которыхформирование профессионально-педагогической направленности личности студента и его готовности к педагогической деятельности в учебных учреждениях любого типа (общеобразовательная школа, художественная школа, студия, факультативы и т. п.). Большое теоретическое и практическое значение для решения затронутых нами проблем имеют научные труды отечественных ученых, занимавшихся вопросами творчества и восприятия (C.J1. Рубинштейна, Б. М. Теплова, В. П. Зинченко, В. П. Киреенко, Б. С. Мейлах, Я. А. Пономарева, П. М. Якобсона, Т. И. Артемьевой и др.). Положения В. А. Сластенина об обновлении высшего педагогического образования, об инновационной культуре учителя имеют для нашего исследования методологическое значение. В педагогической науке наблюдательность рассматривается в качестве необходимого свойства личности во всех видах деятельности человека, особенно в процессе обучения. «Наблюдательность к один из ценнейших показателей педагогического профессионализма» [20, с.62]. Следовательно, выдвинутая нами проблема обусловлена и задачами подготовки педагогических кадров.
Поиск средств, определяющих эффективность влияния познавательных процессов на художественную деятельность, был всегда в центре внимания педагогов (H.H. Ростовцев, А. Е. Терентьев, B.C. Кузин, Е.В. Шорохов). Как показывают наши исследования и практика преподавания живописи на художественно-графических факультетах педагогических вузов, методика обучения живописи имеет ряд типичных недостатков, которые складываются в связи со сложившимися противоречиями между требованиями, предъявляемыми новыми, меняющимися условиями социальной жизни, и инерционностью педагогического образования, недостаточной теоретической разработанностью педагогического аспекта проблемы развития художественной наблюдательности.
В психологическом аспекте наблюдательность является одним из факторов, объединяющим различные механизмы отражения в целесообразную функционально динамическую систему (Б.Г. Ананьев, А. Р. Лурия, Дж. Брунер, Б. Ф. Ломов, В. Вунд, И. Кофф, Д. Фоли и др.). Именно эта ее сторона и определяет педагогическую значимость наблюдательности в познавательной деятельности человека. «Наблюдательность, как способность, определяющая развитие и уровень познавательной деятельности индивида, требует подробного изучения не только в теоретическом плане, но и разработки практической методики ее развития» [160, с.2].
Искусство, являясь своего рода познанием жизни (Л.С. Выготский, Р. fc Арнхейм, А.К. Воронский), также в основе своей базируется на деятельности наблюдения художника. Большое теоретическое и практическое значение для решения затронутых нами проблем имеют научные труды отечественных ученых, занимавшихся вопросами творчества и восприятия (Б.М. Теплов, В.П.
Зинченко, В. П. Киреенко, Б. С. Мейлах, Я. А. Пономарев, П. М. Якобсон и др.). «Умение хорошо и точно выделить в вещах и явлениях действительности их чувственную сторону является результатом большой наблюдательности, высокой культуры восприятия, позволяющей особенно тонко анализировать характер получаемых впечатлений и вычленять их отдельные стороны» [230, с. 9].
В своих трудах многие отечественные педагоги, такие как Е. И. Игнатьев, Е. В. Шорохов, B.C. Кузин, Г. В. Лабунская, A.C. Щербаков, A.M. Матюшкин, рассматривают роль наблюдений в изобразительном творчестве детей. В частности, Е. И Игнатьев в своих экспериментальных исследованиях рассматривал данное свойство в развитии рисунка, возрастные особенности наблюдения у школьников. Экспериментальные психологические исследования C.JI. Рубинштейна, Г. Т. Овсепяна, Т. И. Горбатенко установили стадии наблюдения и психологические закономерности в процессе Ф наблюдения у школьников. Ряд работ отечественных исследователей посвящен непосредственно вопросам наблюдательности школьников (J1.B. Занкова, Б. Г. Ананьева, Н. Д. Левитова, Н. С. Лукина и др.) и рассматривает процессы наблюдения и формирования наблюдательности в психолого-педагогическом плане. А. К. Паншина посвятила свое исследование зрительной, Д. А. Николенко — речевой наблюдательности школьников. Методике воспитания наблюдательности у детей посвящены статьи Н. П. Сакулиной, И. Потерина, И. Левитова. Диссертационное исследование В. Г. Волкова рассматривает проблему организации восприятия, наблюдений подростков на занятиях изобразительным искусством.
В системе высшего художественно образования роль развития художественной наблюдательности неоценима. По мнению Д. Рейнольдса, ^ являвшимся президентом Английской королевской академии художеств в.
Лондоне, гениальность является не даром, а «результатом наблюдения и опыта» [146, т. З, с.416]. Роль наблюдений (натурных и изобразительных) в обучении специальным дисциплинам на художественно-графических факультетах педагогических вузов отмечают А. Е. Тереньев, H.H. Ростовцев, A.A. Унковский, Е. В. Шорохов, H.H. Анисимов и др. Указывая большое значение изобразительной деятельности в общем развитии личности, педагоги и психологи предлагали разнообразные средства и методы активизации творческих способностей студентов: методы наблюдений и конструктивного анализа первоначального замысла на основе восприятия и логического мышления.
Методике развития художественной наблюдательности у студентов на занятиях живописи натюрморта и пейзажа посвящены статьи И. Д. Гениной, Н. В. Грибакина, представляющие собой лишь некоторые рекомендации по существу проблемы. Диссертационное исследование O.E. Колоколовой содержит подробный материал по развитию художественной наблюдательности студентов факультета начальных классов. Следует отметить, что в настоящее время не проводятся исследования, посвященные Ф1 проблеме развития художественной наблюдательности студентов в системе высшего художественного образования.
Огромные возможности в решении этой задачи содержит в себе раздел живописи портрета, включенный в систему подготовки художников-педагогов в высших учебных заведениях и являющийся особой сферой творчества студентов. В рамках живописи портрета мы имеем возможность развивать творческие способности студентов. Работая над портретом, студенты проникают во внутренний мир человека, постигая не только самого человека, но и окружающий мир через призму чувств и мыслей портретируемого. Вопросов методики организации художественного восприятия студентов при обучении портрету касаются в диссертационных исследованиях В. П. Климович, А. К. Жаксыбергенов, А. Л. Павловский и др. Однако теоретические и практические поиски в существующих диссертациях проблему нашего исследования затрагивают лишь косвенно, которую представляют отрывочно.
Объектом наблюдения на занятиях живописью портрета является человек. Еще Д. Г. Левицкий отмечал, что «Понеже в природе нет предмета для рисования важнее и мудрее как человек» [155, с.200]. Схожесть натуры в выполняемых портретах, правильность построения «большой формы» головы, точность передачи тональных отношений, характера освещения и взаимовлияния цветов натуры в полной мере достигается лишь при достаточном развитии художественной наблюдательности. Особенности восприятия человека, его телодвижений, черт лица, дифференциации их выражений изучаются многими зарубежными и отечественными психологами (A.A. Бодалев, П. М. Якобсон, Ю. В. Гранская, В. Н. Панферов, В. А. Лабунская П. Экман, У. Фризен, К. Изард и т. д.).
Анализ современных методик преподавания живописи и общих направлений в преподавании художественных дисциплин показал, что теория и методика преподавания художественных дисциплин постоянно развиваются. Названные выше работы создают общую теоретическую основу, но не решают конкретных педагогических задач обучения студентов художественно-графических факультетов на занятиях живописью портрета.
Проблема развития восприятия в системе художественного обучения в педагогических вузах изучалась в большинстве случаев в рамках акцента на развитие одного из компонентов творческого процесса, другие, оставляя в стороне. Мы считаем, что, например, разработка методики колористического видения на занятиях живописи оставляет не решенными остальные задачи (чувства пропорциональных, тональных отношений). По отдельности эти проблемы в достаточной мере не охватывают целый комплекс обучения, объединенный общей задачей. Необходим подход ориентированный на целенаправленное формирование целостной структуры процесса художественно-педагогической подготовки, на развитие профессионализма студентов на всех этапах обучения, вооружение их универсальными способами творческой реализации.
Одной из причин характерных ошибок в учебных работах студентов художественно-графических факультетов является то, что у студентов не развивается в процессе обучения один из основных профессиональных навыков — навык наблюдения, включающий в себя постоянное сравнение и сопоставление воспринимаемых сторон и качеств наблюдаемых предметов и явлений окружающей действительности. Недостаточное и несистематическое развитие художественной наблюдательности приводит к ошибкам в восприятии натуры и изображения, к нарушению понимания субъектом актуальных, хотя и мало заметных, но в высшей степени значимых для изображения свойств в наблюдаемой натуре, к появлению определенных шаблонов и схем в работах, стирающих индивидуальность восприятия студентов, неординарность их работ. В целях повышения качества портретных работ студентов большое значение приобретает проблема специальной тренированности наблюдательских функций.
Это и актуализировало выбор темы нашего исследования: «Развитие художественной наблюдательности студентов Ш-1У курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях живописью •I портрета» .
Учет подобных недостатков в практике обучения, выделение развития художественной наблюдательности как одного из важнейших условий эффективности обучения живописи портрета и в подготовке будущих учителей изобразительного искусства в целом, и определили проблему нашего исследования, раскрывающую дидактическое и методическое условие эффективного воздействия развития художественной наблюдательности на учебную и творческую работу студентов.
В своем исследовании мы рассматриваем Ш-1У курсы как один из основных этапов профессионального развития студентов, соответствующий их учебно-исследовательской и учебно-профессиональной деятельности (Г.В. Икрин). Исследования показывают (Б.Г. Ананьев, Л. Н. Головина, В.Н. ^ Панферов) — в функциональной структуре перцептивной деятельности индивида в возрасте от 20−23-х лет одну из основных ролей выполняет наблюдательность. Таким образом, именно в этот период обучения живописи портрета создается благоприятные психофизиологические условия для активного развития художественной наблюдательности студентов. При изучении развития наблюдательности студентов, как индивидуального качества, мы основывались на положениях психологии личности А. Г. Асмолова, A.B. Мудрика.
Предлагаемый нами комплекс занятий по живописи портрета призван целенаправленно воздействовать на развитие художественной наблюдательности студентов в процессе обучения. Проведение таких занятий включает опорные беседы, теоретический курс (круг новых аспектов наблюдения изображаемого человека), анкеты, упражнения, практическую часть, которая выполняет основную функцию закрепления и переосмысления изучаемого материала на практике. В развитии художественной наблюдательности на занятиях живописи портрета мы видим источник повышения технического уровня работ студентов, основанного на любви к человеку, что чрезвычайно необходимо в современном обществе.
Итак, актуальность исследования определяется тем, что из-за нерешенности этой проблемы страдают качество подготовки будущих учителей ИЗО по живописи, в частности по живописи портрета, и развитие всех ведущих художественно-творческих способностей.
Цель исследования: разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка путей и методов развития художественной наблюдательности студентов, как условий повышения эффективности обучения живописи портрета.
Объектом нашего исследования является художественно-творческая деятельность студентов III-IV курсов на занятиях живописью портрета.
Предмет исследования — теоретические основы, пути, методы и средства, способствующие эффективному развитию художественной наблюдательности студентов.
Гипотеза исследования: Если мы будем использовать экспериментальную методическую систему, то добьемся эффективного развития художественной наблюдательности студентов, потому что предлагаемая система обладает следующими ценными качествами:
• закрепляет устойчивость внимания студентов к создаваемому портрету;
• создает исследовательскую атмосферу занятий;
• вырабатывает в процессе изобразительной деятельности навыки наблюдения натуры и ее изображения;
• система учебных и самостоятельных заданий обеспечивает системность и систематичность повседневных наблюдений студентов;
• стимулирует активность оценочной деятельности специальными методами и средствами;
• обеспечивает выявление психологии внутреннего мира изображаемого через наблюдение его внешности;
• в значительной степени повышает качество выполняемых работ, обеспечивает глубокое усвоение знаний, навыков и умений студентов;
• активизирует художественно-творческие способности студентов.
Обилие ныне появляющихся оригинальных идей в системе образования отечественных и зарубежных авторов имеет большое значение в обогащении отечественной педагогики. При этом необходимо отметить и то, что нередко некоторые методические пособия последних лет состоят из копий, «быстродействующих» западных рецептов, в которых нет четкой, методически обоснованной системы и выполнение заданий сводится к эффектному манерному копированию. Нами же разработана и экспериментально проверена методика, основанная на приобретении студентами базовых знаний, умений и навыков по изобразительному искусству и на развитие художественной наблюдательности в процессе обучения живописи портрета.
Широкий круг методов воздействия на изобразительную деятельность, привлечение достижений современной науки в различных ее областяхфилософии, психологии, педагогики, искусствоведении и т. д. создают реальные предпосылки для обоснования методической системы активизации изобразительной деятельности студентов на занятиях живописью портрета.
Проблема, предмет, объект исследования предполагают решение ряда конкретных задач:
— изучение трудов отечественных и зарубежных психологов, дидактиков, художников-педагогов, методистов по изобразительному искусству, диссертационных исследований, программ;
— анализ и обобщение накопленного опыта работы преподавателей педагогических вузов в обучении живописи портрета, изучение практики решения данной проблемы, выявление типических недостатков, их причин;
— освещение основных теоретических вопросов живописи в портретном жанре;
— выявление сущности понятия исследуемого свойства личностихудожественной наблюдательности и дальнейшее совершенствование его определения, разработка признаков, уровней функционирования (обыденный, художественный, научный) — разработка критериев уровня развитости художественной наблюдательности студентов;
— поиски методов развития художественной наблюдательности в неразрывном единстве с формированием у студентов специальных и профессиональных знаний, умений и навыковтеоретическое обоснование и практическая разработка экспериментальной системы заданий по живописи портрета для студентов III-IV курсов и методики ее проведения;
— разработка методических рекомендаций по использованию на практике преподавания живописи портрета на художественно-графических факультетах педагогических вузовапробирование и экспериментальная проверка, доказательство эффективности воздействия предложенной системы заданий на развитие художественной наблюдательности студентов.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
— 12- теоретическое изучение психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;
— анкетирование и обработка полученных данных;
— наблюдение за деятельностью студентов и педагогов;
— беседа с преподавателями и со студентами;
— педагогический эксперимент и обработка полученных данных;
— анализ процесса и продуктов изобразительной деятельности студентов.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
• разработана эффективная методическая система развития художественной наблюдательности студентов, которая включает в себя: цели, задачи и содержание учебного процесса, дидактические принципы, формы, методы и приемы решения данной проблемы, средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающих процессов (наглядные пособия, ТСО и т. д.);
• разработана система специальных упражнений;
• выявлены психолого-педагогические основы развития художественной наблюдательности ;
• в подходе к художественной наблюдательности как целостному интегративному свойству личности, пронизывающему все художественно-творческие способности и придающему им соответствующую направленность;
• на основе разработанных нами параметров определены критерии уровня развитости художественной наблюдательности студентов.
Определился спектр обучающих, развивающих, воспитывающих возможностей предлагаемой методической системы. Проблема нашего исследования не минует вопросы эстетического воспитания студентов в процессе изобразительной деятельности. Развитие художественной наблюдательности является частью эстетического воспитания, формирует художественное восприятие действительности, развивает потребность вносить прекрасное в жизнь. Портретные задания призваны раскрытию студентам возможностей живописного языка для передачи эстетики изображаемого.
Научно-теоретическое значение заключается в том, что разработанная нами эффективная методическая система развития художественной наблюдательности студентов в значительной мере способствует совершенствованию качества подготовки специалистов. Результаты данного исследования могут использоваться при дальнейшей разработке смежных проблем.
Научно-прикладное значение исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания живописи и других художественных дисциплин в вузах педагогического профиля, при разработке учебных программ, а также при создании учебников, учебных пособий и другой учебной литературы.
На защиту выносятся следующие положения:
• художественная наблюдательность является художественно-творческой способностью определяющей и значительно влияющей на развитие и уровень познавательной деятельности студентов;
• художественная наблюдательность студентов в процессе занятий живописью портрета активно влияет на познание внутреннего мира человека через выявление его внешних качеств;
• основным методом развития художественной наблюдательности является наблюдение предметов и явлений окружающей действительности;
• развитие художественной наблюдательности в процессе освоения задач в живописи портрета обеспечивает высокую художественную и педагогическую подготовку студентов.
Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается опорой на ^ результаты современных исследований по философии, психологии, педагогике, методике преподавания изобразительного искусства, касающихся исследуемой проблемыиспользованием комплекса методов теоретического и эмпирического исследованиясоответствием методики исследования представленной цели и задачамопытно-экспериментальной проверкой и подтверждением основных положений диссертационного исследования в условиях проведения разработанной методической системыанализом полученных исходных и конечных результатов исследования.
Предложенные нами формы и методы проведения учебных занятий, виды учебной работы со студентами, направленные на развитие художественной наблюдательности студентов, прошли экспериментальную апробацию на художественно-графических факультетах МПГУ, ВГПУ. Результаты диссертационного исследования были опубликованы в статьях, сообщены в докладах на научных конференциях (апрель 1997 г., апрель 1998 г., март 1999 г.) и обсуждены на ученом совете факультета (декабрь 1998 г.). Материалы диссертации внедрены в практику преподавания на художественно-графических факультетах МПГУ и ВГПУ.
Выводы.
Анализ результатов констатирующего этапа педагогического эксперимента указывает на недостаточную готовность студентов к поисковой деятельности, направленной на обнаружение, определение актуальных и потенциальных информационных элементов и их взаимосвязей в натуре, на недостаточную развитость критического отношения к образам восприятия.
Анализируя работы студентов по качеству работ мы пришли к Ш следующему выводу об уровне знаний, умений и навыков студентов к началу.
III курса:
— у большинства студентов слабо развито профессиональное видение, недостаточно развито цельное восприятие натуры, качество выполняемых работ низкое;
— в основной массе работ не передаются характерная форма головы, характерный цвет лица, характерная манера поворота, осанки портретируемого;
— студенты не выявляют существенные черты портретируемого, схватывают в основном случайные черты, часто малоубедительные, увлекаются передачей второстепенных деталей;
— наблюдения натуры и изображения проводятся по частям, студенты не умеют постоянно и последовательно наблюдать, сравнительное наблюдение используется фрагментарно, которое организуется методически неверно;
— в процессе работы наблюдение натуры не сопоставляется с результатами наблюдения его изображения.
Подводя итоги результатов наблюдений, анкетирования и контрольных заданий, анализа работ студентов, мы еще раз пришли к выводу, что уровень развития художественной наблюдательности студентов не соответствует требованиям предъявляемым на сегодняшний день студентам художественно-графических факультетов вузов педагогического профиля.
Полученные результаты констатирующего эксперимента еще раз подтверждает необходимость включения в процесс обучения живописи портрета методической системы направленного на развитие художественной наблюдательности студентов.
3.4. Формирующий эксперимент, а) Модель экспериментальной методической системы.
Главной целью представляемой нами методической системы является развитие художественной наблюдательности студентов. Для достижения выдвигаемой цели необходимо решение следующих задач на занятиях живописью портрета:
• Создать исследовательскую и эмоциональную атмосферу занятий;
• Закрепить устойчивость внимания студентов к модели и создаваемому изображению;
• Обеспечить на занятиях самостоятельные наблюдения и решения проблем в творческом поиске, в котором процесс усвоения новых знаний осуществляется как субъективное открытие студентами с помощью преподавателя;
• Сделать гибкой и свободной наблюдательность студентов;
• Развивать умение передавать фактуру (материальность) изображаемого объекта;
• Развивать умения и навыки работы масляными красками в разной технике;
• Научить выявлять образную суть модели на основе совершенствования наблюдений внешнего облика человека, изучения его внутреннего мира;
• Научить правильно пользоваться изобразительными и выразительными средствами живописи для передачи характерного и существенного в портретируемом;
• Научить подчинять второстепенное главному, выделению главного;
• Научить грамотно анализировать работы мастеров;
• Формировать художественную культуру;
• Воспитать эмоциональную отзывчивость, любовь и внимание к окружающим людям.
Разработка модели методической системы основывалась на:
— основных дидактических принципах отечественной педагогики;
— данных психологии, физиологии, методики художественного восприятия и наблюдательности;
— опыте отечественных и зарубежных художников-педагогов.
Для разработанной нами методической системы были отобраны и взаимозадействованы следующие дидактические принципы', научности, наглядности, системности и систематичности, сознательности и активности, индивидуализации обучения, принцип от простого к сложному. При разработке методической системы мы опирались на общепринятые требования организации обучения, рассматривая в единстве обучающие, развивающие и воспитывающие задачи.
Психологами доказано, что приобретенное свойство личности как и любой навык человека может не проявляться, дремать без работы, без тренировки, а затем постепенно и угасать. Предлагаемая нами модель методической системы направлена на то, чтобы постоянно развивать, сделать гибкой и свободной наблюдательность студентов, т.к. сам факт формирования определенного свойства или качества не следует рассматривать как категория постоянная и не меняющаяся.
Основные принципы разработанной экспериментальной методики:
— следование основным положениям базовой программы по живописи для вузов педагогического профилялогическая последовательность и взаимосвязанность заданий, чередование кратковременных набросков с длительными постановками;
— тематический принцип планирования, разнообразие содержания заданий;
— привлечение студентов к составлению постановок;
— систематическое выполнение упражнений по развитию художественной наблюдательности студентов во время занятий;
— обязательное коллективное обсуждение работ каждого задания и итоговый анализ семестра.
Наша методическая система охватывает весь учебный цикл изучения портретного жанра (III, IV курсы) и включает в себя комплекс занятий, состоящий из теоретического курса и практических заданийупражнений (практических и динамических) — системы домашних заданийанкеткопирования и анализа работ мастеровпросмотров работ студентовэкзаменов и зачетов.
В таблице № 11 приведен тематический план экспериментальной учебной программы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенные нами исследования позволили составить достаточно ясное представление о состоянии уровня организованности процесса обучения живописи по развитию художественной наблюдательности студентов. В настоящее время нет методически обоснованной системы заданий, упражнений, развивающих художественную наблюдательность студентов на занятиях живописью портрета. В связи с этим, наблюдения студентов педагогами организовываются нерегулярно и, как одно из следствий, работы имеют низкий уровень качества. Основная часть студентов не имеет даже на старших курсах достаточного опыта наблюдений натуры, людей в повседневной жизни.
Констатирующий этап педагогического эксперимента показал, что наблюдения студентами используются лишь в начале работы, поскольку не Й* знакомятся в процессе обучения с методикой организации натурных и изобразительных наблюдений, не понимают их значений в работе художника-педагога, не знают психологии восприятия человека человеком, что отражается на низком уровне качества работ, на снижении познавательного интереса к натуре, к предмету живописи вообще.
Апробирование экспериментальной методической системы, разработка методических рекомендаций по ее использованию на практике имеет важное значение для совершенствования системы подготовки будущих учителей ИЗО. Каждый студент достиг максимально возможного для него в данный период обучения уровня развития художественной наблюдательности. Целенаправленное развитие художественной наблюдательности повысило качество студенческих работ.
Занятия живописью портрета имеют огромную воспитательную ценность именно благодаря тому, что содействует познанию окружающего мира. Познавая окружающую действительность в процессе наблюдения, без которого никакое реалистическое изображение невозможно, студент обогащает свою личность.
Предлагаемая нами методическая система обеспечивает развитие высокого уровня художественной наблюдательности у подавляющего большинства студентов ЭГ (83%), в то время, когда в КГ (41%) (таблица № 22). В ходе эксперимента подтвердилось положительное влияние специально разработанных упражнений, организации наблюдений натуры и изображения на качество работ, на более основательную и разностороннюю профессиональную подготовку студентов.
Результаты сравнительного этапа эксперимента доказали, что уровень качества работ студентов во многом зависит от развития художественной наблюдательности.
В таблице № 22 приведены результаты трех контрольных срезов.
Список литературы
- Ажгихин С.Г. Формирование живописных умений и навыков у студентов художественно-графических факультетов в процессе теоретического и практического изучения технологии и техники многослойной масляной живописи. Дис. канд. пед. наук. — М., 1996. — 203 с.
- Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью, композицией: Сб. науч. тр. /МПГУ им. Ленина/. Под ред. Шорохова E.B. М.: Прометей, 1994. — 299 с.
- Алексеев С.С. Элементарный курс цветоведения. Л.: Гос. Изд. изобр. искусств, 1937. — 237 с. ил.
- Алиев Ю.М. Повышение эффективности художественно-творческой деятельности студентов в учебном процессе по композиции. Дис. канд. пед. наук. М., 1992. — 175 с.
- Алпатов М.В. Композиция в живописи: Исторический очерк. М. Л.: Искусство, 1940. — 132 с. ил.
- Алпатов М.В. Очерки по истории портрета. М. Л.: Искусство, 1937. — 59 с. ил.
- Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьников. Вып. 4. — Л.: Лениздат, 1940.-80 с.
- Ананьев Б.Г. Воспитание художественной наблюдательности школьников. Л.: Лениздат, 1940. — 64 с.
- Ананьев Б.Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева H.A. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. АПН СССР. М.: Просвещение, 1968. — 335 с.
- Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. Вып. 6. — М.: Знание, 1972.-32 с.
- Ананьев Б.Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. — 304 с. табл.-22 212. Ананьев Б. Г. Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1973. — 84 с.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-487 с. ил.
- Ананьев Б.Г. Развитие психофизиологических функций взрослых людей.- М.: Педагогика, 1972. 246 с. с черт.
- Ананьев Б.Г. Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. М., 1956. — 222 с. ил.
- Андронникова М.И. Об искусстве портрета. М.: Искусство, 1975.- 326 с. ил.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Пер. В. Н. Самохина.- М.: Прогресс, 1974. 392 с. ил.
- Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977.- 184 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: принципы. Общепсихологический анализ. Учеб. для вузов по спец. «Психология». М.: Изд-во МГУ, 1990.- 367 с. ил.
- Бабанский Ю.К., Журавлев В. И., Розов В. К. и др. Введение в научные исследования по педагогике. Учеб. пособие для пед. ин-в. М.: Просвещение, 1988. — 239 с.
- Бабанский Ю.К., Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989.- 558 с.
- Бабанский Ю.К. О совершенствовании методов, форм и средств обучения в свете требований реформы школы. М.: Министерство просвещения СССР, 1985.- 68 с.
- Бабанский Ю.К. и др. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. (Дидакт. аспект). М.: Педагогика, 1982.- 191 с.
- Бальзак О. Рассказы. М.: Госполитиздат, 1953. — 255 с. Неведомыйшедевр. С. 71 — 99.
- Барчаи Е. Анатомия для художников. Будапешт, 1986. — 343 с. ил.
- Басманов В.А. Тоновой и цветовой контрасты и методика их использования в обучении живописи. Дис.. канд. пед. наук. М., 1979.- 196 с.
- Баткин JIM. Итальянское Возрождение в поиска индивидуальности. М.: Наука, 1989. — 270 с.
- Баткин JIM. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. М.: Рос. гос. гуманит. ин-т, 1995. — 446 с. ил.
- Батракова С.П. Художник XX века и язык живописи: от Сезанна к Пикассо. М.: Наука, 1996. — 172 с. ил.
- Беда Г. В. Живопись и ее изобразительные средства. Учебник. М.: Просвещение, 1977. — 186 с. ил.
- Бжалава И.Т. Восприятие и установка. Тбилиси.: Мецниереба, 1965.- 226 с.
- Бодалев A.A. Восприятие человека человеком. Л.: Изд-во Ленингр. унта, 1965.- 124 с.
- Большая советская энциклопедия. Под ред. Б. А. Веденского. В 50-ти т.- М.: Гос-ое научное издание БСЭ, 1956. Т.41. 660 с. ил. Т.42. — 668 с. ил.
- Большая советская энциклопедия. Под ред. A.M. Прохорова. В 30-ти т.- М.: Советская энциклопедия, 1972. Т.10. 592 с. ил. Т.17. — 616 с. ил. Т.28.-616 с. ил.
- Бродский И.А. Репин педагог. — М.: Изд-во АХ СССР, 1960. — 128 с.
- Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. Пер. К. И. Бабицкого. М.: Прогресс, 1977. — 412 с.
- Брунер Дж. С. Процесс обучения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — 84 с.
- Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение: Избр. психол. тр. Воронеж, МДЭК, 1996. — 387 с.
- Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке40