Введение.
Особенности устной речи учащихся младших классов с общим недоразвитием речи
При анализе нарушения письма педагоги, логопеды и психологи выделяют разные варианты из проявления, в основе которых лежат такие сложные механизмы, как трудности фонематического анализа и синтеза, смешение близких по артикуляции звуков, трудности овладения зрительным образом буквы и смешение букв, близких по написанию и другое. В письме могут отражаться дефекты речи ребенка, трудности языкового… Читать ещё >
Введение. Особенности устной речи учащихся младших классов с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сложности в овладении письмом, или как ее называют в логопедии, различные виды дисграфий — явление, которое встречается в начальной школе, довольно часто. Дисграфия обнаруживается в первом классе и в начале второго класса и, как правило, имеет устойчивый характер и может сохраняться надолго. Отчетливо она проявляется при повышении требований к письменной речи. Эффективное преодоление нарушений письма требует понимания их сложных механизмов — таким образом коррекционную работу необходимо строить с учетом качественного своеобразия высших психических функций каждого ребенка, сильных и слабых звеньев функциональной системы письма в начальной школе.
При анализе нарушения письма педагоги, логопеды и психологи выделяют разные варианты из проявления, в основе которых лежат такие сложные механизмы, как трудности фонематического анализа и синтеза, смешение близких по артикуляции звуков, трудности овладения зрительным образом буквы и смешение букв, близких по написанию и другое. В письме могут отражаться дефекты речи ребенка, трудности языкового анализа, речевого и общего внимания.
Исследования Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой, Р. И. Лалаевой и других показали, что около 25% учащихся массовой школы страдают нарушениями письма и чтения во время обучении в начальных классах.
Особенности и характер затруднений в овладении письмом детьми с нарушениями речи рассматриваются в работах таких исследователей, как Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, И. К. Колповский, Г. В. Чиркина, О. Е. Грибова, С. Б. Яковлева и другие.
Р.Е. Левина отмечает, что в соответствии с речевой патологией и характером нарушения речи, у детей различают и различные степени нарушений письма: от полной неспособности к усвоению грамоты до частично несформированной письменной речи. Но даже частичная несформированность процессов усвоения письма затормаживает обучения ребенка, тормозит его познавательные функции.
В детских садах в настоящее время отмечается большое количество детей с общим недоразвитие речи. У данной группы детей, во время поступления школу и последующего обучения, недостатки в устной речи переходят в ошибки на письме, что в значительной мере затрудняет овладение грамотой. Таким образом, актуальность нашей темы обуславливается тем, что в школе общеобразовательного вида у некоторых детей младшего дошкольного возраста письмо имеют свои специфические ошибки, которые отличают процесс их письма от процесса письма сверстников.
Цель дипломной работы — определить специфические ошибки письма у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи.
Объект дипломной работы — особенности устной речи учащихся младших классов с общим недоразвитием речи.
Предмет дипломной работы — специфические ошибки письма у школьников младших классов с общим недоразвитием речи.
Гипотеза дипломной работы заключается в том, что у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи отмечается специфические ошибки письма, что требует коррекционной работы, согласно индивидуальным особенностям трудностей детей с ОНР.
Исходя из цели и гипотезы, нами были сформулированы следующие задачи:
- 1. Изучить и проанализировать психологическую, психофизиологическую, психолингвистическую, педагогическую литературу по проблеме специфических ошибок письма у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи.
- 2. Изучить специфические ошибки письма у учащихся младших классов с общим недоразвитием речи.
- 3. Проанализировать результаты экспериментального исследования.
- 4. Определить некоторые направления коррекционной работы по данной группе детей.
В соответствии с целью и задачи были использованы следующие методы исследования:
- — теоретические (анализ литературу по проблеме исследования);
- — эмпирические (изучение медицинской, психолого-педагогической документаций; констатирующий эксперимент, включающий в себя обследование письма);
- — интерпретационные (анализ результатов эксперимента).