Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-педагогическая система оценивания педагогической деятельности преподавателей вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе анализа и синтеза, опытно-экспериментальной работы было установлено, что оценивание педагогической деятельности преподавателей есть неотъемлемый элемент социально-педагогического и личностно-ориентированного управления, определяющего степень эффективности педагогической деятельности, ее продуктивности и результативности. Оценивание выступает средством управленческого воздействия… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА
    • 1. 1. Проблема оценивания педагогической деятельности преподавателей вуза в условиях современного развития педагогической науки и профессионального образования
    • 1. 2. Понятийно-терминологический аппарат — как базис исследования системы оценивания
    • 1. 3. Особенности оценивания педагогической деятельности преподавателей вуза
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНИВАНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА
    • 2. 1. Принципы системного подхода к оцениванию педагогической деятельности
    • 2. 2. Структура и содержание модели оценивания педагогической деятельности
    • 2. 3. Процедура и показатели оценивания педагогической деятельности преподавателей вуза
    • 2. 4. Результаты экспериментального исследования
  • Выводы по второй главе

Организационно-педагогическая система оценивания педагогической деятельности преподавателей вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловленапотребностями общества в достижении эффективности и качества профессионального образования. В связи с этим переосмысление образовательных процессов, создание интенсивной системы оценивания педагогической деятельности преподавателей с учетом перспектив развития науки, техники, культуры, социальных и экономических сфер жизнедеятельности общества, развития предметной профессиональной деятельности человека является одной из важнейших целей современного направления профессионального образования.

Ориентирование образования на стратегию социально-экономических изменений, интеграцию и интенсификацию профессионально-педагогических систем требуют изменений в деятельности педагогов высших профессиональных учебных заведений, реализующих процессы обучения, воспитания и формирования личности будущих специалистов, обеспечивая высокий уровень образованности, воспитанности, компетентности, способных овладеть профессиональной, социальной и творческой деятельностью.

Высшие учебные заведения значительно эволюционировали в течение последних лет, что порождает противоречие между обновляющимися целями и содержанием педагогической деятельности и профессиональной компетентностью.

Исследование большого опыта, накопленного в педагогической науке и практике по оцениванию и изменению педагогической деятельности и отдельных ее компонентов, деятельности научных школ, интересы которых лежат в области разработки методологии оценки результатов педагогической деятельности, показало, что в настоящее время данное научное направление не достаточно исследовано как прогнозирующая, развивающаяся система оценивания эффективности педагогической деятельности, адекватной инновациям в науке, культуре, технике и технологии.

Актуальность исследования исходит из объективной необходимости разрешения сложившихся противоречий в системе профессионального обучения:

— между потребностями в обеспечении эффективности педагогической деятельности и отсутствием целостной системы объективной и всесторонней системы оценивания;

— между необходимостью создания условий для профессионального развития педагогических работников и возможностями обеспечить требуемый уровень оценивания их профессионализма;

— между прогностическими, формирующими, диагностическими функциями системы оценивания педагогической деятельности, задающими технологичность и управляемость процесса достижения ожидаемых результатов и нереализованностью их в практике профессионального образования.

Исходя из вышесказанного, нами представлена научно-исследовательская проблема оценивания педагогической деятельности преподавателей вуза.

Таким образом, анализ теории и практики оценивания педагогической деятельности преподавателей вуза показывает, что реально существует противоречие между сложившимся подходом к оцениванию и потребностью его изменения в новых условиях, что и определило тему исследования «Организационно-педагогическая система оценивания педагогической деятельности преподавателей вуза».

Цель исследования — разработка теоретической основы и практических рекомендаций оценивания педагогической деятельности преподавателей, повышение качества педагогической деятельности.

Объект исследования — процесс оценивания педагогической деятельности преподавателей вуза.

Предмет исследования — организационно-педагогическая система оценивания педагогической деятельности работников высшего учебного заведения.

Гипотеза исследования — система оценивания педагогической деятельности будет способствовать повышению эффективности профессионального обучения студентов, если:

— оценивание направлено на качество подготовки высоко образованного, профессионально компетентного специалиста;

— обоснована и разработана трехуровневая система оценивания педагогической деятельности;

— разработаны организационно-педагогические условия реализации системы оценивания;

— создана тестовая система оценивания;

— обеспечена взаимосвязь системы оценивания педагогической деятельности и качества профессионального обучения.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить современное состояние проблемы оценивания педагогической деятельности преподавателей вуза.

2. На основе системного подхода разработать структуру и содержание системы оценивания педагогической деятельности.

3. Определить организационно-педагогические условия реализации системы оценивания педагогической деятельности.

4. Разработать совокупность структурно-функциональных действий педагога и программно-дидактических тестовых заданий по учебной дисциплине для студентов, выступающими критериями и показателями оценивания эффективности педагогической деятельности.

5. Провести экспериментальную проверку разработанной системы оценивания педагогической деятельности.

Методолого-теоретической основой исследования явились теоретические основы многоуровневого непрерывного профессионального образования (С.Я. Батышев, А. П. Беляева, Ю. Н. Петров, С. М. Маркова,.

A.M. Новиков, и др.) — теория педагогических систем (В.П. Беспалько, Н. В. Кузьмина, В. А. Якунин и др.) — исследования природы педагогической деятельности (J1.C. Выготский, В. А. Сластёнин и др.), в том числе и оценочной (C.JI. Рубинштейн, Ш. А. Амонашвили, В. М. Полонский, Н. В. Селезнёв, Г. А. Щукина и др.) — теория личностно — ориентированного обучения (H.A. Алексеев, В. В. Давыдов, В. В. Сериков, М. А. Викулина, И. С. Якиманская и др.) — теория деятельностного подхода к организации обучения (М.С. Каган, Н. В. Коноплина, B.C. Лазарев, А. Н. Леонтьев,.

B.Д. Шадриков и др.) — теория построения содержания профессионального образования (С.Я.Батышев, В. С. Безрукова, А. П. Беляева, Ю. Н. Петров и др.) — технологический подход к обучению (К.Я. Вазина, М. В. Кларин, В. В. Гузеев и др.) — положения общей и педагогической квалиметрии (Г.Г. Азгальдов, H.A. Селезнёва, В. П. Симонов, В. М. Соколов, A.A. Червова, А. И. Субетто, и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: .

— теоретико-методологический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, нормативной и учебной документации для высших профессиональных учебных заведений, концептуальный анализ выполненных ранее диссертационных работ по проблеме исследования;

— изучение и обобщение педагогического опыта по оценке эффективности профессионального обучения в высших учебных заведенияхопыта разработки и применения различных систем оценивания процесса обучения студентов в вузах;

— социологические методы: анкетирование, педагогическое наблюдение, тестирование, экспертная оценка и самооценка;

— методы педагогического моделирования;

— экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперимент);

— методы статистического анализа и математической обработки эмпирического материала.

База исследования: Волжский государственный инженерно-педагогический университет (г. Н. Новгород), Соликамский государственный педагогический институт (Пермская область), Березняковский филиал Пермского государственного университета.

В ходе педагогического эксперимента были созданы экспериментальные группы педагогов и студентов, проходящих обучение на основе используемой моделируемой системы оценивания, и контрольные группы преподавателей и студентов, обучающихся на основе традиционных систем, форм, способов и средств оценки.

Этапы исследования:

Первый этап (2000;2001 гг.) состоял в обосновании актуальности выбранной проблемы, определении цели, задач, объекта, предмета, формулировки гипотезы исследования, определении общей методологии, теоретической основы и методов исследования.

Осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме оценки эффективности процесса обучения, проводилось исследование основных понятий проблемы. Были изучены различные подходы к оценке эффективности педагогической деятельности в общеобразовательной и профессиональной школе, выделены особенности оценки эффективности педагогической деятельности преподавателей в вузе, проводились отдельные этапы эксперимента.

Второй этап (2002;2003 гг.) заключался в моделировании организационно-педагогической системы оценивания педагогической деятельности преподавателей в вузе, определении основных её компонентов, разработке организационно-педагогических условий оценивания эффективности профессионального обучения студентов. Осуществлялась разработка тестовых заданий и структурно-функциональных действий педагога, уточнялась и корректировалась программа исследования, обобщались полученные результаты, проводился формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2004;2005 гг.) продолжался педагогический эксперимент по определению эффективности разработанной организационно-педагогической системы оценивания педагогической деятельности, уточнялся критериально-оценочный комплекс, осуществлялся анализ, систематизация и обобщение полученных результатов, формировались основные выводы.

По результатам исследования определялись основные пути совершенствования организационно-педагогической системы оценивания педагогической деятельности преподавателей вуза.

Научная новизна исследования:

— выявлены основные направления развития педагогической деятельности преподавателей вуза: выполнение закономерностей психологопедагогической науки и педагогического менеджментареализация государственных образовательных стандартов, создание информационных систем профессионального образования,. научно-методическая, организационно-управленческая и консультативная поддержка инноваций, применение интегративных программ в профессиональном обучении студентовориентация на опережающее обучение студентовреализация научного и творческого потенциала студентов;

— разработана организационно-педагогическая система оценивания педагогической деятельности, структура которой исследована на программно-целевом, организационно-дидактическом, личностно-деятельностном уровнях, и включает подсистемы оценивания процесса и результатов педагогической деятельности;

— определены организационно-педагогические условия реализации системы оценивания педагогической деятельности, способствующие повышению качества профессионального образования, включающие организационно-структурное, программно-методическое, контрольно-диагностическое обеспечение.

Теоретическая значимость исследования. Обоснованы и реализованы идеи оценивания педагогической деятельности: системно-интегративная ориентация оценивания, многофункциональность оценивания, взаимообусловленность системы оценивания педагогической деятельности и качества результатов педагогической деятельности, единство управленческой, прогностической, исследовательской, проектировочной, организационно-управленческой, контрольно-оценочной педагогической деятельности, взаимосвязь системы оценивания, повышения квалификации педагогов и качество учебно-воспитательного процесса.

Определены функции системы оценивания: ознакомительная, проверочно-аналитическая, интегрирующая, прогностическая, формирующая, корректирующая, стимулирующая.

Выделены основные компоненты организационно-педагогической системы оценивания (субъекты и объекты оценочной деятельностицели, содержание, методы и средства, результаты оценочной деятельности).

Разработаны алгоритмы оценивания процесса и результата педагогической деятельности.

Выявлены подсистемы оценивания педагогической деятельности: подсистема оценивания исследовательской, проектировочной, технологической, контрольно-оценочной деятельности, подсистема оценивания результатов педагогической деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации организационно-педагогической системы оценивания педагогической деятельности, обеспечение развития профессиональной компетентности педагогов.

Разработаны параметры педагогической деятельности (структурно-функциональные действия педагогов), позволяющие осуществить оценивание видов деятельности педагоговпрограммно-дидактические тестовые задания по учебным дисциплинам, обеспечивающие оценку результатов педагогической деятельности.

Разработаны учебно-методические пособия и методические рекомендации по реализации организационно-педагогической системы оценивания педагогической деятельности. преподавателя вуза: «Система контроля и управления качеством образования», «Внутривузовский контроль качества подготовки выпускников», «Тестирование студентов вуза по усвоению знаний в процессе профессионального обучения».

Результаты исследования могут быть использованы в образовательной деятельности высших учебных заведенийв институтах повышения квалификации работников образования, научно-методических центрах.

Положения, выносимые на защиту:

1. Организационно-педагогическая система оценивания педагогической деятельности педагогов вуза, представленная на профессионально-целевом, организационно-педагогическом, личностно-деятельностном уровнях, осуществляет целостную оценку всех компонентов процесса и результата педагогической деятельности, обеспечивает реализацию аналитико-прогностической, мотивационной, операционно-диагностической, информационно-исследовательской, формирующей, проектировочно-ценностной, контрольно-результативной функций.

2. Организационно-педагогические условия (организационно-структурные, программно-методические, контрольно-диагностические) выступают средством индикации результатов оценивания, обеспечивают интегративное взаимодействие всех элементов и получение системного общего результата.

3. Совокупность показателей эффективности организационно-педагогической системы оценивания педагогической деятельности преподавателей, позволяющих идентифицировать ее с нормативными параметрами деятельности, включающих параметры исследовательской, проектировочной, технологической, контрольно-оценочной деятельности педагога. Система программно-дидактических заданий: :по учебным дисциплинам, позволяющих оценить эффективность профессиональной подготовки студентов и результативность педагогической деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обусловлены логикой системного, личностно-деятельностного, интегративно-модульного подходов, рациональным использованием методов теоретико-экспериментальных исследований, полнотой внедрения теоретических исследований в практическую деятельность оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе, личным участием автора в процессе оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе.

Апробация результатов исследования: ход и результаты исследования обсуждались на заседании кафедры профессиональной педагогики, Ученого совета Волжской государственной инженерно-педагогической академиина Международной научно-практической конференции «Высокие технологии в педагогическом процессе» (г. Н. Новгород, 2005 г.), на Всероссийском научно-практическом семинаре (г. Соликамск, 2005 г.), на Всероссийской научно-практической конференции студентов, соискателей, молодых ученых и специалистов «Актуальные вопросы развития образования и производства» (г. Новгород, 2005 г.), на Всероссийской конференции по проблемам качества образования (г. Казань, 2005 г.).

По теме диссертационного исследования опубликовано 13 научных работ, общим объёмом 129,6 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Выводы по второй главе.

1. Личностно-деятельностный подход к оценке эффективности профессионального обучения студентов реализуется посредством разработанного критериально-оценочного комплекса оценки эффективности профессионального обучения студентов в вузе и позволяет повысить объективность оценки, заинтересованность студентов в учебно-познавательной деятельности. Он способствует развитию личностных качеств будущих специалистов, таких как целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, организованность, инициативность, коммуникативность, рефлексия.

2.Результаты экспериментального исследования доказывают действенность и практическую значимость разработанной дидактической системы оценки эффективности профессионального обучения. Её практическое применение в профессиональном обучении студентов в вузе обеспечивает повышение эффективности учебно-воспитательного процесса. Комплект методического обеспечения по дисциплинам представляет собой практическую ценность для тиражирования. дидактических разработок в практику других учебных заведений.

З.В исследовании теоретически обоснована организационно-педагогическая система оценивания педагогической деятельности преподавателей вуза. Проектирование системы оценивания потребовало реализации принципов целостности, структурности, прогностичности, комплексности.

4.0сновными компонентами разработанной системы являются: цели, подсистема оценивания педагогической деятельности, подсистема оценивания результатов педагогической деятельности, субъекты системы оценивания, организационно-педагогические условия, результат.

5.В ходе исследования установлены основные функции системы: аналитико-прогностическая (обеспечивает прогностическое, информационное развитие педагогического процесса), мотивационная (стимулирует педагогическую и учебную деятельность педагога и студента) — контрольная (обеспечивает контроль результатов педагогической деятельности, соответствие их целям обучения), информационно-исследовательская (обеспечивает взаимодействие педагогической, научно-исследовательской деятельности), диагностическая (реализует сбор, анализ, хранение информации о качественных и количественных изменениях процесса и результатов педагогической деятельности. б. Организационно-педагогическими условиями, обеспечивающими реализацию системы оценивания педагогической деятельности являются организационно-структурные, программно-методические и контрольно-диагностические.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе анализа и синтеза, опытно-экспериментальной работы было установлено, что оценивание педагогической деятельности преподавателей есть неотъемлемый элемент социально-педагогического и личностно-ориентированного управления, определяющего степень эффективности педагогической деятельности, ее продуктивности и результативности. Оценивание выступает средством управленческого воздействия, стимулирующим мотивацию к педагогической деятельности, повышению эффективности профессионального обучения. Оценивание как социально-педагогический процесс решает задачи определения достигнутых результатов, диагностирования, информирования, мотивации образовательного процесса, профессионализма субъектов образовательного процессасоздает предпосылки для получения новых результатов, появления профессиональных достижений, индивидуального профессионального роста.

Разработанная организационно-педагогическая система оценивания педагогической деятельности преподавателей вуза, представленная на профессиональном, целевом, организационно-дидактическом, личностно-профессиональном уровнях, позволяет осуществить оценку педагога и эффективности профессионального обучения студентов.

Разработаны и реализованы организационно-педагогические условия реализации модели организационно-педагогической системы оценивания педагогической деятельности преподавателей вуза, включающие организационные, структурные, программно-методические, контрольно-оценочные условия.

Разработанная организационно-педагогическая система оценивания педагогической деятельности преподавателей вуза теоретически обоснованная и реализованная на практике, позволяет осуществить целостную оценку педагогического процесса, личностных достижений педагогов и студентов, обеспечивает реализацию аналитико-прогно-стической, мотивационной, операционно-диагностической, информациоино-исследова-тельской, проектировочно-ценностной, контрольно-результативной функцийиспользование адекватных инструментальных средств контроля процессов и результатов педагогической деятельности.

Разработаны совокупность структурно-функциональных действий педагога и программно-дидактические тестовые задания по учебным дисциплинам, способствующие осуществлению оценивания педагогической деятельности преподавателей вуза.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование.
  2. М.: Педагогика, 1984.-296 с.
  3. .Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. В 2-ч т., т. II / Под ред. A.A. Бодалева и др. -М.: Педагогика, 1980.-С. 128−266.
  4. В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития.- Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
  5. П.К. Избранные функциональные системы. М., 1978. — 68 с.
  6. А. Рейтинговая система оценки знаний // Школьные технологии. 1998. — № 5.
  7. С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: «Высшая школа», 1974.
  8. С., Мизинцев В. Качественно-количественные критерии оценки научно-познавательного процесса // Новые методы и средства обучения. 1989. — № 3 (7).
  9. С.И. и др. Обученность главная переменная шкалы отметок, градации контингента и функции оценивания учителя. — М.: Знание, 1985.-102 с.
  10. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. Учеб.-метод. пособие. М.: Высш. школа, 1980.-368 с.
  11. Аттестация преподавателя и мастера производственного обучения: Метод, пос. СПб., 1992. — 61 с.
  12. И. Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя: Автореф. дис. доктора пед.127наук. 1991.-36 с.
  13. Н.А. Проблема оценивания и оценка общей психологии // Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 81−89.
  14. С.Я. Профессиональная педагогика. Москва: Ассоциация профессиональное образование", 1997. — 512 с.
  15. В.С. Педагогика. Екатеринбург, 1993. — 312 с.
  16. А.П. Интегративная теория и практика многоуровневого непрерывного профессионального образования. СПб.: Институт профтехобразования РАО, 2002. — 239 с.
  17. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб.: Радом, 1996. — 226 с.
  18. А.П. Системный подход к профессионально-педагогической технологии профессионального обучения // Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях. СПб., 1995. — С.46−58.
  19. Т.В. Взаимосвязь педагогического процесса и процесса руководства в ПУЗ. Берлин, 1987.-100 с.
  20. М. Каким должен быть мониторинг учебного процесса? // Народное образование. 2002. — № 7. С. 81 — 88.
  21. В.П. Методы и критерии оценки знаний, умений и навыков при программированном обучении. М., 1969. — 116 с.
  22. В.П. Основы теории педагогических систем. (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем). Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1977.-304 с.
  23. В.П. Разработка методики диагностической оценки урока // Советская педагогика 1985 — № 5.
  24. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  25. И.В. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.-270 с.
  26. В.М. Эффективность обучения. (Методологический анализ определения этой категории в дидактике). М., «Педагогика», 1976. 192 с.
  27. И.А. Методолого-теоретические основы системы методов управления образовательными процессами в профессиональной школе: Автореф. дис. доктора пед. наук. СПб., 1999. — 53 с.
  28. В.А. Теория и практика реформирования педагогического образования в России в условиях социальных перемен: Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 2002. — 48 с.
  29. Большая Советская энциклопедия. М., 1973. -450 с.
  30. Н.И. Методология системного подхода к решению проблем. -СПб.: ВНИИ, 1997.- 18 с.
  31. Н.В., Реан A.A. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Изд. «Питер», 2000.-304 с.
  32. H.H. Теория и практика. Управление качеством образования в профессиональных училищах: Дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1997.-38 с.
  33. К.Я. Единая система критериев оценки самооценки управления учебным заведением. Н. Новгород, изд-во ВИПИ, 1997 г. — 212 с.
  34. К.Я. Саморазвитие человека и технологическая организация образовательного пространства (концепция, опыт). Челябинск, 1997. -240 с.
  35. C.B. Психологические условия формировании профессионального самопознания будущего учителя: Автореф. дис.. канд. псих, наук / Ин-т психологии. Киев, 1987.
  36. М.А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе (основы теории): Монография. Н. Новгород, Нижегородский гуманитарный центр, 2000. — 136 с.
  37. В.Н. Оценивание профессиональных достижений учителей руководителем образовательного учреждения: Автореф. дис. канд. пед. наук.-СПб., 2001.-23 с.
  38. А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки в учебной деятельности: Автореф. дис.канд. пед. наук. СПб., 2001. — 23 с.
  39. .С. Федеральная программа развития профессионального образования в России. М.: Высш. шк., 1993. — 212 с.
  40. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
  41. И.З. Управление самостоятельной работой студентов (системное стимулирование): Учебное пособие. М.: Логос, 2002. —24 с.
  42. М.И. Проблема измерений и проверки гипотез при мониторинге результатов обучения // Стандарты и мониторинг в обучении. 2000. -№ 3. — С. 49−54.
  43. Гузеев В. В Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. — 240 с.
  44. В.В. Оценка, рейтинг, тест. // Школьные технологии. 1998. -№ 3. — С.20−23.
  45. Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. М., 1995.
  46. A.M. Структура и содержание управленческой деятельности впрофессиональном лицее: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1997.-22 с.
  47. К., Гнетецки Я. Критерии и показатели оценки эффективности обучения в высшей школе // Современная высшая школа. Варшава. -1984.-№ 2.-С. 36−39.
  48. Ю. Контроль в профессиональном обучении. // Профессионал. -2000.-№ 4.-С. 29−31.
  49. A.A. Технология эффективной профессиональной деятельности: Пос. для специалистов работающих с персоналом. М.: Красная площадь, 1996. — 16 с.
  50. Д., Джонсон Р., Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве / Пер. с англ. З. С. Замчук. СПб.: Экономическая школа, 2001 г. 256 с.
  51. Диагностика как фактор развития образовательной системы: Уч. пос. / Под ред. В. Н. Максимовой. ЛОИУУ, 1995. — 80 с.
  52. Дж. Демократия и образование: Пер. с англ. М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384 с.
  53. М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. — М.: «Издательство ПРИОР», 2002. 560с.
  54. М.И., Пороцкий Э. С. Проверка знаний, умений и навыков учащихся техникумов: Учебное пособие. -М.: Высш. школа, 1978. 175 с.
  55. A.A., Романцев Г. М., Ткаченко Е. В. Профессионально-педагогическое образование России. Екатеринбург, 1999. — 233 с.
  56. Т.П. Модели управления учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения специальной технологии по интегрированной группе профессий: Автореф. дис. канд. пед. наук.-СПб., 1994.-21 с.
  57. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: ИНФРА-М, 2001. -52 с.
  58. B.C. Эффективная модель управления профессиональным лицеем: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2002. — 22 с.
  59. H.A. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.: Логос. 2002.-384 с.
  60. С.Н. Введение в профессионально-педагогическую специальность. СПб., 2002. — 126 с.
  61. И.А. Концептуальные основы построения системы качества профессионального образования: Монография. СПб.: Ин-т профтехобразования ГАО, 2001. — 152 с.
  62. И.А. Методолого-теоретические основы оценочно-критериальной системы профессиональной многоуровневой подготовки. Афтореф. дисс. д-ра пед. наук СПб, 1998.
  63. И.А. Технология определения эффективности профессиональной подготовки. СПб., 1998. — 84 с.
  64. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. -М.: Знание, 1972.-72 с.
  65. К. «Педагогическая диагностика» М, 1991г.
  66. М. И., Степанова Т. А., Рожкова О. Ф. Управление ЕЛО на основе данных мониторинга.// Профессиональное образование. 2000. -№-11.-С.10−11.
  67. В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». Методическое пособие для учителя. — М.: Педагогическое общество России, 1999. 86 с.
  68. Г. Ю. Рейтинговая система оценки качества образовательного процесса в педагогическом колледже.// Профессиональное образование, -2000.-№-7.-С. 9−10.
  69. М.Д. Комплексный контроль учебной деятельности// Советская педагогика. 1986. — № 10.- С. 46−49.
  70. О. Педагогический мониторинг в работе учителя биологии // Биология и химия в школе. 2000. — № 3. — С. 33−36.
  71. Л.П. Педагогический мониторинг. Процессы интеграции психолого-педагогических знаний будущего учителя // Стандарты и мониторинг в обучении. 1999. — № 6. — С. 31−34.
  72. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. Под ред. Скаткина М. Н. и Краевского В. В. М., 1978.
  73. В .Я. Педагогика и психология высшего образования. СПб., 1996.-318 с.
  74. Н.В. Взаимодействие педагогов и учащихся в образовательной системе профессионального училища: Автореф. дис. канд. пед. наук. -СПб., 1997.-20 с.
  75. С.В. Система автоматизированного контроля знаний учащихся УНПО.// Профессиональное образование. 2000. — №-6. — с. 20−21.
  76. О. Проектирование учебно-воспитательного процесса в школе //Родная школа. 1999. — № 3. — С. 64−66.
  77. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.
  78. В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф. дис.. канд. псих, наук / Ленинград, гос. ун-т. Л., 1980.
  79. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
  80. Ю.А. Анализ урока./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.-336 с.
  81. Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М., 2000. -224 с.
  82. В.К., Рындак В. Г. Методологическая основа технологии контроля качества обучения. // Специалист. 2002. — № 7. — С. 12−13.
  83. Конституция Российской Федерации. М.: Юрист, 1997. — 716 с.
  84. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. // Профессиональное образование 2002. — № 5. — С. 17−20.
  85. Д.В. Педагогические условия включения учителя в управление школой: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб, 2001. -19 с.
  86. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях. М.: Наука, 1977. — 423 с.
  87. И. С. Прогнозирование уровня учебных достижений учащихся средствами мониторинга.// Стандарты и мониторинг, 2001. — № 1.
  88. В.Ю. Профессиональная деятельность директора образовательной школы как объект междисциплинарного исследования: Автореф. дис. д-ра пед. наук.-СПб., 1993.-37 с.
  89. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. М., 2001. — 128 с.
  90. Н.В. Методика аттестации как средство активизации педагогического творчества. Гомель, 1987.
  91. Н.В. Методика аттестации школьных учителей как средство побуждения к самообразованию // Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования. 1980. — С. 44−48.
  92. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилищ. М.: Высш. шк., 1989.167 с.
  93. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. — 120 с.
  94. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. JL, 1967.
  95. A.M. Педагогический мониторинг как фундаментальный инструмент управления учебно-воспитательным процессом // Завуч. -2000. № 8. — С.20−22.
  96. В. С. Дидактика (теория обучения): Учебное пособие. -Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003— 368 с.
  97. Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 140 с.
  98. Л.М. Профессионализм педагогического коллектива профтехучилища в организации ученического самоуправления: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1992. — 17 с.
  99. В.И. Психология в управлении. М, 1990. — 128 с.
  100. Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. — 256 с.
  101. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  102. Э.В. Критерии и методика отбора на должность директора общеобразовательной школы: Дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 150 с.
  103. Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в педагогическом вузе. Ташкент, 1986.
  104. Е.В. Контроль и оценка личностных достижений у учащихся в современной развивающейся школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Псков, 2001.- 18 с.
  105. А.Н. Мониторинг в образовании. СПб., 1998.
  106. А.Н. Мониторинг и проблемы информационного обеспечения управления образованием// Школьные технологии. 1999. — № 1−2. -С.46−60.
  107. М.А. Теория социального управления. М., 1997. — 128 с.
  108. С.М. Концептуальные основы проектирования системы деятельности учебного заведения интегративного типа. Нижний Новгород, 2001.-164 с.
  109. С.М. Моделирование педагогических систем. Н. Новгород: ВГИПА, 2003.- 143 с.
  110. Ш. Маркова С. М. Системный подход к проектированию целостного педагогического процесса. Н. Новгород: ВГИПА. — 44 с.
  111. Материалы Всесоюзного совещания-семинара председателей аттестационных комиссий (г. Липецк, октябрь 1986 г.). -М., 1987.
  112. Д. Ш., Пол ев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: Педагогическое общество России, 2001.-128 с.
  113. Д., Полев Д, Мельникова Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга//Народное образование. 2000. — № 8. — С. 75−85.
  114. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова H.H. Управление качеством образования на основе НИТ и образовательного мониторинга. // Школьные технологии. 1999. — № 1−2. — С. 10−21.
  115. Пб.Меньшиков Л. И. Критерии оценки кадров в сфере социалистического производства. Рига, 1986.
  116. Методы и критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся при программированном обучении. / Под ред. В. Беспалько. М., 1969. — 116 с.
  117. Методы системного педагогического исследования / Под ред.
  118. Н.В.Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. — 172 с.
  119. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования: Сб. статей. Л.: Ленинградский гос. ун-т, 1984.
  120. С.Ю. Проектирование образовательных технологий на основе ТРИЗ: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 2001. — 19 с.
  121. Молчанов С. Г: Теория и практика аттестации педагогических работников образовательных учреждений: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Челябинск, 1998. — 29 с.
  122. А.Ю. Теория и практика повышения эффективности педагогической деятельности преподавателей ВУЗов: Автореф. дис. докт. пед. наук. СПб, 2002. — 37 с.
  123. М.Х., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с анг. -М.: Дело, 1992.
  124. Научно-методические основы и практика организации учебного процесса в вузе: учебное пособие / И. А. Новаков, Ю. В. Попов, В. Н. Подлеснов, В. Г. Кучеров, Е. Р. Андросюк, В. Н. Садовников / ВолгГТУ. -Волгоград, 2003. 316 с.
  125. Национальная доктрина образования в РФ. Учительская газета. № 42. 19 октября 1999 г. стр. 12.
  126. Н.В. Школа достижений: начало пути к успеху /М.: Сентябрь, 2002. —160 с.
  127. А. М. Прогнозирование качества профобразования.// Профессионал. 2001. — №-4. — с.4−51 290 контроле учебной работы и оценки знаний студентов на экзаменах: Инструктивное письмо МВиССО СССР. 1981. — № 12. — С. 3−6.
  128. Н.М. Педагогические основы инновационных процессов в системе управления непрерывным профессиональным образованием: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 20 с.
  129. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М.: Азбуковник, 1997. — 944 с.
  130. Организационно-правовые основы деятельности учреждений профессионального образования: Сборник нормативных документов. -СПб., 2002.-70 с.
  131. Организация воспитательной работы в профтехучилищах, готовящих квалифицированных рабочих со средним образованием: Метод, письмо. -М., 1971.-36 с.
  132. Организация комплексных научных исследований в системе профессионально-технического образования / Под общ. ред. А. П. Беляевой. М.: Высш. шк., 1983. — 248 с.
  133. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. A.B. Петровского. М.: Изд-во Московского университета, 1986. 304 с.
  134. Основы педагогических технологий, краткий толковый словарь. -Екатеринбург. Изд-во Ур. ГПУ, 1995.
  135. Основы системного подхода. Томск: Томский ун-т, 1976.
  136. В.П. Научные основы проектирования педагогических систем внутриучилищного управления качеством образовательного процесса. -М.: Исслед. центр пробл. качества подгот. специалистов, 1997. 297 с.
  137. В.П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса: Автореф. дис. докт. пед. наук.-СПб, 1998.-49 с.
  138. А.П. Интерактивные технологии формирования коммуникативной компетентности руководителей социально-культурной сферы: Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 2001. — 43 с.
  139. В.М. Организационно-управленческие условия подготовки специалиста в педагогическом училище: Автореф. дис. канд. пед. наук.-СПб, 2001.- 17 с.
  140. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М, 1988. — 479 с.
  141. Педагогика: Уч. пос. для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998.-640 с.
  142. Педагогика: Учебное пособие /Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1998. с. 329−336
  143. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад- Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, JI.C. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
  144. Ю.Я. Взаимосвязь педагогических технологий и эффективности образовательного процесса: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 2002. — 22 с.
  145. H.H. Организационно-воспитательная работа мастера в учебной группе профтехучилища. Л.: ВНИИ профтехобразования, 1983.-68 с.
  146. И.М. Педагогика: Уч. пос. для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Просвещение, 1996. -432 с.
  147. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ.пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  148. П.В., Копьев Н. Я., Яковлева А. И. Эффективность идейно-воспитательной работы: Условия, факторы, критерии. М., 1975.
  149. Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. СПб, 2000. — 10 с.
  150. В.М. Дидактические вопросы оценки системы знаний: Дис. канд. пед. наук. М., 1970. — 142 с.
  151. В.М. Оценка знаний школьников. М., 1981. — 95 с.
  152. Г. Ф. Ориентация студентов на самооценку педагогических знаний в ВУЗе: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1999. — 20 с.
  153. В.А. Опыт рейтинговой оценки знаний студентов.// Педагогика. -1998.- № 8. -С. 51−55.
  154. В.Г., Голубков П. В. Мониторинг развития региональной системы образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 2. -С. 30—33.
  155. М.М. Управление качеством образования в вопросах и ответах. // Народное образование. 2002. — № 1. — С.86−93.
  156. Психологические критерии качества знаний школьников: Сборник психологических трудов / Под ред. И. С. Якиманской.- М.: Изд-во АПН СССР, 1990.- 142 с.
  157. И.П. Методика определения и оценки уровней организации труда учителей. Пятигорск, 1970. — 23 с.
  158. В. М. Азбука педагогического труда (Пособие для начинающего преподавателя технического вуза).— М.: Высш. шк., 1990.—112 с.
  159. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — Т.1. -608 с.
  160. СЛ. Основы общей психологии. М., 1976. — 564 с.
  161. В.П. Особенности развития профессионального самосознания будущего учителя: Автореф. дис.. канд. псих, наук / Ленингр. гос. ун-т.-Л., 1986.
  162. В.Н. Философские основания педагогической деятельности // Вестн. высшей школы. 1987. — № 1. — С. 22−33.
  163. М.П. Теоретические основы проектирования педагогических технологий в процессе повышения квалификации специалистов профессионального образования: Автореф. дис. докт. пед.наук.-СПб, 1998.-46 с.
  164. В. П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 430 с.
  165. Система профессионального образования в Российской Федерации. Доклад Национальной обсерватории профессионального образования./ Под ред. Байденко В. И., Шадрикова В. Д. Москва, 1998.
  166. Системный подход в педагогических исследованиях проблем профтехобразования: Сб.науч.тр. / Под общ. ред. А. П. Беляевой и др. -Л., 1987.-128 с.
  167. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учебное пособие для преподавателей. — М.: Педагогическое общество России, 2000. 102 с.
  168. В.А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие. — М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.
  169. Словарь иностранных слов. М.: «Русский язык», 1989. — 624 с.
  170. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А.М. Прохоров- редкол.: А. А. Гусев и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1987. — 1600 с.
  171. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е. С. Мн.: «Современное слово», 2001. — 928 с.
  172. А.Г. Концепция и практика системного управления профессиональным учебным заведением. СПб, 2000. — 269 с.
  173. А.Г. Научные основы управления профессионально-техническим учебным заведением. М., 1984. — 64 с.
  174. А.Г. Проблемы оценивания управленческой деятельности руководителя учреждения начального профессионального образования. Сыктывкар: КРИРОиПК, 2002. — 66 с.
  175. А.Г. Работа руководителя с педагогическими кадрами. М., 1985.-64 с.
  176. А.Г. Управленческая деятельность в учреждениях начального профессионального образования. СПб., 1997. -48 с.
  177. Соколов В. М, Захарова JI. H, Соколова В. В, Гребенев И. В. Проектирование и диагностика качества подготовки преподавателя: М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994. — 160с.
  178. В.П. Теория и практика многоуровневого естественнонаучного образования в системе педагогического университета: Дис. в виде науч. докл. .д-ра пед. наук. СПб., 2000. — 68 с.
  179. В. Е. Формы и методы контроля учебной деятельности студентов в средних специальных учебных заведениях с применением рейтинговой системы. 13.00.01 -Автореф. дисс. канд. пед. наук, Москва 1996.
  180. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  181. Н.Ф. Контроль и его функции в учебном процессе. // Советская педагогика. 1989 — № 3.
  182. Н.Ф. Управление процеесом усвоения знаний. М.: изд-во Моск. ун-та, 1984. — 344 с.
  183. Ю.М. Аттестация как средство повышения эффективностисистемы внеурочной воспитательной работы школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Самара, 2000. — 16 с.
  184. П.И. Управление школой по результатам (практика педагогического менеджмента). М.: Нов. шк., 1997. — 36 с.
  185. Е.А. Технологии взаимодействия учителя и учащихся в современном школьном образовании: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 2002. — 20 с.
  186. Л.П. Теория проектирования образовательных программ. -СПб, 1994.-64 с.
  187. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.-22 с.
  188. Управление инновационными процессами в образовании: Пос. для рук. и сотруд. метод, служб. Сыктывкар: КРИРОиПК, 1999. — 126 с.
  189. Управление психологическим климатом педагогического коллектива профтехучилища: Метод, рек. ВНИИ профтехобразования. 1984. — 30 с.
  190. Управление развитием школы / Под ред. М. М. Поташника, С. В Лазарева. М.: Нов. шк., 1985. — 148 с.
  191. Е.И. Технология обучения руководителей образовательных учреждений преодолению личностных затруднений в управлении: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999. — 18 с.
  192. Федеральный закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». М.: ИНФРА-М, 2001.-43 с.
  193. И.Д. Теория и практика демократического образования: Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб., 2001. — 21 с.
  194. Хубулашвили. К вопросу о тестовой методике контроля знаний. // Советская педагогика 1975. — № 8. — С. 77
  195. И.А. Информационная культура руководителя школы какусловие эффективности управленческой деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб, 1999. — 19 с.
  196. М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. M.:JIoroc, 2002. — 432 с.
  197. Т.Н. Образовательный мониторинг: формируются понятия // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. — № 5. — С. 47—51.
  198. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 427 с.
  199. Д.В., Филатов O.K., Мозолин В. П. Креативная педагогика преподавателя высшей школы. Монография / Под ред. Д. В. Чернилевского. М.: МГТА, 2000.
  200. И.И. Проблема самосознания и психологии. М., 1977.
  201. В. Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
  202. Р.Х. Социально-психологические проблемы совершенствования управления профтехучилищем. М.: Педагогика, 1984.- 192 с.
  203. Т.П. и др. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Т.И. Шамова, Т. М. Давыденко, Т.Н. Шибанова- Под ред. Т. Н. Шамовой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 384 с.
  204. Т.И. Управление процессом формирования системы качеств знаний учащихся. М., 1990. — 112 с.
  205. Т.И., Третьяков П. И., Капустин Н. П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений / Под ред. Т. И. Шамовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-320 с.
  206. А.С. Из опыта изучения труда работников просвещения // Работник просвещения. 1923. — № 6. — С. 13−17.
  207. Шилов B. JL, Андрющенко Р. С. Рейтинговая система оценки достижений студентов в учебном процессе/Сов. педагогика. 1990. — № 6.-21с.
  208. А.И. К проблеме профессионального изучения труда учителя // Психология. JL, 1974. — С. 35−39.
  209. Энциклопедия профессионального оразования: в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование». — Т.1. -1999.-568 с.
  210. Н.Е. Основы методики профессионального обучения: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. — Екатеринбург: Изд-во Урал, гос проф.-пед ун-та, 1999.-138 с.
  211. Ю.Г. Системный подход в современной науке. Проблемы методологии системного исследования. М., 1970. — 146 с.
  212. И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / М.: Сентябрь, 2000. 176 с.
  213. В.А. Педагогическая психология. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., Изд-во «Полиус», 1998. — 639 с.
  214. Янг С. Системное управление организацией/Пер, с анг. М.: Сов. радио, 1972.-455 с.
  215. Bloom B.S. et al. Taxonomy of Educational Objectives: Handbook I, The Cognitive Domain. New York: Longmans Green, 1956.
  216. Nolan C. Kearney, Elementary school Objectives. New York: Russell Foundation, 1953.
  217. Will French and Associates, Behavioral Goals of General Education in High School, New York, Russell Sage Foundation, 1957.
Заполнить форму текущей работой