Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие творческих способностей учащихся старших классов при проведении астрономического практикума

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования состоит в том, что: показано, что проведение практических занятий на протяжении всего курса астрономии в старших классах позволяет эффективно развивать творческие способности учащихся, а астрономический практикум должен стать неотъемлемой частью системы астрономического образованияобоснована и разработана концепция дидактической системы проведения астрономического… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ И ВЫЯВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ПУТЕЙ ЕЕ РЕШЕНИЯ НА УРОКАХ АСТРОНОМИИ
    • 1. 1. Развитие творческих способностей как одна из основных образовательных задач на современном этапе
    • 1. 2. Роль астрономического образования в развитии творческих способностей учащихся
    • 1. 3. Потенциальные возможности астрономического практикума в развитии творческих способностей учащихся старших классов
    • 1. 4. Констатирующий этап педагогического эксперимента
  • ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АСТРОНОМИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА НА ОСНОВЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
    • 11. 1. Системный подход как эффективный метод решения образовательных задач
    • 11. 2. Дидактическая система проведения астрономического практикума
    • II. 2.1. Основополагающие принципы дидактической системы
  • И.2.2. Целостность дидактической системы
  • И.2.2.1. Структурные компоненты дидактической системы
  • И.2.2.2. Основное новообразование, интегрируемое компонентами дидактической системы
  • И.2.2.3. Единица обучения дидактической системы
  • И.2.2.4. Динамика дидактической системы
  • И.2.2.5. Взаимосвязь компонентов дидактической системы
    • I. L2.2.6. Показатели эффективности дидактической системы 72 И. З. Практическое занятие как единица дидактической системы 75 проведения астрономического практикума
  • И.З. 1. Информационный и операционный компоненты 75 практического занятия
    • 11. 3. 2. Содержание астрономического практикума
      • 11. 3. 3. Дидактическое взаимодействие между деятельностью 97 учителя и деятельностью учащихся
  • ГЛАВА III. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ 117 АСТРОНОМИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА
    • III. 1. Особенности построения учебного пособия для проведения 117 астрономического практикума
    • 111. 2. Организация деятельности учащихся при проведении 120 астрономического практикума
    • 111. 3. Условия, обеспечивающие эффективное проведение 128 астрономического практикума
    • 111. 4. Вариативность проведения астрономического практикума
  • ГЛАВА IV. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО- 139 МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АСТРОНОМИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА В СТАРШИХ КЛАССАХ
    • IV. 1. Организация педагогического эксперимента
    • IV. 2. Поисковый этап эксперимента
    • IV. 3. Обучающий этап эксперимента

Развитие творческих способностей учащихся старших классов при проведении астрономического практикума (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Российское образование в настоящее время развивается на новых методологических основаниях, определенных в виде гуманистической парадигмы признания саморазвития человека как высшей ценности. Свидетельством этому служат не только работы отдельных авторов (Б.А. Воронцова-Вельяминова, В. В. Давыдова, М. М. Дагаева, А. В. Засова,.

A.К. Киселева, Г. Д. Кирилловой, Е. П. Левитана, В. А. Лось, Л. Н. Мосоловой,.

B.М. Назаренко, П. В. Нестерова, В. В. Писачкина, А. Д. Урсула, Т. И. Шамовой, И. С. Якиманской и других), но и нормативные документы. Так, например, среди приоритетных задач в Национальной доктрине образования в Российской Федерации и в Федеральной программе развития образования названо развитие творческих способностей учащихся, без которых немыслима деятельность человека XXI века. В то же время, к числу приоритетных образовательных задач отнесено формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения.

В решении этих задач несомненно важную роль играет астрономическое образование. Работы Б. А. Воронцова-Вельяминова, М. М. Дагаева, А. В. Засова, А. К. Киселева, Е. П. Левитана, Е. Г. Понаморева и других указывают на большие потенциальные возможности астрономического образования в развитии творческих способностей. Вместе с тем, астрономия является одной из основных мировоззренческих наук, изучаемых в школе, что неоднократно подчеркивалось как основоположниками методики преподавания астрономии в нашей стране, среди которых Б.А. Воронцов-Вельяминов, М. М. Дагаев, А. В. Засов, Е. П. Левитан, М. Е. Набоков, так и широкой научной и учительской общественностью. С одной стороны, это объясняется содержанием астрономических вопросов, раскрывающих современные представления о научной картине мира, показывающих место человека в космическом пространстве и взаимоотношение человечества и космоса. С другой стороны, астрономия является своеобразным исследовательским полигоном для практического применения законов физики с целью изучения материи, находящейся в экстремальных состояниях, математических методов анализа и исследования процессов и явлений природы, информационных технологий для моделирования астрофизических процессов.

Совсем недавно астрономия изучалась как самостоятельный предмет в выпускном классе средней (полной) школы. В настоящее время она является частью физического образования. Вопросы астрономического содержания занимают меньше десятка строчек даже в образовательной программе профильного уровня. Изучение этой области знаний в настоящее время проводится или в рамках физики, или как предмет по выбору, а также в спецклассах, спецшколах, кружках, факультативах, группах дополнительного образования.

Одним из необходимых условий для решения любой образовательной задачи является соответствующее учебно-материальное обеспечение. В настоящее время уже написано большое количество разнообразных учебников и учебных пособий, адресованных школьникам, углубленно изучающим ту или иную дисциплину или изучающим только основы отдельных дисциплин. Примером тому может служить учебник «Физика и астрономия» под редакцией А. А. Пинского и В. Г. Разумовского, который освещает только основы астрономического образования. Тем не менее, на сегодняшний день практически не решается задача по созданию учебно-методических материалов, направленных на развитие творческих способностей, и в первую очередь — для старших классов, когда учащиеся максимально подготовлены именно для творческой деятельности.

В работах В. П. Беспалько, П. Я. Гальперина, М. В. Гамезо, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Н. Ф. Талызиной, В. Д. Шадрикова и других авторов, раскрывающих вопросы школьной психологии, подчеркивается, что любые способности формируются и развиваются в процессе деятельности. Поэтому возникает особая потребность в разработке учебного пособия для проведения практикума по астрономии, с помощью которого содержание обучения и деятельность при его освоении будут способствовать развитию творческих способностей.

Анализ существующих учебных пособий с практическими заданиями по астрономии, разработанных для учащихся средней школы Н. К. Андриановым и А. Д. Марленским, И. Ф. Боярченко, Ю. А. Гришиным, В. Ф. Карташевым и другими, показывает, что их авторы не ставили перед собой в качестве одной из основных образовательных задач развитие творческих способностей обучающихся в процессе выполнения практических работ.

В практике астрономического образования имеет место применение системного подхода при разработке дидактического материала по астрономии Г. М. Малаховой и Е. К. Страутом, при систематизации астрономических понятий — JI.B. Жуковым, при разработке самостоятельных работ — И. И. Соколовой и А. Н. Балацким. Вместе с тем, хотя возможности отдельного человека в осуществлении им той или иной деятельности становятся понятными только в определенной системе объективных отношений, среди существующих практикумов по астрономии системный подход прослеживается только у М. М. Дагаева, но его учебное пособие адресовано студентам высших учебных заведений.

Анализ педагогической практики и результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют, что проведение практических работ астрономического содержания имеет место только в тех школах, где астрономия изучается в качестве предмета по выбору или в кружках, причем, как правило, они сводятся к астрономическим наблюдениям и отражают только один из разделов курса — сферическую астрономию.

Таким образом, анализ научно-методических исследований и современное состояние астрономического образования позволяют говорить о существовании следующих противоречий: — наличие больших потенциальных возможностей астрономического образования в решении важнейших образовательных задач, относящихся к разряду стратегических, — и уменьшение его объема до мизерных размеров в общей системе подготовки выпускника средней школы;

— наличие объективной необходимости в развитии творческих способностей учащихся при изучении астрономии — и отсутствие материально-технического обеспечения, направленного на решение данной образовательной задачи;

— многократные подтверждения результатами научных исследований и педагогической практикой фактов раскрытия возможностей отдельного человека на основе системного подхода, а также развития его способностей в процессе творческой деятельности, — и отсутствие системного подхода к практическим занятиям по астрономии в школе, а также отсутствие учебных пособий для их проведения, которые бы развивали творческие способности.

Названные противоречия подчеркивают актуальность темы исследования «Развитие творческих способностей учащихся старших классов при проведении астрономического практикума» и выявляют проблему: каким должен быть астрономический практикум для старших классов и его учебно-методическое обеспечение, чтобы способствовать эффективному развитию творческих способностей учащихся?

Объектом исследования диссертации является процесс обучения астрономии в старших классах, а предметом исследования — содержание и учебно-методическое обеспечение астрономического практикума для старших классов.

Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка содержания и учебно-методического обеспечения астрономического практикума для старших классов, способствующего развитию творческих способностей учащихся.

Проведенный нами теоретический анализ проблемы исследования и результаты констатирующего эксперимента показали неразрывную связь развития творческих способностей с развитием самостоятельности и коммуникативных умений учащихся, что повлияло на расширение проблемы исследования и, с учетом этого, позволило сформулировать гипотезу исследования: если разработать учебно-методический комплекс для астрономического практикума, состоящий из учебной программы, учебного пособия и методики проведения практикума, на основе концепции дидактической системы проведения астрономического практикума, учитывающей возрастные и индивидуальные особенности старшеклассников, то применение такого комплекса будет способствовать развитию творческих способностей, самостоятельности и коммуникативных умений учащихся.

Для достижения цели и проверки гипотезы исследования решались следующие задачи:

— выявление места астрономического практикума в системе занятий по астрономии при решении задачи развития творческих способностей учащихся на основе анализа нормативных документов, психолого-педагогической и методической литературы, а также констатирующего этапа педагогического эксперимента;

— проведение анализа существующих учебных пособий для практических занятий по астрономии с целью выяснения полноты охвата курса астрономии за счет их содержания и возможности применения данных учебных пособий с целью развития творческих способностей учащихся;

— обоснование концепции дидактической системы проведения астрономического практикума, направленного на развитие творческих способностей, самостоятельности и коммуникативных умений старшеклассников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

— разработка с учетом концепции дидактической системы проведения астрономического практикума, направленного на развитие творческих способностей, самостоятельности и коммуникативных умений учащихся, учебно-методического комплекса, включающего учебную программу по астрономии, в которую органично войдут практические занятия, учебное пособие для проведения практикума, методику проведения астрономического практикума- - проверка в ходе педагогического эксперимента эффективности развития творческих способностей, самостоятельности и коммуникативных умений учащихся старших классов в результате использования учебно-методического комплекса для проведения астрономического практикума.

Научно-педагогические исследования и педагогическая практика опирались на труды отечественных и зарубежных ученых и педагогов. Идеи, изложенные в этих трудах, явились методологической основой исследования: в области педагогики и психологии — Ю. К. Бабанского, М. В. Гамезо, И. А. Домашенко, П. И. Пидкасистого, C.JI. Рубинштейна, М. Н. Скаткина, В. Д. Шадрикова, Д. Б. Эльконинав теории педагогических систем — В. П. Беспалько, Г. Д. Кирилловой, В. П. Симонова, Т. И. Шамовой, В. А. Якунинав теории развивающего обучения — Г. А. Буткина, JI.C. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, Н. Ф. Талызиной, И. С. Якиманскойв методике преподавания астрономииИ.Ф. Боярченко, Н. Я. Бугославской, Б.А. Воронцова-Вельяминова, Галкиной, М. М. Дагаева, А. В. Засова, Э. В. Кононовича, П. Г. Куликовского, Е. П. Левитана, Г. И. Малаховой, М. Е. Набокова, А. А. Пинского, Е. П. Разбитной, В. Г. Разумовского, А. Ю. Румянцева, Е. К. Страута, В. М. Чаругинав концепции образования XXI века — К. Х. Делокарова, В. А. Дмитриенко, В. А. Кобылянского, В. А. Лось, Л. Н. Мосоловой, П. И. Мунина, В. М. Назаренко, П. В. Нестерова, В. В. Писачкина, А. Д. Урсула.

Для достижения цели, решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие теоретические и экспериментальные методы исследования'.

— анализ психолого-педагогической и научно-методической литературыизучение опыта организации и проведения практических работ по астрономиинаблюдение, анкетирование, собеседование с учащимисяанкетирование и беседы с учителями астрономии и педагогами дополнительного образованиябеседы со школьным психологоммоделирование дидактической системы проведения астрономического практикумаэлементарно-теоретический анализ и синтез при разработке программы по астрономииструктурно-генетический анализ и синтез при разработке учебного пособия для проведения практических занятий по астрономии и методики проведения астрономического практикумапедагогический эксперимент по выявлению эффективности учебно-методического комплекса для проведения астрономического практикума, направленного на развитие творческих способностей, самостоятельности и коммуникативных умений учащихсястатистическая обработка и анализ результатов исследования.

Научная новизна исследования состоит в том, что: показано, что проведение практических занятий на протяжении всего курса астрономии в старших классах позволяет эффективно развивать творческие способности учащихся, а астрономический практикум должен стать неотъемлемой частью системы астрономического образованияобоснована и разработана концепция дидактической системы проведения астрономического практикума, направленного на развитие творческих способностей, самостоятельности и коммуникативных умений старшеклассников (принципы, структурные компоненты и единица системы, условия достижения целостности и показатели эффективности) — обосновано и разработано содержание учебного пособия для проведения практикума по астрономии, направленного на развитие творческих способностей, самостоятельности и коммуникативных умений старшеклассников (описание практических работ, содержащих задания репродуктивного, продуктивного и творческого уровней, а также раздаточный материал для выполнения обязательных заданий);

— обоснована и разработана методика проведения астрономического практикума, направленного на развитие творческих способностей, самостоятельности и коммуникативных умений учащихся (особенности построения учебного пособия, организация учебно-познавательной деятельности, условия эффективного проведения, примерные варианты проведения);

— обоснован и разработан учебно-методический комплекс, обеспечивающий развитие творческих способностей учащихся, который включает вариативную учебную программу, учебное пособие для проведения астрономического практикума и методику его проведения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что внесен вклад:

— в развитие системного подхода в образовании применительно к организации и проведению астрономического практикума, направленного на развитие творческих способностей, самостоятельности и коммуникативных умений старшеклассников;

— в развитие теории дифференцированного управления учебно-познавательной деятельностью на основе учета типа темперамента учащихся.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что разработан учебно-методический комплекс для проведения астрономического практикума в старших классах, включающий учебную программу (имеет гриф Министерства образования Российской Федерации), учебное пособие для проведения астрономического практикума и методику его проведения. Данный учебно-методический комплекс позволяет:

— эффективно развивать творческие способности, самостоятельность и коммуникативные умения учащихся в процессе преподавания астрономии в старших классах в рамках предмета по выбору, в профильных школах и классах, на факультативных занятиях;

— осуществлять астрономическое образование на уроках физики, географии, математики, химии, информатики.

На защиту выносятся следующие положения:

— концепция дидактической системы проведения астрономического практикума представляет собой систему взглядов, описывающую принципы, структурные компоненты и единицу системы, условия достижения целостности и показатели эффективности данной системы;

— учебно-методический комплекс для проведения практикума по астрономии (учебная программа, учебное пособие, методика), разработанный на основе концепции дидактической системы проведения астрономического практикума, обеспечивает эффективное развитие творческих способностей, самостоятельности и коммуникативных умений учащихся старших классов с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

— учебное пособие для проведения астрономического практикума позволяет реализовывать астрономическое образование как на уроках астрономии, так и на уроках по физике, географии, химии, математике, информатике.

Апробация и внедрение. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практическом семинаре «Современные технологии обучения на уроках астрономии» (г. Новосибирск, 1994 г.), на III Международной научно-методической конференции «Новые технологии в преподавании физики: школа и вуз» (г. Москва, 2002 г.), на научных сессиях Mill У по итогам научно-исследовательской работы за 2000 и 2003 г. г., на курсах повышения квалификации Московского института открытого образования в 2003 и 2004 г. г.

Разработанный автором диссертационного исследования астрономический практикум апробирован:

— с 1993 по 1996 г. г. в Новосибирском аэрокосмическом лицее;

— с 1997 по 1999 г. г. в астрономическом классе физического отделения Центра дополнительного образования на базе физического факультета Кубанского государственного университета;

— в 1997 г. в астрономической секции научного общества учащихся г. Рязани и астрономическом кружке Рязанского областного центра технического творчества учащихся;

— с 1997 по 2000 г. г. в средней школе № 1145 г. Москвы;

— с 2002 по 2003 г. г. в рамках экспериментальной площадки средней школы № 283 г. Москвы по теме «Отработка механизма внедрения исследовательской деятельности в общеобразовательной школе в области астрономии и космонавтики. Развитие личностно-ориентированного подхода в образовании на основе исследовательской и проектной деятельности»:

— с 1997 по 2003 г. г. в Московском городском дворце детского (юношеского) творчества.

Материалы исследования отражены в следующих публикациях:

1. Засов А. В., Медведева М. В. Астрономия XI класс. 2 ч. в неделю //Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. /Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. — М.: Просвещение, 1998. — С. 103−111. 0,55 п.л. (75% авторских).

2. Медведева М. В. Астрономический практикум как одна из основных форм занятий при оптимизации обучения в старших классах //Преподавание физики в высшей школе. — 2002. — № 23. — С. 218−232. 0,95 п.л.

3. Медведева М. В. Оптимизация обучения на практических занятиях по астрономии. /Новые технологии в преподавании физики: школа и вуз (НТПФ-Ш): Тез. докл. III международной научно-методической конференции. — М.: МПГУ, 2002. — С. 117. 0,03 п.л. •.

4. Медведева М. В., Чичмарь В. В. Практикум по астрономии. Ч. 1, 2, 3. — М.: МГДТДиЮ, 1997. — 56 с. 3,5 п.л. (80% авторских).

Структура и объем диссертации

: диссертационное исследование объемом 270 страниц состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы, включающего 239 наименований, 12 приложенийсодержит 35 таблиц, 11 схем, 4 диаграммы, 31 рисунок.

Выводы по главе IV.

Поисковый этап педагогического эксперимента позволил определить содержание астрономического практикума, а также показал, что максимальная активизация школьников во время практических занятий может быть обеспечена за счет их привлечения к взаимопроверке одноклассников.

Обучающий этап педагогического эксперимента показал, что наибольшего эффекта в развитии творческих способностей, самостоятельности и коммуникативных умений учащихся можно добиться при использовании всего учебно-методического комплекса, включающего программу по астрономии, учебное пособие для проведения астрономического практикума и методику его проведения.

В целом результаты педагогического эксперимента подтвердили гипотезу о том, что применение учебно-методического комплекса для астрономического практикума, состоящего из учебной программы, учебного пособия и методики его проведения, разработанный на основе обоснованной концепции дидактической системы проведения астрономического практикума, учитывающей возрастные и индивидуальные особенности старшеклассников, способствует развитию творческих способностей, самостоятельности и коммуникативных умений учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1) Результаты анализа нормативных документов, психолого-педагогической и методической литературы, а также результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента показали, что проведение практических занятий на протяжении всего курса астрономии в старших классах позволяет эффективно развивать творческие способности учащихся, при этом астрономический практикум должен стать неотъемлемой частью системы астрономического образования, подтверждением этому являются:

— требования нормативных документов, касающиеся подготовки выпускника средней школы;

— содержание науки астрономии и специфика методов ее познания;

— возможности практикума (формирование современного миропониманияреализация деятельностного подхода к обучению, сочетающего элементы коллективной и самостоятельной работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей школьниковосуществление органичной связи астрономии с такими учебными дисциплинами, как физика, география, математика, химия, информатика и другие, за счет демонстрации практического применения данных областей знания к изучению астрономических объектовформирование тех же качеств, что и ведущий вид деятельности у старшеклассников);

— предпочтения, которые отдают старшеклассники данной форме проведения занятий.

2) Анализ учебно-методической литературы по астрономии показал, что существующие учебные пособия для проведения практических работ в старших классах, как правило:

— направлены на проведение наблюдений и не охватывают всего разнообразия методов познания, применяемых в астрономии;

— содержат работы, относящиеся к сферической астрономии, и не отражают всего содержания курса астрономии;

— решают разнообразные образовательные задачи, в число которых не входит целенаправленное развитие творческих способностей учащихся.

3) Обоснована концепция дидактической системы проведения астрономического практикума, направленного на развитие творческих способностей, самостоятельности и коммуникативных умений старшеклассников (принципы, структурные компоненты и единица системы, условия достижения целостности и показатели эффективности данной системы).

4) В результате теоретических исследований и педагогического эксперимента на основе концепции дидактической системы проведения астрономического практикума разработан учебно-методический комплекс, обеспечивающий развитие творческих способностей учащихся, который включает вариативную учебную программу, учебное пособие для проведения астрономического практикума и методику его проведения.

5) Разработана система педагогических приемов дифференцированного управления учебно-познавательной деятельностью при проведении астрономического практикума в соответствии с психологическими особенностями обучающихся, обусловленными их темпераментом.

6) Педагогический эксперимент показал, что использование всего учебнометодического комплекса для проведения астрономического практикума эффективно влияет на развитие творческих способностей, самостоятельности и коммуникативных умений учащихся старших классов, чего не наблюдается при использовании его отдельных элементов.

В дальнейшем целесообразно исследовать следующие проблемы: — разработка учебных программ по физике, географии, математике, химии, информатике, включающих проведение практических занятий астрономического содержания;

— расширение содержания учебного пособия для проведения практических занятий астрономического содержания с целью разнообразия его использования на уроках астрономии, физики, географии, математики, химии, информатики;

— разработка методики проведения различных форм занятий астрономического содержания на основе дифференцированного управления учебно-познавательной деятельностью в соответствии с психологическими особенностями обучающихся, обусловленными типом их темперамента.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Исследование механизмов памяти с помощью физиологически активных соединений. — М.: МГУ, 1981. — 188 с.
  2. Д.А., Шанин Н. П. Тетрадь для практических работ по элементарной астрономии для трудовых школ. 4.1,2. М.-Л., 1928. -56 с.
  3. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция учения школьников. М.: Педагогика, 1984. — 296 с.
  4. Н.К. Организация, содержание и методика проведения наблюдений на учебной астрономической обсерватории. Дис. канд. пед. наук. М, 1970. — 369 с.
  5. Е.В. Некоторые заметки о системном подходе в методологии образовательных практик//Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения. Вып. VII. М.: Изд-во МИДА, 2001. — С. 89−91
  6. Астрономия. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений/Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут. — 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2002. — 224 с.
  7. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  8. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М.: Педагогика, 1977.-256 с.
  9. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. (Методические основы.) М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  10. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  11. И. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности.- М.: Знание, 1981. 96 с.
  12. Ю.К. Требования к современному уроку. Гомель, 1981.- 168 с.
  13. П.И., Кононович Э. В., Мороз В. И. Курс общей астрономии. -М.: Наука, 1977.-544 с.
  14. А.К. Новообразования в структуре совместной мыслительной деятельности учащихся. Автореф. дис. канд. психол. наук. Ростов-на Дону, 1992. — 18 с.
  15. В.П. Основы теории педагогических систем. (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем). — Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета 1977. — 304 с.
  16. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  17. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно-методическое пособие. М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
  18. В.П. Элементы теории управления процесса образования. -Л.: ЛГУ, 1983.-152 с.
  19. B.C. Мышление как творчество: (Введение в логику мысленного диалога). — М.: Политиздат, 1975. 396 с.
  20. М. Организация психологической работы в школе. М.: Генезис, 2001. — 300 с.
  21. С.А. Развитие познавательного интереса при обучении в компьютерной среде. — http//www.ito.su/2001/ito/l/2/l-2−87.html
  22. Д.Б., Брушлинский А. В. и др. Рабочая концепция одаренности/Науч. ред. В. Д. Шадриков. М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1998.-68 с.
  23. Е.Д., Гаврилова С. В., Давыдов В. В. и др. Учителюо психологии (пособие для учителя)/Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. — 303 с.
  24. Е.Д. Практико-ориентированная диагностика учения: проблемы и перспективы//Педагогика. 1997. — № 2. — С. 14−20
  25. И.Ф. Из опыта работы с астрономическим кружком школьников при пединституте. Преподавание астрономии в школе. Сб. /Под редакцией Б.А. Воронцова-Вельяминова. — М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1959. 183 с.
  26. И.Ф. Подготовка учащихся средней школы к практической деятельности при изучении астрономии. Дис. канд. пед. наук. -М., 1956. -315с.
  27. А.В. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: Мысль, 1970.-189 с.
  28. Г. А. и др. Усвоение научных понятий в школе: учебное пособие. М.: Полиграф сервис, 1999. — 112 с.
  29. И.Л. Теории личности и личностного роста в современной психологии. Ижевск: Образование в Удмуртии, 1997. — 98 с.
  30. И.JI. Эмоционально — эстетическое развитие младших школьников в учебной деятельности. М., Ижевск: Образование в Удмуртии, 1999. — 116 с.
  31. Возрастные особенности познавательной деятельности школьников и студентов: Сб. научных трудов Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина. Редколлегия: И. Л. Баскакова (отв. ред.) и др. М.: МШ И, 1979. — 104 с.
  32. Возрастные особенности учащихся и их учет в организации учебно-воспитательного процесса. /Под ред. В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1975. — 245 с.
  33. К.Н. Психологи о педагогических проблемах: Книга для учителя /Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981. — 48 с.
  34. Воронцов-Вельяминов Б. А. Астрономия. Методическое пособие для студентов-заочников педагогических институтов. М., 1950. — 88 с.
  35. Воронцов-Вельяминов Б. А. Сборник задач и упражнений по астрономии: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1963. — 56 с.
  36. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб.: Союз, 1997. 96 с.
  37. Л.С. Вопросы детской психологии. — М.: Педагогика, 1984.- 273 с.
  38. Л.С. Педагогическая психология. 3-е изд. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
  39. Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения: Сб. статей. -М.: Учпедгиз, 1935. 133 с.
  40. Т.А. Технология обучения астрономии в средней школе. Дисс. канд. пед. наук. М., 2002. — 204 с.
  41. П.Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. — М.: МГУ, 1974. — 101 с.
  42. П.Я. К проблеме внимания. Доклады АПН РСФСР. 1958. -№ 3. — С. 33−38
  43. П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка.- М.: МГУ, 1985.-45 с.
  44. П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий// Доклады на совещании по вопросам психологии. М.: АПН РСФСР, 1954.-С. 43−51
  45. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий». М.: МГУ, 1965.-52 с.
  46. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий//Исследования мышления в советской психологии: Сб. статей/Отв. ред. Е. В. Шорохова.- М.: Наука, 1966. С. 236−277
  47. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий//Психологическая наука в СССР. Т. 1. -М.: АПН РСФСР, 1959.-С. 441−469
  48. П.Я., Решетова З. А. и др. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе. -М.: МГУ, 1966.-39 с.
  49. П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действия и понятий//Известия АПН РСФСР. 1958. — № 2. — С. 75−78
  50. С.И. Физиологические особенности детей. Пособие для студентов факультетов естествознания педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1969.-243 с.
  51. М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие для студентов по курсу Психология человека.- 3-е изд., испр. М.: Педагогическое общество России, 2003. — 276 с.
  52. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию: Учебное пособие для вузов. — М.: Школа Пресс, 1995. — С. 36
  53. В.А. Астрономические наблюдения в школе: Методические рекомендации. Витебск, 1995. — 34 с.
  54. О.В., Захаров Ю. Г., Сенкевич А. А. Астрономия. Пособие для студентов физико-математических факультетов заочных педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1968. — 367 с.
  55. Н.Н. Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий в школьном физическом и астрономическом образовании. Дисс. канд. пед. наук. М., 2002. — 332 с.
  56. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977. — 136 с.
  57. А.П. Интеллектуальное развитие учащихся на уроках информатики. ИТО 98/99/Секция В. http//www.ito.su/1998−99/b/grish.html
  58. Ю.А. Внеклассная и учебная работа по астрономии: Книга для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1990. — 93 с.
  59. В.А. Личностно-ориентированное развивающее обучение. http//psychology.spb.ru/articles/tez/2000/c3.htm
  60. Гуляева J1.H. Методические основы коллективного способа обучения. http//www.fegi.ru/education/gym2/m-kso.htm
  61. Гуманитарные аспекты современного астрокосмического образования: Сборник материалов федеральной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 22−24 апреля 1997 г. — Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 1997. С. 108
  62. В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. — М.: Педагогика, 1972.-423 с.
  63. В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996.-544 с.
  64. М.М. Задачник-практикум по курсу общей астрономии. Для студентов-заочников физико-математических факультетов педагогических институтов. — М.: Высшая школа, 1965. — 138 с.
  65. М.М. Книга для чтения по астрономии: Пособие для учащихся. -М.: Просвещение, 1980. 159 с.
  66. М.М. Лабораторный практикум по курсу общей астрономии. -М.: Высшая школа, 1963. 353 с.
  67. М.М. Методические указания к курсу общей астрономии. Для студентов-заочников физико-математических факультетов педагогических институтов. М.: Высшая школа, 1967. — 44 с.
  68. М.М. Наблюдения звездного неба. — 4-е изд. М.: Наука, 1979.-176 с.
  69. М. М. Научно-любительские астрономические наблюдения в школе. Преподавание астрономии в школе. Сб./Под редакцией Б.А. Воронцова-Вельяминова. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1959.-183 с.
  70. М.М. Содержание и методика проведения лабораторных занятий по астрономии в педагогических институтах. Автореф. дис. канд. пед. наук (по методике преподавания астрономии). М.: МГПИ, 1963.-10 с.
  71. М.А. О системе уроков по учебному предмету//Советская педагогика. 1955. — № 7. — С. 100−107
  72. М.А. Теоретические основы обучения и воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся//Учен. зап. Казан, гос. пед. ин-та. Вып. 102. Актуальные вопросы обучения в школе. Казань: КГПИ, 1972. — С. 3−23
  73. К.Х., Лось В. А., Чумаков А. Н. От глобальных проблем к глобализации/Вестник российского философского общества. 2001. -№ 1 (17).-С. 21−23
  74. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики: Учебное пособие для педагогических институтов/Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1975. — 303 с.
  75. Дидактический материал по физике и астрономии: 7−9 классы: Книгадля учителя/Под ред. И. Г. Кирилловой. — М.: Просвещение, 1999.-141 с.
  76. В.А., Кочетков М. В. Методология творчества: постановка проблемы, направления разработки и внедрения//Известия Российской Академии образования. 2000. — № 4. — С. 37−45
  77. JI.B., Соколова И. И. Рабочая тетрадь по астрономии для 11 класса: Учебное пособие/Дизайн обл. А. С Андреев. СПб.: ИД «МиМ», 1998. — 128 с. — (Учебная серия).
  78. JI.B. Формирование системы понятий сферической астрономии: Учебное пособие. — СПб.: Образование, 1997. — 49 с.
  79. Задачи совершенствования астрономического образования в СССР: Сборник/Всесоюз. астрон.-геодез. об-во при АН СССР/Отв. ред. Е. П. Левитан М.: М. Б. и., 1984. — 165 с.
  80. Закон Российской Федерации «Об образовании» /Негосударственные образовательные учреждения: методика создания и деятельности. Справочник. Вып.1. М.: Частная школа, 1998. — С. 87−135
  81. А.В., Кононович Э. В. Астрономия: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1996.-160 с.
  82. А.В., Медведева М. В. Астрономия XI класс. 2 ч. в неделю. //Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. /Сост. сб. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. — М.: Просвещение, 1998.-С. 103−111
  83. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения.
  84. Вып. 1,2,3. М.: Знание, 1978. — 72 с.
  85. С.Л. Экспериментальное формирование внимания. -М.: МГУ, 1974.-101 с.
  86. А.С. Адаптационная валидация педагогических тестов: Монография /А.С. Казаринов, А. А. Мирошниченко, А. Ю. Култышева.- Глазов: Экспериментальная педагогика, 2001. 119 с.
  87. А.С. Методы и модели экспериментальной педагогики. Ч. 1. Математические модели педагогического эксперимента.- Глазов: Экспериментальная педагогика, 1997. — 108 с.
  88. А.С. Технология педагогического эксперимента. Глазов: Экспериментальная педагогика, 1999. — 192 с.
  89. В.Ф. Практические работы по астрономии. Методические рекомендации и задания. Челябинск: Изд-во 4111 У, 1999. — 196 с.
  90. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. /Под ред. М. Н. Скаткина, В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1978. — 208 с.
  91. .М. Единство диалектики, логики и теории познания.- М.: Политиздат, 1963. — 296 с.
  92. Г. Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения: Учебное пособие. Л.: Лениздат, 1976. — 146 с.
  93. Г. Д. Процесс развивающего обучения как целостная система: Учебное пособие. СПб.: Образование, 1996. — 135 с.
  94. Г. Д. Совершенствование урока как целостной системы: Учебное пособие. — Л., 1983. 76 с.
  95. Н.Н. Пособие к практическим занятиям по астрономии. -Воронеж, 1965. 40 с.
  96. ЮО.Кобылянский В. А. Комплексное изучение человека и проблемы образования//Известия Российской Академии образования. — 2000.- № 4. С. 5−13
  97. А.Г. Психология личности. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1970.-391 с.
  98. Е.И. Место, содержание и методика преподавания вопросов движения небесных светил в курсе астрономии средней школы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1971. — 275 с.
  99. ЮЗ.Колмогорцев П. Опыт организации и проведения практических работ по астрономии в средней школе. Красноярск, 1959. — 10 с.
  100. В.Н. Астрономия и мировоззрение: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1987. 160 с.
  101. В.Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия. Учебник. М., 1999. — 324 с.
  102. К. А. Фундаментальные постоянные астрономии.- М.: Гостехиздат, 1956. — 340 с.
  103. П.Г. Справочник любителя астрономии/Под ред. В. Г. Сурдина. 5-е изд., перераб. и полн. обновл. — М.: Эдиториал УРСС, 2002. — 688 с.
  104. Социально-философские проблемы теории образования: Монография/А.Ж. Кусжанова- С-Петер. им. В. Б. Бобкова филос. Рос. тамож. акад. СПб.: Синтез-Полиграф, 2003. — 470 с.
  105. Е.П. Астрономия XI класс. 1 ч. в неделю. //Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. /Сост. сб. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. М.: Просвещение, 1998. — С. 111−119
  106. Е.П. Астрономия//Детская энциклопедия. — 1999. № 8. -80 с.
  107. Ш. Левитан Е. П. Астрономия: Пробный учебник для 10 класса средней школы. М.: Просвещение, 1985. — 173 с.
  108. Е.П. Астрономия: рабочая тетрадь 10−11 класс. Экспериментально-учебное пособие. — М., 1997. — 111 с.
  109. Е.П. Астрономия: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1999.-207 с.
  110. Е.П. Астрофизика — школьникам. Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1977. 112 с.
  111. Е.П. Малышам о звездах и планетах. М.: Педагогика, 1986.-128 с.
  112. Е.П. Методика преподавания астрономии в средней школе.- М.: Просвещение, 1965. 228 с.
  113. Е.П. Мировоззренческие аспекты изучения астрономии.- М.: Высшая школа, 1983. 111 с.
  114. И 8. Левитан Е. П. Описательная астрономия и гуманитаризация образования//Земля и Вселенная. 1990. — № 1. — С. 92−97
  115. Е.П. О связи преподавания обществоведения с курсом астрономии средней школы. Методические рекомендации о расположении учебного материала и изложения существенных моментов развития представлений о строении Вселенной. -М., 1963.-31 с.
  116. Е.П. Основная проблема современной методики обучения астрономии в школе/Новые технологии в преподавании физики: школа и вуз (НТПФ-Ш): Тез. докл. III международной научно-методической конференции. — М.: МИГУ, 2002. — С. 116
  117. Е.П. Основы обучения астрономии: Методическое пособие для средних 111У. М.: Высшая школа, 1987. — 136 с.
  118. Е.П. Преподавание астрономии в средних профессионально-технических училищах. М.: Высшая школа, 1974. — 152 с.
  119. Е.П. Проблемы современной методики преподавания астрономии в советской средней школе. Автореф. дис. канд. пед. наук.-М., 1966.-16 с.
  120. Е.П. Реальные перспективы школьной астрономии//3емля и Вселенная. 1987. -№ 6. — С. 60−65
  121. Е.П. Твоя Вселенная. Астрономия для ребят. Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1995. — 174 с.
  122. Е.П. Астрономия: Учебник для 11 классов общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 1994.— 207 с.
  123. Л.А. Логика педагогического процесса. М., 1980. — 96 с.
  124. Л.А. Педагогика и современность. М.: Просвещение, 1964. -360 с.
  125. Д. Создавая картину Вселенной. — М.: Мир, 1988. 324 с.
  126. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  127. А.Н. О формировании способностей//Вопросы психологии. 1960. — № 1.-С. 11
  128. А.Н. Очерк развития психики. — М.: ВНИС, 1947. — 120 с.
  129. А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. — М.: МГУ, 1972.-576 с.
  130. А.Н. Психологические вопросы сознательного учения//Известия АПН РСФСР. 1947. — вып. 7.
  131. К. А. Самостоятельная работа учащихся как средство повышения эффективности обучения астрономии в школе. Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1974. — 19 с.
  132. А.А. Проблемы теоретической и прикладной кибернетики. -М.: Наука, 1980.-335 с.
  133. В.Я. Память в процессе развития. — М.: МГУ, 1976. 253 с.
  134. Л.Н. Индивидуальный подход как средство повышения качества обучения на уроках физики//Педагогический вестник. Вып. 3. Ярославль: ЯГПУ, 1966. — С. 12−14
  135. Г. И., Стамейкина И. А., Груздев М. В. Ярославскийпланетарий в прошлом и настоящем.- http//edu.yar.ru/russian/org/suppl-ed/planetarium/rub2−3 .html
  136. Г. И., Страут Е. К. Дидактический материал по астрономии: Пособие для учителя. — 3-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1989.-96 с.
  137. В.В. Опыт внешкольной работы по астрономии. Преподавание астрономии в школе. Сб./Под редакцией Б.А. Воронцова-Вельяминова. — М.: Академия педагогических наук РСФСР. 1959.-183 с.
  138. Д.Я. Курс общей астрофизики. М.: Наука, 1965. — 592 с.
  139. Материалы второй рабочей конференции Консультационного Совета МАОО Международный Фонд Образования (Россия). — М.: МАОО МФО, 1999.-97 с.
  140. А.Д. Взаимосвязь темперамента и профессионально-педагогической направленности студента педвуза. Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1995. — 16 с.
  141. М.В. Астрономический практикум как одна из основных форм занятий при оптимизации обучения в старших классах //Преподавание физики в высшей школе. — 2002. № 23. — С. 218−232
  142. М.В. Оптимизация обучения на практических занятиях по астрономии/Новые технологии в преподавании физики: школа и вуз (НТПФ-Ш): Тез. докл. III международной научно-методической конференции. М.: МПГУ, 2002. — С. 117
  143. М.В., Пикалова JI.E. Каким должен быть профессионал третьего тысячелетия? //Сила тяготения. — 2002. — № 7−8. С. 13−14
  144. М.В., Чичмарь В. В. Практикум по астрономии. Ч. 1, 2, 3.- М.: МГДТДиЮ, 1997. 56 с.
  145. А.Е. В мире ориентиров. — 6-е изд., перераб. и дополн.- М.: Недра, 1986. 269 с. — (Научно-популярная библиотека школьника).
  146. Методика преподавания астрономии в средней школе. Пособие для учителей. Авторский коллектив: Б.А. Воронцов-Вельяминов, М. М. Дагаев, А. В. Засов, Э. В. Кононович, К. А. Порцевский, Н. К. Семакин, Е. К. Страут, С. В. Широков. М., Просвещение, 1973.-254 с.
  147. Методика преподавания физики и астрономии в 7−9 классах общеобразовательных учреждений: Книга для учителя. /Под ред. А. А. Пинского, И. Г. Кирилловой. М.: Просвещение, 1999. — 110 с.
  148. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие //Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. — 194 с.
  149. А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. Минск: Вышэйш школа, 1975. — 288 с.
  150. Л.Н., Ям К.Е. Классическая система образования: итоги и перспективы. /Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения: Вып. VII. — М.: Изд-во МИДА, 2001. С. 14−17
  151. П.И. Устойчивое развитие образования/Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения. Вып. VIII. -М.: Изд-во МИДА, 2001.-С. 182−187
  152. A.M. Взаимосвязь свойств темперамента и способностей межличностных отношений в студенческой группе педагогического вуза. Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1998. — 15 с.
  153. М.Е. Астрономия как учебный предмет в средней школе// Мироведение. 1937, № XXVI, 6. С. 391−400.
  154. М.Е. Методика преподавания астрономии в средней школе. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1955. — 214 с.
  155. М.Е. Начальная астрономия в наблюдениях и работах. Первая ступень. М., б.г. — 107 с.
  156. В.М. Новые цели образования для устойчивого развития общества/Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения. Вып. VIII. М.: Изд-во МИДА, 2001. — С. 13−15
  157. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации № 751 от 4 октября 2000 г. http://www.asf.ru/fprn.htm
  158. С.Р. Творческие проявления личности как организационно-практическая психолого-педагогическая проблема.-http//www. websib.ru/~nipkpro/izdanija/create-activ/nersesjan.htm
  159. А.С. Организация коммуникативно направленного обучения в информационно-образовательном пространстве.- http//www. websib.ru/~nipkpro/izdanija/create-activ/nesvetailo.htm
  160. П. В. Философские аспекты образования в постиндустриальном обществе/Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения. Вып. VII. М.: Изд-во МИДА, 2001.-С. 29−33
  161. Н.В. Планирование периода обучения грамоте. М., Минск: Белпринт, 1996. — 32 с.
  162. Л.Н. К вопросу о структуре субъектной активности студентов. http//res.krasu.ru/paradigma/3/pavlova-2.htm
  163. Н.С. Формирование двигательного навыка в зависимости от типа ориентировки в задании//Вопросы психологии. 1957. — № 4. -С. 117−132
  164. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. 2-е изд./Под ред. П. И. Пидкасистого.- М., Российское педагогическое агентство, 1996. 602 с.
  165. А. В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии//Вопросы психологии. 1984.-№ 4. С. 12−17
  166. В.В. Интеллектуальные ресурсы как фактор устойчивого развития социума/Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения. Вып. VIII. — М.: Изд-во МИДА, 2001. -С. 64−67
  167. А.В., Сочивко Д. В. Теория и практика психодинамической диагностики личности: Монография. — Домодедово, 1999. — 117 с.
  168. Планирование в образовательных системах: учеб.-справ. пособ./В.П. Симонов. -М.: Б.и., 2003. 127 с.
  169. П.И., Бугославская Н. Я. Практикум по астрономии. Для студентов педагогических вузов. М.: Учпедгиз, 1959. — 124 с.
  170. П. И. Некоторые вопросы методики преподавания астрономии. Преподавание астрономии в школе. Сб./Под редакцией Б.А. Воронцова-Вельяминова. — М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1959.- 183 с.
  171. С. Астрономическое образование в России/ЯПкольное образование 1999. — № 4. — С. 35−37
  172. В.В. Астрономия XI класс. 1ч в неделю. //Программы общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. /Сост. сб. Ю. И. Дик, В. А. Коровин. М.: Просвещение, 1998. — С. 119−124
  173. Программа курса. Астрономия с методикой преподавания ее в средней школе. -М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. 11 с.
  174. Министерство образования РФ, 2002. 296 с.
  175. Н.Н. Адаптация и творчество.-http//vvww. websib.ru/~nipkpro/izdanija/create-activ/proschenko.htm
  176. Ю.П. Новые и сверхновые звезды. 2-е изд. — М.: Наука, 1985.-208 с.
  177. Психология (А-Я). Тренинг формирования коммуникативных умений и навыков. Программа тренинга. -http://azps.ru/training/trainingcommunicat.html
  178. Пути модернизации московского образования. Рекомендации городской конференции. Материалы круглого стола.- http//www.itop.ru/publ/ivanova.htm
  179. .Г. Звездное небо зовет. Методические рекомендации по организации астрономических наблюдений в пионерском лагере. -М.: МГДПиШ, 1982.-20 с.
  180. В.В. Школьная программа по астрономии: Вопросы тактики и стратегии //Земля и Вселенная. — 1979. № 3. — С. 67−68
  181. Е.П. Программированные задания по астрономии: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1981. 80 с.
  182. Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности: Коллективная монография/Под ред. В. В. Давыдова, В. В. Рубцова. Новосибирск: Психол. ин-т РАО, 1995.-226 с.
  183. А.З. Психодидактика. — Уфа: Творчество, 1996. — 208 с.
  184. З.А. Организация ориентировки на системном строении изучаемого предмета и ее значение для решения практических задач. /Материалы 4 Всесоюзного съезда общества психологов (21−24 июня). -Тбилиси, 1971.-С. 541−542
  185. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. В 2 т. М.: Педагогика, 1989.-703 с.
  186. А.Ю. Методические основы формирования системы астрономических знаний в курсе физики средней общеобразовательной школы. Дисс. доктора пед. наук. Челябинск, 1999.-570 с.
  187. C.JI. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973.-423 с.
  188. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности /А.К.Белоусова: Ростовский государственный педагогический университет. Юж.-Рос. отд. РАО, Юж.-Рос. гуманит. ин-т. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 2002. — 358 с.
  189. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  190. Н. К. Планирование, оборудование и методика проведения практических занятий по астрономии. Преподавание астрономии в школе. Сб./Под редакцией Б.А. Воронцова-Вельяминова. -М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1959. 183 с.
  191. JI.E. Проблема развития творчества детей в условиях современности. -http//sitim.sitc.ru/conferences/CultEdu/tesic/99/html
  192. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и допол. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 430 с.
  193. Словарь иностранных слов. 13-е изд., стереотип. — М.: Русский язык, 1986.-608 с.
  194. Современная астрономия и методика ее преподавания/Материалы III Всероссийской научно-практической конференции.- http://www.astronet.ni/db/msg/l 173 765
  195. Г. А. Воспитание творчеством как превентивная функция современного образования.- http//www. websib.ru/~nipkpro/izdanij a/create-activ/sokolova.htm
  196. И.И., Кубышкина С. А. Занимательная астрономия//Физика в школе. 1996. — № 6. — С. 54−56
  197. Справочное руководство по небесной механике и астродинамике/ Под ред. Г. Н. Дубошина. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Наука, 1976.-862 с.
  198. Е.Ю., Чаругин В. М. Учебные задания по законам небесной механики. М.: Прометей, 1989. — 181 с.
  199. М. Замкнутый круг мотивации.- http//psy. 1 september.ru/2000/09/14.htm
  200. Е.К. Астрономия: Дидактические материалы для средней общеобразовательной школы. М.: ВЛАДОС, 2000. — 80 с.
  201. В.Г. Пропаганда знаний о Вселенной. — М. Знание, 1987. -40 с.
  202. Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе: (Реализация принципа наглядности в различных формах и методах обучения)/Н.Ф. Талызина. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  203. Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: МГУ, 1969. — 133 с.
  204. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984.-344 с.
  205. М.Ю. Общество XXI века: информатизация, ителлектуализация, устойчивость/Открытое общество и устойчивое развитие: местные проблемы и решения. Вып. VII. — М.: Изд-во МИДА, 2001.-С. 27−28
  206. Э. Создание новой цивилизации. Политика третьей волны.- Новосибирск: Сибирская молодежная инициатива, 1996. 104 с.
  207. Управление образовательными системами: Учебные пособия для студентов вузов. /Под ред. Т. И. Шамовой. М.: ВЛАДОС, 2001.-320 с.
  208. А. Д. Модель ноосферно-опережающего образования III тысячелетия/Открытое общество и устойчивое развитие: местныепроблемы и решения. Вып. VII. М.: Изд-во МИДА, 2001. — С. 6−10
  209. В.К. Выбор методов и приемов обучения. Учебное пособие для преподавателей и студентов специальных учебных заведений. М., 1998. — 42 с.
  210. Федеральная программа развития образования: Федеральный закон Российской Федерации № 51-ФЗ от 10 апреля 2000 г. www.fred.ru
  211. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избранные труды. — М.: Межд. пед. акад., 1995. — 366 с.
  212. .И. Астрономическое образование и прогресс//Земля и Вселенная. 1985.-№ 1.-С. 75
  213. Физика и астрономия: Пробный учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. А. А. Пинского, В. Г. Разумовского. М.: Просвещение, 1999. — 302 с.
  214. Философско-психологические проблемы развития образования/Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
  215. Т.М. Методические аспекты тестирования по иностранному языку. http//www.ioso.ru/ts/s001221/fomenko.htm
  216. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий/Под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. М.: МГУ, 1974 г. 135 с.
  217. Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. — М.: Просвещение, 1985. — 224 с.
  218. А.Т. Интересы как форма общественных отношений.- Новосибирск, 1987. 124 с.
  219. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования.- 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  220. В. Д. От способностей природных к духовным способностям//Прикладная психология. — 2000. — № 1. С. 1−15
  221. Т.И., Давиденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Педагогический, 2001. — 384 с.
  222. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов вузов/Т.И. Шамова, П. И. Третьяков, Н.П. Капустин- Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Владос, 2001. — 319 с.
  223. З.Н. Лабораторный практикум по астрономии. Для 1 и 2 курсов астрономической специальности. — Свердловск: Уральский гос. ун-т, 1968.- 138 с.
  224. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды/Ред. Д. И. Фельдштейн. М.: Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1995. — 416 с.
  225. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000. — 112 с.
  226. И. С. Развивающее обучение. — М.: Педагогика, 1979.- 144 с.
  227. А.Б. Астрономичесике наблюдения. Для школ 1-й ступени самообразования. — М.: Работник просвещения, 1926. 56 с.
  228. Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся/Под ред. В. И. Панова.- М.: Молодая гвардия, 1977. 78 с.
  229. В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. — 159 с.
  230. В.А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью студентов: Учебное пособие. — Л.: ЛГУ, 1986. 160 с.
  231. Г. С. Содержание и методика проведения практических работ и моделирование астрономических явлений в курсе астрономии средней школы. Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1966. — 20 с.
Заполнить форму текущей работой