Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологическая оценка профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходя из анализа компонентов профессиональной надёжности профессионала в различных сферах профессиональной деятельности, выявлена структура надёжности в виде подсистем: индивидной, деятельностной, личностной и коллективной. Индивидная надёжность специалиста отражает его психофизиологическое здоровье, позволяющее эффективно выполнять задачи профессиональной деятельности. Деятельностная надёжность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические проблемы психологической оценки профессиональной надёжности
    • 1. 1. Историко-методологический анализ понятия надёжности
    • 1. 2. Оценка профессиональной надёжности как развивающейся системы
    • 1. 3. Специфика профессиональной деятельности сотрудников органов наркоконтроля
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Психологическая оценка надёжности персонала на стадии профессионального становления сотрудников органов наркоконтроля
    • 2. 1. Психологическая оценка на этапе профессионального самоопределения
    • 2. 2. Психологическая оценка на этапе профессионального выбора
    • 2. 3. Психологическая оценка профессиональной надёжности сотрудников на этапе профессиональной адаптации
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Психологическая оценка профессиональной надёжности сотрудников на стадии повышения профессионального статуса
    • 3. 1. Психологическая оценка профессиональной надёжности сотрудников на этапе профессионального роста
    • 3. 2. Психологическая оценка профессиональной надёжности сотрудников в профилактике профессиональных деструкций
    • 3. 3. Психологическая оценка профессиональной надёжности коллективов
  • Выводы по главе 3

Психологическая оценка профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена критическим характером наркоситуации в стране и, в связи с этим, возрастанием требований к деятельности Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее — ФСКН России, органы наркоконтроля). Особенно остро стоит проблема повышения профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля. Практика оперативно-служебной деятельности показывает, что одним из основных источников недостатков и провалов в работе является неадекватный современным требованиям уровень профессиональной надежности личности сотрудника [226].

Разработка системы психологической оценки профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля (далее — сотрудники, наркополицейские) в настоящее время детерминирована рядом аргументов.

Во-первых, реализация антинаркотических программ, утверждённых Правительством Российской Федерации и органами местного самоуправления, повышает роль профессионального и личностного статуса наркополицейских. Это является детерминирующим фактором, с одной стороны, возрастания требований к профессиональной надёжности сотрудников, и, с другой стороны, — разработки и применения инновационных технологий привлечения, подбора, отбора и расстановки надёжного персонала. В связи с этим, возникает необходимость функционирования системы психологической оценки профессиональной надёжности сотрудников с целью их оптимальной адаптации, становления, профессионального совершенствования, а также условий разрешения личностно-профессиональных проблем в процессе служебной деятельности.

Во-вторых, анализ условий деятельности сотрудников показал, что служба в органах наркоконтроля является одним из наиболее «деформирующих» и психотравмирующих личность видов профессиональной деятельности. На человека воздействуют не только функционально-организационные факторы профессии, но и «агрессивность» наркосреды. Все это требует психологической готовности, с одной стороны, противостоять и, с другой стороны, адаптироваться к этим довлеющим факторам за счет формирования профессиональной надёжности каждого сотрудника на основе учета и развития их личностных качеств.

В-третьих, напряженная организационная, интеллектуальная и эмоциональная обстановка, постоянно сопровождающая деятельность сотрудников наркоконтроля, приводит к случаям нервно-психических срывов и нервных расстройств. Необходимость своевременного выявления и профилактики подобных фактов возможна только в условиях регулярной психологической оценки профессиональной надёжности.

В-четвёртых, эффективность управленческих функций, выполняемых руководителями, тесно связана и во многом обусловливается их личностными характеристиками, которые проявляются как в качестве заданных параметров, так и формируются в процессе профессионализации личности. Оценка реализации профессионального потенциала, формирования резерва выдвижения на руководящие должности в данном аспекте преобразуются в неотъемлемую часть целостной системы психологического оценивания профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля.

В-пятых, важным фактором, обусловливающим профессиональную надёжность наркополицейских, является специфичность рабочих отношений в коллективах. В данном случае, формирование профессиональных отношений в коллективе, как неотъемлемого условия повышения профессиональной надёжности, осуществляется посредством комплексной оценки состояния психологического климата в подразделении.

В-шестых, многие исследователи в органах наркоконтроля (В.Н. Игнаткин, В. М. Крук, A.A. Козлов, И. Н. Носс, Г. И. Семыкин, В. Н. Федоренко, и др.) подчеркивают мысль о необходимости разработки в рамках психофизиологического изучения сотрудников оперативных подразделений органов наркоконтроля прочной методической системы принципов, особенностей и механизмов оценки профессиональной надёжности личности на всем протяжении его служебной деятельности. Более того, этот подход предполагает целенаправленное и эффективное изучение сотрудников на всех этапах его профессионального пути. Создание такого методического средства является актуальнейшей задачей.

Таким образом, приведенные аргументы дают основание утверждать, что в настоящее время в органах наркоконтроля существует как научно-теоретическая, так и практическая потребность в разработке целостной методологической и методической системы психологической оценки профессиональной надёжности сотрудников, выступающей условием повышения эффективности оперативно-служебной деятельности.

Состояние научной разработанности проблемы исследования.

Проблема изучения профессиональной надёжности получила активное развитие в контексте изучения проблем:

— разработки психологических условий рационализации труда (В.М. Бехтерев, А. К. Гастев, С. Г. Геллерштейн, А. Н. Глушко, Г. М. Зараковский, А. И. Колодная, Г. Мюнстерберг, В. Д. Небылицин, Г. С. Никифоров, К. К. Платонов, Б. М. Теплов, И. Н. Шпильрейн, A.A. Ухтомский и др.);

— самоопределения личности, стратегии ее жизнедеятельности, мотивации социального поведения и удовлетворенности трудом (К.А. Абульханова-Славская, И. Р. Алтунина, Л. И. Анцыферова, A.A. Бодалев, A.A. Деркач, Л. Г. Дикая, Л. Ф. Железняк, Е. А. Климов и др.);

— личностно-профессионального совершенствования (Ю.Н. Гурьянов, Л. Ф. Железняк, С. Л. Кандыбович, Л. Г. Лаптев, Н. Д. Лысаков, A.B. Мощенко, Е. В. Селезнева, И. В. Сыромятников и др.);

— личных ценностей и мотивационно-ценностных ориентаций (Л.Ф. Железняк, И. В. Сыромятников, А. И. Шипилов и др.);

— оценки готовности личности к деятельности, профессиональному росту (Т.Н. Березина, Д. В. Гандер, А. Н. Глушко, A.A. Деркач, Н. И. Конюхов, И. Н. Носс, Т. А. Ратанова, И. В. Сыромятников, Н. Б. Шлыкова и др.);

— формировании оптимальной модели руководителя, подчиненного и управленческого коллектива, их взаимодействия (А.Я. Анцупов, Г. В. Гнездилов, Ю. Н. Гурьянов, Л. Ф. Железняк, A. J1. Журавлёв, C.JI. Кандыбович, В. А. Помогайбин, С. И. Съедин, И. В. Сыромятников, А. И. Шипилов и др.);

— роли социально-психологической атмосферы и настроения коллектива в работе предприятия (А.Я. Анцупов, A.JI. Журавлёв, Ю. В. Синягин, В. Н. Маркин, А. П. Федоркина и др.).

Вместе с тем, проблема комплексной психологической оценки профессиональной надёжности субъекта труда системно не изучена и требует дальнейшей разработки в связи с практическим её применением.

Таким образом, актуальность проблемы исследования, её недостаточная разработанность, теоретическая и практическая значимость определили выбор темы, позволили сформулировать цель, объект, предмет, гипотезы и задачи исследования.

Объектом исследования является профессиональная надёжность сотрудников органов наркоконтроля.

Предметом исследования выступает система психологической оценки профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля.

Цель исследования заключается в разработке системы психологической оценки профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля.

Научная задача исследования — выявить особенности психологической оценки профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля, обосновать оптимальную систему психологической оценки профессиональной надёжности в органах наркоконтроля.

Гипотезы исследования.

1. Психологическая оценка профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля представляет собой логический вывод о соответствии психологических качеств сотрудников нормативным требованиям профессии в меняющихся условиях оперативно-служебной деятельности.

2. Система психологической оценки профессиональной надёжности детерминирована единством методических и организационных условий повышения профессиональной надёжности сотрудников и коллективов.

3. Внедрение системы психологической оценки профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля позволяет поддерживать необходимый уровень профессиональной надёжности сотрудников, осуществлять прогноз развития, проводить профилактику деструктивного поведения, разрабатывать дальнейшие действия по повышению профессиональной надёжности и повышать результативность оперативно-служебной деятельности.

Исходя из цели, с учетом особенностей объекта и предмета, в рамках выдвигаемых гипотез определены задачи исследования:

1. Провести научно-теоретическое исследование генезиса проблемы оценки профессиональной надёжности: от решения проблем преодоления ошибочных действий и обеспечения безопасности труда до совершенствования развивающейся системы.

2. Выявить специфику профессиональной деятельности сотрудников органов наркоконтроля.

3. Провести психологическую оценку профессиональной надёжности сотрудников на стадиях профессионального становления и развития профессионального статуса.

4. Представить программу проведения психологической оценки профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля.

Теоретико-методологическую базу исследования составили концептуальные положения анализа психологических и психолого-акмеологических процессов в управлении (A.A. Бодалёв, A.A. Деркач, C. J1. Кандыбович, Л. Г. Лаптев и др.), развития коллективного и индивидуального субъекта (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, A.A. Деркач, Л. Ф. Железняк, Б. Ф. Ломов и др.), исследования личности и деятельности руководителей организационных и управленческих структур (С.А. Анисимов, Г. В. Гнездилов, Л. Ф. Железняк, А. Л. Журавлёв, С. Л. Кандыбович, Е. А. Климов, Л. Г. Лаптев, И. В. Сыромятников,.

A.И. Шипилов и др.) — работы по психодиагностике (А. Анастази, Дж. Айзенк, Л. Ф. Бурлачук, Н. И. Конюхов, А. Г. Шмелев, И. Н. Носс и др.) — исследования по профессионализму работников, психологическому обеспечению процесса подбора кадров, безопасности субъекта профессиональной деятельности (В.А. Бодров, Д. В. Гандер, А. Н. Глушко, A.A. Деркач и др.), а также работы, в которых рассматриваются вопросы, связанные с использованием диагностических методов при работе с кадрами госслужбы (A.A. Деркач,.

B.Г. Зазыкин, Н. И. Конюхов, Ю. В. Синягин, И. Н. Носс и др.).

В указанном контексте проблем изучение надёжности субъекта труда получило наиболее активное развитие с учётом специфики профессиональной деятельности Вооружённых сил России и Пограничных войск Российской Федерации (А.Я. Анцупов, В. А. Бодров, С. А. Быстрое, В. И. Войненко, Г. В. Гнездилов, А. Н. Глушко, Ю. Н. Гурьянов, Л. Ф. Железняк, С. Л. Кандыбович, П. А. Корчемный, В. М. Крук,.

A.В.Мощенко, В. Я. Орлов, В. А. Павленко, В. Н. Помогайбин,.

B.Ю. Рыбников, С. И. Съедин, И. В. Сыромятников, А. И. Шипилов, К. В. Фирсов и др.), МВД России (С.Ю. Поярков, Ю. В. Чуфаровский, А. Б. Стрельченко, Г. С. Човдырова, С. П. Безносов, Н. И. Мягких и др.), органов наркоконтроля (Н.В. Игнаткин, A.A. Козлов, В. М. Крук, И. Н. Носс, Г. И. Семыкин, В. Н. Федоренко и др.), таможенных органов (В.В. Немирич,.

C.И. Съедин и др.), авиации и космонавтики (В.А. Бодров, Д. В. Гандер,.

Ф.Д. Горбов, В. И. Лебедев, Б. Ф. Ломов, В. И. Мясников и др.), атомной промышленности (A.A. Андронов, В. Е. Косачев, М. А. Ларцев, A.B. Терехов, Б. В. Устюшин и др.), транспорта (Г.Мюнстерберг, И. И. Рихтер и др.), здравоохранения, образования (О.Л. Осадчук, Н. Б. Москвина, Т. А. Юзефавичус и др.), органов государственной власти и политических систем (В.А. Пызин, М. С. Солодкая и др.), спорта (Ю.М. Блудов, Г. М. Крылов, Л. А. Небытова, О. В. Пирожков, В. А. Плахтиенко, H.A. Худадов и др.).

Методы исследования: теоретические (логический анализ, сравнительный анализ, моделирование) — эмпирические методы (экспертные оценки, включенное наблюдение, анкетирование, ранжирование, опрос, тестирование, самоанализ, эксперимент) — методы количественной обработки данных (сравнительный анализ, статистический анализ, стандартизация). Использовались методики с предварительной оценкой их валидности и надежности: тест интеллекта (IQ) Г. Айзенка- «Культурно-свободный интеллектуальный тест» Р. Кеттела (CFIT) — тест «Семантический анализ деятельности» (САД) И. Н. Носсатест «Прогрессивные матрицы» Дж. К. Равенаметодика многостороннего исследования личности (ММИЛ) Ф. Б. Березина, М. П. Мирошникова, Р. В. Рожанцастандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) Л. Н. Собчиктест выбора цвета М. Люшера- «Формализованный тест фрустраций» (ФТФ) И. Н. Носсасемантический дифференциал Ч. Осгудасоциометрический метод Дж. Мореноцветовой тест отношений (ЦТО) A.M. Эткиндареферентометрический методпсихогеометрический тест С. Делингераоценка ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) A.B. Петровскогосоциально-психологический опрос в форме анкетирования А. Л. Журавлеваметодика аппаратурного психофизиологического исследования (АПФИ) на базе полиграфа «ЭПОС».

Для обработки результатов исследования применялись математические процедуры оценки достоверности различных показателей, статистических связей. Математическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью компьютерных программ с применением пакетов «EXCEL», «Stadia».

Эмпирическая база исследования составила 1100 человек. В исследовании приняли участие 114 абитуриентов и студентов целевого обучения от ФСКН России в вузы г. Москвы, 360 кандидатов на службу в органы наркоконтроля, 491 сотрудник, 135 руководителей подразделений органов ФСКН России. Изучено 195 подразделений (отделов) из 18 территориальных управлений наркоконтроля субъектов Российской Федерации.

Основные этапы работы.

На первом, теоретико-методологическом, этапе исследования (20 052 007 г. г.) рассмотрены специфические особенности условий, в которых осуществляется деятельность сотрудников наркополиции, её объект, цели, задачи, принципы, средства и результаты. В ходе социально-психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности получены контрольно-оценочные данные о знаниях, умениях и навыках сотрудников, уровнях их мотивации к профессиональному совершенствованию, индивидуальных личностных особенностях, профессиональных способностях. При изучении социально-психологических характеристик служебных коллективов определены оценочные показатели удовлетворенности трудом, мотивации профессионализации сотрудников, стиля управления в подразделениях, авторитетности руководства, конфликтности, состояния служебной дисциплины и кадровой текучести.

Анализ асоциальных факторов наркосреды, характерологических особенностей персонала, ресурсов коллективов и требований оперативно-служебной деятельности выявил необходимость решения проблемы повышения профессиональной надёжности сотрудников наркополиции. В связи с этим, автором осуществлена теоретико-методологическая разработка указанной проблемы, определена тема, объект и предмет исследования, цели, задачи, гипотезы, методы, сформирована концепция исследования, проведён отбор методического аппарата.

На втором, экспериментальном, этапе исследования (2008;2011 гг.) осуществлён сбор, обработка и интерпретация эмпирических данных. На данном этапе проведены психодиагностические обследования абитуриентов, студентов целевого обучения ФСКН России, кандидатов на службу в органы наркоконтроля, различных категорий сотрудников, служебных коллективов. Выявлены особенности профессиональной надёжности наркополицейских на этапах профессионализации. Сформированы математические модели профессиональной надёжности сотрудников.

На третьем, обобщающем, этапе исследования (2011;2012 г. г.) подведены итоги исследования и разработана программа психологической оценки профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля.

Достоверность результатов исследования определялась обоснованностью исходных теоретико-методологических положений, комплексным применением апробированного методического и математического инструментария, адекватного природе изучаемого явления, репрезентативной выборкой, статистической значимостью полученных данных, экспериментальной проверкой результатов исследования и их апробацией.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично соискателем, и их новизна:

1. В ходе теоретико-методологического анализа исследований профессиональной надёжности представлена динамика содержательных показателей психологической оценки профессиональной надёжности субъекта-профессионала. Раскрыты сущностные определения профессиональной надёжности, акцентирующие внимание на внутренние, потенциальные возможности и способности человека в соответствии с моделью профессии. Профессиональная надёжность сотрудника органов наркоконтроля представлена как развивающееся системное профессиональное качество, характеризующее способность сохранять нормативно заданные параметры оперативно-служебной деятельности независимо от складывающихся условий.

2. Систематизированы выводы о структурных компонентах надёжности субъекта в сферах профессиональной деятельности: военной, правоохранительной, педагогической, политической, коммерческой, технической (операторской). Определена структура профессиональной надёжности в виде четырёх подсистем: индивидной, деятельностной, личностной и коллективной.

3. В ходе исследования выявлены социально-психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников органов наркоконтроля. Проанализирован и представлен в виде модели критерий эффективности оперативно-служебной деятельности и процесс формирования профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля.

4. Определена сущность психологической оценки профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля как логический вывод о соответствии личности требованиям профессии в изменяющихся условиях оперативно-служебной деятельности.

5. Разработан алгоритм психологической оценки профессиональной надёжности. Составлены математические модели профессиональной надёжности. Подготовлена и апробирована программа оценки психологической надёжности сотрудников органов наркоконтроля.

6. Системно решена научная задача психологической оценки профессиональной надёжности персонала органов наркоконтроля России.

Теоретическая значимость результатов исследования.

Расширен понятийный теоретико-методологический аппарат за счет дополнений и уточнений уже имеющихся понятий. Даны определения «психологическая оценка профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля», «система психологической оценки профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля». Определены специфические условия профессиональной деятельности сотрудников органов наркоконтроля. Установлена структура профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля. Выявлены значимые показатели и критерии психологической оценки профессиональной надёжности. Разработаны математические, модели психологической оценки профессиональной надёжности наркополиции в меняющихся условиях оперативно-служебной деятельности. Представлена теоретическая модель комплексной психологической оценки профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля.

Практическая значимость исследования.

Система психологической оценки профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля позволяет не только определять актуальный уровень профессиональной надёжности сотрудников, прогнозировать его, но и управлять процессом развития профессиональной надёжности, тем самым, обеспечивая достижение высоких показателей в оперативно-служебной деятельности.

Результаты исследования могут быть использованы для оптимизации процесса профориентации абитуриентов и студентов целевого обучения для ФСКН России, хода адаптации молодых специалистов, организации профессиональной учёбы в системе служебной подготовки сотрудников, осуществления наставничества, формирования резерва выдвижения на руководящие должности, профессионального совершенствования руководителей и специалистов, повышения эффективности управления в структурах федеральной службы.

Разработанная в исследовании система психологической оценки профессиональной надёжности может быть использована как инновационная технология в кадровой работе, учебная программа повышения квалификации сотрудников в учреждениях дополнительного профессионального образования ФСКН России.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психологическая оценка профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля — это логический вывод о соответствии индивидуальных и групповых психологических показателей нормативным требованиям профессии в изменяющихся условиях оперативно-служебной деятельности с целью выработки курса дальнейших действий по повышению профессиональной надёжности и стабильной результативности работы органов наркоконтроля.

К индивидуальным психологическим показателям относятся когнитивные, эмоционально-волевые, коммуникативные, характерологические, мотивационно-ценностные качества сотрудников. Групповые психологические показатели составляют характеристики коллектива: удовлетворенность трудоммотивация профессионализации сотрудниковстиль управления в подразделенияхавторитетность руководства, конфликтность и кадровая текучесть.

Интегрированным нормативным требованием профессии сотрудников органов наркоконтроля выступает стабильно высокая результативность оперативно-служебной деятельности.

2. Система психологической оценки профессиональной надёжностиэто организованный с использованием психологического инструментария сбор, хранение и анализ явных или косвенных ключевых признаков, параметров описания профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля на этапах профессионального развития для вынесения суждения о поведении, состоянии сотрудников в целом и прогноза момента перехода в новое качественное состояние, соответствующее нормативным требованиям оперативно-служебной деятельности, и выработки курса дальнейших действий по повышению профессиональной надёжности и результативности деятельности наркополицейских.

3. Программа психологической оценки профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля представляет собой комплекс психологических мероприятий по диагностике профессиональной надёжности в ходе углубленного психологического изучения кандидатов при оформлении их на службу (работу), психологической паспортизации наркополицейских, психологической аттестации сотрудников и подразделений с целью поддержания необходимого уровня профессиональной надёжности сотрудников, прогноза её развития, профилактики деструктивного поведения и выработки дальнейших действий по повышению профессиональной надёжности и результативности деятельности наркополицейских.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась в региональных органах наркоконтроля. Положения диссертационной работы оформлены в «Методические рекомендации по психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности сотрудников в Управлении ФСКН России по г. Москве» от 29 декабря 2011 г.

Проведены выступления по тематике диссертационного исследования на конференциях: Всероссийская научно-практическая конференция «Контроль за оборотом наркотиков и предупреждение преступности в России» — СПб: Северо-Западный институт повышения квалификации ФСКН России, 26−27 мая 2005 г.- Межведомственная научно-практическая конференция, посвящённая 5-летию ФСКН России, «Актуальные вопросы морально-психологического обеспечения органов наркоконтроля» М.: ФСКН России, 8−10 апреля 2008 г.- Международная научно-практическая конференция «IV Левитовские чтения в Московском государственном областном университете» — М.: МГОУ, 1 апреля 2009 г.- 1-е Ежегодные научные чтения Института мировых цивилизаций «Модернизация России: Уроки прошлого и современные задачи. Психологические аспекты модернизационного процесса в российском обществе» — М.: ИМЦ, 31 марта 2011 г.- Профессиональный Всероссийский форум специалистов-полиграфологов «Актуальные аспекты и перспективы применения полиграфа в России. Современные методы диагностики лжи» — М.: Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, 25−26 ноября 2011 г.- Научно-практическая конференция «Социальная адаптация сотрудников правоохранительных органов в городе Москве в ходе реформирования системы МВД: состояние, проблемы и опыт» — М.: Центр социальной адаптации военнослужащих, 1 декабря 2011 г., и опубликованы в 13 научных статьях по теме диссертации общим объемом 5,64 п.л., в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК — 1,31 п.л.

Выводы к 3 главе.

Оценка профессиональной надёжности сотрудников на стадии повышения профессионального статуса осуществлялась в целях подбора наставников над впервые зачисленными на службу сотрудниками-стажёрамивыдвижения сотрудников на вышестоящие руководящие должностиопределения авторитетности руководителей, профилактики профессиональных деструкций.

Наставники, сотрудники резерва выдвижения на руководящие должности, руководители изучались как профессионалы, достигшие высокого уровня надёжности, и выступали в качестве эталона в системе психологической оценки профессиональной надёжности.

Установлено, что «наращивание» профессиональной надёжности заключается в приобретении профессионального опыта, усиленного мотивацией ответственности, достижения успеха, и высокой степени референтности.

Профессиональная надёжность лиц с акцентуациями характера имеет низкий уровень. Анализ психологических особенностей сотрудников показал, что среди лиц, совершивших нарушения законности, а также служебной дисциплины отмечается существенное преобладание акцентуантов.

Система психологической оценки профессиональной надёжности детерминирована единством методических и организационных условий повышения профессиональной надёжности сотрудников и коллективов.

Внедрение системы психологической оценки профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля позволяет поддерживать необходимый уровень профессиональной надёжности сотрудников, осуществлять прогноз развития, проводить профилактику деструктивного поведения, разрабатывать дальнейшие действия по повышению профессиональной надёжности и повышать результативность оперативно-служебной деятельности.

Заключение

.

Профессиональная деятельность сотрудников органов наркоконтроля имеет свою специфику, существенным образом отличающуюся от других видов общественной деятельности. ФСКН России представляет собой государственный орган исполнительной власти, призванный защищать жизнь, здоровье, законные права и свободы граждан, общественные и государственные интересы от наркопреступности. Требования к деятельности органов наркоконтроля обостряют проблему повышения профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля, что послужило основанием необходимости теоретического и экспериментального исследования указанной проблемы.

Подводя итоги теоретико-методологического анализа, отмечены следующие аспекты.

Историографические исследования показали динамику содержательных показателей оценки профессиональной надёжности: от абсолютного количества отказов и ошибок — к вероятностному проявлению совокупного профессионального свойства и, в дальнейшем, — к анализу внутрисистемных связей психологического явления.

Профессиональная надёжность субъекта труда рассматривается как развивающееся системное профессиональное качество, характеризующее способность сохранять нормативно заданные параметры труда независимо от складывающихся условий.

Исходя из анализа компонентов профессиональной надёжности профессионала в различных сферах профессиональной деятельности, выявлена структура надёжности в виде подсистем: индивидной, деятельностной, личностной и коллективной. Индивидная надёжность специалиста отражает его психофизиологическое здоровье, позволяющее эффективно выполнять задачи профессиональной деятельности. Деятельностная надёжность сотрудника определяется соответствием его профессионально-значимых качеств, профессионального опыта, специальных знаний, умений и навыков, профессионального самосознания особенностям содержания трудовой деятельности. Личностная надёжность профессионала характеризуется соотношением уровня развития его социальной личности и ценностных норм профессиональной деятельности. Коллективная надёжность — интегральное развивающееся свойство служебного коллектива, обеспечивающее стабильную результативность совместной деятельности по достижению общественно-полезной цели.

Профессиональная надёжность как система имеет ярко выраженный стадиальный характер, связанный со сменой социальной ситуации профессионального развития. Развитие профессиональной надёжности сотрудника определяют объективные и субъективные факторы. Объективные факторы определяют профессиональную надёжность сотрудника извне. Этот класс представляют факторы социальной среды. Класс субъективных факторов определяет профессиональную надёжность изнутри. Он обусловлен индивидуальными характеристиками субъекта труда.

Процесс развития профессиональной надежности субъекта труда осуществляется во внешних и внутренних условиях. Внешние условияпрофессиональная подготовка сотрудника, работника. Внутренние условияразвитая профессиональная мотивация, направленная на контроль и коррекцию своего поведения в соответствии с интересами службы. Развитие профессиональной надёжности субъекта труда находится, главным образом, под влиянием внутренних условий.

В самом общем виде выделены взаимосвязанные стадии процесса развития профессиональной надёжности: объектная и субъектная. На каждой из этих стадий происходит смена ведущих механизмов детерминации профессиональной активности профессионала.

Управляемость процесса развития профессиональной надёжности обеспечивает психологическая оценка. Психологическая оценка профессиональной надёжности предполагает собой логический вывод о развитии надёжности профессионала в условиях восхождения к вершине мастерства на всем протяжении его трудовой деятельности.

Проведенное комплексное исследование сотрудников органов наркоконтроля (2007;2012 г. г.) позволило подтвердить вывод о том, что профессиональная надёжность сотрудников органов наркоконтроля представляет собой формирующуюся систему профессионально-важных качеств, профессионального опыта и профессиональных ценностей сотрудников, обеспечивающую сохранность нормативно заданных параметров труда, независимо от складывающихся условий деятельности.

Подсистемы и элементы профессиональной надёжности тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. При изменении параметров одной профессиональной подсистемы или элемента закономерно меняются параметры другой. Более того, элементы не могут существовать вне целостной системы, и поэтому оценка осуществляется комплексно, т. е. на всех этапах профессионализации субъекта труда согласно общим закономерностям развития функциональной системы: цикличности, гетерохронности, консолидации и минимизации.

Профессиональная надёжность сотрудников органов наркоконтроля формируется на последовательно сменяющих друг друга стадиях становления и повышения профессионального статуса.

Психологическая оценка профессиональной надёжности на стадии становления проводилась в отношении абитуриентов, студентов целевого обучения, кандидатов на службу в органы наркоконтроля и сотрудников-стажёров. Профессиональная надёжность на указанной стадии в большей степени зависит от влияния внешних условий. Профессиональный опыт у изучаемой категории лиц отсутствует или минимален, имеются лишь начальные знания о профессии. На стадии становления оценивались, в основном, мотивация и индивидуальные способности человека, способствующие или препятствующие его оптимальному обучению, адаптации и развитию в процессе вхождения субъекта в профессиональную деятельность.

В психологическом оценивании обучающихся в профессиональном учебном заведении оценка производилась без вынесения организационного решения об уровне профессиональной надёжности. Оценивание осуществлялось с целью формирования у абитуриентов и студентов внутренних условий для развития необходимых способностей или компенсации негативных профессиональных качеств в процессе овладения определенной специальностью. На указанном этапе рассматривались, в основном, мотивация и индивидуальные способности человека к обучению дисциплинам профессиональной деятельности.

На этапе профессионального выбора оценивались индивидуальные способности и мотивация человека, способствующие или препятствующие его оптимальному вхождению в профессиональную деятельность. Психологическое оценивание кандидатов на службу строилось на основе принципа «отсева». При отборе кандидатов предполагалось выставление низких оценок людям, которые по своим психологическим и иным особенностям и профессиональным качествам не способны надёжно выполнять возложенные на них профессиональные функции. Психологическая оценка субъекта осуществлялась относительно основных конститутивных требований профессии при помощи объективных методов и техник. В оценке профессиональной надёжности кандидатов учитывались: индивидуальный когнитивный стиль, эмоционально-волевые качества, характерологический профиль, коммуникативные качества, мотивационный фактор. Окончательный вывод делался на основе комбинированной оценки значений группы указанных показателей.

На этапе профессиональной адаптации психологическая оценка надёжности сотрудников предоставляет возможность изучения их в реальных условиях профессиональной деятельности, социального окружения и модификации учебных программ. При вхождении в новый коллектив оценка профессиональной надёжности сотрудников осуществлялась с учетом взаимосвязи их личностных особенностей с принятыми в социуме стандартами и нормами. В рамках прохождения служебной подготовки оценочным критерием профессиональной надёжности сотрудников выступает усвоение программы наставничества при развитой мотивации профессионального совершенствования и минимизации стремления перейти в другое подразделение или уволиться из органов наркоконтроля.

В формировании профессиональной надежности сотрудников, как эволюционном процессе последовательного «наращивания» надёжности специалистов на сменяющих друг друга стадиях профессионального становления, ответственная роль принадлежит стадии повышения профессионального статуса.

Оценка профессиональной надёжности сотрудников на стадии повышения профессионального статуса осуществлялась в целях подбора наставников над впервые зачисленными на службу сотрудниками, стажёрамивыдвижения сотрудников на вышестоящие руководящие должностиопределения авторитетности руководителей, профилактики профессиональных деструкций.

Наставники, сотрудники резерва выдвижения на руководящие должности, руководители изучались как профессионалы, достигшие высокого уровня надёжности, и выступали в качестве эталона в системе психологической оценки профессиональной надёжности.

Установлено, что «наращивание» профессиональной надёжности заключается в приобретении профессионального опыта, усиленного мотивацией ответственности, достижения успеха, и высокой степени референтности.

Профессиональная надёжность лиц с акцентуациями характера имеет низкий уровень. Анализ психологических особенностей сотрудников показал, что среди лиц, совершивших нарушения законности, а также нарушителей — служебной дисциплины отмечается существенное преобладание акцентуантов. Ненормативное поведение явилось следствием антисоциальных установок личности.

Психологическое оценивание профессиональной надёжности сотрудников на стадии повышения профессионального статуса строилось по нормативно высокому баллу согласно модели требований занимаемой должности.

Психологическая оценка профессиональной надёжности сотрудников на стадии повышения профессионального статуса как итоговый интегральный вывод осуществлялась посредством определения степени развития психологических характеристик надёжного коллективного субъекта деятельности: удовлетворённости сотрудников трудом, мотивации профессионального совершенствования, стиля управления персоналом, кадровой текучести.

Качественные показатели надёжности коллективного субъекта труда достигнуты реализацией условий:

1) в подразделении работают более 80% сотрудников, группы высокой профессиональной надёжностиподготовка кандидатов на службу осуществляется заблаговременно, с решения вопроса о профессиональном самоопределении учащихся средних образовательных учреждений и сопровождения студентов целевого обучения;

2) при расстановке кадров осуществлялась возможность учета личностных особенностей сотрудников в соответствии с принятыми в социуме стандартами и нормами профессиональной деятельности;

3) сотрудники удовлетворены планированием и содержанием профессиональной учёбы, возможностью повысить профессиональный уровень и приобрести опыт работыприсутствует качество усвоения программы наставничества, осуществляемого в рамках служебной подготовки, с развитой мотивацией профессионального совершенствования и минимизации стремления перейти в другое подразделение или уволиться из органов наркоконтроля;

4) наставники подбирались из числа сотрудников, обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих опыт профессиональной деятельности, пользующихся авторитетом в коллективе, а также имеющих практические навыки осуществления должностных обязанностей по должности, замещаемой наставляемым сотрудником;

5) резерв выдвижения на руководящие должности формировался из числа сотрудников, обладающих высокими морально-нравственными и профессиональными качествами;

6) признание за руководителем права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности. Авторитетный руководитель является своего рода нравственным эталоном и, в силу этого, обладает высокой степенью референтности для окружающих. Основу их профессиональной надёжности составляет личностная составляющая, представленная как новообразование профессионального развития профессиональное мастерство;

7) в успешных подразделениях отмечается минимальное количество акцентуированных лиц, которые оказывают, как правило, негативное влияние на результативность выполнения служебных задач.

Система психологической оценки профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля доказательно представлена в виде контрольно-оценочной оптимизации их личностно-профессионального развития.

Целостность системы психологической оценки обеспечена прогностической формально-методической моделью психологических признаков, критериев и показателей исследуемой профессиональной надёжности персонала, представляющей собой документ, регламентирующий организацию, процедуру и практическую применимость результатов данного психодиагностического акта.

В диссертационном исследовании использовался опыт оценки формирования и развития профессиональной надёжности специалистов Вооруженных Сил России, ФСБ России, МВД России, ФТС России, ФСИН России, ФСНП России, космической отрасли, атомной промышленности, транспорта, здравоохранения, образования, органов государственной власти и политических систем, спорта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход. // Психологический журнал. 2004. т.25. № 2. С.86−95.
  2. Р.Н. Профессиональный комплекс в социальной структуре общества (по Парсону). // СОЦИС. 2005. № 1. С.54−65.
  3. Г. Классические IQ тесты. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
  4. И.Р. Структура и развитие мотивов и мотивации социального поведения: Дис. д-ра психол. наук. М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2006. — 453 с.
  5. Анализ наркоситуации на территории города Москвы за 9 месяцев 2011 г. // http://fsknmsk.ru/narcosituation/.
  6. А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е международное издание. СПб.: Питер, 2001. — 688 с.
  7. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Изд-во «Наука», 1978. — 400 с.
  8. А .Я., Ковалёв В. В. Социально-психологическая оценка персонала: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.-303 с.
  9. А.Я., Помогайбин В. Н. Методологические проблемы военно-психологических исследований: учебное пособие вузов. М.: Военный университет, 1999. С. 20−22, 33−34, 58−59.
  10. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов, М.: ЮНИТИ, 2001.-551 с.
  11. Аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр» // Методическое руководство. Часть I. М.: ЗАО «Научно-производственный центр «ДИП», 2008. С.3−24 — 3−26.
  12. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психол. журн. 1984. Т.5. № 3. С. 152−162.
  13. И., Надежность. Теория и практика, пер. с англ. М.,
  14. Балабанова J1.M. Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонений). Д.: Сталкер, 1998. — С.97.
  15. С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004. С. 234, 235.
  16. С.П. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности. СПб.: СпбГУ, 1995. — 167 с.
  17. А. И., Кибернетика и надежность. М., 1964.
  18. Г. Т., Завалова Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. М.: Наука, 1978. —303 с.
  19. Ф.Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследования личности. Структура, основы интерпретации, некоторые области применения. -М.: «Фолиум», 1994. С. 35−94.
  20. Т.Н. Пространственно-временные особенности внутреннего мира личности: Дис.. докт. психол. наук. М., 2003. — 382 с.
  21. М.З., Долгих Ю. В., Иванова К. Г. Трудности в смысле И.Б. Руссмана и оценка надёжности управления // Сборник трудов X Международной научно-практической конференции «Системный анализ в проектировании и управлении» С-Пб, 2006. С. 28−34.
  22. Ю.М., Плахтиенко В. А., Худадов H.A. Критерии надёжности // Бокс. М. 1976.
  23. A.A. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1988. С. 10−22.
  24. В. А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2001. — 511 с.
  25. В.А., Малкин В. Б., Покровский Б. Л., Шпаченко Д. И. Психологический отбор лётчиков и космонавтов. Проблемы космической биологии. Т. 48-М.: Наука, 1984. 264 с.
  26. В.А., Орлов В. Я. Психология и надежность: Человек в системах управления техникой. М., 1998. — С.14−15, 25, 36, 101, 122.
  27. Большая советская энциклопедия. М.: 1982.
  28. Большой толковый психологический словарь. Т.2(П-Я) — пер. с англ./Ребер Артур. ООО «Издательство ACT" — «Издательство «Вече», 2001.-560 с.
  29. Н. Г., Количественные оценки надежности изделий, в сборнике: Основные вопросы теории и практики надежности. М., 1971.
  30. Л. Ф., Михайлова Н. Б. К психологической теории ситуации. // Психологический журнал, т.23, № 1, 2002. С.5−17.
  31. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. Спб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
  32. С.А. Надёжность совместной деятельности дежурных смен подводных лодок ВМФ в экстремальных условиях: Дис.. канд. психол. наук. М., 1996.
  33. В.А., Варламов Г. В., Власова Н. М., Зубрилова И. С., Котомин М. Б. Углубленные кадровые проверки / Под ред. Е. С. Швец. М.: 2003. С. З, 342−352.
  34. Введение в эргономику / Под ред. В. П. Зинченко, М.: Советское радио, 1974.- 352 с.
  35. В.Ф., Ротенберг Р. В., Улиханян Г. С. Психологические факторы надёжности управления автомобилями и проблема общения между водителями // Психологический журнал. 1983. № 4. С. 75−86.
  36. В.И. Разработка и практическое применение метода экспериментального применения надёжности деятельности операторов систем вооружения и военной техники.): Дис.. канд. психол. наук. М., 1971.
  37. A.M., Пономаренко В. А. К вопросу о профессиональной надёжности лётчика // Военно-медицинский журнал. 1993. № 5. С. 51−53.
  38. Временное положение по психофизиологическому обеспечению надёжности профессиональной деятельности и сохранению здоровья персонала энергетических предприятий РАО «ЕЭС» России 2000 г. // http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShowDocumIDl 21 877.html.
  39. А.И. Основы инженерно-психологического проектирования АСУ ГП. М.: Энергия, 1978. — 208 с.
  40. Д.В. Психологическое обеспечение лётного обучения: (Теория и практика): Дис.. докт. психол. наук. М.: ГНИИИ МО РФ, 1997. -301 с.
  41. С.Г. Значение личного фактора в лётном происшествии и методы его изучения // Тезисы докл. науч. конф. Центрального института усовершенствования врачей. М., 1948. С. 15−17.
  42. А.Н. Разработка системы профессионального психологического отбора для общевойсковых командных училищ: Дис.. канд. мед. наук. Д.: BMA, 1989.
  43. А.Н. Психолого-эргономические основы и средства профессионализации студентов медицинских вузов): Дис.. докт. психол. наук. М.: ВНИИ ТЭ, 2006. — 395 с.
  44. Г. В. Психологические условия эффективности деятельности командира зенитного ракетного полка Сухопутных войск по управлению огнём: Дис. канд. психол. наук. -М.: ВПА им. Ленина, 1989.
  45. . В., Беляев Ю. К., Соловьев А. Д., Математические методы в теории надежности. М., 1965.
  46. З.Т., Игитханян Е. Д. Профессионалы портрет на фоне реформ // СОЦИС, 2005. № 2. С.28−43.
  47. А.Д., Кондаков A.A. Философские и методологические проблемы надежности генетической структуры //Методологические и философские проблемы биологии. Новосибирск: Наука, 1981. С. 111−122.
  48. А.И. О некоторых проблемах теоретико-информационного подхода в инженерной психологии / Проблемы инженерной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1966. Вып. 4. С. 79−80.
  49. А.И., Евграфов В. Г. Эргономическое проектирование судовых систем управления. Л.: Судостроение, 1977. — 224 с.
  50. А.И., Ломов Б. Ф., Мансуров М. Н., Суходольский Г. В. Теория надёжности в применении к оператору / Инженерная психология в приборостроении. -М.: 1967. С.124−170.
  51. А.И., Половко A.M., Фокин Ю. Г. Принципы количественной оценки надёжности системы «человек техника» / Надёжность комплексных систем «человек — техника». Мастер. II Всесоюз. симпоз. по надёжности. 4.1. Л.: ЛДНТП, 1969. С. 15−17.
  52. Ю.Н. Психологическое обеспечение служебно-боевой деятельности военнослужащих войск и органов Пограничной службы Российской Федерации): Дис.. докт. психол. наук. М.: ПА ФСБ РФ, 2003. — 340 с.
  53. A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн.2. М.: РАГС, 2000. С.273−372.
  54. A.A. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований //Акмеология: личностное и профессиональное развитие человек. В 5-ти книгах. Кн.1. М.: РАГС, 1999.-392 с.
  55. A.A., Секач М. Ф. Психология безопасности. М.: Народный учитель, 2002. — 242 с.
  56. A.A., Ситников М. Ф. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. -М.: Луч, 1993. 264 с.
  57. С.А. Профессиональные деформации и деструкции как следствие искажения психологических моделей профессии и деятельности. // Журнал прикладной психологии. 2004. № 2. С.56−62.
  58. С. А. Психология профессионализма человека // Журнал прикладной психологии, 2003. № 4−5. С. 35−42.
  59. В. Психология http: // www.gumer.info / bibliotekBuks/ Psihol / drugin/ 07. php
  60. C.M. Произвольная психическая саморегуляция как средство повышения надежности наводчика орудия танка: Дис.. канд. психол. наук. М., 1995.
  61. Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность. // Психологический журнал. 2001.т.22, № 4. С.51−55.
  62. Е.П. Теневые функции должностной роли в структуре профессионального маргинализма. // Психологический журнал. 2003. т.24. № 3. С.56−65.
  63. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера, её формирование и развитие: Дис.. докт. психол. наук. М.: ВПА им. В. И. Ленина, 1982.
  64. Задачи ФСКН России / Региональное управление ФСКН России по Алтайскому краю // http://22.fskn.gov.ru/tasks.
  65. Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. М.: Наука, 1966. — 238 с.
  66. Захаров Н Л. Социокультурные и профессиональные регуляторы поведения российского чиновника. // СОЦИС. 2004. № 3. С. 113−121.
  67. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С.36−42.
  68. В.Н., Носс И. Н., Путивцев П. В. Психологическое сопровождение оперативно-служебной деятельности // Вестник Академии налоговой полиции. Вып.З. 2003. С. 386−392.
  69. История советской психологии труда. Тексты (20 30-е годы XX века)/ Под ред. В. П. Зинченко, В. М. Мунипова, О. Г. Носковой. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. С.61−64, 133−139, 141−143, 356−359.
  70. Т. А., Олейник Ю. Н. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов. // Психологический журнал. 2002. т.23. № 6. С.51−59.
  71. С. Л. Психолого-акмеологические основы управленческой деятельности командира войск радиационной, химической и биологической защиты: Дис. д-ра психол. наук. М.: РАГС, 2000. — 487 с.
  72. А.И. Основы математической статистики. М., 1962.213с.
  73. Л.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2010.-235 с.
  74. М.М. Психология педагогического мышления: Монография. СПб.: Алетейя, 2000. — 463 с.
  75. Г. А. Методология создания интеллектуальных систем оценки профессиональной надёжности персонала подразделений опасных профессий: Автореф. дисс. д-ра техн. наук. Воронеж. 2010.
  76. А.И. Психологические основы предупреждения нарушений воинской дисциплины: Дис.. канд. пед. наук. М., 1967.
  77. Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во Московского университета, 1988. — С.20,21.
  78. Е.А. Психология профессионала. М.- Воронеж, 1996.
  79. Кодекс чести сотрудника органов наркоконтроля / Управление ФСКН России по Архангельской области // http://www.antinark.ru/msluzba/2009-ll-09−08−40−29.html.
  80. A.A., Огарь Д. В., Ролик А. И. Носс И.Н., Калягин Ю. С., Григорьев И. В. Медико-психологическое и психофизиологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов: пособие. Владивосток, 2006. — 368 с.
  81. В.А. Теоретико-методологические основы историко-психологического исследования: Дис.. докт. психол. наук. М.: ИП РАН, 2004.-330 с.
  82. O.A. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития // Вопросы психологии. 2002. — № 2. — С. 128−135.
  83. М.А. Саморегуляция и надёжность человека-оператора. -Таллин: Валгус, 1974. 167 с.
  84. М.А., Емельянов А. М. Природа ошибок человека-оператора. -М.: Транспорт, 1993. С. 57.
  85. В.М. Психологическая профилактика наркопотребления как фактор личностной надёжности специалиста // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2011. № 3.
  86. A.A. Психологическое обеспечение надёжности профессиональной деятельности // http://www.ezolib.ru/6548.html.
  87. A.A. Человек в автоматизированных системах управления. Л.: ЛГУ, 1972. 192 с.
  88. JI. Д. Системно-психологическая оценка кадров руководителей и управленческих систем. Кишинев, 1983.
  89. Л.Г. Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельности командира полка. М.: РВСН, 1994. 242 с.
  90. Л.Г. Оптимизация управленческой деятельности военных кадров. Дис.. докт. психол. наук. М., 1996. -420 с.
  91. А.Б., Медведев В. И. Функциональное состояние человека в трудовой деятельности. М.: МГУ, 1981. — 112 с.
  92. Личность и труд. М.: Мысль, 1965.
  93. Д. и Липов М., Надежность, пер. с англ. М., 1964.
  94. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 31−45.
  95. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации // Описание и руководство к использованию. -Петрозаводск: «Петроком», 1992. С. 23−41, 121−159.
  96. A.C. Педагогическая поэма / Вступ. ст. М.И. Кондакова- Ил. С. А. Чуйкина. М.: Правда, 1988. С. 5−9.
  97. A.C. Соч.: в УП т. М.: АПН РСФСР, 1958. — Т.5.
  98. В.В. Избранные лекции по психотерапии. М.: Академический проект, 2000. С. 162−165.
  99. Е.А. Психологические аспекты смысла жизни, акме и счастья. // Психологический журнал, т.22, № 6, 2001. С. 117−121.
  100. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. -М.: Изд-во Эксмо, 2005. С. 325.
  101. В.А., Юрченко О. В. Перспективы профессионализации российских врачей в формирующемся обществе. // СОЦИС. 2005. № 1. С.66−67.
  102. Г. Г. Управление режимами профилактики сложных систем. Минск, 1976. — 256 с.
  103. Г. О социальной адаптации к деятельности. // Психологический журнал, 2002. т.23. № 5. С.108−112.
  104. Методы психологической диагностики. Описание и практика применения: Учебное пособие. Курган: «Зауралье», 1994. — 96 с.
  105. Е.А. Эмоционально-волевые компоненты надёжности оператора / Очерки психологии труда оператора. М.: Наука, 1974. С. 14.
  106. С.Е. О профессиональной пригодности к службе в качестве лётчика на основании статистических данных и психотехнических испытаний // Вестник воздушного флота. М., 1920. № 3−4. С 12−14.
  107. О.В. Готовность к деятельности как акмеологический феномен: содержание и пути развития: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 2007.
  108. Н.Б. Личностно-профессиональные деформации педагогов: Теоретико-методологический анализ: Монография. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2004. — 144 с.
  109. A.B. Психологические основы совершенствования учебно-воспитательного процесса в суворовских военных училищах: Дис.докт. психол. наук. -М.: ВУ МО РФ, 1988. 516 с.
  110. Г. Психология и экономическая жизнь. М., 1924. -238 с.
  111. Н.И. Профессиональный психологический отбор в органах внутренних дел Российской Федерации (Концепция, принципы, критерии, технологии): Дис.. канд. психол. наук: 19.00.06: Москва, 2004.
  112. Наркоситуация / аналитические материалы Управления ФСКН России по Республике Башкортостан 2011 г. //http://www.gnkrb.ru/narcosit.php
  113. Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Серия «Серебряная сова». М.: Ижица, 2002. С. 131−144.
  114. В.Д. К изучению надёжности работы оператора в автоматизированных системах // Вопросы психологии. 1961. № 6. С. 9−18.
  115. Jl.А. Психологическое сопровождение формирования надежности субъекта спортивной деятельности: Дис.. канд. психол. наук. Ставрополь, 2004.
  116. В.В. Основы психологии таможенной деятельности: курс лекций / В. В. Немирич. -М.: РИО РТА, 1995. С. 13−16.
  117. P.C. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. 2-е изд. — М.: Просвещение: Владос, 1995. С. 459.
  118. Г. С. Механизмы надёжности человека / Проблемы индустриальной психологии. Под ред. A.A. Крылова, В. Д. Шадрикова. -Ярославль: ЯрГУ, 1976. С. 84−93.
  119. Г. С. Надежность профессиональной деятельности. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 176 с.
  120. Г. С. Самоконтроль как механизм надёжности человека-оператора. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. 112 с.
  121. О.Г. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Г. Носкова- под ред. Е. А. Климова. 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 384 с.
  122. H.A. Инженерно-психологический анализ спорадических ошибок оператора и способы их предупреждения: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1981.
  123. И.Н. Акмеологическая концепция диагностики кадров государственной службы: Дис. д-ра психол. наук. М. 2007. — 503 с.
  124. И.Н. Введение в технологию психодиагностики. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. С. 27,29.
  125. И.Н. Личность сотрудника налоговой полиции как субъекта ОСД. М.: Управление ФСНП по г. Москве, 2000.
  126. И.Н. Основы психодиагностики. М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2002. С. 51.
  127. И.Н. Профессиональная психология: Психологический отбор персонала. Владивосток: Изд-во «Лит», 2005. С 7 — 12.
  128. И.Н. Руководство по психодиагностике. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. — 688 с.
  129. И.Н. Эффективность психодиагностики военно-профессиональной направленности у суворовцев: Дис.. канд. психол. наук. М.: ГА ВС, 1992.
  130. И.Н., Путивцев П. В. Проблемы соотношения эффективного лидерства и авторитета руководителей подразделений правоохранительных органов // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2009. № 3. С. 64−71.
  131. Нравственные основы государственной службы России. Учебное пособие / Под общей ред. В. М. Соколова. М.: Изд-во РАГС, 2003. — 300 с.
  132. О чертах личности нового рабочего. М.: Изд-во АН СССР, 1963.
  133. Определение профессиональной пригодности офицеров в аттестационных целях // Введение в профессию: учебно-методическое пособие для войсковых психологов и социологов. М.: ЦВСППИ ВС, 1992. С. 106−109.
  134. О.Л. Компетентностный подход к развитию профессиональной надёжности педагога в процессе подготовки // Образование и педагогика. 2009. № 3. С. 135−140.
  135. О.JI. Модель профессиональной надёжности педагога // http://www.logosbook.ru/VOS/osadchuk.pdf.
  136. О.Л. Оценка профессиональной надёжности педагога // Вестник ТГПУ. Серия: Педагогика. 2007. Выпуск 7 (70). С. 52−55.
  137. О.Л. Роль профессиональной надёжности педагога в обеспечении качества профессионального образования // http://edu.meks-info.ru/tezis2/054.doc.
  138. О.Л. Системно-генетический анализ профессиональной надежности педагога http://www.jeducation.ru/62 010/57.html.
  139. О.Л. Формирование профессиональной надёжности специалиста// Фундаментальные исследования. 2005. № 1. С. 86−88.
  140. X. Профессиональный отбор // Человеческий фактор. В 6-ти т.т. / Под ред. Г. Салвенди. Т. З. Часть 2. М.: Мир, 1991. С.237−300.
  141. Основные показатели деятельности ФСКН России // http://www.fskn.gov.ru/pages/main/prevent/3939/index.shtml.
  142. Основы социально-психологических исследований: учебник для вузов / под общей ред. акад. РАО, проф. A.A. Бодалёва, акад. РАО, проф. A.A. Деркача, д-ра психол. наук, проф. Л. Г. Лаптева.. М.: Гардарики, 2007. -334 с.
  143. Отчет о научно-исследовательской работе «Разработка методических рекомендаций по проведению психологических исследований в органах наркоконтроля». М.: ООО «КонсалтБЮРО «Ставка», 2008.
  144. В.А. Психологические условия надёжности офицера расчёта боевого управления и пуска ракетного дивизиона РВСН: Дис.. канд. психол. наук. М.: ВУ, 2011.
  145. К. Социально-психологическое исследование авторитета командиров подразделений ЧНА: Дис.. докт. психол. наук. М., 1980.
  146. Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. JI.A. Регуш, A.B. Орловой. СПб.: Питер, 2011. С.26−72, 396−408.
  147. А.К. Психология смелости и страха в связи с проблемой характера (опыт изучения воина-фронтовика 1941 1945 г. г.): Дис.. канд. пед. наук. Д., 1946.
  148. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. С. 106.
  149. В.Ф. Криминальная психология. М.: «Ось-89», 2007. С. 57−60.
  150. О.В., Крылов Г. М. Профессиональная надёжность единоборца в условиях внешних помех. Теория и практика физической культуры, научно-теоретический журнал № 6, 2004 // http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2004N6/p50−54.htm.
  151. A.A. Историко-методологический анализ концепции надёжности социо-технических систем: дис.. докт. философ, наук. М.: МГУ, 1995.
  152. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медгиз, 1970.264 с.
  153. К.К. Психология лётного труда. М.: Воениздат, 1960. -352 с.
  154. Подбор надёжного персонала и его оценка //http:www.mikten.ru/site/articles/selecti ngthepersonnel/
  155. Я.В. Личность и коллектив: психология военного управления. М.: Военное издательство, 1989. С. 4.
  156. В.А. Этапы развития авиационной безопасности полётов в авиационной медицине // Космическая биология и авиакосмическая медицина. 1986. № 3. С. 12−19.
  157. В.Н. Методологические основы военно-психологических исследований: Дис.. докт. психол. наук. М.: ВУ МО РФ, 2002. — 478 с.
  158. С.Ю. Формирование профессиональной надёжности правоохранительной деятельности сотрудников органов внутренних дел МВД России: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1997.
  159. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Речь, 2003, С.276−282.
  160. Практическая психология в тестах. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  161. Приказ Главнокомандующего Военно-Морским Флотом № 300 от 1 декабря 1994 г. О введении в действие Руководства по организации социально-психологической работы и психологического обеспечения деятельности сил (войск) Военно-Морского Флота. М., 1994. С. 5.
  162. Приказ ФСКН России от 1 октября 2008 г. N 322 «Об утверждении Положения об организации наставничества в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».
  163. Прикладная математика: Учебное пособие / Под ред. Г. В. Звенигородского. -М.: ВПА им. В. И. Ленина, 1986. С. 11 19, 73, 144.
  164. Прикладная математика: учебное пособие для поступающих в вузы / Под общ. ред. B.C. Павловича Киев: «Вища школа», 1976. — С.34.
  165. Промышленная социальная психология. Л., 1975.
  166. Профессиональная надёжность водителя // http: // www.transler.ru/content/arxivperevozhic/perevozhic06/perevozhic71/0tdelka drovAvtoshkolyvusloviyaxrynka.
  167. Профессиональное воспитание сотрудников правоохранительных органов в современных условиях. Материалы межведомственной заочной научно-практической конференции 15−31 марта 1998 г. М.: Академия налоговой полиции ФСНП России. 2000. С.67−88, 123−134.
  168. Психологическая оценка при профессиональном отборе кадров для прокуратуры // http://www.hr-portal.ru.
  169. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. Под. ред. Б. Ф. Ломова, Ю. М. Забродина. М.: Наука, 1985. — 232 с.
  170. Психологический анализ ошибочных действий (аварийных ситуаций) специалистов // Введение в профессию: учебно-методическое пособие для войсковых психологов и социологов. М.: ЦВСППИ ВС, 1992. С. 99−102.
  171. Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности. (Из опыта работы Службы кадров Управления ФСНП Россиипо г. Москве) / Под общ. ред. В. М. Шмелева М.: ГУК ФСНП РФ, 2001 -С.45.
  172. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел: Методическое пособие. М.: ГУК МВД России, 2003.-211 с.
  173. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. С. 136,137.
  174. Психология труда: учебник / A.B. Карпов и др. / под ред. проф. A.B. Карпова 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2011. С. 310.
  175. Психология управления человеческими ресурсами: Учебное пособие / Т. С. Кабаченко СПб.: Питер, 2003. С.173−175.
  176. Психология человека от рождения до смерти. Психологический атлас человека / под ред. A.A. Реана. М.: ACT- СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2010.-С. 465−476.
  177. Психология. Словарь/ Под общ. ред. A.B. ' Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — С. 8, 84, 415.
  178. П.В. К вопросу об авторитетности руководителей подразделений правоохранительных органов // Россия и мир: вчера, сегодня, завтра: Актуальные проблемы образования, психологии и социологии. М.: МГИ им. Е. Р. Дашковой, 2010. С. 154 — 165.
  179. П.В. Об обеспечении профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля // Модернизация России: материалы I Ежегодных научных чтений Института мировых цивилизаций, 31 марта 2011 г. Часть I. М.: Изд-во ИМЦ, 2011. С. 123−130.
  180. П.В. Проблема эффективности социально-психологического сопровождения профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов // Инновации в образовании. 2009. № 4. С. 128 140.
  181. П.В. Профессиональная надежность сотрудников органов наркоконтроля и пути ее повышения // Инновации в образовании. 2011. № 6. С.28−37.
  182. П.В., Игнаткин В. Н. К вопросу о прогнозировании динамики социально-психологического статуса сотрудников в процессе кадровых изменений // Информационный бюллетень УФСНП по г. Москве. 2000. № 24. С.64−67.
  183. В.А. Профессиональный выбор и отбор персонала управления. Политическая профессиология. 3-е изд., испр. и дополн. -Тверь: Издатель Алексей Ушаков, 2008. — 256 с.
  184. Рабочая книга практического психолога. Технология эффективной профессиональной деятельности: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Науч. ред. A.A. Деркач. М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. С.79−85.
  185. Рабочая книга психолога таможенного органа: Учебное пособие / С. И. Съедин, И. Н. Колобова, A.A. Деркач. М.: РИО РТА, 1998. С.62−68.
  186. С.Г. Теоретические основы управления трудовым потенциалом: Учеб. Пособие. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007. С. 5−26. 66, 251.
  187. Т.А. Природа индивидуальных различий в психофизическом шкалировании: Дис.. докт. психол. наук. М., 1987. -354 с.
  188. Регуляция социально-психологического климата трудового коллектива/ Под ред. Б.Д. Парыгина- Л.: «Наука», 1986. С. 98, 104.
  189. Рекомендации по организации и проведению профессионального отбора на службу в федеральные органы налоговой полиции: научно-практическая разработка / И. Н. Куксин, Н. М. Голованов, Ш. Ю. Досмухамедов. -М.:ФСНП, 1996. С. 11.
  190. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.: Изд-во «Прогресс», 1998. С. 40,73−76.
  191. Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2001.
  192. Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях.// Психологический журнал. 2002. т.23. № 3. С.85−96.
  193. C.JI. Основы общей психологии. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1946. С. 28,29, 562 — 565.
  194. Руководство по использованию восьмицветного теста Люшера. -М.: Когито-Центр, 1999.
  195. В.Ю. Психологическое прогнозирование надёжности деятельности специалистов экстремального профиля: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. СПб, 2000.
  196. C.B. Из истории исследования надёжности в отечественной психологии / http://www.psyche.ru/catalog/isl/element.php? ID=1172
  197. C.B. Социально-психологические аспекты проблемы надёжности малых социальных групп// Электронный научный журнал «Исследовано в России» / http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2006/272.pdf.
  198. C.B. Социально-психологические факторы надёжности малых групп в различных социальных ситуациях: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. Курск, 2009.
  199. Сборник нормативных правовых актов и документов, регламентирующих деятельность психологов органов и подразделений внутренних дел. М.: ГУК МВД России, 2001. — 137 с.
  200. Л.В. Субъектные детерминанты функциональной надежности деятельности операторов энергосистем: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Ярославль, 2004.
  201. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. М.: Школьная пресса, 2000. С.320−363.
  202. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. -Минск: Харвест, 1998. 800 с.
  203. .А. Надёжность оператора и системы «человек-машина» / Основы инженерной психологии. Под ред. Б. Ф. Ломова. 2-е изд. -М.: Высшая школа, 1986. С. 324−346.
  204. Л.Н. Метод портретных выборов адаптированный тест Сонди. Практическое руководство. — СПб.: Речь, 2002.
  205. Л.Н. Методы психологической диагностики. Диагностика межличностных отношений модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири., М., 1990.
  206. В.А. Психологический анализ нарушений воинской дисциплины.): Дис.. канд. психол. наук. М., 1970.
  207. М.С. Методологические основания, социальные идеалы и пути обеспечения надёжности социотехнических систем управления -Оренбург: ДиМур, 1997.
  208. . С., Основы теории и расчета надежности элементов и устройств автоматики и вычислительной техники. М., 1970.
  209. Социальная защита сотрудников в органах внутренних дел (на примере УВД по Амурской области), 2011. http://www.bestreferat.ru/referat-193 728.html.
  210. Справочник по инженерной психологии. Под ред. Б. Ф. Ломова. -М.: Машиностроение, 1982. 368 с.
  211. С.С. Век психологии: имена и судьбы. М.: Изд-во Эксмо, 2002. — 592 с.
  212. С.С. Психология в лицах. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.384 с.
  213. А.Б. Принципы использования методов психической регуляции для повышения профессиональной надёжности // http ://www.psy inst.ru/library. php? part=article&id= 1743.
  214. А.Б., Човдырова Г. С. Психологические аспекты обеспечения профессиональной надежности сотрудников ОВД вэкстремальных условиях // Психопедагогика в правоохранительных органах.- Омск: Изд-во Ом. юрид. ин-та МВД России. 1996. № 1. С. 68−70.
  215. Структура профессиональной надёжности врачей, работающих в экстремальных условиях // http://locus23.narod.ru/public/prof.htm.
  216. Структура Управления ФСКН России по г. Москве // http://fsknmsk.ru/narcosituation/.
  217. Сухо дольский Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л.: ЛГУ, 1976. — 120 с.
  218. Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 320 с.
  219. И.В. Психология профессиональной субъектности офицеров Вооружённых Сил Российской Федерации: Дис.. докт. психол. наук. М.: ВУ МО РФ, 2007.
  220. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, -1938. Т.2.
  221. Д.Г. Профессиональная деформация практического психолога// Психологическая газета, 1997. № 01 (28).
  222. Указ Президента Российской Федерации «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» от 5 июня 2003 г. № 613.
  223. И.А. Основные принципы теории надёжности II Вопросы философии. 1967. № 6. С. 18−24.
  224. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  225. К.В. Психическая надёжность лётного состава: Дис.. канд. психол. наук. М., 1996.
  226. Ю.Г. Надёжность при эксплуатации технических средств.- М.: Воениздат, 1970. 224 с.
  227. Г. А. Страх и его преодоление: Дис.. канд. пед. наук. Л., 1942.
  228. В. Инженерная психология и психология труда. М.: Машиностроение, 1985. С. 304.
  229. Ю. Парадигма для менеджемента по наркоконтролю // http://www.ecad.ru/f4/sem37−05.html
  230. , Ю.А. Системная диагностика человека и развитие психических функций: учеб. пособие / Ю. А. Цагарелли. Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2009. С. 12−15.
  231. Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: учеб. Пособие. М.: Проспект, 2009. — 208 с.
  232. В.Б. Психология кризисных ситуаций/ В. Б. Шапарь -Изд. 2-е, стереотип. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. С. 135 — 143.
  233. Н.И. Деформация трудового поведения работника // СОЦИС, 2000. № 7, С.26−33.
  234. .Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. М.:ВПА, 1989. С. 43,44.
  235. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. С. 36.
  236. М.Ю. Рабочая книга психолога организации. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2005. — 224 с.
  237. Л.А. Эффективность акмеологических методов в развитии профессионально-диагностической компетенции государственных служащих: Дис.. канд. психол. наук. М., 2008.
  238. А.И., Шипилова O.A. Психологические факторы низкой надежности персонала // Кадры предприятия № 8, 2002.
  239. Н.Б. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности): Дис.. докт. психол. наук. М.: ВНИИ ТЭ, 2004.-332 с.
  240. Шор Я. Б., Статистические методы анализа и контроля качества и надёжности. -М., 1962.
  241. В.Ю., Бобров А. Ф. Надёжность деятельности человека в автоматизированных системах и её количественная оценка // Психологический журнал. 1990. № 3. С. 60−69.
  242. Эргономика в определениях. М.: ВНИИТЭ, 1980. — 136 с.
  243. Cronbach L.J., and Gleser G., Psychological tests and personnel decisions, (2nd ed.), Urbana, University of Illinois Press, 1965.
  244. Glenny M («МакМафия Преступность без границ») McMafia -Crime Without Frontiers, London: The Bodley Head. 2008.
  245. Hunter J.L., Schmidt F.L., and Jackson G.B., Advanced metaanalysis: Quantitative methods for accumulating research findings across studies. Beverly Hills, CJl: Sage, 1982.
  246. McCoy AW («Политика героина») The Politics of Heroin, rev. ed., Chicago: Lawrence Hill Books. 2003.
  247. Marbe K. Practische Psychologi der Unfalle und der Betriebsschaden. -Munchen. Berlin, 1926. 327 p.
  248. Reinhardt R.E. The flyer who fails // Flight Safety. 1968, vol. 2. № 2. p. 17−19.
  249. Rippon P. The personal factor in flying accidents // U.S. Naval Medic. Bull. 1928, vol. l.p. 17.
  250. Roddenberry EW («Добиться профессионализма») Achieving professionalism, J. Criminal Law, Criminology and Police Science, 1953. vol.44, s. 109−115.
  251. Ruff S., Strughold H. Grundriss Luftleermedizin. Munchen. Barth, 1957.
  252. Schmidt F. L., Mack M. J., and Hunter J. E., Selection utility in the occupation of U.S. park ranger for three modes of test use, Journal of Applied Psychology, 1984, 69, 490—497.195
Заполнить форму текущей работой