Интеграция условий мониторинга системообразующих педагогических умений учителя
Оптимизация мониторинга деятельности учителя может быть рассмотрена с позиции педагогической интеграции условий мониторинга. Интеграция есть сторона развития, связанная с объединением в целое некогда разрозненных частейона является своеобразной реакцией на процессы раздвоения единого, происходящие во всех сферах бытия и познаниявосстановление единства происходит путем преобразования составляющих… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИИ УСЛОВИЙ МОНИТОРИНГА СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ
- 1. 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
- 1. 2. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ УСЛОВИЙ МОНИТОРИНГА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ
- ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИИ УСЛОВИЙ МОНИТОРИНГА
- 2. 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ
- 2. 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ
- 2. 3. МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИИ УСЛОВИЙ МОНИТОРИНГА СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ
- ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Интеграция условий мониторинга системообразующих педагогических умений учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Модернизация в сфере высшей школы тесно связана с переменами в обществе и экономике. Конкуренция, стремление к интеграции в мировое образовательное пространство вызывают необходимость повышения требований к современной подготовке специалистов, особенно совершенствования качества подготовки учителей.
Социально-экономические изменения в нашей стране актуализировали интеллектуально-критический, культурно-поведенческий и природосообраз-ный потенциал общества, что, несомненно, нашло отражение в смене приоритетов педагогического образования, в стратегии развития личности будущего педагога и, как следствие, в обновлении требований к качеству образования в высшей школе. Все это обусловило и потребовало определения его сущностной характеристики и выработки четкой стратегии разработки объективных критериев оценки качества педагогического образования.
Анализ содержания государственных нормативно-правовых документов в области образования показывает, что в формирующейся государственной образовательной политике России существенно возрастают роль и значение проблемы качества образования. Таким образом, в ряду фундаментальных педагогических проблем, требующих своего изучения и решения, на одно из первых мест выдвигается проблема совершенствования качества высшего педагогического образования и профессиональной деятельности педагогических работников в связи с социальными, научно-техническими и культурными потребностями общества.
Следует отметить, что эффективность оценки компетентности учителя зависит от способов получения и оценивания конечных результатов их профессиональной деятельностисовершенствования форм, методов и средств мониторингапринципов организации и управления образовательной системой. В качестве основы этого выступает структура деятельности преподавателя, представляющая собой взаимосвязь, систему и ставляющая собой взаимосвязь, систему и последовательность его действий, направленных на достижение поставленных целей в процессе решения все более сложных педагогических задач.
Большой вклад в разработку проблемы педагогического мастерства преподавателей внесли исследования Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, которые позволили выделить ряд закономерностей, определить критерии эффективности, уточнить и апробировать теоретическую модель педагогической деятельности. Наряду с этим начали изучаться пути оптимизации теоретического и практического обучения студентов, включая развитие их педагогических умений. К числу наиболее значительных в этом направлении работ относятся исследования O.A. Абдуллиной, С. И. Кисельгофа, H.A. Половниковой, Л. Ф. Спирина, А. И. Щербакова.
В современных образовательных системах высшего педагогического образования существенно повысились требования к мониторингу качества профессиональной деятельности учителя средней школы, модернизации системы профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров (O.A. Абдуллина, В. И. Андреев, В. П. Беспалько, А.И. Субетто).
Оптимизация мониторинга деятельности учителя может быть рассмотрена с позиции педагогической интеграции условий мониторинга. Интеграция есть сторона развития, связанная с объединением в целое некогда разрозненных частейона является своеобразной реакцией на процессы раздвоения единого, происходящие во всех сферах бытия и познаниявосстановление единства происходит путем преобразования составляющих синтеза, наделения их новыми качествамистепень и интенсивность этих преобразований во многом обуславливаются внутренними возможностями компонентов интеграции, а также целевыми установками, определяющими границы функционирования и развития. В разработку теории интеграции большой вклад внесли B.C. Безрукова, И. Я. Курамшин, Ю. С. Тюнников, Н. К. Чапаев. Ими рассматривается педагогическая интеграция как процесс и результат создания и функционирования относительно автономной и целостной системы, выполняющей специфические функции в образовательном процессе.
Следует отметить, что современная система педагогического мониторинга строится на изучении большого количества педагогических умений, что усложняет обработку результатов мониторинга, затрудняет изучение состояния педагогических объектов и осуществление прогноза их развития. В связи с этим становится актуальной разработка системы мониторинга педагогических умений учителя, базирующаяся на меньшем количестве значимых умений (системообразующих), которые бы отражали характеристики и взаимосвязи педагогической деятельности учителя. В этом важную роль может сыграть педагогическая интеграция разных условий осуществления мониторинга с позиции уменьшения объема характеристик для оценки качества педагогической деятельности учителя и предотвращения дублирования, исключения малозначимых факторов или факторов, являющихся следствием системообразующих педагогических умений учителя.
Обновление качества профессионально-педагогической подготовки и его мониторинг требуют пересмотра некоторых основных положений:
• оценки качества профессионально-педагогической подготовки в контексте развития педагогических умений учителя;
• поиска путей локальных изменений существующей системы контроля и проектирования системы получения, обработки и анализа обратной информации о развитии педагогических умений учителя;
• внедрения в образовательный процесс инновационных и информационных технологий, предусматривающих целенаправленное управление обновленной профессионально-педагогической подготовкой на основе систематического получения обратной информации о результатах обучения и динамике изменения личностно-профессиональных качеств (свойств) учителя;
• выявления и интеграции условий мониторинга с позиций выделения системообразующих педагогических умений учителя.
Мониторинг в образовании чаще всего выступает базовой функцией управления, обеспечивающей контроль и обратную связь. Для мониторинга педагогических умений необходимо выполнение следующих принципов построения системной педагогической диагностики: а) полнота: структура мониторинга должна быть рассчитана на все виды педагогических умений учителя с учетом требований предъявляемых к его педагогической деятельностиб) непрерывность и модифицируемость: мониторинг должен охватывать все периоды педагогической деятельности учителя и модифицироваться в этой зависимостив) интегративность: мониторинг должен сочетать в себе различные формы, приемы и способы оценки педагогических умений в традиционных и инновационных технологиях обученияг) профессиональная направленность: при мониторинге способы деятельности и виды педагогической диагностики должны быть профессионально значимыд) интеграция: интеграция строится как взаимодействие разнородных, ранее разобщенных педагогических объектов, она связана с количественными и качественными преобразованиями взаимодействующих элементов педагогической системы, интегративный процесс имеет свою логико-содержательную основуе) профилизация: предполагает реализацию соответствия содержания и технологий обучения психолого-педагогическим дисциплинам — тем профессионально-личностным потребностям, которые обусловлены своеобразием деятельностиж) индивидуализация: должна диагностироваться и контролироваться степень достижения каждым испытуемым целевого уровня профессионально-педагогической подготовки;
Все вышеизложенное позволяет утверждать, что в современной теории и практике существуют противоречия между:
— объективно выдвигаемыми социумом новыми требованиями к повышению качества профессионально-педагогического образования и неразработанностью критериев и уровней готовности учителя к ностью критериев и уровней готовности учителя к профессионально-педагогической деятельности в реальных условиях;
— необходимостью оценки динамики развития педагогических умений учителя и отсутствием специальной технологии мониторинга качества его подготовки. Эффективность организации оценочной деятельности и самоконтроля учителя на различных этапах его развития зависит от интеграции условий мониторинга.
Отсюда вытекает проблема исследования: определение номенклатуры системообразующих педагогических умений, которые необходимо заложить в основу интеграции условий мониторинга педагогической деятельности учителя.
На основе вышеизложенных фактов сформирована тема исследования: «Интеграция условий мониторинга системообразующих педагогических умений учителя» .
Таким образом, объект исследования — профессионально-педагогическая деятельность учителя.
Предмет исследования — условия и процесс мониторинга педагогических умений учителя.
Цель исследования: выявить интеграцию условий мониторинга педагогических умений учителя.
Гипотеза исследования: интеграцию условий мониторинга педагогических умений учителя можно осуществить, если она основана на конкретных системообразующих умениях. Это значит:
• в содержании мониторинга отражены системообразующие компоненты, моделирующие профессиональную деятельность учителя;
• компоненты содержания профессионально-педагогической деятельности, заложенные в основу мониторинга, и будут адекватными образовательным стандартам педагога;
• в ходе проведения мониторинга будут учитываться индивидуальные психолого-педагогические особенности личности учителя;
• мониторинг станет стимулом развития учителя в его профессионально-педагогической деятельности.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1. Провести системный анализ психолого-педагогических исследований педагогической деятельности учителя с целью выявления системообразующих педагогических умений.
2. Обосновать целесообразность интеграции условий мониторинга системообразующих педагогических умений учителя.
3. На основе статистической обработки результатов педагогического исследования выделить системообразующие педагогические умения учителя.
4. Смоделировать интеграцию условий мониторинга системообразующих педагогических умений учителя.
Теоретико-методологической основой данного исследования являются принципы системно-функционального, личностного, деятельностного подходов к исследованию профессионально-педагогической деятельности учителя средней школы, общая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, C.JI. Рубинштейн) — теория умений и навыков (Л.Ф. Гоноболин, E.H. Кабанова-Меллер, H.A. Менчинская) — теория мониторинга и качества образования (O.A. Абдуллина, В. И. Андреев, В. П. Беспалько, Н. Г. Буркова, Г. В. Ившина, Н. В. Кузьмина, H.A. Селезнева,.
A.И. Субетто, C.B. Шитов), фундаментальные работы в области структуры педагогической деятельности (O.A. Абдуллина, В. В. Адольф, В. И. Андреев, Н. В. Кузьмина, H.A. Половникова, В. А. Сластенин, А.И. Щербаков) — формирования педагогических умений в высшей школе (O.A. Абдуллина, Р. Х. Валеев,.
B.Г. Иванов, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, H.A. Половникова, В. А. Сластенин,.
Л.Ф. Спирин, А.И. Щербаков) — труды по подготовке студентов к профессионально-педагогической деятельности в разных аспектах (В.И.Андреев, JI.A. Казанцева, В. Г. Каташев, ИЛ. Курамшин, Г. А. Петрова, Н.Ю. Посталюк).
Анализ проблемы подготовки педагогических кадров высокой квалификации показал, что одним из ключевых показателей подготовленности студентов — будущих учителей к успешной профессионально-педагогической деятельности являются сформированные педагогические умения (O.A. Абдуллина, В. И. Андреев, B.JI. Дубинина, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, Л.Ф. Спирин). Педагогические умения являются важнейшим компонентом квалификационной характеристики учителя и его педагогической деятельности, а их формирование и мониторинг — составной частью системы профессионально-педагогической подготовки.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ предмета и объекта исследованиясистемный анализ психолого-педагогической, методической и научно-технической литературы по направлениям исследованияпедагогический экспериментанкетирование и интервьюированиеметод групповых экспертных оценокметоды математической статистики и теории нечетких моделей для обработки данных педагогического эксперимента.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап (1996;1998) был посвящен изучению проблемы исследования-, ознакомлению с работами, в которых рассматривается педагогической деятельности в целом, так и учителя средней школырассмотрению моделирования педагогической деятельности и интеграции условий ее мониторингаисследованию возможности использования современных информационных и компьютерных технологий в мониторинге образованияформированию понятийного аппарата исследованияразработке методики организации и проведения педагогического эксперимента.
На втором этапе (1999;2001) на основе изучения и обобщения теоретического и эмпирического материала был проведен констатирующий эксперимент по выявлению приоритетных педагогических умений в профессионально-педагогической деятельности учителя средней школы.
На третьем этапе (2002;2003) определялись критерии интеграции условий мониторинга педагогических умений учителя средней школы и рекомендации по его реализации.
На четвертом этапе (2003;2004) проводилось теоретическое обобщение результатов экспериментальной работы, формулирование выводов работы и оформление диссертации.
Экспериментальная база исследования: в эксперименте принимали участие учителя средних школ городов Казани школы №№ 3, 28, 112, 152 и Нижнекамска школы №№ 13, 16, 20, 27, 31, студенты пятых курсов Казанского государственного университета и Казанского государственного педагогического университета, прошедшие педагогическую практику.
Научная новизна исследования:
1. Установлено, что эффективность педагогической деятельности учителя в основном детерминирована системообразующими педагогическими умениями.
2. Выделены системообразующие педагогические умения учителя методом нечеткого моделирования, которые заложили основу интеграции условий педагогического мониторинга профессиональной деятельности педагога средней школы.
3. Для интеграции условий процесса мониторинга необходимо и достаточно исследовать сформированность системообразующих педагогических умений учителя.
4. Разработана и апробирована модель интеграции условий мониторинга системообразующих педагогических умений учителя и рекомендации по его проведению.
5. В процессе вузовской подготовки, организации педагогической практики студентов и на начальных этапах становления учителя следует акцентировать внимание на развитии системообразующих умений.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
— проведенные исследования расширяют научные представления о сущности мониторинга педагогических умений учителя;
— результаты проведенного исследования дают обоснование содержания модели мониторинга педагогических умений учителя;
— созданная модель интеграции условий мониторинга системообразующих педагогических умений учителя и ее обоснование обогащают научные представления о значении мониторинга для стимулирования и развития учителя в его профессионально-педагогической деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что представленная модель интеграции условий мониторинга педагогических умений учителя способна достаточно надежно выполнять роль инструмента определения качества педагогической деятельности. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы при аттестации учителей, составлении базовых программ подготовки и переподготовки учителей средних школ в высших учебных заведениях и институтах повышения квалификации работников образования, организации и проведения мониторинга педагогической деятельности в системе образования.
Апробация работы.
Материалы исследования докладывались и обсуждались на научно-практических и научно-методических конференциях: «Оптимизация учебного процесса в современных условиях» (Казань, КГТУ, 1997), «Педагогический мониторинг как системная диагностика в управлении качеством образования» (Казань, КГУ, 1997), «Проблемы педагогики творческого саморазвития личности и педагогического мониторинга» (Казань, КГУ, 1998), «Проблемы мониторинга качества образования» (Казань, КГУ, 1999), «Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство» (Казань, КГПУ, 1999), «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования» .
Казань, КГУ, 2000, 2001, 2002), «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск, 2004), а также на методологических семинарах кафедры педагогики Казанского государственного университета.
На защиту выносятся следующие положения:
1. На основе анализа системы педагогических умений установлено, что ряд педагогических умений обосабливаются в особые группы, детерминированные традиционным и инновационным подходами к педагогической деятельности.
2. Системообразующие педагогические умения учителя, закладывающие основу интеграции условий педагогического мониторинга профессиональной деятельности педагога средней школы:
• умение перестраивать свою деятельность в случае непредвиденных обстоятельств;
• умение организовать урок, внеклассное мероприятие;
• умение формулировать цели и задачи педагогического процесса;
• умение подбирать дифференцированные, личностно-ориентированные задания и задачи;
• умение организовать познавательную деятельность учащихся, научить их анализировать описанную ситуацию;
• умение составить систему задач для учащихся;
• умение строить с учащимися, их родителями, своими коллегами педагогически целесообразные взаимоотношения;
• умение стимулировать интерес, инициативу и творчество учащихся на уроке, во внеклассных мероприятиях;
• умение анализировать педагогическую ситуацию;
• умение отобрать к уроку необходимое по объему содержание материала;
• умение организовывать продуктивную деятельность учащихся на уроке.
3. Условия мониторинга системообразующих педагогических умений учителя и рекомендации по его проведению.
В процессе мониторинга необходимо обеспечить интеграцию следующих условий:
• системообразующие компоненты должны моделировать Профессиональную деятельность учителя;
• компоненты содержания профессионально-педагогической деятельности должны быть адекватны образовательным стандартам педагога;
• при проведении мониторинга учитываются индивидуальные психолого-педагогические особенности личности учителя;
• мониторинг закладывает основу стимулирования развития учителя в его профессионально-педагогической деятельности, что обеспечивается:
• наличием экспертов (как внутренних, так и внешних) по выбранному виду деятельности;
• разноуровневыми экспертизами рассматриваемой деятельности;
• обязательной статистической проверкой результатов на ва-лидность, надежность, объективность, достоверность, адекватность;
• адекватностью результатов педагогической ситуации. Объем и структура диссертации: введение, две главы, выводы по каждой главе, заключение, библиографический список использованной литературы в количестве 221 работа, 15 рисунков и 2 таблицы, приложение (анкеты, графическая интерпретация данных).
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
Приведем основные результаты исследования по второй главе диссертации.
1. Педагогический эксперимент по выявлению системообразующих педагогических умений и их функциональных взаимосвязей в структуре деятельности учителя в современных условиях проводится по следующему алгоритму:
I) составление стандартного перечня педагогических умений;
Проставление анкеты «пилотажного» эксперимента;
III) выбор экспертов для «пилотажного» эксперимента;
IV) проведение «пилотажного» эксперимента;
V) обработка данных «пилотажного» эксперимента стандартными процедурами математической статистики (корреляционный и регрессионный анализ);
VI) составление основной анкеты педагогического эксперимента;
VII) выбор экспертов для основного анкетирования;
VIII) обработка данных педагогического эксперимента стандартными процедурами математической статистики и процедурами теории нечетких множеств в целью выявления функциональных взаимосвязей педагогических умений учителя средней школы;
IX) выявление критериев интеграции условий мониторинга педагогических умений учителя.
2. Использование статистических методов разбило обработку эксперимента на следующие этапы:
I) выбор результирующего упорядочивания по матрице оценок экспертов;
П)построение корреляционной матрицы связей всех педагогических умений учителя;
III) проведение регрессионного анализа и выявление наиболее значимых педагогических умений учителя;
IV) построение корреляционных плеяд с целью выявления системообразующих педагогических умений учителя;
V) оценка надежности и валидности описанной математической модели проведенному педагогическому эксперименту.
3. Для выделения системообразующих педагогических умений в деятельности учителя необходимо реализовать следующие этапы:
• изучение приоритетов в педагогических умениях различных групп: студенты старших курсов, прошедшие педагогическую практикуучителя средней школы, которые в свою очередь были разбиты на учителей со стажем и начинающих учителей (стаж до 3-х лет);
• построение графиков оценок педагогических умений для каждой из групп экспертов и их анализ;
• изучение взаимосвязи педагогических умений учителей, принявших участие в педагогическом эксперименте;
• выявление системообразующих педагогических умений в деятельности учителя средней школы;
• выявление критериев интеграции условий мониторинга педагогических умений учителя.
4. Анализ корреляционных плеяд взаимосвязей педагогических умений в деятельности учителя показал, что гностические умения взаимосвязаны между собой, проектировочные умения, в основном, влияют на гностические. Организаторские умения влияют на умение подготовить и провести урок и на умение управлять вниманием аудитории. Организаторские умения влияют на коммуникативные. Умение строить с учащимися и коллегами педагогически целесообразные взаимоотношения влияет на конструктивные умения.
5. Были выделены системообразующие педагогические умения учителя:
• умение перестраивать свою деятельность в случае непредвиденных обстоятельств;
• умение организовать урок, внеклассное мероприятие;
• умение формулировать цели и задачи педагогического процесса;
• умение подбирать дифференцированные, личностно-ориентированные задания и задачи;
• умение организовать познавательную деятельность учащихся, научить их анализировать описанную ситуацию;
• умение составить систему задач для учащихся;
• умение строить с учащимися, их родителями, своими коллегами педагогически целесообразные взаимоотношения;
• умение стимулировать интерес, инициативу и творчество учащихся на уроке, во внеклассных мероприятиях;
• умение анализировать педагогическую ситуацию;
• умение отобрать к уроку необходимое по объему содержание материала;
• умение организовывать продуктивную деятельность учащихся на уроке.
6. Мониторинг системообразующих педагогических умений учителя должны обеспечивать интеграцию следующих условий:
• системообразующие компоненты должны моделировать профессиональную деятельность учителя;
• компоненты содержания профессионально-педагогической деятельности должны быть адекватны образовательным стандартам педагога;
• при проведении мониторинга учитываются индивидуальные психолого-педагогические особенности личности учителя;
• мониторинг закладывает основу стимулирования развития учителя в его профессионально-педагогической деятельности, что обеспечивается:
• наличием экспертов (как внутренних, так и внешних) по выбранному виду деятельности;
• разноуровневыми экспертизами рассматриваемой деятельности;
• обязательной статистической проверкой результатов на валидность, надежность, объективность, достоверность, адекватность;
• адекватностью результатов педагогической ситуации.
7. Обеспечить полноту системы мониторинга можно рассмотрев его содержание по выделенным нами группам педагогических умений: гностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных и организационных у студентов — будущих учителей:
— для гностической составляющей педагогических умений следует учитывать, что учителя должны уметь анализировать педагогическую ситуаI циюизучать интересы, склонности, способности учащихся, их положительные качества и недостатки;
— для проектировочной составляющей педагогических умений следует учитывать, что учителя должны уметь формулировать цели и задачи педагогического процесса и в соответствии с ними подбирать дифференцированные, личностно-ориентированные задания и задачи;
— для конструктивной составляющей педагогических умений следует учитывать, что учителя должны уметь отбирать и подготовить к уроку необходимое по объему содержание материалавыбирать наиболее эффективные формы и методы обученияоптимально использовать свое рабочее время;
— для коммуникативной составляющей педагогических умений следует учитывать, что учителя должны уметь строить с учащимися, их родителями, коллегами педагогически целесообразные взаимоотношениясочетать фронтальную, групповую, индивидуальную работу с учащимися на уроке по предмету, на факультативных и дополнительных занятиях во внеклассной работеуправлять собой в различных ситуациях педагогического общениявызвать интерес к задачам;
— для организационной составляющей педагогических умений следует учитывать, что учителя должны уметь организовать урок, внеклассное мероприятиепознавательную деятельность учащихсяперестраивать свою деятельность в случае непредвиденных обстоятельствстимулировать интерес, инициативу и творчество учащихся на уроке, во внеклассных мероприятиях.
8. Экспертизу педагогических умений в рамках мониторинга необходимо осуществлять по следующим основным видам деятельности учителя: урок, внеклассное мероприятие, родительское собрание, организационно-методическая работа.
9. После проведения экспертизы и накопления достаточного количества результатов по каждому учителю, эти данные должны подвергаться отработке по следующему алгоритму:
• определение среднего по группе умений;
• определение меры вариации признака около среднего (дисперсии);
• выдвижение и проверка гипотезы отличия от нуля;
• интерпретация результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы показано, что в профессиональной деятельности педагога имеют место следующие компоненты: диагностическая, ориентационно-прогностическая, конструктивно-проектировочная, организаторская, информационно-объяснительная, коммуникативно-стимулирующая, аналитико-оценочная, исследовательско-творческая, которые раскрываются через следующие группы педагогических умений: гностическую, конструктивную, проектировочную, коммуникативную, организаторские.
Проанализировав различные толкования понятия «мониторинг» в рамках конкретных сфер его применения, изучив основные особенности объектов мониторинга, рассмотрев основные принципы его проведения, мы пришли к выводу, что:
• мониторинг образовательных систем принадлежит группе мониторинга сложных объектов и требует системного подхода к его моделированию.
• мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
• объектом педагогического мониторинга являются результаты учебно-воспитательной процесса и средства, которые используются для их достижения. Педагогический мониторинг способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, значительно повышая его эффективность.
• моделируя мониторинг педагогических умений учителя, мы руководствуемся следующими ведущими требованиями: объективности, валидности, надежности, систематичности, целостности и комплексности, учета особенностей объекта изучения и условий проведения, гуманистической направленности.
• мониторинг педагогических умений учителя необходимо рассматривать как соответствие педагогических умений учителя некоторой модели, которая должна соответствовать представлениям профессионалов в данной сфере деятельности, их представлениям о специалистах данного профиляпредставлениям наиболее прогрессивно мыслящей части преподавателейпредставлениям самих студентов о данной профессии;
• мониторинг педагогических умений является приоритетной проблемой совершенствования профессионально педагогической деятельности и может быть организован как система слежения за развитием педагогических умений учителя.
В процессе теоретического и экспериментального исследования выявлено, что при проведении мониторинга должна быть обеспеченаить интеграция следующих условий:
•в содержании мониторинга отражены системообразующие компоненты, моделирующие профессиональную деятельность учителя;
•компоненты содержания профессионально-педагогической деятельности, заложенные в основу мониторинга, будут адекватными образовательным стандартам педагога;
•в ходе проведения мониторинга учитываются индивидуальные психолого-педагогические особенности личности учителя;
•мониторинг станет стимулом развития учителя в его профессионально-педагогической деятельности.
В ходе эксперимента изучены иерархии педагогических умений различных групп респондентов (студенты, учителя). Анализ оценок показал, что в деятельности различных групп респондентов наблюдаются как общие приоритеты, так и существенные различия, что обусловлено различным стажем педагогической деятельности и традиционным и инновационным подходами к педагогической деятельности.
Изучение с использованием аппарата нечеткого моделирования функциональных взаимосвязей педагогических умений, распределенных по соответствующим группам, позволило выделить системообразующие умения учителя и составить схему взаимосвязей групп педагогических умений учителя. Это показывает, что мониторинг педагогических умений должен осуществляться по всем группам педагогических умений.
Нами выделены следующие условия эффективности проведения мониторинга системообразующих педагогических умений учителя: наличие экспертов как внутренних, так и внешних по выбранному виду деятельностиобеспечение разноуровневых экспертиз рассматриваемой деятельностиобязательная статистическая проверка результатов на валидность, надежность, объективность, достоверность, адекватностьадекватность результатов педагогической ситуации.
Для обеспечения полноты интеграции условий мониторинга необходимо рассматривать его содержание по выделенным нами группам педагогических умений: гностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных и организаторских.
Таким образом, находит подтверждение основное положение нашей гипотезы, что интеграцию условий мониторинга педагогических умений учителя можно осуществить, если она основана на конкретных системообразующих умениях. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы при аттестации учителей, составлении программ подготовки и переподготовки учителей средних школ в высших учебных заведениях и институтах повышения квалификации работников образования, организации мониторинга педагогической деятельности в системе образования.
Интеграция условий мониторинга педагогических умений учителя и содержание мониторинга являются открытой моделью и могут дополняться различными требованиями и условиями в зависимости от специфики преподаваемого предмета и социального заказа. Поэтому перспективным направлением в продолжении исследования может стать составление содержания модели мониторинга педагогических умений учителя гуманитарных и негуманитарных дисциплин. При этом инвариантной частью этих требований могла бы стать описанная модель условий интеграции мониторинга системообразующих педагогических умений учителя.
Список литературы
- Абдуллина O.A. Мониторинг качества профессиональной подготовки / O.A. Абдуллина // Высшее образование в России. — 1998. — № 3. — С. 35−39.
- Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. Заведений / O.A. Абдуллина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1990. -141с.
- Абдуллина O.A. Инновации и стандарты: Мониторинг педагогического образования // O.A. Абдуллина, Н. Маркова // Высшее образование в России. 1999.-№ 5. — С. 78−81.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Аванесов B.C. Определение, предмет и основные функции педагогической диагностики / B.C. Аванесов // Пед. диагностика. -2002. -№ 1. С. 41−43.
- Аверкин А.И., Нгуен X. Использование нечеткого отношения моделирования для экспертных систем / А. И. Аверкин, X. Нгуен. — М.: ВЦ АН СССР, 1988.-24 с.
- Агапова О.И. О трех поколениях компьютерных технологий обучения / О. И. Агапова, А. О. Кривошеев, A.C. Ушаков // Информатика и образование. 1994. — № 2. — С. 34−40.
- Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 72−75.
- Айвазян С.А. Многомерный статистический анализ в социально-экономических исследованиях / С. А. Айвазян // Экономика и математические методы. М.: Изд-во Наука, 1977. — т. XIII, вып. 5. — С. 968−985.
- Александров Г. Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения / Г. Н. Александров // Информатика и образование. 1993.-№ 5.-С. 7−19.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2 / В. И. Андреев. — Казань, изд-во КГУ, 1998. 318 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1/ В. И. Андреев. Казань, изд-во КГУ, 1996. — 576 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект / Ю. К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1982. 192 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект) / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
- Белешев С.Д. Математико-статистические методы экспертных оценок / С. Д. Белешев, Ф. Г. Гурвич. — М.: Статистика, 1974. — 159 с.
- Белякин А.М. Дидактические условия оптимизации контроля и самоконтроля в учебной деятельности студентов с применением ЭВМ: Дисс. канд. пед. наук / А. М. Белякин. — Казань, 1984. — 210 с.
- Беспалько В.П. Мониторинг качества образования — средство управления образованием / В. П. Беспалько // Мир образования. — 1996. № 2. -С. 31−36.
- Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячилетия) / В. П. Беспалько. — М.: Изд-во МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. 352 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
- Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие /
- В.П. Беспалько, Ю. Г. Татур М.: Высшая школа, 1989. — 144 е., ил.
- Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества: Опыт систематизации / И.В. Бестужев-Лада / Отв. ред. Г. В. Осипов. М.: Наука, 1987. — 212 с.
- Бестужев-Лада И. В. Пилотаж: Программа исследования «Нужна ли школе реформа? «: По материалам социол. исслед., провед. Ин-том социологии Рос. акад. образования. / И.В. Бестужев-Лада // Нар. образование. -2002. N 7. — С. 24−35.
- Бестужев-Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества: Опыт систематизации / И.В. Бестужев-Лада / Отв. ред. С. Ф. Фролов. М.: Наука, 1984. — 271 с. — табл.
- Бестужев-Лада И. В. Формирование прогнозных моделей: Первый тур опроса экспертов / И.В. Бестужев-Лада // Нар. образование. 2002. — N 9.- С. 54−55.
- Битинас Б. Многомерный анализ в педагогике и педагогической психологии / Б. Битинас. Вильнюс, 1971. — 348 с.
- Бобков E.H. Дидактические основы контроля профессиональных знаний учащихся: Автореф. дисс. доктора пед. наук в форме научного доклада / E.H. Бобков. М., 1989. — 36 с.
- Браже Т.Г. Соотнесение объективного и субъективного эталона профессионализма как одно из направлений работы с учителем в системе повышения квалификации / Т. Г. Браже // Современные адаптивные системы образования взрослых. СПб., 2002. — С. 25−30.
- Буева Л.В. Человек, культура и образование в кризисном социуме / Л. В. Буева // Aima mater. 1997. — № 4. — С. 11−17.
- Буркова Н.Г. Педагогический мониторинг в оценке качества подготовки специалиста / Н. Г. Буркова // Специалист. -1997. -N 3. С. 7−9.
- Вендровская Р.Б. Проверка и оценка знаний в историческом опыте советской школы / Р. Б. Вендровская // Сов. педагогика. 1982. — № 11.-С. 103−108.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы / Б. С. Гершунский. М.: Педагогика, 1987. — 264 с.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Дж. Стенли. М.: Прогресс, 1976. — 496 с.
- Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе / Ф. Н. Гоноболин. М.: Просвещение, 1965. — 260 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
- Дайри Н.Г. Приемы текущей проверки знаний учащихся по истории (Экспериментальное исследование в старших классах средней школы) / Н. Г. Дайри. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — 352 с.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе / М. А. Данилов. М.: Учпедгиз, 1960. — 299 с.
- Демушкин A.C. Компьютерные обучающие программы / A.C. Демушкин, А. И. Кириллов, H.A. Сливина, Е. В. Чубров, А. О. Кривошеее, С.С. Фомин// Информатика и образование. 1995. — № 3. — С. 15−22.
- Добров Г. М. Экспертные оценки в научно-техническом прогнозировании / Г. М. Добров, Ю. В. Ершов, E.H. Левин, Л. П. Смирнов. Киев: Науково думка, 1974. — 160 с.
- Дубинина В.Л. Развитие профессиональных умений начинающих учителей: (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения) / В. Л. Дубинина. -Йошкар-Ола, 1994.- 141 с.
- Евтух Н.Б. Роль педагогической практики в профессиональной подготовке будущего учителя / Н. Б. Евтух, З. М. Шалик // Формированиепрофессионально-педагогических умений будущего учителя: Сб. научн. тр. — Днепропетровск: ДГУ, 1989.-С. 106−112.
- Ерецкий М.И. Проверка знаний, умений и навыков учащихся техникумов / М. И. Ерецкий, Э. С. Пороцкий. М., 1978.
- Загвязинский В.И. Учитель как исследователь / В.И. Загвязин-ский. М., Знание, 1980. — 96 с.
- Зайцев Г. Н. Математическая статистика в эксперементальной ботанике / Г. Н. Зайцев. М.: Наука, 1984. — 423 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И. А. Зимняя. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 384 с.
- Зотеева М.Н. Формирование организационных умений будущих инженеров-педагогов средствами педагогической игры: Дисс. канд. пед. наук / М. Н. Зотеева. Казань, 1987. — 236 с.
- Иванов В.Г. Проектирование содержания профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы: Ав-тореф. дисс. доктора пед. наук / В. Г. Иванов. Казань, 1997. — 40 с.
- Иванов В.Г. Проектная культура преподавателя ВУЗа / В. Г. Иванов, Л. И. Гурье // Высшее образование в России. 1998. — № 3. — С. 23−26.
- Иванов В.Г. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности / В. Г. Иванов, Л. И. Гурье, А. Зерминов // Высшее образование в России.1997.- № 4. -С. 44−49.
- Иванов Ю.С. Параметрическое моделирование в системах автоматизированного обучения и управления / Ю. С. Иванов. — ИССО РАО, Казань, 1993.-198 с.
- Ившина Г. В. Информационные технологии мониторинга качества образовательных систем (дидактические основы) Монография / Г. В. Ившина. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 136 с.
- Ившина Г. В. Компьютеризация педагогического эксперимента по выявлению развития творческих способностей студентов в обучении: Дисс. канд. пед. наук / Г. В. Ившина. Казань, 1990. — 191 с.
- Ившина Г. В. О нечетком моделировании в методе экспертных оценок / Г. В. Ившина, М.В. Map данов // Телеконференция информационные технологии в гуманитарных науках. — Казань: КГУ, 1999. С. 125−127.
- Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. институтов / Т. А. Ильина. — М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
- Интенсификация профессиональной подготовки и самоподготовки студентов педагогического института (Методическая разработка для преподавателей и студентов). КГПИ, 1985. — 32 с.
- Интенсификация творческой деятельности студентов / Под ред. В. И. Андреева, Г. Мельхорн. Казань, изд-во КГУ, 1990. — 198 с.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е.Н. Кабанова-Меллер. — М., 1968.
- Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Учебное пособие / В.А. Кан-Калик. Грозный, Чечено-Ингушский государственный университет им. Л. Н. Толстого, 1979. — 138 с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / В.А. Кан-Калик. М., 1977. — 36 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя/В.А. Кан-Калик. -М.: Просвещение, 1987. 190 с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — (Б-ка учителя и воспмтателя). -144 с.
- Карташев В.А. Система систем: Очерки общей теории и методологии / В. А. Карташев. М., 1995. — 156 с.
- Качество профессионального образования: проблемы управления, обеспечения и мониторинга: Тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф., 8 февр. 2002 г. -Казань: ИСПО РАО, 2002. 225 с.
- Кирилова Г. И. Дидактические основы построения системы контроля знаний и умений в компьютерной технологии обучения: Дисс.. канд. пед. наук / Г. И. Кирилова. Казань, 1994. — 219 с.
- Кисельгоф С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования (на материале ЛГУ) / С. И. Кисельгоф. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. — 154 с.
- Китаев H.H. Групповые экспертные оценки. Сер. «Математика, кибернетика» / H.H. Китаев. М.: Знание, 1975. — 123 с.
- Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Наука, 1997. — 223 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: (Анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. М.: Знание, 1989. — 75 с.
- Кожевников Ю.В. Проектирование информационных технологий обучения / Ю. В. Кожевников // Сб. «Аналитические методы анализа технических систем». Казань, КАИ. 1992. — С. 35−39.
- Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. — 144 с.
- Компьютерные технологии в высшем образовании / Ред. кол.: А. Н. Тихонов, В. А. Садовничий и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. — 370 с.
- Компьютерные технологии обучения: Сб. науч. тр. — Киев, 1989. -63 с.
- Контроль усвоения, его рациональная организация и эффективность в обучении. М., 1976. — 82 с.
- Концепция повышения квалификации педагогических кадров школы / Подгот. Т. Г. Браже и др. СПб.: Б.и., 1996. — 122 с.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Интеграция образования. 2002. — № 2/3. — С. 9−21.
- Кудаев М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе: дидактические основы построения и реализация системы: Автореф. дисс.. доктора пед. наук / М. Р. Кудаев. — Майкоп, 1998. 48 с.
- Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория мониторинга качества подготовки педагогов в системе всех уровней педагогического образования / Н. В. Кузьмина // Качество педагогического образования. Рязань, 2001. -4.1. -С. 21−30.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности/ Н. В. Кузьмина. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1970. — 116 с.
- Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности/ Н. В. Кузьмина. Д.: ЛГУ, 1967. — 184 с.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения/ Н. В. Кузьмина. — М.: Высш. шк., 1990.119с.
- Кузьмина H.B. Способности, одаренность, талант учителя/ Н. В. Кузьмина. JL: Знание, 1985. — 85 с.
- Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей/ Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1961. — 99 с.
- Кукла Г. П. Дидактические условия эффективной организации-контроля учебной деятельности школьников:: Дисс. канд. пед. наук / Г. П. Кукла. Челябинск, 1984.-228 с.
- Кукуев А.И. Педагогический мониторинг и оценка качества образования / А. И. Кукуев // Инновац. шк. -1998. -N 2. С. 88−89.
- Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире: Системный анализ / Ф. Г. Кумбс. М.: Прогресс, 1970. — 293 с.
- Куприна А.И. Мониторинг как средство повышения качества управления образовательным процессом: Автореф. дис. на соиск. уч. степ, канд. пед. наук: 13.00.01. / А.И. Куприна- Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1999. — 17 с.
- Куприянов A.A. Совершенствование проверки и оценки знаний учащихся средних профтехучилищ по специальным предметам: Автореф. дисс. канд. пед. наук / A.A. Куприянов. М., 1980. — 22 с.
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенствованию: Книга для учителя / Н. В. Кухарев. М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
- Кыверялг A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике / A.A. Кыверялг. — Таллин: ВАЛГУС, 1980. — 334 с.
- Ларшина A.M. Формирование общепедагогических умений средствами игры (в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров): Дисс.. канд. пед. наук / A.M. Ларшина. Уральск, 1991. — 308 с.
- Левина М.М. Дидактические проблемы интенсификации процесса обучения в ВУЗе / М. М. Левина // Интенсификация профессиональной подготовки будущего учителя. — Казань: КГПИ, 1988. С. 42−49.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев. М.: Высшая школа, 1991. — 223 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Политическое изд-во, 1975 — 304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии / А. Н. Леонтьев // Вопросы психологии. 1972. — № 9. — С. 61−69.
- Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей / И. Я. Лернер. — М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
- Логико-психологические основы исследования компьютерных учебных средств в процессе обучения // Информатика и образование. — 1989. -№ З.-С. 3−17.
- Марков М. Теория социального управления / М. Марков. — М: Наука, 1978. 103 с.
- Масальгин H.A. Математико-статистические методы в спорте / H.A. Масальгин. М.: Физкультура и спорт, 1974. — 152 с.
- Материалы X Всероссийской научно-практической конференции «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования». Казань: Центр инновационных технологий, 2002. — 304 с.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации образования: (Педагогическая наука реформе школы) / Е. И. Машбиц. — М.: Педагогика, 1988. — 192 с.
- Методические рекомендации по педагогической практике для студентов университета: Составители Королева Г. И., Хабриева O.A.: Казань, Изд-воКГУ, 1995.-24 с.
- Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. JL: ЛГУ, 1980.-171 с.
- Миловская С.М. Организация педагогической подготовки студентов в условиях университетского образования / С. М. Миловская // Педагогическая практика студентов университета: Межвузовский сборник. — Горький, Изд. ГТУ им. Н. И. Лобачевского, 1981. С. 3−13.
- Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике / В. И. Михеев. — М.: Высшая школа, 1987. — 200 с.
- Молибог А.Г. Основы программированного контроля знаний в процессе преподавания юридических и специальных дисциплин в вузах МВД СССР: Учебное пособие / А. Г. Молибог. К.: НИиРИО КВШ МВД СССР, 1980.-56 с.
- Мониторинг и управление качеством образования. / Проблемы качества образования: Материалы XI Всерос. науч.-метод. конф. М.- Уфа: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2001.- 40 с. — табл.
- Мухтаров В.И. Формирование профессионального самосознания преподавателя, мастера производственного обучения. Методические рекомендации / В. И. Мухтаров, В. Г. Каташев. Казань: изд-во ИЭУИП, 2000. — 120 с.
- Наперов В.А. Совершенствование педагогического мастерства преподавателя и формирование профессиональной компетентности студента / В. А. Наперов, C.B. Скворцов // Специалист, № 3, 1999. С. 12−13.
- Нечепоренко JI.C. Совершенствование общепедагогической подготовки учителя в университете / JI.C. Нечепоренко. Харьков.: Основа, 1990.-136 с.
- Нечеткие системы: моделирования структуры и оптимизация: Межвузовский тематический сборник научных трудов. — Калинин: КГУ, 1987.- 131 с.
- Никандров Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики (анализ зарубежного опыта) / Н. Д. Никандров. М., 1970. — 253 с.
- Новое педагогическое мышление / Под ред. Петровского A.B. — М.: Педагогика, 1989.
- Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.- Под ред. А. В. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 464 е., ил.
- Огурцов А.П. Деятельность / А. П. Огурцов, Э. Г. Юдин // Большая советская энциклопедия. Т. 8. —М., 1972.-С 180−181.
- Орлов A.A. Мониторинг инновационных процессов в образовании / A.A. Орлов // Педагогика. 1996. -N 3. — С. 9−15.
- Орлов A.A. Педагогическое образование: поиск путей повышения качества / A.A. Орлов // Педагогика. 2002. — N 10. — С. 57−64.
- Орлов И.В. Знания, умения и навыки учащихся / И. В. Орлов // Педагогика. 1997. — № 2. — С. 33−39.
- Основы андрагогики: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 31 000 Педагогика и психология, 33 400 -Педагогика/ Т. Г. Браже, И. А. Колесникова, А. Е. Марон и др.- Под ред. И. А. Колесниковой. — М.: Академия, 2003. — 236 с.
- Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, Н. Н. Тарасевич и др.- Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. инс-тов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин и др.: Под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1988. — 479с.
- Педагогика высшей школы: Учебное пособие / В. Г. Каташев, Л. И. Соломко, Г. У. Матушанский, О. В. Захарова, Л. И. Таранина / Под общей редакцией профессора Г. В. Каташева. Казань: Изд-во КГТУ, 2002. — 395 с.
- Педагогическая азбука: Словарь-справочник / Назмутдинов В. Я., Якубова Л. М., Андрейченко А. Г. 3-е изд., перераб. и доп. — Казань: «Мастер Лайн», 1998.-152 с.
- Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. И. А. Каиров, Ф. Н. Петров. Т.4: См-Я. — М.: Сов. энциклопедия, 1968. — 912 стб.: ил.
- Педагогические проблемы подготовки учителей в университете: Тезисы докладов / Отв. ред. проф. А.Шпона. — Рига: ЛГУ им. П. Стучки, 1986. -90 с.'
- Педагогический мониторинг как системная диагностика в управлении качеством образования. Казань: КГУ, 1997. — 126 с.
- Педагогический мониторинг качества образования. / Под научной редакцией члена-корреспондента РАО, д.п.н. профессора В. И. Андреева. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 176 с.
- Перовский Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе / Е. И. Перовский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. — 511 с.
- Пискунов А.И. Методы педагогических исследований / А. И. Пискунов, В. Г. Воробьев. М.: Педагогика, 1979. — 255 с.
- Платонов K.K. Краткий словарь системы педагогических понятий: Учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования / К. К. Платонов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1984. — 174 с.
- Платонов К.К. Проблемы способностей/ К. К. Платонов. — М.: Наука, 1972.-311 с.
- Подготовка и профессиональное становление молодого учителя: Межвузовский сборник научных трудов / Хабаровск, гос.пед. ин-т. Хабаровск, 1990.-160 с.
- Подготовка педагогических кадров в университете. Библиографический указатель. — Изд-во Мордовского университета, 1992. — 73 с.
- Половникова H.A. Интесификация подготовки специалиста высшей квалификации / H.A. Половникова // Советская педагогика. 1986. — № 3. -С. 72−78.
- Полоцкий В.М. Оценка знаний школьников / В. М. Полоцкий. — М.: Знание, 1981.-96 с.
- Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект / Н. Ю. Посталюк. Казань: Изд-во КГУ, 1989. — 208 с.
- Приоритетные стратегии мониторинга качества воспитания студентов. / Под ред. В. И. Андреева. Казань: Центр инновационных технологий, 2003.-252 с.
- Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя: Сб. научных трудов. — М.: МГОПИ, 1992. — 156 с.
- Психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1986.
- Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973. — 300 с.
- Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности / М. И. Махмутов, Т. И. Ибрагимов, М. А. Чошанов, H.H. Нечаев. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 187 с.
- Рабочая книга социолога. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Наука, 1983.-480 с.
- Распопов И.В. О формировании диагностических умений у будущих учителей / И. В. Распопов, А. И. Подласый // Формирование профессионально-педагогических умений будущего учителя: Сб. научн. тр. — Днепропетровск: ДГУ, 1989. С. 51−53.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт. М.: «Школа-Пресс», 1994. — 205 с.
- Романычева Н.В. Мониторинг изучение качества знаний, умений, навыков / Н. В. Романычева // Нач. шк. -1998. -N 10. — С. 62−64.
- Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, T. I, Т. И, 1989. — 807 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории/ С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 423 с.
- Рувинский Л.И. Концепция профессионально-деятельностной подготовки учителя / Л. И. Рувинский // Интенсификация профессиональной подготовки будущего учителя. — Казань: КГПИ, 1988. — С. 3−18.
- Руновский С.И. За дальнейшее развитие теории и практики учета успеваемости / С. И. Руновский // Сов. педагогика. — 1964. № 6. — С. 59−65.
- Рысс В.Л. Контроль знаний учащихся: Исследование на материале учебного предмета химии / В. Л. Рысс. — М.: Педагогика, 1982. 80 с.
- Садовский Л.Е. Математика и спорт / Л. Е. Садовский, А. Л. Садовский. Сер. «Математика, кибернетика». М.: Знание, 1990. — 48 с.
- Сборник статей и тезисов IX Всероссийской научно-практической конференции «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования». Казань: Центр инновационных технологий, 2001.-666 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сеспадес Паредас Хосе Бальтазар Формирование профессионально-организаторских умений у студентов педагогического института: Дисс.. канд. пед. наук / Хосе Бальтазар Сеспадес Паредас. JL, 1989. -152 с.
- Скворцов В.В. Методы экспертных оценок и их применение в задачах фильтрации / В. В. Скворцов. — Казань: Таткнигоиздат, 1976. 67 с.
- Скворцов В.В. Методы принятия решения: Учебное пособие / В. В. Скворцов, В. П. Ившин, A.B. Юсупова Казань: КХТИ, 1978. — 44 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: отдеятельности к личности: Учеб. пособие для слушателей фак-тов и ин-тов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов / С. Д. Смирнов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
- Совершенствование подготовки учителя в университете: Межвузовский сборник научных трудов. Изд-во Мордовского университета, 1991.-149 с.
- Соловов A.B. Компьютерные средства поддержки профессиональной подготовки / A.B. Соловов. М., 1994. — 44 с.
- Сорокин H.A. Дидактика / H.A. Сорокин. — М.: Просвещение, 1974.-337 с.
- Социальное прогнозирование: Курс лекций/ И.В. Бестужев-Лада, Г. А. Наместникова. М.: Пед. о-во России, 2001.- 386 с. — ил.
- Сочивко Д.В. Математические модели в психолого-педагогических исследованиях: Учебное пособие / Д. В. Сочивко, В. А. Якунин. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 70 с.
- Спирин Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач: Учебн. пособ / Л. Ф. Спирин. Кострома: КГТТУ им. Н. А. Некрасова, 1994. -107 с.
- Спирин Л.Ф. Формирование общепедагогических умений учителя: Дисс. доктора пед. наук / Л. Ф. Спирин. — М., 1980. 589 с.
- Спирин Л.Ф. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач: Учебное пособие / Л. Ф. Спирин, М. А. Степаницкий, М. А. Фрумкин. Под ред. В. А. Сластенина. — Ярославль, 1974. — 132 с.
- Субетто А.И. Введению в квалиметрию высшей школы / А. И. Субетто. В 4 кн. М.: Исследовательский центр, 1991. — 453 с.
- Субетто А.И. Россия и человечество на «перевале» истории в преддверии третьего тысячелетия / А. И. Субетто. — СПб.: ПАНИ, 1999. 827 с.
- Суворов JI.H. Социальное управление: Опыт философского анализа / JI.H. Суворов, А. Н. Аверин. М.: Мысль, 1984. — 232 с.
- Сухов П.Ю. Система мониторинга как условие повышения квалификации преподавательских кадров / П. Ю. Сухов // Качество непрерывного образования как проблема развития образовательной системы. -СПб., 2002.-С. 105−111.
- Сухорский С.Ф. Пути реализации проверки и учете успеваемости учащихся в средней школе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук / С. Ф. Сухорский.-М., 1966.-21 с.
- Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику Н.М. Таланчук. М.: Высш. шк., 1991.-200 с.
- Талызина Н.Ф. Педагогика и психология: Круглый стол / Н. Ф. Талызина // Вопросы психологии. 1981. — С. 39−40.
- Теоретико-методические вопросы педагогики: Сб. научн. тр. / Под ред. З. И. Равкина. М.: изд. АПН СССР, 1990. — 167 с.
- Толстых A.B. Гуманитаризация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания / A.B. Толстых // Педагогика. 1996. — N 4. -С. 9−13.
- Толстых A.B. Формирование и самоопределение личности в исторической динамике поколений: Автореф. дис. на соиск. уч. степ, д-ра психол. наук: 19.00.07, 19.00.11. / A.B. Толстых, Рос. акад. образования, Ин-т развития личности. М., 1994. — 47 с.
- Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников / Л. И. Уманский. М.: Просвещение, 1980. — 160 с.
- Урсул А.Д. Модель устойчивого развития цивилизации: информационные аспекты / А. Д. Урсул // НТИ. Сер. 2. 1994. — № 12. — С. 1−8.
- Учителю о педагогической технике / Под ред. Л. И. Рувинского. -М.: Педагогика, 1987. 160 с.
- Филиппов A.B. Вопросы психологии управления / A.B. Филиппов // Психол. журнал. 1980, Т. 1, Вып. 2.
- Формирование личности будущего учителя / Р. И. Цветкова, Ф. Г. Важенина, Т. П. Черкасская, В. Ф. Костюк, А. П. Мариненко, Л. В. Разживина. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1991. — 128 с.
- Формирование личности учителя в педагогическом вузе: Межвузовский сборник научных трудов. Казань, 1989. — 144 с.
- Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования: Сборник научных трудов / Под ред. В. А. Сластенина. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1979. — 148 с.
- Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе: Материалы Всероссийской конференции / Под ред. проф. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.-108 с.
- Формирование профессионально-педагогических умений будущего учителя: Сб. научн. тр. Днепропетровск: ДГУД989. — 136 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие / И. Ф. Харламов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1990. — 676 с.
- Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. М.: Наука, 1982. — 185 с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т. И. Шамова. -М.: Педагогика, 1982. 208 с.
- Шварцман З.О. Профессионально-педагогическая подготовкаучителя в университете / З. О. Шварцман. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. — 128 с.
- Шитов C.B. Мониторинг качества образования в школе / C.B. Шитов, В. А. Кальней. Педагогическое общество России, 1998.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования / А. И. Щербаков. М.: Просвещение, 1967. — 266 с.
- Экологический мониторинг: научный и образовательный аспекты: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 9−10 окт. 2002 г. Киров: Интеграция, 2002. — 283 с.
- Энглбардт C.JI. Приготовьтесь к виртуальной реальности / C.JI. Энглбардт // Ридерз Дайджест. — 1994. Январь. — С. 50−54.
- Юсупов Ф.М. Стимулирование педагогической деятельности: Методическое руководство / Ф. М. Юсупов. Казань, 1994. — 24 с.
- Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты / В. А. Якунин. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 160 с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / В. А. Якунин / Европ. ин-т экспертов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «По-лиус», 1998.-639 с.
- Croll Е. The Hole Internet Users Guide and Catalog, O’Reilly and Associates / E. Croll. N.Y., 1992. — 365 p.
- David H.A. The Method of Paired Comparisons / H.A. David. London: Charles Griffin & Company limited, 1977. — 169 p.
- John C. Davis Statistics and Analysis in Geology / Davis C. John. N.Y., 1986.-427 p.
- Moran Sh. Schools and Beginning Teacher / Sh. Moran // Phi Delta Kappan. 1990. — Vol. 72, N 3. — P. 210−213.
- Programmed Learning in Perspektive. A Guide to Programme Writing / C.A. Thomas, I.K. Davies, D. Openshaw, J.B. Bird. The Adelphi Press, Barking, Essex, Great Britain, 1963. — 230 p.
- Su Zh. The Function of the Peer Group in Teacher so Cialization /Zh. Su // Phi Delta Kappan. 1990. — Vol. 71, N 9. — P. 723−727.
- The Virtual Reality Newsletter. Volume 1, issue 1. Febrary 1992. -London.: Cydata Limited, 1992. P. 45−52.
- The Virtual Reality Newsletter. Volume 1, issue 2. March 1992. -London.: Cydata Limited, 1992. P. 33−40.
- Zadeh L.A. Fuzzy Set / L.A. Zadeh. Information and Control, 1965, v. 8. 338 p.