Структура и динамика языковых способностей в дискурсивной практике
Последнее время в условиях бурного развития межкультурной коммуникации возрастает интерес к проблеме исследования языковых способностей. Традиционно при рассмотрении способностей учитывается роль задатков в развитии способностей (С.Л.Рубинштейн) — различия в степени их развития рассматриваются как своеобразное сочетание различных способностей (Б.М.Теплов) — способности понимаются как… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. Языковые способности и структура дискурса
- 1. 1. Анализ основных подходов в исследовании способностей. Взаимосвязь способностей и интеллекта
- 1. 2. Соотношение понятий «язык — речь»
- 1. 3. Языковые способности и виды интеллекта
- 1. 4. Коммуникативный подход к проблеме языка и речи
- 1. 5. Понятие и структура дискурса
- 1. 6. Типология дискурсов и дифференциация видов коммуникации
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. Методологические и методические подходы к диагностике языковых способностей в дискурсивной практике
- 2. 1. Классификация методов психологического исследования и подходы к исследованию способностей
- 2. 2. Основные подходы к измерению уровня развития способностей
- 2. 3. Развитие языковых способностей в дискурсивной практике
- 2. 4. Разработка методики диагностики лингвистических и дискурсивных способностей
- 2. 5. Эмпирическая оценка психометрических свойств теста на лингвистические способности
- 2. 6. Эмпирическая оценка психометрических свойств теста на дискурсивные способности
- 2. 7. Совместная оценка тестов лингвистических и дискурсивных способностей
- 2. 8. Описание краткого теста на лингвистические и дискурсивные способности
- ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование структуры языковых способностей в дискурсивной практике
- 3. 1. Дизайн исследования структуры языковых способностей в дискурсивной практике
- 3. 2. Соотношение факторов языковых способностей в отсутствии дискурсивной практики
- 3. 3. Изменения в структуре языковых способностей при фрагментарном освоении дискурсивной практики
- 3. 4. Дифференциация лингвистических и дискурсивных способностей в условиях регулярной дискурсивной практики
- 3. 5. Сравнительные результаты анализа общей выборки
- 3. 6. Динамика показателей в зависимости от уровня освоения дискурсивной практики
- Выводы по третьей главе
Структура и динамика языковых способностей в дискурсивной практике (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы исследования.
Последнее время в условиях бурного развития межкультурной коммуникации возрастает интерес к проблеме исследования языковых способностей. Традиционно при рассмотрении способностей учитывается роль задатков в развитии способностей (С.Л.Рубинштейн) — различия в степени их развития рассматриваются как своеобразное сочетание различных способностей (Б.М.Теплов) — способности понимаются как складывающиеся на протяжении всей жизни новообразования (А.Н.Леонтьев). Специальные языковые способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности личности, характеризующие легкость и быстроту приобретения лингвистических знаний, обеспечивающие скорость овладения языком и эффективность использования языка в процессе коммуникации (Л.А. Якобовец, И. А. Зимняя, М.К.Кабардов).
Актуальность работы состоит в том, что, несмотря на наличие большого эмпирического материала по проблеме структуры способностей и значимости отдельных типов способностей при осуществлении определенного вида деятельности, сущность языковых способностей и динамика из развития применительно к дискурсивной практике остается неразработанной в полной мере.
При определении факторов, обеспечивающих успешное овладение языком, основное внимание уделяется лингвистической составляющей языковых способностей. Традиционно этой составляющей отводится роль обязательной, обеспечивающей знание языковых единиц, правил сочетаемости слов и синтаксических моделей, общеупотребительной лексики. Понятие лингвистической составляющей языковых способностей было операционализировано М. К. Кабардовым. Наряду с лингвистической составляющей выделяют коммуникативную составляющую языковых способностей, сущность которой на данный момент четко не определена. Мы связываем ее с дискурсивными способностями, которые выступают как операционализированная часть коммуникативной компетенции, позволяющая человеку непосредственно инициировать, поддерживать, развертывать и завершать процесс общения, используя при этом языковые средства, соответствующие ситуации.
Целью диссертационного исследования является изучение структуры языковых способностей в процессе дискурсивной практики и выявление происходящих в этой структуре изменений.
Объект исследования — люди, изучающие иностранный язык и включенные в различные виды дискурсивной практики, в возрасте от 17 до 22 лет (186 человек).
Предмет исследования — лингвистические и дискурсивные способности, определяющие успешность дискурсивной практики, и динамика их развития.
Гипотезы исследования:
1. Степень освоенности дискурсивной практики определяет дифференциацию дискурсивных и лингвистических способностей.
2. Дискурсивные и лингвистические способности связаны с различными факторами интеллекта, и в процессе освоения дискурсивной практики эти взаимосвязи приобретают различную степень выраженности.
Для подтверждения выдвинутых гипотез мы поставили перед собой следующие задачи:
1. теоретический анализ литературы по проблемам языковых способностей, проблематике дискурса, коммуникативной функции речи и роли различных познавательных способностей в дискурсивной практике;
2. определение и операционализация понятия «дискурсивные способности»;
3. разработка адекватного инструментария для оценки лингвистических и дискурсивных способностейподбор методик диагностики познавательных способностей, определяющих эффективность освоения дискурсивной практики;
4. планирование и проведение эмпирического исследования структуры и динамики языковых способностей в дискурсивной практике.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
1) системный подход (Б.Ф.Ломов, Б. Г. Ананьев, В.А.Барабанщиков);
2) субъектно-деяельносттный подход (C.J1.Ррубинштейн, А.В.Брушлинский);
3) дискурсивная парадигма в изучении речи (М.М.Бахтин, Т. ван Дейк, Н.Д.Павлова);
4) интегративный подход к изучению языковых способностей (А.А.Леонтьев, И. А. Зимняя, И. М. Румянцева, М.К.Кабардов).
В эмпирической части исследования были использованы следующие методики:
1. авторские методики диагностики лингвистических и дискурсивных способностей,.
2. краткий отборочный тест,.
3. тест Гилфорда и Салливена,.
4. экспертная оценка уровня освоения иностранного языка.
В качестве основных методов обработки и интерпретации эмпирических данных применялись методы математической статистики (описательная статистика, корреляционный, факторный и кластерный анализ) пакета SPSS 15.0 for Windows.
Достоверность результатов обеспечивается исходными теоретико-методологическими положениями работыприменением адекватных методов сбора и анализа эмпирических данных, соответствующих целям, задачам и объекту исследованияприменением современных методов статистической обработки данных.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Операционализировано понятие «дискурсивные способности" — выявлено место дискурсивных способностей в структуре интеллекта в процессе становления дискурсивной практики.
2. Конкретизированы представления о характере дискурса и особенностях дискурсивной практики при овладении иностранным языком: описаны наиболее значимые ситуации и лингвистические средства, позволяющие инициировать, поддерживать, развертывать и завершать процесс вербального взаимодействия.
3. Разработано представление о структуре языковых способностей, задействованных в дискурсивной практике.
4. Разработана и апробирована методика, позволяющая диагностировать дискурсивные способности.
5. Определено место дискурсивных и лингвистических способностей в структуре интеллекта, и показана их взаимосвязь с другими познавательными способностями.
Теоретическая значимость работы состоит в расширении представлений о структуре способностей, включенных в дискурсивную практику, и выделении особого вида языковых способностей — дискурсивных способностей.
Практическое значение работы:
1. Разработанные экспресс-методики диагностики лингвистических и дискурсивных способностей могут быть использованы в прикладных исследованиях психологии способностей и в практике освоения иностранного языка.
2. Выделение дискурсивных способностей как отдельного типа способностей и определение его роли в дискурсивной практике при обучении иностранному языку позволит более успешно подбирать методики обучения и применять их соответственно уровню обучающихся.
Положения, выносимые на защиту.
1. На разных этапах освоения дискурсивной практики структура способностей различна: в отсутствии дискурсивной практики при традиционном обучении иностранному (английскому) языку наиболее значимым является общий интеллектпри становлении дискурсивной практики количество значимых факторов увеличивается, и важную роль в структуре способностей приобретают дискурсивные способности и социальный интеллект.
2. В структуру языковых способностей, необходимых для свободной дискурсивной практики, входят лингвистические способности, определяющие усвоение основ языка, и дискурсивные способности, обеспечивающие эффективную коммуникацию при помощи языковых средств, соответствующих ситуации.
3. Лингвистические и дискурсивные способности связаны с разными факторами интеллекта: лингвистические способности коррелируют с социальным интеллектом, а дискурсивные способности оказываются связанными с общим интеллектом.
4. По мере расширения и усложнения дискурсивной практики дискурсивные способности начинают занимать все более значимое место в структуре познавательных способностей.
5. Методики диагностики лингвистических и дискурсивных способностей адекватны решению прикладных задач в исследованиях психологии способностей и психологии речи.
Апробация диссертационного исследования проводилась на заседаниях лаборатории психологии речи и психолингвистики Института психологии РАН и на заседаниях кафедры экспериментальной психологии и психодиагностики ГАУГН (2007, 2008, 2009гг.) — результаты исследования были темой докладов на Шестом межвузовском семинаре «Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения» (Москва, МГИМО, июнь 2008 г.), конференции «Пути повышения конкурентноспособности экономики России в условиях глобализации» (Москва, МГИМО, октябрь 2008 г.), 2й Всероссийской научной конференции «Психология индивидуальности» (Москва, ГУВШЭ, ноябрь 2008 г.), Всероссийской конференции «Познание в структуре общения» (Москва, ИП РАН, ноябрь 2008 г.), IX Международных чтениях памяти Л. С. Выготского «Методология и методы психологического исследования» (Москва, РГГУ, Институт психологии им. Л. С. Выготского, 17−19 ноября 2008 г.). Основное содержание работы представлено в 7 публикациях. Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
1. Воронин А. Н., Кочкина О. М. Дискурсивные и лингвистические способности в структуре интеллекта человека.//Психология. Журнал Высшей школы экономики. Том 5, № 2, 2008. С.124−132.
2. Кочкина О. М. Изменение структуры способностей при интенсивном обучении иностранным языкам. Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Том 15, № 2, 2009. С. 115−121.
3. Кочкина О. М. Развитие способностей учащихся в процессе интенсивного изучения иностранных языков. Вестник МГОУ им. Н. К. Крупской. № 2, 2009. С.127−132.
Публикации в других научных изданиях:
1. Кочкина О. М., Воронин А. Н. Дискурсивные способности в процессе интенсивного изучения иностранного языка.// Познание в структуре общения./ Под ред. В. А. Барабанщикова, Е. С. Самойленко. Изд-во ИП РАН, 2009. С.262−270.
2. Кочкина О. М., Воронин А. Н. Развитие индивидуальности в процессе изучения иностранных языков.// Психология индивидуальности. Материалы второй Всероссийской научной конференции. Москва, 12−14 ноября 2008 г. Изд. дом ГУВШЭ. М., 2008. С.96−97.
3. Кочкина О. М. Влияние интенсивного изучения иностранного языка на формирование дискурсивных способностей студентов факультета МЭО.// Материалы конференции «Пути повышения конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации». Москва, 9−10 октября 2008 г. Изд-во «МГИМО-Университет». М., 2008. С. 621 -627. ,.
4. Кочкина О. М. Динамика Структуры способностей в процессе овладения иностранным языком.// Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. Шестой межвузовский семинар по лингвострановедению. Москва, 17−18 июня 2008 г. Изд-во «МГИМО-Университет». М., 2008. С.112−118.
Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, включающего 113 наименований, в том числе 21 на иностранном языке, и 6 приложений.
Выводы по третьей главе.
Исследуя группы учащихся, находящихся на разных уровня овладения дискурсивной практикой, мы получили результаты, подтверждающие гипотезу нашего исследования.
1. В каждой из трех исследуемых групп лингвистические и дискурсивные способности выделились как отдельные виды способностей. При этом на разных этапах обучения их роль в структуре способностей меняется в зависимости от степени освоения дискурсивной практики. Дискурсивные способности постепенно приобретают все больший веслингвистические способности, напротив, теряют свою значимость по мере освоения дискурсивной практики.
2. Была установлена связь между общим интеллектом и дискурсивными способностями, а также социальным интеллектом и лингвистическими способностями. Одновременно полученные результаты свидетельствуют, что дискурсивные и лингвистические способности могут образовывать и отдельные факторы, не связанные с другими видами интеллекта.
3. Важная роль в исследовании отводится такому компоненту структуры интеллекта, как дискурсивные способности. Результаты показывают меняющуюся роль этого компонента в процессе обучения языку. В отсутствии дискурсивной практики дискурсивные способности не развиты и, хотя и выделяются в отдельный фактор, не являются значимыми. При появлении дискурсивной практики дискурсивные способности проходят резкий скачок в развитии и вместе с общим интеллектом представляют собой наиболее значимый фактор в структуре интеллекта. В условиях регулярной дискурсивной практики четвертого курса дискурсивные способности продолжают выступать как наиболее важный фактор совместно с общим интеллектом, т.к. они на данном этапе определяют успешность изучения иностранного языка. Происходит совершенствование коммуникативной компетенции учащихся, формирование умения продуцировать реплики и монологические высказывания различных видов, суммировать и комментировать содержание беседы, понимать и адекватно реагировать на речь собеседника. При выработке данных умений и навыков наличие сформированных дискурсивных способностей является необходимым, хотя и не достаточным фактором.
4. Установлено, что в условиях постепенного освоения дискурсивной практики социальный интеллект входит в число значимых факторов. В первой и второй группах он объединяется в один фактор с лингвистическими способностями. В третьей группе социальный интеллект представляет собой отдельный значимый фактор, что свидетельствует об имеющихся у этой группы различий как в методах обучения (отдельное изучение аспектов делового английского и экономического перевода), так и в степени сформированное&tradeязыковых и коммуникативных умений и навыков.
5. В целом, результаты анализа общей выборки также подтверждают гипотезу о том, что дискурсивные и лингвистические способности являются отдельными видами способностей, которые совместно с общим и социальным интеллектом представляют познавательные способности, определяющие успешность освоения иностранного языка на разных этапах обучения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Данное диссертационное исследование посвящено изучению структуры языковых способностей в дискурсивной практике у изучающих иностранный язык различных возрастных групп (15−16 лет, 18−19 лет, 20−21 год), а также изменений в когнитивной сфере, происходящих по мере освоения иностранного языка.
Проведенный теоретических! анализ представленных в психологической литературе данных и теорий, посвященных проблеме интеллекта и способностей, позволяет отметить следующее. Отсутствие общепризнанных определений интеллекта и различных типов способностей и моделей их развития, функционирования и взаимосвязей препятствует созданию целостной картины, поясняющей формирование коммуникативной компетенции у изучающих иностранные языки.
В нашем исследовании мы исходили из общей характеристики способностей, данной в работах С. Рубинштейна, и психометрического определения интеллекта, предложенного В. Дружининым: «интеллект — это способность решать определенным образом сконструированные задачи» (1998).
Еще одна область исследований, затронутая в данной работе, — это дискурс, где исследуется непосредственно языковое общение и основополагающими факторами являются ситуация и психологические характеристики общающихся сторон. Мы обнаружили, что пока нет полной ясности относительно наличия у участников коммуникации специальных способностей, облегчающих изучение языка и общение на языке, и в то же время отличных от непосредственно языковых (лингвистических) способностей.
Непроработанность данной проблемы обусловлена отсутствием какого-либо механизма, позволяющего выявить данный вид способностей и проследить их изменение в процессе обучения.
Наше эмпирическое исследование было спланировано таким образом, чтобы попытаться решить эти проблемы в ходе исследования.
Анализ результатов диссертационного исследования, включающего в себя статистическую обработку полученных данных, позволяет сделать следующие выводы:
1. Подтверждена правомерность выделения дискурсивных способностей в отдельный вид способностей, составляющий наряду с лингвистическими способностями языковые способности человека. Объединение в одном факторе лингвистических способностей и социального интеллекта подтверждает положение о коммуникативной направленности речи и взаимосвязи речи и языка в дискурсивной практике при освоении иностранного языка.
2. Подтверждена правомочность использования экспресс-методики диагностики лингвистических и дискурсивных способностей в исследовании структуры языковых способностей.
3. Для углубленного изучения иностранного языка в дискурсивной практике существенными являются следующие факторы: лингвистические и дискурсивные способности, общий интеллект, социальный интеллект. В ходе обучения значимость данных факторов меняется, что свидетельствует об изменениях в структуре способностей, происходящих по мере освоения дискурсивной практики.
4. Исследование показало, что на продвинутых этапах освоения дискурсивной практики (например, при изучении аспектов — специализированных курсов), именно дискурсивные способности наряду с общим интеллектом являются определяющими факторами в структуре интеллекта, что позволяет осваивать язык в реальных ситуациях делового общения.
Мы предполагаем, что данное диссертационное исследование может послужить отправной точкой в дальнейшей работе по изучению структуры языковых способностей и происходящих в ней изменениях в процессе обучения, что может облегчить выбор методик, позволяющих успешно осваивать язык и в дальнейшем использовать' в ситуациях межличностного общения.
Список литературы
- Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд \ Вопр. психологии. 1995. Т.1.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.:Наука, 1977.
- Ананьев Б.Г. Избр. психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.
- Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х т. М. 1982.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.
- Анохин А.П. О генетической природе индивидуальных особенностей общемозговой организации ЭЭГ // Психол. журн. 1987. № 2.
- Арутюнова Н.Д. Дискурс // Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М., 1998.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
- Блейхер В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978
- Брушлинский А.В. Психология мышления и понятие множества // В кн. Психология и математика. М., 1976.
- Бузин В.Н. Краткий отборочный тест / Психодиагностическая серия. Выпуск 4. М., Смысл, 1992.
- Верещагина Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного.- М.: Русский язык, 1983.
- Воронин А.Н. Интеллект и креативность в совместной деятельности. Автореф. Докт. Дисс. М., 2004.
- Воронин А.Н. Интеллектуальная деятельность: проявление интеллекта и креативности в реальном взаимодействии / Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. Т. З, № 3.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. М.: Педагогика. Т.1. 1982.- Т.З. 1983.
- Гальтон Ф. Наследственность таланта, ее законы и последствия. М.: Мысль, 1996.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М., 1965.
- ГолубеваЭ.А. Способности и индивидуальность. М., 1993
- Горелов И. Н. Седов К.Ф. Основы психолингвистики./ Учебное пособие. Москва, Лабиринт, 2004
- Дейк ван Т. Язык, познание, коммуникация. М., 1989
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М. 1997
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.- Питер, 2007
- Дэвидсон Д.Е., Митрофанова О. Д. Функционирование русского языка: методический аспект // Доклады американской делегации на II Международном Конгрессе МАПРЯЛ. 10−17 августа 1990. М., 1990.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958
- Жинкин Н.И. Язык, речь, творчество. М.: Лабиринт, 1998
- Зачесова И.А. Интенциональные особенности речи в непринужденном общении. // Психологические исследования дискурса. М., ПЕР СЭ, 2002.
- Звегинцев В. А. Предложение и его отношение к языку и речи. М.: Изд-во МГУ, 1976.
- Зимняя И.А. Речевая деятельность и психология речи // Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
- Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.
- Кабардов М.К. О диагностике языковых способностей //Психологические и психофизиологические исследования речи. М.: Наука, 1985.
- Кабардов М.К. Коммуникативные и когнитивные составляющие языковых способностей (индивидуально-типологический подход) // Автореф. докт. дисс. М., 2003.
- Калмыкова 3. И. Психологические принципы развивающего обучения. М.: Знание, 1979.
- Калинин А.В. Лексика русского языка./ Изд.2. Изд-во Московского Университета. 1971.
- Калмыкова З.И. Продуктивность мышления как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.
- Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: Учебное пособие. Для преп. вузов и студ. пед. ин-тов. М.: Высшая школа, 1982.
- КолшанскийГ.В. Паралингвистика. -М.: Наука, 1974.
- Кулагин В.Ф. Основы профессиональной психодиагностики. J1. 1984.
- Лейтес Н.С. Неравномерность возрастного развития способностей Умственные способности и возраст. М., 1971.
- Ломов Б.Ф. Психические процессы и общение // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
- Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. М., 1965.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997.
- Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов н/Д, 1998.
- Методы психологической диагностики. Вып. 2 Под ред. А. Н. Воронина. М., 1994.
- Михайлина (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М.Салливена. С.-Пб., 1996.
- Ошанин Д.А. Концепция оперативности в инженерной и общей психологии. М.: Наука, 1977.
- Павлова Н.Д. Предвыборные интенции в речи политиков // Психологические исследования дискурса. Отв. ред. Павлова Н. Д., ПЕР СЭ, Москва, 2002.
- Пиаже Ж. Избранные груды. М., 1969.
- Пирьов Г. Д. Классификация методов в психологии/ /Психодиагностика в социалистических странах. Братислава, 1985.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Изд-во «Высшая школа», 1981.
- Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Изд-во «Наука», 1983.
- Пономарев Я.А. Знания, мышление и умственное развитие. М., 1967
- Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., 1960
- Поттер Дж. Дискурс-анализ как метод изучения естественно протекающей речи.// Иностранная психология. 1998, № 10.
- Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории Под ред. А. В. Брушлинского М., 1997
- Психологические исследования дискурса. Сб. научных трудов. Отв. ред. Павлова Н. Д. М., ПЕР СЭ. 2002.
- Психология XXI века: Учебник для вузов/ Под ред. В. Н. Дружинина. М., 2003
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М. Изд-во «Когито», 2002.
- Развитие и диагностика способностей. М. 1991
- Роговин М.С., Залевский Г. В. Теоретические основы психологического и патопсихологического исследования. М., 1988.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. Питер Пресс, 2008.
- Рубинштейн C.JI. О мышлении и о путях его исследования. М., 1958.
- Рубинштейн C. J1. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
- Румянцева И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология. М.:ПЕР СЭ- Логос, 2004.
- Русалов В.М. Формально-динамические свойства индивидуальности человека (темперамент). Краткая теория и методы измерения для различных возрастных групп. М.: ИП РАН, 2004.
- Сабурова Г. Г. К сопоставлению процессов чтения и аудирования // Научныетруды МГПИИЯ, М., 1973. Т.3.4.1.
- Смирницкий А.И. Объективность существования языка // История советского языкознания. Некоторые аспекты общей теории языка: Хрестоматия. М., 1981.
- Седов К.Ф. Дискурс и личность. Эволюция коммуникативной компетенции. М. Лабиринт. 2004.
- Способности и склонности: комплексное исследование.// Под ред. Э. А. Голубевой. М.: Изд-во «Педагогика», 1989.
- Солсо Р. Когнитивная психология, 1996.
- Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. // Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.
- Стернберг Р., Григоренко Е. Л. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента// Основные современные концепции творчества и одаренности/ Под ред. Д. Б, Богоявленской. М., Молодая гвардия, 1997
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
- Теплов Б.М. Способности и склонности. М., 1989.
- Торндайк Э., Уотсон Дж.Б. Бихевиоризм. М., 1998.
- Трубецкой Н.С. Избранные труды по филологии. М., Прогресс, 1987.
- Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. М. 1989.
- Фримен Дж. Одаренные дети и их образование: обзор международных исследований \ Иностранная психология. 1999. № 1. С. 10−18.
- Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев, 1990.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.-Томск, 1997.
- Хомский Н. Язык и мышление. М., 1972.
- Соссюр Ф де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд. корпорация «Логос», 1994.
- Шадриков В.Д. Введение в психологию (Способности человека). М.: МОСУ, 2001.
- Шейгал Е. И. Семиотика политического дискурса \ М. Волгоград: Перемена, 2000.
- Шустова Л.А. Психологическая готовность участников педагогического общения к диалогу / Проблемы психологии дискурса. Отв. ред. Н. Д. Павлова, И. А. Зачесова -М.- Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.
- Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974.
- Cattell R.B., Drevdahl J.E. A comparison of the personality profile (16 PF) of eminent researchers with that of eminent teachers and administrators, and general population // Brirtish Journ. of Psychology. 1955. V. 46.
- Cattell R. В., Kline P. The Scientific Analysis of Personality and Motivation. N. Y. 1977.
- Harre R/, Stearns P. (eds.) Discursive Psychology in Practice. L., 1995.
- Ford M. E., Tisak M. S. A further search for social intelligence // Journal of Educational Psychology. 1983. 75.
- Freeman J. Environment and High IQ: a Consideration of fluid and crystallised intelligence // Personality and Individual Differences. 1983. № 4.
- Gardner H. Frames of mind. The Theory of multiple intelligencies. N.Y., Basic Sucks. 1983.
- Guilford J.P. The structure of intellect. N.Y. 1967
- Kihlstrom J. F., Cantor N. Social Intelligence // R.J. Sternberg (Ed.), Handbook of intelligence, 2nd ed. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press. 2000.
- Matheny A.P., Wilson R.S., Dolan A.B., Krantz T.Z. Behavioral contrasts in twinships: Stability patterns of differences in childhood // Child Development. 1981. V. 52. '
- Nickols R.C. Twin studies of ability, personality and interests // Homo. 1978, v. 29.
- Potter J. Representing Reality: Discourse, Rhetoric and Social Construction. L., 1995.
- Skinner B.F. Science and Human Behaviour. New York, 1953.
- Spearman C. General intelligence objectively determined and measured. Amarican Journal of Psychology. 1904. 15.
- Spearman C. The abilities of man: Their nature and measurement. New York: Macmillan. 1927.
- Sternberg R.J. Implicit theories of intelligence, creativity and wisdom // J. Pers. and Soc. Psychol. 1985. Vol.49. № 3.
- Sternberg RJ. Inside intelligence. // Amerian scientist. 1986. Vol. 74. 32.
- Thorndike E. L. Intelligence and its use. Harper’s Magazine. 1920.
- Thurstone L.L., Thurstone T.G. Factorial studies of intelligence // Psychometric Monographs. 1941. № 2.
- Torrance E.P., Khatena J. What kind of person are you? // Gifted Child Quarterly. 1970. V.14.
- Torrance E. P. The nature of creativity as maintest in its resting. // In R.J. Sternberg (Ed.) The nature of creativity. N.Y. Cambridge University Press. 1988.
- Vernon P.E. The structure of human abilities. N.Y.: Wiley, 1950.