Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Структура и динамика языковых способностей в дискурсивной практике

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Последнее время в условиях бурного развития межкультурной коммуникации возрастает интерес к проблеме исследования языковых способностей. Традиционно при рассмотрении способностей учитывается роль задатков в развитии способностей (С.Л.Рубинштейн) — различия в степени их развития рассматриваются как своеобразное сочетание различных способностей (Б.М.Теплов) — способности понимаются как… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Языковые способности и структура дискурса
    • 1. 1. Анализ основных подходов в исследовании способностей. Взаимосвязь способностей и интеллекта
    • 1. 2. Соотношение понятий «язык — речь»
    • 1. 3. Языковые способности и виды интеллекта
    • 1. 4. Коммуникативный подход к проблеме языка и речи
    • 1. 5. Понятие и структура дискурса
    • 1. 6. Типология дискурсов и дифференциация видов коммуникации
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. Методологические и методические подходы к диагностике языковых способностей в дискурсивной практике
    • 2. 1. Классификация методов психологического исследования и подходы к исследованию способностей
    • 2. 2. Основные подходы к измерению уровня развития способностей
    • 2. 3. Развитие языковых способностей в дискурсивной практике
    • 2. 4. Разработка методики диагностики лингвистических и дискурсивных способностей
    • 2. 5. Эмпирическая оценка психометрических свойств теста на лингвистические способности
    • 2. 6. Эмпирическая оценка психометрических свойств теста на дискурсивные способности
    • 2. 7. Совместная оценка тестов лингвистических и дискурсивных способностей
    • 2. 8. Описание краткого теста на лингвистические и дискурсивные способности
  • ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование структуры языковых способностей в дискурсивной практике
    • 3. 1. Дизайн исследования структуры языковых способностей в дискурсивной практике
    • 3. 2. Соотношение факторов языковых способностей в отсутствии дискурсивной практики
    • 3. 3. Изменения в структуре языковых способностей при фрагментарном освоении дискурсивной практики
    • 3. 4. Дифференциация лингвистических и дискурсивных способностей в условиях регулярной дискурсивной практики
    • 3. 5. Сравнительные результаты анализа общей выборки
    • 3. 6. Динамика показателей в зависимости от уровня освоения дискурсивной практики
  • Выводы по третьей главе

Структура и динамика языковых способностей в дискурсивной практике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования.

Последнее время в условиях бурного развития межкультурной коммуникации возрастает интерес к проблеме исследования языковых способностей. Традиционно при рассмотрении способностей учитывается роль задатков в развитии способностей (С.Л.Рубинштейн) — различия в степени их развития рассматриваются как своеобразное сочетание различных способностей (Б.М.Теплов) — способности понимаются как складывающиеся на протяжении всей жизни новообразования (А.Н.Леонтьев). Специальные языковые способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности личности, характеризующие легкость и быстроту приобретения лингвистических знаний, обеспечивающие скорость овладения языком и эффективность использования языка в процессе коммуникации (Л.А. Якобовец, И. А. Зимняя, М.К.Кабардов).

Актуальность работы состоит в том, что, несмотря на наличие большого эмпирического материала по проблеме структуры способностей и значимости отдельных типов способностей при осуществлении определенного вида деятельности, сущность языковых способностей и динамика из развития применительно к дискурсивной практике остается неразработанной в полной мере.

При определении факторов, обеспечивающих успешное овладение языком, основное внимание уделяется лингвистической составляющей языковых способностей. Традиционно этой составляющей отводится роль обязательной, обеспечивающей знание языковых единиц, правил сочетаемости слов и синтаксических моделей, общеупотребительной лексики. Понятие лингвистической составляющей языковых способностей было операционализировано М. К. Кабардовым. Наряду с лингвистической составляющей выделяют коммуникативную составляющую языковых способностей, сущность которой на данный момент четко не определена. Мы связываем ее с дискурсивными способностями, которые выступают как операционализированная часть коммуникативной компетенции, позволяющая человеку непосредственно инициировать, поддерживать, развертывать и завершать процесс общения, используя при этом языковые средства, соответствующие ситуации.

Целью диссертационного исследования является изучение структуры языковых способностей в процессе дискурсивной практики и выявление происходящих в этой структуре изменений.

Объект исследования — люди, изучающие иностранный язык и включенные в различные виды дискурсивной практики, в возрасте от 17 до 22 лет (186 человек).

Предмет исследования — лингвистические и дискурсивные способности, определяющие успешность дискурсивной практики, и динамика их развития.

Гипотезы исследования:

1. Степень освоенности дискурсивной практики определяет дифференциацию дискурсивных и лингвистических способностей.

2. Дискурсивные и лингвистические способности связаны с различными факторами интеллекта, и в процессе освоения дискурсивной практики эти взаимосвязи приобретают различную степень выраженности.

Для подтверждения выдвинутых гипотез мы поставили перед собой следующие задачи:

1. теоретический анализ литературы по проблемам языковых способностей, проблематике дискурса, коммуникативной функции речи и роли различных познавательных способностей в дискурсивной практике;

2. определение и операционализация понятия «дискурсивные способности»;

3. разработка адекватного инструментария для оценки лингвистических и дискурсивных способностейподбор методик диагностики познавательных способностей, определяющих эффективность освоения дискурсивной практики;

4. планирование и проведение эмпирического исследования структуры и динамики языковых способностей в дискурсивной практике.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

1) системный подход (Б.Ф.Ломов, Б. Г. Ананьев, В.А.Барабанщиков);

2) субъектно-деяельносттный подход (C.J1.Ррубинштейн, А.В.Брушлинский);

3) дискурсивная парадигма в изучении речи (М.М.Бахтин, Т. ван Дейк, Н.Д.Павлова);

4) интегративный подход к изучению языковых способностей (А.А.Леонтьев, И. А. Зимняя, И. М. Румянцева, М.К.Кабардов).

В эмпирической части исследования были использованы следующие методики:

1. авторские методики диагностики лингвистических и дискурсивных способностей,.

2. краткий отборочный тест,.

3. тест Гилфорда и Салливена,.

4. экспертная оценка уровня освоения иностранного языка.

В качестве основных методов обработки и интерпретации эмпирических данных применялись методы математической статистики (описательная статистика, корреляционный, факторный и кластерный анализ) пакета SPSS 15.0 for Windows.

Достоверность результатов обеспечивается исходными теоретико-методологическими положениями работыприменением адекватных методов сбора и анализа эмпирических данных, соответствующих целям, задачам и объекту исследованияприменением современных методов статистической обработки данных.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Операционализировано понятие «дискурсивные способности" — выявлено место дискурсивных способностей в структуре интеллекта в процессе становления дискурсивной практики.

2. Конкретизированы представления о характере дискурса и особенностях дискурсивной практики при овладении иностранным языком: описаны наиболее значимые ситуации и лингвистические средства, позволяющие инициировать, поддерживать, развертывать и завершать процесс вербального взаимодействия.

3. Разработано представление о структуре языковых способностей, задействованных в дискурсивной практике.

4. Разработана и апробирована методика, позволяющая диагностировать дискурсивные способности.

5. Определено место дискурсивных и лингвистических способностей в структуре интеллекта, и показана их взаимосвязь с другими познавательными способностями.

Теоретическая значимость работы состоит в расширении представлений о структуре способностей, включенных в дискурсивную практику, и выделении особого вида языковых способностей — дискурсивных способностей.

Практическое значение работы:

1. Разработанные экспресс-методики диагностики лингвистических и дискурсивных способностей могут быть использованы в прикладных исследованиях психологии способностей и в практике освоения иностранного языка.

2. Выделение дискурсивных способностей как отдельного типа способностей и определение его роли в дискурсивной практике при обучении иностранному языку позволит более успешно подбирать методики обучения и применять их соответственно уровню обучающихся.

Положения, выносимые на защиту.

1. На разных этапах освоения дискурсивной практики структура способностей различна: в отсутствии дискурсивной практики при традиционном обучении иностранному (английскому) языку наиболее значимым является общий интеллектпри становлении дискурсивной практики количество значимых факторов увеличивается, и важную роль в структуре способностей приобретают дискурсивные способности и социальный интеллект.

2. В структуру языковых способностей, необходимых для свободной дискурсивной практики, входят лингвистические способности, определяющие усвоение основ языка, и дискурсивные способности, обеспечивающие эффективную коммуникацию при помощи языковых средств, соответствующих ситуации.

3. Лингвистические и дискурсивные способности связаны с разными факторами интеллекта: лингвистические способности коррелируют с социальным интеллектом, а дискурсивные способности оказываются связанными с общим интеллектом.

4. По мере расширения и усложнения дискурсивной практики дискурсивные способности начинают занимать все более значимое место в структуре познавательных способностей.

5. Методики диагностики лингвистических и дискурсивных способностей адекватны решению прикладных задач в исследованиях психологии способностей и психологии речи.

Апробация диссертационного исследования проводилась на заседаниях лаборатории психологии речи и психолингвистики Института психологии РАН и на заседаниях кафедры экспериментальной психологии и психодиагностики ГАУГН (2007, 2008, 2009гг.) — результаты исследования были темой докладов на Шестом межвузовском семинаре «Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения» (Москва, МГИМО, июнь 2008 г.), конференции «Пути повышения конкурентноспособности экономики России в условиях глобализации» (Москва, МГИМО, октябрь 2008 г.), 2й Всероссийской научной конференции «Психология индивидуальности» (Москва, ГУВШЭ, ноябрь 2008 г.), Всероссийской конференции «Познание в структуре общения» (Москва, ИП РАН, ноябрь 2008 г.), IX Международных чтениях памяти Л. С. Выготского «Методология и методы психологического исследования» (Москва, РГГУ, Институт психологии им. Л. С. Выготского, 17−19 ноября 2008 г.). Основное содержание работы представлено в 7 публикациях. Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Воронин А. Н., Кочкина О. М. Дискурсивные и лингвистические способности в структуре интеллекта человека.//Психология. Журнал Высшей школы экономики. Том 5, № 2, 2008. С.124−132.

2. Кочкина О. М. Изменение структуры способностей при интенсивном обучении иностранным языкам. Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Том 15, № 2, 2009. С. 115−121.

3. Кочкина О. М. Развитие способностей учащихся в процессе интенсивного изучения иностранных языков. Вестник МГОУ им. Н. К. Крупской. № 2, 2009. С.127−132.

Публикации в других научных изданиях:

1. Кочкина О. М., Воронин А. Н. Дискурсивные способности в процессе интенсивного изучения иностранного языка.// Познание в структуре общения./ Под ред. В. А. Барабанщикова, Е. С. Самойленко. Изд-во ИП РАН, 2009. С.262−270.

2. Кочкина О. М., Воронин А. Н. Развитие индивидуальности в процессе изучения иностранных языков.// Психология индивидуальности. Материалы второй Всероссийской научной конференции. Москва, 12−14 ноября 2008 г. Изд. дом ГУВШЭ. М., 2008. С.96−97.

3. Кочкина О. М. Влияние интенсивного изучения иностранного языка на формирование дискурсивных способностей студентов факультета МЭО.// Материалы конференции «Пути повышения конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации». Москва, 9−10 октября 2008 г. Изд-во «МГИМО-Университет». М., 2008. С. 621 -627. ,.

4. Кочкина О. М. Динамика Структуры способностей в процессе овладения иностранным языком.// Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. Шестой межвузовский семинар по лингвострановедению. Москва, 17−18 июня 2008 г. Изд-во «МГИМО-Университет». М., 2008. С.112−118.

Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, включающего 113 наименований, в том числе 21 на иностранном языке, и 6 приложений.

Выводы по третьей главе.

Исследуя группы учащихся, находящихся на разных уровня овладения дискурсивной практикой, мы получили результаты, подтверждающие гипотезу нашего исследования.

1. В каждой из трех исследуемых групп лингвистические и дискурсивные способности выделились как отдельные виды способностей. При этом на разных этапах обучения их роль в структуре способностей меняется в зависимости от степени освоения дискурсивной практики. Дискурсивные способности постепенно приобретают все больший веслингвистические способности, напротив, теряют свою значимость по мере освоения дискурсивной практики.

2. Была установлена связь между общим интеллектом и дискурсивными способностями, а также социальным интеллектом и лингвистическими способностями. Одновременно полученные результаты свидетельствуют, что дискурсивные и лингвистические способности могут образовывать и отдельные факторы, не связанные с другими видами интеллекта.

3. Важная роль в исследовании отводится такому компоненту структуры интеллекта, как дискурсивные способности. Результаты показывают меняющуюся роль этого компонента в процессе обучения языку. В отсутствии дискурсивной практики дискурсивные способности не развиты и, хотя и выделяются в отдельный фактор, не являются значимыми. При появлении дискурсивной практики дискурсивные способности проходят резкий скачок в развитии и вместе с общим интеллектом представляют собой наиболее значимый фактор в структуре интеллекта. В условиях регулярной дискурсивной практики четвертого курса дискурсивные способности продолжают выступать как наиболее важный фактор совместно с общим интеллектом, т.к. они на данном этапе определяют успешность изучения иностранного языка. Происходит совершенствование коммуникативной компетенции учащихся, формирование умения продуцировать реплики и монологические высказывания различных видов, суммировать и комментировать содержание беседы, понимать и адекватно реагировать на речь собеседника. При выработке данных умений и навыков наличие сформированных дискурсивных способностей является необходимым, хотя и не достаточным фактором.

4. Установлено, что в условиях постепенного освоения дискурсивной практики социальный интеллект входит в число значимых факторов. В первой и второй группах он объединяется в один фактор с лингвистическими способностями. В третьей группе социальный интеллект представляет собой отдельный значимый фактор, что свидетельствует об имеющихся у этой группы различий как в методах обучения (отдельное изучение аспектов делового английского и экономического перевода), так и в степени сформированное&tradeязыковых и коммуникативных умений и навыков.

5. В целом, результаты анализа общей выборки также подтверждают гипотезу о том, что дискурсивные и лингвистические способности являются отдельными видами способностей, которые совместно с общим и социальным интеллектом представляют познавательные способности, определяющие успешность освоения иностранного языка на разных этапах обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное диссертационное исследование посвящено изучению структуры языковых способностей в дискурсивной практике у изучающих иностранный язык различных возрастных групп (15−16 лет, 18−19 лет, 20−21 год), а также изменений в когнитивной сфере, происходящих по мере освоения иностранного языка.

Проведенный теоретических! анализ представленных в психологической литературе данных и теорий, посвященных проблеме интеллекта и способностей, позволяет отметить следующее. Отсутствие общепризнанных определений интеллекта и различных типов способностей и моделей их развития, функционирования и взаимосвязей препятствует созданию целостной картины, поясняющей формирование коммуникативной компетенции у изучающих иностранные языки.

В нашем исследовании мы исходили из общей характеристики способностей, данной в работах С. Рубинштейна, и психометрического определения интеллекта, предложенного В. Дружининым: «интеллект — это способность решать определенным образом сконструированные задачи» (1998).

Еще одна область исследований, затронутая в данной работе, — это дискурс, где исследуется непосредственно языковое общение и основополагающими факторами являются ситуация и психологические характеристики общающихся сторон. Мы обнаружили, что пока нет полной ясности относительно наличия у участников коммуникации специальных способностей, облегчающих изучение языка и общение на языке, и в то же время отличных от непосредственно языковых (лингвистических) способностей.

Непроработанность данной проблемы обусловлена отсутствием какого-либо механизма, позволяющего выявить данный вид способностей и проследить их изменение в процессе обучения.

Наше эмпирическое исследование было спланировано таким образом, чтобы попытаться решить эти проблемы в ходе исследования.

Анализ результатов диссертационного исследования, включающего в себя статистическую обработку полученных данных, позволяет сделать следующие выводы:

1. Подтверждена правомерность выделения дискурсивных способностей в отдельный вид способностей, составляющий наряду с лингвистическими способностями языковые способности человека. Объединение в одном факторе лингвистических способностей и социального интеллекта подтверждает положение о коммуникативной направленности речи и взаимосвязи речи и языка в дискурсивной практике при освоении иностранного языка.

2. Подтверждена правомочность использования экспресс-методики диагностики лингвистических и дискурсивных способностей в исследовании структуры языковых способностей.

3. Для углубленного изучения иностранного языка в дискурсивной практике существенными являются следующие факторы: лингвистические и дискурсивные способности, общий интеллект, социальный интеллект. В ходе обучения значимость данных факторов меняется, что свидетельствует об изменениях в структуре способностей, происходящих по мере освоения дискурсивной практики.

4. Исследование показало, что на продвинутых этапах освоения дискурсивной практики (например, при изучении аспектов — специализированных курсов), именно дискурсивные способности наряду с общим интеллектом являются определяющими факторами в структуре интеллекта, что позволяет осваивать язык в реальных ситуациях делового общения.

Мы предполагаем, что данное диссертационное исследование может послужить отправной точкой в дальнейшей работе по изучению структуры языковых способностей и происходящих в ней изменениях в процессе обучения, что может облегчить выбор методик, позволяющих успешно осваивать язык и в дальнейшем использовать' в ситуациях межличностного общения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Ю. Интеллект: новый взгляд \ Вопр. психологии. 1995. Т.1.
  2. .Г. О проблемах современного человекознания. М.:Наука, 1977.
  3. .Г. Избр. психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.
  4. А. Психологическое тестирование. В 2-х т. М. 1982.
  5. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
  6. А.П. О генетической природе индивидуальных особенностей общемозговой организации ЭЭГ // Психол. журн. 1987. № 2.
  7. Н.Д. Дискурс // Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М., 1998.
  8. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
  9. В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978
  10. А.В. Психология мышления и понятие множества // В кн. Психология и математика. М., 1976.
  11. В.Н. Краткий отборочный тест / Психодиагностическая серия. Выпуск 4. М., Смысл, 1992.
  12. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного.- М.: Русский язык, 1983.
  13. А.Н. Интеллект и креативность в совместной деятельности. Автореф. Докт. Дисс. М., 2004.
  14. А.Н. Интеллектуальная деятельность: проявление интеллекта и креативности в реальном взаимодействии / Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. З, № 3.
  15. Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М.: Педагогика. Т.1. 1982.- Т.З. 1983.
  16. Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. М.: Мысль, 1996.
  17. Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М., 1965.
  18. ГолубеваЭ.А. Способности и индивидуальность. М., 1993
  19. И. Н. Седов К.Ф. Основы психолингвистики./ Учебное пособие. Москва, Лабиринт, 2004
  20. Дейк ван Т. Язык, познание, коммуникация. М., 1989
  21. В.Н. Экспериментальная психология. М. 1997
  22. В.Н. Психология общих способностей. СПб.- Питер, 2007
  23. Д.Е., Митрофанова О. Д. Функционирование русского языка: методический аспект // Доклады американской делегации на II Международном Конгрессе МАПРЯЛ. 10−17 августа 1990. М., 1990.
  24. Н.И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958
  25. Н.И. Язык, речь, творчество. М.: Лабиринт, 1998
  26. И.А. Интенциональные особенности речи в непринужденном общении. // Психологические исследования дискурса. М., ПЕР СЭ, 2002.
  27. В. А. Предложение и его отношение к языку и речи. М.: Изд-во МГУ, 1976.
  28. И.А. Речевая деятельность и психология речи // Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
  29. И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989.
  30. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.
  31. М.К. О диагностике языковых способностей //Психологические и психофизиологические исследования речи. М.: Наука, 1985.
  32. М.К. Коммуникативные и когнитивные составляющие языковых способностей (индивидуально-типологический подход) // Автореф. докт. дисс. М., 2003.
  33. Калмыкова 3. И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Знание, 1979.
  34. А.В. Лексика русского языка./ Изд.2. Изд-во Московского Университета. 1971.
  35. З.И. Продуктивность мышления как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.
  36. Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: Учебное пособие. Для преп. вузов и студ. пед. ин-тов. М.: Высшая школа, 1982.
  37. КолшанскийГ.В. Паралингвистика. -М.: Наука, 1974.
  38. В.Ф. Основы профессиональной психодиагностики. J1. 1984.
  39. Н.С. Неравномерность возрастного развития способностей Умственные способности и возраст. М., 1971.
  40. .Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  41. А.А. Слово в речевой деятельности. М., 1965.
  42. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
  43. А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997.
  44. А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997.
  45. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  46. А.Н. Общее понятие о деятельности // Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
  47. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973.
  48. А.Р. Язык и сознание. Ростов н/Д, 1998.
  49. Методы психологической диагностики. Вып. 2 Под ред. А. Н. Воронина. М., 1994.
  50. Михайлина (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М.Салливена. С.-Пб., 1996.
  51. Д.А. Концепция оперативности в инженерной и общей психологии. М.: Наука, 1977.
  52. Н.Д. Предвыборные интенции в речи политиков // Психологические исследования дискурса. Отв. ред. Павлова Н. Д., ПЕР СЭ, Москва, 2002.
  53. . Избранные груды. М., 1969.
  54. Г. Д. Классификация методов в психологии/ /Психодиагностика в социалистических странах. Братислава, 1985.
  55. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Изд-во «Высшая школа», 1981.
  56. Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Изд-во «Наука», 1983.
  57. Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М., 1967
  58. Я.А. Психология творческого мышления. М., 1960
  59. Дж. Дискурс-анализ как метод изучения естественно протекающей речи.// Иностранная психология. 1998, № 10.
  60. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории Под ред. А. В. Брушлинского М., 1997
  61. Психологические исследования дискурса. Сб. научных трудов. Отв. ред. Павлова Н. Д. М., ПЕР СЭ. 2002.
  62. Психология XXI века: Учебник для вузов/ Под ред. В. Н. Дружинина. М., 2003
  63. Дж. Компетентность в современном обществе. М. Изд-во «Когито», 2002.
  64. Развитие и диагностика способностей. М. 1991
  65. М.С., Залевский Г. В. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования. М., 1988.
  66. C.JI. Основы общей психологии. Питер Пресс, 2008.
  67. C.JI. О мышлении и о путях его исследования. М., 1958.
  68. Рубинштейн C. J1. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  69. И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. М.:ПЕР СЭ- Логос, 2004.
  70. В.М. Формально-динамические свойства индивидуальности человека (темперамент). Краткая теория и методы измерения для различных возрастных групп. М.: ИП РАН, 2004.
  71. Г. Г. К сопоставлению процессов чтения и аудирования // Научныетруды МГПИИЯ, М., 1973. Т.3.4.1.
  72. А.И. Объективность существования языка // История советского языкознания. Некоторые аспекты общей теории языка: Хрестоматия. М., 1981.
  73. К.Ф. Дискурс и личность. Эволюция коммуникативной компетенции. М. Лабиринт. 2004.
  74. Способности и склонности: комплексное исследование.// Под ред. Э. А. Голубевой. М.: Изд-во «Педагогика», 1989.
  75. Р. Когнитивная психология, 1996.
  76. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. // Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.
  77. Р., Григоренко Е. Л. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента// Основные современные концепции творчества и одаренности/ Под ред. Д. Б, Богоявленской. М., Молодая гвардия, 1997
  78. .М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
  79. .М. Способности и склонности. М., 1989.
  80. Э., Уотсон Дж.Б. Бихевиоризм. М., 1998.
  81. Н.С. Избранные труды по филологии. М., Прогресс, 1987.
  82. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. М. 1989.
  83. Дж. Одаренные дети и их образование: обзор международных исследований \ Иностранная психология. 1999. № 1. С. 10−18.
  84. М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев, 1990.
  85. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.-Томск, 1997.
  86. Н. Язык и мышление. М., 1972.
  87. Соссюр Ф де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.
  88. В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994.
  89. В.Д. Введение в психологию (Способности человека). М.: МОСУ, 2001.
  90. Е. И. Семиотика политического дискурса \ М. Волгоград: Перемена, 2000.
  91. Л.А. Психологическая готовность участников педагогического общения к диалогу / Проблемы психологии дискурса. Отв. ред. Н. Д. Павлова, И. А. Зачесова -М.- Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.
  92. Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974.
  93. Cattell R.B., Drevdahl J.E. A comparison of the personality profile (16 PF) of eminent researchers with that of eminent teachers and administrators, and general population // Brirtish Journ. of Psychology. 1955. V. 46.
  94. R. В., Kline P. The Scientific Analysis of Personality and Motivation. N. Y. 1977.
  95. Harre R/, Stearns P. (eds.) Discursive Psychology in Practice. L., 1995.
  96. Ford M. E., Tisak M. S. A further search for social intelligence // Journal of Educational Psychology. 1983. 75.
  97. Freeman J. Environment and High IQ: a Consideration of fluid and crystallised intelligence // Personality and Individual Differences. 1983. № 4.
  98. Gardner H. Frames of mind. The Theory of multiple intelligencies. N.Y., Basic Sucks. 1983.
  99. Guilford J.P. The structure of intellect. N.Y. 1967
  100. Kihlstrom J. F., Cantor N. Social Intelligence // R.J. Sternberg (Ed.), Handbook of intelligence, 2nd ed. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press. 2000.
  101. Matheny A.P., Wilson R.S., Dolan A.B., Krantz T.Z. Behavioral contrasts in twinships: Stability patterns of differences in childhood // Child Development. 1981. V. 52. '
  102. Nickols R.C. Twin studies of ability, personality and interests // Homo. 1978, v. 29.
  103. Potter J. Representing Reality: Discourse, Rhetoric and Social Construction. L., 1995.
  104. Skinner B.F. Science and Human Behaviour. New York, 1953.
  105. Spearman C. General intelligence objectively determined and measured. Amarican Journal of Psychology. 1904. 15.
  106. Spearman C. The abilities of man: Their nature and measurement. New York: Macmillan. 1927.
  107. Sternberg R.J. Implicit theories of intelligence, creativity and wisdom // J. Pers. and Soc. Psychol. 1985. Vol.49. № 3.
  108. Sternberg RJ. Inside intelligence. // Amerian scientist. 1986. Vol. 74. 32.
  109. Thorndike E. L. Intelligence and its use. Harper’s Magazine. 1920.
  110. Thurstone L.L., Thurstone T.G. Factorial studies of intelligence // Psychometric Monographs. 1941. № 2.
  111. Torrance E.P., Khatena J. What kind of person are you? // Gifted Child Quarterly. 1970. V.14.
  112. Torrance E. P. The nature of creativity as maintest in its resting. // In R.J. Sternberg (Ed.) The nature of creativity. N.Y. Cambridge University Press. 1988.
  113. Vernon P.E. The structure of human abilities. N.Y.: Wiley, 1950.
Заполнить форму текущей работой